Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан. Выплата стипендии

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан. Выплата стипендии.

В каких случаях безработный гражданин может быть направлен на профессиональную подготовку или переподготовку? В каких видах и формах осуществляется профессиональное обучение? В каком размере начисляется стипендия безработному, если он направлен службой занятости на профессиональное обучение? Какие удержания могут производиться из стипендии? Выплачивается ли стипендия гражданину, совмещающему профессиональное обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ ? В каких случаях выплата стипендии может быть приостановлена или уменьшен ее размер? При каких условиях может быть прекращена выплата стипендии? Выплачивается ли стипендия безработным, проходящим обучение по направлению службы занятости, в период временной нетрудоспособности ? Возможна ли повторная регистрация в качестве безработного, если после окончания обучения гражданин не трудоустроился? В каких случаях безработный гражданин может быть направлен на профессиональную подготовку или переподготовку?
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам ;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования , учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы , граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) (ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
2. В каких видах и формах осуществляется профессиональное обучение?
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя следующие виды обучения:
- профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
- переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
- обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
- повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности ;
- профессиональная подготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам , предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
- повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
- стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей (п. 6 Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 01.01.2001 №3/1, в ред. постановления Минтруда России и Минобразования России от 01.01.2001 №17/1).
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным. В каком размере начисляется стипендия безработному, если он направлен службой занятости на профессиональное обучение?

1. В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

уволенным из организаций по собственному желанию (в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора ; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет), а также уволенным по другим основаниям, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице. Указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке;

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации , а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;

утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице.

3. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

4. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

5. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

6. Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

7. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.

8. В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Какие удержания могут производиться из стипендии?
Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Выплачивается ли стипендия гражданину, совмещающему профессиональное обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ?
Безработные граждане, направленные на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку по направлению органов службы занятости снимаются с учета в качестве безработного и приобретают статус занятых.
Общественные работы организуются в целях обеспечения временной занятости для всего населения, в т. ч. работающего и учащегося.
Лицам, желающим участвовать в общественных работах, если при этом они успешно сочетают эту работу с обучением, выплачивают и стипендию. В каких случаях выплата стипендии может быть приостановлена или уменьшен ее размер? При каких условиях может быть прекращена выплата стипендии?
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. Прекращение выплаты стипендии производится при прекращении обучения. Другие случаи законодательством не предусмотрены (п. 5 ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Выплачивается ли стипендия безработным, проходящим обучение по направлению службы занятости, в период временной нетрудоспособности?
Государство гарантирует безработным выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Возможна ли повторная регистрация в качестве безработного, если после окончания обучения гражданин не трудоустроился?
Граждане, завершившие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости и не трудоустроенные, признаются безработными в установленном порядке.

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если: 1)

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2)

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3)

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, во время обучения выплачивается стипендия.

При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Вопросы и задания 1.

Дайте определение понятия «занятость». Какие виды занятости вам известны? 2.

Чем заработок отличается от трудового дохода? 3.

Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занятости. 4.

Кто и в каком порядке может быть признан безработным? 5.

Какие граждане не могут быть признаны безработными? 6.

Охарактеризуйте правовой статус безработного. 7.

Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачивается? 8.

Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?

В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из п. 2 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Более того, в ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Для лиц, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, отработали полный норматив рабочего времени не менее чем за 26 календарных недель, размер выплачиваемой им стипендии составляет 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы, но не свыше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого выплачивается стипендия. Стипендия не может быть ниже 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Остальным гражданам стипендия выплачивается в размере стипендий, установленных для соответствующих учебных заведений государством, но не ниже пособия по безработице, которое могло быть им назначено. И в этом случае стипендия не может быть ниже 100 рублей в месяц. При этом районный коэффициент на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях применяется к стипендии перечисленных лиц, которая не превышает 100 рублей в месяц. Тогда как лица, отработавшие норматив рабочего времени, указанные коэффициенты получают ко всем стипендиям, выплачиваемым в указанных местностях.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;

Постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере.

В п. 6 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплат­ную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профес­сии), трудоустройства, возможности профессионального обуче­ния. Безработные граждане имеют также право на бесплатное по­лучение услуг по психологической поддержке, профессиональ­ной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного об­разования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональ­ное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если˸

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2) необходимо изменить профессию (специальность, род за­нятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение ква­лификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют без­работные инвалиды, безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку по направлению орга­нов службы занятости, во время обучения выплачивается стипен­дия. При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподго­товку в другую местность.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия ʼʼзанятостьʼʼ. Какие виды занятости вам известны?

2. Чем заработок отличается от трудового дохода?

3. Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занято­сти.

4. Кто и в каком порядке должна быть признан безработным?

5. Какие граждане не могут быть признаны безработными?

6. Охарактеризуйте правовой статус безработного.

7. Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачи­вается?

8. Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан" 2015, 2017-2018.

В пункте 1 статья 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1«1 Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости // Зарплата, 2012, № 4»

  • - отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • - наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии. Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями.

В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока. 1«1 Егоркина О. «Арсенал предпринимателя», как рассчитать средний заработок для пособий по безработице 2013, № 2»

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из пункте 2 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с пункте 4 статьей 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;
  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;
  • - постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере. 1«1 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга., 2011, № 8»

В п. 6 статьи 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из пункта 1 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения: 1«1 Сойфер В.Г. "Законодательство и экономика", занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы, 2011, № 10»

  • - обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • - оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • - организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
  • - осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;
  • - давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ № 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

  • - запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • - посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;
  • - выступать в качестве учредителей учебных центров;
  • - разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
  • - давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;
  • - давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со стаьей 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. 1«1 Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости // Арсенал предпринимателя, 2012, № 10»

Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом. 2«2 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга, 2011, № 8»

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в статье 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены:

  • - инвалиды;
  • - граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор;
  • - лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам;
  • - молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;
  • -лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
  • - беженцы и вынужденные переселенцы;
  • - граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;
  • - одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • - семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
  • - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места.

Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест. 1«1 Гусева Т.С. «Российская юстиция», правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность, 2011, № 10»

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может быть осуществлена путем предоставления возможности в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В пункте 3 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости предоставлено безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих или гражданам, уволенным с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности).

Праву перечисленных граждан пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить возможность обучения в привилегированном порядке. Невыполнение органом службы занятости данной обязанности позволяет перечисленным гражданам защищать свои права в установленном законодательством порядке, к примеру, путем предъявления требований к органу службы занятости о направлении в учебное заведение, с которым у этого органа имеется соответствующий договор. Подобные заявления могут быть рассмотрены в суде общей юрисдикции.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах.

По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.



error: Контент защищен !!