Заем у не кредитной организации. Гуп должен выбирать финансовую организацию с помощью конкурса или аукциона Кредит по 223 фз

Подпадает ли под действие Федерального закона № 223-ФЗ выбор финансовых организаций для ГУПа (областного подчинения, монополист в сфере водоснабжения) на кредитование, открытие расчетного счета? Можно ли без конкурсов заключить договор на овердрафтное кредитование к действующему с 2005 г. расчетному счету?

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) закрепляет общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке государственными унитарными предприятиями.

В пункте 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлен круг лиц, на которых этот закон распространяется. К ним, в частности, относятся организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения.

В то же время есть исключения. А именно в п. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ определен закрытый перечень отношений, на которые закон не распространяется. Речь идет об отношениях, связанных:

  • с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;
  • приобретением биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
  • размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если им предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Как видим, отбор финансовых организаций в этом перечне не поименован. Таким образом, выбор финансовой организации для заключения с ней договора на открытие расчетного счета, равно как и кредитного договора, должен проводиться на общих основаниях, предусмотренных Законом № 223-ФЗ.

Если выручка организации от вида деятельности в сфере водоснабжения не превышает 10% общей суммы выручки за 2011 г. от всех осуществляемых видов деятельности, положения Закона № 223-ФЗ должны применяться с 1 января 2013 г.

Что касается заключения допсоглашения к договору банковского счета по овердрафту, поскольку на эти услуги распространяются требования по проведению конкурсов или аукционов, необходимо помнить о п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В нем сказано, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или способны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание одному или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в частности путем доступа к информации.

В связи с этим заключение допсоглашения на предоставление кредита в форме овердрафта на существующий счет создает преимущественные условия кредитной организации, в которой у ГУПа открыт счет, а это нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

С учетом сказанного для получения кредита в форме овердрафта ГУП должен провести открытый конкурс или аукцион в соответствии с Законом № 223-ФЗ для оказания услуг по открытию и ведению банковского счета юридического лица, осуществлению расчетов по этому счету, предусмотрев в конкурсной документации возможность его дальнейшего кредитования (предоставления овердрафта).

Получить банковскую гарантию
от 3000 руб.

Отправить заявку

Кредитование известно практически каждому жителю планеты. С помощью кредитов стало возможным покупка земли, дома, автомобиля. За годы существования кредитования появилось огромное количество разновидностей кредитов, одним из которых является тендерный кредит для обеспечения заявки на участие в конкурсе. Часто для участия в конкурсе необходимо денежное обеспечение заявки, для получения необходимых средств поможет тендерный кредит по 223 ФЗ .

223 фз тендерный кредит: зачем он нужен

Данный кредит выдается на основе федерального закона № 223, в отличие от ФЗ № 44 в данном случае заказчику остается больше свободы. Денежное обеспечение заявки для участия в конкурсе необходимо для того, чтобы заказчик услуги в самом начале исключил всех участников конкурса, которые могут отказаться от контракта. При отказе от контракта денежная сумма заявки переходит заказчику в качестве удовлетворения временного ущерба. Именно поэтому было введено понятие обеспечения заявки на участие в конкурсе. При неудачном конкурсе обеспечение заявки возвращается на счет участника в течение пяти дней.

Заявку можно обеспечивать самостоятельно, если имеются достаточно средства, либо же использовать банки и получать тендерные кредиты.

223 фз тендерный кредит: какие бывают

На сегодня существует два типа тендерных кредитов, отличающихся сроком кредитования:

  • Единовременный. При таком кредите сумма выдается заявителю один раз на участие в определенном конкурсе. Срок кредитования составляет девяносто дней, это как раз то время, за которое проходит конкурс и осуществляется объявление результатов;
  • Также существует кредитная линия. Данный способ представляет собой выдачу денежных средств в течение года. Тогда участник может участвовать в неограниченном количестве конкурсов в течение года, такой вариант подойдет больше тому участнику, который в течение года регулярно подает заявки на участие в различных конкурсах.

Условия кредитования

  • Срок рассмотрения заявления составляет примерно 5-7 рабочих дней, все зависит от банка, возможно и меньше;
  • Процентная ставка составляет примерно 1,2 % в месяц от суммы кредита;
  • Максимальный срок кредитования равен одному году;

Таким образом, тендерный кредит – это очень удобная процедура, однако очень важно правильно выбрать банк. Необходимо обратить на срок существования такого банка, клиентскую базу и прочее.

Может ли оформить заем организация, работающая по 223-ФЗ (ОАО) с не кредитной организацией? И в какой форме это сделать?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Предоставление займодавцем денег или других вещей заемщику не является оказанием услуги по смыслу Федерального закона от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ).

Разъяснение отдельных вопросов применения Закона № 223-ФЗ. Договор займа

С учетом вышеизложенного отношения, связанные с займом, не являются предметом регулирования Закона № 223-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

24.09.2014 г.


В соответствии с 223-ФЗ закупка - совокупность последовательных действий заказчика, нацеленных на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора. Действие закона распространяется на три вида сделок: поставку товаров (купля-продажа), где заказчик выступает покупателем, подряд и возмездное оказание услуг, в которых он является заказчиком работы или услуги.

Отношения, которые не регулируются 223-ФЗ и, соответственно, к которым нет оснований применять положение о закупке, прямо перечислены в ч. 4 ст. 1 данного Закона, их перечень является закрытым. Согласно ч. 1 ст. 2 223-ФЗ правовые акты заказчика, регламентирующие правила закупки (положение о закупке), регулируют закупочную деятельность заказчика. Закон о закупках не наделяет заказчика правом самостоятельно решать, какие виды закупочной деятельности будут регулироваться положением о закупке, а какие нет.

Казалось бы, правила, предусмотренные положением о закупке, должны применяться к порядку заключения любых договоров, за исключением тех, что подпадают под изъятия ч. 4 ст. 1 Закона о закупках. Тем не менее многие договорные отношения не соотносятся с понятием "закупка", но и не попадают в ряд исключений из сферы действия 223-ФЗ, как, например, кредитный договор.

Под кредитным договором понимается такой договор, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК). Проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных п. 1 ст. 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами.

Чем является кредитный договор?

В ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» сказано, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре, среди прочего, должна быть указана стоимость банковских услуг. Статья 32 данного Закона запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что предоставление кредита есть одна из разновидностей банковских услуг.

Антимонопольное законодательство также оперирует термином «банковская услуга» (ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»): Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Т.е. понятие банковская услуга является устоявшимся применительно к заключению кредитных договоров. А закупку возмездного оказания услуг необходимо проводить в соответствии с нормами 223-ФЗ.

Вместе с тем, в теории гражданского права принято иное понимание сущности кредитного договора, в то время как именно он и является целью закупочной процедуры в контексте требований Закона № 223-ФЗ.

Нормы, регулирующие правоотношения по кредиту, содержатся в параграфе 2 главы 42 ГК РФ. Отношения, связанные с возмездным оказанием услуг, регулируются главой 39 ГК РФ.

Можно сделать вывод, что правовое регулирование отношений, связанных с возмездным оказанием услуг и отношений, связанных с кредитом, различно, и, вроде как, действие 223-ФЗ не распространяется на заключение кредитного договора.

В современной юридической литературе можно встретить различные мнения относительно правовой природы кредитного договора: от признания его разновидностью договора займа до квалификации кредитного договора как самостоятельного гражданско-правового договора. Так, с точки зрения теории гражданского права, кредитный договор не относится к договорам об оказании услуг, а принадлежит к категории договоров о передаче имущества, договоров возмездного займа и не имеет отношения к договорам банковского вклада и банковского счета, которые действительно относятся к категории договоров об оказании финансовых (банковских) услуг.

Однако, несмотря на очевидные расхождения между приведенными позициями (законодательства и теории гражданского права), заказчику рекомендуется все же применять нормы 223-ФЗ к заключению кредитных договоров , потому что речь идет об устоявшемся понятии банковской услуги. Так, в соответствии с разъяснениями ФАС, в случаях, предусмотренных кредитным договором, клиент оплачивает услуги банка за пользование денежными средствами в виде начисляемых на сумму кредита процентов (п. 1 ст. 819 ГК). Таким образом, заказчик при заключении кредитного договора приобретает финансовую услугу, а, следовательно, должен руководствоваться требованиями Закона о закупках при заключении названного договора.

Как выбрать тип закупочной процедуры для кредита?

Получение кредита заказчиком в любом случае требует большого количества времени и подготовки огромного пакета документов, отражающих всю «подноготную» заказчика.

При проведении открытой конкурентной закупочной процедуры данный пакет документов необходимо выкладывать в составе закупочной документации (что весьма нецелесообразно с точки зрения коммерческой тайны, а также отсутствия единого стандартного перечня, требуемых для получения кредита документов) либо направлять по официальным запросам потенциальным участникам закупки, но ответы на запросы так же требуется официально опубликовывать в ЕИС. Эффективность данного способа закупки оценить сложно, и такая закупка может растянуться на неопределенное время.

В данной ситуации есть два выхода:

1) Провести двухэтапную конкурентную процедуру, где:

  • I этап - предквалификационный отбор: на этом этапе можно провести отбор кредитных организаций по их надежности и по их кредитно-коммерческим предложениям, основанным на общей информации о заказчике;
  • II этап - закрытая закупочная процедура или процедура с ограниченным участием на основании результатов I этапа.

Плюс данного способа - заказчик контролирует круг лиц, которому рассылается пакет документов для получения кредита. Минус - требует времени и значительных трудозатрат.

2) Провести неконкурентную закупочную процедуру - осуществить закупку «у единственного поставщика» (можно применить, только в случае, если это оговорено в положении о закупке заказчика).

Таким образом, на данный момент наиболее быстрым и наименее трудозатратным способом заключения кредитного договора (а также наиболее нейтральным в свете спорных толкований о его природе) является проведение закупки «у единственного поставщика», если иное не указано в положении о закупке заказчика.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно в положении о закупке. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. В том числе заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в том числе при закупке займов и кредитов.

При этом заказчик вправе в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ принять положение о закупке, в котором может отразить, что данный вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика.

Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика, на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким закупкам, а также обоснованности определения таких случаев, установленной в положении о закупке, будет способствовать обеспечению соблюдения принципов Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон N 135-ФЗ).

Отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 135-ФЗ государственные и муниципальные заказчики заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупке займов и кредитов у единственного поставщика



error: Контент защищен !!