Проблемы жкх и пути их решения. Проблемы реформы жкх и пути их решения

НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» сформировал рейтинг проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства за I квартал 2016 года. Рейтинг сформирован по итогам обращений граждан в общественные приемные, работающие в 72 субъектах РФ. Всего в эти приемные за I квартал обратились 8644 человека.

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева:
— За год в сфере ЖКХ произошли определенные изменения. Самое главное – снижается накал страстей вокруг темы капитального ремонта. Процент обратившихся по этой теме за год упал более чем на 5 %, а сама тема в рейтинге переместилась со 2-го места в I квартале 2015 года на 5 место в 2016 году. Также существенно снизилось количество обращений по теме «начисление платы за ЖКУ» (на 8,5 %), хотя сама эта тема и в 2015 и в начале 2016 года неизменно занимала I место в рейтинге. Серьезно вырос процент обращений по теме «качество коммунальный ресурсов», хотя, на наш взгляд, этот факт обусловлен сезонными факторами и связан, главным образом, с проблемами прохождения отопительного сезона 2015-2016 года (в IY квартале 2015 года тема качества коммунальных ресурсов оказалась на первом месте). Незначительно выросло количество обращений по вопросам управления МКД. При этом тема «управление МКД» и в 2015 и в 2016 году неизменно занимала 3 место, а «неудовлетворительное состояние МКД» переместилось с 5 на 4 место. Все это, на мой взгляд, говорит о том, что институт лицензирования, заработавший с 1 мая 2015 года, пока не принес ожидаемых результатов».

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I квартала 2016 года?

Позиция в рейтинге Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 1602 18,5
2 Качество коммунальных услуг 1508 17,4
3 Управление МКД 1479 17,1
4 1155 13,4
5 Капитальный ремонт 841 9,8
6 465 5,4
7 Проблемы с приборами учета 231 2,7
8 Аварийное и ветхое жилье 133 1,5
9 123 1,4
10 Иные 1107 12,8
ИТОГО: 8644

I. Начисление платы за ЖКУ включает следующие проблемы:
проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
перерасчеты;
формирование платежных документов;
дополнительные платежи;
в том числе проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды – 662 обращения (7,7 % от всего объема).
II. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг
III. Управление МКД включает следующие проблемы:
управление многоквартирными домами (проблема двойных платежных документов);
законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
раскрытие информации управляющими организациями;
лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами – 129 обращений (1,5 % от всего объема)
проведение общих собраний собственников – 236 обращений (2,7 % от всего объема):
— проблемы при проведении;
— проблемы исполнения принятых решений
— и другие.
IV. Неудовлетворительное состояние МКД включает следующие проблемы:
ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
V. Капитальный ремонт включает следующие проблемы:
сроки проведения капитального ремонта;
качество проведения капитального ремонта;
размер взноса на проведение капитального ремонта;
отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта.
VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории
VII. Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета, включают вопросы:
приобретения;
установки;
эксплуатации.
VIII. Аварийное и ветхое жилье включает следующие проблемы:
с признанием многоквартирных домов аварийными;
со сроками переселения;
с качеством вновь возводимых многоквартирных домов.
IX. Жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
X. Иные темы включают следующие проблемы:
использование общего имущества многоквартирного дома;
социальный найм;
коррупционная составляющая;
другие.

Тематика проблем, волнующих граждан % от количества обращений в I квартале 2016 года % от количества обращений в I квартале 2015 года
Начисление платы за ЖКУ 18,5 27,04 %
Качество коммунальных услуг 17,4 13,72 %
Управление МКД 17,1 14,07 %
Неудовлетворительное состояние МКД 13,4 9,64 %
Капитальный ремонт 9,8 15,2 %
Неудовлетворительное придомовое благоустройство 5,4 3,24
Проблемы с приборами учета 2,7 2,3 %
Аварийное и ветхое жилье 1,5 1,3 %
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти 1,4 0,8 %
Иные 12,8 12,69 %

Простой житель России сегодня задумывается над проблемами и методами экономии, связанными с коммунальным хозяйством. Если выносится на обсуждение ситуация с ЖКХ, то в последнее время, все чаще слышим, что у нашей страны уже не две беды, а три: дураки, дороги и находящееся в плачевном состоянии жилищно-коммунальное хозяйство. Представляем вам список из нескольких важнейших проблем в области ЖКХ и возможные способы их разрешения, которые не раз поднимались:

1) Недочеты в организации тарификации, завуалированное формирование расценок/тарифов за услуги.
То есть плательщик понимает, за что платит. И обычно никто не задумывается, как установлены цены и вообще «правильно ли подсчитано», что вводит нас как потребителей в заблуждение.

2) Несоответствие объемов платежей за использование жильём, и реальным тратам на его содержание. Тут плательщик обычно платит больше, чем должен, и более того, часто платит за то, что оплачивать не должен был.

3) Неуправляемость, неконтролируемая работа сотрудников, и соответственно низкое качество услуг, оказываемое предприятиями коммунального хозяйства. А так же отсутствие государственного контроля, приводит к еще большему снижению качества и четкости работы предприятий ЖКХ.

4) Недостатки в существующей системе оплаты услуг, по обслуживанию и усовершенствованию жилищно-коммунального фонда.

5) Потребительское отношение жителей, к собственным домам. Что, конечно же, не лучшим образом сказывается на состоянии жилья.

6) Высокий уровень региональной баланса и состояния обеспеченности и качества предоставления коммунальных услуг, работа по устаревшим технологиям, что ведет к большим потерям (воды, тепловой энергии и т.д.). При этом показатели энергоэффективности неизменно снижаются. Так как постройка около 70% жилищного фонда в стране приходится на период до 1970 г., то износ основных фондов более 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза больше чем показатели в Европе. Так если в начале 90-х годов в среднем на 100 км участка коммунального хозяйства приходилось 30-40 ремонтов сетей, то по показателям нескольких прошедших годов, количество ремонтов достигло 180 на водопроводных сетях и 10-20 на тепловых сетях.

8) Непригодность существующего сегодня оборудования в инфраструктурах для выполнения всех требований и потребностей. В обстановке российской реальности может повлечь за собой негативные последствия.

9) Значительный уровень монополизации в сфере жилищные услуги, а также дефективность этой инфраструктуры предоставляющих услуг.

10) Недостаток законодательного регулирования работы в сфере жилищных предприятий, и в процессе их дальнейшего развития.

11) Непродуктивная система управления. Например, объединение заказчика с подрядчиком, и в тоже время разрыв между потребителем и поставщиком услуг.

С перечнем проблем, предоставляем и способы их решения. Ведь не секрет, что экспертами уже найдены верные реформы для данной сферы, предоставленные будет регулировать работу предприятий предоставляющих коммунальные услуги.

2) Сформировать реформы по предоставлению привилегий и кредитованию по сниженной процентной ставке для предприятий в области коммунальных услуг.

3) Усовершенствовать финансовое обеспечение ЖКХ, оплату за жилье и коммунальные услуги. А так же реализовать действенную для жителей систему тарификации.

4) Сдерживать монополизацию в области жилищно-коммунального хозяйства, и способствовать развитию предприятий способных создать конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг.

5) Привлекать строительные компании к реконструкции старых микрорайонов, тем самым создавать конкурентную среду в сфере обслуживания жилья.

6) Усовершенствовать управленческие структуры в жилищно-коммунальном хозяйстве.

7) Необходимо увеличивать результативность работы энергоносителей, снижать энергоемкость производства, организация стимулов и условий для экономного расхода и рационального потребления ресурсов.

8) Провести замену устаревшего оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве, и что бы вывести затраты ресурсов приближенные к показателям Европейских стран.

Как видим, ничего сверхъестественного. Нужно просто желание и правильное введение реформ, для предотвращения неминуемого кризиса в данной сфере, и правильного соотношения цены и качества услуг. Но когда правительство страны наконец решится решать существующие проблемы простыми и давно найденными способами неизвестно. Поэтому нам остается надеяться на улучшения.

Сегодня хотелось бы поговорить об основных проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством в нашей стране

Когда речь заходит о положении с ЖКХ, в последние годы стали говорить, что у России не две, а три беды (включая находящееся в кризисе жилищно-коммунальное хозяйство). Мы составили небольшой список актуальнейших проблем в данной сфере, а также пути их решения.

1) Несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность формирования цен/тарифов за услуги. Т.е. по сути человек не знает за что конкретно он платит. И, как правило, никто не идёт проверять верно ли установлены расценки и вообще «правильно ли посчитали».

2) Несоответствие размеров платежей за использование жильём и фактическим затратам на его содержание. Здесь потребитель явно переплачивает, а кроме того зачастую оплачивает то, что не должен.

3) Плохая управляемость, неконтролируемость, а также откровенно низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими. Отсутствие контроля со стороны государства ведёт только к ухудшению качества подобных работ.

4) Несовершенство действующей системы финансирования работ, связанных с обслуживанием и модернизацией всего жилищного фонда.

5) Иждивенческое отношение пользователей к собственному жилью. А это, как известно, приводит к его быстрому физическому и моральному износу.

6) Высокая степень региональной дифференциации состояния обеспеченности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

7) Износ основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие значительные расходы (воды, тепловой энергии и т.д.) и низкую энергоэффективность (известно, что порядка 70% жилого фонда страны построено до 1970 г., износ основных фондов превышает 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превышает показатели европейских государств; если в начале 90-х годов в среднем по Украине на 100 км коммунальных сетей приходилось 30-40 аварий, то в последние годы этот показатель достиг 180 аварий на 100 км водопровода и 10-20 на 100 км сетей теплоснабжения.

8) Несоответствие имеющихся на сегодняшний день инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям. В условиях российских реалий это может обернуться в один прекрасный день весьма плачевными явлениями.

9) Запредельно высокий уровень монополизации сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе.

10) Несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности отрасли, прежде всего в сфере диверсификации поставщиков услуг.

11) Неэффективная система управления, зачастую слияние заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг.

12) Незавершенность приватизации жилищного фонда в части ассоциирования собственников жилья в многоквартирных домах в объединение совладельцев (ОСМД).

К списку проблем прилагаются и варианты решений. Уже давно специалистами выявлены направления для реформирования этих структур. Вот основные из них.

2)Формировать государственную жилищную политику с привлечением льгот и снижений по процентам для кредитов компаниям, работающим в данной сфере.

3)Совершенствовать систему финансирования ЖКХ, оплаты жилья и коммунальных услуг и системы социальной защиты населения, осуществлять эффективную для населения тарифную политику.

4)Демонополизировать жилищно-коммунальное хозяйство, развивать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг.

5)Создавать развитую конкурентную среду на рынке обслуживания жилья, в том числе внедрять комплексную реконструкцию кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда с привлечением инвесторов-застройщиков на конкурсной основе.

6)Рекомендуется повышать эффективность использования энергоносителей и других ресурсов, радикального снижения энергоемкости производства, повышение энергоэффективности зданий, создание стимулов и условий для перехода экономики на рациональное использование и экономное расходование энергоресурсов.

7)Совершенствовать организационные структуры управления в сфере ЖКХ.

8)Технически переоснастить жилищно-коммунальное хозяйство, приблизить к требованиям Европейского Союза показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг.

В-общем, ничего сложного. Достаточно иметь желание и немного политической воли, чтобы предотвратить грядущую катастрофу в данной сфере. Когда же у руководства страны появятся воля и желание решить указанные проблемы простыми и давно известными способами неизвестно.

На сегодняшний день проблемы ЖКХ в России – один из важнейших вопросов, ведь именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.

Кроме того, сфера ЖКХ и ее устойчивое функционирование является еще гарантом социальной безопасности населения. Поэтому предоставление качественных услуг сферой ЖКХ очень важно.

http://viro73.ru

Проблемы и их решение

Жилищно-коммунальное хозяйство является вполне естественной монополией, которая при правильном регулировании со стороны государства способна функционировать на самом высоком уровне.

На протяжении не одного года руководство страны предпринимает меры, направленные на модернизацию жилищно-коммунальной сферы, однако на сегодняшний день желаемый результат пока не достигнут.

Проблемы ЖКХ в России решаются с помощью реформирования на государственном уровне, а именно:

  1. Одно из заседаний Президиума Государственного Совета Российской Федерации было полностью посвящено вопросу реформ в сфере ЖКХ.
  2. Был разработан план комплексного решения проблем ЖКХ в России.
  3. Принят федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Аварийное состояние систем жизнеобеспечения граждан обусловлено такими факторами:

  • моральный и физический износ обслуживающего оборудования;
  • неправильная эксплуатация;
  • ошибки персонала;
  • несвоевременное устранение неполадок.
    http://bb-auto.ru

Возникновение таких факторов обуславливается недостаточным финансированием данной сферы, закрытием многих предприятий в связи с банкротством, неправильной тарифной политики и ценообразования. Все это говорит о глубоком кризисе в ЖКХ России.

Проблемы сегодня

Сейчас в России проводится политика привлечения в сферу ЖКХ частного бизнеса и создания для него хороших условий, что могло бы гарантировать долгосрочное сотрудничество. Также проводится пересмотр тарифных планов и социальная поддержка незащищенных слоев населения. Государством проводится искусственное сдерживание цен на услуги ЖКХ.

Реализация проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры позволит значительно повысить эффективность использования природных ресурсов и качества предоставляемых услуг.

По подсчетам специалистов на данный момент жилищно-коммунальный комплекс требует инвестиций в размере 1,456 триллионов рублей. Однако такая потребность в средствах не может быть обеспечена государством в полном объёме. Поэтому стоит рассматривать жилищно-коммунальный комплекс как большой рынок, которому необходимы финансовые влияния. Поэтому сейчас проводятся программы по формированию финансовой привлекательности сферы и привлечению внебюджетных средств.

“Еще одним условием успешной реализации плана по модернизации сферы ЖКХ являются полноценные рыночные отношения в этой сфере. Именно привлечение коммерческих фирм позволит создать здоровые конкурентные условия и повысить качество предоставляемых услуг. Также нужно создание правовой и экономической платформы, благодаря которым можно было бы говорить о возможной переориентации рынка услуг в сторону ЖКХ”.

При этом государство должно разделять и принимать на себя часть рисков и трудностей по совершенствованию этой сферы. Частные фирмы позволят повысить качество услуг и добиться их соответствия мировым нормативным показателям качества.

Это в свою очередь потребует от государства создания и поддержки систем и специальных программ обучения и повышения квалификации кадров для этой отрасли. Программы обучения также можно проводить на частных фирмах и в образовательных центрах с поддержкой со стороны государства.

Видео: Базовые проблемы ЖКХ

ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство России) представляет собой многоотраслевой комплекс, главными задачами которого являются обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования инженерных инфраструктур строений различного назначения и создание комфортных условий для нахождения или проживания в них человека. Их решение достигается посредством предоставления людям услуг жилищно-коммунального характера в широком спектре.

Структура ЖКХ

Это достаточно сложная и разветвлённая система. Начиная с 01.11.13, Госстрой России, который до этого занимался вопросами ЖКХ, Указом Президента РФ был преобразован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РФ, с сохранением круга решаемых задач.

Значительную роль в бесперебойном и эффективном функционировании всего комплекса ЖКХ, играет ряд институтов, которые не входят в перечень органов (ОИВ) исполнительной власти федерального уровня:

  • «Фонд», созданный во исполнение закона под № 185-ФЗ, принятого 21.07.07 (актуальная версия датирована 02.06.16) и осуществляющий бюджетные дотации на выполнение капитального ремонта жилого фонда;
  • ОАО «РКС», созданная во исполнение закона РФ под № 209-ФЗ, датированного 21.07.14, с целях развития ИРС ЖКХ
  • Снабжение электричеством, газом и теплом;
  • Организация водоснабжения и водоотведения (канализация);
  • Благоустройство территории населённых пунктов и т.п.

Основные проблемы, свойственные структурами ЖКХ

1. Кризис ЖКХ сегодня является общегосударственной проблемой, требующей незамедлительного решения. Одной из главных причин подобного состояния дел является многолетняя низкоэффективная тарифная политика и финансирование отрасли по остаточному принципу и т.п.

Уровень платежей населения за последние годы, в течение которых проходит реформа ЖКХ России, за предоставляемые услуги ЖКУ, значительно возрос и приближается к 70% от затрат производителя упомянутых услуг.

Однако местными органами власти далеко не в полном объёме выполняются требования по дифференциации начислений, которые предусматривают новые тарифы ЖКХ , с учётом качества и полноты предоставляемых услуг, местонахождения жилья и т.п. Что приводит к возникновению социальной напряжённости среди населения с низкими уровнями доходов, в первую очередь.

Государственная поддержка реформы

Поддержка со стороны государства касается, в первую очередь, реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, целью которого является повышение его оперативности и эффективности.

Следующим, по важности и срочности, считается привлечение ресурсов бюджетов всех уровней для первоочередного финансирования самых эффективных и приоритетных проектов, реализуемых в рамках ЖКК.

Стратегическим направлением можно считать создание действенных финансовых механизмов, которые повышают инвестиционную привлекательность данного сектора для частного капитала, включая предоставление гарантий органов власти всех уровней. Этот комплекс мер имеет долгосрочные перспективы на 2016 год и далее.

Изменения, касающиеся системы управления жилым фондом

Одним из наиболее масштабных, является включение в состав ЖКХ России нового структурного подразделения, единого ИРЦ. Одной из первоочередных задач центра стало совершенствование систем, используемых для начисления платежей, осуществляемых за оказываемые услуги.

Единые ИРЦ позволяют добиться показателя собираемости на уровне 90%, что позволяет говорить об окупаемости подобных центров в течение года с момента их открытия. Реализована возможность для жильцов многоквартирных домов выбора того способа, который будет использоваться для управления их домом.

Важное внимание уделяется одной из острейших проблем, обеспечение защиты населения в социальном плане при переходе на 100% оплату предоставляемых услуг.



error: Контент защищен !!