Компания со смешанным капиталом. Акционерное общество и смешанные общество

По характеру собственности различают следующие виды фирм: частные, государственные, кооперативные.

Частные фирмы могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В практике сложились определенные типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это - картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы.

Картель представляет собой объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности - регулирования сбыта.

Синдикат - это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Пулы также относятся к объединениям картельного типа. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее собой порядок распределения прибылей его участников.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний.

Промышленные холдинги - это компании, которые сами не занимаются производственной деятельностью, а только осуществляют путем системы участия контроль над деятельностью входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и заключают международные коммерческие сделки от своего имени. Однако решение основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинговой компании.

Финансовая группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей экономики. В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности.

Государственные фирмы выступают наряду с частными фирмами контрагентами. Их наиболее распространенной правовой формой являются объединения предпринимателей - акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Под государственными предприятиями обычно понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные.

Кооперативные фирмы (союзы) в развитых странах представляют собой паевые объединения потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности преследующей коммерческие цели.

По принадлежности капитала различают следующие виды фирм: национальные, иностранные, смешанные.

Национальными называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны.

Иностранными считаются фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль.

Смешанными по капиталу называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран.

По сфере деятельности выделяют международные компании.

К международным относятся фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них - национальные.

Отличительными особенностями международной фирмы являются:

  • -наличие сети подконтрольных производственных филиалов и компаний в других странах;
  • - использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;
  • - контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра с учетом разницы в правовом положении филиалов и дочерних компаний.

Филиал (от лат. - сыновний) - отделение или самостоятельная часть предприятия, учреждения, организации; обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Сведения о филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Филиалы действуют на основании положений о филиалах, которые утверждаются органами юридического лица1. Филиал не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени: заключать сделки, вести бухучет, отчитываться перед аудиторами.

Дочернее общество - хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале (размер преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества законом не установлен), либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом2. В отличие от филиалов дочерние компании, обладая юридической самостоятельностью, выступают па рынке от своего имени и за свой счет.

- (company) различные формы хозяйственных обществ товарищества, акционерные общества (в США корпорации), государственные акционерные предприятия в западных странах, которые создаются несколькими учредителями путем заключения договора, отражающего… … Внешнеэкономический толковый словарь

Банк Японии - (Bank of Japan) Банк Японии это центральный банк Японии целью которого является обеспечение ценовой стабильности и стабильности финансовой системы Японии Банк Японии: денежная система Японии, закон о национальных банках, возникновение банковской… … Энциклопедия инвестора

Заир. Исторический очерк - Заир с древнейших времён до 1870 х гг. Археологические раскопки проводились главным образом в низовьях р. Конго (Заир) и в области Шаба. Обнаружены стоянки нижнего палеолита (в верховьях рр. Касаи, Луалаба, Луапула). Верхний палеолит представлен… … Энциклопедический справочник «Африка»

Йемен - Йеменская Республика, гос во на Ю. З. Аравийского п ова. Гос во названо по истор. обл. Йемен, а ее название от араб, пенен, правый. Возникновение названия связано с древней системой ориентирования, в которой В. был передней, стороной, а Ю.… … Географическая энциклопедия

Финляндия - У этого термина существуют и другие значения, см. Финляндия (значения). Финляндская Республика Suomen tasavalta (фин.) Republiken Finland (швед.) … Википедия

Холдинг - (Holding) Определение холдинга, типы холдига, холдинговые компании Информация об определении холдинга, типы холдига, холдинговые компании Содержание Содержание Характерные черты холдинга Типы холдинга Холдинговые Проблемы банковских холдингов… … Энциклопедия инвестора

Банки - I в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой деятельности: во первых, создать систему кредита (см. это сл.), которая обеспечивала бы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Банк - (Bank) Банк это финансово кредитное учреждение, производящее операции с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами Структура, деятельность и денежно кредитной политика банковской системы, сущность, функции и виды банков, активные и… … Энциклопедия инвестора

Оптовая торговля - (Wholesale) Определение оптовой торговли, роль и функции оптовой торговли Информация об определении оптовой торговли, роль и функции оптовой торговли Содержание Содержание Сущность. Роль и функции оптовой торговли. Биржевая форма оптовой… … Энциклопедия инвестора

БРАЗИЛИЯ - Федеративная Республика Бразилия, крупнейшее по площади и численности населения государство в Южной Америке. Бразилия на севере граничит с заморским департаментом Франции Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой и Колумбией; на западе с Перу; на… … Энциклопедия Кольера

Бразилия - 1) столица Бразилии. Новый город, построенный специально как столица гос ва Brasil, получил название Brasilia, производное от названия гос ва. На русск. язык название столицы передается с окончанием ия Бразилия, т. е. различия, имеющиеся в португ … Географическая энциклопедия

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

В конце концов по прошествии нескольких десятилетий сущест вования почти полностью национализированной российской (совет ской) экономики - ее для благозвучия называли «единым народнохо зяйственным комплексом страны» - выявилась ее низкая эффектив ность, что обусловило проведение в начале 1990 х годов массовой денационализации (разгосударствления) субъектов российского пред принимательского бизнеса.

Основания проведения национализации, обу словленные интересами увеличения доходных статей государственного бюджета, возникают обычно на фоне политического экстремизма, не связанного с радикальной сменой государственного строя. Так,

в предвоенной Германии (1930 е годы) широко применялся инстру ментарий «прочесывания предприятий». Целью его было уменьшение количества мелких и средних компаний и увеличение имущества крупных предпринимательских фирм, в состав участников которых, как правило, включалось государство.

Это влекло за собой крупномасштабное высвобождение рабочей силы. Часть освободившихся людских ресурсов направлялась в ар мию, а часть - на работу на крупнейшие полугосударственные пред приятия, обеспечивавшие финансовую поддержку государству и пра вящей национал социалистической партии.

Результатами указанных мероприятий стало, наряду с сокращени ем числа мелких и средних фирм, укрупнение предприятий, занятых производством военной техники и вооружений. Сделавшись учреди телем крупных предпринимательских фирм либо привязав последние к себе гарантированными государственными заказами, немецкое го сударство сочло, что оно благодаря данным мерам сумело обеспечить необходимые объемы поступлений в госбюджет и получило возмож ность оказывать решающее влияние на национальный рынок товаров, работ и услуг.

Однако разгром Германии в ходе Второй мировой войны проде монстрировал, помимо прочего, низкую эффективность такой нацио нализации «во имя казны». И последующее восстановление немецкой экономики началось именно с денационализации субъектов бизнеса

в большинстве отраслей национальной экономики. Национализация субъектов предпринимательства может пресле

довать и цели демонополизации рынков. Таковым является установ ление над монополиями государственного контроля посредством принудительного выкупа контрольных пакетов их акций государст вом.

Университетская серия

Национализация может производиться в целях повышения управ ляемости крупных предпринимательских фирм. Применение указанного основания национализации наиболее эффективно при проведении фи нансового оздоровления (санации) проблемных предпринимательских фирм. В процессе добровольной санации нередко предусматривается, что именно государственный бюджет (или региональные, местные бюджеты) является основным финансовым донором в пользу про блемной компании, и, следовательно, именно во владение государст ва по завершению процедуры финансового оздоровления переходит данный бизнес, его обязанности и права.

Менее эффективной выглядит практика огосудар

ствления фирм под предлогом создания «естествен

ных монополий». Таковыми являются, например,

«Газпром», телевизионный канал «ОРТ» (Первый ка нал), ряд других крупных компаний со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций в руках государства. Данные

о том, что превращение рентабельных (или потенциально рентабель ных) субъектов предпринимательского бизнеса в «естественные мо нополии», контролируемые государством, непременно способствует процветанию национальной экономики, отсутствуют. Напротив, «ес тественные монополисты» имеют возможность существенно дестаби лизировать экономику страны в результате ограничения клиентов в пользовании ресурсами либо завышения отпускных цен на ресурсы.

Иногда можно услышать и о том, что статус «естественных моно полий», внутри которых доминировала бы государственная собствен ность, следует придать целым отраслям российской экономики. Не редки, например, призывы к национализации поголовно всех пред приятий военно&промышленного комплекса , деятельность которых существенно влияет на уровень безопасности страны.

Такие представления не опираются на опыт развития стран с ры ночной экономикой. Последний свидетельствует о том, что негосу дарственный статус предпринимательских фирм, занимающихся про изводством вооружений и военной техники, побуждает данные фир мы к борьбе за государственные заказы и является важным фактором развития этого сектора экономики, а, следовательно, важным услови ем сохранения и укрепления обороноспособности государства. По этому представления о том, что военно промышленный комплекс России должен состоять из государственных унитарных предприятий и контролируемых государственными чиновниками смешанных ком паний, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть денацио нализированы, являются иллюзорными и ошибочными.

Университетская серия

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

Иллюзии «большей управляемости» государственных предприятий по сравнению с негосударственными субъектами бизнеса сопровожда ют порой деятельность не только крупных предпринимательских фирм, но и мелких производственных и инновационных компаний, а также предпринимателей, работающих в сфере услуг. Нередко из уст высоко поставленных государственных чиновников можно услышать о том, что государственные больницы всегда якобы лучше частных клиник, го сударственные учебные заведения - лучше негосударственных, а госу дарственные туристические компании оказывают клиентам больше вни мания, нежели ООО или ЗАО, работающие в туристическом бизнесе.

Опыт стран с рыночно ориентированной экономикой демонстри рует как раз обратное, в особенности опыт США, на территории кото рых нет ни одного государственного университета, ни одной государ ственной туристической фирмы, а число государственных больниц не превышает в среднем по стране 20 % от общего количества субъектов бизнеса в здравоохранении.

Национализация субъектов предпринимательства нередко инициируется под воздействием личных ин тересов отдельных чиновников государственного ап парата. Причина такой заинтересованности состоит в том, что ни один из таких чиновников не вправе по

закону заниматься предпринимательским бизнесом по совместительст ву с работой в органах власти и управления. Поэтому некоторым из них приходится отыскивать убедительные причины для огосударствления негосударственных фирм, в ходе которого они смогли бы приобрести неформальный контроль над новым государственным предприятием. На практике же национализация такого рода означает скрытую прива& тизацию субъектов предпринимательского бизнеса чиновниками госу дарственного аппарата, умело пользующимися инструментарием госу дарственного вмешательства в национальную экономику.

Наиболее весомым основанием для проведения национализации является все таки реальная организационная и финансовая поддерж ка проблемных субъектов предпринимательского бизнеса, работаю щих в социально значимых областях деловой деятельности. Целью на ционализации является в данном случае обеспечение выживаемости отдельных отраслей национальной экономики, оказавшихся в полосе неблагоприятного развития.

Данный тип национализации:

представляет собой процесс «переподчинения» юридических лиц, перехода контрольных пакетов их акций (долей, паев) в го сударственную собственность;

Университетская серия

Глава 9. Государственное предпринимательство

имеет возмездный характер и является принудительным только по содержанию самого акта, но не в смысле последствий, вы зываемых насильственным изъятием имущества;

осуществляется только на основании соответствующих норма тивных актов;

осуществляется для обеспечения функционирования отрасли или всей национальной экономики лишь в чрезвычайных ус ловиях, с преодолением которых может смениться денациона лизацией (разгосударствлением).

Национализация рассматриваемого типа проводится, как прави ло, на возмездной основе, посредством выкупа проблемной фирмы у ее прежних владельцев. Государство может подвергнуть такие фирмы реор ганизации, может ликвидировать их, но оно может также их купить. В большинстве государств с рыночно ориентированной экономикой национализация крупнейших предпринимательских фирм обычно осу ществляется путем обмена акций данных фирм на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акцио неров состоит в том, что они получают право на извлечение постоянно го дохода, а государство выигрывает в том, что получает возможность оказывать существенное влияние на развитие национализированного предприятия.

Массовая национализация на возмездной основе субъектов пред принимательского бизнеса наблюдалась в странах Западной Европы, являвшихся членами антигитлеровской коалиции, сразу после Второй мировой войны. В Англии, например, национализация охватила элек троэнергетику, угольную и газовую промышленность, черную метал лургию, а также внутренний транспорт - железные дороги, воздуш ный, автомобильный и речной транспорт. Во Франции национализа ция распространилась в указанный период не только на базисные отрасли экономики, но и на такие отрасли обрабатывающей промыш ленности, как авиа и автостроение. Впоследствии 80 % национализи рованных предприятий, после превращения их в рентабельный бизнес благодаря государственным субсидиям и финансовым инвестициям, были вновь возвращены, также на возмездной основе, их прежним владельцам либо заново приватизированы (реприватизированы ).

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Изучив раздел 9.1, ответьте на вопросы: Что представляет собой государственное предпринимательство в России и за рубежом? Что такое полная и частичная государственная собственность?

Университетская серия

Задание 2. Изучив раздел 9.2 и содержание ситуации 1, ответьте на вопросы: Каким образом возникают унитарные предприятия? Для каких целей они создаются? Как организовано управление ими? В чем состоят различия между унитарными предприятиями на праве хо-

зяйственного ведения и на праве оперативного управления?

Задание 3. Изучив раздел 9.3 и содержание ситуации 2, ответьте на вопросы: С какой целью было создано ОАО «РЖД»? Является ли ОАО «РЖД» государственной корпорацией?

Как государство может влиять на решения, принимаемые ОАО «РЖД»? Что представляет собой государственное акционерное предпринимательство в России и за рубежом?

Задание 4. Изучив раздел 9.4, ответьте на вопрос: Каковы причины национализации негосударственных предпринимательских фирм?

1. Государственное предпринимательство - это:

2. Государственный сектор экономики - это:

3. Основой государственного предпринимательства является:

государственная собственность на средства производства;

4. Полная государственная собственность на средства производства - это:

собственность акционерных обществ;

муниципальная собственность;

собственность хозяйственных обществ;

федеральная собственность;

собственность хозяйственных товариществ.

5. Компания со смешанным капиталом предполагает:

6. К критериям эффективного функционирования государственных предприятий можно отнести:

а) низкие риски;

7. В систему государственного администрирования входят предприятия:

а) частные; б) акционерные;

в) бюджетные; г) финансовые.

8. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником, является:

а) коммерческим предприятием;

б) унитарным предприятием; в) самостоятельным предприятием;

г) хозяйственным товариществом.

9. Государственные унитарные предприятия учреждаются:

а) акционерами; б) полными товарищами;

в) Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; г) уполномоченными органами.

10. Государственные и муниципальные учреждения - это:

а) коммерческие организации; б) некоммерческие организации;

в) приватизированные предприятия; г) кооперативы.

11. Предприятие, созданное на базе федерального имущества, называется:

а) акционерным; б) приватизированным; в) муниципальным; г) казенным.

Университетская серия

12. Учредительными документами унитарных предприятий являются:

а) распоряжение; б) устав;

в) учредительный договор; г) регламент.

13. Руководитель унитарного предприятия назначается:

а) общим собранием учредителей; б) собственником; в) совещательными органами; г) органами опеки.

14. Государственной корпорацией в Российской Федерации признается:

а) коммерческая организация; б) некоммерческая организация;

в) акционерное общество; г) хозяйственное товарищество.

15. Мажоритарные акционеры - это акционеры, владеющие:

а) одной акцией; б) 50 % акций;

в) контрольным пакетом акций.

16. Государственное акционерное предпринимательство в России представлено:

а) мажоритарными акционерами;

18. Ведомственные предприятия обладают:

а) юридической самостоятельностью; б) хозяйственной самостоятельностью;

в) структурно входят в государственную систему администрирования.

19. Федеральное агентство по имуществу Российской Федерации является:

а) акционером бюджетных предприятий;

20. Бюджетные предприятия - это:

временные образования;

ведомственные предприятия;

акционерные общества;

коммандитные товарищества;

аналог унитарных предприятий.

21. Бюджетные предприятия:

а) платят налоги;

23. Имущество унитарного предприятия:

а) является неделимым;

24. В форме унитарных предприятий могут быть созданы … предприятия:

а) акционерные; б) государственные; в) муниципальные; г) офшорные.

25. Органы государственного управления бюджетными предприятиями - это:

а) министерства; б) прокуратура; в) ведомства; г) мэрия.

26. Российское законодательство запрещает унитарным предприятиям:

а) заниматься бизнесом;

Университетская серия

27. Государственные предприятия могут осуществлять:

все виды деятельности;

разрешенные виды деятельности;

исключительные виды деятельности.

28. Унитарные предприятия могут строить деятельность:

на праве хозяйственного ведения;

на обычаях делового оборота;

на праве оперативного управления.

29. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения:

имущество используется без согласования с собственником.

30. Унитарное предприятие на праве оперативного управления:

создается государственным или муниципальным органом;

создается только по решению Правительства РФ;

имущество используется без согласования с собственником;

использование имущества обязательно согласуется с собственником.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ

Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Разнообразие профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Вечные вопросы бизнеса: предпринимательская миссия и спрос на нее

Вечные вопросы бизнеса: целеполагание и целедостижение в бизнесе

Стратегическое ядро бизнеса предпринимательских фирм

Тактическое ядро бизнеса предпринимательских фирм. Предпринимательская конъюнктура

10.1. Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Профессиональные компетенции индивидуальных субъектов пред принимательства являются основой профессиональных компетенций предпринимательских фирм. Термины «профессиональные компе тенции фирм» и «ключевые компетенции фирм» используют многие англоязычные авторы1 . При этом читатель часто сталкивается с совер шенно разными их определениями. В «Курсе профессионального пред принимательства» под профессиональными компетенциями предприни& мательской фирмы (институционального субъекта предприниматель ского бизнеса) понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые применяются фирмами в процессе профессиональной дея тельности в избранных видах бизнеса, обеспечивают необходимый уровень ее конкурентоспособности.

Предпринимательские фирмы создаются ради формирования но вых институциональных профессиональных компетенций. Профес сиональные компетенции предпринимательских фирм являются кон курентными особенностями данных фирм, а их высокий уровень - одним из их ключевых конкурентных преимуществ, инструментом создания и усиления других конкурентных преимуществ этих фирм. Поэтому создание фирмы означает институционализацию профессио& нальных компетенций предпринимателей.

1 См., напр.: Кемпбелл Э. Развитие стержневых навыков // Э. Кемпбелл, К. Лачс. Стратегический синергизм. 2 е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 263-288; Хэмел Г. , Праха& лад К. , Томас Г. , О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005. С. 281-356; Ху& лей Г. , Сондерс Д. , Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирова ние. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. С. 188-189.

Университетская серия

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.

Смешанные предприятия - предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные предприятия - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности . Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Многонациональные предприятия - предприятия капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений , - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

В конце концов по прошествии нескольких десятилетий сущест вования почти полностью национализированной российской (совет ской) экономики - ее для благозвучия называли «единым народнохо зяйственным комплексом страны» - выявилась ее низкая эффектив ность, что обусловило проведение в начале 1990 х годов массовой денационализации (разгосударствления) субъектов российского пред принимательского бизнеса.

Основания проведения национализации, обу словленные интересами увеличения доходных статей государственного бюджета, возникают обычно на фоне политического экстремизма, не связанного с радикальной сменой государственного строя. Так,

в предвоенной Германии (1930 е годы) широко применялся инстру ментарий «прочесывания предприятий». Целью его было уменьшение количества мелких и средних компаний и увеличение имущества крупных предпринимательских фирм, в состав участников которых, как правило, включалось государство.

Это влекло за собой крупномасштабное высвобождение рабочей силы. Часть освободившихся людских ресурсов направлялась в ар мию, а часть - на работу на крупнейшие полугосударственные пред приятия, обеспечивавшие финансовую поддержку государству и пра вящей национал социалистической партии.

Результатами указанных мероприятий стало, наряду с сокращени ем числа мелких и средних фирм, укрупнение предприятий, занятых производством военной техники и вооружений. Сделавшись учреди телем крупных предпринимательских фирм либо привязав последние к себе гарантированными государственными заказами, немецкое го сударство сочло, что оно благодаря данным мерам сумело обеспечить необходимые объемы поступлений в госбюджет и получило возмож ность оказывать решающее влияние на национальный рынок товаров, работ и услуг.

Однако разгром Германии в ходе Второй мировой войны проде монстрировал, помимо прочего, низкую эффективность такой нацио нализации «во имя казны». И последующее восстановление немецкой экономики началось именно с денационализации субъектов бизнеса

в большинстве отраслей национальной экономики. Национализация субъектов предпринимательства может пресле

довать и цели демонополизации рынков. Таковым является установ ление над монополиями государственного контроля посредством принудительного выкупа контрольных пакетов их акций государст вом.

Университетская серия

Национализация может производиться в целях повышения управ ляемости крупных предпринимательских фирм. Применение указанного основания национализации наиболее эффективно при проведении фи нансового оздоровления (санации) проблемных предпринимательских фирм. В процессе добровольной санации нередко предусматривается, что именно государственный бюджет (или региональные, местные бюджеты) является основным финансовым донором в пользу про блемной компании, и, следовательно, именно во владение государст ва по завершению процедуры финансового оздоровления переходит данный бизнес, его обязанности и права.

Менее эффективной выглядит практика огосудар

ствления фирм под предлогом создания «естествен

ных монополий». Таковыми являются, например,

«Газпром», телевизионный канал «ОРТ» (Первый ка нал), ряд других крупных компаний со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций в руках государства. Данные

о том, что превращение рентабельных (или потенциально рентабель ных) субъектов предпринимательского бизнеса в «естественные мо нополии», контролируемые государством, непременно способствует процветанию национальной экономики, отсутствуют. Напротив, «ес тественные монополисты» имеют возможность существенно дестаби лизировать экономику страны в результате ограничения клиентов в пользовании ресурсами либо завышения отпускных цен на ресурсы.

Иногда можно услышать и о том, что статус «естественных моно полий», внутри которых доминировала бы государственная собствен ность, следует придать целым отраслям российской экономики. Не редки, например, призывы к национализации поголовно всех пред приятий военно&промышленного комплекса , деятельность которых существенно влияет на уровень безопасности страны.

Такие представления не опираются на опыт развития стран с ры ночной экономикой. Последний свидетельствует о том, что негосу дарственный статус предпринимательских фирм, занимающихся про изводством вооружений и военной техники, побуждает данные фир мы к борьбе за государственные заказы и является важным фактором развития этого сектора экономики, а, следовательно, важным услови ем сохранения и укрепления обороноспособности государства. По этому представления о том, что военно промышленный комплекс России должен состоять из государственных унитарных предприятий и контролируемых государственными чиновниками смешанных ком паний, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть денацио нализированы, являются иллюзорными и ошибочными.

Университетская серия

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

Иллюзии «большей управляемости» государственных предприятий по сравнению с негосударственными субъектами бизнеса сопровожда ют порой деятельность не только крупных предпринимательских фирм, но и мелких производственных и инновационных компаний, а также предпринимателей, работающих в сфере услуг. Нередко из уст высоко поставленных государственных чиновников можно услышать о том, что государственные больницы всегда якобы лучше частных клиник, го сударственные учебные заведения - лучше негосударственных, а госу дарственные туристические компании оказывают клиентам больше вни мания, нежели ООО или ЗАО, работающие в туристическом бизнесе.

Опыт стран с рыночно ориентированной экономикой демонстри рует как раз обратное, в особенности опыт США, на территории кото рых нет ни одного государственного университета, ни одной государ ственной туристической фирмы, а число государственных больниц не превышает в среднем по стране 20 % от общего количества субъектов бизнеса в здравоохранении.

Национализация субъектов предпринимательства нередко инициируется под воздействием личных ин тересов отдельных чиновников государственного ап парата. Причина такой заинтересованности состоит в том, что ни один из таких чиновников не вправе по

закону заниматься предпринимательским бизнесом по совместительст ву с работой в органах власти и управления. Поэтому некоторым из них приходится отыскивать убедительные причины для огосударствления негосударственных фирм, в ходе которого они смогли бы приобрести неформальный контроль над новым государственным предприятием. На практике же национализация такого рода означает скрытую прива& тизацию субъектов предпринимательского бизнеса чиновниками госу дарственного аппарата, умело пользующимися инструментарием госу дарственного вмешательства в национальную экономику.

Наиболее весомым основанием для проведения национализации является все таки реальная организационная и финансовая поддерж ка проблемных субъектов предпринимательского бизнеса, работаю щих в социально значимых областях деловой деятельности. Целью на ционализации является в данном случае обеспечение выживаемости отдельных отраслей национальной экономики, оказавшихся в полосе неблагоприятного развития.

Данный тип национализации:

представляет собой процесс «переподчинения» юридических лиц, перехода контрольных пакетов их акций (долей, паев) в го сударственную собственность;

Университетская серия

Глава 9. Государственное предпринимательство

имеет возмездный характер и является принудительным только по содержанию самого акта, но не в смысле последствий, вы зываемых насильственным изъятием имущества;

осуществляется только на основании соответствующих норма тивных актов;

осуществляется для обеспечения функционирования отрасли или всей национальной экономики лишь в чрезвычайных ус ловиях, с преодолением которых может смениться денациона лизацией (разгосударствлением).

Национализация рассматриваемого типа проводится, как прави ло, на возмездной основе, посредством выкупа проблемной фирмы у ее прежних владельцев. Государство может подвергнуть такие фирмы реор ганизации, может ликвидировать их, но оно может также их купить. В большинстве государств с рыночно ориентированной экономикой национализация крупнейших предпринимательских фирм обычно осу ществляется путем обмена акций данных фирм на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акцио неров состоит в том, что они получают право на извлечение постоянно го дохода, а государство выигрывает в том, что получает возможность оказывать существенное влияние на развитие национализированного предприятия.

Массовая национализация на возмездной основе субъектов пред принимательского бизнеса наблюдалась в странах Западной Европы, являвшихся членами антигитлеровской коалиции, сразу после Второй мировой войны. В Англии, например, национализация охватила элек троэнергетику, угольную и газовую промышленность, черную метал лургию, а также внутренний транспорт - железные дороги, воздуш ный, автомобильный и речной транспорт. Во Франции национализа ция распространилась в указанный период не только на базисные отрасли экономики, но и на такие отрасли обрабатывающей промыш ленности, как авиа и автостроение. Впоследствии 80 % национализи рованных предприятий, после превращения их в рентабельный бизнес благодаря государственным субсидиям и финансовым инвестициям, были вновь возвращены, также на возмездной основе, их прежним владельцам либо заново приватизированы (реприватизированы ).

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Изучив раздел 9.1, ответьте на вопросы: Что представляет собой государственное предпринимательство в России и за рубежом? Что такое полная и частичная государственная собственность?

Университетская серия

Задание 2. Изучив раздел 9.2 и содержание ситуации 1, ответьте на вопросы: Каким образом возникают унитарные предприятия? Для каких целей они создаются? Как организовано управление ими? В чем состоят различия между унитарными предприятиями на праве хо-

зяйственного ведения и на праве оперативного управления?

Задание 3. Изучив раздел 9.3 и содержание ситуации 2, ответьте на вопросы: С какой целью было создано ОАО «РЖД»? Является ли ОАО «РЖД» государственной корпорацией?

Как государство может влиять на решения, принимаемые ОАО «РЖД»? Что представляет собой государственное акционерное предпринимательство в России и за рубежом?

Задание 4. Изучив раздел 9.4, ответьте на вопрос: Каковы причины национализации негосударственных предпринимательских фирм?

1. Государственное предпринимательство - это:

2. Государственный сектор экономики - это:

3. Основой государственного предпринимательства является:

государственная собственность на средства производства;

4. Полная государственная собственность на средства производства - это:

собственность акционерных обществ;

муниципальная собственность;

собственность хозяйственных обществ;

федеральная собственность;

собственность хозяйственных товариществ.

5. Компания со смешанным капиталом предполагает:

6. К критериям эффективного функционирования государственных предприятий можно отнести:

а) низкие риски;

7. В систему государственного администрирования входят предприятия:

а) частные; б) акционерные;

в) бюджетные; г) финансовые.

8. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником, является:

а) коммерческим предприятием;

б) унитарным предприятием; в) самостоятельным предприятием;

г) хозяйственным товариществом.

9. Государственные унитарные предприятия учреждаются:

а) акционерами; б) полными товарищами;

в) Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; г) уполномоченными органами.

10. Государственные и муниципальные учреждения - это:

а) коммерческие организации; б) некоммерческие организации;

в) приватизированные предприятия; г) кооперативы.

11. Предприятие, созданное на базе федерального имущества, называется:

а) акционерным; б) приватизированным; в) муниципальным; г) казенным.

Университетская серия

12. Учредительными документами унитарных предприятий являются:

а) распоряжение; б) устав;

в) учредительный договор; г) регламент.

13. Руководитель унитарного предприятия назначается:

а) общим собранием учредителей; б) собственником; в) совещательными органами; г) органами опеки.

14. Государственной корпорацией в Российской Федерации признается:

а) коммерческая организация; б) некоммерческая организация;

в) акционерное общество; г) хозяйственное товарищество.

15. Мажоритарные акционеры - это акционеры, владеющие:

а) одной акцией; б) 50 % акций;

в) контрольным пакетом акций.

16. Государственное акционерное предпринимательство в России представлено:

а) мажоритарными акционерами;

18. Ведомственные предприятия обладают:

а) юридической самостоятельностью; б) хозяйственной самостоятельностью;

в) структурно входят в государственную систему администрирования.

19. Федеральное агентство по имуществу Российской Федерации является:

а) акционером бюджетных предприятий;

20. Бюджетные предприятия - это:

временные образования;

ведомственные предприятия;

акционерные общества;

коммандитные товарищества;

аналог унитарных предприятий.

21. Бюджетные предприятия:

а) платят налоги;

23. Имущество унитарного предприятия:

а) является неделимым;

24. В форме унитарных предприятий могут быть созданы … предприятия:

а) акционерные; б) государственные; в) муниципальные; г) офшорные.

25. Органы государственного управления бюджетными предприятиями - это:

а) министерства; б) прокуратура; в) ведомства; г) мэрия.

26. Российское законодательство запрещает унитарным предприятиям:

а) заниматься бизнесом;

Университетская серия

27. Государственные предприятия могут осуществлять:

все виды деятельности;

разрешенные виды деятельности;

исключительные виды деятельности.

28. Унитарные предприятия могут строить деятельность:

на праве хозяйственного ведения;

на обычаях делового оборота;

на праве оперативного управления.

29. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения:

имущество используется без согласования с собственником.

30. Унитарное предприятие на праве оперативного управления:

создается государственным или муниципальным органом;

создается только по решению Правительства РФ;

имущество используется без согласования с собственником;

использование имущества обязательно согласуется с собственником.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ

Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Разнообразие профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Вечные вопросы бизнеса: предпринимательская миссия и спрос на нее

Вечные вопросы бизнеса: целеполагание и целедостижение в бизнесе

Стратегическое ядро бизнеса предпринимательских фирм

Тактическое ядро бизнеса предпринимательских фирм. Предпринимательская конъюнктура

10.1. Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Профессиональные компетенции индивидуальных субъектов пред принимательства являются основой профессиональных компетенций предпринимательских фирм. Термины «профессиональные компе тенции фирм» и «ключевые компетенции фирм» используют многие англоязычные авторы1 . При этом читатель часто сталкивается с совер шенно разными их определениями. В «Курсе профессионального пред принимательства» под профессиональными компетенциями предприни& мательской фирмы (институционального субъекта предприниматель ского бизнеса) понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые применяются фирмами в процессе профессиональной дея тельности в избранных видах бизнеса, обеспечивают необходимый уровень ее конкурентоспособности.

Предпринимательские фирмы создаются ради формирования но вых институциональных профессиональных компетенций. Профес сиональные компетенции предпринимательских фирм являются кон курентными особенностями данных фирм, а их высокий уровень - одним из их ключевых конкурентных преимуществ, инструментом создания и усиления других конкурентных преимуществ этих фирм. Поэтому создание фирмы означает институционализацию профессио& нальных компетенций предпринимателей.

1 См., напр.: Кемпбелл Э. Развитие стержневых навыков // Э. Кемпбелл, К. Лачс. Стратегический синергизм. 2 е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 263-288; Хэмел Г. , Праха& лад К. , Томас Г. , О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005. С. 281-356; Ху& лей Г. , Сондерс Д. , Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирова ние. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. С. 188-189.

Университетская серия



error: Контент защищен !!