Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм. Антропоцентризм и гуманизм в современном обществе Как раскрывается принцип антропоцентризма в христианстве

Преследование христиан, рост исламофобии и антисемитизма в Европе, угроза христианского раскола на Украине и глобальная секуляризация мира способствуют "заразе распространения сектантских ценностей".

Таков вывод ежегодного доклада "Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире". Его публикует Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС). В ряду новых тенденций - преследование христиан и рост террористических угроз, которые прикрываются верой и используют высокие технологии.

Больше всего гонений на христиан зафиксировано в Африке и на Ближнем Востоке.

Нигерия, Судан, страны Ближнего Востока и Северная Корея - страны, где наибольший в мире уровень притеснения христиан, - говорит руководитель секретариата Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. - Известны тысячи случаев, когда христиан изгоняют, убивают и дискриминируют. Особенно на Ближнем Востоке, где их было более 20 процентов, а осталось пять.

Другая угроза миру - рост радикализма.

Едва мы смогли в общественном сознании отделить ислам от терроризма, - говорит председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов, - как радикализм сменил подходы - он молодеет. Его средний возраст уже не 27 лет, а 21 год, а нижний порог, увы, 13-14 лет. Меняются формы вербовки умов. Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети.

Как утверждают авторы доклада, через детей в сознании обывателей экстремисты опять пытаются "освежить" свой 25-й кадр - "раз мусульманин, значит, джихадист". Ситуацию усугубляют два события: отторжение мусульман в ЕС и духовная пустота мусульманских сообществ, а на Украине - угроза христианского раскола. В первом случае у мусульман-мигрантов появляется желание приобщиться к идее "попадания в рай через терроризм и самоубийство". Во втором случае, очертания церковного раскола на Украине угрожают еще и гражданским расколом, который особенно опасен с учетом вооруженного конфликта в Донбассе.

Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети-школьники

Мы, мусульмане, тоже 25 лет назад прошли через раскол, - говорит Альбир Крганов. - Раскол, конечно же, вызов, который мы должны преодолеть, а православных христиан призываем его не допускать.

Преодолеть не только раскол, но и наступление радикалов и экстремистов на свободу совести и вероисповедания, по словам председателя РАРС Александра Кудрявцева, две текущие задачи и вызов эпохи. Кудрявцев заметил, что "главным должно стать противодействие агрессивным наступлениям на институты семьи, нравственности, на христианские, мусульманские и иные религиозные ценности". Только так, считают авторы доклада, можно остановить вирус радикализма.

Антропоцентризм - это особое учение, основной сутью выступает человек, который стал центром всей Вселенной. В тоже время человечество играет роль и микрокосмоса, меняет все через призму взглядов. Антропоцентризм в философии можно найти уже с античных времен, когда философ распространял учение, позднее философы в будущем поддержали термин антропоцентризма.

Антропоцентризм - это представление того, что на человеке сосредотачиваются все события, которые происходят в мире. В 21 веке слово “антропоцентризм” можно встретить в нескольких значениях.

  1. Экологическое понятие. Человек - царь природы, и вправе требовать от неё необходимых благ.
  2. Лингвистическое понятие. Равное положение ценностей.
  3. Философское понятие. Роль высшей цели всего мира за населением.

Различия с гуманизмом

В середине 14 века в странах Европы появился гуманизм как новое философское учение. В те времена Европа находилась под суровым управлением церкви, и любая свободная идея немедленно подавлялась.

Гуманизм в Средневековье был совокупностью учений, которые представляли человека как существо, способное мыслить, сопротивляться и действовать самостоятельно. Именно благодаря гуманизму были объявлены другие принципы формирования личности и решены основные проблемы касающиеся взаимодействия с растениями, животными и всем живым.

Новое философское учение указывало на античное искусство, литературу и культуру как на духовную сущность. В то время культура и наука считались собственностью церкви, которая с большой неохотой делилась ими, н с помощью гуманизма эпохи Возрождения удалось приоткрыть эту завесу. В Италии, а следом и во всех странах Европы стали появляться университеты, в которых изучали как теософские науки, так и светские предметы: анатомия, математика, гуманитарные науки и музыка.

Гуманизм Возрождения учил добродетельности, черте, которая присуща каждому и учил развивать её в себе с помощью наставников или самостоятельно.

Часто, по ошибке, выдвигают понятие антропологический гуманизм, но это совершенно разные вещи.

Гуманизм включает в себя теории о представлении человека, умеющего мыслить и совершать самостоятельные поступки, гармонирую отношения между собой и миром.

Антропология в философии представляется в виде учения, которое говорит о человеке, как о цели всех событий.

В основном антропоцентризм отличен от гуманизма по той причине, что это учение говорит о служении всего мира человеку. Антропоцентризмом является потребитель, который уничтожает все живое, полагая, что имеет на это разрешение и весь мир обязан служить лишь ему. Гуманистический приверженец старается не навредить другим, отличается милосердием и стремлением помочь или защитить.

Основные принципы направления

Главные черты учения составляются из принципов антропоцентризма.

  1. Человек - главная фигура всего мира, все остальное в мире оценивается по тому, сколько пользы принесет ему.
  2. Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным.
  3. Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестнице. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
  4. Связь с людьми заключается в том, чтобы они могли распоряжаться её благами.
  5. Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.

Натуроцентризм и его противостояние

Натуроцентризм – это учение, в котором можно найти даостско-буддистские идеи о том, что нужно прийти к взаимопроникаю с окружающим миром. Это направление указывает на то, что человечество не должно занимать монархическую позицию над всем живым. В соответствии с учением необходимо стать наравне со всем миром. Именно поэтому нельзя вмешиваться в природные события.

Значение антропоцентрических понятий противостоит натуроцентризму, но у них есть одна общая черта: природа выступает в роли отдельной фигуры.

  1. Антропоцентризм указывает на права распоряжаться богатствами мира в соответствии с желаниями.
  2. Натурфилософским выступает учение, отличающееся концепцией, которая близка к буддизму, а его основную суть озвучил Франциск Ассизский. Он говорил о том, что с помощью веры в доброе смирение дает возможность развитию демократической позиции касательно отношения к природе. Никто не обладают правом вмешиваться в развитие живых процессов, и могут только лишь приумножать и помогать ей.

Христианская регалия и ее воздействие

Антропоцентризм в христианской религии придерживается тех же идей, только несколько измененных, учитывая мораль христианства. К основным принципам данного течения относится следующее:

  1. Бог выступает в роли олицетворения всей природы, поскольку создал весь мир.
  2. Поскольку лишь человек был создан по образу бога, то возвышается над всем, что было сотворено создателем мира.
  3. Население Земли получило возможность управления от бога.
  4. Все живые объекты не имеют вид подобно богу, они несовершенны, а человек в праве делать с ними все, что считает нужным.

Христианская религия видит человеческую волю, как особое блаженство, которое стремится подарить красоту и любовь.

Взаимодействие с природой

В 21 веке антропогенез потерпел изменения, после этого его идеи представляются в виде принципов гармонии природы и человека. Согласно этому необходимо:

  • изучать природу, а не покорять;
  • сохранить для будущего поколения;
  • бережно относиться к природным ресурсам;
  • наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий.

В период Ренессанса население планеты пришло к необходимости гармоничных отношений с природой. В учениях мыслители указывали, что человек неразрывно связан с окружением, оно рассматривается живой и одухотворенной фигурой. Мир рассматривался не просто как творение бога, мир - это нечто, отличающееся креативностью, самодостаточностью.

В эпоху Возрождения произошла смена отношения ко всему живому. Открыв великолепие и красоту Земли, все увидели его источником радости и наслаждения. Природу антропоцентризм рисует как место, в котором душа сможет спрятаться от людской цивилизации. Философ Жак-Жак Руссо указывал на то, что переход от природного начала к социальному является причиной всех бед человечества. В данную эпоху антропоцентризм называют важной частью всего сущего. В учениях мыслители указывали, что, стремясь к разумности действий, удастся познать смысл своей жизни.

Мировая гармония

Философствование в эпоху Возрождения указывало на то, что природа способна сама создавать формы вещей. Гармония- идеальная форма, которая представляет сущность красоты. Мыслители представляли мир, наполненным гармонией, которую находили везде: в смене дня и ночи, смены красок полей и лесов, разных видах птиц и животных. Но если все живое, что наполняет планету считают гармоничным, то население выступает важной частью, такой же гармоничной фигурой. При этом имеется в виду не только гармония между телом и душой, но и гармония человеческой души, которая подчиняется земным законам.

2. Антропоцентризм и подлинный гуманизм

Итак, мы говорим, что современная культура, каковы бы ни были ее положительное историческое назначение и достижения, по своей духовной доминанте является, как я попытался показать, антропоцентрической: гуманизм здесь отделен от Воплощения. В концепции, согласно которой эпоха Нового времени и современности была сформирована и формируется сейчас культурой, мы можем выделить три ступени, или три момента: первый момент - тот, когда цивилизация щедро раздает свои самые прекрасные плоды, забывая о корнях, откуда идут питающие ее соки. Считается, что она должна установить, основываясь только на авторитете разума, некий человеческий порядок, рассматриваемый еще в христианском стиле, унаследованном от предыдущих времен, стиле, который становится обременительным и начинает ухудшаться. Мы можем назвать этот момент классическим моментом нашей культуры, моментом христианского натурализма.

Второй момент позволяет заметить, что культура, лишенная высших сверхъестественных мерок, неизбежно должна обернуться против самой себя; тогда от нее требуют установить такой порядок, который считается основанным на природе и призван освободить человека и утвердить в нем дух богатства, благословить на спокойное владение землей: это момент рационалистического оптимизма, буржуазный момент нашей культуры. Мы с трудом выходим из него.

Третий момент - это момент материалистического пессимизма, революционный момент, в который человек, определенно видя свою конечную цель в себе самом и не имея больше возможности выдерживать козни этого мира, начинает, как мы наблюдаем это сегодня в России, отважный бой против трансцендентных основ естественного закона и против их творца; он берет на себя задачу создать из радикального атеизма совершенно новый гуманизм.

Эти три момента, несмотря на их явное противоречие друг другу, связаны преемственностью; если основательно схематизировать положение вещей, то можно сказать, что эти моменты сменяют друг друга хронологически; но они и сосуществуют, и смешиваются друг с другом на различных этапах. Все эти концепции игнорируют природу человека и в конце концов начинают требовать для нее привилегий чистого разума, правда, в лоне ее самой и через усиление сугубо материального могущества. Ложное освобождение, порча и расточение человеческой субстанции при бесконечном умножении потребностей и уныния.

Господство над рождаемостью не через целомудрие, а через нарушение естественного хода дел; господство над расой путем евгенической стерилизации неполноценных субъектов; господство человека над самим собой путем упразднения семейных связей и заботы о подрастающем поколении; господство над жизнью путем самоубийства и эвтаназии. Примечательно, что определенная идея господства человека над природой оплачивается впечатляюще единообразно, одним и тем же результатом: прекращением жизни.

«Антропоцентрической» концепции культуры христианская концепция противостоит как подлинно гуманная и гуманистическая, и, употребляя слово «гуманистическая», я думаю о том единственном гуманизме, который не лжет против своей этимологии и пример которого нам преподал Фома Аквинский: о гуманизме, очищенном кровью Христа, о гуманизме Воплощения.

Такой гуманизм, соблюдая иерархию сущностей, ставит над жизнью активной жизнь созерцательную, он знает, что созерцательная жизнь прямее ведет к любви к первому Началу, заключающему в себе совершенство. Это не значит, что активная жизнь должна быть принесена в жертву, но она должна тяготеть к тому ее типу, который она принимала у людей совершенных, то есть к такой активности, которая целиком вытекает из преизбыточного созерцания.

Но если принять созерцание святых за высшую ступень человеческой жизни, то не следует ли тогда сказать, что все действия людей и сама цивилизация должны быть ориентированы на него как на цель? Кажется, что должно было бы быть так, говорил (может быть, не без некоторой иронии) св. Фома Аквинский. Ибо для чего рабский труд и торговля, как не для тела, обеспеченного всем жизненно необходимым и, следовательно, готового для погружения в созерцание? Для чего нравственные добродетели и благоразумие, если не для усмирения страстей и обретения внутреннего умиротворения, что так нужно для созерцания? Для чего все управление гражданской жизнью, как не для укрепления внешнего мира, необходимого для созерцания? - «Таким образом, если рассмотреть их как следует, то все функции человеческой жизни, кажется, служат тем, кто созерцает истину».

Вот идея иерархии ценностей, совершенно отличная от концепции индустриализма, целиком обращенной к производству, которую современный мир для себя вывел из цивилизации. Мы видим, до какой степени примат экономики, которая сама вытекает из режима, основанного на плодовитости денег - плодовитости неограниченном, как все, что вытекает из определенных природных условий - и материалистическая концепция культуры, будь то капиталистическая или марксистская, противоположны мысли всеобщего Учителя Церкви.

Не значит ли это, что христианская концепция культуры не имеет ничего общего с современным миром, кроме отношения несовместимости? И что она не может предложить нам иного идеала, кроме идеала прошлого, окончательно поглощенного историей, средневековьем? Надо ли повторять, что движение времени, как мы знаем, необратимо. Христианская мудрость не предлагает нам вернуться в Средние века. Прежде всего она приглашает нас сдвинуться с места. К тому же, цивилизация Средних веков, столь великая и прекрасная, какой она была на самом деле, и, разумеется, еще прекраснее в воспоминаниях, очищенных от истории, осталась далекой от полного воплощения христианского представления о цивилизации.

Да, это представление противостоит современному миру, но в той мере, в какой он негуманен.

А в той мере, в какой, несмотря на свою качественную ущербность, современный мир несет реальное историческое развитие, нет, христианская концепция культуры не противостоит ему. Совсем наоборот, она хотела бы спасти в нем и привести в разумный порядок те жизненные богатства, которыми он обладает.

Сами страдания, великие страдания, раздирающие современный мир, от чего они происходят, как не от всего того, что пронизано бесчеловечностью? А это значит, что мир, сам того не зная, стремится к цивилизации христианского типа, такой, как цивилизация, о которой дают представление принципы св. Фомы.

Из книги Сознание Дзен, сознание начинающего автора Судзуки Сюнрю

ПОДЛИННЫЙ БУДДИЗМ По сути дела, мы вовсе не школа Сото. Мы просто буддисты. Мы даже не дзэн-буддисты. Если мы поймём это, мы будем истинными буддистами.Идти, стоять, сидеть и лежать – четыре вида действия или способа поведения в буддизме. Дзадзэн не есть один из этих четырёх

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Гуманизм В качестве отчетливого идеологического движения гуманизм сформировался в эпоху Возрождения как реакция на феодальные отношения и средневековую теологию. Гуманизм провозглашает свободу рациональной личности, противостоит религиозному аскетизму и защищает

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

ГДЕ ПОДЛИННЫЙ ТЕКСТ? Кто-то, несомненно, может сказать: конечно, находка текстов 2000-летней давности - это сенсация, но где же та книга, которую Исаия написал собственноручно? Не прошло ли еще полтысячи лет от смерти пророка до второго века до Христа?И где хранится подлинная

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

ПОДЛИННЫЙ ТЕКСТ Тишендорф тщательно сравнил между собой четыре объемистые рукописи: Синайский кодекс, Александрийский кодекс, Парижский кодекс и Ватиканский кодекс, доступ к которому ему предоставили спустя некоторое время. В результате ученый выработал основной

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Подлинный униформизм Итак, принцип униформизма, абсолютно верный в соответствующих рамках, был совершенно необоснованно использован в исторической геологии. На самом деле униформизм заключается в незыблемости законов природы (и в первую очередь законов термодинамики),

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Гуманизм Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл. 3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к

Из книги Знание и Мудрость автора Маритен Жак

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. dvGpamcx; - человек), миро­воззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в изобилии создает архаический миф, сам, однако, еще не дающий возможности говорить об А. в строгом смысле слова: мифу недостает

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

2. Антропоцентризм и подлинный гуманизм Итак, мы говорим, что современная культура, каковы бы ни были ее положительное историческое назначение и достижения, по своей духовной доминанте является, как я попытался показать, антропоцентрической: гуманизм здесь отделен от

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ БИБЛИИ Свящ. Писание ставит человека во главе всего созданного. Хотя он по природе в чем–то уступает бесплотным силам (Пс 8:6), но как существу, соединяющему в себе дух и материю, ему принадлежит исключит. место во вселенских замыслах Божественного

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

1. Подлинный апостол: происхождение Евангелия (1:1а) Петр прежде всего представляется, как это принято в письмах, и подтверждает свои полномочия, «вручает верительные грамоты». С самого первого слова это послание заявляет о своей подлинности как письма, написанного

Из книги Что есть иудаизм? автора Альтшулер Моисей Соломонович

2. Подлинный христианин: свойства Евангелия (1:16) Петр и его братья апостолы, которые знали и слышали Иисуса, несомненно, получили неоценимые преимущества из опыта общения с Ним, и удивительно, просто непостижимо, что распявшие Христа могли услышать от Петра весть о том, что

Из книги автора

3. Подлинный опыт: воздействие Евангелия (1:2) Третье, на что Петр обращает внимание своих читателей, - это то новое, что приносит подлинное христианство: оно дает благодать и мир… в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа

Из книги автора

4. Подлинный Христос: содержание Евангелия (1:16–2) Подобно тому как чистый горный поток может в своем нижнем течении загрязняться промышленными отходами, так и изначально чистое Евангелие может загрязняться вводящими в заблуждение запутанными учениями, и тогда

Из книги автора

Гуманизм Секуляризм, Секулярный (светский) гуманизм.

Из книги автора

«Гуманизм» рабовладельцев - Вы меня очень огорчили, Соломон Давидович, вашим отказом участвовать в вечерней молитве. Достаточно было бы одного вашего присутствия. Никто не обратил бы внимания, молитесь вы или читаете какой-нибудь журнал или даже антирелигиозную книжку.

Общность связана со стилем жизни, убеждениями и ключевыми соц институтами. Одним из объективных признаков, тог что западная цивилизация является античным классическим наследием, философия рационализма и соц приложения этой философии – римское право, а также христианство, особенно, которое выражено в 2х его концессиях: католичество и протистанство.

Между античностью и христианством существует преемственная связь, потому что именно христианство сделало то, что называется крещение эллинской мудрости (эллинская философия). Христианство использует античную философия. Крещение было необходимо для Европы, потому что античный рационализм, в его социальных и политических приложениях, оказался недееспособным. Античность дает 2 познавательные стратегии, во многом прямо противоположные: априористская программа познания, эмпирицистская программа Аристотеля. Их объединяет то, что они создают и формируют архетип классического европейского мироотношения и этот архетип называется рационализмом и имеет форму условно – категорического силлогизма. Разум человека, раз он способен находить всеобщее и необходимое, является божественным, а значит субстанциональным. Разум является причиной самого себя, он безусловен в отношении множественности чувственных данных, а следовательно он независим от материального. Если разум человека божественное и потому не подверженное влияние, то почему разум в сфере поступков человека (фронезиса) творит зло?

Государство призвано гармонизировать людей под страхом наказания. Государство – это колоссальное, но колоссальное на глиняных ногах, так как государство оправдано в своем существовании в том, что люди способны существовать за счет нанесения ущерба людям. Государство существует, чтобы не было ада на Земле и более того сами властвующие склонны к нанесению ущерба, используя при этом власть, а следовательно задача заключается в том, чтобы выяснить причины, которые препятствуют рационализации общественной жизни людей.

Первое, что нужно сделать, это произвести революцию в человеческом миропонимании. Христианство это делает изначально, поэтому в глухой Римской провинции возникает как политическое значимое событие, о чем говорит процедура казни Христа. Эта политическая значимость связана с актом переоценки ценностей. Ценности- это как раз то, что организует людей, что есть благо и истинность. Ценность – это спасение. Христианство возникает как учение о спасении (сотериология). Катастрофическая дифференциация людей по имущественному статусу. Есть подвластвующие, которые страдают, а есть властвующие. Нагорная проповедь дает главный и определяющий императив (повеление), который гласит: «кто хочет спасти жизнь свою, тот потеряет ее, но кто потеряет жизнь свою, тот спасется». Следовательно всеобщее и необходимое теперь выступает не как то, что есть, а то что должно быть. А это означает, что действие всеобщего встречает в этом мире некоторое существенное сопротивление, и это существенное сопротивление находится в самом человеке и исходит из самого человека, а следовательно разум человека несубстанционален. В человеке есть что- то такое, что позволяет ему увертываться от всеобщей необходимости. Человек уникален по своему местонахождению и пребыванию, эта уникальность заключается в том, что он существо индивидуальное и греховное, а следовательно нужно обосновать, почему мы переоцениваем все ценности.

Принципиальная картина мира христианства. Принципы:

Монотеизма

Бога определить невозможно, у него есть имена. Бог един, а следовательно абсолютная личность, которая трансцендентна (находящаяся за пределами чего – либо), а это означает, что Бог бесконечно превосходит все сотворенное им, как вместе, так и по отдельности.

Принцип креационизма

Бог, который «азм есть сущее», создает мир в акте свободной воли, а это принципиально меняет представление о сущности или природе всего существующего. Существующее по сути тварно, а природа теперь – это формальный принцип. А всякий формальный принцип есть сформулированный с помощью понятий закон. Следовательно, акт творения сопровождается высказыванием.

Мир в христианстве потрясающе гармоничен. Все в этом мире есть благо, ибо все в мире от Бога. Если в мире есть зло, то это порча добра. Эта трансцендентная воля объективируется в состояниях, движениях, связях и отношениях. В этом мире тотальной объективации есть только одна тварь, которая препятствовать этому, то есть портить благое и доброе – и эта тварь человек.

Христианский антропоцентризм (человек в центре)

Человек абсолютно исключительная тварь, так как создана по образу и подобию Божьему и поставлена владычествовать над всем остальным а следовательно ее исключительность обременена экологическим эмпиративом. Это подобие делает человека безусловно индивидуалистичным, человек преодолевает многие различия и не исчерпывается им, по сути все люди равны ибо богоподобно, но этот безусловный индивидуализм негативно раскрывается как греховность человека. Это то, что называется обремененность первородным грехом.

Понимание человека как существа греховного является для Европы того времени абсолютной новизной, так как ни античность, ни Рим грехов не знали. Грех – это желание запретного, это если поддаешься искушению, поэтому дьявол – искуситель. Личная ответственность человека на совершаемые греховные деяния. Эсхатология – теория конца личной судьбы человека. Первородный грех не оправдывает грех человека, и именно потому жертва Христа снимает с человека греховность плоти. Но теперь человек сам несет ответственность за содеянный грех. Личные грехи порождают институт чистилища. Личное бессмертие через акт воскрешения из мертвых. Личное бессмертие необходимо с точки зрения спасения. Эта идея бессмертия через воскресение меняет механизм действия, представленный в объективации закона. В античном рационализме необходимость автоматична и непреодолима, все люди смертны, человек следовательно тоже. В христианском мире эта автоматичность безличной универсальной силы, встречая препятствия со стороны человека, придает этой силе новый модус существования – это модус долженствования. По отношению к человеку, творец предстает в своей номотетичности как законодатель. Он, как законодатель, предписывает человеку как ему существовать по истине. Первые четыре заповеди как раз говорят о бытии человека, как его предписывает творец, своей волей творя. Чтобы воля творца осуществилась, для этого действие закона должно сопровождаться личными усилиями, хотением самого человека. Закон должен быть записан в сердце человека, быть его мотивом. В христианском образе мира ЕСЛИ характеризует волю господа, которая стала волей самого человека. Именно поэтому христианская антропология открывает в человеке новую инстанцию неизвестную человеку (трансцендентальную). Она призвана постоянно выкидывать человека из всего, что окружает его и действует на него. Эта инстанция делает человека безусловным, как в отношении Бога, потому что он должен стать как отец его и в отношении сотворенного мира, потому что у человека, для его спасения, есть только 2 пути: либо к Богу, либо к Дьяволу.

Обоснованное мироотношение, которое находит свое выражение в неодолимой силе дедукции, сталкивается с уникальностью существования самого человека, которая выражается в кенозисе (опустошение). Кенозис связан с тем, что творец, по собственному усмотрению, ограничивает свою мощь и принимает акт снисхождения в человеческую природу (уничижение). Он ограничивает свою мощь, и это самоограничение Бога открывает пространство свободы, то есть позволяет человеку выбирать между добром и злом. В слове ЕСЛИ всегда предполагается выбор самого человека. Так в христианстве появляется проблема воли и свободы человека, в которой творец, как законодатель, дает не просто законы, а заветы и заповеди. Поэтому проблема человека – тождество бытия и воли. Эта проблема ставится следующим образом: есть высшая истина, эта истина объективируется в состояниях, отношениях и процессах. Эта абсолютно – волевая истина и есть абсолютная причина, но действие этой истины может быть как природного, так и неприродного характера, то есть действие может быть необходимым и не необходимым. Когда речь идет об бытии человека, то он должен быть об истине, а следовательно соблюдать заповеди и всякое его существование и есть существование, если его воля правильная или истинная.

Истинная (правильная) воля – желание человека совершать правильные действия ради самой правильности или истины. Это абсолютно деонтологическая проблема, согласно которой любое действие человека должно интерпретироваться с точки зрения правильности его умонастроения, то есть человек знает истину и желает, чтобы она воплощалась. Поэтому христианское решение проблемы бытия и воле не предполагает формулу: цель оправдывает средство.

Таким образом, христианство радикальным образом ставит проблему свободы человека. Воля – это онтологическое благо, то есть имеет отношение к человеку и его бытию, но это благо среднее, а это значит есть высшее благо, то есть наибольшее – это истина (добро и красота). Это наивысшее благо, без которого невозможно спасение, а есть наименьшее благо, это тела без которых можно жить правильно. Они происходят от того, кто их создал (и те и другие). Именно волевой акт может отвратить человека от высшего блага к благу наименьшему, но если человек направлен и живет по формуле «жить, чтобы есть», то такой человек решит согрешить. Злая воля порождает злодеяние, но нет того, кто придает воле злой характер, потому что воле придает злой характер желание и хотение самого человека, поэтому порочный человек – это его извращенная воля, а это воля свободная от руководства разума, когда человек обременен делами плоти, то есть не понимает разумных установок.

Тем самым, проблема бытия и воли возвращает нас к проблеме тождества бытия и мышления, потому что истинная воля – это воля, руководствующая разумом, а следовательно. А также встает проблема метода или пути достижения истинного знания, поскольку истина дана только разуму.

Правильная воля – это воля истинная, а истина есть результат процесса познания, то есть деятельности человека, при этом необходимость истинны для человека очевидна потому, что истина объединяет того и не ставит проблему дефицита ресурсов. Следовательно проблема бытия и воли преобразуется в проблему бытия и мышления, но познавательная ситуация меняется, потому что между существующим по воли Бога и общим, необходимым, законным есть пропасть, она связана с тем, что творец, осуществивший мир, бесконечно превосходит мир как в целом, так и по отдельности. Следовательно встает проблема как убрать эту пропасть между вечным- бесконечным и конечным, тленным и бренным. В самой человеческой душе должна быть великая сила, и эта сила иррациональна (то, что по силе превосходит человеческий разум). Вера, как интуиция безусловного, то, что соединяет в себе волевое и эмоциональное в человеке, порождая незыблемую убежденность, доверие и надежду. Эта вера в христианском познании главенствует. Отсюда исходный принцип правильного метода познания: «пойми, чтобы уверовать; веруй, чтобы понять». Реализация этого исходного принципа привила к классической формулировке соотношения веры и разума: «вера, ищущая понимание», отсюда кредо «верую, чтобы понять». Зачем познание, если мы верим? Дело в том, что вера и те, кто уверовал, позволяет пребывать в слове Божьем, а пребывание в слове Божьем позволяет познать истину, и именно истина сделает нас свободными. Проблемы познания в первую очередь связаны с тем, что для верующего человека истина предстает словом творца, более того «слово (логос) стало плотью и обитало с ними полное истины, и мы видели славу его». Поэтому если объект веры – это творец, то предмет веры (носитель проблемы) – слово, а слово, как известно, бывает носителем разных значений. Отсюда вытекает собственно средневековая философская проблема, которая характеризует философствование в вере. Вера говорит нам, что есть истина теологическая, и эта истина пребывает высказыванием. Но есть истина человеческая, и она тоже пребывает в слове. И поэтому вытекает проблема соответствия истины божественной и человеческой. Философствование в вере ставит метафизические проблемы, а это значит проблема о началах бытия. Решение это метафизической проблемы (проблема начал) может рассматриваться только в контексте теологической истинны, а это значит проблема начал познания ставится принципиально, иначе язычников Платона и Аристотеля. Проблема начал познания – схоластическая. Истинная вера - это пребывание в слове божьем, а это и есть схоластика, а смысл этого слова означает технологию школярство, потому что лекция о мире уже прочитана, истина уже возмещена и ее возместил творец. Поэтому схоластический метод познания направляет нас не на теоретическое наблюдение, с целью поиска истины, потому что истину искать не надо. Схоластика направляет нас на толкование и исследование уже высказанной истины, а значит на грамматический, логический, морфологический, синтаксический анализ текста. Схоластика – это метод пребывания в слове божьем, надо уметь толковать возвещенное. Схоластика, как метод порождает 2 методологии: методологи схоластического реализма; методология схоластического номинализма.

То есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ , позднее этого воззрения придерживались представители патристики , схоластики и некоторые философы нового времени .

Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.

Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях - от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии . Наиболее распространённое значение - экологическое: человек - хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путём ущемления других биологических видов . Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке .

В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина - светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.

Философия

В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека .

Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму , господствовашему в Средние века), где центром всего является Бог , а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос . В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности .

Экология

Согласно глубинным экологам Биллу Деволлу и Джорджу Сешнсу, понимание природы человека тоже обусловлено парадигмой доминирования, которая рассматривает человеческих существ изолированными и фундаментально отдельными от природы сущностями и превосходящими остальную природу. Такой антропоцентризм, по их мнению, сродни доминированию мужского пола над женским, богатых над бедными, западной культуры над не-западными .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Антропоцентризм" в других словарях:

    Антропоцентризм … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. anthropos человек, kentron центр) позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ,… … Философская энциклопедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Антропоцентризм - Антропоцентризм ♦ Anthropocentrisme Стремление поставить человека в центр, но не ценностей, как это делает гуманизм, а бытия. С точки зрения антропоцентризма Вселенная создана исключительно для нас, а потому все на свете должно вращаться… … Философский словарь Спонвиля

    - (от антропо... и центр) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 мировоззрение (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. апthropos человек и от лат. centrum середина круга) англ. anthropocen trism; нем. Anthropozentrismus. Мировоззрение, в к ром человек рассматривается как центр и высшая цель мировоззрения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ☼ мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в… … Энциклопедия культурологии

    антропоцентризм - АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos человек, и лат. centrum центр) воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    антропоцентризм - а, м. anthropcentrisme m. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. БАС 2. Антропоцентрический ая, ое. Когда распадение труда на труд физический и умственный доходит до известных пределов, антропоцентрический унизм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Индивидуальность человека. Бытие и деятельность , Герт Валерий Александрович. В монографии обосновывается со-бытийная природа экзистенциалов, доминант и процессов развития целостности индивидуального бытия и индивидуальности человека. Со-бытийная природа целостности…


error: Контент защищен !!