Как валидаторы в транспорте снимают деньги с банковских карт. Что внутри валидатора? Вопросы к разработчикам новой системы оплаты проезда и краш-тест устройства Увеличение цен на проезд в общественном транспорте из-за валидаторов

Как вы знаете, помимо предложений по улучшению автомобильного движения, у нас есть несколько программ по улучшению общественного транспорта:
удобное метро , парадоксы общественного транспорта и . Я не всегда успеваю (иногда забываю) своевременно публиковать их для обсуждения в ЖЖ. Решил наверстать упущенное и представить уже не совсем новую, но актуальную программу с предложениями по улучшению общественного транспорта .

Начнем с набирающих популярность 900-х полуэкспрессных маршрутов. При всех достоинствах автобусов ЛИАЗ 5292.21 (низкопольность, наличие кондиционера), работающих на этих линиях, они обладают одним существенным недостатком: в них всего 20 мест для сидения.

Это катастрофически мало для автобусов, которые предназначены для доставки пассажиров на большие расстояния. Поскольку поездка длится 30-40 минут, значительной части пассажиров приходится все это время ехать стоя. Как вы понимаете, это совершенно не комфортные условия для людей. А пока общественный транспорт будет продолжать оставаться неудобным для пассажиров, мы не только не пересадим автомобилистов в него, но и будем стимулировать отток людей в сторону использования личного транспорта.

Мы предлагаем закупить и использовать на 900-х маршрутах подвижной состав со значительно большим числом сидячих мест. Хорошей моделью является ГолАЗ-6228 (уже эксплуатируется в Москве). Наиболее оптимальными представляются автобусы большей вместимости с количеством сидячих мест не менее 37.

Целесообразным является установка в этих автобусах Wi-Fi модулей. Это привлечет активную часть горожан в общественный транспорт. И начнет менять его имидж с на транспорт для креативных, продвинутых и современных людей.

Но главное - это...

разрешить посадку в автобус через все двери!
Дело в том, что на экспрессных маршрутах отключен турникет (с безбилетниками борются бригады контролеров). Это сделано для увеличения привлекательности данного вида транспорта. Но, при этом, по какому-то досадному недоразумению или по упрямству некоторых несознательных граждан из Мосгортранса, посадка осуществляется по-прежнему через переднюю дверь. Абсурд! Парадокс! Его надо срочно устранить.

А как же валидация билетов, спросят некоторые. Сейчас валидатор находится только у передней двери, поэтому и запускают пассажиров в автобус через один вход. Решение очевидно: нужно поставить дополнительно в салоне еще 2-3 валидатора, как это сделано в европейских странах.

Сравните, кстати, размер данного девайса в Праге (фото сверху) и в Москве (снизу). Где Чубайс со своими нанотехнологиями? Опять наши микропроцессоры самыми большими в мире получаются... Наверняка еще и самыми дорогими. Наше предложение к Департаменту транспорта: закупить нормальные валидаторы адекватного размера!

Мы уже выступали с предложением о . Установка нескольких валидаторов в экспрессных маршрутах - это первый шаг на пути к этой большой цели. Потому что унижаться турникетами больше совсем не хочется.

Спустимся под землю.
По метрополитену мы регулярно выступаем с конкретными предложениями, а сейчас коснусь двух общих и взаимосвязанных вопросов.

1. Попрошайничество. В каждом переходе и составе "работают" бригады по выманиваю денег у пассажиров. Конечно, нормальным людям жалко безногих инвалидов или малолетних детей и им дают деньги. Не давайте себя обмануть! Это самая настоящая мафия или фирма "Друг нищего" (читайте Брехта). Когда я сфотографировал этого субъекта, он мне сообщил, что так делать нельзя, ибо придут старшие и будет нехорошо.

2. Незаконные мигранты.
На нескольких станциях Московского метрополитена (Проспект Мира, Комсомольская, Курская, Таганская) уже несколько лет работают настоящие "биржи труда", устроенные приезжими из стран Центральной Азии.

фото mr_quietest

Новоприбывшие мигранты могут тут приобрести фальшивые документы, разрешение на работу и прочее. Поговаривают, что свои могут купить в метро оружие и наркотики. Короче, московская подземка все больше напоминает не транспортную систему, а притон для нелегалов и криминальных элементов.

Мы требуем наведения порядка в метро с помощью совместных рейдов полиции и миграционной службы. Пока на станциях и в вагонах творится такое безобразие, о решении транспортных проблем столицы даже говорить смешно.

UPD: Было у нас и еще одно предложение. Поставить автоматы по продаже билетов на ОТ. Однако сейчас появился электронный кошелек "тройка" (который скоро можно будет пополнять всеми возможными способами). Поэтому автоматы по продаже билетов уже не так необходимы. Что думаете?

В некоторых московских автобусах сняли валидаторы в начале и в конце салона. На это обратили внимание в соцсетях, убедились в этом и журналисты The Village.

В итоге оплатить проезд можно только около центральных дверей, к которым не всегда получается пробраться из-за большого числа пассажиров. В Мосгортрансе нам ответили, почему отключили считывающие устройства.

Мосгортранс

«Мы увеличиваем число валидаторов, принимающих оплату банковскими картами и смартфонами с функцией бесконтактных платежей - обновляем программное обеспечение на новых устройствах, заменяем валидаторы старого образца».

По утверждению ведомства, валидатор может отсутствовать только у одной из дверей - и менее чем в 5 % всех городских автобусов. На деле же из трех валидаторов чаще всего оставляют только один, в центре.

После обслуживания считывающие устройства вернут на место. В Мосгортрансе обещают, что валидаторы будут работать у всех дверей в автобусах уже в начале 2020 года. Оплатить проезд теперь можно будет не только проездным, но также картой или смартфоном. Эта функция есть и сейчас, но работает с перебоями.

"Опять на работу из-за этого автобуса опоздала, - исходит руганью сотрудница редакции, влетая в отдел с опозданием в полчаса - вроде уже и в полосе едем без пробок, а стоим, как дураки, по 15 минут на остановках, пока весь народ войдет. Когда уже эти турникеты уберут - обещали же!" Как оказалось, обещали, но про обещания забыли.

На днях руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов огорошил обнадеженную ранее общественность: "Турникеты снимать никто не обещал. У нас по ряду экспресс-маршрутов они сняты, а в новых трамваях, которые появятся в ближайшие годы, можно будет войти во все двери. Но снимать турникеты в общественном транспорте пока не планируется. Снятие турникетов может повлечь за собой увеличение стоимости проезда", - приводит слова чиновника РИА "Новости".

Напомним, автоматизированные системы контроля проезда и перевозки пассажиров (АСКП) появились в столичном транспорте в 2001 году. Нововведение помогло повысить сборы за проезд, но заметно усложнило жизнь пассажирам: в часы пик войти в оснащенный турникетом автобус или троллейбус - задача не из легких. Принимая во внимание многочисленные жалобы москвичей, власти неоднократно обещали убрать турникеты из транспорта, увеличить штраф за езду зайцем, а контроль оплаты проезда вновь возложить на контролеров. Так, первоначально турникеты из общественного транспорта планировалось убрать до конца 2012 года, но позже было принято решение продлить работы по демонтажу валидаторов еще на несколько лет. Выступал с такими обещаниями и мэр. Однако в конце этого февраля он заявил, что турникеты исчезнут только тогда, когда москвичи научатся платить за проезд. Ликсутов же "успокаивает" горожан, заверяя, что после внедрения "электронного кошелька" и "единого билета" будут решены проблемы с очередями, которые связаны с приобретением билета у водителя, и это, надо полагать, существенно облегчит нашу толкотню при штурме транспорта.

Турникетами планируется оборудовать и остановки. Правда, только те, где наблюдается большой поток пассажиров. Принцип работы таких остановок будет, как на железнодорожных платформах или метро. Ликсутов пояснил, что принятие этих мер позволит водителям больше не работать кондукторами на определенных маршрутах и поможет избежать огромных очередей на вход в салон автобуса, троллейбуса либо трамвая. Кроме того, по мнению чиновника, это позволит сократить число безбилетников, сообщает mos-dv.

Снова здорово! Теперь еще на остановках! К слову сказать, дорогие чиновники, москвичи турникетами в транспорте крайне недовольны! И это не просто разговоры бабушек у подъезда. Например, согласно опросу, проведенному исследовательским центром рекрутингового портала superjob.ru еще в 2011 году, более половины москвичей считают, что этим палкам не место в московских автобусах, троллейбусах и трамваях. Вот только несколько мнений опрошенных пассажиров: "Создают очереди в час пик, часто работают некоррект-но: не читают действующие билеты и прочее. Кроме того, многие просто их обходят"; "Они выматывают и без того вымотанных людей, живущих в Москве. Каждый день слышу ругань бабушек, толпясь на входе в трамвай"; "Это неудобно и унизительно. Мешает пожилым людям с сумками, матерям с детьми"; "В Европе никаких турникетов нет, зато штраф за безбилетный проезд 400 евро. Вот и думай, заяц, пронесет или нет!"

К слову, о Европе. Больше 10 лет назад там тоже прибегли к установке валидаторов в общественном транспорте и... очень скоро отказались от них. Ни для кого не новость, что время поездки - это очень важный фактор. А турникеты стали создавать дополнительные трудности и в разы увеличили время в поездке. Прибавьте к этому удовольствие от стояния в очереди на автобус под дождем или снегом, толкотню и несрабатывающие билеты. Тут кто угодно задумается, не взять ли кредит хоть... на "Ладу". Кроме того, выяснилось, что валидаторы в транспорте часто ломались. И дотошные европейские чиновники подсчитали, что обслуживание, монтаж-демонтаж и ремонт этих "электронных контролеров" обходится слишком дорого, поэтому их было решено снять. Но если вдруг какой заяц попадет на контролерский обход, то его ждет огромный штраф. В некоторых странах он достигает 400 евро (около 16 тысяч рублей). В Германии человеку, трижды пойманному на безбилетном проезде, вообще "уголовка" светит. Именно такое "дорогостоящее наказание" и стало там самым успешным (и довольно прибыльным) методом борьбы с зайцами. По такому же принципу (без турникетов) работают и большинство станций европейского метрополитена. И даже прибыль умудряются получать.

Корреспонденты "МП" опросили нескольких водителей троллейбусов и автобусов в Москве насчет этих самых турникетов, и что бы вы думали? Они "железками" тоже недовольны.

Нас за что больше всего ругают, - признался "МП" водитель троллейбуса, следующего по Грузинскому валу в сторону станции метро "Фили", - за несоблюдение графика движения. А какой тут может быть график - я ж не могу предположить, сколько на какой остановке пассажиров забирать придется! У меня был случай - почти 20 минут у станции метро "Улица 1905 года" пассажиров принимал. Не закроешь же двери! Хотя некоторые так и делают - закрыл двери прямо перед носом очереди и уехал. А народ потом жалуется!

Да, к очередям уже привыкла, от них уж никуда не денешься, - сетует водитель автобуса на Коровинском шоссе, - а ежедневные скандалы!.. То цена не устраивает, то карта не сработала, то поездку "съело", и все это мне выслушивать! А мне, между прочим, потом еще целый день на маршруте работать. Ни мне такая нервотрепка ни к чему, ни пассажирам, которых везу.

Один из постоянных авторов сайта "Эхо Москвы" Илья Варламов приводит интересный факт: оказывается, исторически основным мотивом для введения валидаторов в транспорте был контроль вовсе не за "зайцами", а... за транспортными предприятиями. Якобы Московский метрополитен и Мосгортранс умудрялись успешно завышать число перевезенных льготников, чтобы получать большие субсидии из бюджета. После того как Мосгортранс несколько раз умудрился выйти на департамент с объемом перевозок большим, чем у метро, стало ясно, что пора бы с этим что-то делать... И сделали. После введения турникетов льготникам раздали карточки, и число их поездок стало известно Департаменту транспорта...

Борьба с зайцами у нас пожизненная, и зайца победить невозможно, - считает независимый автоэксперт, ведущий интернет-портала "Право руля" Сергей Асланян. -Поскольку экономики в стране как таковой нет, у нас все шиворот-навыворот - есть только грызня монополий и зверская конкуренция за бюджет. Поэтому автобусный парк,как явление, оказывающее транспортные услуги, постоянно пребывает в состоянии экономического коллапса. У него идут серьезные затраты на топливо, на решение проблем с разномастностью парка, нужно иметь всю номенклатуру деталей, персонал, который в этом разбирается, квалифицированных водителей. Есть еще техосмотр, предрейсовый контроль, все виды поборов (СЭС, пожарные и т. д.), зарплата сотрудникам, техническое состояние парка, социалка. Откуда, спрашивается, получать прибыль? Ты не управляешь процессом и ты не можешь заранее просчитать свои убытки, когда твои затраты непредсказуемы... Получается, денег больше взять неоткуда, кроме как с турникета. Это единственное, что тебе более-менее гарантирует возврат денег, и это последний рубеж, который может позволить тебе не разориться. Следующий этап - повышение цены на билет раз в месяц: 28 рублей, 30, 32, 34, 36...

Ну а как же в Европе без этого обходятся?

Действительно, в Европе нет турникетов, и если в Женеве 10 лет назад водитель при входе открывал переднюю дверь и у всех проверял билеты, то сейчас никто не проверяет. Но в Европе ситуация абсолютно иная. У нас человек (особенно в Москве) поставлен в жесткие рамки. Давайте нарисуем портрет современного горожанина: квартира у него съемная, работа - круглосуточная, зарплата - минимальная, и он не заплатит там, где только будет минимальная возможность. И поэтому турникеты у нас будут всегда, потому что у нас ситуация продиктована не экономикой, а чистой политикой. И эта политика позволяет не доплачивать работникам, держать их в черном теле, и люди платят тем же. Как только хозяин отвернулся - у него украли то, что плохо лежало. Турникет - это, если вдуматься, серьезная социальная проблема. Если турникет убрать - платить будут только минимальное количество людей. Например, коренные москвичи. Но их осталась примерно одна четвертая населения, и не все они ездят на автобусах. Но сам по себе по сути турникет - это, конечно же, самое плохое, что можно было изобрести, потому что электроника уже существует и наличие или отсутствие электронного билета у пассажира в кармане сканируется на входе совершенно элементарно. Ты заходишь в автобус, у тебя в кармане лежит чипованая карта заранее оплаченных проездов, и факт того, что он у тебя оплачен, регистрируется автобусом - скажем, мигающей лампочкой - мол, этот оплатил. Если вы хотите, чтобы люди были у вас не на положении скота, который грузят в вагон и выгружают из вагона, то вы могли бы пойти на это, поставив эту электронную систему.

А как это контролировать?

У нас контролеры на каждом маршруте с утра до ночи, вот пусть и занимаются своей работой - ловят.

Значит, можно обойтись одними контролерами?

Можно обойтись одними контролерами, и кондукторами можно обойтись. Кондукторы появились у нас в автобусах в те времена, когда они еще были узкими, и пройти по ним из конца в конец было невозможно, а теперь пожалуйста - у нас автобусы в 1,5 раза шире, и ходить по ним не проблема. Проблема в том, опять же, что, когда ты нанимаешь человека, ты должен ему платить зарплату, ты должен ему дать социальный пакет, ты должен его отпустить в отпуск. Проще поставить турникет, потому что турникет хлеба не просит. К сожалению, ничто не заставляет московских чиновников, занимающихся транспортом в городе, становиться лицом к потребителю... В этом основная проблема.

valid - действительный, имеющий силу, правомерный) - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом .

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.

Московский наземный транспорт

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

Ручной валидатор ПК-001

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например истек срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном маршруте уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Индикация работы валидатора

Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.

Другие города

В Красноярске с помощью пластиковой электронный карты льготные группы населения могут расплатиться за проезд в городском общественном транспорте с начала 2008 года, все остальные граждане - с ноября 2010 года . Кондукторы всех автобусов, троллейбусов, трамваев имеют переносные ридеры (валидаторы). Пополнить карты можно через многофункциональные платёжные терминалы, а также в городских отделениях почтовой связи.

В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.

В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В Екатеринбурге с конца 2009 года введена транспортная карта "Е-карта". Система введена во всех троллейбусах, трамваях и автобусах города. Валидаторы находятся у кондукторов либо установлены на вертикальном поручне на задней площадке. Также валидаторами оснащены и некоторые из маршрутных такси. Возможна оплата проезда и обычным способом. с 2012г. оператор МегаФон запустил услугу по оплате проезда с мобильного телефона в городском транспорте Екатеринбурга. Правда, сначала такой сервис был реализован лишь в Екатеринбургском метро, но теперь такая возможность появилась и в наземном транспорте. Благодаря новой услуге МегаФона, оплачивать проезд с мобильного телефона можно во всех видах наземного общественного транспорта Екатеринбурга, на ряде коммерческих маршрутов, а также на всех станциях Екатеринбургского метрополитена - везде, где принимается "Е-карта".

В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.

Разработчики системы "умного проезда" (автоматизированной системы оплаты и контроля проезда или АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте утверждают: те возможности, которые мы видим сегодня, - только вершина айсберга. Недочеты системы вскоре будут исправлены, а из тестового режима в рабочий, согласно планам, система выйдет к августу .


На наших глазах было проведено тестирование надежности валидатора.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/cкачать видео (2.49 МБ)

Сперва его бросили в коридоре с плиточным полом, так, что он сначала ударился в потолок. Потом два раза сбросили в лестничный проем, метров с трех-четырех. Потом его били молотком. Только после этого испытания на корпусе появились следы в виде потертостей. Но на функционировании устройства это никак не отразилось.




Редакция предупреждает - попытка повторения подобного опыта в транспортном средстве обойдется вам очень дорого.

О проекте электронной оплаты проезда IT.TUT.BY рассказал директор технического отделения IBA , руководитель проекта по программной части.


Долго ли разрабатывались системы электронной оплаты проезда? Какой у компании опыт в подобных проектах?

Непосредственно проектом электронной оплаты проезда мы занимаемся уже более трех лет. Другого рода системы по продаже билетов (к примеру, через банковские устройства) разрабатывались и ранее. Таким образом, системами оплаты проезда на транспорте IBA занимается более пяти лет. Вообще же в направлении создания систем самообслуживания компания работает более 10 лет.

Даже тогда, когда в Беларуси банковские карточки практически совсем не были распространены, мы создавали системы автоматизированной оплаты. Тогда было много скепсиса: "А оно не сломается?", "Как тут платить?" … но прошло 10 лет, и сейчас банковские платежно-справочные терминалы де-факто являются стандартном, в их удобстве не сомневаются. Уверен, система автоматизированной оплаты проезда уже скоро станет привычной и неотъемлемой частью нашей жизни.

Надолго ли прописана "дорожная карта" проекта, какие еще сервисы будут появляться?

Есть план по использованию для пополнения карточек вместо киосков существующей сети банковских терминалов. Другая возможность - приобретение карточек не в киосках, а в режиме самообслуживания. Киоски и кассы - режимные, они, в отличие от терминалов, не работают по формуле 24х7. Пассажиры жалуются, что часто нет возможности купить билет - это можно исправить. Прототипы таких устройств уже разработаны.






Прототип терминала выдачи и пополнения бесконтактных карт

В прошлом году компания IBA проводила семинар по системам оплаты и контроля проезда на транспорте, так называемому умному проезду, обсуждали проблематику не только Минска, но и регионов, рассматривали преимущества и возможности системы. Больший интерес к автоматизированным системам оплаты проезда проявляют областные центры, но есть интерес к таким системам и у небольших городов, и у предприятий, занимающихся междугородними перевозками.

Так что в будущем автоматизированные системы оплаты и контроля проезда могут быть интегрированы на базе одной карты. Подобный опыт есть и в России, и в других странах. Уже сейчас валидаторы и смарт-карты поддерживают такую возможность. В память карты может быть занесено несколько приложений для различных целей. Универсальный проездной, как мне кажется, обязательно появится, это лишь дело времени.

Вопрос из области фантастики: если возможно объединить в одну карточку проездной на все виды транспорта по всей стране, то, быть может, можно в эту же карточку добавить платежные возможности и даже электронный паспорт? Увидим ли мы такое через 5-10-20 лет?

Эта фантазия недалека от реальности. Начиная проектировать систему "умного проезда", мы понимали перспективность этой технологии и разработали фактически универсальную платформу iCard, которая позволяет записать на карточку практически любые данные.

Могу показать свой портмоне, там много разных карт, и банковских, и дисконтных… Сейчас есть тенденция к объединению информации на одном носителе. В Беларуси в настоящее время проектируется внутренняя идентификационная карта, "электронный паспорт". Та же "карта школьника" может быть в скором времени объединена с проездным.

Многие белорусские банки получили лицензию на эмиссию и обслуживание банковских смарт-карт, которые работают как привычным способом, так и бесконтактно. Туда можно записывать и другие приложения. Технически возможно записать и "электронный проездной".

Современные средства позволяют реализовать это хоть сейчас. Вопрос в том, насколько это будет надежно, удобно, целесообразно, как будут обстоять дела с приватностью и законодательством… Не скажу, через сколько лет мы увидим "единую карточку" и будет ли она действительно "единой", но технически это уже реализуемо.


Будет ли когда-нибудь применяться технология NFC, позволяющая проводить оплату с телефона?

Технология NFC сейчас набирает обороты в мире, мы понимаем ее перспективность. Следующим этапом "умной оплаты" может быть оплата с помощью мобильного устройства путем простого "прикладывания" его к терминалу. Валидаторы, которые установлены, уже сейчас поддерживают NFC на уровне "железа", эта возможность просто не "включена" программно. Мы как софтверная компания будем готовы принять участие в NFC-разработках.

Сейчас интерес к NFC в Беларуси есть, но устройства с поддержкой данной технологии пока не получили широкого распространения, хотя, думаю, что в ближайшее время ситуация изменится. Когда появится бóльшая заинтересованность, когда подобные услуги будут предлагаться более широко и такого рода оплата проезда будет одобрена Минсктрансом, "включить" NFC не составит труда. Надеюсь, в скором будущем это произойдет, NFC уже становится стандартом для производителей смартфонов.

Но пока используются карты Mifare и технология RFID. Что значат эти слова?

RFID - это широкое понятие, которое подразумевает любой способ передачи радиосигналов между специальным чипом, RFID-меткой и считывателем сигналов. Для "функционирования" метки никакого питания, "батареек" не нужно, да и считыватель потребляет сравнительно немного энергии.

Mifare - одна из самых популярных в мире технологий для систем бесконтактной оплаты проезда. Недостатки старой версии Mifare Classic были изучены, и недавно была представлена новая версия - Mifare Plus, которую мы и используем. Версия Plus защищена от копирования и подделок, данные шифруются сложными алгоритмами. Разработчики стандарта, с которыми мы тесно сотрудничаем, говорят, что IBA Group одной из первых компаний в мире внедрила систему с максимальным уровнем безопасности технологии Mifare Plus.



Почему сейчас параллельно используется распечатка на талончике и RFID-валидатор для проездных? Возможно ли отказаться от талончиков или распечатывать их прямо на терминале?

Организация оплаты разовой поездки - это проблема любой транспортной системы. На момент разработки проекта около 40% поездок являются разовыми. Поэтому наличие отдельного способа оплаты для разовых поездок - это обязательное требование.

При выборе способа оплаты разовой поездки было рассмотрено множество технологий. Однако стоимость любого RFID-носителя превышала стоимость разового проезда , поэтому альтернативу бумажному талону найти не удалось.

В Москве в метро выдают одноразовые RFID-карточки, их себестоимость сопоставима с одной поездкой — у нас такой вариант стоил бы дороже самого проезда. Мы рассматривали различные технологии, но экономически нецелесообразно было вводить бесконтактный инструмент для разовых поездок.

Системы продажи билетов прямо в салоне есть в разных странах, но для Беларуси любой способ приема оплаты разовой поездки, который мы рассматривали (купюры, банковские карты…), значительно удорожал проект, усложнял каналы связи. Да и терминалы для продажи разовых билетов занимали бы много места в салоне. Электронный компостер всего на несколько сантиметров выступает вперед из поручня, а терминал продажи занимал бы место одного-двух пассажиров. Да и в час пик им было бы сложно пользоваться. Пожалуй, это может быть применимо только на пригородных и междугородних маршрутах.

Поэтому пока в комплекте с бесконтактными карточками используются бумажные талоны и электронные компостеры. В будущем появятся терминалы по продаже билетов и пополнению счета на смарт-карте на остановочных пунктах. Как сейчас в терминалах некоторых банков можно приобрести билет на пригородный автобус, как на вокзале можно приобрести в терминале билет на электричку, так можно будет оплатить и наземный транспорт. И не только банковской картой, но и наличными деньгами.

Пока же никуда не исчезнут талончики у водителя. Но их количество будет уменьшаться, т.к. электронный билет для одной поездки (аналог талончика) можно будет записать на бесконтактную карту, что, очевидно, удобнее.


Фото: Снежана Инанец, из архива TUT.BY

То есть больше людей захотят покупать карты-проездные вместо разовых талонов? Что для этого нужно сделать?

Как уже говорилось, выпускаемые смарт-карты поддерживают до шести видов электронных проездных, находящихся в памяти одновременно. Это предоставляет пассажиру возможность управления своими проездными в рамках одной карты. Это может быть проезд в течение месяца, определенное количество поездок или проезд на определенную дистанцию, включающую конкретное количество зон. Могут быть разработаны и записаны на карту тарифы на день и даже на час.

Регулярно кондукторы слышат "не буду покупать билет, мне только одну остановку" или "почему одна остановка стоит как проезд через весь город" . Это тоже можно решить особым тарифом, зональной или покилометровой оплатой.

Технически эти тарифы и методы оплаты реализованы и поддерживаются системой "умного проезда". Но пока система внедряется согласно существующим правилам и нормам.

Да, именно так. Карточки позволят выбирать абонентский план, более правильно рассчитывать свои затраты. Но сравнивать карточку Mifare, которую мы используем, с сим-картой некорректно. Скорее она как кошелек, поскольку тарифы хранятся прямо на карточке. Ждать ничего не надо, как только пассажир пополнил карту, он может оплатить проезд.

Но даже гибкие тарифы не снимут вопросы про "мне только одну остановку". Рассматривался ли вариант с чем-то вроде турникета на входе, как это иногда делается за рубежом?

Рассматривались все варианты и был выбран оптимальный. Система строится на доверии и контроле. Дополнительно, для защиты от "относительно честных" пассажиров, которые стоят с талончиком и ждут контролера, вся система в транспортном средстве, включая компостеры и валидаторы, будет блокироваться на время контроля. Водитель также может ее заблокировать. То есть ездить с талончиком в кармане и пробивать его только при виде контролера не получится.



Недавно пассажиры заметили что-то похожее на обновление системы посреди дня: валидаторы перезагружались и в начале выводили системную информацию. Это действительно была "перепрошивка на ходу"?

Система, которая сейчас внедряется, достаточно масштабная. Сотни транспортных средств, в которых не один и не два "умных" элемента. При таких масштабах вручную перепрограммировать каждое устройство невозможно. Если необходимо единовременное массовое обновление, его можно обновлять удаленно сразу на всех устройствах, находящихся в сети.

И тарифы, и поддержка NFC или сенсорных кнопок могут прийти в каждую машину в течение одного дня - как только транспортное средство подключится к сети, на него "зальется" прошивка по каналам мобильной связи. Кстати, прошивка "весит" совсем немного, это не десятки мегабайт, тут не Windows и не Linux. В месяц на одно транспортное средство с учетом ежедневной передачи данных по навигации и оплате, а также нескольких больших обновлений, требуется не более 60 Мб.

Да, пользователи могли видеть диагностику или обновление прошивки. Мы только начали внедрение системы, она работает в тестовом режиме, а мы отслеживаем и оперативно устраняем недочеты.


Высказывалось также недовольство из-за сообщений только на одном языке...

Система уже поддерживает русский, белорусский и английский языки.


В инструкциях в транспорте говорится, что должно распечатываться не только время поездки, но и номер транспортного средства. Сейчас номер не указывается. Может ли это быть исправлено?

Причина отсутствия номера транспортного средства заключается в том, что система находится в стадии наладки. В ближайшее время все данные будут печататься на талонах.

О "железе", технической реализации "умного проезда" мы расспросили Сергея Сягло , директора ОДО "Проток люкс", предприятия, входящего в IBA Group, руководителя проекта по аппаратной части.

Из чего состоят валидаторы и электронные компостеры, сколько в этих разработках белорусского?

Система состоит не только из валидатора и компостера, туда также входят бортовой компьютер и навигационный терминал, специальный считыватель карточек для контролеров. Данная система интегрирована с действующей диспетчерской системой управления Минсктранса, с перспективой подключения других систем. Технически возможно взаимодействие с электронными табло на остановках (такие уже есть в Минске), систем контроля топлива, учета пассажиропотока (например, можно увеличить количество машин на маршруте, если он загружен в конкретное время).

В электронном компостере содержится компактный матричный принтер компании R&G, специально разработанный для жестких условий эксплуатации в общественном транспорте. Решение в их пользу было принято из-за их огромного опыта и экономической нецелесообразности собственной разработки. Разработка программного обеспечения, а также интеграционные работы с АСОКП производились в Беларуси.

Валидатор и все остальное оборудование - уже целиком белорусская разработка, конструирование, литье, платы, сборка… Это не первая ревизия устройства, над ним работали года два, учитывали особенности минского транспорта, климата, насыщенности в час пик. Зарубежные аналоги, кстати, обычно крупнее по габаритам.



Главные параметры, о которых волнуются пользователи, это устойчивость к поломкам и сложность в работе в сравнении с механическими компостерами и бумажными проездными…

Мы серьезно подошли к решению вопросов вандалоустойчивости. Металлический корпус мешал бы передаче сигнала и быстро бы царапался. Для его изготовления мы использовали современные полимеры, они достаточно удароустойчивые, их тяжело "скрутить" с поручня, царапины не так заметны. Это не адаптация какой-то технологии, это новая разработка с учетом специфических требований, мирового опыта и уже внедренных в Беларуси систем, а также экономической целесообразности и "задела на будущее", что важно.

Скорость работы - в приоритете. Сейчас оплата картой занимает 0.2-0.3 секунды. Электронный компостер не медленнее механического. Также важна максимальная простота в использовании - минимум действий. На валидаторах, рядом с дисплеем, есть две пока не задействованные сенсорные кнопки, они могут пригодиться в будущем для проверки баланса или операций с тарифами.



error: Контент защищен !!