Статистические показатели образования в рф. Система показателей статистики образования

Дисциплина «Статистика»

Тема: Статистическое изучение уровня образования населения РФ


Введение…………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения…5

1.1 Источники информации……………………………………………5

1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования.6

2 Характеристика российской системы образования…………………...12

3 Статистический анализ показателей уровня образования

населения РФ………………………………………………………………14

3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения..14

3.2 Анализ грамотности населения…………………………………..18

3.3 Анализ динамики и структуры количества

учащихся и студентов………………………………………………... 21

Заключение………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………… 28

Приложение ………………………………………... …………………….29


Введение

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших составляющих статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. Данные социальной статистики нужны ученым для анализа развития общества, своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усиление которых может угрожать жизнедеятельности людей.

Уровень образования населения является одним из показателей уровня жизни населения. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы.

Уровень образования одновременно выступает и как социальный и как экономический показатель, характеризующий уровень развития общества и общественных отношений.

В качестве экономического показателя уровень образования населения является базой для развития науки и высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень образования характеризует потенциал экономически активное населения как фактора производства.

Выступая в качестве социального показателя, уровень образования способствует повышению культурного уровня населения, развитию таких направлений как кинематография, литература, музыка, изобразительной искусство.

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения. В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:

Собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;

Изучить систему образования и образовательный потенциал России;

Объектом изучения в данной курсовой работе является уровень жизни населения.

Предмет изучения – уровень образования населения РФ.

В работе применяются различные аналитические методы статистического изучения базы данных.

Методология представляет собой учебники по дисциплинам «Общая теория статистики», «Социальная статистика», «Социально-экономическая статистика», а также методические материалы сайта Росстат, которые отражают основные понятия и методы изучения статистических данных показателей образования и данные «Российского статистического ежегодника 2009».


1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения

1.1 Источники информации

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических.средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. («школьных переписей»).

1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования

В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание, Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

Выявления приоритетов в развитии системы обучения;

Выработки понятия и методики измерения качества образования.

Совершенствуется и методика международных сопоставлений в этой области, проводимых ЮНЕСКО и ПРООН.

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать - те, кто мог подписываться. «Неграмотный» - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

Статистика образования изучает количественные и качественные характеристики образовательной деятельности как в рамках учреждений, реализующих определенные образовательные программы и обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся (воспитанников), так и за их пределами, на протяжении всей жизни человека, в том числе обучение в организациях без отрыва от работы на различных курсах повышения квалификации либо путем самообразования. Статистика призвана отражать развитие системы образования на всех ее уровнях, состав и условия функционирования образовательных учреждений, состояние и использование материально-технической базы, кадры воспитателей и преподавателей, контингенты обучающихся, их структуру и динамику, основную и дополнительную деятельность образовательных учреждений и ее результативность.

Статистику образования строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий.

На основании полученных данных проводятся аналитические исследования по различным направлениям: рынки образовательных услуг на федеральном и региональных уровнях, поведение семей на этих рынках, экономические процессы в сфере образования, состояние и развитие материально-технической и информационной базы, кадрового потенциала учреждений профессионального образования.

Целью статистики образования является информационная поддержка разработки и реализации образовательной политики, обеспечение органов управления образованием Российской Федерации актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией об положении системы образования Российской Федерации, формирование информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития образования.

Достижение цели статистики образования обеспечивается решением нескольких задач:

системная идентификация предмета статистика;

выделение наблюдаемых и ненаблюдаемых процессов и явлений в сфере образования, определяющих их факторов и связей;



накопление информации, необходимой для анализа ситуации, описания прогнозного фона, и, наконец, собственно прогнозирования и моделирования сценариев развития системы образования.

Статистика образования как информационная система должен отвечать следующим требованиям:

иметь целевую направленность;

обеспечивать непрерывность и систематичность наблюдений;

обеспечивать регулярное обновление тематики и инструментария в соответствии с потребностями пользователей;

обеспечивать максимальную достоверность информации и объективность формулируемых на ее основе выводов.

Целостное видение системы статистики образования, координация всех разнообразных видов деятельности - это одновременно фактор успеха и наиболее сложная задача построения на его основе действенного управленческого механизма.

Статистика образования строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий.

Университет (от нем. Universität , которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas - совокупность, общность) - высшее учебное заведение, где обучаются специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

Древнейший в Европе университет - медицинский - был основан в Салерно не позднее первой половины XI в. Около 1100 г. был открыт университет в Болонье, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На базе нескольких монастырских школ в конце XII в. вырос Парижский университет; в 1096 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и согласно истории после конфликта между жителями Оксфорда и профессурой и студентами университета в 1209 г., некоторым ученые бежали на север, где основали Кембриджский университет.

Академия - высшее учебное заведение, которое:

· реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

· осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации для определённой области научной и научно-педагогической деятельности;

· выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

Институт (лат. institutum - установление, обычай, учреждение) - термин, употребляемый для обозначения определённого класса учреждений. В частности, этот термин обозначает: наиболее распространённый тип высших учебных заведений в России и СНГ .

Статистика образования объединяет широкий круг участников от федеральных органов управления образованием до семей, в которых проводятся опросы и которые получают дополнительную информацию для построения образовательных стратегий.

Министерство образования и науки Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральное агентство по образованию и Федеральная служба по надзору в сфере образования, определяют основные направления мониторинга экономики образования, предоставляют ведомственную статистику и другую релевантную информации. Ведущие специалисты этих ведомств выполняют функции экспертов и консультантов при проведении методологических и аналитических исследований. Органы управления образованием федерального уровня являются основными пользователями результатов мониторинга экономки образования.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является поставщиком информации государственного федерального статистического наблюдения. Ведущие специалисты Росстата выполняют функции экспертов и консультантов методологических и аналитических исследований.

Другие федеральные министерства и ведомства, заинтересованные в проведении статистики образования и ее результатах. Их потенциальные функции заключаются в предоставлении ведомственной информации, участии в исследованиях потребностей пользователей, анализе результатов мониторинга экономики системы образования для принятия решений, входящих в их компетенцию.

Органы управления образованием регионального и муниципального уровня принимают решение о проведении статистических исследований в своем регионе (за исключением пилотных регионов, выбор которых определяется федеральными органами), координирующие статистические работы в субъектах федерации и муниципальных образованиях при поведении статистики на региональном уровне.

Пользователи информации статистики образования включают органы государственной власти, деловые круги, работодателей, научные и образовательные учреждения, средства массовой информации, общественность. Функции пользователей варьируют в зависимости от уровня их ответственности и компетенции в процессе разработки образовательной политики, принятии управленческих и иных решений, формировании общественного мнения.

В статистике образования в настоящее время представлены практически все уровни системы образования: детское дошкольное образование, общее образование: начальное, основное, полное (среднее), профессиональное образование: начальное, среднее и высшее.

Присутствует также внесистемное образование детей и взрослых, в котором процесс обучения обеспечивается на основе прямого взаимодействия между обучающим и обучающимся.

В рамках статистики образования сбор данных осуществляется по России в целом, а также по субъектам Российской Федерации, которые существенно различаются по своему географическому положению, социально-экономической ситуации, показателям уровня жизни и другим характеристикам. Это позволяет составить представление, с одной стороны, о типичных ситуациях в сфере образования, а с другой, - учесть их своеобразие, обусловленное региональной спецификой.

Основные источники информации статистики образования:

материалы государственной и ведомственной статистики;

данные министерства финансов, характеризующие объемы и структуру бюджетного финансирования системы образования;

результаты специальных статистических обследований в образовательных организациях и учреждениях;

результаты массовых опросов и социологических обследований;

экспертные оценки.

Статистика образования имеет целый комплекс эффектов разного рода: методологические, аналитические, информационные, управленческие.

1) Методологические эффекты обеспечиваются отработкой новых индикаторов и показателей, оригинального инструментария сбора статистической и социологической информации.

2) Информационные эффекты связаны с получением принципиально новых данных, комплексно характеризующих сферу образования в Российской Федерации и ее регионах.

3) Аналитические эффекты формализуются в использовании принципиально нового информационного поля для проведения исследований и прогноза развития образования.

4) Управленческие эффекты обусловлены тем, что информация мониторинга действительно ориентирована на цели разработки образовательной политики и поддержку принятия решений.

Рассмотрение системы показателей статистики образования следует начать с интегрального показателя -- уровня образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования.

Основным источником сведений об образовательном уровне населения являются сплошные и выборочные переписи населения. Учитывая важность этого показателя. Статистическая Комиссия ООН рекомендовала его для включения в число основных вопросов переписного листа при проведении переписей населения в 1999--2001 гг.

В программу переписи населения 1989 г. и выборочного социально-демографического обследования, которое проводилось в Российской Федерации в 1994 г., были включены вопросы о названии учебного заведения, числе оконченных классов (курсов), типе образовательного учреждения, в котором опрашиваемое лицо на момент переписи училось, сведения о посещении детьми младше 6 лет дошкольных учреждений. Предусматривалось также получение данных о лицах, не имеющих начального образования.

В результате обобщения итогов обследования были получены сведения о численности лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное образование; данные о лицах, не имеющих начального образования, а также о половозрастном составе лиц с соответствующим образованием. При этом программа разработки итогов сплошной и выборочной переписей содержит также большое число группировочных таблиц, в которых сведения об образовательном уровне приводятся в увязке с другими социально-демографическими показателями.

В период между переписями производятся текущие оценки уровня образования. За базу расчетов принимаются данные последней переписи о численности населения по соответствующим видам образования, используются данные годовых разработок об уровне образования умерших и мигрантов, отчетные данные о численности лиц, получивших общее среднее (полное и неполное), среднее специальное и высшее образование. В связи с возможными погрешностями расчетов широко применяются относительные показатели.

В числе других показателей статистики образования используются количественные и качественные характеристики развития системы и деятельности образовательных учреждений с учетом особенностей учебного процесса на каждой ступени.

Дошкольное образование является первой ступенью системы воспитания и обучения. Оно представляет собой сеть дошкольных учреждений различных форм собственности, основной деятельностью которых является всесторонняя подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей путем реализации психофизиологического и интеллектуального потенциала.

Дети с 3 до 6 (7) лет могут получать дошкольное образование в дошкольных учреждениях различных видов и форм собственности или в комплексах «детский сад -- начальная школа» в зависимости от уровня развития ребенка и желания родителей.

Подготовка детей к школе обязательна с 5-летнего возраста и осуществляется в подготовительных группах детского сада или школы, либо по желанию родителей в семье. В зависимости от условий такие группы могут быть организованы и при начальных школах.

Исходя из обозначенных выше задач дошкольного образования, государственная статистическая отчетность предусматривает сбор сведений о числе дошкольных учреждений и количестве мест в них, численности посещающих их детей в половозрастном разрезе, в том числе обучающихся по программе первого класса общеобразовательной школы. Сообщаются также данные о режиме работы дошкольного учреждения, численности и возрастном составе детей, охваченных летними оздоровительными мероприятиями, числе случаев заболеваний с указанием их вида; сведения о численности, профессиональном составе и уровне образования персонала и национальном языке, на котором ведется работа в группах.

Отдельными разделами в формах статистического наблюдения представлены сведения о материально-технической базе, поступлении и использовании финансовых средств.

Если дошкольное учреждение имеет компенсирующий профиль (для детей с нарушением речи, слуха, зрения и т.д.) или комбинированный тип (общеразвивающего профиля, но с наличием компенсирующих групп), то собираемая информация дополняется соответствующими показателями, характеризующими компенсирующие группы по их профилю, числу мест, численности и возрастному составу детей.

Отчет представляется дошкольными учреждениями всех форм собственности (форма № 85-к) с годовой периодичностью.

Одновременно региональные подразделения по образованию -- районные (городские) отделы (управления) -- направляют с годовой периодичностью сведения о численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. Приведенный перечень показателей позволяет охарактеризовать развитие системы дошкольного образования, в том числе в городской и сельской местности и по формам собственности, охват детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями, заполняемость и сменность их работы, а также потребность в дополнительных местах, в том числе с компенсирующим профилем.

Данные о техническом состоянии зданий, площади помещений и уровне благоустройства, поступлении и использовании финансовых средств дополняют общую картину положения дел в дошкольном образовании.

Статистика общего образования охватывает все типы школ (начальные, основные, средние (полные), гимназии, лицеи, школы-детские сады, школы-интернаты для детей с недостатками умственного или физического развития и т.д.) с дневной формой обучения.

С годовой периодичностью собирается информация о числе школ, в том числе в городской и сельской местности, по формам обучения и формам собственности, числе классов, численности и половозрастном составе учащихся в начальных (I ступень), в основных (I--II ступени) и средних (полных) (I--III ступени) школах, числе школ с продленным днем или с группами продленного дня, сменности занятий и численности учащихся, занимающихся во второй и третьей сменах, языках обучения и других языках, изучаемых как самостоятельный предмет, численности учащихся, окончивших школу и получивших и не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Отчетность содержит сведения об углубленном изучении различных предметов, профиле, числе классов (групп) и численности в них учащихся.

При характеристике начального, обучения наряду со сведениями о численности учащихся в 1--3 (4) классах в статистической отчетности содержатся также данные о числе подготовительных классов и классов-комплектов, в том числе организованных в дошкольных учреждениях.

Имеется информация о списочном составе учащихся, в том числе обучающихся второй год, и численности девочек, начиная с подготовительного класса и кончая выпускными.

Характеристика контингента обучающихся содержит также такие показатели, как численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в школе-интернате; численность умственно отсталых детей и детей с недостатками физического развития, детей-инвалидов, численность детей, занимающихся в компенсирующих классах.

Указывается количество учащихся, выбывших из школы в течение учебного года и причины их выбытия.

Дается характеристика кадрового состава преподавательского персонала (численность, уровень подготовки и т.д.).

С периодичностью один раз в пять лет собирается информация о кружковой работе учащихся и один раз в два года -- о школьных помещениях и технических средствах обучения.

Характеристики социально-бытовых условий обучения содержат сведения об уровне благоустройства зданий школ, наличии столовой или буфета с горячим питанием, числе посадочных мест, наличии и площади физкультурного зала, плавательного бассейна и т.д.

При обучении детей-инвалидов в школах и школах-интернатах общего типа сообщается их численность, а также численность детей, обучающихся индивидуально на дому по специальным программам, и численность детей, обучающихся в форме семейного образования.

Приведенный перечень показателей распространяется на школы всех типов дневного обучения (формы № ОШ-1, № 76-рик, № 83-рик).

Сведения о вечерней (сменной) общеобразовательной школе собираются по значительно более узкому кругу показателей: число школ и классов, численность учащихся очной и заочной форм обучения, в том числе окончивших данный класс и численность получивших аттестат зрелости, режиме занятий, языке обучения, наличии консультативных пунктов, данные о контингенте выбывших учащихся и причинах выбытия (формы № ОШ-5 и № СВ-1).

Еще по более узкому перечню собираются сведения по негосударственным общеобразовательным школам (форма № ОШ-1 (НОУ)).

На основе имеющейся информационной базы могут быть получены количественные качественные характеристики развития сети общеобразовательных школ по всем контингентам учащихся, охвата обучением детей соответствующего возраста, обеспеченности и доступности школьного образования в различных регионах страны и для отдельных групп населения; выявлены причины прекращения обучения отдельными группами детей, масштабы и предпочтительный профиль углубленного изучения различных предметов, состояние материально-технической базы школьного обучения и социально-бытовые условия в образовательных учреждениях.

В число основных задач среднего и высшего профессионального образования наряду с удовлетворением потребности личности в получении такого вида образования входит подготовка квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики.

Продолжительный срок профессионального обучения (12--16 лет) и необходимость последующей адаптации молодых специалистов к условиям производства предопределяют необходимость опережающего учета потребностей экономики при подготовке специалистов средней и высшей квалификации. Государственная политика в области среднего и высшего профессионального образования определена Законами об образовании (1992 г.) и о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996 г.).

Среднее специальное образование дают средние специальные учебные заведения: техникумы, колледжи, училища.

В 1995 г. Правительством Российской Федерации был утвержден государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, который установил структуру и документы государственного образца о среднем профессиональном образовании, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, общие нормативы и объем учебной нагрузки, требования к перечню специальностей среднего специального образования.

Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.

Базовым является образование, полученное в имеющем соответствующую лицензию образовательном учреждении среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена. Нормативный срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, полученное при тех же условиях, но на основе программы, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена обеспечивается прежде всего за счет программы дополнительной подготовки, включающей в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплины. В связи с этим нормативный срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее четырех лет.

В части среднего профессионального образования в статистической отчетности (форма № 2-нк «Сведения о среднем специальном учебном заведении или высшем учебном заведении, реализующем программы среднего профессионального образования, на начало.... учебного года. Обучение: дневное, вечернее, заочное, экстернат») имеются показатели численности принятых, обучающихся в разрезе курсов и выпущенных с получением диплома (аттестата, свидетельства) о начальном профессиональном образовании, диплома о среднем профессиональном образовании, и, наконец, диплома о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

При этом предусмотрены группировки всего контингента по лицам, имеющим основное общее образование, и по лицам, имеющим среднее (полное) общее образование, в разрезе специальностей: выделение обучающихся по договорам с юридическими лицами, в том числе с полным возмещением затрат на обучение, а также численности лиц, получающих стипендии за счет стипендиального фонда, средств предприятий и организаций. В отчетности показывается численность и категории студентов дневного обучения, находящихся на льготном обеспечении (дети-сироты, инвалиды-военнослужащие; лица, подвергшиеся воздействию чернобыльской аварии и др.).

Статистическая отчетность предусматривает получение данных об абитуриентах, движении численности студентов и причинах выбытия, их обеспеченности общежитиями, составе по возрасту и полу.

Материально-техническая база представлена показателями общей площади зданий, в том числе учебной, общежитии, жилых домов; количеством посадочных мест в предприятиях общественного питания учебных заведений и общежитии.

В настоящем сборнике, подготовленном Институтом статистических исследований и экономики знаний Государственного университета – Высшей школы экономики в рамках Инновационной образовательной программы НИУ ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении», представлены данные, приведенные в соответствие с требованиями международных статистических стандартов и отражающие уровень и динамику основных индикаторов образования в Российской Федерации в сопоставлении со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сборник содержит показатели деятельности образовательных учреждений по ступеням образования с использованием Международной стандартной классификации образования (МСКО-97). Отдельные разделы посвящены характеристике кадров и финансирования образования, оценке уровня образования населения, участия взрослого населения России в непрерывном образовании в сравнении со странами Европейского Союза, итогам международных исследований образовательных достижений учащихся (PISA).

В публикации использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Министерства финансов Российской Федерации, Организации экономического сотрудничества и развития, статистической службы Европейского Союза, а также собственные методологические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

1. Образовательный потенциал населения

1.1. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше
1.2. Население в возрасте 15 лет и старше с низшим и высшим уровнем образования по возрастным группам и полу
1.3. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше по возрастным группам: 2010
1.4. Уровень образования городского и сельского населения в возрасте 15 лет и старше: 2010
1.5. Уровень образования населения в возрасте 15 - 72 лет, занятого в экономике, по возрастным группам: 2010
1.6. Средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 6 лет
1.7. Коэффициенты выпуска специалистов (квалифицированных рабочих и служащих) с профессиональным образованием
1.8. Участие населения в возрасте 15 - 24 лет в образовательном процессе по полу: 2011
1.9. Намерения населения в возрасте 15 - 24 лет продолжить обучение: 2011
1.10. Намерения обучающихся общеобразовательных учреждений продолжить обучение: 2011
1.11. Намерения обучающихся по программам профессионального образования продолжить обучение: 2011
1.12. Стратегии населения относительно дальнейшего образования: 2011
1.13. Участие населения в возрасте 15 лет и старше в дополнительном образовании/обучении по возрастным группам: 2011
1.14. Участие населения в возрасте 15 лет и старше в дополнительном образовании/обучении по положению на рынке труда: 2011
1.15. Участие населения в возрасте 15 лет и старше в дополнительном образовании/обучении по видам дополнительного образования/обучения: 2011
1.16. Участие населения в непрерывном образовании
1.17. Участие населения России и европейских стран в непрерывном образовании по видам

2. Образование и рынок труда
2.1. Экономическая активность населения по уровню образования: 2011
2.2. Структура занятых в экономике, безработных и экономически неактивного населения по уровню образования
2.3. Уровень занятости населения по образованию
2.4. Уровень занятости населения по образованию и возрастным группам: 2011
2.5. Уровень безработицы по образованию
2.6. Уровень безработицы по образованию и возрастным группам: 2011
2.7. Уровень безработицы по образованию: гендерные различия, 2011
2.8. Средняя продолжительность безработицы по уровню образования
2.9. Застойная безработица по уровню образования и полу
2.10. Средняя заработная плата работников по уровню образования и полу
2.11. Соотношение средней заработной платы работников по уровню образования
2.12. Средняя заработная плата работников по группам занятий и уровню образования: 2011
2.13. Средняя заработная плата работников по уровню образования и возрастным группам: 2011
2.14. Соотношение средней заработной платы работников по уровню образования и возрастным группам: 2011
2.15. Заработная плата по уровню образования и возрастным группам: гендерные различия, 2011
2.16. Выпускники очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального образования
2.17. Выпускники очной формы обучения государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования
2.18. Удельный вес лиц, не получивших направление на работу (нетрудоустроенных), в общей численности выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования
2.19. Выпускники очной формы обучения государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования 2.20. Удельный вес лиц, не получивших направление на работу (нетрудоустроенных), в общей численности выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования
2.21. Численность выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в органах государственной службы занятости
2.22. Структура численности занятых в экономике по способу поиска первой работы и уровню образования: 2011
2.23. Структура численности занятых в экономике по соответствию работы полученной специальности и уровню образования: 2011
2.24. Удовлетворенность различными аспектами работы по уровню образования: 2011
2.25. Неудовлетворенность различными аспектами работы по уровню образования: 2011
Методологические комментарии

3. Финансирование образования
3.1. Расходы на образование
3.2. Расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту
3.3. Государственные расходы на образование по уровням бюджетной системы
3.4. Динамика расходов на образование
3.5. Удельный вес расходов на образование в общих расходах консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
3.6. Государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту по отдельным уровням бюджетной системы
3.7. Государственные расходы на образование по подразделам классификации расходов бюджетов
3.8. Государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту по уровням образования
3.9. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося
3.10. Инвестиции, направленные на развитие образования
3.11. Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образования, по источникам финансирования
3.12. Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образования, по формам собственности
3.13. Объем платных услуг системы образования
3.14. Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования
3.15. Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования по 10-процентным группам населения с различным уровнем среднедушевых денежных доходов
3.16. Расходы домашних хозяйств, связанные с дошкольным образованием
3.17. Структура расходов домашних хозяйств, связанных с дошкольным образованием
3.18. Расходы домашних хозяйств, связанные с получением образования, по типам образовательных учреждений
3.19. Структура расходов домашних хозяйств, связанных с получением образования, по видам расходов
3.20. Структура средств дошкольных образовательных учреждений по источникам финансирования
3.21. Структура средств государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по типам и источникам финансирования
3.22. Структура средств образовательных учреждений дополнительного образования детей по источникам финансирования
3.23. Структура средств образовательных учреждений начального профессионального образования по источникам финансирования
3.24. Структура средств образовательных учреждений среднего профессионального образования по источникам финансирования
3.25. Структура средств образовательных учреждений высшего профессионального образования по источникам финансирования
3.26. Средние потребительские цены на отдельные виды услуг в системе образования
3.27. Индексы потребительских цен на отдельные виды услуг в системе образования
3.28. Численность обучающихся по программам начального профессионального образования, прием на обучение по программам начального профессионального образования и выпуск квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием по источникам финансирования
3.29. Численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, прием студентов на обучение по программам среднего профессионального образования и выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по источникам финансирования
3.30. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, прием студентов на обучение по программам высшего профессионального образования и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием по источникам финансирования
3.31. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования
3.32. Реальная начисленная заработная плата работников организаций
3.33. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по формам собственности учреждений
3.34. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по видам деятельности
3.35. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по видам деятельности в процентах к заработной плате в экономике в целом
3.36. Среднемесячная начисленная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
3.37. Среднемесячная начисленная заработная плата работников образовательных учреждений cреднего профессионального образования по категориям
3.38. Среднемесячная начисленная заработная плата работников образовательных учреждений высшего профессионального образования по категориям
Методологические комментарии

4. Контингент обучающихся
4.1. Динамика численности обучающихся в образовательных учреждениях
4.2. Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и состоящих на учете для определения в них
4.3. Охват детей дошкольными образовательными учреждениями
4.4. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях по полу и возрасту
4.5. Посещаемость дошкольных образовательных учреждений
4.6. Дети, посещающие группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях
4.7. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях
4.8. Охват детей и подростков общим образованием
4.9. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по полу и возрасту: 2011/2012
4.10. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по группам классов
4.11. Численность обучающихся в государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
4.12. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся в обычных классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) и на дому: 2011/2012
4.13. Выпускники общеобразовательных учреждений
4.14. Численность детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях по различным причинам
4.15. Распределение детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях, по полу и возрасту: 2011
4.16. Численность детей, занимавшихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей
4.17. Численность обучающихся по программам начального профессионального образования
4.18. Охват молодежи программами начального профессионального образования по полу
4.19. Численность обучающихся по программам начального профессионального образования по возрасту
4.20. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся по программам начального профессионального образования: 2011
4.21. Прием на обучение по программам начального профессионального образования
4.22. Выпуск квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием по профессиям
4.23. Численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования
4.24. Охват молодежи программами среднего профессионального образования по полу
4.25. Численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, по полу и возрасту: 2010/2011
4.26. Структура численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, по формам обучения: 2011/2012
4.27. Численность инвалидов в составе студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования
4.28. Численность иностранных студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования
4.29. Прием студентов на обучение по программам среднего профессионального образования
4.30. Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием
4.31. Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по группам специальностей
4.32. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования
4.33. Охват молодежи программами высшего профессионального образования по полу
4.34. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, по полу и возрасту: 2010/2011
4.35. Структура численности студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, по формам обучения: 2011/2012
4.36. Численность инвалидов в составе студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования
4.37. Численность иностранных студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, по гражданству
4.38. Численность иностранных студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в негосударственных образовательных учреждениях, по гражданству
4.39. Прием студентов на обучение по программам высшего профессионального образования
4.40. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием
4.41. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием по группам специальностей и направлений подготовки
4.42. Структура выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием по уровню полученных дипломов
4.43. Основные показатели деятельности аспирантуры
4.44. Численность аспирантов по полу и возрасту
4.45. Численность аспирантов по отраслям наук
4.46. Выпуск из аспирантуры по отраслям наук
4.47. Основные показатели деятельности докторантуры
4.48. Численность докторантов по полу и возрасту
4.49. Численность докторантов по отраслям наук
4.50. Выпуск из докторантуры по отраслям наук
4.51. Удельный вес лиц, защитивших диссертации в период подготовки, в общем выпуске из аспирантуры и докторантуры по отраслям наук: 2011
Методологические комментарии

5. Персонал образовательных учреждений
5.1. Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности
5.2. Удельный вес занятых в образовании в общей численности занятых в экономике
5.3. Удельный вес женщин в общей численности занятых в экономике и в образовании
5.4. Распределение занятых в экономике и в образовании по уровню образования: 2011
5.5. Средний возраст занятых в экономике и в образовании
5.6. Среднегодовая численность работников организаций по видам экономической деятельности
5.7. Среднегодовая численность работников образования по видам деятельности
5.8. Численность работников дошкольных образовательных учреждений по категориям
5.9. Численность педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений по должностям
5.10. Численность женщин в составе педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений по должностям
5.11. Уровень образования педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений
5.12. Уровень образования педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений по должностям: 2011
5.13. Структура педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений по возрастным группам
5.14. Структура педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений по должностям и возрастным группам: 2011
5.15. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях в расчете на одного воспитателя
5.16. Численность работников общеобразовательных учреждений по категориям: 2011
5.17. Численность работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по категориям
5.18. Численность работников негосударственных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по категориям: 2011
5.19. Укомплектованность штатов работников общеобразовательных учреждений: 2011
5.20. Численность педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по должностям
5.21. Численность педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по должностям: 2011
5.22. Уровень образования педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
5.23. Уровень образования педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по должностям: 2011
5.24. Уровень образования педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по должностям: 2011
5.25. Структура педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по возрастным группам
5.26. Структура педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по должностям и возрастным группам: 2011
5.27. Структура численности педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по должностям и возрастным группам: 2011
5.28. Численность учителей общеобразовательных учреждений
5.29. Численность учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по специальностям
5.30. Численность учителей негосударственных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по специальностям: 2011
5.31. Численность работников учреждений дополнительного образования детей системы Минобрнауки России по категориям
5.32. Укомплектованность штатов работников учреждений дополнительного образования детей системы Минобрнауки России: 2011
5.33. Численность педагогических работников учреждений дополнительного образования детей системы Минобрнауки России по должностям
5.34. Уровень образования педагогических работников учреждений дополнительного образования детей системы Минобрнауки России
5.35. Уровень образования педагогических работников учреждений дополнительного образования детей системы Минобрнауки России по должностям: 2011
5.36. Численность работников образовательных учреждений начального профессионального образования по категориям
5.37. Укомплектованность штатов работников учреждений начального профессионального образования: 2011
5.38. Численность педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования по должностям
5.39. Уровень образования педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования
5.40. Уровень образования педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования по должностям: 2011
5.41. Структура численности педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования по возрастным группам
5.42. Структура численности педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования по должностям и возрастным группам: 2011
5.43. Численность преподавателей образовательных учреждений начального профессионального образования
5.44. Численность мастеров производственного обучения, имеющих производственную квалификацию на уровне и выше установленной для выпускников
5.45. Численность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования в расчете на одного преподавателя (включая мастеров производственного обучения)
5.46. Численность работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по категориям
5.47. Численность педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по должностям
5.48. Уровень образования педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования
5.49. Уровень образования педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по должностям: 2011/2012
5.50. Численность преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования
5.51. Численность преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования, имеющих учебную степень, ученое звание
5.52. Структура численности преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования по возрастным группам
5.53. Численность работников образовательных учреждений высшего профессионального образования по категориям
5.54. Численность профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования
5.55. Численность профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования по должностям
5.56. Численность профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющего ученую степень, ученое звание
5.57. Структура профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования по возрастным группам
Методологические комментарии

6. Условия обучения

6.1. Основные фонды образования
6.2. Индексы физического объема основных фондов образования
6.3. Ввод в действие основных фондов образования, коэффициенты их обновления и выбытия
6.4. Ввод в действие образовательных учреждений
6.5. Динамика числа образовательных учреждений
6.6. Дошкольные образовательные учреждения
6.7. Дошкольные образовательные учреждения по режиму работы
6.8. Дошкольные образовательные учреждения, в которых численность детей превышает число мест
6.9. Площадь помещений дошкольных образовательных учреждений
6.10. Удельный вес арендованной площади в общей площади помещений дошкольных образовательных учреждений
6.11. Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных образовательных учреждений
6.12. Дошкольные образовательные учреждения, использующие персональные компьютеры и Интернет
6.13. Общеобразовательные учреждения
6.14. Общеобразовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.15. Государственные и муниципальные вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения
6.16. Средний размер класса в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.17. Сменность занятий в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.18. Численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в группах продленного дня (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.19. Учебная площадь общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.20. Техническое состояние зданий общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.21. Благоустройство зданий государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.22. Обеспеченность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) горячим питанием
6.23. Наличие персональных компьютеров в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
6.24. Общеобразовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), имеющие доступ к Интернету, адрес электронной почты, веб-сайт
6.25. Образовательные учреждения дополнительного образования детей
6.26. Техническое состояние и благоустройство зданий образовательных учреждений дополнительного образования детей
6.27. Образовательные учреждения начального профессионального образования
6.28. Площадь зданий образовательных учреждений начального профессионального образования
6.29. Удельный вес арендованной площади в площади зданий образовательных учреждений начального профессионального образования
6.30. Использование площади зданий образовательных учреждений начального профессионального образования
6.31. Техническое состояние зданий образовательных учреждений начального профессионального образования
6.32. Обеспеченность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования общежитиями
6.33. Обеспеченность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования горячим питанием
6.34. Наличие персональных компьютеров в образовательных учреждениях начального профессионального образования
6.35. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
6.36. Образовательные учреждения среднего профессионального образования
6.37. Филиалы государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования
6.38. Площадь зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования
6.39. Распределение площади зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования по форме владения, пользования: 2011
6.40. Техническое состояние зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования
6.41. Использование площади учебно-лабораторных зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования
6.42. Обеспеченность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования общежитиями
6.43. Обеспеченность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования сетью общественного питания
6.44. Наличие персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
6.45. Образовательные учреждения высшего профессионального образования
6.46. Филиалы образовательных учреждений высшего профессионального образования
6.47. Площадь зданий образовательных учреждений высшего профессионального образования
6.48. Распределение площади зданий образовательных учреждений высшего профессионального образования по форме владения, пользования: 2011
6.49. Техническое состояние зданий образовательных учреждений высшего профессионального образования
6.50. Использование площади учебно-лабораторных зданий образовательных учреждений высшего профессионального образования
6.51. Обеспеченность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования общежитиями
6.52. Обеспеченность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования сетью общественного питания
6.53. Наличие персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
6.54. Организации, имеющие аспирантуру
6.55. Организации, имеющие докторантуру
Методологические комментарии

7. Международные сопоставления
7.1. Уровень образования взрослого населения в России и странах ОЭСР: 2010
7.2. Удельный вес населения, имеющего высшее и послевузовское профессиональное образование (МСКО 5А и 6), в общей его численности в России и странах ОЭСР по возрастным группам: 2010
7.3. Уровень занятости в России и странах ОЭСР по образованию: 2011
7.4. Уровень безработицы в России и странах ОЭСР по образованию: 2011
7.5. Расходы на образование в расчете на одного обучающегося в России и некоторых зарубежных странах: 2011
7.6. Государственные расходы на образование в России и странах ОЭСР в процентах к валовому внутреннему продукту: 2011
7.7. Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов: 2011
7.8. Охват образованием населения в возрасте 5 - 29 лет в России и странах ОЭСР: 2011
7.9. Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов в России и странах ОЭСР: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (МСКО 5 и 6), 2011
7.10. Численность выпускников, получивших образование в области науки, технологий, производства и строительства, в расчете на 100 000 занятых в возрасте 25 - 34 лет в России и странах ОЭСР: высшее профессиональное образование (МСКО 5А), 2011
7.11. Удельный вес женщин в общей численности учителей (преподавателей) в России и странах ОЭСР: 2011
7.12. Численность обучающихся в расчете на одного учителя (преподавателя) в России и странах ОЭСР: 2011
7.13. Средний размер класса в России и странах ОЭСР: 2011
Методологические комментарии

Образование – это главнейшая составная часть качества жизни человека. Органы управления образовательной системой как в целом в РФ, так и в субъектах обязаны обеспечить единое образовательное пространство с надлежащим качеством и доступностью, что даст возможность повысить уровень жизни населения.

Главным источником данных об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предполагает получение информации о состоянии образования любого человека, о видах учебных заведений, в которых он осуществлял обучение или закончил его.

Существенное внимание уделяется исследованию подготовки и повышению квалификации занятого населения. Подобное изучение производилось по сведениям единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Информация об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включена в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, которые проводятся службами государственной статистики с 1992 г.

Основным источником данных о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, которая представляется раз в год. В программу отчетности входят: данные о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; сведения о материальной состоятельности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Различные сведения собираются в выборочных исследованиях обучающихся, которые проводятся не только статистическими службами, но и педагогами, социологами, медиками и другими специалистами. Меньше всего осуществляется изучение уровня жизни педагогов и мастеров профессионально-технических, учителей школ, средних специальных и высших учебных заведений.

С развитием рыночной экономики появились платные услуги, в том числе в области образования, усиленно создается сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, формируется система дистанционного обучения. Затруднен сбор статистической информации о работе частных учебных заведений в форме систематической отчетности. Для изучения их деятельности рационально проведение специальных обследований.

Уровень образования населения

В настоящее время возрастает необходимость в специалистах, которые обладают широким спектром профессиональных компетенций.

Следовательно, совершенствование системы образования должно содействовать решению главной задачи по предоставлению непрерывного формирования профессионального уровня гражданина, который отвечает современным требованиям общества.

Изучая систему образования России и ряда зарубежных стран, можно сделать такой вывод:

1) необходимо пересмотреть границы и формы государственного влияния;

2) надо расширить организационно-экономическую автономность в системе образования;

3) приблизить систему профессионального образования к потребностям экономики государства и отдельного региона в кадрах.

Несомненно, что в системе образования государству поручены достаточно специфические функции, которые не могут выполнять другие субъекты. Как в России, так и за рубежом государство определяет или рекомендует перечни специальностей, в рамках которых формируются так называемые образовательные товары и создаются базовые черты их ассортимента . Государство осуществляет аттестацию и государственную аккредитацию производителей образовательных товаров, способствует созданию государственной системы аттестационно-диагностических центров, тем самым выступая гарантом качества образовательных товаров, их соответствия уровню национальных образовательных стандартов.

Государственное регулирование системы образования рассчитывает также на обеспечение данными производителей образовательных товаров. Наравне с другими субъектами государственные органы основывают информационно-консультационную базу функционирования рынка образования за установленные периоды времени. Помимо этого, государство выступает инвестором в процессе формирования и развития системы образования, а также предоставляет гарантии другим субъектам долгосрочных инвестиций.

Рост численности частных производителей накладывает на государство обязательство защищать потребителей образовательных товаров, т. е. государство обязано поддерживать политику аккредитации производителей образовательных товаров и сертификации образовательных программ. Бесспорно, системы национальной сертификации уменьшают неясность для будущих потребителей, а также для работодателей относительно уровня компетентности работников, содействуют развитию профессиональной мобильности граждан, а также препятствуют появлению образовательных товаров низкого качества. Наряду с этим очень существенно, когда государство не является монополистом сертификации и аккредитации производителей образовательных товаров. Для данных целей рационально привлекать негосударственные структуры. Так, например, происходит в Великобритании и Германии.

Таким образом, в районах, где государство преимущественно не представляет собой единоличного поставщика образовательных товаров, оно обязано оставлять за собой право определения и сохранения национальных эталонов образовательных товаров, а также предоставления равнодоступности данных товаров для народонаселения конкретно образованием надлежащей нормативно-правовой базы.

В то же время организация нормативно-правовой базы должна вестись по двум направлениям:

1) разработка и проведение поправок и дополнений к действующим документам;

2) разработка и проведение новых документов различного уровня.

Соответственно выделяется два наиболее важных принципиальных подхода, с учетом которых должна строиться нормативно-правовая база, которая обслуживает систему образования:

1) необходима разработка основ государственной политики РФ в области постоянного профессионального образования, когда должны быть четко разграничены функции центра и регионов. Сейчас в нашей стране отсутствует единая система непрерывного образования, согласно проведенным исследованиям, это приводит к дисбалансу уровней образования и, как следствие, к снижению его качества в целом;

2) существенным условием развития нормативно-правовой базы является разработка надлежащих документов по регламентации прав и обязанностей финансового обеспечения учебных заведений различных уровней, их взаимодействие друг с другом, а также с рынком труда и предприятиями, контроль и управление этой сферой .

На сегодняшний день в нашей стране большинству учебных заведений дано право предоставлять образовательные услуги на платной основе. Это привело к повышению их внебюджетных доходов. Следовательно, если в 1999 г. внебюджетные доходы образовательных учреждений в системе Минобразования России составляли 11,5 млрд руб.,то в 2005 г. общая сумма внебюджетных поступлений составила уже около 45 млрд руб

Согласно Бюджетному кодексу РФ все средства, заработанные учебным заведением, считаются доходом государства и подлежат перечислению в бюджет.

Правомерно основываясь на опыте организационно-экономической автономности в образовании, который накоплен как в России, так и за рубежом, можно предложить в качестве приоритетных направлений совершенствования системы образования следующие меры:

1) создание условий для нормализации бюджетного финансирования образовательных учреждений;

2) упорядочение отношений собственности в системе образования;

3) стимулирование и создание благоприятных условий, способствующих развитию договорных отношений между учебными заведениями и организациями различных организационно-правовых форм собственности, направленных на расширение подготовки рабочих и специалистов по заказам юридических лиц с оплатой ими стоимости обучения;

4) совершенствование механизма взаимодействия федеральных и региональных органов управления образованием, а также отраслевых органов управления на основе взаимосвязанных программ развития профессионального образования;

5) мониторинг развития системы образования;

6) расширение прав учебных заведений по распоряжению финансовыми ресурсами;

7) прозрачность и доступность для общественно-государственного контроля всей финансовой деятельности образовательной ориентации, включая разработку единых форм отчетности и ежегодную публикацию финансовых отчетов .

Одобрение данных подходов не только распространит убеждения организационно-экономической свободы на все учебные заведения страны, но и ликвидирует противоречия между «бюджетностью» и хозяйственной самостоятельностью учебных заведений. Помимо этого, данный механизм будет содействовать стабилизации экономического положения образовательных учреждений за счет упорядочения привлеченных средств в систему образования.

Наряду с этим вопрос расширения организационно-экономической автономности системы образования будет открытым в нашей стране, если оставить без изменения совокупность профессиональных учебных заведений, которые производят образовательные товары.

Имеющаяся в настоящее время система обучения рабочих и специалистов в однопрофильных профессионально-технических училищах, техникумах, лицеях, колледжах и вузах не отвечает идее непрерывности, по своей сущности является дискретной, самозамкнутой. Не согласованы соответствующим образом содержание, формы и методы обучения, не сформирован качественный переход от одной образовательной ступени к другой. Имеется дублирование учебного материала, слабо стимулируется на каждой ступени рост уровня образования молодежи, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве подготовки рабочих и специалистов, замедляет процесс их дальнейшего роста

Для устранения данных препятствий разумно перейти к созданию учебных заведений непрерывного образования. В базу их функционирования нужно положить интеграцию всевозможных уровней профессионального образования, которые будут содействовать устранению диспропорции между структурой подготовки рабочих и специалистов и их спросом на рынке труда. В то же время основным принципом становится развитие многообразия (вариативности) образовательных программ в пределах структурных подразделений образовательных учреждений. В результате чего они образуются в многоплановые совокупности, которые снабжают постоянным образованием с максимальной мобилизацией ресурсов.

Наряду с этим деятельность учебных заведений непрерывного образования обязана формироваться согласно государственным стандартам соответствующего уровня образования.

Следовательно, собранный опыт за рубежом и обычаи, сформировавшиеся в российской системе образования, в комплексе с запросами общества к профессиональному уровню граждан говорят о надобности выбрать начальными положениями для улучшения образовательной системы в целом:

1) осуществление государственного регулирования системы образования исходя из принципов эффективности и экономической справедливости;

2) повышение заинтересованности государственных и региональных органов власти в развитии системы образования;

3) стимулирование производственной инфраструктуры к вложению средств в систему образования;

4) обеспечение организационно-экономической автономности в системе образования;

5) сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности учебного заведения, комплексно отражающего его целевую направленность;

6) обеспечение баланса между различными уровнями образования в соответствии с потребностями граждан и экономическим развитием отдельного региона;

7) развитие новых организационных форм предоставления образовательных услуг, основанных на принципах непрерывности

Помимо этого, существенно устранить имеющуюся раздробленность в организации работы по обучению рабочих и специалистов. В настоящее время существует мнение о необходимости объединения усилий разнообразных заинтересованных структур в этой сфере деятельности, что даст возможность мобилизовать денежные средства (федерации, регионов, предприятий государственного и негосударственного секторов, различных ассоциаций), технические обучающие сферы, квалифицированных педагогов.

На базе материалов переписи создается два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, характеризующие удельный вес населения, который имеет определенный уровень образования, и продолжительность обучения. Наиболее популярными показателями здесь являются:

1) процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;

2) уровень грамотности среди взрослых;

3) число лиц, которые имеют высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

4) число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;

5) средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам, высшего – к 15

Совокупные показатели второго вида состоят из характеристик процесса, обусловливающихся отношением количества контингента, который обучается на этой стадии, к количеству населения определенного возраста. Подобные показатели могут быть определены на валовой (в числителе отображают количество обучающихся без учета возраста, в том числе второгодники) и на чистой (в числителе – количество обучающихся в возрастном промежутке, отвечающем этой стадии обучения) базах.

Наиболее применяемые из этих показателей включают:

1) брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения – долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;

2) охват (общий и частные, валовой и чистый) – отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования;

3) долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, которые закончили 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для определения доступности к компьютерной сети Интернет рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) согласно данным о подписчиках

Разберем методики изучения обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Данные переписей населения дают возможность разобрать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует определенного применения перечисленных показателей при изучении динамики, а также при межрегиональных сопоставлениях. Рост в структуре населения числа лиц в возрасте 25-45 лет, которые имеют высокий уровень образования, оказывает воздействие на совокупный показатель. Напротив, возрастание числа молодежи в возрасте 15-20 лет, которая не имеет пока еще высшего образования, дает замедление изменениям совокупного показателя. Учет выводов достигается сопоставлением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сопоставляемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:



Допустимо два варианта сравнительного анализа. Первый содержится в стандартизации половозрастных показателей образования на единую (стандартную) возрастную структуру населения. Второй заключается в разложении обобщающего показателя уровня образования на индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Развитие глобальной сети Интернет и сопровождающих технологий достигло такого уровня, что большинство предприятий уже не могут обойтись без электронной почты, веб-рекламы и веб-представительства, общения в режиме онлайн.

Для успешной профессиональной карьеры нужно качественное образование. Для того чтобы получить дополнительное специальное или второе высшее образование, хочешь не хочешь, а приходится обращаться к платным курсам. На сегодняшний день широко распространено дистанционное обучение через глобальную сеть Интернет. К тому же обучающийся имеет возможность получать знания, находясь в любой точке земного шара. При этом просто достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. Следовательно, можно слушать и смотреть лекции, выполнять лабораторные и курсовые задания и, самое главное, даже сдавать экзамены.

Дистанционное обучение является полностью индивидуальным, нет фиксированных сроков поступления: когда слушателю удобно, тогда он и может начинать учиться. Все студенты согласно своим способностям, занятости изучают одинаковый для всех материал с разной скоростью и степенью понимания. Каждый обучающийся трудится с приемлемой для него скоростью, тратя столько времени, сколько ему нужно, для изучения материала. Время занятий также жестко не закреплено, можно заниматься днем, можно вечером, каждый день или раз в неделю. Все выбирают свой индивидуальный план, какие курсы они будут слушать. Вероятны ограничения только по срокам аттестации.

При дистанционном обучении удобно применять видеоконференции, когда неограниченное количество человек могут участвовать в общении одновременно. Несомненно, имеются определенные технические ограничения, но все равно количество потенциальных участников гораздо больше двух и эти ограничения с каждым годом уменьшаются, оборудование дешевеет. К тому же общение может совершаться не только посредством голосовой связи, но и с применением видео, мультимедиа и других современных технологий, обеспечивающихся глобальной сетью Интернет.

Максимальную роль играет режим видеоконференции «один со многими». Лектор или консультант одновременно проводит занятие с несколькими подключившимися слушателями. Предельно выигрышной будет интерактивная система, когда каждый слушатель может задать вопрос и в режиме онлайн получить на него ответ. . Соответственно, если ответ направляется позднее через электронную почту или каким-либо другим видом связи «один на один», занятия будут менее эффективны.

Некоторые вопросы построения систем дистанционного обучения через Интернет

Применение широко распространенной электронной почты может содержаться в следующем: рассылка лекций, заданий к типовым расчетам, лабораторным и курсовым, прием выполненных заданий, высылка результатов проверки. Данный способ очень похож на заочное обучение, только не нужно приезжать в институт. Личное присутствие обучаемого обязательно, только когда оформляются документы и во время сдачи экзаменов, по крайней мере выпускных или вступительных. Электронное сообщение может прислать любой человек, который подписался обучающимся, а на экзамене надлежит проверить личность экзаменующегося по фотографиям в институтских документах и паспорте.

Конечно, работа только по электронной почте не всегда удобна, лучше вывесить на сайте справочные данные, общедоступные лекции, задания, а по почте только получать выполняемые студентами работы и отвечать на вопросы .

Хороша мысль о создании чата, например, по каждому из предметов, где можно будет задать вопрос преподавателю, а также пообщаться с другими слушателями. Преподаватель может технично, так же, как он пишет на обычной доске, проводить свою лекцию в данном чате, последовательно всем объясняя, как и в обычной аудитории Только он не видит тех, кто его слушает, и того, как они его воспринимают.

Кроме общедоступного чата, можно применять программу, специально написанную для дистанционного обучения. Данная программа базируется на клиент-серверной технологии, все студенты получают клиентское программное обеспечение, с помощью которого они могут наблюдать за действиями преподавателя, который работает на сервере. Работающие в данной программе видят каждое движение мышью и каждую набираемую преподавателем фразу. .



error: Контент защищен !!