Показатель ftt в бережливом производстве. Производственные подразделения «Российской стали» переходят на систему мотивации, основанную на бережливых показателях

Петр Мишнев, руководитель д ирекции по техническому развитию и качеству «Российской стали»

Благодарим редакцию газеты "Северсталь" за предоставление данного материала.

Петр Александрович, одной из главных задач для команды ДТРК в прошлом году было повышение уровня показателя FTT (годный с первого раза. - Прим. ред.). Удалось ли достичь успеха в этом вопросе?

Да, безусловно. Это одно из наших главных достижений. Потери в качестве удалось сократить более, чем в два раза. В течение года мы дважды пересматривали цель по этому показателю, отталкиваясь от реальных результатов работы и потенциала. В начале года никто не был уверен, что мы действительно сможем добиться таких амбициозных цифр. Так, в потоке ЦОМ-1 (продукция с комбинированного стана 2800/1700 - Прим. ред. ) и в цехе гнутых профилей удалось сократить потери FTT на 67 и 65 процентов соответственно. На 78 процентов снизили потери по этому показателю на трубопрофильном заводе в Шексне. В остальных потоках снижение потерь составило от 40 до 50 процентов.

- В чем залог такого успеха?

На мой взгляд, в системной командной работе и оперативной реакции на проблемы, амбициозном целеполагании и вовлечении руководителей в решение вопросов. 2018 год ставит перед нами новые вызовы - необходимо сократить потери FTT в среднем на 25 процентов.

- Какие инициативы для достижения этой цели уже реализованы?

Сразу несколько. С 1 февраля в производстве плоского проката реструктурировали технический отдел. Раньше на этом переделе проблемы клиентов решали две команды: одна из цехов холодного проката, другая - из цехов горячего проката. Теперь эти отделы объединили в один. Работники больше не делят дефекты на «твои» и «мои», а вместе следят за соблюдением технологии от посадки слябов в печи станов прокатки до отгрузки клиенту. Уверен, что реструктуризация позволит повысить эффективность работы с претензиями и поиском дефектов.

Также в феврале в опытно-промышленную эксплуатацию мы запустили систему автоаттестации продукции «Айрон». Она позволяет автоматически оценивать годность металла, отталкиваясь от требований клиента.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Система автоаттестации продукции «Айрон»:

Инструмент будет оценивать металлопрокат, согласно стандартам и требованиям заказчика, - поясняет старший менеджер СКА Алексей Огольцов. - Зачастую на проверку рулона на наличие дефектов на стане 2000 у работника есть не более14 секунд. За это время человек не может качественно оценить все параметры. «Айрон» позволит принимать решения в разы быстрее.

Кроме того, в дальнейшем программа будет давать рекомендации для переназначения металлопроката. Официальный запуск инструмента запланирован на середину декабря. Разработчики предполагают, что он поможет сократить количество претензии от клиентов на 25 процентов.

Над разработкой системы «Айрон» трудился коллектив специалистов дирекции по техническому развитию и качеству, «Северсталь-инфокома» и французской компании Fives Keods.

Еще одно новшество этого года - работа над созданием системы проактивного контроля и управления качеством продукции.

- Чем этот подход к вопросам качества отличается от существующего?

- Та система, которая есть у нас сейчас, основана на реакции. Мы начинаем искать зоны для улучшения только после того, как получаем негативную оценку клиентов. Новую систему мы внедряем, чтобы предотвратить отправку металла с дефектами. Над развитием проекта работает большая agile-команда. Специалисты занимаются вопросами аттестации металла, предупреждения образования дефектов, а также внедрения инструментов и процессов, улучшающих качество.

Сейчас команда работает над созданием трех продуктов. Один из них - электронный измеритель для контроля профилировки валков. Пока эту работу выполняют вручную без передачи информации в систему, что негативно сказывается на качестве проката. В будущем у инструмента появится функция архивирования измерений, чтобы результаты были доступны в любой момент.

Беседовала Александра Покровская

LEAN PRODUCTION

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Середина XIX века. Изготовлены первые автомобили,
машины собираются одиночно, рабочие подносят
комплектующие к месту сборки.
Конец XIX века. Изготавливается первый серийный
автомобиль.
Начало XX века. Форд выпускает первую модель «Т».
40-е года XX века. Toyota создаёт полноценную
автомобильную компанию.
50-е года XX века. Формирование идей бережливого
производства.
Тоичи Оно, основатель Lean Production,
сформулировал основные принципы
производственной системы Toyota (TPS):
производить только то, что нужно, и только тогда, когда
нужно;
при появлении ошибки следует сразу же найти ее причину,
устранить ее и не допустить ее появления в будущем;
все сотрудники и поставщики должны постоянно повышать
качество продукции и совершенствовать производственный
процесс.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Середина XX века. Автомобильные
компании мира работают по принципам
массового производства:
Работа большими партиями с большими
запасами.
Автомобили дорабатываются перед
отгрузкой.
Главное – никогда не останавливать
конвейер.
60-е года XX века. Toyota развивает
TPS, значительно снизив объемы
партий и увеличив скорость
переналадки оборудования.
80-е года XX века. Toyota создает совместное предприятие с General Motors в США.
90-е года XX века. Возникновение адаптированных методов, объединенных в
концепцию производственной системы Lean Production.

ХХ век
идеология обычной компании
«Продавай то, что производишь»
ЦЕНА ПРОДАЖИ = ПРИБЫЛЬ + ПОТЕРИ
ХХI век
идеология Lean
«Производи то, что продается»
ПРИБЫЛЬ = ЦЕНА ПРОДАЖИ – ПОТЕРИ
Увеличение прибыли
Гарантия процветания
фирмы
Сокращение потерь
Цена продажи
определяется рынком
Возможность влиять
на прибыль

«Бережливое Производство» (LP – Lean Production)
захватывает мир
Термин LP ввел Джон Кравчик в работе «Триумф бережливого производства» в 1988
г. Широкую известность LP получил после выхода книги Джеймса Вомака «Машина,
которая изменила мир. История бережливого производства» в 1990 г.
В этих работах:
Исследовалась производственная цепочка автомобилей в Японии
Авторы сравнивали организацию производства европейских и японских
автопроизводителей
Термин «lean» появился потому, что японский бизнес - методы использовали меньше людей,
капитальных вложений, производственных площадей, материалов и времени (в пер. Lean – 1)
without fat 2) «наклоняться» (чтобы наклонится, надо быть гибким и динамичным)

Общая идея LP:
Делаем больше, а затрачиваем меньше
(человеческих усилий, оборудования,
времени, производственных площадей),
при этом выпускаем качественную
продукцию, которую хочет потребитель.

LEAN PRODUCTION
Сочетание высоких технологий, позволяющих быстро переналаживать и
перестраивать производство при выпуске партий любого объема,
основанных на использовании информационных технологий и
позволяющих увеличивать характеристики качества при одновременной
снижении себестоимости.
Варжапетян А.Г., д.т.н.,проф. СПбГУАП
Заслуж.деятель науки РФ

Сверхидея Lean – избавление от потерь
Потери («муда») – деятельность, потребляющая ресурсы, но не создающая и
не добавляющая ценности.
Муда I рода – действия, не создающие ценность, но неизбежные в силу ряда
причин (контроль качества).
Муда II рода – действия, не создающие ценность, но которые можно
немедленно исключить из процесса.
Тойити Оно выделил процессы, приводящие к муда:
излишняя обработка
ожидание выполнения операций
лишняя транспортировка
дефекты, брак
лишние движения
перепроизводство (то, что не пользуется
чрезмерные запасы
спросом)
наличие сложного технологического оборудования с точки зрения его
обслуживания
потери творческого потенциала
наличие тяжелого оборудования,
невозможного сдвинуть с места

Обработка
Добавляет
ценность
Контроль
Элемент процесса
Транспортировка
Ценности
не добавляют,
но не могут
быть
исключены –
Muda I рода
Хранение
Muda II рода – операции, которые могут быть исключены из произв. процесса

10.

5 принципов построения Бережливого Производства
Определение ценности продукта (услуги)
Определение потока создания ценности
Организация движения потока
«Вытягивание» продукта
Совершенствование
На каждом этапе производства необходимо бороться с Muda, а также
Mura (изменчивость, вариабельность процессов) и Muri (сверхурочной
работой людей и перегрузкой оборудования)

11.

1. Что такое ценность?
Понятие «Ценность» определяет полезность конечного
продукта или услуги для потребителя в его терминах,
имеющих определенные характеристики и определяющие их
цену.

12.

2. Определение потока создания
ценности
Совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы
определенный продукт прошел через три важных этапа менеджмента –
Решение проблемы (план предприятия от разработки до выпуска
изделия), Управление информационными потоками (момент от
получения заказа до построения графиков) и Физическое
преобразование (от сырья до готового продукта).
На всех этапах появляется Muda
Необходимо сосредоточится на тех операциях, которые добавляют ценность
потребителю. Остальные исключить или отдать на аутсорсинг.

13.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКА
ВСЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ В ВИДЕ ПОТОКА!

14.

Ячейки – расположение операций по обработке в непосредственной близости друг от друга,
позволяющее сократить время перехода оператора от одной из них к другой

15.

16.

1. МЕТОД ФОРДА – БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ВЫПУСКАЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ОДИНАКОВЫХ
КОМЛЕКТУЮЩИХ (впервые создана поточная линия - конвеер)
2. РАБОТА ПО ПРИНЦИПУ РАЗДЕЛЕНИЯ НА «ПАРТИИ» И «ОТДЕЛЫ» ПОКАЗАЛА
СВОЮ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ (Тайити Оно, Toyota)
А если надо сделать 100 штук?
А если финансы организации ограничены?
Можно выпускать изделия, не создавая конвеерное производство!
Уход с работы методом «партий» и «отделов» за 1 день с помощью
Сглаживания графика производства, Быстрой Переналадки
Оборудования, системы Канбан, организации Рабочих ячеек
(преобразования в духе «Кайкаку» - радикальных преобразований) и многое
другое

17.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ,
или как можно понять, зайдя в цех, что в
нем творится за 60 секунд
ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ (пример)
Доступная пользователям (информация доступна на
каждом рабочем месте, участке, цехе, …)
Оперативная (изменения в производственной цепочке
отражаются незамедлительно)
Понятная (пользователи информации – рабочие,
обслуживающий персонал, мастера, …)
Достаточная (позволяет принимать обоснованные
решения и др.)

18.

СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Управляющие
Запрещающие
Предупреждающие
Оповещающие
Ограничивающие
Результирующие

19.

Примеры переналадок (SMED)
Этот термин используется всегда, когда оборудование готовится
к производству нового продукта. С учетом дневных колебаний уровня
заказов, рассчитывается то количество изделий, которые нужно
сделать за одну смену. Таким образом производится только тот
продукт, который
необходим предприятию на долгосрочную перспективу.
Переналадка (перенастройка) – это время на закрепление и снятие
Новый тип инструмента на обрабатывающем станке
Замена краски в красильном аппарате
Смена литейной формы в машине для литья под давлением
Установка нового программного продукта
Cигэо Синго, Япония, 1970-е гг.

20.

21.

Чтобы сократить время переналадки, необходимо не только разделить ее на
внутреннюю
(когда останавливают
оборудование) и внешнюю
(производится до останова или после запуска оборудования), но и
попытаться преобразовать как можно больше работ
по внутренней
переналадке во внешнюю. Именно это решение позволяет существенным
образом повысить эффективное время использования оборудования путем
сокращения остановок на переналадку.
Недостатками является то, что на SMED требует долгосрочной дисциплины и
значительных управленческих навыков в области перемен. Частота и
длительность пробных прогонов и корректировки зависит от квалификации
инженеров.

22.

23.

4. Вытягивание продукта
«Вытянуть» продукт – уметь предоставить потребителю продукт в момент
его пикового спроса (потребитель получает продукт именно тогда, когда он
этого хочет. Результаты работы необходимы на следующем этапе только в
определенный момент времени.)
Не делай ничего, пока это не потребуется, а если потребуется – делай
быстро!!!
(система КАМ(Н)БАН – система визуального сигнала к производству
Это может быть карточка и др. способы оповещения необходимости в
материалах или отпуска готовой продукции, маркировании места и др.)

24.

- Предоставляет информацию о месте и времени получения и транспортировки продукции
- Предоставляет информацию о самой продукции
- Предотвращает перепроизводство и использование лишнего транспорта
- Используется в качестве заказа на работу
- Предотвращает производство дефектной продукции, выявляя, на каком именно этапе
появляются дефекты
- Обнаруживает существующие проблемы и помогает контролировать объемы
производства
- Канбан эффективно функционирует только совместно с другими инструментами Lean

25.

Уровни Канбан нуждаются в
непрерывном мониторинге и
корректировке:
если Канбан всегда полон,
то уровень лучше уменьшить;
если Канбан постоянно пустой,
тогда причина этого должна быть
определена и скорректирована
или уровень должен быть
увеличен.

26.

ПРАВИЛА КАНБАН
Потребляющий процесс потребляет только то, что ему нужно.
Поставляющий процесс производит только то, что разрешено и когда
разрешено системой канбан.
Даже в случае наличия всех необходимых ресурсов для производства
(оборудование, персонал, материалы), без разрешения производство не
начинается.
Дефектные изделия не поставляются потребляющему процессу.
Система канбан должна отражать изменения в спросе.
Количество карточек канбан должно уменьшатся с течением времени, так
как любые запасы – это потери в потоке ценности.
Эти правила не обсуждаются.

27.

28.

Система Just in time
Toyota 1950-е гг.
Идея Тайити Оно. Система обеспечивает непрерывный поток на производстве
только в 2 случаях:
Возможность сокращений времени переналадки оборудования
Колебания в дневном графике производства сглаживается с учетом
реального изменения спроса
В противном случае все сводится к банальной организации поставок
от поставщиков на сборочное производство точно в нужное время,
соответствующее постоянно прыгающему графику. Запасы с одного
места перекачиваются в другое.

29.

5. Совершенствование
ДЗЕН
КАЙ
Разбирать
Делать хорошо
РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ХОРОШО

30.

Кайдзен как стиль мышления
(«совершенствование»)
Это процесс непрерывного совершенствования личной,
семейной, общественной и трудовой жизни. Вовлечены все!!!
Я думал, в Японии две религии – буддизм
и синтоизм. Теперь я знаю, что есть еще
и третья – КАЙДЗЕН!
У. Мэнли, президент Cabot Corp.
К АЙ Д З Е Н О Р И Е Н Т И РО ВАН Н А Ч Е Л О В Е К А,
И Н Н О ВАЦ И И Н А Т Е Х Н ОЛ О Г И Ю И Д Е Н Ь Г И!

31.

Японское понимание распределения рабочих функций
Высший менеджмент
ИН.
Среднее звено
Мастера
Рабочие
Западное понимание распределения рабочих функций
Высший менеджмент
Среднее звено
ИН.
поддержание
Мастера
Рабочие
Если бы меня спросили о принципиальном отличии японского подхода к
менеджменту по сравнению с тем, что принят на Западе, я бы не
задумываясь ответил, что это Кайдзен и присущее ему мышление,
ориентированное на процесс, на Западе – на инновации и результат.
Масааки Имаи

32.

33.

Проблемы, которые решают Кружки Качества
(примеры)
oУстранение неровностей на поверхности губной помады
oПодача горячей темпуры из креветок 5оо клиентам одновременно
oМетодика запоминания имен клиентов
oЭкономия электроэнергии, канцтоваров
oСнижение ошибок в списках
На 2006 в Японии официально(!) зарегистрировано 170 000 кружков
качества. Они работают в направлении снижения затрат, повышения
производительности и
улучшения уровни безопасности труда

34.

35.

«Poka-Yoke»-защита от непреднамеренных ошибок.
Создание условий в которых трудно сделать ошибку и
невозможно передать ее на следующий этап процесса.
“Ошибаться
свойственно
человеку,
исключать
превращение
ошибок
в
дефектную
продукцию
свойственно
устройствам Poka-yoke”
Сигео Синго

36.

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ОШИБОК
1. Забывчивость: иногда мы за бываем вещи, если не концентрируем на них
свое внимание.
2. Ошибки из-за недоразумения: иногда мы совершаем ошибки, если, не изучив
ситуацию, делаем неправильное заключение.
3. Ошибки в идентификации: иногда мы недооцениваем ситуацию, поскольку
рассматриваем ее либо слишком быстро, либо довольно поверхностно,
поэтому многое не замечаем.
4. Ошибки по неопытности: иногда мы делаем ошибки за счет недостатка
опыта.
5. Ошибки из-за упрямства: иногда ошибки происходят, если мы решаем, что
можно игнорировать правила при некоторых обстоятельствах.
6. Ошибки из-за небрежности: иногда мы рассеянные и делаем ошибки без
анализа их последствий.
7. Ошибки из-за медлительности: иногда мы делаем ошибки, когда наши
действия замедлены задержками реакции или суждения.
8. Ошибки из-за недостатка стандартов: некоторые ошибки происходят,
когда отсутствуют надлежащие инструкции или рабочие стандарты.
9. Ошибки из-за неожиданности: иногда происходят ошибки, если
оборудование работает по-другому, чем ожидалось.
10. Преднамеренные ошибки: некоторые люди делают ошибки преднамеренно.

37.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ устройств POKA-YOKE
Дефект существует в одном из двух состояний: он либо
возникает, либо уже возник. Поэтому имеется 2 стадии
дефектности: предсказание
- когда дефект только
собирается произойти и прогнозируется его появление,
обнаружение - когда дефект уже возник и он
обнаруживается.
Устройства Poka-Yoke выполняют 3 основных функции,
направленные против дефектов: остановка, контроль и
предупреждение.
(Пр. – установка фотоэлементов над ящичком с деталями, расположение деталей в
той последовательности, в которой они подвергаются обработке)

38.

В практике ОАО «РЖД» можно найти примеры
Pokа-Yoke.
1. Кабина машиниста оборудована мини-светофором,
дублирующим сигнал с основного светофора. В
условиях недостаточной видимости данное устройство
предотвращает аварийные ситуации.
2. При замыкании стрелки одного пути автоматически
включается запрещающий сигнал светофора на
другом пути, тем самым предупреждая аварийные
ситуации.

39.

TPM – всеобщий уход за оборудованием
(Total Productive Maintance)
TPM направлен на максимум повышения эффективности
оборудования при помощи всеобщей системы
профилактического обслуживания на протяжении всего срока
его эксплуатации.
Поддержание оборудования в рабочем состоянии, устранение
неисправностей
Мероприятия кайдзен по направлению «нуль поломок»
Проектирование нового и модернизация существующего оборудования

40.

41.

ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
“БЕРЕЖЛИВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ”
Показатели Бережливого Предприятия
разделены на 2 группы:
Макропоказатели – комплексные показатели, используемые
для мониторинга состояния системы и процессов
производства при организации БП (использует компания
Ford)
Микропоказатели - предназначены для мониторинга
результативности отдельных действий по улучшению
на состояние процессов

42. Макропоказатели эффективности производства

Cпособность производить с первого раза
Общая эффективность оборудования
Время от поставки до поставки
Производство по плану

43. Способность производить с первого раза

Процент изделий, который проходят производственный цикл и
удовлетворяют требованиям качества с первого раза (не включая изделия,
требующие повторной обработки, повторного тестирования,
внеконвеерной обработки, возвращенные изделия и изделия с браком).
FTT
=
(Nобщ – Nдеф)*100% , где
Nобщ
Nобщ - общее количество деталей на входе процесса
Nдеф - брак + возврат + повт.тест. + детали внеконвеерной
обработки

44. Время от поставки до поставки

Время между разгрузкой сырья (материалов) и поставкой
продукции потребителю
DTD
=
Tмат. + Tп.цикла + Tгот. , где
Tмат. - время нахождения материалов в наличии
Tп.цикла - время между первой и последней операцией процесса (см. далее)
Tгот. - время нахождения в наличии готовой продукции
Мировой опыт – 15 дней от получения заказа до поставки готовой продукции

45. Производство (соответствие) по плану

Показатель показывает, на сколько хорошо завод выполняет план
производства и поставки продукции (соответствие объему, времени
поставки, номенклатуре)
BSC =
Vфакт. X Vфакт.необ.
Vплан Vплан.
X
K,
где
Vфакт. - объем фактически произведенной продукции
Vплан - плановый объем продукции
Vфакт.необ. - объем фактически произвенной продукции необходимой
модификации
К – показатель постедовательности

46. Микропоказатели эффективности производства

Данные показатели процесса эффективности производства
используются для мониторинга результативности отдельных
мероприятий по улучшению. Данные показатели применяются для
отслеживания отдельных действий по улучшению на состояние
процессов.
I. Производительность труда
II. Площадь, занятая производством
III. Расстояние, проходимое продукцией в процессе производства
IV. Время на изменения
V. Объем незавершенного производства
VI. Время производственного цикла
VII. Время простоя(как составная часть OEE)

47. Производительность труда

Количество произведенных единиц продукции за единицу рабочего
времени. В масштабах завода сможет быть рассчитана усреднением
производительности труда для каждого процесса на количество рабочих,
вовлеченных в соответствующий процесс.
Площадь, занятая производством
Общее количество площади, используемое для производства продукции.
Показатель включает все место, занятое рабочими, оборудованием, а также
помещениями для хранения незавершенной продукции, инструмента и т.п.

48. Расстояние, проходимое продукцией в процессе производства

Общая дистанция, проходимая частью, полуфабрикатами или готовой
продукией по мере продвижения от первой до последней
производственной операции. Минимизация расстояния (как следствие,
устранение Muda излишних перемещений на карте потока создания
ценности продукта) – одна из важнейших задач по усовершенстованию
производственного процесса.
Время на изменения
Общее количество времени, когда машина (процесс, станок и т.п.) не
работает из-за производимых на ней изменений (изменения настроек,
калибровка, переналадка, настройка производственной линии и т.п.)

49.

Объем незавершенного производства
Количество материальных ценностей, находящихся между
стадиями и в процессах обработки (добавления стоимости)
WIP
=
Nобщ,
Nср
где
Nобщ - общее количество всех частично завершенных единиц продукции
Nср - средний дневной выпуск

50.

Длительность производственного цикла
MCT – это время, необходимое для производства продукции, начиная с
первой стадии производственного цикла и заканчивая последней. Под
производственным циклом понимается совокупность целенаправленных
действий персонала предприятия по превращению сырья и материалов в
готовую продукцию.
MCT
=
Tосн.оп. + Tвспом. + Tперер. , где
Tосн.оп. - время непосредственного водействия на предмет труда + время
протекания естеств. основных процессов (сушка и др.)
Tвспом. - время различных вспомогательных операций
Tперер. - время, когда станок не работает (плановые остановки,
переналадка и др.)

51. OEE (Overall Equipment Effectivness) Общая эффективность оборудования

ОЕЕ – доступность * производительность * качество
Мировой уровень – 85% и более
ОЕЕ исходит от планируемого производственного времени и анализирует
потери времени с целью из уменьшения или устранения.
Он
рассчитывается для конкретной единицы оборудования. Существуют три
основные категории потерь времени на производстве, связанные с
оборудованием – потери на остановках, потери в скорости и
потери в качестве. В каждой из этих групп происходит деление на
несколько видов потерь, которые в сумме специалисты называют «6
больших потерь» см.далее (не путать с 7 основными потерями на
производстве!!!)

52.

ДОСТУПНОСТЬ
Отражает потери от простоя, связанные с неисправностями, поломкой
оборудования, остановками из-за дефицита сырья, отсутствия мест для
складирования, времени переналадок и др. в % от запланированного времени
производства
ППВ = ОВР – ВПО,
где
ППВ – планируемое производственное время
ОВР – общее время работы предприятия
ВПО – время плановых остановок оборудования
Д = ППВ – НВО
ППВ
= ОВ
ППВ
,
Д – критерий доступности
ОВ – операционное время
НВО – неплановое время остановок (см. в определении)
где

53.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Учитывает потери времени работы, возникающие тогда, когда станок работает
медленнее, чем обычно. Может быть связано с износом машины, использования
некачественных материалов, неправильной подачи, неэффективных действий
оператора.
ЧОВ = ОВ – ПС,

ОВ – операционное время
ПС – потери скорости
П = ИВЦ * ВП
ОВ
=
где
ВП __,
где
ОВ * ИНП
П – критерий производительности
ИВЦ – идеальное время цикла – теоретич. мин. время, необходимое для прва ед.продукции
ОВ – операционное время
ВП – выпуск продукции – фактич. кол-во ед. продукции, выпущенное за
операционное время ОП
ИНП – идеальная норма производства – теоретич. макс. кол-во продукции,
производимое в ед. времени

54.

КАЧЕСТВО
Критерий, который учитывает всю производимую продукцию, не соответствующую
стандартам и нормам.
ЧПВ = ЧОВ – ПК,
где
ЧПВ – чистое производственное время
ЧОВ – чистое операционное время
ПК – потери качества
К = ВГП
ВП
,
где
К – критерий качества
ВПГ – выпуск годной продукции – кол-во выпущенной годной продукции по
факту за операционное время ОП
ВП – выпуск продукции

55.

Виды и источники потерь, связанных с
оборудованием (примеры «6 больших потерь»)
Потери времени:
1.Остановки, связанные с поломкой, сбоями.
2.Время, необходимое для наладки, установки, например, для замены
матриц в штамповке и т.д.
Потери скорости:
3. Холостой ход из-за блокировки работы датчиками при сокращении
подачи деталей и т.д.
4. Несоответствие расчетной и реальной производительности
оборудования
Потери от дефектов
5.Возникновение и воспроизводство дефектов в самом процессе.
6.Сокращение выработки в период между запуском оборудования
и выходом на проектные нагрузки Видимые результаты усилий по созданию бережливого
производства появляются в среднем только через 2 года после
начала изменений
В мире не существует ни одного предприятия, реально
отвечающего 100% всех требований, предъявляемых Lean
Production к организации
Так называемые «Кайдзен-блиц» мероприятия зачастую
приводят к краткосрочным улучшениям. Всегда сохраняется
тенденция возврата к старому статусу при возникновении
любых, даже самых мелких, неудач
«Ситуация «Нет проблем! – это проблема. Трудности есть
всегда. Задача менеджера на бережливом предприятии –
видеть их».

Петля Качества 1 Конференция «Качество и техническое регулирование» Петли качества Самоконтроль рабочего на позициях до Ворот Качества Объем контроля: 100% -Изготовить качественный грузовик (встроить качество) -Изготовить а/м качественно с первого раза Брак = НЕ принимай НЕ производи НЕ отправляй Объем контроля: 100% Петля Качества2 Контроль в зоне Ворот Качества Проведение аудита Объем контроля зависит от динамики уровня качества продукта Петля Качества3 Петля Качества4 Цель: 0 обнаруженных дефектов после Петли 1 Аудит с т.з. потребителя - APA Инспекционный контроль качества продукта (АРА) - Проверить качество агрегата/узла перед отправкой на след. позицию - Регулярно проверять проблемы/дефекты на Доске Отслеживания Проблем (для бригадиров, мастеров) -Выполнять работу в соответствии с СОК - Отслеживать все проблемы - Взаимодействовать с производством при обнаружении проблемы/ дефекта - Соблюдать «Процедуру взаимодействия контролера и производственного персонала (цепочка помощи)» Объем контроля ежесменно 1 а/м октября/ 2011


Конференция «Качество и техническое регулирование» Петля качества 1 САМОКОНТРОЛЬ Петля качества 2 ВОРОТА КАЧЕСТВА Оператор Качественное выполнение сборочной операции Подтверждение качества: штамп в ККС о выполненной операции Достоверность заявленного качества. НЕ делай передавай принимай! 1.Проверка качества выполненной операции 2.Фиксация дефектов на доске качества Дефектовщик Устранение дефекта на ВК Мастер Комментарии причин возникновения дефектов и мероприятия по их решению Контролер 1.Выявить дефекты 2. Включить сигнальный маячок, сообщить дефектовщику 3. Записать дефект на доску качества 4. Остановить конвейер (при необходимости) 5. Запустить конвейер после устранения дефекта или после принятия решения Устранить дефект: -На ВОРОТАХ КАЧЕСТВА -На конвейере -На последующих позициях АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТА октября/ 2011


Ежесменный контроль качества автомобилей от имени «Потребителя»- показатель АРА Показатель качества APA (audit post assemly) – показатель, оценивающий соотношение количества выявленных несоответствий (дефектов) продукции при проверке с учетом критичности к количеству проверенной продукции. Источником информации по показателю АРА являются результаты ежедневных инспекционных проверок ДК. Независимый инспекционный контроль качества готовой продукции 1 раз в НЕДЕЛЮ ПН. Пн. ВТ. СР. ЧТ. ПТ. Независимый инспекционный контроль качества готовой продукции 1 раз в СМЕНУ Не выявление части дефектов Повторяемость проблем Большое количество дефектов Дефектные автомобили уходят к потребителю Устойчивые и стабильные процессы контроля качества Снижение количества доработок Локализация проблем в рамках завода Снижение количества рекламаций и соответствующих затрат Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Компоновочная планировка поста АРА Место проведения совещания Зона осмотра автомобиля Рабочее место аудитора октября/ 2011 Конференция «Качество и техническое регулирование»


Проведение аудита готовой продукции (АРА) Проведение контроля качества сборки и комплектации отобранного автомобиля Отбор и передача на участок «АРА» автомобиля для проведения инспекционного контроля Размещение перечня выявленных проблем (дефектов) с фотографиями на FTР - сервере АВЗ ftp: // / Отделы/ ОТК АСП/ АУДИТ АВТОМОБИЛЯ октября/ 2011 Конференция «Качество и техническое регулирование»


Проведение аудита готовой продукции (АРА) АУДИТ АВТОМОБИЛЯ Дат а Дата схода с ГСК Выявлено дефектов АРА текущая АР А Распределение по подразделениям Кол-во дефектов/АРА АВЗПРЗКД В ыя вл ен о де фе кт ов АР А те ку ща я АРААРА В ыя вл ен о де фе кт ов АР А те ку ща я АРААРА В ыя вл ен о де фе кт ов АР А те ку ща я АРААРА апр 31 мар, 3 15,3 116, 3 73, 4 1,35,3 8,98,9 15 6,46, апр, 4 15,895,8 73, 9 1,77 8,88,8 0,50,5 2,52,5 6,36,3 Графическое изображение показателя «АРА» на стенде готовой продукции «АРА» Перемещение автомобиля на участок резервации (для проведения обзора, анализ дефектов АРА - АВЗ АРА - ПРЗ АРА - НТЦ Заполнение и рассылка «лист отслеживания проблем» (дефекта) по детальному описанию дефекта Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Проведение аудита готовой продукции (АРА) Заполнение и рассылка «лист отслеживания проблем» (дефекта) по детальному описанию дефекта АУДИТ АВТОМОБИЛЯ Действия Детальное описание проблемы (дефекта) Место проверкиОписание проблемыЭскиз/фото 1. АВЗ Течь масла из-под болтов крепления масляного картера Дата проверкиСпециалист ДК г. Иванов Время проверки Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Проведение аудита готовой продукции (АРА) Разработка и принятие оперативных мер по локализации и сдерживанию проблемы (дефекта) АУДИТ АВТОМОБИЛЯ Действия Оперативные меры по локализации и сдерживанию Меры по устранению причин проблемы (дефекта) МероприятияСрокМероприятияСрок Заполнить! г. Время Ответствен ный Ответственный Сидоров КРИТИЧЕСКИЕ, ОТКЛОНЕНИЯ от ТУ – в течении 3-х часов ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ – в течении суток Перепроверка автомобилей, (комплектующих) находящихся в ГСК1/2, на наличие данного дефекта Выявление причин, разработка корректирующих действий и заполнение «лист отслеживания проблем» октября/ 2011 Конференция «Качество и техническое регулирование»


Проведение аудита готовой продукции (АРА) АУДИТ АВТОМОБИЛЯ Отслеживание результативности разработанных оперативных и корректирующих мероприятий Рассмотрение принятых оперативных и корректирующих мер по выявленным проблемам (дефектам) Отслеживание результативности оперативных мер по выявленным проблемам (дефектам) Отслеживание результативности корректирующих мер по выявленным проблемам (дефектам) Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Стенд АНДОН Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Проведение аудита готовой продукции (АРА) АУДИТ АВТОМОБИЛЯ Распределение ответственности по итогам работы с проблемами (дефектами), выявленными при проведении инспекционного контроля «АРА» Рассмотрение результативности работы оперативных и корректирующих мер по выявленным проблемам (дефектам) Ведется ежедневный мониторинг показателей качества На основе данных по результатам инспекционного контроля определен ТОР5 с учетом критичности дефектов. Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


2. Показатель качества FTT (first time through) - показатель, оценивающий уровень производства продукции с первого раза (т.е. продукции, не потребовавшей дополнительной доработки вне технологического процесса). Источником информации по данному показателю является SAP АвЗ. Расчет показателя производится ежедневно по данным за сутки и с начала года: Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Сентябрь/ 2011 Показатель качества DPV (defects per vehicle) – показатель, оценивающий соотношение количества выявленных в ходе производства несоответствий (дефектов) автомобилей к количеству собранных автомобилей за отчетный период. Конференция «Качество и техническое регулирование»


Инспекционный контроль качества готовой продукции АвЗ Завод двигателей Прессово-рамный завод Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Участки Инспекционного контроля каркасов кабин и рам (ПРЗ) Конференция «Качество и техническое регулирование» Зона осмотра каркаса кабины Рабочее место аудитора Зона осмотра рам октября/ 2011


Участок Инспекционного контроля двигателя, коробки передач Зона осмотра двигателя Зона осмотра КПП Рабочее место аудиторов Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011


Участки Инспекционного контроля кабины, мостов Рабочее место аудиторов Конференция «Качество и техническое регулирование» октября/ 2011 Зона осмотра кабин Зона осмотра мостов



В бережливом производстве есть термин, которым называют . Это потери.

Родоначальник бережливого производства, Тайити Оно, как то сказал: «Всё, что мы делаем — это смотрим на временной период, от того момента, как клиент дал нам свой заказ, до точки, в которой мы получаем деньги. И мы сокращаем этот временной период, удаляя не создающие ценности потери».

В общем, можно сказать, что это наиболее ясное определение того, что происходит при применении всего множества методов и технологий бережливого производства. Единственная цель их применения — сокращение периода времени от поступления заказа до получения денег.

В разных сферах деятельности такой период времени может начинаться и заканчиваться в разные моменты, например, при контрактном производстве иногда клиент сразу отдает деньги и потом долго и несчастливо ожидает, когда будет готов его заказ, и тогда нужно анализировать «обратный» временной период — от получения денег до передачи клиенту готового продукта, в других случаях этот период включает восполнение сократившихся складских запасов, которые клиент забрал и тут же оплатил, и так далее.

Но каким бы ни была цепочка действий, которая приводит к тому, что клиент получает то, что ему нужно, в ней всегда есть потери.

«Нормальный» уровень потерь для современного производства таков, что по сравнению с ним КПД двигателя внутреннего сгорания выглядит идеальным результатом.

Для традиционных производств доля времени, в течение которого продукт подвергается обработке, составляет доли процента от общего времени выполнения заказа. Это может быть 0,5% или 0,003%. Иногда при первичных оценках получают значения в диапазоне 15-40%%, но при анализе практически всегда оказывается, что это очередной случай самообмана.

Что же происходит всё остальное время?

Тайити Оно ссформировал список из 7 типов потерь, о которых пойдет речь далее. Есть и другие виды потерь, но вы их точно не увидите так, как описал Оно — в процессе «от заказа до получения денег».

Итак, что это за потери?

  1. Дефекты
  2. Запасы
  3. Движение людей
  4. Перемещение материалов
  5. Ожидания
  6. Избыточная обработка
  7. Перепроизводство

Каждый тип потерь взаимосвязан с другими — запасы часто ведут к ожиданиям, перемещение материалов сопровождается движением людей, и так далее. Для разных отраслей характерны свои «расклады» — каких потерь больше, а каких меньше.

Самое интересное, что некоторые потери вне логики бережливого производства рассматриваются как «полезные», и даже порой представляются потребителю как конкурентные преимущества. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Дефекты

Долгое время я пользуюсь вот таким определением:

«Производство некачественной продукции, наличие брака, неверной информации, переделки продукции на стадии производства, инспектирование брака.»

Важно понимать, что когда дело касается брака или дефектов, речь идет обычно о двух видах недостатков — исправимых и неисправимых. Второй вид недостатков после обнаружения приводит к тому, что вы просто выбрасываете бракованную деталь, компонент, материал или изделие. Или утилизируете, или отправляете во вторичную переработку сырья. Первый вид недостатков приводит к тому, что запускается целый цикл «доработки» — дополнительная работа, которая позволяет ликвидировать или свести к недостатки к «приемлемому минимуму».

В части переделок брака здесь есть общее между «Дефектами» и «Избыточной обработкой», но пока я опущу эту тему — важно не то, к какому типу относится та или иная потеря, а то, что мы можем ее идентифицировать как потерю.

В этом смысле есть большое множество действий, которое относится к дефектам, но часто не воспринимается участниками процесса, как потери, т.е. как действия, не создающие ценность.

Начну с простого — переработка некачественного сырья.

Обычно эти процессы требуют либо дополнительных усилий от работников (выпрямить погнутое, отсортировать годное, и так далее), либо дополнительных энергоресурсов (очистка от примесей, дополнительная доработка до качественного состояния), либо снижения скорости обработки (снижение скорости токарного станка из-за плохого качества поверхности деталей).

В производстве люди могут не воспринимать эти действия как потери, ведь они позволяют «выжать максимум» из имеющегося сырья, даже если оно плохое и «никуда не годное». Но если взглянуть на поток создания ценности с точки, из которой видно не только производство, работающее с тем сырьём, которое ему досталось, но и блок закупок, то видно, что сырьё некачественное появилось не просто так, а потому, что кто-то не сделал качественно свою работу. Это мог быть менеджер по закупкам, который не нашел качественное сырье, или руководитель, принявший решение купить заведомо некачественное сырьё, «всё равно переработаем», либо специалист по оценке поставщиков, который не оценил опасность покупать сырьё у непроверенного (или некачественно проверенного) поставщика.

В общем, в любом случае в процессе случился сбой, приведший в итоге к переработке некачественного сырья, которая (переработка) может на более низком уровне казаться вовсе и не потерей, а очень даже полезной работой.

Второй, более замороченный с точки зрения «обыденной точки зрения», случай — контроль качества.

Все усилия по контролю качества — это потери.

Нам говорят, что клиент не хочет получать бракованную продукцию, поэтому мы должны тщательно всё проверять.

Неправда. Клиент не «не хочет получать бракованную продукцию», он не хочет, чтобы мы ее делали вообще.

Но ситуация безвыходная. Если компания, с помощью своих процессов, не способна достичь для клиента необходимого уровня качества, она вынуждена создавать процессы контроля качества, чтобы гарантировать то, что клиент не получит ту продукцию, качество которой его не устраивает.

«Но лучше бы вы всё делали правильно с первого раза и вам не нужно было бы проверять качество».

Проблема в том, что эта точка зрения «бросает тень» на всех сотрудников, занятых контролем качества — от контролеров, до директора по качеству. Все они, с точки зрения бережливого производства, делают бесполезную для клиента работу.

Нет, поймите меня правильно: контроль качества — крайне важная работа для компании-производителя. Но она же — потеря с точки зрения клиента.

Каждый контролёр важен для производителя и бесполезен с точки зрения клиента.

Но производитель, который считает своих контролёров очень важными участниками процесса, часто перекладывает свою точку зрения и на клиента, и привыкает так думать, будто контролёры и клиенту очень нужны.

В этом случае появляется реклама, в которой показывают продукт питания и в качестве «дополнительной фишки» говорят: «у нас контроль качества осуществляется целых пять раз!», будто бы это настолько круто, что об этом нужно говорить как об конкурентном преимуществе — мол, вот такого ни у одного конкурента нет!

Я думаю, первый из конкурентов, кто догадается пустить рекламу типа «у нас нет ни одного контролёра качества и мы заплатим миллион рублей за любой найденный вами дефект», захлебнётся от скачка спроса на свою продукцию.

Есть еще много разных тонкостях в отнесении отдельных процессов к дефектам, но эти два — переработка некачественного сырья и контроль качества, — на моём опыте чаще всего неверно относятся к «действиям, создающим ценность».

Как измерять количество дефектов

Для «окончательного брака» показатель известен — разделите количество годных изделий на общее количество сделанных изделий (и годных, и негодных) — и получится показатель, который называется «доля качественной продукции».

Если на общее количество сделанных изделий поделить количество бракованных изделий, то получится «доля брака».

Но если система контроля на предприятии очень «прокачана», а большинство дефектов допускают доработку, то тогда «доля брака» будет ничтожно мала даже в том случае, если половина предприятия будет заниматься переработкой дефектов. Поэтому «доля брака» не всегда отражает действительное состояние дел с дефектами.

Более объективным показателем является то, что в англоязычной литературе называют FTT — first time tрrough, а по-русски немного коряво называют «проход с первого раза», или «проход с первого предъявления» (что тоже не очень классно, т.к. предполагает «предъявление»… Кому? Контролёру ОТК конечно же!). Этот показатель вычисляется как отношение изделий, с первого раза признанных качественными, к общему количеству изготовленных изделий. Т.е., например, изделие, которое получило исправимый брак, при расчете FTT считается негодным, хотя потом его, возможно, доработают и уже в годном виде отправят клиенту.

Что показывает FTT? Какая доля продукции действительно изготавливается в соответствии с технологией качественно, без отклонений, и, соответственно, к которой можно как-то прилагать традиционные методы расчёта себестоимости. Если доля брака 0,5%, а FTT не превышает 65%, это означает, что каждое третье изделие было так или иначе доработано, т.е. при его производстве были приложены дополнительные (кроме плановых) ресурсы — материалы, время человека или оборудования, усилия человека или дополнительные энергоресурсы. То есть — всё плохо. Хотя с виду — всё вполне прилично, всего-то полпроцента брака.

Разница между «долей качественной продукции» и FTT как раз и показывает масштабы «скрытых проблем», а значит если вы нацелились на повышение качества процесса (и его результата, как следствие), то нужно переходить от расчета доли брака к расчету FTT. Надо выявлять причины исправляемых отклонений и устранять их. Привлечение дополнительных контролёров, конечно, позволит удерживать долю брака на низком уровне, однако при этом предприятие будет всё еще тратить массу лишних ресурсов на переделку продукции.

Следствие устранения дефектов

Деминг в своё время был одним из первых, кто обнаружил, что качественная продукция может стоить дешевле, чем не очень качественная. И причина этого явления в том, что в цену некачественной продукции закладываются расходы на переделки и расходы на систему контроля. Если вы не делаете брака, вам не нужно держать лишних контролёров (или вообще любых контролёров), и не надо тратить дополнительные ресурсы на переделку дефектной продукции. Значит себестоимость продукции, которая выпускается качественной с первого раза и без каких-либо исключений, будет заведомо ниже себестоимости продукции, в производстве которой допускается наличие «внутреннего брака».

Вот такое вот интересное следствие вытекает из борьбы за стопроцентное качество продукции.

Многие считают, что достичь стопроцентного качества нельзя. Это верно. Но достичь такого уровня качества, которое будет приниматься клиентом как годное в 100% случаев — вполне можно. Примеры этому можно найти.

В завершение

Мне хотелось бы услышать и другие примеры потерь типа «дефекты», которые по разным причинам считают «полезными», если у вас есть такие — оставьте комментарий к заметке.

Остальным видам потерь будут посвящены свои заметки.



error: Контент защищен !!