Федеральные стандарты бухгалтерского учета в государственных. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "концессионные соглашения"

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2019 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2019.

Учетная политика 2019

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Однако обозначенный Приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ должен быть общедоступным. Иными словами, УП подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2019 год» .

События после отчетной даты

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2019 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

ФСБУ: Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2019 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта должна быть отражена в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют стандарты бухучета с 2019 года бюджетникам.

Новый ФСБУ устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Действующие стандарты бухучета 2018

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения нового учета регламентирована Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Будущие нововведения коснутся порядка формирования учетной политики, правил отражения событий после отчетной даты, алгоритма отражения условных обязательств и активов и прочего.

Федеральный стандарт 2018: основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Основные изменения стандарта ОС 2018 года

Федеральный стандарт отчетности

Стандарт бухгалтерского учета 2018 по отчетности содержит новую методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые данные отчетности придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда — федеральный стандарт бухучета 2018

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом 2018. Чтобы правильно отразить операции в учете, следует определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, следует учесть в составе основных средств бюджетного учреждения. Однако к учету следует одновременно принять и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

», декабрь 2018 г.

В следующем году вступят в силу минимум 5 федеральных стандартов. Разберем, какие требования они предъявляют к учреждениям в целом и бухгалтерам в частности.

Новые федеральные стандарты

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (далее Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:

    №274н от 30.12.2017 – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

    №275н от 30.12.2017 – «События после отчетной даты».

    №278н от 30.12.2017 – «Отчет о движении денежных средств».

    №32н от 27.02.2018 – «Доходы».

    №122н от 30.05.2018 – «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Проект еще одного Стандарта «Выплаты персоналу» был размещен на официальном сайте 13 декабря 2017 и до настоящего времени приказом Минфина не утвержден.

Стандарт «Доходы»

Стандарт «Доходы» предусматривает изменение структуры доходов и порядка отражения информации о них в отчетности.

Новый Стандарт коснется изменений не всех видов доходов, в его действия не попадут такие доходы как:

    инвестиции в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования и учитываемых по методу долевого участия;

    продажа запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;

    продажа основных средств и нематериальных активов;

    от договоров аренды и безвозмездного пользования;

    изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия;

    изменения обменных курсов;

    первоначального признания биологических активов и биологической продукции;

    изменение справедливой стоимости других нефинансовых активов.

Новое в структуре доходов – доходы с похожими принципами оценки и признания в учете объединят в две учетные группы: по необменным операциям и по обменным операциям. Информация о доходах каждой из них в отчетности должна быть раскрыта обособленно. Внутри групп предусмотрено деление доходов на виды (таблица 1).

Таблица 1 «Виды доходов»

Доходы от реализации будут признаваться на дату, когда выполнены несколько условий:

    К покупателю перешли существенные риски и выгоды, связанные с владением товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

    Субъект учета не сохраняет за собой фактический контроль над товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

    У субъекта учета возникло право на получение экономических выгод или полезного потенциала, которые связаны с операцией;

    Величина дохода может быть надежно оценена.

Доходы от субсидии на выполнение госзадания будут отражаться в составе доходов будущих периодов на дату возникновения права на получение субсидии. По мере исполнения госзадания доходы будут включать в состав доходов от реализации текущего отчетного периода.

Согласно Стандарту работы и услуги, полученные от необменных операций , не являются доходом и не подлежат учету, если информация об их получении раскрывается в отчетности. Сейчас в инструкциях нет требования учитывать такие операции в бухучете, но есть положения законодательства о бухучете, из-за которых возникают неясности. К примеру, любой факт хозяйственной жизни нужно отражать в регистрах бухучета.

Большинство требований Стандарта как приводить информацию о доходах в отчетности относится к пояснительной записке. В ней при сдаче годовой отчетности потребуется указывать:

    Положения учетной политики, об особенностях признания доходов субъектом учета;

    Доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот и скидок;

    Доходы от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанные в текущем отчетном периоде, и характер этих ценностей;

    Основные виды безвозмездно полученных услуг, работ;

    Дебиторскую задолженность по необменным операциям;

    Суммы изменений доходов будущих периодов по видам доходов;

    Суммы обязательств по авансовым поступлениям.

Информацию о доходах от реализации нужно делить по видам деятельности (КФО 2, 4) и раскрывать отдельно.

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Рассматриваемый Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

Стандарт раскрывает такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции №157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.

Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухучета и отражаемого в бухгалтерской отчетности, когда отсутствует точный способ его определения.

К оценочным значениям относятся:

1. Сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.

2. Величины оценочных резервов.

3. Величины амортизационных отчислений.

4. Величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

5. Иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения нельзя признать изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Оно отражается в бухгалтерской отчетности перспективно. Однако изменение метода определения оценочного значения - это уже изменение учетной политики. Его следует раскрывать в отчетности.

Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности

В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.

Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2019 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.

Таблица 2 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»

Период обнаружения ошибки

Правила исправления ошибки

Выявлена в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания отчетности, но до предельной даты ее представления.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на последнюю отчетную дату отчетного периода.

2. Уточнить отчетность.

Выявлена в ходе камеральной проверки отчетности после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом

Выявлена в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Если ошибка, допущенная при отражении операций в учете, обнаружена в текущем году, то ее исправить несложно, необходимо руководствоваться действующими правилами.

Старые ошибки исправить сложнее. Если год закончился и отчетность утверждена, то счета, финансового результата текущего года (401.10 и 401.20), уже сведены на счет 401.30. В течение года счет 401.30 применять для создания корректирующих проводок, относящихся к прошлым отчетным периодам, нельзя.

В зависимости от характера и периода ошибки исправления нужно вносить с использованием специальных новых счетов.

Таблица 3 «Исправление старых ошибок»

В пояснениях к годовой отчетности необходимо раскрыть:

    информацию в отношении изменения учетной политики;

    сведения об изменении оценочного значения;

    информацию об ошибках предшествующих годов.

Событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни учреждения, которые:

    Оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения;

    Произошли в период между отчетной датой и датой подписания отчетности.

Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухучете в момент их возникновения. Если эти документы поступили до даты подписания отчетности, зарегистрировать их в отчетном периоде – обязанность учреждения.

Стандарт «События после отчетной даты»устанавливает:

    Классификацию фактов хозяйственной жизни - событий после отчетной даты;

    Правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни;

    Правила раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении отчетности.

События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно.

События после отчетной даты делятся на два вида:

События, подтверждающие условия деятельности :

    Выявление документов, подтверждающих наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежности к взысканию, если на отчетную дату в ее отношении уже принимались меры по взысканию (смерть физлица-должника или ликвидация организации-должника);

    Завершение после отчетной даты гос. регистрации права собственности, инициированной в отчетном периоде;

    изменение после отчетной даты кадастровой оценки нефинансового актива.

События, указывающие на условия деятельности , признают:

    принятие решения о реорганизации или ликвидации учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;

    су щественное поступление или выбытие активов по операциям, инициированным в отчетном периоде.

События в зависимости от вида отражаются в учете по-разному.

Событие, подтверждающее условия деятельности, показывают последним днем года по правилам отражения исправлений ошибок.

Событие, свидетельствующее об условиях деятельности, – путем выполнения записей в периоде, следующем за отчетным.

Если отчетность сдана, но еще не утверждена, то по решению учредителя обнаруженная ошибка может быть исправлена последним днем отчетного периода.

Стандарт «Отчет о движении денежных средств»

Стандарт устанавливает общие требования, термины и методические основы формирования данного отчета.

Форма отчета и порядок ее заполнения для казенных учреждений (ф.0503123) закреплены в Инструкции № 191н, для бюджетных и автономных учреждений (ф. 0503723) и порядок заполнения – в Инструкции № 33н.

Как и сейчас, отчет необходимо будет составлять в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете.

Поступления и выбытия денег и их эквивалентов разделены на денежные потоки от операций:

    Текущих;

    Инвестиционных;

    Финансовых.

Текущие операции – это операции, связанные с реализацией учреждением возложенных на него полномочий или функций.

Например, денежными потоками учреждения от текущих операций признают:

    По поступлению – доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, доходы от оказания платных услуг, в том числе субсидии на выполнение государственного или муниципального задания;

    По оплате – расходы на оплату труда, на приобретение товаров (работ, услуг) и материальных запасов, на уплату налогов, сборов, взносов.

Денежные потоки учреждения от инвестиционных операций:

    По поступлению – реализация основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, возврат предоставленных займов;

    по выбытию – приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, предоставление займов.

Финансовые операции – это операции, которые приводят к изменению размера и состава заемных средств учреждения.

Денежные потоки, которые не могут быть однозначно классифицированы, следует признавать денежными потоками от текущих операций.

Денежные потоки от различных типов операций в отчете нужно показывать отдельно друг от друга. Причем, если платеж или поступление от одной хозяйственной операции состоит из денежных потоков от разных типов операций, их тоже надо разделять. Например, если возврат займа и уплата процентов проходят одной суммой, то погашение основного долга отражают в составе денежных потоков от финансовых операций, а процентов - в составе текущих операций.

Валютные монетарные активы – активы, выраженные в инвалюте или в рублевом эквиваленте, подлежащие получению в виде денег или их эквивалентов. Например, в долговые ценные бумаги, предоставленные кредиты (займы).

Валютные монетарные обязательства – обязательства, выраженные в инвалюте, подлежащие погашению деньгами, их эквивалентами или иными монетарными активами. Например, (за исключением полученных авансов), полученные кредиты (займы).

Остальные валютные активы и обязательства немонетарные. Например, выданные и полученные авансы.

Следует помнить, что в некоторых случаях (прямо установлены иными нормативными актами) учреждения должны вести учет объектов одновременно в инвалюте и в рублях. Например, учреждение выдало аванс работнику на загранкомандировку в валюте. На дату выдачи денег под отчет оно отразит долг работника одновременно в валюте и в рублях.

Новые стандарты бухучета с 2018 года обязаны применять все госучреждения. С начала года действуют 5 новых стандартов. В статье рассмотрим на что влияют новые стандарты бюджетного учета и как ввести из в действие.

Новые стандарты бюджетного учета с 2018 года

С начала 2018 года все госучреждения обязаны примерять новые стандарты, утвержденные Минфином от 31.12.2016 г. К ним относят:

  1. «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н);
  2. «Основные средства» (257н);
  3. «Аренда» (258н);
  4. «Обесценение активов» (259н);
  5. «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (260н).

Важно! Для получения подробных разъяснений и комментариев разработчиков экспертами Системы Госфинансы и разработчиками стандартов был подготовлен портал по Федеральным стандартам.

Программа разработки стандартов бюджетного учета

С 11 декабря 2017 года в силу вступила программа разработки федеральных стандартов бухучета (Приказ Минфина России №170н от 31.10.2017). Согласно данной программе в 2019 – 2020 годах в действие будут введены 24 стандарта бухучета, в том числе:

  1. «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
  2. «События после отчетной даты».
  3. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов».
  4. «Отчет о движении денежных средств».
  5. «Непроизводственные активы».
  6. «Доходы» и т.д.

Порядок перехода на федеральные стандарты бюджетного учета

Стандарт «Основные средства»

С 2018 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2018 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:

  1. Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
  2. Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
  3. Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).

Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017. Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.

Важно! С 2018 года изменился подход к оценке ОС. Всего выделено 7 видов стоимости, по которой ОС отражают в бухучете. Из них два вида являются для бюджетного учета абсолютно новыми: справедливая стоимость и переоценочная стоимость. Несмотря на то, что с остальными пятью бухгалтеры уже знакомы, применять их следует по новым правилам.

Что делать со старыми ОС

Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2018 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2018 года.

Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

Стандарт «Аренда» 258н

Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2018 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2018 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

  • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
  • биологические активы во временное владение или пользование;
  • нематериальные активы во временное пользование.

Важно! Если учреждение получает в пользование имущество при неоперационной аренде, то оно отражается в составе ОС. Вместе с этим в бухучете признается обязательство – кредиторская задолженность по аренде.

Имущество учитывается по стоимости, которая складывается из арендной платы, а также затрат, которые связаны с заключением договора аренды, включая и переговоры. К ним можно отнести затраты на агентское вознаграждение, либо оплату юруслуг по переговорам и заключению контракта.

Инструкции 157н и 174н содержать правки, внесенные по новым стандартам. Организациям потребуется внести правки в свою учетную политику.

Новые стандарты отчетности

В соответствии с новыми стандартами бюджетного учета также введен и новые порядок предоставления бухгалтерской отчетности для учреждений. Определенные показатели теперь в обязательном порядке должны быть обнародованы.

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н) применяется для отчетности за 2018 год. Данным стандартом были введены новые термины: контроль над активом, экономическая выгода, справедливая стоимость, полезный потенциал, стоимость замены актива и т.д. Он также показывает новые принципы и методы учета, а также требования к инвентаризации и пр.

Порядок действий бюджетной организации

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2018 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

Регистрационный N 46517

б) государственные (муниципальные) учреждения отвечают по своим обязательствам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственники имущества казенных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации*** . Собственники имущества государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений не отвечают по обязательствам указанных учреждений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Государственные (муниципальные) учреждения не отвечают по обязательствам собственников имущества (учредителей) этих учреждений.

77. Допущение непрерывности деятельности означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее - обозримое будущее) и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем.

При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем. Изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не являются свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности.

78. Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями).

VIII. Основные требования к инвентаризации активов и обязательств

79. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

80. Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.

81. Проведение инвентаризации обязательно:

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользовании, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

82. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация.

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (упраздняемого, ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

_____________________________

* утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195); от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854); от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741).

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2017, N 7, ст. 1031.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2016, N 49, ст. 6852.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения"

В соответствии со и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; N 52, ст.6983; 2014, N 43, ст.5795; 2016, N 27, ст.4278; 2017, N 14, ст.2007; N 30, ст.4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841; 2018, N 1, ст.18), и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7344; 2013, N 30, ст.4084; N 44, ст.5631; 2017, N 30, ст.4440), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; 2012, N 44, ст.6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый (далее - Стандарт).

2. Установить, что Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения Стандарта.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации -

Министр финансов

Российской Федерации

А.Г.Силуанов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

регистрационный N 51673

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения"

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения"

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения" (далее - Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" .

________________

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517).

3. Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об указанных соглашениях и объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

________________

Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553).

II. Учет имущества и обязательств концедента

4. Объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество (далее - имущество концедента) подлежит обособленному отражению федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выступающим от имени концедента (далее - уполномоченный субъект учета), в составе нефинансовых активов имущества казны.

5. Передача и возврат имущества концедента по концессионному соглашению отражается уполномоченным субъектом учета как внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов на дату подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи.

В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, уполномоченный субъект учета отражает такое имущество концедента на предназначенном для этого забалансовом счете.

В указанном случае передача и возврат имущества концедента по концессионному соглашению отражается учреждением как внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов на дату подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи. Кроме того, учреждение отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную концессионным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

В случаях когда в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение концессионного соглашения требует прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, уполномоченный субъект учета принимает указанное имущество к учету в составе имущества казны с одновременным уменьшением расчетов по вкладам учредителя.

В бухгалтерском учете учреждения отражается выбытие имущества и возврат имущества учредителю с соответствующим уменьшением бюджетным, автономным учреждением расчетов с учредителем (расчетов по вкладам учредителя).

6. Начисление амортизации по имуществу концедента осуществляется уполномоченным субъектом учета в течение срока действия концессионного соглашения методом, применяемым для амортизации объектов нефинансовых активов, к которым относится переданное имущество.

В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, амортизацию по имуществу концедента продолжает начислять учреждение, являющееся балансодержателем передаваемого имущества.

7. На дату подписания концессионного соглашения уполномоченный субъект учета отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную концессионным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Не реже одного раза в полгода в течение периода создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета:

а) отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета увеличения стоимости имущества концедента, фактическую сумму инвестиций концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на основании информации, предоставленной концессионером;

б) при необходимости корректирует сметную стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, отраженную на соответствующем забалансовом счете.

На дату регистрации права собственности концедента на созданный объект концессионного соглашения или на дату ввода в эксплуатацию реконструированного объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета:

а) отражает созданный (реконструированный) объект концессионного соглашения по стоимости, указанной в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи;

б) отражает сумму предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;

в) отражает предстоящие доходы на разницу между стоимостью создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и суммой обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;

г) списывает суммы, отраженные на забалансовых счетах, предназначенных для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и учета увеличения стоимости имущества концедента.

8. Учет обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов на создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, а также учет обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

III. Учет доходов и расходов концедента

9. Сумма предстоящих доходов, признанная при принятии к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения, относится на финансовый результат отчетного периода равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия концессионного соглашения.

В случае досрочного прекращения (расторжения) концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации остаток предстоящих доходов, признанных в связи с созданием (реконструкцией) объекта концессионного соглашения, подлежит единовременному отнесению на финансовый результат отчетного периода.

10. В случае если на дату принятия к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения общая сумма доходов по концессионному соглашению может быть надежно определена в концессионном соглашении, субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от собственности на общую сумму доходов по концессионному соглашению в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от концессионной платы. Доходы по концессионному соглашению признаются в составе доходов от собственности текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия концессионного соглашения с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов от концессионной платы.

В случае если на дату принятия к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения общая сумма доходов по концессионному соглашению не может быть надежно определена расчетным путем в каждом отчетном периоде в соответствии с условиями концессионного соглашения, доходы от концессионной платы признаются в составе доходов от собственности, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета, в тех отчетных периодах, в которых возникают указанные доходы.

Поступление денежных средств и их эквивалентов, иных финансовых (нефинансовых) активов в счет уплаты концессионером концессионных платежей отражается как уменьшение расчетов с дебиторами по доходам от собственности в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств и их эквивалентов, иных финансовых (нефинансовых) активов Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета.

На дату ввода в эксплуатацию созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета отражает суммы прогнозных показателей по доходам от концессионной платы за весь срок действия концессионного соглашения на счетах учета сметных (плановых, прогнозных) назначений Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета.

По мере признания доходов от концессионной платы уполномоченный субъект учета корректирует суммы прогнозных показателей по доходам от концессионной платы на оставшийся срок действия концессионного соглашения.

11. В случае если по условиям концессионного соглашения концедент финансирует (возмещает) расходы на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, расходы концессионера по обслуживанию заемных средств и (или) компенсирует доходность инвестированного собственного капитала концессионера, указанные расходы признаются уполномоченным субъектом учета в составе расходов того периода, в котором они возникают, с обособлением на соответствующих счетах Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета.

12. В случае если в соответствии с условиями концессионного соглашения концессионер предъявляет концеденту требование возместить недополученный доход, концедент признает соответствующую сумму в составе расходов отчетного периода на безвозмездные перечисления организациям.

IV. Раскрытие информации в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности

13. В отношении каждого концессионного соглашения уполномоченный субъект учета раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию о:

а) концессионном соглашении, в том числе:

Наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения;

Срок действия концессионного соглашения;

Описание деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

Описание изменений существенных условий концессионного соглашения, произошедших в отчетном периоде.

б) данных об имуществе концедента на начало и на конец отчетного периода, в том числе:

Состав имущества концедента с указанием балансовой стоимости каждого объекта и суммы накопленной амортизации;

Сметная стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

Фактическую величину инвестиций концессионера в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;

Планируемая и фактическая даты ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения;

Пояснения в отношении причин изменения раскрываемых показателей.

в) обязательствах концедента на начало и на конец отчетного периода по:

Финансовому обеспечению (финансированию (возмещению) расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;

Финансовому обеспечению (финансированию (возмещению) расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта;

Возмещению недополученного дохода концессионера;

Предоставленным концессионеру государственным и (или) муниципальным гарантиям и их исполнению.

г) доходах концедента:

Величина доходов от концессионной платы, признанных концедентом в отчетном периоде;

Величина доходов концедента от создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, признанных концедентом в отчетном периоде;

Величина задолженности концессионера по концессионной плате на отчетную дату с выделением суммы просроченной задолженности концессионера.

14. В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, учреждение, являющееся балансодержателем передаваемого имущества, раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию, предусмотренную абзацами вторым, третьим подпункта "б" пункта 13 Стандарта.

Электронный текст документа



error: Контент защищен !!