Методологические вопросы районирования и виды районирования. Территориальное районирование Как можно проводить районирование территории кратко

Несколько лет назад я решила перебраться из Сибири поближе к морю. Выбор пал на город Краснодар. В Краснодаре я ни разу не была и естественно не имела ни малейшего представления, где мне поселиться. Открыв карту города, я увидела множество разноцветных геометрических фигур с забавными названиями - ФМР, ЮМР, Энка. Я стала изучать особенности каждого района и обнаружила, что районирование города – увлекательный и очень полезный процесс. Мне стало интересно заглянуть в его суть, и я обратилась к словарям, и географическим журналам.

Что же такое районирование

Давным-давно люди поняли, что для изучения большого целого, его нужно разделить на мелкие составляющие. Районирование, по сути - это деление территории на зоны по однородным признакам, основными из которых являются:
  • природные;
  • исторические;
  • экономические.

В настоящее время просторы России подразделяют на 12 экономических районов, самым крупным считается Дальневосточный, самым маленьким - Калининградский.

При их формировании учитывают единство климатических, земельных, водных ресурсов в регионе, развитие инфраструктуры, состояние трудовых резервов и преобладание основных отраслей хозяйств.


В основе физико-географического зонирования областей лежат природные характеристики. В Российском регионе различают следующие зоны:

  • Восточно-Европейская равнина;
  • Северный Кавказ;
  • Урал;
  • Западная Сибирь;
  • Дальний восток и др.

Основные виды и способы районирования

Членение территории может быть частным и общим , однородным и узловым .
Частное - деление пространства на основании одной характерной черты. Например, лесорастительное, транспортное.
Общее - разбиение по совокупности однородных характеристик. Например, физико-географическое разделение, в основе которого лежит географическое расположение, геологическое строение, рельеф, особенности вод.
Однородное - объединение областей, без свободных пространств между их границами. Примером может служить все та же физико-географическая карта.
Узловое - выделение центров сосредоточения каких-либо процессов с прилегающими к ним регионами. Например - промышленный узел.

Прикладное значение географического районирования

В России систематизированные научные исследования по административно - территориальному делению относятся к началу XVIII века. Изучение регионов, выделенных по разнообразным показателям крайне удобно и очень важно для развития экономики и улучшения качества жизни людей в каждой отдельно взятой местности. Этот метод эффективен для восстановления межотраслевого баланса производства и потребления между районами. Трудно переоценить этот подход для анализа и оценки природных ресурсов, их рационального и эффективного использования.
Вот такие сведения я добыла, остается надеяться, что описанный метод в купе с другими экономическими мерами все-таки поможет нам повысить экономику нашей страны и уровень жизни.

Районирование - важнейший метод пространственного анализа в экономической географии.

При помощи районирования территориальная целостность (земной шар, регион, страна) разделяется на части, различающиеся по ряду признаков. Таким образом, выявляются географические различия, объяснение которых служит средством достижения цели - познанию ее территориального разнообразия.
В процедуре районирования выделяются следующие этапы:

1. различение районов,

2. осмысление (т. е. содержательная характеристика)

3. разграничение (т. е. указание границ).

Физико-географическое районирование – это система территориального деления земной поверхности, основанная на выявлении и исследовании системы соподчиненных природных регионов, обладающих внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы.

Районирование бывает зональным (пояса, зоны и подзоны) и азональным, (физико-географические страны, области, провинции, районы, урочища, фации), отраслевым (по рельефу, климату, почвам и др.) и комплексным.

Экономическое районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение экономических районов.

Рекреационное районирование – деление территории по принципу однородности признаков, характеру рекреационного использования. Главными признаками рекреационного районирования являются уровень рекреационной освоенности территории и структура рекреационных функций (лечебной, оздоровительной, туристской, экскурсионной).

Сейсмическое районирование – это картирование потенциальной сейсмической опасности, обусловленной максимальными возможными сейсмическими воздействиями, выраженными в баллах макросейсмической шкалы интенсивности, а также в других физических единицах - в ускорениях, скоростях, спектрах, длительности колебаний грунта и др., которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве в сейсмических районах.

Флористическое районирование - районирование поверхности Земли на соподчинённые регионы, отличающиеся особенностями флористического состава. Крупнейшими единицами флористического районирования являются царства, подцарства, области, подобласти, провинции, округа.

Фаунистическое районирование - районирование поверхности Земли на соподчинённые регионы, отличающиеся особенностями фаунистического



Гидрогеологическое районирование – это выделение гидрогеологических районов по тем, либо иным гидрогеологическим показателям, или по их совокупности. Районирование в зависимости от целей и задач исследований проводится в разном масштабе, с разной детальностью, с учетом разных факторов формирования подземных вод.

Административно-территориальное деление

Россия является федеративным государством, объединяющим 83 субъекта Федерации, которые распределены на 8 федеральных округов.

В России применяется два вида территориального деления:

административно-территориальное - для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО)

муниципальное - для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

совмещение двух видов деления - границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области

юридическом разведении двух видов деления - границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

с точки зрения муниципального деления Москва делится на

146 «внутригородских территорий города федерального значения» (см. Местное самоуправление в Москве)

административно Москва делится на:

12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) - административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления

Районы (совпадают по территории с муниципальными образованиями)



В настоящий момент в России 9 федеральных округов:

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Крымский федеральный округ

Региональное разделение труда является объективной основой зависимости регионов и одновременно экономической обособленности, предпосылкой углубления и расширения хозяйственных взаимосвязей. Именно региональное разделение труда представляет тот уровень общественного разделения труда, где определяются тенденции развития регионального хозяйства и макроэкономических связей в целом.

Деление территории на регионы называется районированием.

Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. В России выделяют 4 типа районирования.

1. Административное районирование – основано на использовании существующей системы административно-территориального деления. Является наиболее распространенным в развитых странах.

В истории Российского государства было проведено множество изменений административно-территориального устройства. С начала 18 века и вплоть до октябрьской революции 1917 года основной административно-территориальной единицей была губерния. Петр 1 в 1708 году учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале 20 века Россия была разделена на 99 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости .

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа

В настоящее время РФ включает 85 регионов - субъектов федерации. Среди них согласно Общероссийским регио­нальным классификаторам (Общероссийский классификатор объ­ектов административно-территориального деления (ОКАТО - ОК 019-95); Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР - ОК 024-95); Общероссийский классификатор муниципальных образований (ОКМО)):

Республики (22);

Области (46);

Автономные округа (4);

Одна автономная область;

Три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь; кроме того по соглашению с Казахстаном до истечения аренды до 2050 г. Байконур, но он не имеет статус субъекта РФ, т.к. его органы власти не представлены в Совете Федераций).

Субъекты федерации делятся на более мелкие административно-территориальные образования:

Административные районы (1867);

Города (1091);

Городские районы (329);

Поселки городского типа (1922);

Сельские администрации (24444, включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления).

Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования: регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу, но, тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации.

Спецификой России является районирование на основе двух критериев .

Первый - это административно-территориальное деление (города федерал. значения, области, края).

Второй - национально-территориальное деление (автономные округа, республики).

Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.

В мае 2000 года на территории России образовано семь федеральных округов: Северо-западный, Центральный, Приволжский, Северо-кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Сейчас – 9 (Северо-Кавказский и Крымом).

Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента РФ. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти

2. Экономическое районирование.

Осуществляется на основе территориального разделения труда. Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного (европейская часть России и Урал) и Восточного (Сибирь и Дальний Восток) макрорегионов. Они различаются историческими особенностями освоения территории, природно-климатическими особенностями, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением основных ресурсов и их использованием, перспективами развития.

Экономический район – это совокупность отраслей, связанных производством, распределением, обменом и потреблением

Территория России до настоящего времени разделена на 12 экономических районов. Из них 8 в Западном макрорегионе (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Крым, Северо-Кавказский и Уральский) и 3 – в Восточном макрорегионе (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Вне экономических районов находится только Калининградская область.

Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.

Однако, сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела по следующим причинам:

Во-первых, регионы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, краях и областях);

Во-вторых, многие регионы (Сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие – 30. Но экономика мобильна. В ряде регионов за это время создана мощная добывающая промышленность, в других – ослаблена из-за истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам районов и т.п.;

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны по территории, численности населения, по экономическому потенциалу.

Иными словами, сетка регионов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например, выделение европейского ядра и периферийных северных, южных и восточных регионов.

Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории. Оно проводится на основе научной методологии и содействует совершенствованию территориального разделения труда, повышению эффективности национального рынка.

Самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, ТПК, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и т.д.) в определенных территориальных границах. Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов и сельских поселений, миграцию населения. Районирование д.б. эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Районирование должно способствовать укреплению всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т. е. решать политические задачи.

3. Проблемное экономическое районирование.

Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей соц.-эк. динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, т. к. не все элементы соц.-эк. системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов.

Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий: субъекты федерации; части субъектов федерации; несколько субъектов Федерации; сопредельные части субъектов Федерации.

Основные типы – это слаборазвитые (отсталые), депрессивные, кризисные, приграничные регионы.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня.

Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов. Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются: состояние длительного застоя; низкая интенсивность хозяйственной деятельности; малодиверсифицированная отраслевая структура экономики; слабый научно-технический потенциал; низко развитая социальная сфера.

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала, значительная доля промышленности в структуре экономики, относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

o Снижение конкурентоспособности основной продукции

o Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

o Истощение минерально-сырьевой базы

o Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;

Необходимость содержания социальной инфраструктуры (часто за счет градообразующего предприятия);

Необходимость переселения избыточного населения.

Кризисные. Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный пояс. Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Приграничные регионы - регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Для того, чтобы более четко оценить воздействие государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.

К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51 субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины.

К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.

Возможности развития приграничного сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся на межгосударственном уровне. Одним из наиболее благоприятных для приграничного сотрудничества является норвежско-финляндское приграничье. Данная территория входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона и частично - в программу европейского Союза (INTERREG). Баренц-Евроарктический регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС.

Балтийское приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, Литвой. Здесь Россия участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, Латвии. Основными проблемами данной зоны приграничья являются:

o Эксклавное положение Калининградской области

o Необходимость обеспечения надежных транзитных коммуникаций

o Демаркация границ, решение таможенных и этнических проблем.

Белорусское приграничье хотя и является "спокойным" в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.

На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается преимущественно по инициативе Украины.

Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.

Казахстанское приграничье демонстрирует возможности рационального и прагматичного сотрудничества. Действует Соглашение о сотрудничестве приграничных областей, Россия и Казахстан входят в таможенный союз. Развивается производственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-промышленном комплексе.

Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. В то же время, близкое соседство наименее заселенных территорий России с государствами, обладающими значительным населением и ограниченными территориями, создает серьезные угрозы национальной безопасности страны в этом регионе. Наиболее неоднозначным представляется расширение сотрудничества с Китаем, бросающим геополитический и геоэкономический вызов России.

К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные целевые программы. Например, это программа развития Дальнего востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера. Зона севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север это: 72% всей нефти и газового конденсата, 93% природного газа, 37% деловой древесины, почти 100% алмазов, основная часть цветных, редких металлов и золота, около 60% от объема российского экспорта.

В геополитическом аспекте Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Он обеспечивает России независимый выход на мировые рынки через порты Арктики и Северный морской путь.

Северные регионы существенно дифференцируются по уровню развития. С одной стороны, Ямало-Ненецкий и Ханты-мансийский автономные округа входят в первую пятерку субъектов федерации РФ по большинству социально-экономических показателей. С другой стороны, Эвенкийский, Таймырский, Корякский автономные округа относятся к слаборазвитым территориям с низким уровнем хозяйственного освоения.

Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию этой территории. В соответствии с первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.

В соответствии со вторым подходом предполагается, что у всех северных регионов есть общие черты, которые позволяют определить их как проблемные независимо от текущего социально-экономического положения. Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно-климатических условий.

Особенностью рассматриваемого вида экономического районирования состоит в том, что оно не является сплошным, непрерывным. Т.е. выделяемые проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.

4. Трансгосударственное и межгосударственное районмрование.

Интернационализация и глобализация экономики приводят к унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках евросоюза.

Статистическое бюро ЕС (Евростат) применяет многоуровневое территориальное деление. Территориальная единица называется НАТС (nats - nomenclature of Territirial Units for Statistics). Регионы первого ранга - (НАТС-1) - это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах). Регионы второго ранга (НАТС-2) - провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206). Регионы третьего ранга (НАТС-3) - графства, префектуры и т.п. (всего 1031). Кроме того, в Европе образуются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион «Сарлотлюкс» включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург. В еврорегион «Нейсе» входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС.

Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс формирования транснациональных регионов. Этот феномен наблюдается на границах с Финляндией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества.

Т. о. понятие регион применяется и по отношению к международным сообществам - регионам мира. Некоторые из них имеют наднациональные институты координации и (или) управления - например, регион ЕС, регион СНГ, Северо-американская ассоциация свободной торговли. Другие крупные региональные сообщества, прежде всего Азиатско-Тихоокеанский регион, только формируют межгосударственные институты. Так, в 1998 году создан межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество" (АТЭС). В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну, в нее принята и Россия.

Либерализация национальных рынков товаров, труда, капитала, информации, стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов. Современный мир - мир регионов.

Любой регион, за исключение мира в целом, является элементом некоторой иерархической системы регионов.

Т. о., в мире существует множество регионально-государственных иерархий. Но поскольку в большинстве стран, за исключением предельно централизованных и тоталитарных, регионы являются открытыми системами и могут контактировать с другими регионами за пределами страны, связующим элементомиерархической системы регионов являются не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять:

Депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

Стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

Пионерные регионы или регионы нового освоения;

Микрорегионы или первичные экономические регионы;

Экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;

Программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;

Уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).

Однородное районирование. Оно нацелено на поиск одинаковых районов. Сходные объекты могут быть объединены в одну группу двумя способами - объединением и делением, что, в целом, соответствует двум способам познания - индуктивному и дедуктивному.

Объединение схожих по одному или нескольким признакам территорий позволяет выделить синтетические районы ; этот вид районирования называется «районирование снизу» . Он используется для изучения географического разнообразия относительно небольших по площади территорий. Районирование «снизу» начинается с выбора показателей, по которым будет проводиться выделение, разграничение и осмысление районов.

При «районировании сверху» (выделение аналитических районов ), проводимом на обширных территориях, в масштабах всего Земного шара существование и наличие районов принимается априори. Задача исследователя сводится к выбору признаков, наиболее полно отражающих разграничение районов и их дальнейшее деление.

Объектами однородного районирования в экономической географии являются единицы административно-территориального деления, по которым собираются и публикуются усредненные статистические данные. При проведении профессиональных исследований абсолютные показатели «взвешиваются» с учетом площади территориальных единиц или численности населения.

При однородном районировании районы могут выделяться как по одному признаку (однопризнаковое районирование ), так и по нескольким признакам (многопризнаковое районирование). Если мы проводим однопризнаковое районирование, то, как правило, существует один вариант проведения границы.

Если, признаков районирование несколько, то и вариантов размещения границ может быть несколько. Допустим, перед исследователем стоит задача выявить район экологического бедствия. Можно проводить районирование по загрязнению вод, можно по загрязнению почв или по числу роста заболеваний. Границы района, выделенного по загрязнению вод, наверняка точно не совпадут с границами районов загрязнения почв и роста заболеваний. Где же будет находиться эпицентр экологического бедствия? В этом случае используют методы многопризнакового районирования.

«Качество» районирования, т. е. соответствие выделенного района поставленным целям во многом зависит от выбора наиболее репрезентативных показателей. На их основе составляется и анализируется матрица статистических данных. Часто используется так называемая методика Моуля , согласно которой составляется серия карт для изучаемой территории с границами районов, выделенных по одному признаку, после чего их «накладывают» на общую основу. Там, где границы совпадают, выделяется многопризнаковый район. Учет большого числа признаков и показателей затрудняет выделение районов, т. к. появляются значительные по площади переходные зоны.

Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них. Оно выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. Каждый узловой район имеет ядро, где отчетливо проявляются все показатели и явления. Интенсивность явления падает от ядра к периферии.

Границы района расположены там, где показатели принимают минимальные значения. Поэтому проведение собственно границ при разграничении функциональных районов существенного значения не имеет: вероятные ошибки не скажутся на характеристике района.

Принципы районирования. Важнейшим принципом при решении задач практического районирования является его непрерывность , т. е. каждый объект обязательно должен быть отнесен к какому-либо классу, и в сетке районов не должно быть «белых пятен». Система районов должна распространяться на объекты одинаковой природы , т. е. нельзя включать в одну схему такие принципиально разные объекты, как например, животных и реки, сушу и море, королей и капусту…и т. д.

Районирование должно служить конкретной цели , которая определяет набор признаков и число выделяемых районов. От правильного выбора признаков районирования во многом зависит достоверность конечных результатов. Во-первых, признаки должны отражать свойства самих объектов районирования ; во-вторых, среди них важно выбрать наиболее существенные , по которым и следует разделять территорию. Показатели, используемые для деления на более «высоких» уровнях, должны иметь более важное значение для целей районирования, чем признаки, используемые на низких уровнях.

Границы между узловыми районами располагаются там, где свойства районируемого явления сходят на нет и переходят в свойства смежного района.

Для выявления границы между двумя узловыми районами (рыночными зонами) используются гравитационные модели .

Если два рыночных центра имеют одинаковые размеры (по численности населения, по суммарной стоимости предлагаемых товаров и услуг), то граница между их сферами влияния пройдет по середине расстояния между ними.

Если центры и их рыночные зоны неравного размера, то граница переместиться в сторону меньшего центра.

Пусть города 1 и 2 находятся на расстоянии Д12 друг от друга и имеют рыночные зоны М1 и М2. В2 - точка перелома от второго города:




Районированием называется деление исследуемой территории или акватории на части (районы), различающиеся между собой и в чем-то однородные внутри себя. В сущности районирование - это классификация территорий по какому-нибудь признаку или по комплексу признаков. Признаков много, поэтому, как и классификаций, систем районирования может быть много. Признаки, по которым выделяются районы, могут быть различны по характеру (природные или социально-экономические), могут быть широкими или узкими (так, количество осадков - узкий признак, климат - более широкий, более общий). Районирование может различаться по цели: так, можно районировать территорию для строительства, для сельского хозяйства, для изложения учебного курса и т. д. Если нужно изучить территорию или акваторию, обычно делают предварительное районирование, позволяющее правильно построить работы, а итогом этих работ может быть новое районирование, соответствующее целям исследования.

Чем более общий признак берется в качестве основы для разделения территории или акватории, тем сложнее районирование. Поэтому физико-географическое районирование , которое должно учитывать многие компоненты природы (учесть все без исключения никогда не удается), и экономико-географическое районирование , строящееся на учете сразу многих отраслей хозяйства, – это сложнейшие виды районирования. Физико-географическое районирование - районирование территории или акватории по комплексу природных признаков. Экономико-географическое районирование – районирование территории или акватории по комплексу хозяйственных признаков. Как мы уже видели, некоторые из компонентов природы зональны, другие азональны; в экономической географии одни из признаков, по которым производится районирование, непосредственно связаны с природными условиями, другие - весьма опосредованно. Компоненты связаны между собой весьма тесно, но если провести районирование по каждому из них по отдельности, то границы не совпадут практически никогда.

Самые крупные части суши заданы самой природой - это материки. Наиболее общее и наиболее простое разделение суши - на горы и равнины. По этому признаку и выделяют самые большие единицы физико-географического районирования, обычно называемые физико-географическими странами . В России, например, обычно выделяют следующие физико-географические страны:

Русская, или Восточно-Европейская, равнина,

Кавказ,

Урал,

горы Южной Сибири,

Западная Сибирь,

Средняя и Восточная Сибирь,

Дальний Восток.

Почти для всех выделенных единиц требуются пояснения. Так, Русская равнина выходит за пределы России в Прибалтику, Белоруссию, Украину, Молдавию. Кавказ захватывает Грузию, Азербайджан, традиционно к нему причисляют и Армению, хотя по природе она ближе к Юго-Западной Азии; в Россию входят только Предкавказье и северный склон Большого Кавказа. По мнению ряда специалистов, Урал следует рассматривать вместе с Новой Землей как единую Уральско-Новоземельскую горную страну. Горы Южной Сибири следует рассматривать вместе с горами Монголии; выделение этой физико-географической страны исключает Алтай из Западной Сибири, которой остается только Западно-Сибирская равнина. Средняя Сибирь - это в основном Средне-Сибирское плоскогорье; Восточная же Сибирь заходит далеко за его пределы. Часто в теории экономической географии Якутию включают в Дальневосточный регион, что с позиции физической географии является неверным, поскольку черты сибирской природы проявляются в Якутии наиболее ярко; недаром Н.Н. Баранский говорил, что Якутия - это Сибирь в Сибири . Наконец, Дальний Восток, не будучи резко отличен от прилегающих к нему частей Восточной Сибири по рельефу и геологическому строению, выделяется прежде всего тем, что это бассейн Тихого океана с характерным муссонным климатом и определяемыми им растительностью и животным миром.

Таким образом, уже на примере самых крупных физико-географических единиц мы видим, что строго выдержать признак, по которому выделяются районы, не всегда удается; более всего это заметно на примере Дальнего Востока.

В пределах каждой физико-географической страны выделяются области, районы, иногда подобласти и подрайоны. Например, на Русской равнине удобно выделять области по природным зонам и подзонам: тундра, тайга, смешанные леса и т. д. Можно выделить области или районы по рельефу - Тиманский кряж, Донецкий кряж, Окско-Донская низменность. В горах выделять вместо зон высотные пояса можно только при очень дробном делении территории: слишком узки эти пояса; в качестве единиц, входящих в горную физико-географическую страну, берут обычно горные системы, хребты или группы хребтов, межгорные котловины.

Наиболее широко распространенная единица при экономико-географическом районировании - страна, государство, так как нередко исторические условия, политический режим предопределяют значительную разницу в составе и распределении населения, в хозяйстве, в общем уровне развития стран, имеющих сходные природные условия. Применяются также единицы районирования более высокого и более низкого рангов.

Несмотря на сложность, нужно стараться все же в пределах одного ранга (область, район) выдержать единый признак, по которому производится районирование.

Районирование может быть сколь угодно дробным; можно, например, исследуя небольшой участок земной поверхности, составляя его карту в крупном масштабе, в пределах оврага выделить различающиеся по растительности склоны - затененный и освещаемый солнцем.



error: Контент защищен !!