Май - травень. Славянский месяц Май – Травень мая – Максим

Месяц Май свое название получил от древнеримского языческого божества весны, плодородия земли, роста и процветания Майи, которая по древним верованиям считалась матерью Брамы, покровителя творческой способности человека.

Существует еще одна версия происхождения названия этого месяца. Считают, что оно образовалось от латинского слова "majoribus", что в переводе означает "старейшина". Он третий и последний месяц весеннего цикла.

До сегодняшнего дня у многих народов (украинцев, хорватов, чехов, македонян, болгар) сохранилась другое древнее название месяца, которое имеет славянские корни - май (от слова "трава", которая являлась в это время). Также наши предки называли его "Май", "газон", "цвецень", "Ярец" (последнее название имеет значение "весенний хлеб"). В этом месяце, впервые с момента ухода с земного покрова снега, хороший хозяин выходил в поле сеять яровые. Неслучайно, наверное, финское название месяца - toukokuu - переводится как "месяц полевых работ".

Древнегерманское слово Wonnemond (название месяца май), которое использовалось во времена Карла Великого (8-9 век), в переводе звучит как "месяц пастбищ". Его значение напоминает о том, что в мае в первый раз в поле выгонялись животные. Обычно это происходило после празднования памяти святого великомученика Георгия Победоносца. На то указывает нам и народная поговорка, которая сохранилась и сегодня: "Пришел май - скот в поле толкай", "До Юрия сена должно хватить и у дурака".

Особенностью последнего месяца весны является то, что после праздника в честь святого Георгия Победоносца в лесах начинает слышаться кукование кукушки. Ее голос можно слышать до Петровского дня (12 июля), после чего, как считалось, кукушка умолкает, словно подавившись ячменным колоском, который в это время выходить из трубок.

Кстати, литовское название месяца gegu происходит от слова gegut - "Кукушка".

Месяц май на календаре пятый по счету. Но не всегда это было так. В древнеримском исчислении дней (до реформы римского императора Цезаря) май был третьим месяцем года. В нашей стране до 18 века (1700) год начинался с сентября, а поэтому этот месяц считался девятым. Реформа календаря Петра I определила Маю пятое место, которое он занимает по настоящее время. Кстати, китайский и японский месяц Май так и называется - "пятый месяц".

Последний месяц весны щедро одаривает любителей бывать на свежем воздухе необыкновенной сочностью красок окружающей среды, которая пробудилась от зимнего сна. Май - месяц цветов и любви, период, когда все живое приобретает настоящий расцвет, чувствуется небывалый душевный подъем. Но в странах Южного континента (Антарктиде, Австралии, большей части Южной Америки, части Африки и Азии, островах Океании) совсем другой рисунок. В этих странах месяц май соответствует нашему ноябрю. Время, когда листва уже окончательно облетела, дни стали еще короче и все чаще и чаще напоминают о себе зимние холода.

С месяцем маем связано много суеверий. Считается, что в этом месяце нельзя жениться и выходить замуж, строить серьезные планы на ближайшее будущее и их осуществлять. Об этом свидетельствуют многочисленные поговорки: "Рад бы жениться, да май не дает", "Захотел ты в мае добра", "Кто в мае родится - все столетие унывать будет". Но откуда это пошло? Где лежат истоки, и есть ли этому какое-нибудь объяснение?

Обратимся, прежде всего, к историческим памятникам. Римский поэт Овидий (43 год до нашей эры - 17 год нашей эры) утверждал: "В мае выходят замуж только вредные и развратные”, а Плутарх, древнегреческий писатель, автор морально-философских и историка - биографических работ, замечал: "Римляне в мае НЕ женятся, а ждут июня". Как видим, уже тогда, в далекие от нас времена, существовало мнение о невозможности играть свадьбу в последний месяц весеннего цикла. Но почему?

Дело в том, что май в древности считался месяцем, посвященном памяти умерших людей. Во многих странах до сих пор существуют поговорки относительно этого момента. Так, во Франции говорят: "Майская свадьба - смертная свадьба", в Англии утверждают еще более мрачно: "Май в дом - гроб из дома".

Обидным и позорным делом для наших предков считалось идти свататься в последний месяц весны. "В мае добрые люди не женятся" - говорили наши предки.

Но существует еще одно объективное обстоятельство, почему не разрешалось играть свадеб в этот месяц - сельскохозяйственные работы. Как было сказано в самом начале этого материала, Май являлся самым хлопотным месяцем: все успеть, все сделай. "Один весенний день год кормит» - учили наши деды. Куда уж до свадебных хлопот? Если же жаркий период сельскохозяйственных работ заканчивался, можно было подумать и о сватовство, и о гулянье.

Сегодня, в век автоматизации, технологий и открытий, каждый человек вправе решать сам, когда играть свадьбу, слушать голос наших предков или руководствоваться собственным мнением. Был бы только сделан выбор правильно, чтобы не пришлось, потом горько сожалеть.

Майское пробуждение - один из самых коротких и незабываемых моментов в году. Не пропустите мимо!

Закончилась долгая пасмурная зима, когда тяжелые низкие облака почти на полгода скрывают от нас солнце, когда порой кажется, опустись они еще хоть немного, и эта холодная сырость заденет за голову и заползет за воротник. А в мае, хоть он и не первый весенний месяц, уже не бывает такого. В Подмосковье всего один день в мае бывает без солнца. Продолжительность солнечного сияния в этом месяце в Калуге уже 273 часа, в Санкт-Петербурге - 268 часов, это всего на несколько часов меньше, чем в июне и июле и почти на 40 часов больше, чем в августе.

В народе май называют травнем. Такое название получил май в старославянском языке, таким оно осталось и по сей день в украинском языке.

Фенологи делят май на две части: первая из них относится к подсезону разгар весны, у А. Стрижева для Подмосковья он начинается 7 мая и длится 15 дней, а вторая часть относится к подсезону предлетье, начинающегося с 22 мая. У Г. Шульца для Ленинградской области начало мая относится к подсезону оживление весны (15.04 - 10.05), после чего следует подсезон разгар весны (10.05 - 11.06).

Ну, а по количеству новостей в природе (в лесу, в поле, в реках и озерах) май превосходит все другие месяцы года. Конечно, осенние сентябрь и октябрь тоже несут немало нового, но это все же печальные новости: уходит на зиму тот или иной вид птиц, пустеют луга и пашни, меняется цвет леса и т.д. В мае же все новости радостные: все тянется к свету, к Солнцу, все в природе торопится жить, расти и цвести. Уже в начале мая в Подмосковье развертывают почки верба и малина (1.05), ольха (2.05), жасмин (3.05). Около 6 мая вылетают первые майские жуки. Зацветает береза, тополь и клен (7.05). 5 мая в Подмосковье и 17.05 в Санкт-Петербурге среднесуточная температура воздуха устойчиво переходит через 10°C. В 20-х числах распускают цветы яблоня, черная смородина, лиловая сирень, ландыш, рябина и некоторые другие растения. В конце мая начинает колоситься озимая рожь.

Но май известен в народе и непостоянством погоды. Как правило, он бывает теплым, а его вторая половина сухой и даже жаркой. Однако нередко в мае отмечается вторжение холодных арктических масс воздуха, несущих с собой заморозки в воздухе и на почве. По многолетним наблюдениям, последний заморозок в воздухе Подмосковья отмечается в среднем 7-12 мая, самый поздний срок - 12 июня. В Калуге средняя дата 8 мая, в Санкт-Петербурге и Смоленске - 5.05. Самый поздний заморозок в воздухе Санкт-Петербурга отмечен 28.05.1918 г., в Москве - 12 июня 1899 г.

Для садоводов и огородников очень важно знать дату начала таких явлений, как цветение красной вербы, зацветание осины, зеленение березы и некоторые другие даты. Так, цветение красной вербы говорит о том, что почва поспела для весенних работ. Зацвела осина (в Подмосковье это бывает в среднем 7.05) - можно сеять свеклу и морковь. Они холодостойкие, и для прорастания семян им достаточно температуры почвы 3-4 градуса тепла. Зазеленела береза - почва прогрелась до плюс 7 градусов - пора высаживать деревца. Зазеленела береза - пора сажать картофель. Зацветает одуванчик - среднесуточная температура воздуха устойчиво переходит через плюс 10°C - и начинается период усиленной вегетации растений. Распустила цветы яблоня (20.05) - пора сажать огурцы, помидоры, тыкву.

Особое внимание стоит уделить дате развертывания листьев у березы и дате начала цветения черемухи. Береза разворачивает листья примерно за 5 дней до устойчивого перехода средней суточной температуры через 5 градусов. Чем раньше береза распустит листья, тем теплее окажется вегетационный сезон - период, когда растения растут. Чем раньше зацветет черемуха, тем теплее будет вторая половина сельскохозяйственного сезона (июль-сентябрь). Если черемуха зацветет позже среднего срока (15.05 в Подмосковье и 25.05 в Санкт-Петербурге), то вторую половину лета следует ожидать холодной. Всем известны «черемховые холода» - непродолжительное похолодание, обычно наблюдаемое в мае в период расцветания черемухи. За последние 20-30 лет установлено с вероятностью 90%, что после цветения черемухи заморозков в воздухе не будет.

В мае много нови в животном и птичьем мире. В первые две недели мая в Подмосковье приходит четвертая волна пернатых. В этой волне к нам прилетают ласточки, пеночки, трясогузки и другие представители семейства. В пятой волне, продолжающейся примерно до 25 мая, приходят соловьи, стрижи, перепел. Первая песнь соловья в Подмосковье отмечается в среднем 10 мая. В Калужской области первая песнь соловья отмечается в среднем 5.05. А за день до этого (4.05) отмечается первый «концерт» зеленых лягушек. В Подмосковье лягушки начинают квакать в среднем 16.05. Замечено, что до первой грозы (2-4 мая) лягушки урчат и только после того как прогремит первая гроза, они начинают квакать. В лугах уже можно услышать коростеля-дергача.

Май, закончились волнующие десять дней апреля, отгремели выстрелы, охота закрыта. Но вальдшнепы продолжают летать. Тяга вальдшнепов из весенней переходит в летнюю и продолжается до июля. Охотники, да и все любители природы, если есть возможность и желание, могут продлить «охоту» и в мае, заменив ружейную охоту на охоту с фото-кино- или видеоаппаратурой. Трудностей у фотоохотника не меньше, но и удовольствия от такой охоты тоже никак не меньше, да и охотничий трофей - кинофильм ценен по крайней мере не менее, чем добытый при ружейной охоте. Помимо этого в последней пятидневке мая «Вальдшнеп клуб» организует наблюдения за вальдшнепами на тяге. О дате и времени наблюдений клуб заранее сообщает в «РОГ». Во время таких наблюдений в дополнение задач, решаемых клубом, можно уточнить маршруты пролета куликов на будущее.

В мае много нови в водоемах. Л.П. Сабанеев отмечал, что в средней полосе России во время распускания (зеленения) березы нерестится мелкий лещ, затем во время цветения черемухи - средний и около средины мая, когда колосится рожь, - самый крупный. В мае нерестятся окунь, судак, плотва и ряд других рыб. Поэтому в мае обычно объявляется запрет на ловлю некоторых видов рыб, существуют и различные ограничения в использовании снастей и мест лова. Как правило, в центральных областях Европейской территории России с 1 мая после нереста разрешается ловля щук. Май можно считать месяцем наиболее успешного рыболовства. После зимнего «существования» и весеннего нереста у многих видов рыб отмечается жор, и у всех теплолюбивых видов наблюдается активизация жизненных процессов. Правда, длится это всего 7-10 дней, но рыбалка в эти дни оставляет незабываемые впечатления.

Май - это начало третьей охоты. В средней полосе в начале мая на песчаных опушках, на полянах и вырубках появляются первые грибы - сморчки. Растут они одиноко или семейками. В конце мая сморчки бывают и в светлых березняках, в редком ельнике, на припеке. Редко, но все же бывает так, что в мае наряду со сморчками можно встретить и белые грибы.

Наблюдая погоду в мае, в народе смотрели, каким можно ждать лето, какой будет осень, каковы виды на урожай. Май холодный - год хлебородный. Из березы течет много сока - к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед - мокрое. Поздний расцвет рябины - к долгой осени. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету. Если в мае появится много жуков - к сухому лету.

Есть много и таких примет, где прослеживается связь погоды в тот или иной день с погодой предстоящего сезона.

Если на Якова-апостола (13.05) теплый вечер и звездная ночь - к сухому жаркому лету. Если на Мокея (24.05) с утра туман, багряный восход солнца да днем дождь - к мокрому, грозовому лету.

Если на Епифана (25.05) утро теплое и солнечное - жди сухого лета.

Если на Сидора-огуречника (27.05) сиверко - к холодному лету, а если к этому дню прилетают ласточки и стрижи, то это к теплу.

30.05 Евдокия-свистунья день, когда ветры свистят. Какова Евдокия - таково и лето. Евдокия с дождем - к мокрому лету, а если еще дует северный ветер, то к холодному лету.


Древнеславянский календарь. Названия месяцев и пояснения

Славянский календарь или месяцеслов. Месяцеслов состоит из двенадцати месяцев, которые составляют полный кологод, год или . Названия месяцев не придуманы просто так и не заимствованы у других народов и чужих языков. Все названия происходят от событий и явлений, которые характерны для того или иного времени года.

Стоит знать, что в древности календарь был солнечным. Состоял из четырёх временён года, в каждом из которых отмечался праздник Солнца: два солнцестояния и два равноденствия. Позже на Руси ввели лунный календарь, который зависит от смен фаз луны. Из-за этого произошёл перенос дат календаря, в результате чего новый стиль опережает старый на 13 дней.

Январь (Сечень, Просинец) . Название Просинец, как полагают исследователи, произошло от того, что этот месяц прибавлял света, всё чаще появляется синева неба. Сечень от того, что в январе происходит перелом зимы, который разделяет зиму на две части. В наше время Просинец является первым месяцем в году, в древности он был одиннадцатым, так как Новый Год праздновался в марте (с 21 на 22 — весеннее равноденствие).

Февраль (Лютень, Снежень) . Название Снежень произошло от наступления снежного времени. В этом месяце обычными были метели и снегопады. По той же причине он назывался и Лютенем (лютые метели).

Март (Березень, Березозол, Капельник) . Названия Березень и Березозол происходят от того, что в марте начинают наливаться соком берёзы, в марте же они выпускают первые почки. Капельник — от того, что в этот месяц происходят первые капели, снег начинает таять. Март являлся первым месяцем в древней Руси. С приходом весны праздновалось воскрешение природы и начало нового лета (в древности Год назывался Летом).

Апрель (Цветень) . Начинают расцветать первые деревья, первые цветы, просыпается весна.

Май (Травень) . Травный, Травник, травный - от буйства растущих трав, которые после зимы тянулись к Солнцу, и всё вокруг становилось ярко-зелёным.

Июнь (Кресень, Червень, Изок) . Изоком древние славяне называли кузнечиков, которых было большое множество в этом месяце. Кресник, Кресень произошли от древнего слова, обозначающего Огонь. Червень — от плодов и ягод, которые наливались красным (красный — червлёный). Кроме того, в некоторых районах июнь называли разноцветом.

Июль (Липень, Страдник, Грозник) . Время цветения липы, страдных работ в поле и сильных гроз. Липень считался последним летним месяцем у славян. После Перунова Дня (20 липеня) начиналась осень.

Август (Серпень, Жнивень) . Эти названия не нужно расшифровывать. Понятно, что в этом месяце снимают хлеб при помощи серпа, собирают урожай и приходит время жатвы. Кое-где этот месяц называли Зарев, от того, что в августе ревели звери.

Сентябрь (Вересень, Хмурень, Рюинь) . Название Рюинь произошло от рёва осенних ветров и животных, особенно оленей. Небо всё чаще начинает хмуриться, идут дожди, лето окончательно переходит в осень, от этих явлений сентябрь получил название Хмурень. Другое название — Вересень — произошло от того, что в эту пору начинает цвести вереск.

Октябрь (Листопад, Паздерник, Грязник, Свадебник) . Падение осенних листьев, ненастье, дожди, вездесущая грязь. Так же в это время справляли свадьбы, поэтому его, ко всему прочему, называли и свадебником, временем для свадеб.

Ноябрь (Грудень) . Название грудень произошло от груд замёрзшей со снегом земли. Груды, грудный путь - это зимняя, замёрзшая дорога.

Декабрь (Стужень, Студень) . Морозы и стужа. Самый холодный месяц в году.

Май на Руси назывался «травень» или «травный»; у чехов и словаков - «кветень»; у хорватов - «розоцвет», «розняк»; у вендов- «майник», «пятник», «желтопушник», «цветничек» и т. п.
Май - торжество весны зеленой. «Майская трава и голодного кормит». В березняках новорожденная тень и легкая прохлада, на влажных лугах золотится купальница. Но как ни погож май, бывают еще и холода. Ненадежно майское тепло: «Май обманет, в лес уйдет». И люди просят: «Май - коню сена дай, а сам на печь полезай». мае народ говорил: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает»; «Майская травка голодного кормит»; «Одна майская роса коням лучше овса»; «Март сухой да мокрый май - будет каша да каравай»; «Май холодный - год хлебородный». мая некоторые крестьяне выходили к колодцам, чтобы смочить семена в надежде на будущий урожай, бросали медные деньги на дно колодца. Другие предпочитали смачивать семена речной водой в течение трех утренних зорь, делали это скрытно, иначе урожай будет худой (боялись сглазу завистников). мая (23 апреля). «Пришел Егорий - весне не уйти»; «Его- рий храбрый - зиме ворог лютый»; «Егорий землю отмыкает»; «Юрий на порог весну приволок». Егорьев день - день смерти великомученика Георгия по христианскому календарю некогда считался у восточных славян праздником едва ли не больше Пасхи. До сих пор у сербов и болгар Егорьев день является самым значительным праздником в году.
В очень древних обрядовых песнях имя Георгия-Григория-Егория занимает важное место. Песни распевались некогда группой молодежи - коля- довщиками, начиная со второго дня Пасхи, всю святую неделю. Это были весенние коляды, в которых высказывалось пожелание благополучия всему дому,

семье, хозяину, хозяйству. Они должны были магически действовать на урожай и приплод скота. Их еще называли волочебными. В песнях после обращения- приветствия к хозяину волочебники просили его выглянуть в окно и посмотреть на чудо - на дворе появились столы:
На тых столах все празднички:
Первое свято - велик Христов день,
Другое свято - Юрий - Егорий.
Во чистом поле статок спасает,
Статок спасает, домой гоняет.
С именем Георгия Победоносца - Егория Храброго было связано множество обрядов, легенд, произведении весеннего фольклора, образовавших так называемый Егорьевский цикл. Как обряды, так и фольклор этого цикла имели магическое значение - они должны были оберегать скот и улучшать плодородие. Развлекательный элемент в них обычно отсутствовал. Специфика цикла заключалась в том, что он объединял земледельческие, скотоводческие и брачные
обряды.
Многогранен и образ самого Егория - Георгия, в котором житие христианского святого, погибшего мученической смертью 23 апреля 303 года, сплеталось с античным мифом о победителе смерти и широко распространенным среди народов Европы и Азии мифом о змееборце-победителе. На славянской почве он вобрал в себя, видимо, черты светлых благодетельных божеств.
То, что Егорий праздновали в конце апреля, позволяет предположить, что христианский праздник на Руси наложился на какой-то языческий праздник весны, связанный с пробуждением природы от зимней спячки, с победой весны над зимой. Для средней полосы России это время первой травы, первого приплода ягненка или теленка, первого молока, первой росы, первого дождя, первого сева - праздник, падающий на время, от которого зависело благополучие всего года. Егорий весенний как бы открывал период сельскохозяйственной страды, начало полевых работ (Егорием осенним, приходившимся на 30 сентября по ст. ст. или на 13 октября по н. ст.у полевые работы завершались).
В егорьевских обрядах сохранялись остатки культа предков. На Егория ходили на могильники с вином и пирогами.
У славянских народов Юрия считали покровителем травы,
цветов, злаков. У болгар георгиевские обряды имели преимущественно скотоводческий характер («овчарский праздник»), в то время как у сербов, хорватов, белорусов, украинцев, русских - сельскохозяйственный, животноводческий. Поскольку хороший урожай зависит от влажности почвы, а в конце апреля начинаются теплые росы, то в народе создалось представление, будто Егорий отмыкает землю и выпускает первую росу.
Отмыкающий весну Егорий является, по народному поверью, обладателем чудесных ключей, которыми он отпирает землю весной и выпускает росу. Существовала такая песня:
Свят Ягорья Взял ключи златы,
Пошел в поле,
Росу выпустил.
Росу теплую,
Росу мокрую.

Роса в Юрьев день - первая, потому и считали, что она обладает чудодейственной силой. Ранним утром в Егорьев день крестьяне валялись по росе на полевых межин- ках, полагая: тот, кто по- катается-поваляется по росе на Юрьев день, будет силен, как Юрьева роса.
«На Ягорья роса, будут добры проса».
С Юрьева дня на другой начинался яровой сев («Егорий придет, соха в
поле пойдет»). В это время необходим дождь, а отсюда многие обряды, связанные с заклинанием дождя.
В Донской губернии весной крестьяне после молебна купали священника во всем облачении. В Костромской губернии раньше взрослые, позже дети закликали, заговаривали первый дождь:
Дождь, дождь,
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен Поливай ведром.
У македонцев до наших дней сохранился обряд Додолы, имеющий ту же функцию заклинания дождя. Песни начинаются мольбой о дожде, и потом описывается его ниспадение. Это должно было иметь магическую силу. «Георгиевскому дождю цены нет»,- говорят болгары.
Не в меньшей степени, чем покровителем полей, а у южных славян и в большей, св. Георгий является покровителем скота. С оберегом скота также связан целый ряд заговоров, обрядов, заклинаний, сводившихся к тому, чтобы уберечь скот на время выпаса от хищников и болезней.
Общим моментом Егорьевских обрядов у различных славянских народов был выгон скота в Юрьев день в поле, на «Юрьеву росу». Причем погоняли вербочкой, освященной в Лазаревскую субботу. Хозяин или пастух, ударяя каждое животное вербочкой, произносил заговор: «Егорий ты наш храбрый, ты спаси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого».
Заговоры, скликания на выгон скота в Юрьев день звучали так:
Батюшка Егорий, Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку, всю животинку -
В поле и за полем, в лесу и за горами,
Волку, медведю пень да колода, да белая береза,
Древясинный камушек!
Нашим же телонькам травка-муравка,
Зелененький лужок.

Если у восточных славян обряд на Георгиев день состоял главным образом из ритуального выгона скота в поле, заговоров, обходов дворов с колядовщика- ми, то у южных славян в центре было доение овец.
Но Юрии-Егорий был для всех без исключения народов не только охранителем полей, урожая, скота, приплода, но и защитником общего благополучия. Считалось, что от него зависело благополучие, плодородие и в семье.
В ряде губерний России молодежь «водила Юрья» - выбирала парня, обвешивала его зелеными ветвями, венками и клала на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Шли в поле толпой и пели песни. Трижды молодежь обходила засеянные поля (озимые), потом на перекрестке путей-межей разводила круглый костер, в середину которого клали «моленник». Все садились вокруг и делили пирог. Верили: девушка, которой доставался кусок с большей начинкой, выйдет замуж.
В Сербии в Юрьев день при восходе солнца шли купаться в реку, чтобы отвратить от себя вечное зло, а женщины и девушки брали от водоворота воду и приносили ее в дом как чудодейственную. Девушки гадали на ней о своем будущем, о женихах, о счастье, о браке, дружелюбии. Отсюда обряд «Юренья» - заключения дружбы 6 мая (23 апреля) на весь год. В Юрьев день девушки и женщины особенно тщательно наряжались. Вероятно, отсюда и пошла поговорка: «Наряжается, как баба в Юрьев день». мая (30 апреля) - Яков. По приметам: теплая тихая звездная ночь - к ведреному сухому лету.
На другой день - Еремей-запрягальник, «яремник». «На Ере- мея погоже, уборка хороша»; а о себе говорили: «Сей неделю после Егорья, да другую после Еремея».
15 (2) мая - соловьиный праздник. Борисов день. По приметам: «Соловей запел - вода на убыль пошла». Полевые работы в разгаре: «Борис и Глеб сеют хлеб». Отрастают крапива, щавель, огородная зелень. Теперь уже есть, с чем щи варить. «Подошла Мавра - зеленые щи». Мавра-молочница (16 мая по н. ст. или 3 мая по ст. ст.). Сытыми начинают приходить коровы из стада. (5) мая - Арина-рассадница. Капустную рассаду высаживают на грядки. мая - 1 июня по новому стилю.
а

Интересно то, что современный григорианский календарь с названиями месяцев – это заслуга Древнего Рима. Именно древние римляне раздели на двенадцать месяцев год, и дали название каждому.
Название месяцам дали древние римляне в честь богинь и богов, знаменитых и прославленных императоров, а в некоторых случаях по их месту в календаре.

Первый, меся в году – Январь назвали в честь бога римлян Януса. Бог имел два лица, одно лицо смотрела в прошлое, второе лицо смотрело в будущее.

Второй меся Февраль, произошел от этрусского бога подземного царства Фебрусса. Римляне в середине этого месяца справляли большой праздник – день очищения от плохих поступков и грехов.

Третий месяц в году Март был назван в честь римского Бога войны и охраны Марса. Давным-давно, еще до того, как правил Юлий Цезарь, месяц март был первым весенним месяцем, началом земледельческого года. Это было благоприятное время для начала военной сезонной кампании.

Четвёртый месяц в году, а это Апрель назван в честь Афродиты – греческой богини. Хотя по этому поводу до сих пор ученые спорят.

Пятый месяц в году, а это Май, был назван в честь греческой богини Майи, отождествлявшаяся с Доброй Богиней — римская богиня плодородия. Ее праздник как раз попадал на это время.

Месяц июнь назвали благодаря римской богине Юноны, жены Юпитера. Кстати, по сей день, молодые люди предпочитают связывать себя узами брака именно в июне, так как это предвещало счастливую и удачную семейную жизнь. Юнона, является покровительницей брака и семейной жизни.

Месяц июль, как вы, наверное, уже догадались сами, назвали в честь Великого Юлия Цезаря, с лёгкой подачи Октавиана Августа.

Август месяц назвали в честь римского императора Октавиана Августа.

Название последующих месяцев, а это от сентября и до декабря, произошли от названия чисел. Вот, к примеру, сентябрь стоит седьмым по счету месяцем в календаре (когда начинался год с марта месяца) и соответственно, его назвали «septem», что означало с латинского языка «семь», октябрь от слова «octo» (восемь), ноябрь – «novem» (девять) и декабрь – «decem» (десять).

А вот в древней Руси месяцы называли так:
Январь – сечень или студень, так как в это время было очень холодно, и наступал сезон вырубки леса.
Февраль – лютень или снежень, и все благодаря сильным морозам и обильным снегопадам.
Март – сухий или береззозол, в это время сохла земля и начинала цвести береза.
Апрель – цветень, вы догадались, что в это время начинали цвести сады.
Май – травень. В это время начинали цвести травы. Есть еще одно название – цветень.
Июнь – изок, от слова кузнечик или червень, от слова красный. В это время краснели вишни.
Июль – липец. В это время зацветали липы, либо серпень, в это время готовились к уборке зерна, которое срезали серпом.
Август – жнивень, в честь уборки урожая.
Сентябрь – вересень, в это время зацветал вереск.
Октябрь – жовтень, так как желтели листочки, или листопад.
Ноябрь – грудень, то есть мерзлая колея на дороге.
Декабрь – студень, то есть холодный месяц.



error: Контент защищен !!