Политика резервных требований. Официальные резервные требования Центральный банк регулирует обязательные резервы

Резервная норма («резервные требования») - часть банковских депозитов (вкладов от населения и других пассивов, которые должны содержаться коммерческим банком в форме наличных денег или в форме депозитов) в центральном банке. Другими словами, резервная норма - это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Она устанавливается государством с помощью центрального банка и, как правило, в течение финансового года может несколько раз изменяться. При этом резервная норма может быть различной в зависимости от режимов и целей предоставления банком кредитов.
На сегодняшний день применяется дифференцированная норма обязательного резервирования: для средств коммерческих банков, которые могут быть использованы в валютных спекуляциях, – 22 %, для кредитов коммерческих банков на срок до 90 дней? 15 %, для кредитов свыше 90 дней? 10 %.
Каких результатов добивается государство, устанавливая ту или иную резервную норму?
Прежде всего, через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Рассмотрим несколько примеров. Предположим, что депозиты коммерческого банка составляют 100000 долл., а центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы с 20 до 40%. Выполняя решение центрального банка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Из 100000 долл. при норме 20%, коммерческий банк мог выдать ссуды на сумму 500000 долл. (так как расчеты показывают, что при резерве 20% каждый реальный доллар превращается в пять «кредитных»). При резерве в 40% эмиссия кредитных денег сокращается в 2 раза. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. До повышения резервной нормы резервная часть депозитов составляла 20000 долл. (20% от 100000 долл.). Теперь же она составит 40000 долл. (40% от 100000 долл.). Следовательно, кредитные возможности коммерческого банка уменьшились на 20000 долл.
Таким образом, при повышении резервной нормы возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это, в свою очередь, вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста. Последнее, как показывает практика рыночной экономики, является важнейшим средством в борьбе с инфляцией.
Когда же надо «подогреть» экономику, преодолеть кризисные явления, правительство уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссудный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост.
Большое значение имеет также установление обязательных резервов как «страховки» каждого вкладчика. Этой мерой государство пытается защитить их интересы, ограничивая «аппетиты» коммерческих банков в активных операциях. В случае банкротства банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств перед вкладчиками.

Резервные требования - часть депозитов, которые банки должны хранить в Центральном банке РФ для обеспечения их финансовой стабильности. Однако величина резервных требований может изменяться Центральным банком РФ в связи с осуществлением кредитно-денежной политики.

Увеличивая норму официальных резервных требований, ЦБ сокращает кредитную активность банка и предложение денег в стране и, наоборот, уменьшая официальные резервные требования, ЦБ увеличивает предложение денег в стране.

Депонирование (хранение) обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

В первые данный метод применили в США в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях - 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте - 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях - 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте - 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях - 5%. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

В 2011г. ЦБ РФ устанавливал следующие нормативы обязательных резервов:

Нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,0%.

Нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 3,5 до 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 3,0 до 3,5%.

Нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 4,5 до 5,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 3,5 до 4,0%.

Меры воздействия, применяемые Банком России при нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов

При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета (корреспондентского(их)субсчета(ов)), открытого(ых) в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке) поступают в доход федерального бюджета.

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям "валютный своп", другим операциям Банка России).

Это мощный инструмент денежно-кредитного регулирования. Его суть заключается в том, что центральный банк изымает часть привлеченных средств коммерческих банков в специальный резерв денежной массы.

В законодательстве большинства стран изъятие привлеченных средств осуществляется по определенному нормативу, называемому нормой обязательного резервирования. В Российской Федерации норма резервирования (норма отчислений в фонд обязательного резервирования ЦБ РФ – норма ФОР) по Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не может превышать 20% привлеченных банком средств.

Отчислению в фонд обязательного резервирования (ФОР) подвергаются следующие обязательства банка: остатки на расчетных счетах клиентов, депозиты физических лиц до востребования, срочные депозиты физических и юридических лиц, депозитные и сберегательные сертификаты, выпущенные банком векселя и облигационные займы. Не подлежат "форообложению" привлеченные межбанковские кредиты.

Воздействие этого инструмента довольно многогранно и специфично. Во-первых, повышая или снижая норму резерва, центральный банк непосредственно воздействует на ликвидность банков и объем кредитных ресурсов, остающихся в их распоряжении. Так, если коммерческий банк привлек депозитов на сумму 100 млн руб., то при норме ФОР 20% в его распоряжении будет ресурсов для формирования доходных активов (в том числе для кредитования) всего 80 млн руб., а при норме резервирования 2% – 98 млн руб. Таким образом, изменяя норму резервирования, центральный банк напрямую воздействует в определенных пределах на объем кредитных ресурсов в целом по банковской системе и соответственно на объем кредитования экономики.

Во-вторых, изменение нормы резервирования воздействует на процентные ставки по кредитам. Повышение нормы ведет к повышению ставок по кредитам, а се понижение – к снижению. Это нетрудно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, что коммерческий банк привлек депозит в сумме 100 млн руб. по ставке 30% годовых сроком на один год. Через год сумма возврата депозита составит 130 млн руб. Норма ФОР – 20%. Объем располагаемых кредитных ресурсов – 80 млн руб. Это означает, что банк должен разместить в кредиты эти 80 млн руб. под такой процент, чтобы через год получить минимум 110 млн руб. (110 млн руб. + 20 млн руб. из ФОРа = 130 млн руб.). В этом случае процент размещения в кредиты составит 37,5% годовых. Если же норма обязательного резервирования составит 2%, то объем располагаемых кредитных ресурсов будет равен 98 млн руб., которые надо разместить так, чтобы получить возврат минимум 128 млн руб. (128 млн руб. + 2 млн руб. из ФОРа = 130 млн руб.). В этом случае процентная ставка по кредиту будет ниже – 30,6% годовых. Таким образом, повышение нормы резервирования ведет к повышению ставок по размещению кредитных ресурсов и увеличению разрыва (маржи) между ставками по депозитам и ставками по выдаваемым кредитам.

В-третьих, изменение нормы резервирования нс меняет объем резервов в целом по банковской системе, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервирования ускоряет банковский мультипликатор и соответственно ускоряет возрастание денежной массы. Повышение нормы ведет к замедлению мультипликатора и замедлению роста денежной массы.

Рассматриваемый инструмент иногда используется для стимулирования формирования более долгосрочных ресурсов у коммерческих банков путем установления дифференцированных норм резервирования средств, привлекаемых на разные сроки. Можно установить низкие нормы резервирования по долгосрочным депозитам и высокие нормы по депозитам до востребования и краткосрочным депозитам. Это также стимулирует использование средств до востребования (на расчетных счетах) для проведения текущих платежей клиентов, а не для формирования доходных долгосрочных активов, что улучшает ликвидность банков. К такой практике прибегал Банк России во второй половине 1990-х гг.

Поскольку остатки на расчетных счетах клиентов и депозитных счетах подвержены постоянным колебаниям, то расчет по резервированию сумм между коммерческими банками и центральным банком осуществляется следующим образом. Период, за который определяется объем резервирования в соответствии с его нормой и совокупной суммой остатков по "форооблагаемым" депозитным счетам, называется расчетным периодом. Этот период в настоящее время в Российской Федерации равен одному месяцу, в ряде стран (например, в США) он составляет две недели. Банками подсчитывается среднедневной объем привлеченных средств за расчетный период, например за месяц на 1-е число следующего месяца. Если привлеченные средства у банка за этот период возросли на 50 млн руб., а норма резервирования составляет 10%, то банк со своего корреспондентского счета перечисляет на счет ФОР 5 млн руб., если привлеченные средства у банка уменьшились на 10 млн руб., то центральный банк снимает со счета ФОР 1 млн руб. и зачисляет эту сумму на корреспондентский счет коммерческого банка.

Если центральный банк поддерживает резервные требования на постоянном уровне в течение длительного периода времени, это стабилизирует банковский мультипликатор, и центральный банк может с большей точностью использовать инструментарий открытого рынка. В этом случае норма резервирования выступает как стабилизирующий фон в текущем процессе денежно-кредитного регулирования. Вместе с тем изменение нормы резервирования позволяет моментально, в разовом порядке снизить ("связать") или увеличить денежную массу в обращении.

Норма обязательных резервов банка

Чтобы работать без претензий со стороны ЦБ, каждый банк обязан соблюдать установленные правила и нормы. Одной из таких норм является норма обязательных резервов (НОР). Ее введение стало основным инструментом денежно-кредитной политики и гарантом исполнения обязательств банка перед своими клиентами, даже, если финансовое положение банка пошатнулось.

Резерв позволяет ЦБ страховать депозиты вкладчиков. Также НОР влияет на объемы выдаваемых кредитов, общую инфляцию нацвалюты и выпуск долговых безналичных денег. Даже самое малое увеличение нормы резерва может привести к большому падению активности банка. Нормы резервов ЦБ старается держать на одном уровне, иначе изменения болезненно сказываются на кредитном учреждении. При повышении нормы банк вынужден искать дополнительные деньги, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Деньги берутся из двух источников: кредиты ЦБ и продажа собственных акций. Оба способа снижают ликвидность. Если норматив понижается, то у банка освобождаются свободные средства, которые идут на погашение текущей задолженности и повышение ликвидности.

Что такое норма обязательных резервов банка?

НОР – это установленная законом норма обязательств кредитной организации по привлекаемым вкладам, которая должна быть передана на хранение в ЦБ. Она может храниться в виде депозита или в наличном виде. Также она является гарантийным фондом, за счет которого обязательства перед клиентами будут исполнены в полном объеме.

ЦБ используется НОР для регулирования деятельности всех банков. На текущий момент величина НОР составляет 4,25%. При проведении кредитно-денежной политики, ЦБ используется основной инструмент – изменение НОР. С его помощью регулируются объемы беспроцентных депозитов, находящихся на особых счетах национального банка.

НОР устанавливается в виде процента от суммы вкладов банка. В зависимости от типа вклада, может изменяться его величина прямо пропорционально ликвидности. Чем крупнее банк, тем больше будет для него норма.

Решение повышать НОР может приниматься ЦБ с целью уменьшения предложения денег и сдерживания инфляционных процессов. Уменьшение НОР вводится для активизации экономического роста и усиления кредитной активности. Часть суммы, которую банк передавал в ЦБ, после снижения НОР, банк может направлять на кредитование, что принесет дополнительный доход.

Стоит отметить, что ЦБ редко применяет инструмент изменения НОР, поскольку это является мощным воздействие на российскую банковскую систему, которая итак находится в шатком положении. Необдуманные решения по изменению НОР в ту или иную сторону может дать «эффект апокалипсиса».

Влияние нормы обязательных резервов на кредитную политику.

Многие представляют работу банков так: банк получает вклад под один процент и выдает его в кредит под повышенный. Разница в процентах – это и есть доход банка. На самом деле это не совсем так.

Часть денег с депозита банк передает на хранение в ЦБ. Так, есл НОР составляет 5%, то с 1 млн.р. 50 тыс.р. уходят на резерв. Оставшиеся средства банк уже может выдавать под проценты в виде кредитов Это и объясняет отличие между кредитными и депозитными ставками. По факту все средства банка находятся в постоянном обороте.

Если случится ситуация, что большинство вкладчиков придет за своими деньгами, то в банк может попасть в сложную ситуацию. Свободных средств в банке в большом объеме нет. По условиям, вкладчики могут требовать свои деньги в любой момент. Услышав, что банк отказывается выдавать деньги, это вызовет волну негодований и подозрений касательно благонадежности банка. Остальные вкладчики побегут снимать деньги со всех счетов, что подшатнет устойчивость банков. Это приведет к дестабилизации банковской системы, т.к. она работает «будущие» деньги.

Чтобы такого избежать или хотя бы минимизировать, была введена норма обязательных резервов – та часть денег, которая передается на хранение в ЦБ. При наличии критической ситуации (нашествии вкладчиков), ЦБ быстро вливает резерв в банк. Как только все желающие получили свои средства и ситуация успокоилась, банк продолжает жить по своему сценарию: принимает средства на депозит, отчисляет на резерв ЦБ, выдает кредиты, получает обратно сумму с процентами.

Таким образом, все полученные средства банк не может выдавать в виде кредитов. Чтобы компенсировать резерв и получить доход, ставка по кредиту значительно превосходит ставку по депозиту.

Как рассчитывается НОР?

Резервы образуют неприкосновенный запас денег, которые банк не имеет права использовать в своих целях.

НОР = обязательные резервы банка/обязательства по бессрочным вкладам

Если норма обязательных резервов составляет 5%, а банк принял вкладов на 10 млн.р., то на резерв он обязан отправить 500 т.р.

Пример расчета НОР можно посмотреть на рисунке:

Путем изменения НОР ЦБ влияет на кредитоспособность банка. Уменьшив норматив, ЦБ позволяет банку больше денег отдавать в кредиты и получать больше прибыли.

Снижение НОР еще называют «политикой дешевых денег». Она нужна для увеличения объема кредитных денег, стимулирования расходов населения, сокращения безработицы.

Увеличение НОР является частью «политики дорогих денег». Она сокращает возможности банка по выдаче кредитов. Это, в свою очередь, ограничивает объемы денег в обороте и снижает инфляцию.

Обязательства по формированию резервов образуются у банка с момента получения лицензии. Резервы хранятся в ЦБ на беспроцентных счетах. В случае ликвидации банка, резервы передаются специальной комиссии, которая занимается ликвидацией кредитной организации. От резервирования освобождаются деньги, привлеченные от ЮЛ на срок от 3 лет, облигации со сроком погашения от 3 лет, обязательства в неденежной форме (ценные бумаги, металлы), обязательства перед кредитными организациями.

При невнесении резервов в установленный срок, ЦБ имеет право списывать недовзнос с корсчета банка. Кроме этого, согласно ст.38 ФЗ №86 от 10.07.2002 г. ЦБ применяет штраф за нарушение размере не более удвоенной ставки рефинасирования от суммы взноса.

Как размер НОР будет опасным для банка?

Увеличение НОР может негативно сказаться на положении банка. Повышение означает, что банк должен в короткие сроки увеличить долю резервов на своем счету в ЦБ. Изъять деньги из оборота невозможно. Сроки возврата выданных кредитов растягиваются на несколько лет. Норматив не может быть изменен единовременно более, чем на 5 п.п. Учитывая огромные вкладные портфели, даже такое изменение может составлять солидную величину в денежном эквиваленте. Достать в моменте сотни миллионов рублей не под силу даже самому стабильному банку.

Изменяя НОР, ЦБ держит ликвидность банка на минимально возможном уровне. Однако, это может сказаться на общем положение банка. Учитывая его сложную структуру, быстро перестроится на новые условия практически невозможно. Ликвидность начинает быстро падать, что приводит к нарушению остальных показателей. В сложной экономической ситуации это может привести к краху. Повышение НОР на максимум 5% может привести к банкротству банка в виду невозможности исполнения требований ЦБ.

Это механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.

Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств "заморожена" на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов.

В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке.

Ниже приведены нормативы обязательных резервов, установленные Банком России (таблица 2).

Таблица 2 Нормативы обязательных резервов (резервные требования)

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет один месяц - подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет два полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - этот механизм используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому, чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а, следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до одного дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

Депонирование обязательных резервов. В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации" нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2004 года №255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций".

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

В таблице 3 приведен объем обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России. Данные за 2005 - 2008 гг.

Таблица 3 Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России

Год/месяц

Объем обязательных резервов, в млн. руб.

Итого за 2007 г.



error: Контент защищен !!