Интересные факты о церковных колоколах. Царь-колокол: кто отлил, кто разбил и другие интересные факты об Успенском большом колоколе Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец»


28 ноября 1734 года в Москве случилось пренеприятнейшее событие – при отливке «Царь-колокола» из строя вышли сразу две литейные печи. В результате колокол всё же был отлит, но судьба его оказалась нелёгкой, впрочем, как и многих других российских колоколов. В России колокола не только с трепетом поднимали на колокольни и слушали «малиновый» звон. Их ссылали, подвергали пыткам, а в угаре богоборчества сбрасывали со звонниц, разбивали и отправляли на переплавку. Итак, самые интересные факты о российских колоколах.

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III мастером Николаем Немчиным и установлен на деревянной звоннице Московского Кремля.
В 1599 году, уже в царствие Бориса Годунова, отлили Большой Успенский колокол, вес которого превышал 3 тысячи пудов. Погиб колокол в 1812, когда французы, захватившие Москву, взорвали пристроенную к колокольне Ивана Великого звонницу. В 1819 году литейщику Якову Завьялову удалось воссоздать этот колокол. И сегодня гигантский колокол весом 64 тонны и диаметром 4 метра 20 см можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля. Язык колокола весит 1 тонну 700 кг, а его размах – 3 метра 40 см. Большой Успенский колокол в Светлую седмицу возвещает пасхальный благовест всем монастырям Москвы.

Самый большой колокол в мире отлит в России

В XVII веке российские мастера колокольных дел снова отличились: в 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). В 1668 году колокол, который даже иностранцы называли единственным и неповторимым в мире, был поднят на звонницу. По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тысяч килограммов, требовалось не менее 40 человек. Звонил колокол в Кремле до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

Воссоздать самый большой в мире колокол, увеличив его вес до 9 тонн, решила Государыня Императрица Анна Иоанновна. Иностранные мастера заявили, что это невозможно. Взяться за это богоугодное дело решились колокольных дел мастера Моторины. Начал дело отец. Но что-то пошло не так, и сразу две литейные печь вышли из строя. Мастер от волнения слёг и вскоре умер, но его сын успешно завершил начатое.

Готов колокол был в 1735 году. 6,6 метров в диаметре, 6,1 метр в высоту и около 200 тонн весом (12327 пудов) он получил название «Царь-колокол». Но через 2 года во время очередного пожара сарай над колокольной ямой загорелся, колокол раскалился, а когда в яму попала вода, дал трещину. Закончилось всё тем, что от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Только через 100 лет «Царь-колокол» установили на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Кремля. Где его можно увидеть и сегодня.



Во время Гражданской войны Царь-колокол изображали на 1000-рублёвых купюрах, которые выпускал в Крыму генерал Деникин. В народе эти деньги называли «колокольчиками».

Некоторые колокола в России ссылали и даже подвергали пыткам

Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591, когда умер царевич Дмитрий, был наказан угличский колокол. Его сначала сбросили со Спасской колокольни, потом применили пытки - отрубили ухо, вырвали язык и наказали 12 ударами плетей. Этого показалось мало, и колокол, которому на то время исполнилось 300 лет, отправили в ссылку в Сибирь.

Известен факт и о том, что в 1681 году «Набатный» колокол, который находился в Московском Кремле, «сослали» Николо-Корельский монастырь в Николаев за то, что он ночью своим звоном разбудил царя Федора Алексеевича.

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук

Константин Константинович Сараджев – армянин по происхождению и самый известный из русских звонарей. Это человек с абсолютным слухом, а некоторые утверждали, что у него «цветной» слух. Сараджев отчётливо различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он мог слышать, как звучит каждая вещь, камень и человек, даже если тот молчал. Такой же уникальный слух был, если верить легендам, у Пифагора. Во всяком случае, так утверждали его ученики.

Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.



Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.

Власть Советов за несколько лет уничтожила почти все колокола Православной Руси

В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью.
к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды». В 1933 году ВЦИК установил план на заготовку колокольной бронзы для республик и областей, и в течение буквально нескольких лет уничтожены были практически все колокола. Сколько именно – сказать никто не может.

Некоторые колокола погибали с храмами, некоторые уничтожали преднамеренно, в другие шли на «нужды индустриализации». Печальная участь не минула даже колокола, которые были отлиты для Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, Исаакиевского собора, Валаамского, Соловецкого, Саввино-Сторожевского и Симонова монастырей и ещё тысяч храмов по всей России. В 1929 был снят колокол с Костромского Успенского кафедрального собора весом 1200 пудов. В результате в Москве не осталось ни одного колокола.



Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина.

Возвращение колоколов

Специалисты говорят, что восстановить колокол нельзя, но можно отлить его копию по звучанию и весу. Недавно в России начали возвращать знаменитые «тысячники». Так, в Троице-Сергиеву лавру уже вернули Троицкие благовестники – колокола «Царь», «Годунов» и «Корноухий», которые в 1930 году были сброшены с колокольни безбожниками. Самый большой колокол, отлитый в России в наше время – воссозданный в 1990-х Большой колокол Храма Христа Спасителя в Москве. Его вес 27 тонн.

28 ноября 1734 года в Москве случилось пренеприятнейшее событие – при отливке «Царь-колокола» из строя вышли сразу две литейные печи. В результате колокол всё же был отлит, но судьба его оказалась нелёгкой, впрочем, как и многих других российских колоколов. В России колокола не только с трепетом поднимали на колокольни и слушали «малиновый» звон. Их ссылали, подвергали пыткам, а в угаре богоборчества сбрасывали со звонниц, разбивали и отправляли на переплавку. Итак, самые интересные факты о российских колоколах.

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III мастером Николаем Немчиным и установлен на деревянной звоннице Московского Кремля.
В 1599 году, уже в царствие Бориса Годунова, отлили Большой Успенский колокол, вес которого превышал 3 тысячи пудов. Погиб колокол в 1812, когда французы, захватившие Москву, взорвали пристроенную к колокольне Ивана Великого звонницу. В 1819 году литейщику Якову Завьялову удалось воссоздать этот колокол. И сегодня гигантский колокол весом 64 тонны и диаметром 4 метра 20 см можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля. Язык колокола весит 1 тонну 700 кг, а его размах – 3 метра 40 см. Большой Успенский колокол в Светлую седмицу возвещает пасхальный благовест всем монастырям Москвы.
Большой Успенский колокол. Успенская звонница. Кремль

Большой Успенский колокол. Кремль

Самый большой колокол в мире отлит в России

В XVII веке российские мастера колокольных дел снова отличились: в 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). В 1668 году колокол, который даже иностранцы называли единственным и неповторимым в мире, был поднят на звонницу. По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тысяч килограммов, требовалось не менее 40 человек. Звонил колокол в Кремле до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

Воссоздать самый большой в мире колокол, увеличив его вес до 9 тонн, решила Государыня Императрица Анна Иоанновна. Иностранные мастера заявили, что это невозможно. Взяться за это богоугодное дело решились колокольных дел мастера Моторины. Начал дело отец. Но что-то пошло не так, и сразу две литейные печь вышли из строя. Мастер от волнения слёг и вскоре умер, но его сын успешно завершил начатое.

Царь-колокол.Антология

Готов колокол был в 1735 году. 6,6 метров в диаметре, 6,1 метр в высоту и около 200 тонн весом (12327 пудов) он получил название «Царь-колокол». Но через 2 года во время очередного пожара сарай над колокольной ямой загорелся, колокол раскалился, а когда в яму попала вода, дал трещину. Закончилось всё тем, что от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Только через 100 лет «Царь-колокол» установили на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Кремля. Где его можно увидеть и сегодня.

Во время Гражданской войны Царь-колокол изображали на 1000-рублёвых купюрах, которые выпускал в Крыму генерал Деникин. В народе эти деньги называли «колокольчиками».

Некоторые колокола в России ссылали и даже подвергали пыткам

Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591, когда умер царевич Дмитрий, был наказан угличский колокол. Его сначала сбросили со Спасской колокольни, потом палачи применили пытки — отрубили ухо, вырвали язык и наказали 12 ударами плетей. Этого показалось мало, и колокол, которому на то время исполнилось 300 лет, отправили в ссылку в Сибирь.

Известен факт и о том, что в 1681 году «Набатный» колокол, который находился в Московском Кремле, «сослали» Николо-Корельский монастырь в Николаев за то, что он ночью своим звоном разбудил царя Федора Алексеевича.

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук

Константин Константинович Сараджев

Константин Константинович Сараджев – армянин по происхождению и самый известный из русских звонарей. Это человек с абсолютным слухом, а некоторые утверждали, что у него «цветной» слух. Сараджев отчётливо различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он мог слышать, как звучит каждая вещь, камень и человек, даже если тот молчал. Такой же уникальный слух был, если верить легендам, у Пифагора. Во всяком случае, так утверждали его ученики.

Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.
Константин Константинович Сараджев — самый известный русский звонарь

Константин Константинович Сараджев — самый известный русский звонарь

Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.

Власть Советов за несколько лет уничтожила почти все колокола Православной Руси

В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью.
Советская власть к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды». В 1933 году ВЦИК установил план на заготовку колокольной бронзы для республик и областей, и в течение буквально нескольких лет уничтожены были практически все колокола. Сколько именно – сказать никто не может.

Некоторые колокола погибали с храмами, некоторые уничтожали преднамеренно, в другие шли на «нужды индустриализации». Печальная участь не минула даже колокола, которые были отлиты для Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, Исаакиевского собора, Валаамского, Соловецкого, Саввино-Сторожевского и Симонова монастырей и ещё тысяч храмов по всей России. В 1929 был снят колокол с Костромского Успенского кафедрального собора весом 1200 пудов. В результате в Москве не осталось ни одного колокола.
Уничтожение

Уничтожение

Уничтожение

Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина.

Возвращение колоколов

Специалисты говорят, что восстановить колокол нельзя, но можно отлить его копию по звучанию и весу. Недавно в России начали возвращать знаменитые «тысячники». Так, в Троице-Сергиеву лавру уже вернули Троицкие благовестники – колокола «Царь», «Годунов» и «Корноухий», которые в 1930 году были сброшены с колокольни безбожниками. Самый большой колокол, отлитый в России в наше время – воссозданный в 1990-х Большой колокол Храма Христа Спасителя в Москве. Его вес 27 тонн.

Царь-колокол может похвастаться целой родословной. Этот памятник литейного искусства создали из колокола мастера Александра Григорьева, разбившегося в 1701 году. У него, в свою очередь, был свой предшественник. «Дедушкой» этого семейства считается колокол, отлитый еще в эпоху Бориса Годунова.

Анна Иоанновна поручила увеличить григорьевское детище, в результате чего его вес увеличился до 202 тонн. Поначалу для проекта искали иностранных специалистов. Сын Миниха обратился к французскому механику Жерменю, но тот отказался ехать в России, приняв рассказ о Царь-колоколе за розыгрыш. В результате ответственный заказ достался московскому литейщику Ивану Моторину, чье имя увековечено в надписи: «Лил сей колокол российский мастер Иван Фёдоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

Утверждение проекта, подготовка и постройка печей заняли больше двух лет (израсходовано 1 214 000 кирпичей), поэтому непосредственная работа по отливке началась в 1733 году. Предварительно была отлита миниатюрная модель колокола весом около 170 кг. Ее вместе с чертежами и моделями подъемных механизмов отправили на согласование в Петербург. Поднять «Царя» собирались на колокольню Ивана Великого. Для надзора за отливкой в Сенате создали специальную комиссию, которая исправно передавала в столицу новости об успехах Моторина. Кроме металла от прежнего колокола Григорьева новый мастер использовал выписанную ему сибирскую медь и английское олово. Ему помогали кузнецы, каменщики, столяры, слесари, резчики, скульпторы и многие другие рабочие. Всего было задействовано около 200 человек.

Трудоемкая работа над созданием Царь-колокола началась с того, что на Ивановской площади Кремля вырыли яму десятиметровой глубины. В ней был заложен фундамент, на котором установили шаблон. По его форме была сделана форма внутренней части колокола. В качестве материалов использовались кирпичи, глина и сало. Формовочная глиняная масса наносилась в несколько слоев. Между слоями прокладывались льняные волокна, бечева и проволока. Делалось это для того, чтобы избежать растрескивания формы после просушки.

Вокруг литейной ямы Моторин установил четыре плавильные печи, каждая из которых вмещала до 50 тонн металла. При плавке две печи пришли в негодность, а медь в них - испорчена. Моторин обратился за советом к пушечным мастерам. Коллективно решили продолжить плавку в двух оставшихся печах. Нехватку металла восполнили 600 маленькими колоколами, которые специально привезли с Пушечного двора, и даже медными деньгами. Затем случилось еще одно несчастье - загорелась одна из машин. Огонь не удалось погасить сразу, несмотря на оперативную работу специальных противопожарных команд. В результате сгорела подъемная машина, а обрушившиеся бревна рухнули на колокольную форму.

Происшествие вынудило Моторина остановить работу и начать перепроверку форму (следовало убедиться, можно ли было продолжить литье). Мастер, тяжело переживший цепочку неудач, не успел завершить начатое им дело. 17 августа 1735 года он скончался. Место покойного занял его сын Михаил Моторин. Литье Царь-колокола без происшествий завершилось в ноябре.


В 1737 году Москву охватил страшный Троицкий пожар (назван так по отмечавшемуся тогда празднику Троицы). В это время колокол все еще оставался в яме, где его отлили. Существует несколько версий случившегося в тот злополучный день, но скорее всего яму залили водой, чтобы уберечь колокол от огня, в результате чего тот дал трещины и лопнул. От гиганта откололся 11-тонный кусок, а Троицкий пожар породил в фольклоре поговорку: «Москва от копеечной свечки сгорела».

Царь-колокол покоился в своей яме еще много-много лет. Было предпринято несколько попыток поднять произведение литейного искусства. В 1792-м и 1819-м гг. москвичей ждала неудача. Наконец, архитектор Иван Мироновский подготовил новый проект. В 1836 году он был осуществлен Огюстом Монферраном - архитектором Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Достопримечательность установили на постамент, на котором она покоится и сегодня. Имя «Царь-колокол» вошло в обиход уже после отливки. Первоначально его называли Успенским большим колоколом.

1. Колокол был отлит после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации. Так, мастер Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и дело завершил его сын Михаил.

2. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова.

3. Вес колокола составил примерно 200 тонн.

4. После завершения всех работ колокол еще 100 лет простоял в яме, в которой он был отлит.

5. В 1737 году при пожаре в яму стали падать горящие бревна. Таким образом колокол нагрелся, и от него откололся кусок массой 11,5 тонн.

6. После нескольких безуспешных попыток поднять колокол из ямы, сделать это все-таки удалось. Однако без огромного куска его нельзя было использовать по назначению, поэтому было принято решение установить колокол на постамент. «Царя» и сейчас можно увидеть на территории Московского Кремля.

7. Моторин получил за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей.

8. Сейчас на колоколе можно увидеть надпись о том, кто его отлил. Для того, чтобы запечатлеть свое имя, Ивану Моторину пришлось подать прошение в Сенат – утвердила его императрица Анна Иоановна.

9. Скульптором колокола должен был стать Карло Растрелли (отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли). Но он запросил за свою работу столько, что от его услуг пришлось отказаться. Несмотря на это, работы Растрелли в России все-таки появились. Например, бронзовый бюст Петра I, который можно увидеть в петербургском Эрмитаже.

10. Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. В народе деньги прозвали "колокольчиками".

Также предлагаем вам посмотреть фильм о самом большом колоколе в мире:

Кузнецы всегда считались людьми особенными. Ведь они обладают почти волшебной способностью придавать любую форму металлу. А в этом есть что-то божественное. Поэтому и изделия кузнецов обладают двойственными свойствами - с одной стороны, они побеждают темные, силы, с другой - неразрывно с этими силами связаны. Яркий пример этой двойственности - колокола.


Молитва в бронзе


Первые колокольчики появились в Китае более трех тысячелетии тому назад. По форме они слегка отличались от современных, но смысл предмета оставался тем же. Языка у них не было, звук получался при ударе по колоколу специальной колотушкой.
В IV веке нашей эры колокола впервые стали использоваться в христианских обрядах. Произошло это следующим образом: святой Павлин увидел во сне, что полевые колокольчики издают прекрасные звуки. Форма цветка послужила прототипом для музыкального инструмента. В России же колокола появились сразу после принятия христианства - их завезли к нам из Западной Европы.
Почему же колокола так быстро прижились и стали столь популярны у народа? Во-первых, их звон ассоциировался с раскатами грома, а гром, как известно, обладает способностью прогонять злых духов. Во-вторых, как предмет, столь тесно связанный с церковным обрядом, колокол сразу наделили множеством сакральных и волшебных свойств. В-третьих, сам колокольный звон, раздававшийся в определенное время суток, внушал мысль о размеренности бытия и помогал ориентироваться во времени.
О волшебных свойствах этого предмета можно говорить долго. К примеру, на Руси считалось, что колокольный звон излечивает больных, помогает кликушам и юродивым, облегчает тяжелые роды, избавляет от глухоты. Особый налет, которым покрывался колокол, тщательно собирали и мазали им болячки и раны.
Во время эпидемий колокола звонили непрерывно - средневековые медики считали, что они разгоняют тяжелый душный чумной воздух, и «прописывали» слушать их звон в качестве лекарства.


Душа общины


Колокола нередко одушевлялись - их наделяли чертами людей. Например, кропили святой водой, крестили и давали имена - как правило, в честь святых угодников: В наказание за плохой звон колоколу могли оторвать ухо, выдрать язык, высечь его розгами или отправить в ссылку. Например, когда в Угличё погиб царевич Дмитрий, местный колокол зазвонил сам собой, извещая об этом людей. За что был высечен плетьми и отправлен в ссылку в Тобольск, где его стали считать чудотворным. Крестьяне искренне верили, что он помогает от детских болезней.
Когда община подвергалась нападению, колокола могли предупредить людей, зазвонив сами по себе или даже заговорив человеческим голосом. А если город был разорен, колокол мог истечь кровью...
То же самое касалось и судового колокола - его вообще считали воплощением души судна. Моряки были уверены, что колокол зазвонит сам по себе перед тем, как корабль уйдет под воду. Менять колокол строго запрещалось, и если корабль менял имя, на нем оставался старый колокол со старым именем. В английском местечке Шропшир существует легенда о колоколе, который, оказавшись на дне реки, иногда звонит оттуда сам по себе.
На Руси считалось, что ночью церкви становятся приютом для ведьм, чертей и прочей нечисти - совсем как в повести Н. Гоголя «Вий». Свой дух обитал и на колокольне - им становился колдун, отпетый в этой церкви и похороненный на местном кладбище. Его призрак был обречен сторожить церковный колокол.
Вообще колоколам приписывали способность своим звоном поднимать из могил умерших. Считалось, например, что в полночь, с последним ударом колокола мертвецы поднимаются из земли и идут пить на реку.

Существует и ряд других поверий, также связанных с колоколами. Их звон издревле ассоциируется с громом, а гром, в свою очередь, - предвестник богатого урожая. Поэтому на Руси была примета - у первого, кто в Христов день поднимется на колокольню и позвонит, будет самый лучший урожай в этом году. Если с первым ударом колокола вы начали какое-то дело или, наоборот, закончили его с последним ударом, - это добрая примета. Недаром в Португалии принято под Новый год с каждым ударом колокола съедать по виноградинке. Если получится это сделать - год будет счастливым.
Счастье приносят и маленькие колокольчики или бубенчики - если носить их в качестве аксессуара на одежде.


Интересные факты про колокола


Странствующий колокол
В колоколах есть что-то странное, завораживающее. В балладе Гете «Странствующий колокол», например, тяжелый металлический инструмент пытается накрыть ребенка, словно съесть его.
Этот страшный образ вовсе неслучаен. Ведь в Средние века существовала такая изощренная казнь - человека убивали с помощью огромного свинцового колпака. Тяжесть металла медленно ломала кости человека или душила его. И жертва умирала мучительной смертью.
Символ бренной жизни
В более поздние времена, когда значение церкви умалилось, колокольный звон приобрел несколько иной смысл. Поскольку им обозначали время, он стал напоминанием о бренности жизни и скоротечности человеческой доли.
Ярким отражением этого являются строки английского поэта XVII века Джона Донна: «Смерть каждого Человека умаляет и меня; ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе», - пишет он. Позднее Эрнест Хемингуэй назвал именно так - «По ком звонит колокол» - свой лучший роман, а эпиграфом к нему взял цитату из Джона Донна.
Теория чакры
Недавно ученые получили неожиданное подтверждение древнему поверью о том, что с помощью колокольного звона можно вылечить многие болезни. Они установили, что сам звук во время колокольного звона двигается по уникальной спиралевидной траектории и становится губительным для болезнетворных организмов.
Согласно древней теории, управление чакрами - особыми образованиями, перераспределяющими разные виды энергии, - производится с помощью мантр – то есть определенных сочетаний звуков. А звук, издаваемый колоколом, как раз соответствует мантре. Таким образом, управлять своими чакрами можно и с помощью колокольного звона. Он входит в резонанс с энергетической системой организма, активизирует его жизненные силы, способствует гармонизации чувств и сознания.


Самые известные колокола


Мингyн - этот колокол находится в центре Бирмы. Его вес составляет от 90 до 100 тонн.
Колокол в Киото - самый крупный колокол Японии. Он был отлит в1632 году, а его вес составляет 468S пудов.
Биг Бен - символ Великобритании. «Большой Бен» - а именно так переводится название колокола, - был окрещен так в честь своего создателя, мастера Бенджамина Холла. Его высота более двух метров, а диаметр более трех. С 1859 года он звонит каждый час на колокольне английского парламента.
Колокол Свободы - символизирует борьбу Америки за независимость от Великобритании. Он был отлит в 1751 году, его вес составляет. 2080 фунтов (около тонны), а состоит он из сплава меди (70%) и олова (25 %). 3вон колокола ознаменовал провозглашение Декларации независимости Америки в 1776 году.
Сегодня Колокол Свободы находится в Филадельфии в специально построенном помещении. Каждый год 4 июля в честь ознаменования независимости в него звонят, соб­людая, правда, большую осторожность.
Колокол в Пекине - самый большой колокол Китая. Он был отлит чем 500 лет назад, его вес составляет 46,5 тонны, высота - 6,75 м, а диаметр - 3,3 м. Внешняя и внутренняя поверхность колокола покрыта буддийскими изречениями, общий объем которых составляет 227 тысяч иероглифов.
Святой Петр - самый большой колокол Германии и всей Европы. Он был отлит в 1923 году, его вес составляет 24 тонны.
- самый большой колокол в мире. Установлен в Московском Кремле. Масса свыше 200 т, высота (с ушками) 6,14 м, диаметр 6,6 м. Отлит из бронзы мастерами И. Ф. Моториным (самый выдающийся литейщик своего времени) и его сыном Михаилом в 1733 – 1735 годах. Украшения, портреты и надписи на колоколе выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым и П. Луковниковым. Царь-колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных как по величине, так и по весу.
Правда, в Царь-колокол ни разу и не звонили.
После отливки Царь-колокол остался в яме, в которой его отливали. Он стоял на железной решетке, расположенной на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие. 20 мая 1737 года в Кремле случился пожар, и деревянные леса, которыми был окружен исполин, вспыхнули. Заливать огонь стали водой, и от разницы температуры колокол треснул. От него откололся кусок весом 11 тонн.
В 1836 году Царь-колокол установлен на постаменте около колокольни «Иван Великий».
Под тем же название известны ещё два колокола, отлитые в начале 17 века и в 1654 году (около 130 т). Последний разбился при пожаре в 1701 году, а его лом был использован при отливке последнего Царь-колокола.



error: Контент защищен !!