Обмену генетической информацией между популяциями препятствует. Изоляция - как движущий фактор эволюции

Постепенное накопление различий между изолированными друг от друга популяциями может привести к тому, что они превратятся в два разных вида, т.е. произойдет видообразование.

Виды изоляции/видообразования:

Географическая – если между популяциями имеется непреодолимая преграда – гора, река или очень большое расстояние (возникает при быстром расширении ареала). Например, лиственница сибирская (в Сибири) и лиственница даурская (на Дальнем Востоке).

Экологическая (биологическая) – если две популяции живут на одной территории (внутри одного ареала), но не могут скрещиваться. Например, разные популяции форелей живут в озере Севан, но нереститься уходят в разные реки, впадающие в это озеро.

Изоляция как биологический термин обозначает разобщение особей или групп особей друг от друга. Такое разобщение приводит к видовым изменениям, что и является движущей силой эволюции, так как изолированные друг от друга группы приобретают совершенно разные видовые характеристики. Таким образом, изоляция является одним из факторов эволюции – движущей силой, которая вызывает и закрепляет изменения в отдельных популяциях. Основными факторами эволюции являются естественный отбор и мутационные процессы. Также к таким факторам относят и дрейф генов, что в условиях изоляции особенно проявляется. Дрейф генов приводит к значительному снижению генетического разнообразия одной изолированной популяции, а одновременно с этим увеличиваются различия между отдельно взятыми популяциями по ряду видовых признаков. Именно так изоляция становится причиной возникновения конкретного вида, отличающегося своими признаками от других. Примером могут служить люди – сколько разнообразных рас и народов, а сколько племен существовало и существует сейчас. Очень показательна и разница в развитии каждого отдельно взятого народа.

По характеру изолирующих барьеров классифицируют:

Географическая изоляция - обособление определенной популяции от других популяций того же вида каким-либо труднопреодолимым географическим препятствием. Подобная изоляция может возникнуть в результате изменения географических условий в пределах ареала вида или при расселении групп особей за пределы ареала, когда «популяции основателей» могут закрепиться в некоторых обособленных районах с благоприятными для них условиями внешней среды. Географическая изоляция - один из важных факторов видообразования, так как она препятствует скрещиванию и тем самым обмену генетической информацией между обособленными популяциями.

Репродуктивная изоляция. Репродуктивная (биологическая) изоляция приводит к нарушению свободного скрещивания или образованию стерильного потомства. Классифицируют экологическую, этологическую, временную, анатомо-морфо-физиологическую и генетическую репродуктивную изоляцию. При этологическом характере репродуктивной изоляции для особей разных популяций снижается вероятность оплодотворения ввиду различий в образе жизни и поведения, например, у разных видов птиц отличаются ритуалы ухаживания и брачные песни. При экологическом характере - различаются, условия обитания живых организмов, например, популяции рыб нерестятся в разных местах. При временной изоляции отличаются сроки размножения. При анатомо-морфо-физиологической репродуктивной изоляции у живых организмов возникают различия в строении, размерах отдельных органов половой системы, или возникают различия в биохимических аспектах репродуктивной функции. При генетическом характере репродуктивной изоляции возникают несовместимые гаметы или появляются гибриды с пониженной жизнеспособностью, плодовитостью или стерильностью.

Перечисленные формы репродуктивной изоляции возникают независимо друг от друга и могут сочетаться в любых комбинациях. Однако именно генетическую изоляцию считают одной из самых важных форм репродуктивной изоляции, так как остальные формы репродуктивной изоляции при видообразовании, в конечном итоге, ведут именно к возникновению независимости генофондов двух популяций. Возникновению репродуктивной изоляции часто способствует длительная географическая изоляция

Популяционные волны – как движущий фактор эволюции.

В природных условиях постоянно происходят периодические колебания численности популяций многих организмов. Их называют популяционными волнами, или волнами жизни. Этот термин был предложен С. С. Четвериковым.

Численность популяций претерпевает значительные изменения, связанные с сезонным характером развития многих видов и условиями их обитания. Она также может сильно изменяться в разные годы. Известны случаи массового размножения популяций отдельных видов, например у леммингов, саранчи, болезнетворных бактерий и грибов (эпидемии) и т. п.

Нередки случаи резкого, иногда катастрофического сокращения численности популяций, связанные с нашествием болезней, вредителей, природными явлениями (лесные и степные пожары, наводнения, извержения вулканов, длительные засухи и т. п.).

Известны примеры резкой вспышки численности некоторых видов, представители которых попали в новые для них условия, где у них нет врагов (например, колорадский жук и элодея канадская в Европе, кролики в Австралии и др.).

Процессы эти носят случайный характер, приводя к гибели одни генотипы и стимулируя развитие других, вследствие чего могут происходить существенные перестройки генофонда популяции. В малочисленных популяциях потомство даст небольшое число случайно выживших особей, поэтому в них значительно повышается частота близкородственных скрещиваний, что увеличивает вероятность перехода отдельных мутаций и рецессивных аллельных генов в гомозиготное состояние. Таким образом, мутации могут реально проявиться в популяциях и послужить началом образования новых форм или даже новых видов. Редкие генотипы могут или окончательно исчезнуть, или вдруг размножиться в популяциях, став доминирующими. Доминирующие генотипы могут либо сохраниться в новых условиях, либо резко сократиться по численности и даже полностью исчезнуть из популяций. Явления перестройки структуры генофонда и изменения в нем частот встречаемости разных аллельных генов, связанные с резким и случайным изменением численности популяций, получили название дрейфа генов.

Таким образом, популяционные волны и связанные с ним явления дрейфа генов приводят к отклонениям от генетического равновесия в популяциях. Эти изменения могут быть подхвачены отбором и способны повлиять на дальнейшие процессы эволюционных преобразований.

Миграция - как движущий фактор эволюции.

Интрогрессия генов – обмен генов между популяциями разных видов

Миграция - передвижение особей из одного местообитания в другое, вызванное изменением условий существования в месте обитания этих особей. различают миграции регулярные (сезонные, суточные и др.) и нерегулярные.

Эволюционное значение миграций состоит в том, что они выполняют две важнейшие функции в природе: 1) способствуют объединению видов как целостных систем, обеспечивая регулярные или периодические контакты между отдельными его популяциями; 2) способствуют проникновению видов в новые места обитания (в этом случае может возникнуть обособленность дальних популяций от основного вида).

Популяции одного вида, как правило, не изолированы друг от друга. Между ними постоянно происходит обмен генами. Интенсивность обмена генами между популяциями зависит от расстояния между ними.

Благодаря свободному скрещиванию при миграции происходит обмен генами между особями популяции одного вида (поток генов). При этом гены мигрирующих особей включаются при скрещивании в генофонд популяции. В результате генофонд популяций обновляется.

Естественный отбор

Принцип естественного отбора Дарвина имеет основополагающее значение в эволюционной теории. Естественный отбор является направленным, движущим фактором эволюции органического мира. В настоящее время представления об естественном отборе пополнены новыми фактами, расширились и углубились. Естественный отбор следует понимать как избирательное выживание и возможность оставления потомства отдельными особями. Биологическое значение особи, давшей потомство, определяется вкладом ее генотипа в генофонд популяции. Отбор действует в популяции, его объектами являются фенотипы отдельных особей. Фенотип организма формируется на основе реализации информации генотипа в определенных условиях среды.

Таким образом, отбор из поколения в поколение по фенотипам ведет к отбору генотипов, так как потомкам передаются не признаки, а генные комплексы. Для эволюции имеют значение не только генотипы, но и фенотипы и фенотипическая изменчивость.

Различают три основные формы отбора: стабилизирующий, движущий и разрывающий (дизруптивный).

F1-F3 – поколения (заштрихованы варианты, устраняемые отбором)

1). Стабилизирующий отбор способствует сохранению признаков вида в относительно постоянных условиях среды. Он поддерживает средние значения, выбраковывая мутационные отклонения ранее сформировавшейся нормы. Стабилизирующая форма отбора действует до тех пор, пока сохраняются условия, повлекшие образование того или иного признака.

2).Движущий отбор благоприятствует изменению среднего значения признака в измененных условиях среды. Он обусловливает постоянное преобразование приспособлений видов соответственно изменениям условий существования. Особи популяции имеют некоторые отличия по фенотипу и генотипу.

3. Комбинативная изменчивость в популяциях и ее роль в эволюции

Известны три источника комбинативной изменчивости: кроссинговер, случайный характер расхождения гомологичных хромосом в мейозе, случайный характер оплодотворения.
Если допустить, что в каждой паре гомологичных хромосом только одна пара аллельных генов, то у человека, (гаплоидный набор хромосом равен 23), количество возможных типов гамет составит 223, а число возможных генотипов – 323. Это в 20 раз больше населения Земли – и это без учета разнообразия, добавляемого кроссинговером!
Таким образом, возможность возникновения двух одинаковых организмов при половом размножении практически равна нулю (исключение – однояйцевые близнецы, возникновение которых не является, строго говоря, половым размножением).
Комбинативная изменчивость, как и мутации, играет роль поставщика материала для естественного отбора.
Наследственная изменчивость в целом (мутационная, комбинативная) носит случайный, ненаправленный характер. Она лишь поставляет материал для отбора. Сама же наследственная изменчивость без участия других факторов эволюции не может привести к направленному изменению генофонда популяции.

III. Закрепление знаний

IV. Домашнее задание

Изучить параграф учебника (факторы эволюции, роль в эволюции мутационной и комбинативной изменчивости).

Урок 3. Волны жизни, генный поток, дрейф генов и их роль в эволюции

I. Проверка домашнего задания по теме: «Элементарные факторы эволюции. Наследственная изменчивость и ее роль в эволюции»

Работа по карточкам

1. Генетиками изучено более 2 млрд дрозофил, и никогда среди них не наблюдалось мух с синими или зелеными глазами. Какова вероятность обнаружения указанных мутаций в будущем?

2. Как объяснить тот факт, что альбинизм встречается во всех человеческих расах и широко распространен среди млекопитающих (известны случаи появления белых горилл, тигров и других млекопитающих)?

Устная проверка знаний по вопросам:

1) понятие о факторах эволюции;
2) мутации и их роль в эволюции;
3) комбинативная изменчивость и ее роль в эволюции.

II. Изучение нового материала

1. Волны жизни и их роль в эволюции

Периодическое чередование подъемов и спадов численности популяций называется популяционными волнами, или волнами жизни, (термин был введен в 1905 г. С.С. Четвериковым).
Нашествия полевок, мышей, саранчи известны человеку с древнейших времен. Периодическое колебание численности особенно хорошо заметно у грызунов и других видов с коротким жизненным циклом и быстрой сменой поколений. Но само явление характерно для всех популяций растений и животных.
Волны жизни могут быть сезонными (периодическими) и несезонными (непериодическими). Сезонные изменения численности популяций часто обусловлены генетически. Несезонные волны жизни обусловлены непосредственным воздействием на популяцию различных абиотических и биотических факторов среды (температура, влажность, влияние хищников, обилие пищи, засуха, пожар, наводнение и т.д.). В итоге численность популяции определяется сразу многими факторами.
В сообществах часто наблюдаются периодические колебания численности популяций, связанные с взаимоотношениями типа «хищник–жертва». Усиленное размножение объектов охоты хищников вследствие увеличения кормовых ресурсов приводит в свою очередь к усиленному размножению хищников. За этим следует массовое уничтожение их жертв. Недостаток кормовых ресурсов обусловливает сокращение численности хищников и восстановление размеров популяции жертв.
Волны жизни – один из элементарных эволюционных факторов. С возрастанием численности популяции увеличивается и число мутантов. После спада численности сохранившаяся часть популяции по генетическому составу будет значительно отличаться от ранее многочисленной популяции, так как часть мутаций совершенно случайно исчезнет вместе с несущими их особями, а некоторые мутации, также случайно, резко повысят свою концентрацию.
Таким образом, сами по себе популяционные волны не вызывают наследственную изменчивость, а только способствуют случайному изменению частот аллелей и генотипов, т.е. волны жизни – это своеобразный фактор – поставщик эволюционного материала, выводящий совершенно случайно и не направленно ряд генотипов на эволюционную арену. После стабилизации условий среды в популяции будет идти отбор особей с оптимальными генотипами.
Следует помнить, что волны жизни ставят под угрозу выживание малочисленных популяций.

2. Изоляция и ее значение для насыщения популяций мутациями

Изоляцией в теории эволюции называют исключение или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида, ведущее к обособлению внутривидовых групп и новых видов.
Выделяют различные формы изоляции: географическая, временная, экологическая, сезонная, этологическая и др. Все эти формы могут способствовать изоляции репродуктивной. Например, географическая изоляция препятствует скрещиванию из-за разделения популяций какими-либо географическими барьерами (реки, горы, пустыни и т.д.). Тем самым она нарушает обмен генетической информацией между популяциями одного вида.
Таким образом, изоляция – один из важнейших факторов эволюции, способствующий насыщению данной популяции мутациями. Она закрепляет межпопуляционные различия в частотах встречаемости различных генотипов и способствует созданию группировок с независимыми генофондами, которые могут стать самостоятельными видами.

3. Генный поток и его роль в эволюции

Если изоляция между соседними популяциями неполная, то между ними возникает обмен генами в результате свободного скрещивания их особей. Этот процесс получил название генного потока.
Генный поток является важным источником изменчивости. Часть особей-мигрантов одной популяции проникает в другую, и их гены включаются в генофонд этой популяции. При скрещивании особей разных популяций генотипы потомства будут отличаться от генотипов обоих родителей. В данном случае происходит перекомбинация генов на межпопуляционном уровне, т.е. генный поток также является поставщиком материала для естественного отбора. Поток генов имеет важнейшее биологическое следствие – объединение всех популяций в единую видовую систему.

4. Дрейф генов как фактор эволюции

Случайное ненаправленное изменение частоты генов в популяции получило название дрейфа генов. Он наблюдается в малых популяциях, где вероятность случайности велика.
Допустим, что в популяции некий ген представлен двумя аллелями – аллелем «+» и аллелем «–», причем 50% особей несут аллель «+», а 50% – аллель «–». В каждый сезон участие в размножении принимает только 25% членов данной популяции. По чистой случайности в некий конкретный год среди них оказалась лишь одна особь, несущая ген «+». В результате в следующем поколении этот ген будет встречаться гораздо реже, т.е. частота встречаемости этого гена резко упадет – по совершенно случайным, не связанным с особенностями этого гена, причинам.
Интересным случаем генетического дрейфа является эффект основателя. Когда несколько особей покидают большую популяцию и занимают новую область, то весьма велика вероятность, что какие-то гены будут здесь представлены в совершенно ином соотношении, чем в исходной популяции. Это обстоятельство может сильно повлиять на эволюцию таких вновь возникающих изолированных популяций. Примером являются дарвиновы вьюрки, потомки нескольких вьюрков из Южной Америки, унесенных в море во время бури и основавших новую популяцию.
Таким образом, все рассмотренные нами факторы эволюции носят ненаправленный характер. Они сами по себе не могут вызвать целенаправленное изменение генофонда популяции, т.е. не могут вызвать целенаправленного изменения концентрации определенных генов и не могут привести к элементарному эволюционному явлению.
Единственным фактором, имеющим направленный характер, является естественный отбор. Все рассмотренные ранее факторы могут лишь повышать или понижать его эффективность.

III. Закрепление знаний

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

IV. Домашнее задание

Изучить параграф учебника (роль в эволюции волн жизни, изоляции, генного потока, дрейфа генов).

Вопрос 1. Назовите основные факторы эволю­ции.

Основными факторами (силами) эволюции являются наследственная изменчивость, попу­ляционные волны, изоляция и естественный отбор (см. также ответ на вопрос 5 к 4.7).

Вопрос 2. Какой фактор обеспечивает возник­новение нового генетического материала в популя­ции?

Фактором, обеспечивающим возникнове­ние принципиально нового генетического ма­териала, является мутационная изменчивость. Мутации происходят с определенной частотой у всех организмов, населяющих нашу плане­ту. Место мутации (ген и хромосома) случай­но, поэтому мутации способны затронуть лю­бые признаки и свойства особи, в том числе влияющие на жизнеспособность, размноже­ние, поведение. В ряду поколений сохраняется подавляющее большинство мутаций, начиная с тех, которые возникли у самых давних пред­ков. В результате набор мутаций в двух попу­ляциях одного вида оказывается очень сход­ным. С другой стороны, будут присутствовать и разные мутации. Их количество — показа­тель того, насколько давно две популяции ока­зались изолированными друг от друга.

Вопрос 3. Будет ли действовать отбор на носи­телей рецессивных мутаций?

Как правило, носители рецессивных мута­ций (гетерозиготные организмы) заметно не отличаются по свойствам от гомозиготных до­минантных организмов. Поэтому отбор на та­ких особей обычно не действует. По истечении определенного времени в популяции может накопиться достаточно большое число рецес­сивных аллелей, т. е. увеличится доля гетеро­зиготных организмов. Это приведет к повышению вероятности их встречи и, как следствие, к рождению (в 25% случаях) рецессивных го­мозигот. Вот на них и может начать действо­вать естественный отбор.

Вопрос 4. Приведите пример, иллюстрирую­щий изменение значимости мутации при измене­нии условий среды.

В качестве примера можно привести мута­цию у насекомых, обеспечивающую устойчи­вость к какому-либо пестициду. В течение дол­гого времени эта мутация будет нейтральной, а ее встречаемость в популяции низкой. Но после того, как данный пестицид начнут ис­пользовать для борьбы с насекомыми, мута­ция станет полезной, поскольку обеспечит вы­живание особей в изменившихся условиях. Благодаря действию отбора доля данной мута­ции в генофонде популяции резко возрастет — тем быстрее, чем жестче идет отбор, т. е. чем больший процент особей гибнет в каждом по­колении от действия пестицида. Понятно, что подобные события проявятся гораздо ярче, ес­ли мутация устойчивости к пестициду носит доминантный характер.

В качестве еще одного примера можно при­вести существование на океанических остро­вах эндемичных видов бескрылых насекомых. На континенте бескрылые особи оказываются неконкурентоспособными. Однако на островах в условиях избытка корма и отсутствия вра­гов, но при постоянном сильном ветре преиму­щество получают именно они, поскольку бескрылых насекомых не сносит ветром в океан. По сходным причинам произошло образование таких ныне истребленных человеком видов, как дронт и бескрылая гагарка.

Вопрос 5. Способен ли мутационный процесс оказывать направляющее влияние на процесс эво­люции и почему?

Мутационный процесс — явление случай­ное, неспецифическое. Мутации возникают ненаправленно, не имеют приспособительного значения, т. е. обуславливают неопределен­ную наследственную изменчивость (по Ч. Дар­вину). С равной вероятностью мутации могут привести к изменениям в любых системах ор­ганов. Таким образом, мутационный процесс сам по себе не способен оказывать направляю­щее действие на ход эволюции.

Вопрос 6. Что такое дрейф генов?

Дрейф генов — это процесс случайного ненаправленного изменения частот аллелей и популяции. Он наблюдается при прохожде­нии популяции через состояние малой численности (так называемый эффект «бутылочного горлышка», который возникает в результате эпидемий, стихийных бедствий). В результате случайного дрейфа генов генетически одно­родные популяции, обитающие в сходных условиях, могут постепенно утратить свое перво­начальное сходство. Дрейф генов — один из факторов, способствующих изменению популяций.

Вопрос 7. Какой фактор приводит к прекраще­нию обмена генетической информацией между по­пуляциями? Каково его эволюционное значение?

Прекращению обмена генетической инфор­мацией способствует изоляция — ограниче­ние или прекращение скрещиваний особей, принадлежащих к разным популяциям. Изо­ляция бывает пространственная и экологиче­ская.

Пространственная изоляция обеспечи­вается существованием географических пре­град между популяциями. Экологическая изоляция возникает, если особи разделены экологическими препятствиями в пределах одного ландшафта, например, вероятность встречи обитателей мелких и глубоких частей водоема в период размножения очень мала.

В популяциях одного вида действие предпосылок эволюции приводит к возникновению разнообразия генотипов и фенотипов. Это является основой для борьбы за существование и естественного отбора. Выделяют две формы изоляции: географическую и биологическую.

Географическая (пространственная) изоляция – обособление определенной популяции от другой популяции того же вида какими-либо трудно преодолимыми барьерами. Первая причина – большие территориальные разрывы между популяциями у видов, имеющих мозаичные ареалы. Возникновение этих разрывов может быть связано с ледниками, деятельностью человека или расселением популяций за пределы исходного ареала. Вторая причина – географические барьеры, разделяющие популяции (реки, горы, ущелья, участки леса, луга, болота). Географическая изоляция препятствует свободному скрещиванию особей разделенных популяций вследствие невозможности их встречи из-за географического барьера.

Биологическая изоляция обусловлена биологическими различиями между особями популяций. В зависимости от характера различий выделяют четыре вида биологической изоляции: экологическую, этологическую, морфофизиологическую и генетическую.

Экологическая изоляция обусловлена смещением репродуктивных периодов (сроков цветения, гнездования, спаривания, нереста) или разными местами размножения, что препятствует свободному скрещиванию особей популяций.
Этологическая изоляция обусловлена особенностями поведения особей в брачный период. Ничтожные на первый взгляд отличия в ритуалах ухаживания при обмене зрительными, звуковыми, химическими сигналами могут приводить к прекращению этого ритуала и ограничению спаривания.

Морфофизиологическая изоляция обусловлена различиями в размерах особей или в строении половых систем (некоторые виды легочных моллюсков, грызунов). Она не мешает встрече полов, но препятствует скрещиванию особей из-за невозможности оплодотворения.

Генетическая изоляция обусловлена крупными хромосомными и геномными перестройками, вызывающими различия в числе, форме и составе хромосом. Она не препятствует встрече полов и оплодотворению. Но исключает обмен генетической информацией между популяциями вследствие гибели зигот после оплодотворения, различной степени стерильности гибридов и их пониженной жизнеспособности.

Действие любой формы изоляции на эволюционный материал ненаправленно, но является обязательным условием усиления генетических различий между популяциями. Важная характеристика изоляции – ее длительность, благодаря чему действие разнонаправленного естественного отбора приводит к расхождению признаков популяций – дивергенции. В результате популяции превращаются в разновидности, или расы. Сохранение изоляции приводит к усилению различий между разновидностями, и они превращаются в подвиды. Если усиление различий между подвидами будет препятствовать их скрещиванию, значит, они стали генетически закрытыми системами. Между ними возникла репродуктивная изоляция. Подвиды превратились в новые виды.

Таким образом, факторами видообразования являются:
1. предпосылки эволюции: мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны, поток и дрейф генов, изоляция;
2. движущие силы эволюции: борьба за существование, естественный отбор

ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

Часть 1

Вариант 1
А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал
наследование благоприобретенных признаков?
1) Карл Линей
2) Жан­Батист Ламарк
3) Чарльз Дарвин
4) А.Н. Четвериков
А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует
в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида,
называется:
1) Вид
2) Популяция
3) Сорт
4) Колония
А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой
мыши?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым
приспособлен белый медведь?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А5. К статистическим показателям популяции относят:
1) Смертность
2) Численность
3) Рождаемость
4) Скорость роста
А6. Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в
популяциях?
1) Мутационная изменчивость
2) Популяционные волны
3) Дрейф генов
4) Изоляция
А7. Как называются периодические и непериодические колебания численности популяции в
сторону увеличения или в сторону уменьшения численности особей?
1) Волны жизни
2) Дрейф генов
3) Изоляция
4) Естественный отбор



В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?
1) Появление цветка
2) Образование органов и тканей у растений
3) Появление термофильных бактерий
4) Атрофия корней и листьев у повилики
5) Специализация некоторых растений к определенным опылителям
6) Постоянная температура тела
В2. К эволюционным факторам относят:
1) Дивергенция
2) Наследственная изменчивость
3) Конвергенция
4) Борьба за существование
5) Параллелизм
6) Естественный отбор

Причина гибели растений
А) плоды вместе с сеном попадают в
желудок травоядных животных
Б) растения гибнут от сильных морозов и
засухи
В) семена погибают в пустынях и
Антарктиде
Г) растения вытесняют друг друга
Д) плоды поедают птицы
Е) растения гибнут от бактерий и вирусов
Форма борьбы за существование
1) внутривидовая
2) межвидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
А
Б
В
Г
Д
Е

соответствует
Признак животного
А) возникновение полового размножения
Б) образование у китообразных ластов
В) возникновение 4­х камерного сердца
Г) возникновение автотрофного способа
питания
Д) превращение листьев в колючки у
растений пустынь
Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у
повилики
Направление эволюции
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)

А
Б
В
Г
Д
Е

ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС
ПО ТЕМЕ « ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»
Часть 1
К каждому заданию А1­А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Вариант 2
А1. Кто является автором первого эволюционного учения?
1) Карл Линей
2) Жан­Батист Ламарк
3) Чарльз Дарвин
4) А.Н. Четвериков
А2. Структурной единицей вида является…
1) Особь
2) Популяция
3) Колония
4) Стая
А3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их
число, размеры, форму?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на
скалистых местах?
1) Географическому
2) Морфологическому
3) Экологическому
4) Этологическому
А5. К динамическим показателям популяции относят:
1) Смертность
2) Численность
3) Плотность
4) Структуру
А6. Причиной популяционных волн не является:
1) Сезонные колебания температуры
2) Природные катастрофы
3) Агрессивность хищников
4) Мутационная изменчивость
А7. Что препятствует обмену генетической информацией между популяциями?
1) Мутационная изменчивость
2) Популяционные волны
3) Дрейф генов
4) Изоляция
А8. Как называется комплекс разнообразных отношений между организмами и факторами
неживой и живой природы:
1) Естественный отбор
2) Борьба за существование
3) Приспособленность

4) Изменчивость
А9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?
1) Межвидовой
2) Внутривидовой
3) С неблагоприятными условиями среды
4) Внутривидовой взаимопомощи
А10. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение мутаций, ведущих к меньшей
изменчивости средней величины признака?
1) Движущий естественный отбор
2) Разрывающий естественный отбор
3) Стабилизирующий естественный отбор
4) Дизруптивный естественный отбор
А11. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию
особей?
1) Волны жизни
2) Естественный отбор
3) Модификации
4) Изоляция
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся филогенетический
ряды?
1) Сравнительно­анатомическим
2) Эмбриологическим
3) Палеонтологическим
4) Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации растений:
1) Вид род семейство отряд класс тип
2) Вид род семейство порядок класс тип
3) Вид род семейство порядок класс отдел
4) Вид род отряд семейство класс тип
А14. Какие органы возникают в результате дивергенции?
1) Гомологичные
2) Аналогичные
3) Атавистические
4) Рудиментарные
А15. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?
1) Возникновение хорды
2) Возникновение ползучего стебля у клубники
3) Образование 2­х кругов кровообращения
4) Утрата органов кровообращения у бычьего цепня

Часть 2.
При выполнение заданий В1­В2 выберите три верных ответа из шести.
При выполнение заданий В3­В4 установите соответствие между содержанием первого и второго
столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?
1) Сокращение численности видов
2) Расширение ареала вида
3) Возникновение новых популяций, видов
4) Сужение ареала вида
5) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни
6) Увеличение численности видов
В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?
1) Действует в изменяющихся условиях среды
2) Действует в постоянных условиях среды
3) Сохраняет норму реакции признака
4) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в
сторону увеличения
5) Контролирует функционирующие органы
6) Приводит к смене нормы реакции
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
А) растения одного вида вытесняют друг друга
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при
прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) плодами растений питаются птицы и
млекопитающие
Форма борьбы за существование
1) межвидовая
2) внутривидовая
3) борьба с неблагоприятными
условиями
А
Б
В
Г
Д
Е
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он
соответствует
Признак животного
А) редукция органов зрения у крота
Б) наличие присосок у печеночного сосальщика
В) возникновение теплокровности
Г) возникновение 4­х камерного сердца
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у
свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
Направление эволюции
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
А
Б
В
Г
Д
Е

С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он
наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Цель проведения: выявить уровень освоения учащимися учебного материала курса "Общая
ТЕСТА ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
биология" по пройденным темам

Ориентировочное время выполнения административного теста ­40 минут.
Тема «Основы учения об эволюции» изучается в 11 классе в курсе «Общая биология» и является
обширной и довольно сложной темой.
В ходе изучения этого раздела обучающиеся знакомятся с историей эволюционных идей, с
работами К.Линнея, учением Ж.Б.Ламарка, эволюционной теорией Ч.Дарвина, изучается роль
эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Учащиеся
знакомятся с синтетической теорией эволюции. Изучают популяцию как структурную единицу
вида, единицу эволюции; движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником
целесообразно применение тестового контроля. В проверку включены умения не только
воспроизводить знания, но и применять их для формулирования мировоззренческих выводов и
обобщений. Кроме того, тестирование является качественным и объективным способом
оценивания знаний обучающихся, оно ставит всех ребят в равные условия, исключая субъективизм
учителя.
Задачи тестирования: проверить знания истории эволюционных идей, научных заслуг К.Линнея и
Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; систематизировать знания о виде, популяции, движущих силах
эволюции и её результатах; проверить понимание учащимися макроэволюции и видообразования,
главных направлений эволюции органического мира.
Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и
требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом
среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из
которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1
баллу.
Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного
содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на
установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на
указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания
выставляется по 2 балла.
Задание части С включает задание со свободным ответом. За верное выполнение задания
выставляется 3 балла.
Структура работы:
1) По содержанию работа включает следующие блоки:
 Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
 Вид и его критерии
 Популяции

 Борьба за существование ее формы
 Естественный отбор и его формы
Генетический состав и изменение генофонда популяций

 Изолирующие механизмы. Видообразование
 Макроэволюция и ее доказательства
 Система растений и животных – отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира
2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом,
повышенном и высоком уровнях.
3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного
варианта ответа, открытого типа с кратким ответом, открытого типа с полным развернутым
ответом.
Распределение заданий работы по содержанию:
Блоки
Номера тестовых
заданий
А1
А2, А3, А4
А5
А6, А7
Развитие эволюционного учения
Ч.Дарвина
Вид е его критерии
Популяции
Генетический состав и изменение
генофонда популяций
Борьба за существование ее формы А8, А9
Естественный отбор и его формы
Изолирующие механизмы.
Видообразование
Макроэволюция и ее
доказательства
Система растений и животных –
отображение эволюции
Главные направления эволюции
органического мира
ИТОГО­10
А10
А11
15
А12
А13
А14, А15
Число
заданий
1
Процент заданий на
данный блок
6,7%
3
1
2
2
1
1
1
1
2
15
20%
6,7%
13,3%
13,3%
6,7%
6,7%
6,7%
6,7%
13,3%
100%
Распределение заданий работы по частям.

1
2
3
Части работы
Число заданий
Часть 1 (А)
Часть 2 (В)
Часть 3 (С)
Итого
15
4
1
20
Максимальный
первичный балл
15
8
3
26
Тип задания
С выбором
ответа
С кратким
ответом
С развернутым
ответом
Распределение заданий работы по уровню сложности:
Уровень сложности
заданий
Номера тестовых
заданий
Число заданий
Базовый
А1­А15
15
Процент заданий на
данный уровень
сложностиС1:
1) Стабилизирующий отбор
2) Наблюдается в относительно
постоянных условиях окружающей
среды
3) Сохраняет мутации, ведущие к
меньшей изменчивости средней
величины признака
Движущий отбор
Наблюдается в однонаправленном
С1:
1)
2)
изменении условий окружающей среды
3)
Сохраняет мутации, ведущие к
другим крайним проявлениям величины
признака (или в сторону усиления или в
сторону ослабления)
Система оценивания выполненной тестовой работы (шкала перевода в оценку):
Максимальное количество баллов за работу ­ 26
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов
Оценка «3» ­ если набрано от 33% до 48% баллов
Оценка «4» ­ если ученик набрал от 49% до 81% баллов
Оценка «5» ­ если ученик набрал свыше 82% баллов
Оценка «2»
Оценка «3»
Оценка «4»
Оценка «5»
Менее 8 баллов
От 8 до 12 баллов
От 13 до 21 балла
От 22 до 26 баллов



error: Контент защищен !!