Денежная реформа 1993 года. Денежная реформа в России (1993) 

Денежная реформа 1993 года в России была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года.

Цели реформы

Денежная реформа 1993 года преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся денежных знаков 1961-1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Центробанк РФ выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993 года производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик.

В качестве цели реформы было объявлена борьба с инфляцией и изъятие из обращения казначейских билетов старого образца Госбанка СССР. Кроме того, эта реформа решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте. В Российской Федерации было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г. По сути из-за существенных ограничений на обмен казначейских билетов, реформа носила конфискационный характер.

Результаты реформы

В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот.

Одним из результатов реформы также стал отказ от рубля и становление национальных валют в странах СНГ (хотя некоторое время после реформы рубли СССР, уже не принимаемые в России, активно использовались в денежном обращении стран СНГ).

Денежная реформа в России (1998)

Ход реформы

4 августа 1997 года вышел указ президента России Б.Н.Ельцина "об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен". Обмен был проведен с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старых (образца 1993 и 1995 годов). Все не деноминированные монеты Центрального банка России (1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей и коллекционные), вопреки традиции двух предыдущих деноминаций, прекратили быть законным платёжным средством. Внешний вид новых банкнот после деноминации не изменился, только из номинала убирались нули. Монеты исчезли из обращения, а вместе с ними и старая банкнота в 1000 рублей (то есть бумажный рубль по номиналу 1998 года). Вышла и одна новая банкнота - 5 рублей 1998 года, которая впоследствии была выведена из обращения. Также были введены копеечные монеты с изображением Георгия Победоносца (1, 5, 10, 50 копеек) и рублёвые монеты (1, 2, 5, 10 рублей). Учитывая негативный опыт по трёхдневному обмену 50 и 100-рублевых купюр в СССР в 1991 году обмен неденоминированных денег проходил постепенно вплоть до 2002 года.

Результат

Проведенная деноминация российского рубля в определенной мере оказала положительное влияние на состояние денежного обращения: уменьшилось номинальное количество денег, обслуживающих платежный оборот, упростились расчеты населения за товары и услуги, а также бухгалтерский учет операций, совершаемых как в наличной, так и в безналичной форме. Произошел возврат к привычной денежной системе, копейка вернулась в платежный оборот.

Денежная реформа 1947 года.

Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны (1941-1945г.) резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Кроме того, реформа назрела потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличивало их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранивших их в кубышках. Был разработан вариант взятия излишней массы денег из обращения путем денежной реформы, что диктовалось жизнью и являлось объективной необходимостью. Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 году или первой половине 1947 года из-за постигших страну в 1946г. большой засухи и неурожая. В сентябре 1946г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы. Благоприятное развитие промышленности и сельского хозяйства (в 1947г. урожай превысил 58% уровень 1946г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для товарной инвентаризации в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946г. было достигнуто превышение доходов над расхода ми. Таким образом, во второй половине 1947г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы. В декабре 1947г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах (до 3000 руб), составлявшие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке; вклады, превышавшие 3000 руб, переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10000 руб), а вклады сверх 10000 руб. – в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938г. – в соотношении 5:1, а облигации займа 1947г. переоценке не подлежали. После отмены карточной системы государственные розничные цены в 1948г. были на 17 % ниже предреформленного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947г. был использован накопленный страной опыт проведения денежной реформы 1922-1924гг. и нормализации сферы обращения в 1935-1936гг.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

Двадцать лет назад, 26 июля 1993 года, в России случилась денежная реформа . И хотя носила она конфискационный характер, то есть государство ограничило количество обмениваемых старых купюр на новые, люди о ней успели забыть. Что и понятно: к моменту реформы 1993 года изымать у населения было особенно нечего. Предыдущие революционные преобразования в 1991 и 1992 годов порядком истощили материальные запасы.

Впрочем, недооценивать значение событий 20-летней давности тоже не стоит. Проходили они под аккомпанемент народных волнений и исторических решений. Ведь, по сути, реформа 1993 года - это рождение нового российского рубля, который 26 июля выделился из валютного пространства бывших советских республик. На пресс-конференции, которую дал в связи с этим событием тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин, родилось одно из самых запомнившихся его высказываний: "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Хотели как лучше

Формальным основанием для старта реформы стала телеграмма от 24 июля за подписью тогдашнего главы Центробанка Виктора Геращенко.

В телеграмме говорилось, что с ноля часов 26 июля по всей стране прекращается хождение банкнот образца 1961-1992 годов. А все "старые" советские рубли подлежат обмену до 7 августа. С ограничениями: первоначально было предписано, что по прописке поменять можно было не больше 35 тыс рублей (примерно 35 долларов) на человека. После проведенной операции ставился штамп в паспорте, чтобы люди не пытались воспользоваться правом дважды. В стране началась паника. Поэтому президент Борис Ельцин издал указ, по которому сумма увеличивалась до 100 тыс рублей, а срок реформы - до конца августа 1993 года.

Тем не менее, реформа вызвала бурю протеста. Справедливого, нужно отметить. Ведь телеграмма, которая запустила обмен, вышла в субботу, когда Сбербанк не работал, а многие люди в разгар летнего сезона проводили время на дачах и в отпусках. Даже несмотря на продление сроков, было достаточно людей, которые просто физически не успели обменять свои наличные сбережения, те просто "сгорели".

Правда, такой цели в обосновании денежной реформы не было. Официально она проводилась с двумя целями - нейтрализовать инфляцию, которая превратилась в "гипер" после либерализации цен в 1992 году, а также прекратить поступление денег из бывших советских республик, которые начали переходить на свои валюты.

Действительно, обе эти проблемы существовали. В январе 1992 года, как только государство перестало регулировать цены и отправило их в свободное плавание, они подскочили на 245,3% по сравнению с предыдущим месяцем. И в течение года каждые 30 дней инфляция прибавляла от 8,6% до 38%. В 1993-м процесс продолжился. Цены росли на 12,5-25,7% в месяц. Доходы населения при этом сильно упали, поскольку цены увеличивались в 10 раз быстрей, чем зарплаты.

Свой вклад в российскую инфляцию делали и бывшие советские республики. В 1992 году многие новые страны (Эстония, Латвия, Литва, Украина) ввели собственные валюты. В 1993-м к ним присоединились и другие. Только Азербайджан и Таджикистан перешли на свои денежные единицы позже. Но вопрос встал ребром. Выпускать рубль мог только российский Центробанк. При этом 15 независимых госбанков бывших республик имел возможность выпускать рублевые кредиты. Что они активно и делали, увеличивая нагрузку на печатный станок России. Виктор Геращенко пояснял, что эта нагрузка - лишняя, кроме того, что наша страна будет делать со всей рублевой массой, которую бывшие коллеги по Союзу скинут в Россию, когда введут свои валюты?

Геращенко видел выход в том, чтобы окончательно отделить рублевую зону, а заодно нейтрализовать значительную денежную массу, которая, к примеру, в 1992 году выросла на почти 592%, а в 1993-м росла со скоростью 8,8-23% в месяц. При этом количество наличных денег в 1992-м подскочило на 850%, а в 1993-м, даже несмотря на реформу, - на 782%.

Понятное дело, что совокупностью либерализации цен и потоком рублей из бывших советских республик такие громадные показатели объяснить нельзя. Хотя отказ от регулирования цен, безусловно, сыграл свою роль.

Пытаясь сдержать инфляцию, правительство ужесточало монетарную политику, но это выстрелило в другую сторону. В стране разразился кризис неплатежей, промышленность оказалась в тяжелом состоянии. Глава Центробанка включил "печатный станок", пытаясь решить проблему взаиморасчетов, неплатежей и экономических реформ.

Но, как мы видим, его политика заливания проблем деньгами привела к тому, что инфляция вырвалась за все возможные рамки. Вот и понадобилась реформа - "время разбрасывать деньги, а время их изымать".

Получилось как всегда

Я опрашивала своих знакомых и друзей, помнят ли они денежную реформу 1993 года. Многие путали с павловской реформой начала 1991 года, которая практически уничтожила сбережения людей, обесценив их. Просто многим уже нечего было терять. К моменту реформы 1993-го средняя зарплата в стране поднялась до 53 тыс рублей. А килограмм мяса, к примеру, стоил более 2000 рублей.

"Когда мы узнали о реформе, то были в Москве, сидели на кухне, - рассказала моя подруга Марина из семьи советских служащих. - Первая реакция - смех сквозь слезы. Брать у нас было уже нечего. И так трудно приходилось, поскольку родители были бюджетниками. Мама - учительница, папа - военный инженер. Еле сводили концы с концами. Хотя продуктов после того, как отпустили цены, было вдоволь, но мы не могли себе позволить покупать по рыночным ценам. Поэтому даже посмеялись над реформой. И было в нашей позиции что-то от фиги в кармане. Вам надо у нас что-то изъять, - а нету".

История эта, я думаю, типична. Но, признаюсь, моя семья жила в несколько ином измерении. По крайней мере, тогда. У отца был бизнес, на тот момент вполне успешный, и денег в семье было достаточно. Поэтому у меня своя история, связанная с реформой 1993 года, которая в какой-то степени стала первым и последним опытом инвестирования.

Кошелек или колечко

К лету 1993 года по стране поползли слухи, что готовится новый денежный обмен. Не знаю, что их породило. Возможно, люди понимали, что такие проблемы с инфляцией не могут длиться вечно. Но разговоры шли, и очень уверенные. Власти подливали масла в огонь, регулярно опровергая эти слухи, но народ лишь еще больше утверждался во мнении, что грядут перемены купюр.

Народ волновался и пытался каким-либо способом спасти хотя бы те небольшие средства, что имел. В банк нести не желали, помня 1991 год. Кредитные организации заманивали высокими ставками, но народ уже не верил и предпочитал наличную форму хранения. Примерно 10% от доходов, то есть оставшиеся от текущего потребления деньги, люди меняли на валюту. В 1993 году затраты на иностранные дензнаки превысили накопления на вкладах и ценных бумагах примерно на 35%.

Был и еще способ попытаться сохранить сбережения - купить что-нибудь ценное. В ювелирные магазины на фоне слухов о предстоящей реформе выстраивались очереди. Помнится, решила и я инвестировать имеющиеся у меня деньги в вечные ценности, за которые тогда принимала золотые украшения.

Стояли в очереди долго. Болтали про реформу и за жизнь. Бегала раз десять посмотреть на витрину, выбирала, что покупать буду. Золото было неприятно желтого цвета, с большими и не очень дорогими камнями. Знала бы я тогда, что в инвестиционных целях лучше покупать самые простые украшения - кольца, браслеты, серьги, цепочки. Все равно продать ювелирку можно только по так называемой цене лома. Камни делают изделие дороже при покупке, но не учитываются при продаже. Если, конечно, украшение не относится к реально дорогим и качественным и не усыпано отборными бриллиантами, сапфирами или изумрудами. Но откуда тогда было это знать?

В приятном возбуждении, наконец, добираюсь до витрины, выбираю кучу лома с большими камнями, получаю заветную квитанцию и шагаю к кассе. И тут обнаруживаю, что кошелька в сумке нет. Видимо, пока бегала глазеть на витрину, в толпе какой-то ловкий человек вытащил кошелек.

Не знаю, удалось ли этому человеку обменять все свои деньги во время реформы, но надеюсь, что есть в мире высшая справедливость. Хотя больше жалела почему-то не потерянные деньги (они все равно бы сгорели в ходе реформы), а времени и сил, которые потратила на эту адскую очередь. Вот так неудачно закончился мой первый и последний инвестиционный опыт.

Уверена, что не только у меня. Власти часто сетуют, что люди не хотят вкладывать деньги в фондовый рынок, самостоятельно копить на пенсию, добровольно страховаться. И объяснение дежурное: мол, финансово мы безграмотные. Но разве дело в этом? Просто после множества конфискационных реформ и постоянной смены правил люди не верят в существующие инструменты.

Чему научила реформа

Но все же денежная реформа 1993 года позволила сделать несколько полезных выводов.

Во-первых, она наглядно показала, что в России очень опасно решать проблемы за счет работы "печатного станка". В 1993-м было изъято 24 миллиарда купюр. И на какое-то время денежная масса снизилась на 4,7%, но потом опять пошла в рост. Кроме того, ЦБ в рамках обязательств все равно пришлось снабдить центробанки некоторых стран (в частности, Белоруссии и Казахстана) новой рублевой наличностью. То есть, если цель и была достигнута, то больше в стиле "дробью по воробьям".

Во-вторых, стало понятно, что работа "печатного станка" может привести не только к финансовой и экономической, но и политической нестабильности. В 1993 году существовало две непримиримые силы: с одной стороны Верховный Совет, который был за то, чтобы решать проблемы эмиссией, с другой - правительство, которое настаивало на более жестком контроле за выпуском денег.

Ничего не напоминает? Например, нынешнюю ситуацию, когда экономический блок правительство выступает за снижение ставки рефинансирования, увеличения эмиссии, чтобы разогреть остывающую экономику. А монетарные власти пугают инфляцией и выступают за достаточно жесткую денежно кредитную политику.

Сторонники мягкого курса кивают на США, где давно и активно заливают проблемы деньгами. Но только почему-то забывают при этом, что Америка, выпуская основную мировую валюту, может себе это позволить. В том числе за счет того, что экспортирует свою инфляцию через высокие нефтяные цены. А мы ее импортируем. И у нас рычагов воздействия на вырвавшуюся из-под контроля инфляцию мало. Можно бороться с ней за счет изъятия денег: это как раз проходили в 1993-м. И хорошо бы не забывать.

  • Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  • Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  • Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  • Б) офіційна підтримка курсу «перебудови» та фактичне блокування реформаторських кроків союзного партійного керівництва
  • Великие реформы Александра II. Причины свертывания реформаторского процесса.
  • Взаимоотношения церкви и государства в России. Церковная реформа и раскол XVII в.
  • Денежная реформа 1993 года преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся в обращении денежных знаков 1961-1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Центробанк РФ выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993 года производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик, поскольку центральные банки союзных республик перестали оглядываться на Госбанк и начали печатать деньги. Выпуск национальными банками с 1993 года национальных денежных знаков на пространстве бывшего союзного государства стал угрожать российской денежной единице тем, что старая денежная масса могла хлынуть в Российскую Федерацию.

    В качестве официальной целей реформы были объявлены борьба с инфляцией, изъятие из обращения казначейских билетов старого образца Госбанка СССР и решение задачи по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платёжного средства во внутреннем денежном обороте.

    Первоначально лимит обмена был установлен в 35 тысяч рублей (в то время - примерно 35 долларов). Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять указанные суммы в течение двух недель, с 26 июля по 7 августа, в учреждениях Сбербанка России, о чём в паспорте ставился штамп. Суммы, превышающие 35 000 рублей, подлежали зачислению на срочные депозиты сроком на 6 месяцев.

    Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом реформа была проведена в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик.

    В стране началась паника. Через два дня Борис Ельцин издал указ, где сумма обмена была повышена до 100 тыс. руб. (около 100 долларов США в эквиваленте) на человека, и срок обмена продлён до конца 1993 года. Кроме того, было дано разъяснение, что с 1 октября обмен банкнот возможен только при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в более ранние сроки.



    Многие люди физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали.

    Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля. Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля.

    Монеты в рублях и копейках формально оставались законным платёжным средством до денежной реформы 1998 года.

    В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот. Реформа так и не укрепила рубль. На деле она привела к серьёзным осложнениями с соседями, так как их валюты были привязаны к рублю. Центральному банку пришлось передать часть новых банкнот Казахстану и Беларуси. Во второй половине 1993 года Россия пыталась договориться с соседями о создании рублёвой зоны нового типа, но только Беларусь пошла на подписание соглашения об объединении денежных систем в будущем.

    3.1 Денежная реформа 1993 года в России

    Цели реформы

    Денежная реформа 1993 года преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся денежных знаков 1961-1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Центробанк РФ выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993 года производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик. Результаты реформы были оценены известной репликой В. С. Черномырдина (занимавшего в то время пост премьер-министра): «хотели как лучше, а получилось как всегда».

    В качестве цели реформы было объявлена борьба с инфляцией и изъятие из обращения казначейских билетов старого образца Госбанка СССР. Кроме того, эта реформа решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте. В Российской Федерации было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 года только банкнот образца 1993 года

    По сути из-за существенных ограничений на обмен казначейских билетов, реформа носила конфискационный характер.


    Условия реформы

    Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб., о чем в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик. В результате, многие люди физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали.

    Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля. Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля.

    «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, премьер-министр Российской Федерации 6 августа 1993 года на пресс-конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года.

    Результаты реформы

    В ходе реформы 1993 года было изъято 24 миллиарда банкнот.

    Одним из результатов реформы также стал, отказ от рубля и становление национальных валют в странах СНГ (хотя некоторое время после реформы рубли СССР, уже не принимаемые в России, активно использовались в денежном обращении стран СНГ).

    Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведен 26 июля - 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. рублей), о чем в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате, многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.

    3.2 Реформа 1998 года

    Замедление спада в экономике в 1996-1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1. Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года. Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд. рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12-13 млрд. рублей. Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

    Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции. На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России.

    Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось. Введение в обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей служит еще одним доказательством возможной реформации существующей денежной системы.

    Стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики. 3. Антиинфляционная политика России Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных...

    Соотношению 1:1. Единовременно обменивалось на семью 200 песо; остальные наличные деньги в пределах до 10000 песо зачислялись на специальный счет по вкладам в Национальном банке Кубы 2.2.3 Денежные реформы в развивающихся странах С крушением колониальной системы империализма и завоеванием политической независимости развивающиеся страны периодически проводят денежные реформы в целях создания и...

    12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн. избирателей (58,4 % активных избирателей, против -- 23,4 млн. (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела, объяснив это отсутствием прав на изменение нескольких основополагающих статей Конституции.

    Если выделить основные этапы конституционной реформы это будет выглядеть так:

    • 5 октября -- распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).
    • 7 октября 1993 года -- Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)
    • 9 октября -- Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.
    • 11 октября -- Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации
    • 15 октября -- Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря
    • 22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ
    • 26 октября -- Президент принимает указ о реформе местного самоуправления
    • 10 ноября -- в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование
    • 12 декабря -- состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва
    • 24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией
    • 25 декабря 1993 года -- Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России
    • 11 января 1994 года -- в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года
    • 23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены.

    Хотелось бы отметить, что новая Конституция Российской Федерации, предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.



    error: Контент защищен !!