Презентация на тему " малые народы красноярского края". Практическая работа "Национальный состав населения Красноярского края

Национальный состав региона отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. В Красноярском крае проживают представители более ста национальностей и вопрос о национальной принадлежности позволит каждой национальной группе заявить о себе как о реальной силе, важной для нашего многонационального государства. Анализ данных переписи 2002 года позволяет сделать некоторые выводы по современному состоянию этнодемографической ситуации в Красноярском крае.

Во-первых, в регионе существенно уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году. Характерно, что численность русских сократилась за 13 лет на 22,3 тысячи человек, или 0,5%, в то время как «потери» национального сообщества за это время составили 50,3 тысячи человек, или 13,3%.

Во-вторых, расширился список национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137. Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи национальностей, отмеченных в переписи 1989 года (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории края. Одна из главных причин этого -- всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация в деле определения этнической самоидентификации.

Таблица 6 - Национальный состав Красноярского края

Национальный состав

Численность, чел.

% от общего

Украинцы

Азербайджанцы

Белорусы

Лица, не указавшие национальность

Молдаване

В-третьих, существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. Численность татар региона за последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и якутов -- на 15-18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей -- на 20-30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев -- в 1,5-1,7 раза, евреев -- в 1,9 раза. По мнению ученых, если численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем на 20%, то основную причину этого следует искать в смене этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых главная причина -- эмиграция и старение диаспоры. В отличие от старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии.

В-четвертых, в регионе наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту -- 6% за межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7-8%, у селькупов -- 15%, ненцев и кетов -- 21-22%. Исключение представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%). Прирост северного аборигенного населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен достаточно высокой рождаемостью, а также активной самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства через принятие и реализацию федеральных и краевых целевых программ.

В-пятых, среди национальных меньшинств ускоренными темпами развиваются урбанизационные процессы. Прибывающие в край мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируя анклавы по этническому признаку, в то время как проживающие на селе старожильческие народы стремительно уменьшаются по причине миграции за пределы региона и «старения» населения. Следствием этого стало неуклонное сокращение мест их компактного проживания.

В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения находится на уровне 20-30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО), Байкитском (ЭАО) и Пировском районах -- в пределах 40-50 %, в Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском районе того же округа -- 74%.

Слайд 2

Цель:

1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края.

2. Рассказать об одном из народов, заселяющих Красноярский край.

3.Сделать вывод.

Слайд 3

  • Манси
  • Монголы
  • Агулы
  • Алеуты
  • Калмыки
  • Китайцы
  • Якуты
  • Татары
  • И многие другие.

Народы Красноярского края

Слайд 4

Татар в Красноярском крае проживает 44 382 человек.

Слайд 5

  • татарский язык
  • западный (мишарский)
  • средний (казанско-татарский)
  • восточный (сибирско-татарский)

Современный литературный язык сформировался во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Слайд 6

  • татарская нация
  • поволжско-уральские
  • астраханские
  • сибирские татары

Проживающие в Красноярском крае татары представлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количество кряшен и тептярей.

Слайд 7

Традиционные занятия татар - пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади - как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Традиционные занятия

Слайд 8

  • Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.
  • Традиционное жилище.
  • Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.
  • Слайд 9

    • Женская половина дома
    • Ворота татарского дома
  • Слайд 10

    Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»).

    Повседневный головной убор мужчин - круглая тюбе­тейка (тубэтэ).

    Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом

    Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи.

    национальная одежда

    Слайд 11

    Слайд 12

    При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.

    МБОУ «ПОВАРЕНКИНСКАЯ ООШ» ТЕМА: М алые народности К расноярского края ВЫПОЛНИЛ: РУДАК ВИКТОР. 8 КЛАСС Поваренкино 2012

    Народы и народности, населяющие Красноярский край. Энцы. Энцы - коренной народ севера Красноярского края. Реальная численность, возможно, превышает 300 человек, т. к. многие были записаны как ненцы или нганасаны. Проживают на западе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО в пос. Воронцово Усть -Енисейского района и пос. Потапова Дудинского муниципалитета. Всего в Российской Федерации насчитывается 237 энцев. Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают диалекты - тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На энецком языке ведется радиовещание. Основное традиционное занятие энцев - охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, Чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.

    Чулымцы Чулымцы - коренной народ Сибири, живущий в среднем и нижнем течении р. Чулым (приток Оби). Устаревшие названия - мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами. В научной литературе именовались чулымскими тюрками. Общая численность в Российской Федерации - 656 человек (2002), в т. ч. 484 человека в Тегульдетском районе Томской области и 159 человек в Тюхтетском районе Красноярского края. Делятся на две этнотерриториальные группы - « среднечулымские », или мелецкие тюрки (Тюхтетский район) и « нижнечулымские », тутальские тюрки (Тегульдетский район). Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Делится на два диалекта: нижнечулымский (ныне исчезнувший) и средне чулым ский (говоры тутальский и мелецкий). Письменность отсутствует, национальных школ нет. Верующие чулымцы - православные. Однако вплоть до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы в обрядах.

    Н ганасаны Нганасаны - коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По переписи населения 2002 г., их общая численность в стране - 879 человек, в Красноярском крае - 811 человек, в т. ч. в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО - 766 человек. По данным красноярской экспедиции 2004 г., на Таймыре проживает существенно больше нганасан - 867 человек. Нганасаны подразделяются на западных авамских (660 чел.) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципалитета и восточных вадеевских (100 чел.) с центром в пос. Новая Хатангского района. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от « нганаса » - человек, мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто самоядь. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют авамский и вадеевский говоры.

    Кеты Кеты- коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным красноярских ученых, не превышает 1,3 тысячи человек (по переписи населения 2002 г. - 2 тыс. чел.). Кетский язык является уникальным в своем роде языком- изолятом. Он единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. - на основе русской графики. Верующие кеты - православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.

    Селькупы (самоназв.: солькуп, шелькуп - «таежный человек», чумылькуп, суссекум, шошкум) - коренной народ севера Российской Федерации (4,3 тыс. чел., 2002). Устаревшее название - остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х годов. Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО Тюменской области (1,9 тыс.), по Оби и ее притокам в Томской области (1,8 тыс.). Самый восточный ареал расселения - на реке Турухан Красноярского края (0,4 тыс.). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. - на основе латинской, затем русской графики. Верующие селькупы - православные, частично придерживаются традиционных культов. С елькупы


    Основные народы На территории Красноярского края проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера: долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы, занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.


    Долганы Долганы (саха) народ в Российской Федерации (всего 7,3 тыс. чел. Народность сформировалась в конце XVIII первой половине XIX веков. Традиционные занятия Долганов оленеводство, охота на птицу и рыболовство. Основа пищи оленина, сырая, мороженая или варёная. Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.


    Нганасаны Говорят на нганасанском языке, который относится к самодийской группе уральской семьи. Традиционные занятия охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство (c XIX в.), пушная охота, рыболовство по открытой воде. Второстепенное значение имели рыболовство, пушной промысел. Основным оружием были копье (фонка), лук (динта) стрелы (буди). Традиционное жилище конический чум по конструкции близок к ненецкому. Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Основу питания составляло оленье мясо. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х гг.



    Кеты Малочисленный коренной народ Сибири. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков. численность народа 1494 человека. С кетами связывается карасукская культура (2 тыс. до н.э.) Казахстана и Южной Сибири. В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм.


    Ненцы Самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Традиционное занятие крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов тундрового, который распадается на западные и восточные говоры. Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству, используются говядина, свинина, рыба.



    Селькупы Селькупы Народ, живущий на севере Западной Сибири. Численность в России около 4249 чел. Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Традиционные верования анимизм, шаманизм. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда».


    Чулымцы Небольшой тюркский народ в России численностью 656 человек. Говорят на чулымском языке. Были крещены в православии, сохраняются некоторые традиции шаманизма. Основное занятие земледелие и разведение крупного рогатого скота. Чулымцы сложились в XVII XVIII веках, как результат смешения тюркских групп (переместившихся на восток после падения Сибирского ханства), частично телеутов и енисейских кыргызов.


    Эвенки Сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии эвенков. Глазковская культура археологическая культура монголоидных древнетунгусских племен бронзового века (18 13 вв. до н.э). Язык- эвенкийский, якутский, хамниганский, русский, китайский. Религия- шаманизм. Родственные народы: Маньчжуры, Нанайцы, Орочи, Ульчи, Эвены, Сибо.


    Энцы Малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие православные. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам. Численность- 237 человек. Основное жилище энцев чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Комплексное оленеводческо- промысловое хозяйство.


    Заключительная часть. Проблемы. Так, в Красноярском крае – одном из крупнейших в Российской Федерации – проблемы связаны с депопуляцией, особенно среди малых народов, сложными природно-климатическими условиями, спадом производства на предприятиях химической, нефтехимической и металлургической промышленности, что в итоге привело к безработице. Если исходить из проблем края, то главные направления деятельности были связаны с решением следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы. В этих условиях основная тяжесть легла на краевые, областные, городские, районные органы социальной защиты и комитеты по занятости населения.



    Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

    История народонаселения в Сибири.

    Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

    Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

    Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

    Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

    Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

    К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

    К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

    Коренные народы Сибири в современном мире.

    Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

    В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

    1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

    2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

    3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

    4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

    5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

    6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

    7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

    8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

    9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

    10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

    11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

    12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

    13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

    14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

    15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

    16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

    17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

    18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

    19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

    20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

    21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

    22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.


  • error: Контент защищен !!