Новый закон о должниках за коммунальные услуги. Какой срок давности по долгам ЖКХ в России? Штрафы за неуплату жкх в году

Теперь управдому не обязательно бегать за каждым жильцом-должником и затевать утомительные процессы со всеми, кто не платит за свет, газ или что-то подобное. Юристам управляющей компании достаточно собрать кипу нужных бумаг, прийти в суд и выписать судебные приказы на всех, кто числится в черном списке управдома. А дальше в дело вступят судебные приставы.

Соответствующие поправки вносятся в Гражданский процессуальный кодекс. Любопытная деталь: не исключено, что в приказном порядке собирать долги смогут и сотовые компании со своих должников. В законе предусмотрено, что выписывать судебный приказ можно и при требовании долгов за услуги телефонной связи. Впрочем, здесь все зависит от того, как на практике суды начнут толковать эту норму.

Понятно, что изначально законодателем подразумевались услуги стационарной телефонной связи, - говорит юрист Вячеслав Голенев. - Здесь никаких вопросов нет. Пользуетесь вы или нет домашним телефоном, если он есть, за него надо платить.

Однако под телефонной связью можно понимать и сотовую связь, и даже IP-телефонию, - продолжает Вячеслав Голенев. - Так что теоретически сотовая компания тоже может потребовать выписать судебный приказ на своего абонента-должника. А как решит суд - посмотрим.

В приказном порядке можно будет взыскивать и долги до 500 тысяч рублей, если договор был удостоверен нотариально. Кроме того, в гражданских процессах вводятся упрощенные процедуры рассмотрения споров.Стороны представят свои документы и будут ждать, что решит суд.

В арбитражах эта процедура давно действует и хорошо себя зарекомендовала. В судах общей юрисдикции электронные технологии еще не настолько развиты. Тому есть объективные причины. Арбитражи расположены только в региональных центрах, и их намного меньше, чем судов общей юрисдикции. К тому же участники гражданских процессов - простые люди, многие еще не освоили электронные технологии.

Как поясняют эксперты, пока упрощенные разбирательства в судах общей юрисдикции будут проходить в бумажном режиме. Человек подаст заявление, получит ответ от другой стороны, представит свои отзывы, а потом будет ждать, что решит суд.

Упрощенный процесс хоть и письменный, но реально состязательный, - говорит Вячеслав Голенев. - Правда, внесенные сейчас поправки убрали из апелляции по упрощенной процедуре вызов сторон по делу. Теперь это право суда вызывать - а может, и не вызывать. Хотя донести свою позицию в апелляции, если процесс рассматривался в упрощенной форме, бывает полезным. Но сейчас и в апелляции позиции сторон будут доноситься судам письменно. Такое положение прописано и в Арбитражном, и в Гражданском процессуальных кодексах.

В упрощенном порядке в гражданских процессах будут рассматриваться дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей.

Кроме того внесены поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, которые ввели приказное производство и в арбитражный процесс.

Каждый гражданин Российской Федерации по закону обязан вовремя оплачивать предоставленные ему коммунальные услуги. Если он это по каким-либо причинам не делает, то начинается процесс начисления пени за неуплату или просрочку платежей. Для урегулирования этого процесса был принят соответствующий закон в октябре 2015 года.

Теперь с первого января 2016 года за неуплату или просрочку платежей коммунальные службы имеют право применять следующие меры наказания:

  • начисление пени;
  • подача иска в суд для взыскания задолженности;
  • ограничивать или приостанавливать предоставление своих услуг, если неуплата составляет больше трех месяцев.

При взыскании долгов для начала должнику отправляется уведомление, в котором указывается размер долга и предложение оплатить его в добровольном порядке до определенного срока. Обычно такое извещение отправляется в виде заказного письма, которое вручается должнику под расписку.

При взыскании штрафа в судебном порядке большую роль играет договор, заключенный между владельцем жилья и УК или ЖЭКом. Именно договор является основанием для того, чтобы взыскать пеню. Если такое соглашение не было заключено, то истец имеет право руководствоваться нормами, указанными в 395 статье российского Гражданского кодекса. Этот закон гласит, что сумма штрафа будет устанавливаться в зависимости от установленной ставки рефинансирования.

Общепринятое правило гласить, что производить оплату коммунальных услуг каждый месяц необходимо не позднее десятого числа. Если услуги предоставляются по договору, то в нем обычно указано до какого числа рекомендуется сделать оплату по платежам. При несвоевременном или неполном внесение оплаты за предоставленные услуги, российская законодательная база предусматривает начисление неустойки, так называемой пени. Эти положения четко прописано в Жилищном кодексе.

Закон гласит, что за просрочку по оплате предоставленных услуг, владелец жилья должен будет оплатить штраф. Размер пени устанавливается соответствующим законом и составляет определенную ставку рефинансирования российского ЦБ за весь срок неуплаты задолженности.

Процесс начисления штрафов (пени) начинают после окончания установленного срока оплаты, сразу же на следующий день. Пеня будет начисляться до тех пор, пока не будет произведено погашение всей задолженности.

В Правилах предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что если владелец жилья в многоквартирном доме не может произвести погашение всей задолженности по уважительным причинам, то необходимо обратиться в соответствующие службы для заключения договора о рассрочке платежей. Уважительной причиной является увольнение с работы, потеря кормильца и пр. Во избежание начисления пени рекомендуется сразу же обращаться в ЖЭК с такой проблемой.

Порядок начисления неустойки с января 2016 году

Для граждан ЖСК и ТСЖ с 2016 года закон указывает, что начисление пени будет производиться по следующей схеме:

  • на протяжении первого месяца пеня не взимается;
  • при просрочке от двух до трех месяцев начисление пени производится по 1/300 ставки рефинансирования российского центрального банка;
  • также новый закон гласит по истечении трех месяцев сумма неустойки будет увеличиваться до 1/130 ставки рефинансирования за каждый просроченный день;
  • закон разрешает производить отключение услуг или обращаться в суд, если владелец жилья продолжает игнорировать оплату.

Для управляющих компанией и предприятий закон предусматривает следующие размеры штрафов:

  • если срок просрочки составляет 3–4 месяца, то размер ставки рефинансирования будет 1/170;
  • при сроке просрочки больше 91 дня – ежедневная ставка будет составлять 1/130.

Размеры штрафов, предусмотренные законодательными актами

Закон также предусматривает усиление административной ответственности, если владелец жилья самовольно производит подключение к электро- и теплосетям, газопроводу или водоснабжению. Таким образом размер штрафа составляет:

  • для физических особ – от 3000–4000 до 10000-15000 рублей;
  • для лиц, занимающих руководящие должности – от 6000–8000 до 30000-80000 рублей;
  • для юридических особ – от 60000–80000 до 100000-200000 рублей;

Также закон предусматривает штрафы, если потребитель нарушает режим ограничений, установленный для потребления электричества. Таким образом, размеры штрафов следующие:

  • для юридических лиц – 100000–20000 рублей;
  • для лиц, занимающих руководящие должности – 10000–100000 рублей.

Взыскание задолженности через судебные инстанции

Сам процесс взыскания долгов не урегулирован на законодательном уровне. Именно поэтому часто случается, что при взыскании задолженности с должников ЖЭКу приходится обращается в суд. Закон
разрешает такие действия. Этот вариант борьбы с должниками на сегодняшний день является очень эффективным.

Решение в суде вопросов о взыскании задолженности происходит двумя методами:

  • методом, при котором выносится судебный приказ;
  • методом, при котором судьи рассматривают исковое заявление.

Метод, при котором подается заявление для вынесения судебного приказа является более простым и занимает сравнительно немного времени. На всю процедуру уходит три недели. По истечении этого времени судебный пристав исполнителя имеет право приступить к взысканию задолженности. Большим плюсом для государства при взыскании долгов таким образом является то, что должник обязан будет произвести оплату государственной пошлине в размере 50%.

Такой метод не всегда доступен и имеет существенные минусы, а именно:

  • к документации предъявляется ряд существенных требований;
  • наличие спорных ситуаций;
  • возможность подачи должником возражения против исполнения приказа. В этой ситуации судья обычно отменяет приказ. Если это произошло, то в будущем можно только подать иск.

При взыскании долгов более подходящим вариантом является метод подачи иска. В этом случае истцу необходимо доказать что:

  • должник обязан нести такие расходы. Для этого предъявляются документы, подтверждающие то, что помещение принадлежит ответчику;
  • должник имеет определенный размер долга. Для этого достаточно предъявить банковскую выписку о произведенных расчетах. Также необходимо предоставить заверенные контролирующими органами объемы, которые были расходованы должником и указать тарифы, установленные на законодательном уровне;
  • истец имеет законное право требовать с ответчика выполнение обязательств. Для этого можно предоставить протоколы о выборе управляющей компании, а также прочие документы, утвержденные на общем собрании.

Во избежание лишних проблем и хлопот, рекомендуется вовремя производить оплату за предоставленные услуги ЖКХ. Также желательно не допускать просрочку платежей и образование задолженности. Если все же это произошло, то необходимо как можно раньше начать процедуру погашения долга. В этом случае можно избежать начисление неустоек.

Масса простых россиян вынуждена убедиться в том, что буржуазная власть последовательно и неуклонно перекладывает государственные обязанности на их плечи. Очередным таким бременем является недавно введенная плата за капремонт. Напомню, сначала кремль вынудил нас приватизировать жилье, затем поднял налоги в десятки и сотни раз, увеличил их количество. Теперь вот добавил и новый налог – на капитальный ремонт. Разумеется, что большинство с этим не согласно. «Демократическое» правительство и не спрашивало: желают они этого или нет? Во-первых, откуда брать дополнительные деньги на новое бремя? А во-вторых, почему оно, отказав млн. россиян в трудоустройстве, то есть в обеспечении государственным рабочим местом, нагло переложило на них оплату капремонта? Разумеется, шайка, узаконивших себя, воров никогда честно не ответит, а отбрешется: «На Западе так!» или «Вы же сами этого хотели!» И это при том, что из националистских побуждений, Запад сегодня всячески оплевывается. Так зачем тогда Вы, новоявленные гг. заимствуете их законы? Как говорится, информация к размышлению.

Я же предлагаю вашему вниманию, уваж. Макспарковцы, информацию о том, как будет преследовать «демократическое» правительство РФ тех, кто не согласен с новым налогом и не хочет его оплачивать.

Как с 2016 года будут штрафовать должников по ЖКХ?

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, как с 1 января 2016 года изменится порядок начисления пени за неуплату коммунальных платежей, когда исполнитель услуг вправе обратиться с иском в суд и подачу каких коммунальных ресурсов он может прекратить.

Как будут начислять пени с 2016 года?

23 октября 2015 года Государственная Дума во втором и третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». В данном законе ст. 155 ЖК РФ изложена в новой редакции (вступает в силу с 1 января 2016 г.). Согласно поправкам, пеня за неуплату услуг ЖКХ будет начисляться не со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, как это происходит сегодня, а спустя 31 день после наступления этого срока в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы за каждый день просрочки. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пеня будет начисляться в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ. То есть, после трех месяцев просрочки размер пени вырастет вдвое.

Целью таких изменений законодатель видит сокращение мотивации к несвоевременной оплате коммунальных услуг. При этом за неисполнение обязанности по уплате взноса на капремонт ответственность не изменилась – уплачивается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Когда исполнитель услуг может подать иск за неуплату?

  • определит правильность начисления коммунальных платежей;
  • примет участие в проверке качества коммунальных услуг установленным нормативам;
  • составит грамотную претензию с требованием о перерасчете и приложением расчета, составленного на основании п. 101 Правил и Приложений 1 и 2 Правил;
  • защитит интересы доверителя в госучреждениях и в суде.

Сроки обращения в суд жилищным законодательством не установлены, поэтому исполнитель услуг вправе подать иск с учетом общих правил исчисления срока исковой давности – в течение 3 лет со дня, когда было нарушено его право, а именно, не была произведена своевременная оплата услуг. Истечение этого срока и заявление о пропуске срока ответчиком влечет отказ в иске. Поскольку речь идет о периодических платежах, срок исковой давности идет отдельно по каждому платежу. Таким образом, при заявлении о пропуске срока другой стороной исполнитель вправе взыскать долг в пределах трехлетнего периода, предшествующего обращению в суд.

В силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности приостанавливается с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет» (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 43). Признание долга должником влечет перерыв срока исковой давности и его исчисление заново. Если должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам) (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 43).

Изменяются ли условия и сроки отключения услуг?

Порядок отключения коммунальных услуг в квартирах должников не претерпел изменений. Он регулируется разделом 11 Правил предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Не допускается приостановление такой коммунальной услуги, как отопление, а в многоквартирных домах также холодного водоснабжения (п. 119 Правил). Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

  • повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (п. 122 Правил).

Госдума 23 октября 2015 года во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ с целью укрепления платёжной дисциплины всех категорий потребителей коммунальных услуг .

За просрочку платежей начислят пени

Первоначально депутаты предлагали вводить штрафы и пени за просрочку платежей только по электроэнергии, но по последним подсчётам оказалось, что совокупная задолженность всех категорий потребителей за коммунальные ресурсы в России на 1 октября 2015 года составила 850 миллиардов рублей.

Из них в разбивке по отдельным энергоресурсам долг составил:

  • за электроэнергию - 183,5 миллиардов рублей;
  • за газ - 163,2 миллиардов рублей;
  • за тепловую энергию перед ТЭЦ - 147,6 миллиардов рублей;
  • за воду и услуги по водоотведению - 110 миллиардов рублей.

Нужно отметить, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению депутаты внесли существенные корректировки, смягчающие механизм взимания пени и штрафов, но только для граждан, ТСЖ и ЖСК. Управляющие компании в эту категорию “льготников” не попали. Для них, наоборот, наказание за неуплату или несвоевременную оплату по поставленным коммунальным ресурсам ужесточили.

Если для граждан, ТСЖ и ЖСК за неуплату ЖКУ в первый месяц просрочки пени не начисляются, то для управляющих компаний с 1 по 60 день просрочки пени устанавливаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Тогда как для населения, ТСЖ и ЖСК данный размер пени начисляется только с 31 по 90 день задолженности. А для управляющих компаний уже с третьего месяца задолженности (с 61 дня просрочки) пени повышаются до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ещё одним предложением депутатов стал тот факт, что Федеральный закон вступает в силу не со дня его официальной публикации, а с 1 января 2016 года. Таким образом, у УК, ТСЖ, ЖСК, граждан и остальных организаций, потребляющих энергоресурсы ещё есть время, чтобы привести свои платежи в порядок и оплатить все старые задолженности. В противном случае, с 1 января 2016 года на всех неплательщиков будут распространяться уже новые нормы закона.

Ответственность

Итак, за несвоевременную оплату или неуплату счетов за коммунальные ресурсы размеры пени (неустойки) в долях от ставки рефинансирования ЦБ РФ за день просрочки составят для:

ТСЖ, ЖСК, граждан:

  • С 1 по 30 день - 0
  • С 31 по 90 день - 1/300
  • С 91 дня и далее - 1/130

Управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих организаций:

  • С 1 по 60 день - 1/300
  • С 61 по 90 день - 1/170
  • С 91 и дня и далее - 1/130

Всех остальных организаций, потребляющих энергоресурсы:

  • С 1 дня и далее - 1/130

Глас закона

На основании договоров поставки энергоресурсов и договоров об оказании услуг по их транспортировке потребители обязаны оплатить подачу коммунальных ресурсов и оказанные услуги. Обобщая ответственность по неуплате за все коммунальные ресурсы их потребителями и основываясь на ФЗ №307 от 03.11.2015 года , можно выделить следующее:

“В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов и услуг по их транспортировке потребитель обязан уплатить поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.”

“ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг , в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Управляющие компании, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных ресурсов уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.

Начиная с 61 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов, потребляемых при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.”

“При несоблюдении потребителями энергоресурсов условий договоров поставки и об оказании услуг по их транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки коммунальных ресурсов в порядке, установленном Правительством РФ.”

Вместо заключения

Из вышесказанного ясно, что с начиная с нового 2016 года власти ещё больше ужесточат контроль и ответственность для неплательщиков коммунальных услуг от начисления пени и штрафов и вплоть до приостановки и ограничения подачи энергоресурсов.

Чем это чревато конкретно для управляющих компаний? Прежде всего тем, что если у УК накопятся большие долги перед ресурсоснабжающими организациями и она их не оплатит в срок, то согласно вступившим в силу изменениям в жилищном законодательстве (ФЗ №176 от 29.06.2015 г.) это может быть расценено как несоблюдение лицензионных требований. А это, в свою очередь, может привести к дисквалификации руководителя УК или аннулированию лицензии.

Чтобы не допустить такого сценария действий, необходимо вовремя вносить плату по счетам за все потребляемые коммунальные ресурсы.



error: Контент защищен !!