"оздоровительно - игровой час". Оздоровительно -игровой час Оздоровительный час в старшей группе

Зубарева Елена Мстиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №274 присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оздоровительно-игровой час "Витамины - наши друзья!"
Дата публикации: 06.12.2017
Раздел: дошкольное образование

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

План-конспект оздоровительно-игрового часа

Старшая группа

«Витамины - наши друзья!»

Образовательные:

Учить детей проявлять интерес к употреблению продуктов питания

насыщенных витаминами;

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания;

Подвести детей к выводам и обобщениям (о пользе употребления

фруктов, овощей, полезных продуктов).

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный

Воспитательные:

Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила к нам в гости Хрюшу из

передачи «Спокойной ночи, малыши».

(Воспитатель

подходит

подоконнике

лежит записка: «Ребята, извините, пожалуйста. Не могу у вас появиться, у

меня болит живот»).

Воспитатель: А как вы думаете, почему с ним приключилась такая

беда? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, мне тоже кажется, что это от неправильного

питания. Знаете, что я предлагаю? Мы с вами поговорим о правильном

питании. Я запишу всё на магнитофон, и эту запись мы отправим Хрюше,

чтобы он знал, какая еда полезна.

II. Беседа о витаминах и полезных продуктах.

Воспитатель: Что вы любите есть больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить).

Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека,

но и материал для роста и развития.

Воспитатель:

здоровой

пищей? (ответы детей)

Воспитатель: В продуктах есть очень важные для здоровья человека

вещества витамины.

Воспитатель: Для чего они нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам хочу рассказать немного о витаминах. Витамины

обозначаются

буквами А,

Д. (выставляет

мольберт).

читаются они по латыни. Когда пойдете в школу, вы научитесь читать эти

Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок,

петрушка,

сельдерей,

красный сладкий перец.

Витамин В - рис, изюм, фасоль, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы,

горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина,

говядина, крабы, моллюски.

Витамин С - черная

смородина,

шиповник,

апельсины,

петрушка, яблоко, кислая капуста.

Витамин Д -

рыбный жир, свежая зелень, печень трески, говяжья

печень, сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин

III. Физкультминутка «Обжорка»

пузатый здоровяк(округлое

движение

Съел десять булок натощак (выставить перед собой все пальцы)

молоком (изобразить

пальцами

воображаемый

стакан, а затем выпить из него),

Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки,

ладонью вверх, поднести воображаемый кусок корту)

поджарил (показать

указательными

пальцами

И в брюхо бедного направил (погладить живот)

Раздулся здоровяк, как шар (изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).

IV. Игра «Да-нет»

Воспитатель: А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать

мной, то поднимите зеленый кружок. Если нет - красный.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно в любое время, даже ночью.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Есть надо медленно.

Пищу нужно глотать не жуя.

Полоскать рот после еды вредно.

Воспитатель: Мы с вами повторили правила питания. Для чего они

нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

V. Беседа о вредных продуктах

Во спитатель:

пожалуйста,

п р од у кт ы

полезны? (ответы детей)

Воспитатель: Чем вреден торт? Лимонад? Да, вы правы, некоторые

продукты лучше не употреблять в пищу. А если очень хочется, то есть в

очень малых количествах.

приготовила

картинки

продуктов,

нечаянно

перепутала их. Помогите мне, пожалуйста, собрать их.

VI. Игра «Собери изображение».

Изображения продуктов разрезаны на несколько частей. Нужно собрать

их, назвать что получилось и рассказать, чем они вредны.

VI. Игра «Кто быстрее наполнит корзинку»

Воспитатель: Сейчас я хочу отправить вас в магазин за покупками. Мы

разделимся на 3 команды. Одна команда будет покупать полезные продукты,

продукты

полезные,

команда продукты не полезные.

Подвести итог игры.

VII. Подведение итогов.

Воспитатель: Что о еде мы сегодня узнали? Что делает еду полезной?

Чтобы полезные вещества усвоились, что нужно соблюдать?

Воспитатель:

отправим

пожелаем

быстрее выздоравливать.

Оборудование: кружки красного и зеленого цвета по количеству

мольберт,

картинки

продуктов,

обозначающие

витамины;

Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека зависит на 50-53% от собственного образа жизни, на 20-25% от окружающей среды, на 16-20% от наследственности и на 10-15% от уровня развития здравоохранения в стране.

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень развития здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствует развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Гиподинамия - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском учреждении из-за "заорганизованности" воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка.

Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и в детском саду, во-вторых - недостаток информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе (личностная тревожность). Если взрослые невнимательность относятся к этой проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми.

Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.

От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.

В режиме дня нашего ДОУ предусмотрено 2 занятия физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе. Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности мы попытались объединить в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в познавательную, музыкальную, изобразительную деятельность на основе взаимодействия всех специалистов.<Рисунок2>, <Рисунок3>.

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
  • Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
  • Повышение умственной и физической работоспособности.

"Оздоровительно-игровой час" организуется в ДОУ в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет 20 - 30 минут в младших и средних группах, и 45 минут в старших и подготовительных группах. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации и аутотренинга <Рисунок1>. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Творческой группой педагогов нашего детского сада был составлен тематический план.

Каждый специалист (педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, хореограф, педагоги дополнительного образования) подобрал и систематизировал материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определил с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа <Рисунок4>, <Рисунок5>.

На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, указывается источник и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий) <

Ну вот, ребята, мы с вами оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас интересного, Вам что-то знакомо?(рыбки, водоросли).

Море очень широко (Дети широко разводят руки в стороны)

Море очень глубоко (Приседают, коснувшись ладонями пола)

Рыбки там живут, друзья! (Выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

В море есть не только рыбы, но и много других интересных животных, а каких, узнаете, если поиграете в игру «Отгадай»

1. На дне морском звезда лежит, не двигаясь – наверно спит.

Пять ручек у звезды той есть- звезда руками может есть.

И для неё рачок, креветка – как будто для ребят конфетка!

Ребенок

Морские звезды мало двигаются. У них от 5 до 50 лучей. Живут морские звезды - до 30 лет. Большинство морских звёзд - хищники, питаются они моллюсками

2. Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна. (Медуза)

Барышня-Медуза В пышных кружевах.

Весело танцует На морских волнах.

Длинные серёжки Очень ей идут.

Ими любоваться, рыбы все плывут

Ребенок

Медузы, морские светлячки, как парашюты спускаются с неба. Медуза дышит всем телом. В прозрачном теле медузы имеется целых 24 глаза. В основном она состоит из воды, на суше жить она не сможет. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце. Медузы могут быть и опасны, если к ней притронуться, то можно обжечься.

3. Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо… (осьминог)

Бедный, бедный осьминог!

Нынче утром сбился с ног!

Перепутались во сне словно нитки ноги все!

Ребёнок

Многие думают, что осьминог - очень опасное животное. На самом деле, осьминог очень застенчив. На своих щупальцах, медленно передвигается по морскому дну и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.

Воспитатель:

Рыбы дышат, едят, двигаются и размножаются, но всё это они делают свойственным только им способом. У рыб разное строение, окраска, они по- разному себя ведут в воде и по-разному защищаются и нападают на врага. За миллионы лет в природе появилось множество рыб – более 20 тысяч. На резвящихся рыбок можно смотреть долго, чешуя рыбок переливается всеми цветами.

В колонну становись!

В обход по морю,шагом марш!

Медленный бег.

Ходьба на носках.

Ходьба на пятках.

Ходьба в полуприсяди.

Ходьба вперёд спиной.

Лёгкий бег.

Бег с подниманием бедра.

Ходьба,обычная.

На месте стой!

Рыбка рыбке говорила

Плавничками шевелила:

Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка.

О.Р.У

Словно по волшебству, все оказались на морском дне.

1. «Водоросли» (тянутся через толщу воды к солнышку, но ветер качает их то в одну, то в др. сторону.)

И.п - ноги врозь, руки внизу.

1-поднять прямые руки перед собой вверх;2-наклон вправо,3- выпрямиться, руки вверх,4-то же влево.

2. «Плавающие лягушата» (плаваю в прозрачной,солнечной воде)

И.п - ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях,руки согнуты в локтях перед грудью.

1-Поворот в правую сторону, руки развести, колени выпрямить 2.-И.п,3.-то же в левую.

3. «Волна» (то опустит на дно,то снова поднимет)

И.п - стоя на коленях,руки на поясе.

1-2-сесть на правое бедро, руки влево.3-4-верн. в и.п.То же вправо.

4. «Морской рак» (необычно плавает стоя,то сделает рывок вперёд, то замрёт, покачиваясь в воде)

И.п- основная стойка, руки на поясе.

1-выпад правой ногой, 2-3 покачивание пружинистое, 4-и.п, то же левой.

5. «Морская черепаха» (осторожная, то выглянет из домика, то спрячется)

И.п - руки за спиной. 1-наклоны вперед.2-и.п

6. «Кит плывет» (большой, красивый кит прекрасно плавает в воде, то опуститься на дно, то всплывёт на верх)

Приседание.

7. «Дельфины» (добрые ласковые дельфины резвятся в воде)

1-з-прыжки на месте; 4-прыжок с поворотом на90.

8. «Нагоним волны» (восстановление дыхания)

И.п - ноги на ширине плеч, руки внизу.2-поднять руки ч/з стороны вверх

Основная часть

В одну шеренгу становись!

Сегодня, мы будем учиться сохранять равновесие.

Что такое равновесие? (устойчивое положение тела в пространстве, состояние покоя)

1.Прыжки-перепрыгивание через шнур на двух ногах, справа и слева от него (оставим запутанные следы на песке).

2.Ходьба по гимнастической скамейке, на середине повернуться (маленький водоворот).

3. Подлезание под дугу (высота 50 см) – не касаясь руками пола (Проплывём под водорослями).

4. Подвижная игра «Море волнуется»

Повторим правила. Все стоят на своем круге – «камешке». Водящий проходит м/ д каждым,останавливается и говорит «Море волнуется». Тот встает и идет за ним. После слов водящего «Море спокойно!», все бегут занимать « камешек» ,и удержаться на нём одной ногой, тот кто остался без «камешка», становится водящим.

Релаксация «Сон на берегу моря»

Всем снится один и тот же сон. В этом сне мы видим море с прозрачной голубой водой, ч/з толщу которого, можно рассмотреть подводный мир; необыкновенной красоты водоросли, необычных рыб, большую черепаху и радостных добродушных дельфинов.На счет 1,2,3-дети просыпаются.

Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Александр Георгиевич Швецов

Оздоровительно-игровой час

Оздоровительно-игровой час

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. «Функция творит орган» – это биологический закон, который должны знать все.

Упражнения скелетных мышц обеспечивают производство энергии, необходимой для поддержания температуры тела и высокого уровня обменных процессов. Чем выше деятельность скелетных мышц, тем гармоничнее обмен, полноценнее функция органов и систем. Умеренная, но систематическая мышечная деятельность закаливает организм, повышает его сопротивляемость вредным факторам, инфекции, благоприятно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях.

Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его отделов. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Развитие двигательных умений и их качество имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка (генетические свойства), но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой.

Для ребенка раннего возраста характерна склонность к усилению процессов возбуждения и торможения. Оптимальная возбудимость головного мозга, способствующая нормальному протеканию физиологических процессов, во многом зависит от развития двигательного анализатора, от его совершенства, от двигательной активности. Особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус (радостное состояние), наилучшим образом реализуемый в игре.

Игровая деятельность в сочетании с контрастными воздушными ваннами, дополнительные физические нагрузки на игровой площадке положены в основу оздоровительных методик, предлагаемых Н.Д. Гореликом, Ю.Ф. Змановским, Б.С. Годуном и др. Авторы отмечают хороший оздоровительный эффект таких занятий, проявляющийся в снижении заболеваемости детей, улучшении их нервно-психического состояния, физического развития, физической подготовленности. Данные исследований показывают, что улучшение условий физического воспитания в ДОУ позволяет в 2 раза снизить заболеваемость ОРВИ, облегчить ее течение у заболевших, в 1,5 раза уменьшить число нарушений опорно-двигательного аппарата.

В основе традиционных методик физического воспитания в дошкольных учреждениях лежит схема формирования двигательных навыков, заложенная еще в первой трети XX столетия (учение И.П. Павлова). Взрослый демонстрирует движение-дети многократно его воспроизводят, образуется динамический стереотип (навык) с переносом усвоенного образца в новые ситуации и окончательным его закреплением. Положительный результат – прочно усвоенный моторный навык. Культура как элемент «физической культуры» присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей номинально. Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности. Педагогическая работа фактически подменяется тренерской, которую и осуществляет более или менее успешно инструктор по физическому воспитанию, хотя более необходима квалификация воспитателя-инструктора. Альтернативой такому спортивному воспитанию предложены и вошли в практику дошкольного воспитания подвижные игры, но они нередко превращаются в способ моторного натаскивания детей.

Сосредоточивая свои усилия на моторном тренаже, традиционная практика, по существу, снимает задачу одушевления движений, развития двигательного воображения, представляющего собой проекты будущих движений, которые ребенку предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.

Полезна в таких случаях сюжетно-ролевая игра, которая периодически прерывает двигательную деятельность детей. В ней дети сталкиваются с необходимостью оперативно перестраивать образы или создавать новые. Образ несет в себе специфический код того целостного психосоматического состояния, которое должно сопутствовать построению и творческому выполнению какого-либо движения. Свободное построение ребенком двигательного образа способствует развитию его двигательных навыков. Задача педагога – подобрать эти образы в предлагаемой игре.

В дни плановых физкультурных занятий движение обусловливает около 10 % времени активного состояния ребенка; 22–25 % времени занимают подвижные игры во время прогулок, еще 10–15 % дают активные перемещения, утренняя гигиеническая гимнастика, трудовые процессы и т. д., обусловливая в совокупности с вышеперечисленными режимными моментами около 45–50 % времени пребывания в детском саду. Без активного движения дети проводят более 50 % времени, в то время как оптимальной опорной плотностью движений для них является 70–75 %. В структуре малоподвижных моментов около 25 % занимает дневной сон, около 10–12 % – питание, 6–8% – вынужденное ожидание при подготовке к еде, 15–17 % – занятия за столом.

Неблагоприятная картина гипокинезии у воспитанников ДОУ еще более усугубляется при скрытом хронометраже, когда воспитатель не знает, что является объектом исследования. В 7 случаях из 10 имеет место необоснованный отказ от второй прогулки (наблюдения проводились в ноябре-декабре месяце), в 4 случаях из 10 – сознательное ограничение подвижности: воспитатель усаживает детей на стульчики в каре и заставляет смирно сидеть, пока отсутствует по каким-либо делам, оставляя одного из детей старшим, который потом сообщает, кто и как себя вел. Для ребенка обездвижение – самое страшное наказание. Оно может продолжаться от 10 до 30 мин и неблагоприятно отражается не только на физическом, но и нервно-психическом состоянии детей.

Проведенный хронометраж показал также уменьшение почти на треть двигательной активности детей за счет отсутствия тех режимных моментов, которые должны быть двигательно насыщенными. Это касается прогулок без организации подвижных коллективных игр, пока воспитатели смежных групп на участке обмениваются последними новостями. Часть детей при этом отказывается от активного отдыха, предпочитая пассивные прогулки.

Необходимо дополнительно искать пути профилактики гипокинезии у детей в ДОУ. Борьба с гиподинамией в детстве – важное звено в первичной профилактике ожирения, атеросклероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взрослых. Доказано, что формирование их начинается в детстве. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее.

Помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, уроков физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до усиленного полдника, отодвинутого по режиму на 1 час. Этот полуторачасовой промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельной, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема усиленного полдника.

Администрация Городского округа Подольска

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 32 «Светлячок»

Консультация для педагогов

«Оздоровительно-игровой час».

Подготовила воспитатель:

Кормишина Александра Григорьевна

Г.о. Подольск, 2017 г.

Оздоровительно-игровой час

Как говорил выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сохранение и укрепление здоровья и физическое развитие детей - основная цель работы любого ДОУ и ФГОС ДО направлен на решение соответсвующих задач:

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    психолого-педагогические условия: использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (доминирование игровой формы);

    построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка;

    развитие личности, мотивации и способностей детей через реализацию образовательной области «Физическое развитие».

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре. Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

    влиять на психофизиологическое развитие детей;

    развивать моторные умения;

    организовывать детей для коллективного действия;

    легко усваиваться детьми;

    легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

    не требовать особых приспособлений и пособий.

Хочется отметить, что:

    подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц;

    желательны упражнения, в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

    упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

    важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

    во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

    закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Сегодня я хочу познакомить вас с такой инновационной формой работы с детьми от 2 до 7 лет как «оздоровительно-игровой час», который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.

Цель оздоровительно-игрового часа: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Основными задачами являются:

    Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;

    Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;

    Повышение умственной и физической работоспособности.

Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа, соблюдаются следующие условия:

1. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка. Это достигается путём сотрудничества с медицинским персоналом, повышения уровня компетентности воспитателей и использованием игровых приёмов.

2. Регулярность. Только это может обеспечить определенный успех. Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно.

3. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.

4. Повышение двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.

Структура оздоровительно-игрового часа

    пробуждающая гимнастика;

    ходьба по дорожкам здоровья;

    массаж активных точек;

    подвижные игры;

    игры с водой (в теплый период года);

    дыхательная гимнастика.

Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми

раннего и младшего возраста.

Основным приемом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей от 2 до 3 лет - 8 мин, с 3 до 4 лет - 8-10 мин. Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход: воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.

Оздоровительно-игровой час в старшей группе.

Оздоровительно-игровой час организуется в группе в актированные дни (актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание оздоровительно-игрового часа входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.

На каждый месяц, в виде таблицы, составляется план мероприятий оздоровительно-игрового часа.

Например,

2


4


2


2

2 скакалки, кукла,

Атрибуты:

Аист.

2 – я

неделя

Ходьба врассыпную и бег змейкой.

Игровое упражнение «Найди и постучи»

Подвижная игра
«Поезд»

Игровое упражнение
«Зайчата»

Ходьба, бег

Бег, закрепление цвета

Ходьба друг за другом

Прыжки на двух ногах

2


4


2


2

Кегли, разноцветные кубики, маски зайчат

3 – я

неделя

«Зашагали ножки, топ, топ, топ!»; бег по периметру зала.

Упражнение на восстановление дыхания «Ох, устали ножки, бежали по дорожке».

Подвижная игра
«У медведя во бору»

Игра - развлечение «Мыльные пузыри»

Ходьба, бег

Ходьба

Ходьба по кругу, бег врассыпную

Прыжки

2


3


3


Цветной канат,

маска медведя, мыльные пузыри

4 – я

неделя

Упражнения с кубиками


Игровое упражнение «Догони меня»

Дорожка препятствий

Игровое упражнение «Прятки»

Действия с предметами

Бег по ориентирам


Ходьба, подлезание

Ориентация в пространстве


2


2


Кубики, корзины, веревка,

кегли, дуги.

И в заключении хочется добавить. Не забывайте: ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Список использованных источников

    Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / М.: LINKA PRESS, 1993.

    Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.



error: Контент защищен !!