Безопасность как одна из потребностей человека. Современные проблемы науки и образования Безопасность как условие и потребность жизни человека

1.1. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

Елагин Александр Георгиевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению потребностей в жизнедеятельности человека. Предлагается автором понятие феномена «потребность». Показана взаимосвязь потребности быть в безопасности с формированием мировоззрения, с источником активности человека, безопасным поведением. Предложены меры, реализация которых позволит «держать» опасности под контролем. Тем самым иметь качественно новый уровень защищенности от них.

Ключевые слова: потребность, мотивация, удовлетворение, действия, свобода, безопасность, деятельность, риски, правила, регламенты безопасности, государство.

THE NEED FOR A PERSON TO BE SAFE

Yelagin Alexander Georgievich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of ensuring protection of a public order chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the needs of human life. "Need" the author proposed the concept of the phenomenon. The interrelation needs to be safe with the formation of world view, the source of human activity, safe behavior. The measures whose implementation would "hold" the danger is under control. Thus, to have a qualitatively new level of protection against them. Keywords: The need, motivation, satisfaction, action, freedom, security, activities, risks, rules, safety regulations, the state.

«Нет ничего ценней, чем собственная безопасность» Неизвестный автор

Исторический опыт свидетельствует, о том, что с момента зарождения жизни на нашей планете, человек в процессе своего существования и развития всегда стремился к различным потребностям (желаниям)1, в том числе и в сфере безопасности. Иными словами, потребность связана с нашей (порой нерадостной) действительностью, жизнедеятельностью в целом, и в более конкретной, специфической -в контексте существования человека.

Понятие «потребность» в современных условиях стало бесспорно престижным (как впрочем, и безопасность) позитивным, необходимым, создающим условия для совершенствования и развития, прежде всего человека. В этом случае, потребность - это то, что требуется человеку, всем нам. Это может произойти в том случае, когда у него возникает определенное чувство неудовлетворенности дома, на работе, в социуме.

Обзор специальной литературы исследуемого феномена показывает, что существует достаточно боль-

1 Близко к понятию потребность является слово желание. Потребность и желание понятия однопорядковые, но не тождественные. В этом случае, некоторые исследователи считают, что человек - это продукт непотребности, а страстного желания.

шой разброс мнений относительно его основных характеристик. Некоторые научные работники понимаю потребность как: нужду о чем-то, неосознанный побудитель активности личности, сегмент внутреннего мира человека. Для других это: структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности; первопричина жизни, свойства всего живого. Третьи представляют потребность, как необходимость в определенных условиях; противоречие между имеющимся и необходимым; дефицит в чем-либо существенным. Для четвертых, наконец - состояние недостатка в чем-либо; состояние стимулирующее деятельность, направленную на восполнение недостатка; первоисточник мотивации и др. Таким образом, понятие «потребность» имеет различные характеристики, что говорит о его популярности, и в тоже время неопределенности.

Вместе с тем потребность персонифицирована, всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Это основной источник активности человека в его жизнедеятельности. В свою очередь активность проявляется через определенные целенаправленные действия и мотивацию. По этому поводу Гегель ранее писал так: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекает из потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль». В этом случае, основным критерием эффективности этих действий является соотношение страстей, интересов и мотивов.

А.Н. Леонтьев рассматривал предмет потребности -мотив деятельности2. В этом случае, смысл феномена «потребность» сводится к следующей взаимосвязанной схеме: потребность - действия - мотивация -удовлетворение. Таким образом, потребность - это объективно осознанная мыслительная деятельность человека (движущая сила) способная удовлетворить его желания жить без страха, нужды, хаоса, опасностей, во взаимодействии с предметным миром.

Человеческие потребности беспрерывны, весьма разнообразны. В этом случае, прав был Демокрит: «человек не знает границ своих потребностей». Они могут со временем меняться, одни уходят, другие приходят. Что вообще-то естественно. Но самое главное, они должны быть удовлетворены. В этом состоит сущность потребностей. Аксиоматически следует признать, что человеческая жизнь состоит из потребностей и их удовлетворения. В этом случае, мы можем говорить об ощущении счастья. В противном случае -формируется определенная неудовлетворенность. Здесь важен категорический императив Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив, будь им». Это касается и гедонистической потребности - потребности получения удовольствия.

В ходе исследования, выявлены и анализируются многочисленные потребности. Однако, прежде чем перейти к их освещению, одно маленькое замечание. На наш взгляд, не совсем корректно выделять и различать их на основные и не основные. Человек определяет их для себя сам, потому, что «они определяются условиями жизни» (Гераклит).

Также установлено, что не существует полной классификации потребностей. Из всей совокупности потребностей, выделим те, которые актуальны в современных условиях, и требуют более детального изучения.

2 Цит. по: Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

Пробелы в российском законодательстве

Прежде всего, нам нужна потребность в стабильности, консолидации уверенности в завтрашнем дне (сложившаяся ситуация в Российской экономике не дает оснований в этом). Для этого необходимо потребность в сохранении мира. В последнее время потерялась потребность в общении, единении коммуникации. В тоже время появилась активность потребности к потребительству. Не умаляя интереса к этой потребности, сошлюсь (для дальнейших раздумий) на Библию, Новый завет (глава 6, статья 8) «Имея пропитание и одежду, будь доволен тем. А желающих обогатиться, входят в искушение.... ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклоняются от веры и сами себя подвергают многим скорбям». В современных условиях, как впрочем, и ранее, нужно больше делать для удовлетворения потребности в обеспечении счастливой старости. Необходимо говорить о растущей потребности в морали, ценностях, культуре, идеалов.

Совершенно очевидно, что также существует потребность в уважении государством и его органов, в том числе, бизнесменов и олигархов к каждому человеку, а также человека к человеку и его самореализации. Необходима также потребность к творческой свободе (не свободе дозволенности). Без этого, никакие демократические «цели» не реализуются. И, конечно же, базисная потребность - быть в безопасности. Некоторые авторы эту потребность объясняют, как «обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей» (В. Хендерсон); «поддержание безопасности окружающей среды (С.А. Мухина, И.И. Тарков), «предупреждение опасности для жизни» (Д.Орем). Как видим, речь идет о лингвистических оттенках характеристики данной потребности.

Основной проблемой обсуждавшейся мыслителями различных эпох, в том числе, и в современных условиях - была и остается проблема безопасности. Она признается во всем мире. В трактовке проблемы безопасности наблюдалась следующая эволюция их взглядов. Безопасность:

а) цель создания государства;

б) высшее благо для людей;

в) справедливость;

г) развитие;

д) фактор жизни и др.

В целом, безопасность - основная составляющая бытия, мировоззрения (система взглядов человека на этот феномен и его место в нем) человека в процессе его жизнедеятельности. Этот процесс для человека, во все время, сопровождался внутренней потребностью - быть в безопасности, быть защищенном от угроз природного, техногенного, социального, террористического характера. Это чувство, желание заложено в самой природе человека, «природной необходимостью и природной естественностью» (Ж.Ж Руссо). В свою очередь, общеизвестно, что человек является одним из источников возникновения многих опасностей. Здесь мы видим основной парадокс теории жизни и безопасности. Человек хочет находиться в безопасности, но является основным источником опасности. Получается заколдованный круг. И разорвать его можно только, совместными действиями, как самого человека, так и государства, его институтов для достижения совместных целей в сфере обеспечения безопасности. Иными словами, потребность человека быть в безопасности, как это не банально зависит в первую очередь от самого человека, его позитивной

деятельности. Тогда будет благо3. Это также является основным мотивом этой деятельности людей и общества, направленный, прежде всего на устранение условий приводящих к возникновению чрезвычайной ситуации. По мере развития этих процессов все больше число членов общества будет непосредственно осознавать общественную активность, и проявлять личную заинтересованность в максимально позитивных действиях для удовлетворения исследуемой категории.

В этом случае, под потребностью быть в безопасности, следует понимать осознанную человеческую необходимость и деятельность, направленную на ее удовлетворение, через определенные отношения человека с человеком, окружающей средой с целью безопасного функционирования и развития.

Сгруппировать множество человеческих потребностей предпринял американский психолог А.Г. Маслоу. Основная его заслуга заключается в том, что он предложил теорию иерархии потребностей в виде определенной пирамиды сущность, которой заключается в следующем: человек не может испытывать потребностей более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах.

Тот же А.Г. Маслоу утверждал, что потребность -быть в безопасности одна из основных, и с этим следует согласиться. Прежде всего, потребность в безопасности относится к уровню витальных, то есть жизненно важных. Иными словами потребность в безопасности как уже отмечалось, обеспечивает выживание, освобождает от страха, нужды, тревоги хаоса.

Во-вторых, потребность в безопасности взаимосвязана с формированием философского и религиозного мировоззрения, как обыденного (житейского) так и теоретического, на социально-правовое явление-безопасность, через науку о безопасности жизнедеятельности, как системы рациональных знаний об опасностях и методах, способах защиты от них. Познание этих знаний указывает направление деятельности субъектов, обеспечения безопасности гарантированно допустимого обществом уровня защищенности социума от рисков. Иными словами, конечная цель познания в нашем случае, удовлетворение базовой потребности человека - быть защищенным. «Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следова-

тельно менее опасным» .

В-третьих, потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку человек уязвим, независимо от физических данных, богатства, власти и др.

В-четвертых, потребность в безопасности и защищенности - является источником активности (через действия), индивида вследствие которых, удовлетворение этой потребности гарантирует, отсутствие негативных последствий от воздействия опасностей. Потребность в безопасности, это «толчок» будущего развития, безопасного поведения бдительности, подозрительности5, предсказуемости и самоорганизованности.

В-пятых, с моральной точки зрения (и не только это) потребность в безопасности важнее потребности в

3 В противном случае, директор западногерманского института слаборазвитых стран Ф.Бааде высказывает следующую мысль: «Земля стала «трудным ребенком Вселенной» и истребить население Земли, признав землян неисправимыми, технически не составит труда.

4 http://www. socioeogy deep. ru/sdps-819-1. htme.

5 По мнению, английского историка Т.Фуллера, подозрительности, если держать ее при себе, - мать безопасности.

свободе; потребность в безопасности возникает тогда, когда в окружающей среде присутствует (а их несколько сотен) опасности, угрозы, риски, элементы хаоса. Удовлетворение этой потребности должно осуществляться без наличия тиранов, диктатуры и др.

В-шестых, потребность чувствовать себя в безопасности, тогда приводит к отрицанию самой опасности, проявляется чувство успокоенности, чувство деаксии (отсутствие очевидности).

В-седьмых, потребность в безопасности оказывает серьезное влияние на формирование поведения. Согласимся, что это потребность в явном виде возникает, как правило, у взрослого человека. Нет пока этой потребности у новорожденного, грудного младенца, дошкольника, школьника. Но это совсем, не говорит о том, что последним не следует фиксировать внимание на это явление. Родители уже с раннего возраста, должны прививать ему определенный порядок, связанный с его поведением. Иными словами, мы прививаем ему потребность безопасности. В школьный период уже происходит встреча с вышеназванной потребностью. Этот процесс в специальной литературе называют опредмечиванием потребности, в котором рождается мотив, при котором меняется тип поведения. Для всех лучше - безопасного поведения, которое формируется в процессе общественной жизни.

Основной путь безопасного поведения - изначальные знания правил, регламентов, требований безопасности и, конечно же, их соблюдение. Иными словами, соответствие поступков, действий, идеальным образцам, моделям. Думаю, что в обозначенной теме нет никакой новой идей. Важна его реализация. По этому поводу А.Г. Маслоу писал: «Среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасности, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, оберегающие его от опасности6. Это утверждение американского социолога, раскрывает сущность содержание «понятие абсолютной безопасности». Однако после трагедии с «Титаником», Чернобыльской катастрофой, катастрофой г. Нью-Йорка (11 сентября 2001 г.) весь мир перешел к парадигме допустимого (приемлемого) уровня риска.

В современных условиях усиливается потребность в безопасности и защите, потому что, появляются новые (цивилизованные) риски. Ну, например - космические, электромагнитные и др. Вызывает вопрос, как удовлетворить эту потребность? Человеку, государству, работодателю. Раскрывать подробности деятельности каждого из перечисленных субъектов обеспечения безопасности не было предметом этой статьи.

Тем не менее, несколько размышлений. В последнее время стали появляться статьи (в основном в интернете) в которых, прямо или косвенно (ссылаясь даже на отечественные мнения) указывается на следующее: а)никаких средств или мероприятий безопасности сейчас нет; б) в ряде случае указывает на гипертрофированную безопасность; в) безопасность - предрассудок, ни один человек не испытал ее в полной мере7. Трудно полностью согласиться, с такими высказываниями. Слишком они категоричны, не подкрепленные ни тео-

6 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е. изд. - СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

7 http://www. popsy. ru /articles/full/stati/osnovnoj instinrt potrebnost

рией не практикой и не соответствуют реальной действительности в этой сфере.

Появление новой Стратегии национальной безопасности, обращение Президента Российской Федерации к этой проблеме в ежегодных Посланиях Федеральному собранию, и многое другое говорит об обратном. Во многих странах, в т. ч. и в России вместо свободы предпочитают безопасность. Опасности известны, познаваемым и управляемым и находятся под контролем. И все же для обывателей и руководителей постулат «пока вы в состоянии думать и делать - вы в безопасности» заключается в реализации простых действий направленных на следующее:

Формирование всеобщего интереса к проблемам обеспечения безопасности;

Необходимости соблюдения требований, правил, регламентов безопасности;

Адекватности поведения при чрезвычайных ситуациях;

Формирование комплексных интегрированных систем обеспечения безопасности;

Реализации в контрольной деятельности «риск -ориентированного подхода». Это некоторые условия, которые, по мнению автора, позволяют поднять на качественно новый уровень защищенности человека, общества, тесно связав их с ростом деятельностного подхода.

И последнее. Интеграция интеллектуальных усилий инновационных решений и целенаправленных, осознанных, обоснованных, рациональных действий субъектов комплексной системы обеспечение безопасности основной путь гарантирования безопасности. Системообразующим элементом данной системы по-прежнему является государство. В этой связи, руководство страны поставило цель: «добиться высокого уровня жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной»8. Это приоритетная деятельность государства, его структур, негосударственных и общественных структур, и нас с Вами.

Список литературы:

1. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2013.

Обдумайте и обсудите ситуацию. Лена пришла домой из школы и увидела, что родители чем-то взволнованы. Мама объяснила ей, что отца уволили с работы, поэтому в ближайшее время возможны материальные трудности. Чем опасна для семьи такая ситуация?

Безопасность как потребность человека

Потребность в безопасности — это одна из базовых, фундаментальных потребностей человека, в иерархии потребностей человека она занимает высокое место. Каждый из нас хочет жить в таких условиях, когда опасность нашего физического, психического, социального, экономического существования сведена к минимуму. И отдельные люди, и группы людей стараются обезопасить себя от факторов, которые могут им навредить. Они защищают свои жизнь, семью, собственность, честь и достоинство. Но в отличие от многих других потребность в безопасности невозможно полностью удовлетворить, поскольку угрозы всегда присутствуют в нашей жизни. Не случайно известный датский философ Серен Кьеркегор еще в XIX веке писал: «Безопасных времен не бывает». Поэтому в любом обществе всегда высоко ценят возможность жить без рисков и опасностей. Безопасность является абсолютной ценностью, она носит универсальный характер и признается фундаментальной всем человечеством. Особенно это ощущается в периоды социальных потрясений, эпидемий, войн, террористических актов.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Сегодня все чаще появляются сообщения о том, что подростки гибнут, делая экстремальные селфи на крышах, железнодорожных мостах или других сооружениях.

Почему это происходит, ведь потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека?

В предупреждении опасности важной является роль самого человека, особенностей его мировоззрения, морали. Чем глубже человек понимает окружающий мир, людей, законы, которые действуют в социуме, тем безопаснее его позиция. Опыт помогает человеку предусматривать последствия развития различных ситуаций и связанные с этим опасности. Следует учитывать то, что состояние личной безопасности ослабевает, если человек не оценивает и не предугадывает последствий своих действий.

Важным средством обеспечения личной безопасности являются знания психологических закономерностей, которые предопределяют поведение людей. Эти знания позволяют принимать правильные решения и избегать опасности.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Старинная мудрость утверждает: «Ничто не может затронуть человека, причиной чего не был бы он сам». Как вы понимаете это выражение?

Виды и уровни угроз

Угрозы могут касаться конкретного человека (гражданина), общества и государства. В связи с этим выделяют три уровня угроз:

Различают виды угроз по таким критериям:

По месту нахождения источника опасности: внешние или внутренние угрозы;

По происхождению: природные, антропогенные, социальные;

По сферам жизнедеятельности: военные, политические, экономические, продовольственные, информационные, экологические;

По вероятности реализации: потенциальные, реальные, непосредственные.


Под источниками угроз понимают условия и факторы, которые потенциально содержат деструктивные, вредные качества и которые при определенных условиях реально оказываются враждебными национальным интересам. Реагирование на угрозы должно быть адекватным их виду и масштабам, быть своевременным (опережающим).

Меры безопасности

Для обеспечения защиты от угроз по сферам жизнедеятельности общество предусматривает создание систем, которые помогают выжить в критических ситуациях и обеспечивают достойную жизнь людей.

Меры экономической безопасности направлены на обеспечение граждан доходом, достаточным для удовлетворения необходимых потребностей. Меры продовольственной безопасности должны сделать доступными основные продукты питания для всех слоев общества. Меры экологической безопасности предусматривают защиту населения от экологических катастроф и экологического загрязнения, наличие чистого воздуха и воды. Цель мер безопасности для здоровья — сделать медицинское обслуживание максимально доступным и эффективным. Меры личной безопасности направлены на сохранение свободы и защиту человека от угроз насилия. Меры политической безопасности нацелены на соблюдение основных прав человека. Меры общественной и культурной безопасности предусматривают защиту культурного многообразия и общественного развития от разрушительных тенденций.


Опорные точки. Потребность в безопасности признается фундаментальной всем человечеством.

Для обеспечения защиты от угроз общество предусматривает создание политических, социальных, природоохранных, экономических и культурных систем, основанных на принципах безопасности.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Какие меры безопасности существуют в нашей стране?

2. Какие меры предусматривает экологическая безопасность?

II уровень

3. Какие средства психологической защиты от опасных ситуаций вы знаете?

4. Какие существуют уровни и виды угроз? Приведите примеры.

III уровень

5. Как отдельные люди и группы людей стараются обезопасить себя от факторов, которые могут им навредить?

6. Почему потребность в безопасности невозможно полностью удовлетворить?

IV уровень

7. Докажите, что потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека.

8. Почему состояние личной безопасности ослабевает, если человек не оценивает и не предусматривает последствий своих действий?

Это материал учебника

Физиологическая потребность в пище,

питье, кислороде и т.д.

Рис. 1.1. Базовые потребности человека (по Ж. Годфруа, 1992)

Следует заметить, что после удовлетворения физиологических потребностей удовлетворение потребностей более высокого уровня возможно только после обе­спечения безопасности. Более того, многие высшие потребности человека отчасти и вызваны стремлением к повышению уровня своей безопасности. В сообществе человек чувствует себя безопаснее.

Потребность в уважении и признании служит основанием для того, чтобы ин­тересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге тоже служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобра­зования интересов сообщества в личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы.

Следующей потребностью является развитие, а оно дает в руки человека всё более эффективные средства и методы обеспечения безопасности. Наконец, эсте­тические потребности, духовное развитие личности позволяют формировать в со­знании высшие общественные ценности, в том числе ценность человеческой жизни. Таким образом, все потребности более высокого уровня вырастают и невозможны без удовлетворения потребности в безопасности. Одновременно они и служат ей. Все сферы разумной жизнедеятельности человека в конечном итоге имеют целью обеспечение развития и повышение уровня безопасности человека.

Ни одна социальная, техническая или природная система не может выжить и развиваться без наличия в них элементов и систем безопасности.

Система безопасности включает в себя элементы организации защиты человека, средства защиты, культуру безопасного поведения, знания закономерностей среды и опасных факторов, умение человека предвидеть, выявлять и правильно оценивать эти факторы и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих элементов можно говорить о создании (проектировании) действенной системы комплексной безопасности.

Можно выделить обеспечение индивидуальной безопасности личности, ко­торое включает профилактику попадания данной личности в опасные ситуации, формирование средств индивидуальной защиты и навыков безопасного поведения. И более масштабное - обеспечение коллективной безопасности, предполагаю­щее создание защищенного пространства, средств и условий для спокойной и мак­симально комфортной жизнедеятельности множества людей. Как индивидуальная, так и коллективная безопасность могут быть обеспечены только при безопасности национальной (государства), т.е. его территориальной целостности, независимо­сти, соблюдении конституционных прав и свобод личности.

Обеспечение безопасности в системе образования зависит не только от оснащен­ности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от профессионализма персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образователь­ных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с ад­министрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников об­разовательного учреждения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность– коренная потребность человека

Психологами установлено, что безопасность является одной из коренных потребностей человека Базовые потребности человека – это физиологические потребности : утоление жажды, прием пищи и утоление голода, сохранение тепла и продолжение рода. Это первый уровень потребностей человека и всего живого на земле. Второй по значимости уровень потребностей разумного человека – это обеспечение собственной безопасности, а также безопасности потомков, родителей и окружающих . Обеспечение безопасности, а значит и самосохранения, также свойственны всем живым организмам. На рис. 4 представлены базовые потребности как источники активной жизнедеятельности.

Потребность в социальных связях возникают не только после удовлетворения потребности в безопасности от непосредственных угроз, но вызвана стремлением к повышению уровня этой безопасности. В обществе человеку безопаснее.

Потребность в уважении служит основанием для того, чтобы интересы сообщества стали личными интересами. А это, в свою очередь, дает возможность обеспечивать безопасность большинства членов сообщества.

Потребность развитии предоставляет возможность человеку все более эффективные инструменты и технологии, как организации обеспечения безопасности, так и самой безопасности.

Духовное развитие личности , как одна из потребностей более высокого уровня, направлена на формирование в сознании человека высшие общественные ценности, в том числе обеспечение безопасности самого сообщества.

Как видно, потребности более высокого уровня вырастают из двух основных потребностей – физиологической (фундаментальной, базовой потребности) и безопасности, которую некоторые авторы называют «коренной».

4) Уважение (одобрение, признание сообщества) 3) Социальные связи (объединение, включенность в сообщество) 1) Физиологические потребности (голод, жажда, продолжение рода…) 2) Безопасность 5) Развитие (знания, технологии, духовное развитие)

Рис. 4. Базовые потребности человека (по А.Маслоу)

В результате развития человечества и повышения уровня цивилизации человек, преобразуя природу и окружающий его мир, создал огромную техническую рукотворную среду своего обитания и жизнедеятельности. Но, создавая для себя блага, он создал проблему обеспечения своей и общественной безопасности. Примером тому можно назвать огромные энергетические системы: атомные и другие электростанции, заводы по переработке нефтепродуктов, военно-технические комплексы, в том числе с ядерными зарядами, а также транспортные и информационные системы и многое другое. Во второй половине ХХ века возникла глобальная (мировая) проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности на Земле. Другими словами возникла проблема глобального масштабаобеспечения безопасности человека, семьи, сообщества, общества, государства и всего человечества от их собственной жизнедеятельности.

Очевидно, что общество не может оставаться в стороне от решения проблемы безопасности. Поэтому возник социальный заказ на систематизированную подготовку населения к безопасному участию в повседневной жизнедеятельности. Выполнение такого заказа общества невозможно без включения в такую подготовку системы образования.

Мотивация активности человека, как показали исследования в области медицины и психологии, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.

Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности.

Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов: жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху каменного века не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.

Однако, как установил основоположник теории мотивации американский социолог А.Маслоу («Мотивация и личность», 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Общепринятой считается классификация А. Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2), где потребности размещены в иерархическом порядке.

В основе теории мотивации Маслоу лежат следующие факты:

Человека мотивируют его неудовлетворенные потребности;

Перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.

Согласно теории мотивации Маслоу существуют общие потребности для человека (физиологические, безопасности, любви, уважения), которые должны быть удовлетворены до того, как человек перейдет на более высокий уровень мотивации, где материальные ценности уже не играют такой роли.

Физиологические потребности – потребности, обеспечивающие выживание человека (это вода, еда, отдых, секс).

Потребность в безопасности – защита от физических и психологических угроз окружающего мира и уверенность в том, что эти потребности будут удовлетворены и в будущем.

Социальные потребности – социальное взаимодействие с другими людьми. Тебя принимают и понимают окружающие люди.

Потребность в уважении – самоуважение, компетентность, признание.

Потребность самовыражения, самореализации – реализация своего внутреннего потенциала и развитие человека как личности.


Рис. 2. Базовые потребности человека по А. Маслоу

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные - приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, во сне, в продолжение рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).

Далее идут потребности, свойственные только homosapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности . Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму . «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ и социолог XX века ХосеОртега-и-Гассет ).

Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).

Уместно, правда, отметить важное замечание А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз.

Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.

С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества.

Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации . Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении, а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовыхпотребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной .

Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.



error: Контент защищен !!