Презентация по обществознанию проблема общественного прогресса. Презентация на тему "проблема общественного прогресса"

1 слайд

3. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 4. Верно ли суждение? А. Исторический процесс прогрессивен. Б. Прогресс возможен только для отдельного человека. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба неверны; г) верно А и Б.

2 слайд

2. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние.

3 слайд

4 слайд

1. Под прогрессом понимается: а) упадок культуры; б) движение вперед; в) циклическое развитие; г) состояние стабильности.

5 слайд

6 слайд

13. Критерием общественного прогресса можно считать: а) развитие разума; б) развитие производства, науки и техники; в) развитие нравственности; г) все перечисленное выше.

7 слайд

14. Верны ли следующие суждения? А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса. Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны. 15. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

8 слайд

11. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений: а) внешние факторы, влияние природной среды; б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества; в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше. 12. Что является высшим критерием общественного прогресса? а) развитие производительных сил; б) моральное, духовное состояние общества; в) человек, качество его жизни; г) развитие науки.

9 слайд

9. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»: а) уровень (ступень) развития общества, его культура; б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития; в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким; г) развитие и переход общества от высшего к низшему.

10 слайд

10. Высшим критерием общественного прогресса, является: а) развитие производительных сил; б) моральное, духовно-нравственное состояние общества; в) степень возрастания человеческой свободы; г) развитие человеческого разума.

«Общество как сложная динамическая система» - Функциональные связи. Саморазвивающаяся система. Духовные общественные отношения. Отношения между отдельными индивидами. Ученые. Сфера общественной жизни. Наличие благоприятных природных условий. Политическая сфера общественной жизни. Общество и культра. Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения.

«Общество как социальная система» - Общество как социальная система. Классическое определение. Типология общества. Деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей. Классификация социальных систем по типу. Экономика. Системные качества. Социальные слои. Эмиль Дюркгейм. Социальный институт. Общественные образования.

«Черты современного общества» - Сельское хозяйство. Аграрное общество. Компьютеры. Глобальные проблемы человечества. Возникновение рабочих. Конфликт поколений. Книги. Самопроверка. Культурное наследие. Мировое сообщество. Научно-техническая революция. Человечество. Поколение. Виды глобальных проблем. Черты современного общества. Современное общество.

«Общество как система» - Общество в широком смысле. «globus» – лат. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Европейское общество Российское общество Английское общество. Глобальные проблемы современности. Макроструктура общества = общество как система. Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации.

«Жизнь общества» - Верны ли следующие суждения об обществе? Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Что из перечисленного относится к эрзац-культуре? 1) художественные полотна 2) исторические памятники 3) предметы домашнего обихода 4) «мыльные оперы». Мифы, знания, идеи, украшения, обычаи, традиции, язык.

«Общество» - Функция целеполагания. Понятие «общество». Изменения в социальной структуре общества. Функция интеграции. Страна. Постиндустриальная цивилизация. Автономность. Цивилизационный подход. Виды социального прогресса. Социальный прогресс. Самодостаточность. Общество. Влияние территории. Основные признаки общества.

Всего в теме 18 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Общественное развитие. Реформа и революция. Инновация и модернизация.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Сущность понятий «прогресс» и «регресс» Особенности прогресса и его критерии Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Критерии прогресса Развитие человеческого разума. Совершенствование нравственности людей. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. Прогресс науки и техники. Развитие производительных сил, включая самого человека. Относительность прогресса Есть области, к которым понятие прогресса не применимо. Противоречивость прогресса Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

5 слайд

Описание слайда:

Сущность понятий «прогресс» и «регресс» Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат. stagnum – стоячая вода).

6 слайд

Описание слайда:

Общественное развитие Реформа и революция Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Виды революций Кратковременные,например, Февральская революция 1917г. В России. Долговременные, например неолитическая революция – 3тыс. Лет; промышленная революция XVIII – XIX вв.

7 слайд

Описание слайда:

Общественное развитие Реформа и революция Реформа (от фр. reforme oт лат. reformare – преобразовывать) – это какая -либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Виды реформ Прогрессивные, например, реформы 60-70-х гг. XIX в. В России – Великие реформы Александра II. Регрессивные, например, реформы второй половины 80-х – начала 90-х гг. XIX в. В России – «Контрреформы» Александра III/

8 слайд

Описание слайда:

Общественное развитие Реформа и революция Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. РЕФОРМЫ

9 слайд

Инновация и модернизация Модернизация Линии сравнения Органическая модернизация Неорганическая модернизация 1.С чего начинается? Начинается с культуры, с изменения общественного сознания. Начинается с экономики и политики. 2.Как осуществляется? Осуществляется «снизу» Осуществляется «сверху» 3. Какова сущность? Является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Является реакцией на вызов со стороны более развитых стран, способом «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых иностранных государств. 4.Примеры Переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революцииXVIIIв., преобразование американского производства в результате внедрения «фордизма» в первой четвертиXXв. Петровские реформы первойчетвертиXVIIIв., индустриализация 30-х гг.XXв. В СССР, перестройка 1985г., экономические реформы, начавшиеся после 1991 г.

Cлайд 1

Cлайд 2

Понятие «общественный прогресс»; направленность общественного прогресса: прогресс и регресс, линейное и циклическое развитие; реформы и революции; критерии и противоречия общественного прогресса.

Cлайд 3

«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему» Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию. Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя. Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Cлайд 4

Cлайд 5

Эволюция Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении. Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

Cлайд 6

Революция Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому. Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Cлайд 7

Реформы – это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

Cлайд 8

Основные противоречия прогресса. Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения. Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества. Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Cлайд 9

Критерии общественного прогресса. До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума. И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума. Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах. К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил. Современная обществоведческая мысль - качество жизни.

Пять стадий в жизни человечества Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Гесиод. VIII-VII вв. до н.э.) Древнегреческий поэт и мыслитель.


В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Жан Антуан маркиз де Кондорсе () французский писатель, ученый- математик и политический деятель. История представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. История представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. «Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».


Прогресс и регресс Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.


Противоречивость прогресса Вспомним факты из истории XIXXX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве реставрация старых порядков. Вспомним факты из истории XIXXX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.) (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.)


Противоречивость прогресса Современные исследователи считают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. делают вывод о противоречивости прогресса. Современные исследователи считают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. делают вывод о противоречивости прогресса.




Образец задания ЕГЭ Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс». Стагнация


Гуманизм Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л. Н. Толстой «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л. Н. Толстой Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.




Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Приведите примеры исторических альтернатив. Приведите примеры исторических альтернатив.


Историческая альтернатива Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельнаяя. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельнаяя. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.


Исторический выбор Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.







error: Контент защищен !!