Знак символ знаковая система. Знаковые системы: примеры, типы и виды

Перед человеком всегда стояла проблема поиска наиболее удобного способа сообщения информации и идентификации тех или иных действий, событий или объектов. Для того чтобы облегчить многие процессы жизнедеятельности создавались различные варианты передачи сообщений как во времени и пространстве, так и в непосредственном контакте с носителем этого сообщения. Например, для сообщения об опасности всегда применялись звуковые, световые сигналы или сигналы, подаваемые с помощью цвета. С детского возраста человек привыкает к тому, что красный это предупреждение об опасности.

Конечно вербально (то есть словесно) можно очень точно и корректно сообщить нечто важное. Однако это влечет за собой ряд проблем. В первую очередь это языковой барьер. Если в силу каких-либо обстоятельств оказаться в другой стране или в обществе людей, язык общения которых вам не известен, то узнать что происходит - становится очень и очень сложно. Можно воспользоваться жестами. А если необходимо сообщить нечто на определенное расстояние – ситуация может стать абсолютно тупиковой. Второй важной проблемой в передаче информации всегда являлось время. Часто складываются такие ситуации, при которых счет идет на секунды. Следовательно, возникает проблема поиска наиболее удобного способа передачи сообщения, который позволит сделать это быстро. Третья проблема – простота передачи этого сообщения. Итак складывается три основных отправных точки в поиске решения выше описанной проблемы: быстро, просто и без дополнительных сложных факторов (например, иностранный язык).

Человек быстрее и проще всего получает информацию зрительно. Поэтому, любую информацию удобнее всего облечь в изобразительную форму. При этом изображение должно быть достаточно простым, понятным, не требующим излишнего времени на распознавание. Таким изображением может стать знак. Знаком можно считать графическое воплощение некоего смыслового содержания. Например, самый простой способ сообщить о получении важного сообщения это изобразить почтовый конверт. Знаки окружают нас каждый день. Это знаки-указатели, знаки-пиктограммы, книжные знаки, фирменные или товарные знаки.

Знаки-пиктограммы.

Фирменный знак.

Если для определенного вида деятельности требуется группа знаков, то речь идет о создании знаковой системы. Знаковой системой можно считать группу знаков, объединенную общим назначением и стилем графического решения. Классическими примерами знаковых систем можно считать дорожные знаки или знаки на мониторе компьютера.

Дорожные знаки, принятые к использованию на территории РФ (представлены частично).

Знаковая система виртуальной среды.

Следует отметить, что понятие знаковой системы имеет отношение лишь к графическим формам знаков и не затрагивает область знаково-информационного функционирования иных классов искусственных систем.

А.Чапурина Знаковая система для учебной деятельности. Учебная работа

В теории любой знак рассматривался с точки зрения формальной структуры его внутренней организации как отношение: графический носитель - смысловое содержание. В зависимости от характера этого отношения знаки подразделяются на три вида:

Иконические знаки – достаточно конкретно передающие образ заложенного содержания;

Знаки-индексы – графически абстрактные и отображающие конвенциально заложенное содержание;

Знаки-символы – отображают сложное глубинное символическое содержание (графически могут быть как иконическими, так и индексами).

Изучением знаков и знаковых систем занимается наука СЕМИОТИКА.

Не каждое изображение может быть знаком. В первую очередь, оно должно соответствовать фундаментальным требованиям. К ним относятся: автономность, различимость, запоминаемость и визуальная активность. Подробно охарактеризуем каждое.

Автономность это такое построение знака, при котором изображение будет независимым, самостоятельным и визуально изолированным от внешнего окружения и его возможных влияний. Автономность предполагает композиционную замкнутость графической структуры знака. Свойство автономности знака обеспечивает константность (постоянство) его восприятия независимо от окружения, в котором он может оказаться.

Различимость позволяет выделять знак среди других знаков и не дает ему возможности «затеряться» среди других знаковых структур. Знак должен обладать индивидуальностью строения графической структуры, обладать отличительными признаками, выделяющими из ряда аналогичных знаковых форм.

Запоминаемость знака определяется ясностью, четкостью построения его формы. Это достигается за счет предельной обобщенности, достаточной лаконичности, цельности композиции и оптимальной сложности всех его элементов.

Визуальная активность знаковой формы предполагает использование арсенала средств формально-композиционной выразительности построения изображения, которое позволит воздействовать на чувственное восприятие человека. Знак должен вызывать эмоциональную реакцию как на определенный сигнал, посыл к действию.



Помимо фундаментальных требований каждый знак должен соответствовать требованиям, обеспечивающим его функциональность. К таким требованиям можно отнести следующие:

Читабельность. Применительно к знаку читабельность можно понимать как возможность легкого считывания, распознавания формы. Если изображение будет изобиловать мелкими деталями, слишком сложным рисунком, то это автоматически выведет его из категории знаков. Как уже было сказано выше, знак призван быстро и просто передавать сообщение, заложенный в него смысл. Следовательно, он должен быть достаточно простым, контрастным по графике, что позволит зрителю легко «считывать» изображение.

Внутренний масштаб. Понятие внутренний масштаб предполагает построение структуры знака, таким образом, при котором форма не теряет свою читабельность при многократном уменьшении или многократном увеличении. Любой знак может оказаться как на визитной карточке, где его возможные размеры достаточно малы, так и на огромном рекламном щите или в интерьере, где изображение может быть весьма большим. Поэтому в процессе разработки знак специально проверяется на внутренний масштаб. Если детали или элементы знака прочитываются не четко, то следует внести изменение в рисунок изображения.

Технологичность. Это требование предполагает такие качества знака, которые позволят не потерять читабельность при нанесении на различные поверхности. Печать на бумаге это «комфортные» условия для нанесения знака. Поверхность позволяет легко наносить форму без потери ее распознавания. Однако знак может наноситься на дерево, кожу, металл и прочие материалы, поверхность которых может быть достаточно рифленой, а значит, может привести к потере некоторых деталей изображения. Современная дизайнерская бумага крайне разнообразна по своей фактуре – рифленая, гофрированная, с разнообразными включениями и др. Поэтому в графике знака продумывается допустимая сложность. Конечно, предугадать все ситуации не возможно. Но при разработке знака степень возможного риска должна быть сведена к минимуму.

К каждому виду знаков применяются еще и дополнительные требования. Например, часть знаков строится на модульной основе. Рассматривая каждую конкретную ситуацию, такие требования будут оговорены отдельно.

Соответствие знака перечисленным требованиям позволит ему не только соответствовать понятию знаковости, но и обеспечит ему длительную жизнь среди различных видов проектной графики.

Контрольные вопросы.

1. Что такое знак?

2. Что такое знаковая система?

3. На какие виды подразделяются знаки?

4. Какая наука занимается изучением знаков и знаковых систем?

5. Каким фундаментальным требованиям должен соответствовать знак?

6. Что такое читабельность по отношению к знаку?

Тестовые вопросы.

Тестовый вопрос.

Внутренний масштаб по отношению к знаку это:

А. Построение знака по сетке?

Б. Сохранение читабельности знака при уменьшении и увеличении ?

В. Изменение знака в зависимости от ситуации размещения?

Г. Нанесение знака на различные поверхности?

Технологичность знаковой формы предполагает:

А. Лаконичность структуры знаковой формы?

Б. Читабельность, как в цветном, так и в черно-белом решении?

В. Соблюдение при проектировании знака требований дальнейшего технологического процесса печати?

Г. Сохранение читабельности знака при нанесении на различные поверхности?

Визуальная активность знаковой формы предполагает:

А. Яркое цветовое решение?

Б. Оригинальное графическое решение?

В. Вызывание эмоциональной реакции зрителя?

Г. Динамичную композицию?

Практическое задание.

Разработать знаковую систему для учебной деятельности, включая следующие: лекция, практика, зачет, каникулы. Знаки должны соответствовать требованиям знаковости, быть максимально простыми, лаконичными. Поскольку речь идет о системе, то изображения должны быть выполнены в одном стиле. Знаки могут быть заключены в форму (в круге, квадрате и др.) или иметь свободное решение. Форма и структура – на выбор автора. Решение может быть как черно-белое, так и в цвете.

С точки зрения семиотики основной структурной единицей языка культуры являются знаковые системы.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий некоторый другой предмет, свойство или отношение и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи.

Под естественными знакомы понимаются веши и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Естественные знаки - это знаки-признаки, например дым - знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Функциональные знаки - это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Это тоже знаки-признаки, например производственная техника, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, содержащий информацию обо всей технической системе, элементом которой он является, например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова - к счастью, женщина с пустыми ведрами - к несчастью и т.д.

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой иомоши», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.

Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.

Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Символы - знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вешам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны - символические знаки достоинства государств.

Вербальные знаковые системы - это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они составляют основу культуры говорящего на нем народа. Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению.

Естественный язык - это открытая знаковая система. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Так, новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике пополняют словарный запас языка (радио, электрон, компьютер и т.д.), а уходящие процессы и явления приводят к устареванию и исчезновению слов (половой - слуга в трактире, криница - родник и т.д.). При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные до десяти, а также личные местоимения) остается неизменным очень долго, в течение сотен лет.

Знаковые системы записи - письмо, ноты и т.п. - в истории человечества появились довольно поздно. Они возникли на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки и т.д. и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а более объективная и абстрактная единица - буква. Число базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится обозримым. Благодаря этому коренным образом изменяется логика использования знаковой системы, становятся возможны качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность искусственно увеличить словарный состав языка. Если в бесписьменных языках малоупотребительные слова просто исчезают, то запись позволяет накапливать слова. С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила и соответственно создается нормированный литературный язык, обогащаются и совершенствуются способы выражения мысли, передачи ее нюансов. Письменность открыла путь к передаче информации через время и расстояние, позволила сохранять те мысли и идеи, которые не были поняты современниками, но позднее оказались востребованными. Важнейшим шагом в развитии культуры стало появление книгопечатания-тиражирования текстов. Все это создало условия для творчества, массового образования и просвещения народов. Одним из важных направлений развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, отличающихся строгой формализацией правил построения; такие языки широко используются в логике, математике, информатике.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

34. Понятие социальной перцепции в структуре общения

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Знаковые системы формировались на протяжении всей истории человечества. Это было необходимо не только для того, чтобы накопленные здания могли передаваться из поколения в поколение - по мнению многих антропологов, наука о знаках первоначально зародилась как средство общения между людьми.

Что такое семиотика?

Семиотика представляет собой отрасль знания, которая изучает знаки и знаковые системы. Она возникла на стыке нескольких дисциплин – психологии, биологии, кибернетики, литературы, а также социологии. В составе семиотики выделают три обширные области знания. Это синтактика, семантика, прагматика. Синтактика изучает законы, по которым устроены различные виды знаковых систем, способы устройства, при помощи которых соотносятся различные элементы языка. Предметом изучения семантики является смысл – соотношение между самим знаком и его значением. Прагматика изучает отношения между тем, кто пользуется языком, и самой знаковой системой. Знак – это определенный материальный предмет (а также событие или феномен), который объективно используется для замены другого предмета, его свойства или соотношения между предметами.

Вторичные моделирующие системы

Помимо основных классов знаковых систем, существуют также вторичные моделирующие системы. Иначе их называют «кодами культуры». К этой категории относятся все типы культурных текстов (исключая естественный язык), общественная деятельность, различные модели поведения, традиции, мифы, религиозные поверья. Культурные коды формируются таким же образом, как и естественный язык. Функционируют они по принципу соглашения между членами общества. Соглашения, или коды, известны каждому члену группы.

Развитие психики и овладение знаковой системой

Овладение различными видами знаковых систем – это также критически важный фактор для развития высших психических функций. Семиотические системы позволяют индивиду овладевать общественной культурой, исторически сложившимися приемлемыми способами поведения, социальным опытом. При этом происходит и развитие самосознания. Начинаясь с элементарных ощущений, со временем оно формируется в ряд навыков самовосприятия, составления о себе определенного мнения, личной логики.

Кодирование и декодирование информации

В психологии различные примеры знаковых систем чаще всего изучаются в контексте их соотнесения с познавательными процессами. Большое внимание уделяется нейрофизиологическим особенностям. Но нередко речь как способ передачи информации, обмена знаниями оставляется учеными в стороне. До сих пор для исследователей представляет загадку процесс кодирования с помощью знаковых систем визуальных образов. Мысленный образ кодируется в мозгу говорящего в слова. В мозгу слушающего он декодируется. Те трансформации, которые происходят при этом, остаются неисследованными.

Языковые знаковые системы: примеры

В настоящее время лингвистика является динамично развивающейся отраслью познания. Лингвистический метод применяется во многих науках – к примеру, в этнографии и психоанализе. Всего существует шесть типов знаковых систем. Это естественные системы, иконические, конвенциональные, системы записи, вербальные системы. остановимся на каждом типе более подробно.

Иконические системы

Примером иконических знаковых систем служат архитектура, балет, музыка, невербальный вид коммуникации. Они обычно имеют достаточно сильное эмоциональное насыщение, полны образных компонентов, которые являются частью знака. Изучение различных примеров знаковых систем показывает: ученый должен не только использовать объективные методы, но и самостоятельно моделировать разнообразные примеры эмоций, коммуникативных ситуаций.

Естественные знаки

Эти знаки встречаются в природе и в повседневной жизни. Обычно это определенные вещи или природные феномены, которые указывают на другие предметы. Иначе их еще называют знаками-признаками. Примером знаковых систем, относящихся к естественным, могут быть приметы о погоде, следы зверей. Классической иллюстрацией этой семиотической системы является знак дыма, который свидетельствует о пожаре.

Функциональные знаки

Этот тип знаков также относится к знакам-признакам. Однако, в отличие от естественных, связь функционального знака с тем предметом, который он обозначает, обусловлена определенной функцией, деятельностью людей. К примеру, домашний интерьер в рамках семиотики представляет собой текст, свидетельствующий об уровне благосостояния хозяев дома. Набор книг на книжной полке предоставляет зрителю информацию о вкусах владельца библиотеки, уровне его умственного и нравственного развития. Также функциональным знаком часто могут выступать действия. Например, классный учитель водит пальцем по списку учеников в журнале. Это действие также является функциональным знаком – оно обозначает, что скоро кто-то будет вызван к доске.

Ковенциональные знаки

Этот пример знаковой системы иначе называется условным. Название «конвенциональный» происходит от латинского conventio – «соглашение». Условные знаки служат для того, чтобы обозначать предметы и явления окружающего мира «по условию». Сами они, как правило, имеют очень мало общего с тем, что обозначают. Примеры знаковых систем, относящихся к конвенциональным: сигнал светофора, индексы, картографические знаки, символы (гербы, эмблемы).

Вербальные (речевые) знаковые системы

К этой категории относятся все человеческие языки. Каждый язык имеет исторически сложившуюся основу (так называемый «семиотический базис»). Основной особенностью человеческих языков является то, что каждый из них есть полиструктурной и многоуровневой системой. Система эта способна практически к неограниченному развитию. Знаковая система речи представляет собой богатейшее средство для хранения, обработки и дальнейшей передачи информации.

Знаковые системы

Эта семиотическая категория включает в себя знаковые системы, которые возникают на основе предыдущих групп – вербальных, танца, музыки. Знаковые системы записи являются вторичными по отношению к этим группам. Они возникли с появлением письменности. Без систем записи когнитивная эволюция человека была бы невозможной.

Семиотические опыты в истории

Древнегреческий ученый Платон делил все звуки на категории быстрых, громадных, тонких и округлых. М. В. Ломоносов придерживался мнения, что частое повторение в письменной или устной речи буквы «А» способствует изображению величия, глубины и высоты. Буквы «Е» и «Ю» помогают изобразить ласку, небольшие предметы, нежность. Эти взгляды были изложены в его работе «Краткое руководство к красноречию».

Исследователем И. Н. Гореловым был проведен любопытный опыт. Испытуемых просили охарактеризовать фантастических животных, названных «мамлына» и «жаваруга». Все из участников эксперимента сочли «мамлыну» добрым, кротким и округлым по форме существом. «Жаваруга» была отнесена к категории диких, колючих и злых.

Язык волапюк

На планете существует огромное количество языков, немало и мертвых языков – тех, что вышли из обихода. Несмотря на это, все же находятся те, кто с энтузиазмом изобретает новые. Примеры искусственных знаковых систем – это известный язык эсперанто, предшествовавший ему волапюк, универсалглот, лингва католика, сольресоль и многие другие. Одним из самых сложных является ифкуиль, созданный на основе древних символов. Искусственные языки создавались персоналиями, занятыми в разных сферах. Не всегда это были те, кто работал в профессиях знаковой системы.

Один из самых странных искусственных языков – это волапюк. Идея его изобретения впервые пришла в голову немецкому священнику по имени Мартин Шлейер. Богослужитель утверждал, что мысль о создании искусственного языка была предложена ему самим Господом во сне. Целью создания волапюка было упрощение коммуникации – Шлейер пытался создать простой и универсальный язык. За основу он взял европейские языки – латинский, английский и немецкий. Слова священник пытался создавать всего лишь из одного слога.

Поначалу общественность не проявляла особого интереса к этому искусственному языку. Однако вскоре было создано сообщество, которое начало распространять информацию о новом языке. В итоге на пике своей популярности он насчитывал более ста тысяч носителей.

Язык волапюк многим европейцам казался достаточно странным. Содержащиеся в нем корни слов из разных европейских наречий делали его узнаваемым, однако достаточно смешным. До сегодняшнего времени слово «волапюк» означает бессмыслицу, тарабарщину. Несмотря на это, волапюк был популярен вплоть до того времени, когда в Германии к власти пришли нацисты.

Эсперанто и другие языки

Однако, когда говорят об искусственных языках, в первую очередь вспоминают о языке под названием эсперанто. Создан он был в конце XIX века и процветает до настоящего времени – его носителями являются сотни тысяч человек во всем мире.

Эсперанто не случайно обрел популярность – это очень простой язык, в котором содержится всего лишь 16 правил грамматики. Примечательно, что в них нет ни одного исключения. Слова эсперанто содержат корни различных европейских языков, а также славянские. Особенно он понятен американцам.

Со временем для того, чтобы фраза «искусственные языки» не носила негативного оттенка, их стали называть «плановыми». Непосредственно статус языков получают только те, что имеют достаточное число носителей. Если на искусственном языке говорит только его создатель и пара приятелей, то он называется «лингвопроектом».

К слову, эсперанто, несмотря на широкое распространение, не был первым из плановых языков. Первый был создан аббатисой по имени Хильдегарда Бингенская. Назывался он Lingua Ignota («неведомая речь»). Аббатиса утверждала, что он был ниспослан ей с небес. В этом языке была своя письменность и словарь, в котором расшифровывались тысячи понятий. Искусственные языки создавались и в странах Востока. Например, «бала-ибалан». Его изобрел шейх Мухиеддин, используя в качестве основы персидский, арабский и турецкий.

Двоичная система

Большинство искусственных языков создавались на основе существующих, поэтому двоичная знаковая система, использующая цифры, не относится к средству общения. В ней, как известно, информация записывается при помощи двух цифр – 0 и 1. Когда-то существовали компьютеры и с более сложной системой – троичной. Но двоичная – самая удобная для цифровой техники. В двоичной знаковой системе 1 и 0 обозначают наличие или отсутствие сигнала.

Сольресоль: необычная идея музыканта

В начале девятнадцатого века музыкант Франсуа Сюдр из Франции поделился с обществом необычной идеей: он изобрел искусственный язык, называвшийся сольресоль. Его слова, которых было более двух с половиной тысяч, записывались при помощи нот. В это трудно поверить, однако затея, которая поначалу была просто музыкальной интеллектуальной игрой, стала популярна. Язык сольресоль обрел известность среди современников, ведь ноты являются международными символами.

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Знаки: форма и значение

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д.

К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т. д.

Для слепых разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации.

В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов . Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер .

Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ (табл. 2.1).

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор нерасшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.

Один и тот же символ может иметь различное значение в разных знаковых системах. Например, знак "О" используется в качестве:

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых знаков. Какие типы знаков применяются в человеческом общении?

2. Приведите примеры знаков в форме сигналов.

3. В чем состоит различие между иконическими знаками и символами?

4. Приведите примеры символов, которые имеют различное значение в нескольких знаковых системах.

Знаковые системы

Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с другими познакомитесь в этом пункте.

Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.

Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками . Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).

В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы ).

В основе письменной речи лежит алфавит , т. е. набор знаков (букв), которые человек различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.

На основе алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка - слова. Правила, согласно которым из слов данного языка строятся предложения, называются синтаксисом . Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.

Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, алгебра, языки программирования и др.), основное отличие которых от естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса.

Например, десятичную систему счисления можно рассматривать как формальный язык, имеющий алфавит (цифры) и позволяющий не только именовать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.

Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).

Физическая реализация знаков в естественных и формальных языках может быть различной. Например, текст и числа могут быть напечатаны на бумаге, высвечены на экране монитора компьютера, записаны на магнитном или оптическом диске.

Генетический алфавит. Генетический алфавит является "азбукой", на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами.

Как слова в языках образуются из букв, так и гены состоят из знаков генетического алфавита. В процессе эволюции от простейших организмов до человека количество генов постоянно возрастало, так как было необходимо закодировать все более сложное строение и функциональные возможности живых организмов.

Генетическая информация хранится в клетках живых организмов в специальных молекулах. Эти молекулы состоят из двух длинных скрученных друг с другом в спираль цепей, построенных из четырех различных молекулярных фрагментов (рис. 1.6). Фрагменты образуют генетический алфавит и обычно обозначаются латинскими прописными буквами {A, G, С, Т}.

Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков {0, 1}. Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса - 0, есть импульс - 1), а также состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние - 0, другое состояние - 1).

Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния (знака).

В 60-е годы XX века в СССР учеными Московского государственного университета была разработана и запущена в производство ЭВМ "Сетунь" (всего было произведено 50 экземпляров) (рис. 1.7). "Сетунь" использовала троичное кодирование информации и, соответственно, состояла из устройств, способных находиться в одном из трех возможных состояний.

Рис. 1.7. ЭВМ "Сетунь"

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры знаковых систем. Какова может быть физическая природа знаков?

2. В чем состоит различие между естественными и формальными языками?

3. Обладают ли генетическим кодом растения? Животные? Человек?

4. Почему в компьютерах используется двоичная знаковая система для кодирования информации?

1.1. Задание с развернутым ответом. Заполните нижеприведенную таблицу: введите алфавит и перечислите возможную физическую природу знаков для различных знаковых систем.

Кодирование информации

В процессах восприятия, передачи и хранения информации живыми организмами, человеком и техническими устройствами происходит ее кодирование.

Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность символов данной знаковой системы, то есть информационный код. Примерами кодов являются последовательности букв в тексте, цифр в числе, генетический код, двоичный компьютерный код и т. д.

Код состоит из определенного количества знаков (например, текстовое сообщение состоит из определенного количества букв, число - из определенного количества цифр и т. д.), т. е. имеет определенную длину.

Количество знаков в коде называется длиной кода .

Так, длина кода текста данного учебника составляет около 300 тысяч знаков, а генетический код человека в 10 тысяч раз длиннее, так как состоит из 3 миллиардов знаков генетического алфавита.

Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. Информация, представленная с помощью естественных и формальных языков, может быть выражена в форме устной речи или в письменном виде. Каждая форма представления использует особую знаковую систему, ориентированную на способ ее восприятия. Устная речь использует в качестве знаков набор звуков (фонем) и рассчитана на слуховое восприятие. В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек воспринимает с помощью зрения.

В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой. Так, в процессе чтения вслух производится переход от письменной формы представления информации к устной и, наоборот, в процессе диктанта или записи объяснения учителя происходит переход от устной формы к письменной. В процессе преобразования информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую происходит перекодирование информации.

Перекодирование - это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.

Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем. Ниже приведена табл. 2.2, которая устанавливает соответствие между гласными буквами русского алфавита и фонемами.

Таблица 2.2 Соответствие букв и звуков
Буквы Звуки (фонемы)
а [а]
о [о]
у [у]
и [и]
ы [ы]
э [э]
е [i]+[э]
ё [i]+[о]
ю [i]+[у]
я [i]+[а]

В русской письменной речи только шесть гласных букв могут быть озвучены в устной речи соответствующими звуками. Для озвучивания остальных четырех гласных букв используются составные звуки, которые начинаются со звука [j].

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры кодов и определите их длины.

2. Приведите примеры перекодирования информации из одной знаковой системы в другую. Какие в этих случаях используются таблицы перекодировки?

Задания для самостоятельного выполнения

1.2. Задание с кратким ответом. Перекодируйте с русского письменного языка на русский устный имя Юля.

1. Знаковый характер языка

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

· Знак обладает следующими свойствами:

o знак должен быть материальным, доступным восприятию;

o знак направлен на значение;

o знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

· Указанные выше свойства знака обуславливают ряд требований культуры речи.

o Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчётливо слышимы, видимы.

o Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причём таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.

o В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлён о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые лишь по мнению говорящего уже содержатся в сказанных словах.

o В-четвёртых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.

o В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.

· Языковой знак может знаком кода и знаком текста.

o Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков.

o Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.

· Различают предметное и понятийное значение.

o Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета.

o Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

2. Естественные и искусственные языки

Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе называются знаками общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных знаковых систем (искусственных языков).

Знаки естественных языков состоят как из звуковых знаков, так и соответствующих им знаков письма (рукописных, типографских, машинописных, принтерных, экранных).

В естественных языках общения - национальных языках - в более или менее явной форме существуют правила грамматики, а правила смысла и употребления - в неявной форме. Для письменной формы речи существуют также закрепленные в сводах и справочниках правила орфографии и пунктуации.

В искусственных языках, как правила грамматики, так и правила смысла и употребления задаются в явной форме в соответствующих описаниях этих языков.

Искусственные языки возникли в связи с развитием науки и техники, они применяются в профессиональной деятельности специалистов. К искусственным языкам относятся системы математических, химических символов. Они служат средством не только общения, но и выведения нового знания.

Среди искусственных знаковых систем можно выделить кодовые системы, предназначенные для кодирования обычной речи. К ним относятся азбука Морзе, морская флажковая сигнализация букв алфавита, различные шифры.

Особую группу составляют искусственные языки, предназначенные для управления работой компьютерных систем, - языки программирования. Они имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются.

Знаки искусственных языков могут сами составлять тексты или включаться в состав письменных текстов на естественном языке. Многие искусственные языки имеют международное употребление и включаются в тексты на разных естественных национальных языках. Разумеется, что знаки искусственных языков уместно включать только в тексты, адресованные специалистам, знакомым с этими языками.

Естественный звуковой язык людей является самой полной и совершенной из всех систем общения. Другие знаковые системы, созданные человеком воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других (Ю. С. Степанов. Язык и метод. - М.: 1998. С. 52).

Так, например, система математических символов превосходит естественный язык краткостью записи информации, минимальностью знаков кода. Языки программирования характеризуются четкостью правил и однозначным соответствием смысла и формы.

В свою очередь естественный язык отличается значительно большей гибкостью, открытостью и динамичностью.

Естественный язык применим для описания любых ситуаций, в том числе тех, которые ещё не были объектом описания с помощью данного языка.

Естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках.

Естественный язык известен в рамках всего национального общества, а не только узкому кругу специалистов.

Естественный язык быстрее приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей и потому является основным и в целом незаменимым средством человеческого общения.

3. Основные функции языка

"Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества" (Н.Д.Арутюнова. Функции языка. // Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997. С. 609).

· Основными функциями языка являются:

o Коммуникативная (функция общения);

o Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

o Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

o Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления.

"Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя" - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 318).

Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В.Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной" (там же, С. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (там же).

Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.



error: Контент защищен !!