Модернизация в японии. Модернизация в японии Есть ли противоречия в японской модели модернизации

В Японии на протяжении последних ста с лишним лет идет процесс глубокой трансформации всех сфер жизни общества, отражающий объективную историческую тенденцию модернизации и интернационализации экономики, политики, науки, культуры, что сближает народы различных стран, содействует их сотрудничеству и взаимопониманию. В результате формируется новый облик страны, который органично соединяет в себе традиционные элементы и западные инновации. Эти процессы обусловлены набором эндогенных и экзогенных факторов. Начало этому процессу положила реставрация Мэйдзи (Мэйдзи исин), когда после более чем двухсотлетней изоляции начались активные контакты со странами Запада. С этого времени ведет отсчет крупномасштабная модернизация, принявшая форму вестернизации, точнее европеизации. Способность японского общества на протяжении всей его истории перестраиваться помогает понять суть процесса модернизации.

При преобразовании традиционного общества в западное речь, естественно, идет об интенсивном, одностороннем межнациональном переносе социально-экономических, политических и социокультурных ценностей. В этом случае модернизация происходит под влиянием экзогенных факторов и идет достаточно быстро. Перенос ценностей может иметь место как в условиях зависимости того или иного модернизирующегося государства, так и при сохранении весьма широкой политической и экономической его самостоятельности. Не только в мэйдзийской Японии, но и в первые десятилетия после поражения во второй мировой войне, «модернизированный» и «западный» являлись синонимами - японское общество считалось отсталым, а западное - передовым. Только по мере достижения высокого уровня экономического развития такие воззрения потеряли силу.

На характер модернизации Японии большое влияние оказала высокая адаптивная способность населения, т.е. усвоение им различных элементов других цивилизаций, прежде всего индийской и китайской, более того, превращение их в компонент своих национальных ценностей. В настоящее время трудно разобраться, что в японском обществе самобытно, а что заимствовано, поскольку все соединилось в единый сплав. Образование такого сплава связано с мировосприятием японцев, в основе которого, как и в других восточных обществах, лежит традиция. Для Японии характерен эволюционный процесс трансформации традиций. Новые элементы обычно добавлялись к старой структуре, не разрушая ее, часто сосуществуя с ней, иногда сливаясь. Постепенно эти элементы, видоизменявшиеся по мере приспособления к старой структуре, вызывали перестройку всей системы. Иногда этот процесс шел настолько бурно, что порождал обманчивое впечатление, будто японцы разрушают свои традиции. Преобразования в японском обществе, даже самые серьезные, происходили без сокрушительных социальных взрывов, путем реформ, без революций, путем эволюции. Решение проблем (противоречий) путем компромиссов - явление характерное для Японии, где, как правило, выбирают золотую середину между разрушением и созиданием. Такой подход базируется на одном из основополагающих принципов мировосприятия японцев - понятии гармонии «ва». Для реставрации Мэйдзи, в частности, был свойственен компромисс между консервативными силами и сторонниками обновления. Первые проявили склонность к изменению положения в обществе, вторые - к сохранению и поддержанию традиции. Значительная часть представителей торгово-промышленного капитала, выходцев из феодальных кланов, оказалась вполне готовой адаптироваться к требованиям новой эпохи. Тем не менее, сами реформы на поворотных этапах исторического развития Японии имели поистине революционный характер.

Прагматизм японцев давал им большие возможности воспринимать все нововведения, которые они считали нужными, старательно избегая возможные катаклизмы, не поступаясь традиционными ценностями. Это одна из причин, почему Япония сумела успешно ответить на вызов Запада. Японский опыт свидетельствует о том, что ни одна культура, даже такая мощная, как западная, не может быть универсальным образцом для подражания, и в то же время ни одна культура не развивается абсолютно независимо, как бы в вакууме.

Восприятие западных взглядов проходило в острой борьбе, по формуле японский дух - западная техника (вакон-ёсай). Вакон олицетворял традиционную культуру. Это понятие отражало мировозренческий аспект, связанный с духовными ценностями японцев. Ёсай означал универсальную европейскую цивилизацию. Правительство понимало, что, только усвоив достижения западной науки и техники, оно сможет отстоять независимость страны и таким образом свои привилегии. Но усвоение западных достижений несло с собой опасность разрушения всей старой системы. Отсюда появление лозунга «изгнание варваров», который можно рассматривать, как проявление начальной стадии национализма.

Реставрация императорской власти была вполне логичным итогом борьбы националистических сил страны с уже изжившим себя тоталитарным феодальным режимом сёгуната, борьбы против угрозы потери национальной независимости. Император был своеобразным знаменем возрождаемого самосознания, символом национального единства. Духовным орудием новой власти стал государственный синто.

Особенности реставрации Мэйдзи (приход в правительство представителей феодальной знати, торгово-ростовщического капитала, а не буржуазии, которая была еще политически слаба) предопределили специфику капиталистического развития страны при сохранении значительных феодальных пережитков (натуральная арендная плата в деревне, помещичья собственность на землю, полуфеодальные условия труда на предприятии). Поэтому реформы, проведенные правительством, оказались достаточно ограниченными. Модернизация осуществлялась сверху, через элиту нации, в ходе ее реализации исключительно важным было значение государства, которое заложило мощный фундамент для экономического взлета страны, но ведущая роль принадлежала все же частному предпринимательству, которое существовало еще в токугавский период. Носители новых экономических отношений были в значительной степени выпестованы протекционной политикой правительства. Вступление Японии на путь ускоренной модернизации было объективной экономической необходимостью, и закономерным было ее осуществление на пути наращивания военного потенциала по формуле «богатая страна - сильная армия».

31 марта 1854 году в бухте города Эдо (Токио) во второй раз бросила якорь эскадра вооружённых артиллерией американских «чёрных кораблей» под командованием коммодора Мэтью Перри. Он продемонстрировал японцам корабельные орудия Пэксана, (Paixhans gun), ставшие первыми морскими бомбическими орудиями стрелявшими разрывным боеприпасом. Под угрозой силы ему удалось заключить неравноправный торговый договор «Treaty of Peace and Amity», (хотя не шло речи ни об оккупации, ни о колонизации страны), ставший историческим событием и покончивший с изоляцией Японии.

Поскольку сопротивление было совершенно бессмысленным, власти приняли решение всемерно овладеть достижениями Европы и Северной Америки, чтобы иметь возможность в будущем проводить собственную независимую политику. Тем более, что в 1863 королевский флот подверг ожесточённой бомбардировке году самый южный Японский город Кагосима в наказание за убийство там английского подданного. Была проведена и бомбардировка Симоносеки во время объединённой экспедиции Англии, Америки,Голландии и Франции. К тому же японцы были хорошо осведомлены о событиях в Китае, в котором западные державы жёстко проводили свою активную колонизаторскую политику.

Ещё во времена сакоку наряду с ограничением посещениями иностранцами территории Японии, её учёные внимательно изучали по книгам «голландскую премудрость» (de. «Hollandische Lernen») и заимствовали из них полезные сведения в области медицины, естествознания и новейшие технологии. В 1811 году официально был создан «Институт по изучению иностранных книг», а многие кланы посылали на ограниченный срок молодых людей за границу. В результате в своих донесениях Перри с удивлением отмечал осведомлённость японцев. В то время в Японии существовали две установки: Сонно дзёй, что значит: «Верность императору, повержение варваров» и Вакон ёсай - «Восточная этика, западная наука»

С 1860 по 1867 из Японии в Европу и США были направлены по образцу Петровской России начала XVIII века семь «Дипломатических посольств а также для обучения».

3 февраля 1867 года престол своего отца императора Комея занял его 15-летний сын Муцухито, став 122-м императором Японии. Сёгунат Токугава (власть верховного главнокомандующего - сёгуна) был отменён после штурма Эдо (Токио) летом 1868 года. Столица перенесена из Киото в Токио, а во главе государства был поставлен император, власть которого в течение двух столетий была чисто формальной, а сам император представлял собой ритуальную фигуру, не обладающей реальной властью. Молодого императора поддержали четыре могущественных клана землевладельцев.

Характерной чертой мировоззрения населения Японии всегда была лояльность по отношению к императору и его почитания и обожествления. Авторитет императорской власти, совпадающий с сильно развитым чувством необходимости сохранения национальной идентичности во всей социальных слоях государства, обеспечивали быстрое проведение всех нужных для модернизации мероприятий. Sonno Kaikotou - «Почитание императора, который над страной господствует» стало национальным лозунгом.

В следующем году 3 января 1868 года было сформировано новое правительство. Началась новая эра Мэйдзи, что значит «просвещенное правление» После коронации императором была провозглашена так называемая «Клятва Пяти пунктов» (en Five Charter Oath):

Учреждение совещательных общественных советов.

Привлечение всех слоёв населения в решении общегосударственных вопросов.

Отмена всех устаревших законов и сословных ограничений в предпринимательской и финансовой деятельности.

Отмена «диких обычаев» и их замена «простыми законами природы».

Проведение общенационального похода за знаниями с целью усиления работы по созданию императорского правления.

В истории Японии этот период назывался Бакумацу, который отмечен был окончательным оформлением двух противостоящих политических группировок. С одной стороны это были национал-патриоты, империалистически настроенные сторонники политики выхода за пределы государства с целью подчинения и овладения не принадлежавшими Японии территориями. С другой стороны это были традициналистски настроенные сторонники сёгуната, включая самураев из элитных вновь образованных соединений, недовольные появлением иностранцев и заключёнными неравными договорами.

С января 1868 года по май 1869 в Японии разразилась гражданская война Босин, в которой войска сёгуна, прошедшие военную подготовку от прибывшей в страну французской военной миссии были повержены в решающей битве войны при Тоба и Фусими. Характернно, что в войне было использовано европейское огнестрельное оружие, а также деревянные пушки. Даже войска сёгуна были одеты в европейскую форму. После войны сторонники сёгуна получили амнистию, а некоторые получили должности в новой императорской администрации.

В 1871 г. в Соединённые Штаты Америки прибыл принц Ивакура, ставший первым в истории Японии официальным представителем на Западе.

В 1872 г. в Японии была построена первая железная дорога.

В 1880 г. японцы начали одеваться в европейскую одежду.

Важным фактором, обеспечившим быстрое проведение реформ, было то обстоятельство, что за предшествующее столетие в государстве произошло накопление значительного капитала, обеспечившее их инвестирование.

Введённая конституция привела к созданию двухпалатного парламента по английскому образцу. Началось образование нового высшего класса.

По образцу законодательства Германии был составлен свод гражданских законов, соединивший гарантирование положений существовавших ранее правил управления фамильной собственностью с новыми положениями права на частную собственность в условиях рынка.

Были введены: обязательное всеобщее школьное обучение и всеобщая воинская обязанность. Григорианский календарь и основаны газеты (уже в 1868 году их было 16), а также свобода совести.

Одновременно росла и укреплялась национальная промышленность с помощью иностранного капитала и иностранных специалистов. Так Англия способствовала началу судостроения (первый военный корабль был заложен на японской верфи в 1905 году) .

Ориентированная на внутренний рынок японская экономика смогла избежать сильной зависимости от иностранного капитала. Уже в 1911 году было прекращено действие заключённых ранее неравноправных договоров и государство получило полный контроль над таможней.

Индустриализация началась в Японии с создания предприятий по выпуску шёлка, затем, к 1880-м годам, последовала текстильная промышленность, а с 1890-х - тяжёлая промышленность.

Быстро росло народонаселение: в 1873 г. − 35 миллионов, а к 1918 году стало 55. При всём этом японцы сохраняли во всём, что не было связано с заимствованием знаний из-за границы, свою национальную культуру.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

Тема: МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ

В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX вв.

ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА

ГЛАВА II

ГЛАВА III

1. Первые шаги реформирования

государственно-административной системы

2. Образование институтов местного самоуправления

3. Реформа сословной системы

4. Военная реформа. Создание регулярной армии

5. Создание полицейского аппарата

6. Судебно-правовая реформа

2. Реформы 1880-х годов

2.1. Аграрные реформы 1871-1873 гг.

2.2. Капитализация самурайских пенсий

2.3. Начальный период индустриализации Японии

2.4. Реформа образования

3. Реорганизация государственного аппарата страны

Конституция Мейдзи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс перехода страны от феодального общества к капиталистическому, который также называют процессом модернизации общества, в разных странах проходил неодинаково. В некоторых странах Европы этот процесс занял столетия. На Востоке, где все социальные и политические процессы не укладываются в рамки европейских научных схем, подобного рода процессы весьма отличались от европейских, и в наиболее яркой форме их можно проследить на примере Японии второй половины ХIX века.

Как отмечал известный американский японовед Э. Рейсшауэр (Гарвардский университет), Япония вступила на путь модернизации в период Мэйдзи, находясь уже на достаточно высоком уровне развития. К тому же в преобразованиях важную роль сыграла поддержка государства, которое сделало модернизацию приоритетом своей политики. Заимствование западных методов индустриализации привело к значительному сокращению сроков перехода японского общества от феодального состояния к современному. В то же время, такое сокращение сроков привело и к осложнениям в обществе, которые можно объяснить тем, что в процессе осуществления модернизации, внедряемые в японские традиционные структуры современные технологии, политические, экономические и другие нововведения не всегда согласовывались с уровнем развития данного общества.

Характерной чертой японской модернизации в эпоху Мэйдзи являлось осуществление ее через посредство элиты нации. Население само непосредственно не сталкивалось с представителями западной цивилизации и получало новые знания и информацию, переведенную на японский язык. Поэтому быстрый поворот общества в сторону Запада, европеизация общества, не порождали в японском сознании чувства отторжения, а, кроме того, некоторые западные концепции (позитивизм, например) были близки японским традиционным воззрениям. Вообще надо сказать, что именно прагматизм японцев позволил им столь успешно ответить на вызов Запада и провести достаточно эффективные реформы в сравнительно короткие сроки, в отличие, скажем, от Китая. И в японском и в китайском случаях важнейшую роль сыграли социально-психологические причины, имеющие глубокие исторические корни, как, например, отношение национального сознания к внешнему миру. Китай, на протяжении всей своей длительной истории, исполнял роль донора культурных достижений для окружающих его стран. Поэтому-то китайцы долгое время не могли смириться с мыслью о наличии других, отличных от их собственных, культурных ценностей вовне и необходимости чему-то учиться у других народов. Например, неприятие естественной для европейца мысли о равноуровневом положении посольских представительств с главой государства, в котором эти представительства представлены, явилось одной из причин третьей опиумной войны.

Японцы же на протяжении истории заимствовали культурные достижения извне (большей частью из того же Китая), и потому смогли быстро переориентироваться на новый их источник, сохранив при этом свою национальную самобытность.

I ГЛАВА

Переход от феодализма к капитализму в Японии, в отличие от стран Запада, прошел довольно быстро и, можно сказать, достаточно безболезненно. Объяснить это можно совпадением во времени, как минимум, двух факторов: кризиса феодальной политической системы внутри страны и давления на Японию со стороны Запада. Причем, кризис носил всеобъемлющий характер, т.е. затрагивал все стороны политической и экономической жизни страны (системный кризис).

Сложившаяся в Японии еще в XII веке, исторически уникальная по своему характеру система сёгуната на рубеже XVIII-XIX веков приближалась к своему концу. С начала XVII века, когда Токугава Иэясу (1542-1616 гг.) утвердил господство своего дома над большей частью Японии, в стране был установлен последний в истории Японии сёгунат .

С начала XVII века токугавские правители стали проводить политику изоляции страны от внешнего мира.

После 1640 г. иностранцам вообще был запрещен всякий въезд в страну, а также внешняя торговля. Исключение было сделано лишь голландским (за помощь в борьбе с португальцами) и китайским торговцам, которые могли торговать исключительно через небольшую факторию на островке Дэдзима в г. Нагасаки. Для полнейшей изоляции, в 1637 г. под страхом смерти для всех жителей страны был запрещен выезд из страны, а также было запрещено строить большие суда, способные совершать дальние плавания.

Причины проведения сёгунатом политики "закрытия Японии" можно объяснить тем, что посредством такого политического курса сёгунат пытался предотвратить угрозу потери политической независимости страны.

Другим важным фактором, вызвавшим закрытия страны, было быстрое и довольно эффективное распространения христианства в Японии. Впрочем, необходимо заметить, что "закрытия страны" имело место не только в Японии, что достаточно известно, но также и в Китае и Корее. Такая политика была естественной реакцией стран конфуцианской морали на вторжение новой для Востока, совершенно иной по своей сути религии - христианства.

Однако к началу XIX века политическая система сёгуната стала тормозом для дальнейшего развития общества.

В стране складывались как внутренние (системный кризис сёгуната), так и внешние (стремление стран Запада к открытию Японии, вызванное, прежде всего, потребностью мирового флота в промежуточных базах снабжения) предпосылки, которые, в конечном счете, привели феодальную систему сёгуната к краху.

К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и некоторые новые философские учения пришли в Японию из Китая и Европы (Германия).

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией последовали европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах просил у японского правительства открыть несколько портов для морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Эти события породили волну анти-западных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императора. Анти-западное и проимператорское движение ("Сонно Дзёй") было широко распространено среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные люди гораздо раньше поняли серьёзные достижения науки и военного искусства Запада и предпочитали открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тёсю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с западными военными кораблями.

В 1867 - 68 годах правительство Токугава под политическим давлением ушло со сцены и началась эпоха Мэйдзи.

ГЛАВА II

Эпоха Мэйдзи (яп. мэйдзи дзидай ) - период в истории Японии с 23 октября 1868 по 30 июля 1912, когда императором был Муцухито). Император Муцухитовзял имя Мэйдзи, которое означает «просвещённое правительство» (Мэй - свет, знание; дзи - правление). И действительно, этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.

После падения режима Токугава появились возможности по превращению Японии из отсталой феодальной монархии в продвинутую и построенную по европейским образцам державу. Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что правительство заставило даймё отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору - хансэки-хокан.

Муцухито (1852-1912), первый после свержения сёгуната император Японии. В годы его «просветлённого правления» были отменены все привилегии сословия самураев.

Даймё сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества и введения префектур (кэн) в 1871 г. князей вовсе отстранили от дел управления. Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. Земельная собственность была аннулирована, её владельцами стали помещики нового типа и буржуазия .

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии - кадзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку , образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку - бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин - простого народа (крестьян, горожан и т. д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

История Японии в конце XIX – нач. XX веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела свои специфические черты.

Открытие Японии До середины XIX века Япония была “закрытой страной”. Это обусловило экономическую, политическую и военную слабость страны. В 1854 году США, использовав силу оружия, вынудили правительство сёгуна “открыть” страну. Был подписан договор о мире и дружбе. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны.

Революция Мейдзи Конец 60 -х гг. XIX века ознаменовался событиями, которые принято называть “Мейдзи Ими” или “Революция Мейдзи”. Она связана с реставрацией власти императора и низложением “сёгуната”. В 1867 году сёгун отказался от власти в пользу 15 -летнего императора Муцихито.

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий: Все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением Все люди должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации. Будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность. Знания будут заимствоваться во всем мире

Япония вступила в эпоху модернизации. Задача, стоявшая перед правительством, была очень сложной: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою самостоятельность, традиции.

Для этого Мейдзи провел ряд кардинальных реформ: Направление реформ Содержание реформ Значение реформ Аграрная реформа Крестьянам передавалась на определённых условиях часть земли. В сельском хозяйстве стал развиваться капиталистический уклад. Административная реформа Конфискация части земель и лишение власти князей. Уничтожила власть князей и деление страны на княжества. Военная реформа Введена всеобщая воинская повинность. Ликвидирована военнофеодальная структура. Японская армия приобрела высокую боеспособность. Денежная реформа Введена единая денежная единица – иена. Создала условия для формирования единого национального рынка. Реформа образования Принят указ об обязательном начальном образовании Уничтожена сословная система образования.

В 80 -х г. г. в стране развернулось широкое движение за конституцию. В Европу и США была послана специальная миссия (ознакомиться и выбрать наиболее подходящий вариант конституции). Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка. Император Парламент Верхняя палата Нижняя палата

Особенности развития Японии в начале XX в. Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы» , которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси» .

В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

Заключение Япония единственное неевропейское государство, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских стран. Развитие империализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения и это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.

Цели и задачи урока.

Показать особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Учащиеся должны учесть, что Япония без всякого вмешательства извне, но привлекая достижения Запада, модернизировала промышленное производство, образование и систему управления страной, при этом сохранила свои традиции и привычный образ жизни. На материале этой темы учащиеся должны увидеть действие закона неравномерности развития капитализма.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают, что столкновения с Западом угрожало потерей независимости и в этих условиях молодое государство, используя традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушивших традиционное общество. Развитие капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка. Нищета подавляющей части населения, рост националистических настроений – всё это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.

Оборудование:

  • карта “Япония в XIX веке”;
  • Юдовская А.Я., Баранов П.А. “Новая история”, учебник;
  • таблицы;
  • выдержки из документов.

Основные понятия: сёгун, консул, модернизация, экстерриториальность, Ямато, Мейдзи, самурай, “бусидо”, синтаизм, национализм, традиционализм.

Ход урока

1. История Японии в конце XIX – нач. XX веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела специфические черты, которые были связаны с её географическим положением и историческим развитием. Давайте мы с вами познакомимся с новыми понятиями и терминами.

Национализм – идеология, в основе которой лежит идея национальной исключительности, обособленности.

Традиционализм устойчивость японской цивилизации, основанной на традиционных средневековых ценностях.

Мейдзи “Просвещённое правление” - время реформ, благодаря которым страна стала стремительно превращаться в великую державу.

Бусидо самурайский кодекс чести.

Самурай замкнутая военная каста (самурау – служить, солдат, дворянин).

2. До середины XIX века Россия была “закрытой страной”. Это обусловило экономическую, политическую и военную слабость страны. В 1854 году США, использовав силу оружия, вынудили правительство сёгуна “открыть” страну. Был подписан договор о мире и дружбе. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны. Они навязали Японии неравноправные договоры, что означало насильственное открытие страны.

3. Конец 60-х гг. XIX века ознаменовался событиями, которые повлияли на весь дальнейший ход развития государства. Эти события в истории Японии принято называть “Мейдзи Ими” или “Революция Мейдзи”. Она связана с реставрацией власти императора и низложением “сёгуната” (правление феодальной аристократии, “сёгуна”), опиравшегося на военную силу самураев, власть императора лишь номинальную. В 1867 году сёгун отказался от власти в пользу 15-летнего императора Муцихито.

Сообщение о Муцихито, сенквейн.

Япония вступила в эпоху модернизации. Задача, стоявшая перед правительством, была очень сложной: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою самостоятельность, традиции. При помощи работы с таблицей мы с вами узнаем, как решалась эта задача.

Заполнение таблицы с помощью учебника

(комментированное чтение).

Реформы Мейдзи.

Направление реформ Содержание реформ Значение реформ
Аграрная реформа Крестьянам передавалась на определённых условиях часть земли. В сельском хозяйстве стал развиваться капиталистический уклад.
Административная реформа Конфискация части земель и лишение власти князей. Уничтожила власть князей и деление страны на княжества.
Военная реформа Введена всеобщая воинская повинность. Ликвидирована военно-феодальная структура. Японская армия приобрела высокую боеспособность.
Денежная реформа Введена единая денежная единица – иена. Создала условия для формирования единого национального рынка.
Реформа образования Принят указ об обязательном начальном образовании Уничтожена сословная система образования.

Политическое устройство: в 80-х г.г. в стране развернулось широкое движение за конституцию. В Европу и США была послана специальная миссия (ознакомиться и выбрать наиболее подходящий вариант конституции). Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка.

Составление схемы “Политическое устройство” при помощи документа.

Избирательное право: сопоставить таблицы. Вспомнить, что такое имущественный ценз?

Новые черты экономического развития: первые монополистические объединения появились в стране в 90-х гг. XIX века.

В чём заключалась промышленная политика правительства Мейдзи? (Работа с документом).

Какие фирмы упоминаются в учебнике?

4. Изменения в образе жизни общества. (Индивидуальное задание).

5. Внешняя политика Японии. (Индивидуальное задание).

Заключение: Япония единственное неевропейское государство. Чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских стран. Развитие империализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения и это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.

Синквейны о Японии.

Подведение итогов урока, задание на дом: § 24, работа с терминами, вопр. 1 на стр. 254.



error: Контент защищен !!