Воспоминания о н а рынин. Николай рынин

Рынин Николай Алексеевич (11.12.1877, Москва - 28.07.1942, Казань, в эвакуации) - советский учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и активистов ЛенГИРД, писатель-популяризатор, один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики.

Родился в Москве, отец – аудитор военного ведомства, сын штаб-лекаря. В 1886 году отец скоропостижно скончался. Его жена Мария Васильевна, оставшаяся одна с двумя детьми (сестре Николая Рынина - Ольге шёл восемнадцатый год), приняла решение переехать жить в Симбирск (ныне Ульяновск) к своему отцу, подпоручику В. Маркову, где проживал дед по материнской линии. При его поддержке в 1888 году одиннадцатилетний Николай Рынин поступил в Симбирскую мужскую классическую гимназию. Ту самую, которую за год до этого окончил Владимир Ульянов.

Прилежный гимназист Рынин штудирует математику, физику, а после уроков с упоением глотает книги. «Я уже тогда перечитал всех русских и иностранных классиков, - вспоминал он впоследствии. - Но особенно нравились мне сочинения Жюля Верна , Майн Рида и Густава Эмара » . Скорее всего, именно фантастические романы Жюля Верна на всю жизнь заразили мальчишку интересом к межпланетным космическим путешествиям.

Пройдя полный курс 8-ми классов, несмотря на низкий материальный достаток семьи, в 1896 году Рынин отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения. За время пребывания в Институте с 1896 по 1901 годы, каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. По окончании института, с осени 1901 года Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирование металлических конструкций. В 1902 году был приглашён преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт.

В 1907 году принял активное участие в создании Всероссийского аэроклуба, который был учреждён 16 января 1908 года, а 12 ноября 1909 - Совет Института инженеров путей сообщения утвердил проект аэромеханической лаборатории, предложенный Н.А. Рыниным. В октябре 1908 года при МТУ (Московское техническое училище) создаётся кружок воздухоплавания, основателем которого был Жуковский, членами кружка - Туполев и Рынин. В декабре Рынин выпускает первый номер печатного журнала «Аэромобиль». С 1909 года Рынин читает в МТУ курс воздухоплавания. А в 1913 просит уволить его, прекращая прекрасную карьеру, с преподавательской работы - он решил полностью заняться воздухоплаванием.

Летом 1910 Рынин совершает свои первые 5 полётов на аэростатах и 31 августа, после сдачи экзаменов, установленных Международной аэронавтической федерацией, ему было присвоено звание пилота-аэронавта, дающее право управлять сферическими аэростатами любой конструкции, и вручено удостоверение № 3 (номер удостоверения указывал очерёдность его получения по списку гражданских пилотов России). Одновременно начинает учиться летать на аэропланах и 25 июня 1911 года он уже сдавал экзамен на право управления аэропланом. Для получения звания пилота-авиатора требовалось выполнить два полёта по кругу (не менее 5 километров), подняться на высоту более 50 метров, выполнить несколько «восьмёрок» и приземлиться на расстоянии не далее 50 метров от указанного места. Рынин блестяще сдаёт экзамен, прекрасно выполняет полёты и вечером в тот же день получает удостоверение № 24 пилота-авиатора. 4 октября 1911 года Рынин успешно сдаёт экзамены на право управления дирижаблем, выполняет пробные самостоятельные полёты и получает удостоверение № 1 пилота-аэронавта дирижабля.

26 марта 1914 года по приглашению Сикорского он принимает участие в полёте над Петербургом. Сикорский по просьбе Рынина снижается до 500 метров над зданиями Института инженеров путей сообщения и делает несколько кругов. Рынин видит родной путейский институт, свою аэромеханическую лабораторию и с гордостью говорит Сикорскому: «...эта лаборатория будет рассадником инженеров новых воздушных путей сообщения».

8 июня 1920 года Рынин организовал в Институте инженеров путей сообщения факультет воздушных сообщений, целиком переключился на научную деятельность в области изыскания, проектирования, строительства и исследования экономической эффективности аэротранспорта. В декабре избран на должность профессора воздушных сообщений, а 18 декабря утверждён деканом факультета воздушных сообщений.

Увлёкшись идеями К.Э.Циолковского , Рынин уже в 1928 году в Институте инженеров путей сообщения организует секцию межпланетных сообщений и избирается её председателем. В 1931 - один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД, организованной 13 ноября 1931 года.

За свою 40-летнюю инженерно-научно-преподавательскую жизнь Рынин написал 268 трудов-монографий, из которых воздушно-космической тематике посвящено 190 работ, начертательной геометрии и строительной механике – 65, прочитал около 300 лекций и докладов. И это не считая всё ещё не опубликованные работы, рукописи которых хранятся сегодня в фондах Российской национальной библиотеки. По результатам исследования, проведённого сотрудниками РНБ, полная библиография работ профессора Н.А.Рынина только по авиации, воздухоплаванию и космонавтике насчитывает 800 наименований! Беспрецедентное научное наследие… 30 октября 1930 года Циолковский писал Николаю Алексеевичу: «Ваши прекрасные труды и возвышенность чувств создадут Вам бессмертное имя...» . Все работы Рынина были переведены на английский НАСА в 1970-м, считаются и за рубежом шедевром популяризации космонавтики.

Популяризатор полётов в космос, а заодно и фантастики о космических полётах, Рынин ведёт большую пропагандистскую деятельность. Он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолёт», «Природа», «Техника - массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета».

И ещё Рынин был коллекционером в самом высоком и благородном смысле этого слова: один, он собирал, чтобы отдать всем. Он собирал всё, что относится к воздухоплаванию и плаванию там, где воздуха уже нет. Его ленинградская квартира была похожа на музей: стенды, витрины, афиши. На стенах - фотографии, в шкафах - папки с документами, рисунками, чертежами. Главный труд его жизни - «Межпланетные сообщения» - выстраивался из его коллекции в течение четырёх лет: с 1928-го по 1932-й. За это время вышло 9 выпусков «Межпланетных сообщений», охватывающих буквально все вопросы, связанные с космонавтикой,- от мифологии до конкретных конструкций ракет.

Тираж некоторых выпусков составляет всего 800 экземпляров, и сразу после выхода превращается в библиографическую редкость. Маленький тираж «Межпланетных сообщений» объясняется тем, что Рынину не удалось заинтересовать издателей книгой на столь «легкомысленную» тему. О седьмом выпуске он писал Циолковскому: «Печатание за свой счёт и в долг» .

Потребовалось время, чтобы подвижнический труд Николая Алексеевича был оценён по достоинству. Только через пять лет после выхода последнего выпуска журнал «Природа» писал: «Межпланетные сообщения» - это непревзойдённая, оригинальная, выдающаяся, исчерпывающая девятитомная энциклопедия по вопросам теории и техники реактивного движения. Эта работа едва ли не единственная в мире по собранным воедино источникам этих актуальнейших проблем современности. Она положила начало возникновению специальной литературы по перечисленным проблемам и открыла необозримые перспективы для мировой науки и техники».

В августе 1941 Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии пере­базировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжёлую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942, в крайне ослабленном состоянии, самолётом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 года Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Незадолго перед смертью, работая над монографией «Завоевание неба», Николай Алексеевич Рынин писал: «Когда в 1924 году я начал знакомиться подробно с вопросом межпланетных сообщений, меня вначале смущал иногда вопрос: не за химерой ли я гонюсь? Достижимы ли и осуществимы когда-нибудь эти сообщения? Победит ли человек в конце концов земное тяготение и унесётся ли в неведомый и таинственный космос? Однако подобные сомнения и колебания скоро уступили место твёрдой уверенности в положительном опыте. Я осознал, что да, цель достижима...»

Он умел убеждать, умел заглядывать в завтрашний день и твёрдо верил, что наступит час, когда будущий космонавт постучит в дверь его квартиры... Космонавт Георгий Гречко рассказывал, что ещё школьником он решил, что непременно будет строить космические корабли. Но он не знал, в какой институт ему надо поступать, где его могут этому научить. Никто из его ленинградских знакомых ничего присоветовать ему не мог, но он вдруг вспомнил, что тут, в Ленинграде, есть человек, который знает о космонавтике всё. И он решил пойти к этому человеку. Разыскал адрес в старой книге: улица Жуковского, дом 4, квартира 9, и пошёл. Поднимаясь по лестнице старого дома, волновался: как-то его встретят... Остановился перед высокой, обитой клеёнкой дверью. Позвонил. Никто не отпирал. Позвонил ещё раз. Где-то из глубины квартиры послышались шаги, и тихий женский голос спросил:

Кто там?

Простите, а Николай Алексеевич дома?

Звякнула цепочка, дверь распахнулась. Старая женщина стояла на пороге, рассматривая Жору. Потом тихо сказала:

Но ведь он умер, мальчик. Он давно умер, в 1942 году...

Да, встретиться они не могли, но глубоко символично уже то, что будущий космонавт пришёл к Николаю Алексеевичу Рынину, человеку, который действительно знал всё о космонавтике.

Художественное творчество Н.А.Рынина ограничено НФ повестью «В воздушном океане» (1924), а также оставшейся незаконченной и неизданной научно-технической фантазией-предсказанием «Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем» (рукоп. 1929).

Значительно более известна другая работа Рынина: вышедшая в 9 выпусках энциклопедия «Межпланетные сообщения» (Вып. 1-9. 1926-1932) - её 2-й и 3-й тома, почти полностью посвящённые обзору НФ литературы, содержат богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней НФ. Эти книги представляют собой, вероятно, одни из самых ранних образцов отечественного фантастоведения, хотя фантастическую литературу Рынин и рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники.

© (по материалам сети)

«Николай Алексеевич Рынин и его Коллекция иллюстраций, посвященная воздухоплаванию»

К 1 3 0-летию со дня рождения

Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) - известный учёный в области истории и теории авиации и воздухоплавания, начертательной геометрии и строительных конструкций, один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики.

Николай Алексеевич Рынин родился в г. Москве 11декабря 1877 г. Его мать – Мария Васильевна, урожденная Маркова, была дочерью крестьянина Симбирской губернии. Отец – аудитор военного ведомства, сын штаб-лекаря. С пятилетнего возраста Николай лишился отца и со своей сестрой Ольгой находился исключительно на иждивении матери.

В 1883 г. семья переехала в г. Симбирск, (ныне г. Ульяновск), где проживал дед по материнской линии. При материальной поддержке деда Н.А. Рынин поступил в классическую гимназию, которую успешно и окончил в 1896 г., пройдя полный курс 8-ми классов. Несмотря на низкий материальный достаток семьи, в том же 1896 г. Рынин отправился в С.-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения.

За время пребывания в Институте с 1896 по 1901 гг., каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. А в 1900 г. он едет на Парижскую Всемирную выставку для осмотра инженерных сооружений. По результатам поездки были написаны в виде отчетов две статьи: «Новые работы Орлеанской железной дороги в Париже» и «Симплонский туннель», которые были напечатаны в «Известиях» Собрания инженеров путей сообщения.

Ещё студентом, Рынин начал специализироваться по курсу начертательной геометрии и своими способностями и потенциальными возможностями обратил на себя внимание профессора В.И. Курдюмова. Будучи уже на 5-ом курсе, Рынин исполнил по заказу Управления Оренбургско-Ташкентской железной дороги большой проект – ледореза моста каменной кладки через реку Урал.

После окончания Института инженеров путей сообщения в 1901 г. Рынин был принят на службу инженером Технического отдела Службы пути Николаевской железной дороги.

С осени 1901 г. Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирование металлических конструкций. В 1902 г. по рекомендации своего учителя В.И. Курдюмова он был приглашен преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт. В 1903 г. профессор Политехнического института В.Л. Кирпичев предложил Н.А. Рынину вести курс по прикладной механике.

В период 1903-1907 гг. Рынин трижды бывает в заграничных командировках: для изучения инженерных сооружений и знакомства с постановкой преподавания в высших учебных заведениях. В 1903 г. и 1906 г. – в Европе, а в1904 г. – в Америке.

В 1905 г. Н.А. Рынин переходит на работу в Контору по переустройству станций Николаевской железной дороги и составляет ряд проектов мостов, эстакад, водоснабжения, зданий; с 1911 г. он начальник этой Конторы.

В 1906 г. Н.А. Рынин вступает в брак с дочерью преподавателя гимназии Дружининой Тамарой Васильевной.

Одновременно со своей инженерной службой Рынин публикует переводные и оригинальные научные работы, в том числе литографированные курсы по разным разделам начертательной геометрии, исследования по расчету инженерных сооружений и т.п.

С 1907 г., когда в стране начинается развитие воздухоплавания, Рынин принимает самое деятельное участие в пропаганде этой отрасли науки и техники. Он знакомится с особенностями развития этого направления деятельности за границей, организует совместно с другими Всероссийский Аэроклуб. А в 1909 г. Рынин начинает читать курс лекций по воздухоплаванию в Институте инженеров путей сообщения. В том же году он выдерживает экзамен по прикладной и строительной механике для получения ученой степени адъюнкта при С.-Петербургском Политехническом институте и защищает диссертацию на тему «Расчет шарнирных колец из жестких элементов».

Чувствуя настоятельную необходимость при преподавании курса воздухоплавания иметь самому практический опыт полетов, Рынин с 1910 г. сам обучается полетам при Всероссийском Аэроклубе и при Военно- воздухоплавательной школе. Он получает по правилам Международной воздухоплавательной Федерации звание пилота на аэроплане, дирижабле и воздушном шаре, с вручением удостоверения.

Дальнейшая деятельность Н.А. Рынина была связана, в основном, с изучением методов изображения, с одной стороны, и воздухоплавания, с другой. Организация при его непосредственном участии в Институте инженеров путей сообщения Аэромеханической лаборатории (1910 г.), окончательно заставила его оставить службу на Николаевской железной дороге (1913 г.). Рынин полностью переключился на научно-педагогическую деятельность, которая сосредоточена в Институте инженеров путей сообщения, Политехническом институте, а в последствии, Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.

В 1916 г. Н.А. Рынин представляет для защиты в Институт инженеров путей сообщения вторую диссертацию «Давление ветра на здания». Совет Института освобождает Рынина от вторичной защиты и избирает его адъюнктом Института. Диссертационная работа Рынина удостаивается премии имени В.Ф. Голубева.

В 1918 г. Н. А. Рынин принимает участие в организации Народного Аэротехникума и Школы летчиков-наблюдателей в Петрограде. В 1919 г. он получает должность профессора методов изображения в Институте фотографии и фототехники и в Институте инженеров путей сообщения. В 1920 г. в Институте инженеров путей сообщения создается Факультет воздушных сообщений и Рынин избирается его деканом.

В 1920-х годах, увлекшись идеями К. Э. Циолковского, Рынин принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

Наряду с педагогической работой он принимал участие в практической разработке новых проблем авиации, реактивных снарядов и артиллерии, строительной механики, инженерных сооружений, аэрофотографии, кинематографии и др.

Уже в 20-е годы авторитет Рынина становится общепризнанным в области авиации и воздушных сообщений. С 1922 г. он включен в состав Совета по гражданской авиации при Главвоздухофлоте. В 1930 г. назначен по совместительству помощником директора Научно-исследовательского института по аэрофотосъемке. 3 ноября 1932 г. Рынин введен в состав Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присуждению ученых званий, а 23 апреля 1937 г. утвержден членом президиума этой комиссии. С 1936 г. он заведует секцией истории авиации и воздухоплавания Института науки и техники АН СССР. В 1937-1940 гг. Н.А. Рынин - профессор по кафедре эксплуатации дирижаблей в Московском дирижаблестроительном учебном комбинате, член Постоянного Технического совета по спецзаданиям, член Государственной квалификационной комиссии, председатель Испытательной комиссии по начертательной геометрии и графики в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1941 г. - профессор и заведующий кафедрой графики в Ленинградской Военно-воздушной академии Красной Армии и Ленинградском авиационном институте.

Рынин ведет большую пропагандистскую деятельность, выступая популяризатором ракетной техники и авиации, космических кораблей и межпланетных сообщений. Он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолет», «Природа», «Техника - массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета». Кроме того, он выступал как лектор и докладчик перед разными аудиториями. Тематика его докладов была широка и разнообразна: история науки и техники, воздухоплавание и авиация, ракетная техника и космические полеты, популяризация научных трудов и изобретений отечественных ученых, инженеров, техников, и в первую очередь основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, и многое другое. За 40 лет своей научной и публицистической деятельности он издал свыше 250 трудов и статей, прочитал около 300 лекций и докладов. Он автор учебников по начертательной геометрии. В 1928-1932 гг. издал книгу "Межпланетные сообщения" (выпуски 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов.

В августе 1941 г. Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии пере­базировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г., в крайне ослабленном состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 г. Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Вся жизнь профессора Н. А. Рынина, выдающегося ученого и талантливого инженера, педа­гога и лектора, пропагандиста и патриота, была посвящена науке.

Рынин Николай Алексеевич (1877, Москва - 1942, Казань) - специалист в области воздухоплавания, авиации, начертательной геометрии и строительных конструкций, доктор технических наук (1916).
Николай Алексеевич Рынин родился в г. Москве 11 декабря 1877 г. Его мать – Мария Васильевна, урожденная Маркова, была дочерью крестьянина Симбирской губернии. Отец – аудитор военного ведомства, сын штаб-лекаря. С пятилетнего возраста Николай лишился отца и со своей сестрой Ольгой находился исключительно на иждивении матери. В 1883 г. семья переехала в г. Симбирск, (ныне г. Ульяновск), где проживал дед по материнской линии. При материальной поддержке деда Н.А. Рынин поступил в классическую гимназию, которую успешно и окончил в 1896 г., пройдя полный курс 8-ми классов. Несмотря на низкий материальный достаток семьи, в том же 1896 г. Рынин отправился в С.-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения.
За время пребывания в Институте с 1896 по 1901 гг., каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. А в 1900 г. он едет на Парижскую Всемирную выставку для осмотра инженерных сооружений. По результатам поездки были написаны в виде отчетов две статьи: «Новые работы Орлеанской железной дороги в Париже» и «Симплонский туннель», которые были напечатаны в «Известиях» Собрания инженеров путей сообщения.
Ещё студентом Рынин начал специализироваться по курсу начертательной геометрии и своими способностями и потенциальными возможностями обратил на себя внимание профессора В.И. Курдюмова. Будучи уже на 5-ом курсе, Рынин исполнил по заказу Управления Оренбургско-Ташкентской железной дороги большой проект – ледореза моста каменной кладки через реку Урал.
После окончания Института инженеров путей сообщения в 1901 г. Рынин был принят на службу инженером Технического отдела Службы пути Николаевской железной дороги.
С осени 1901 г. Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирования металлических конструкций. В 1902 г. по рекомендации своего учителя В.И. Курдюмова он был приглашен преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт. В 1903 г. профессор Политехнического института В.Л. Кирпичев предложил Н.А. Рынину вести курс по прикладной механике.
В период 1903-1907 гг. Рынин трижды бывает в заграничных командировках: для изучения инженерных сооружений и знакомства с постановкой преподавания в высших учебных заведениях. В 1903 г. и 1906 г. – в Европе, а в 1904 г. – в Америке.
В 1905 г. Н.А. Рынин переходит на работу в Контору по переустройству станций Николаевской железной дороги и составляет ряд проектов мостов, эстакад, водоснабжения, зданий; с 1911 г. он - начальник этой Конторы.
В 1906 г. Н.А. Рынин вступает в брак с дочерью преподавателя гимназии Дружининой Тамарой Васильевной.
Одновременно со своей инженерной службой Рынин публикует переводные и оригинальные научные работы, в том числе литографированные курсы по разным разделам начертательной геометрии, исследования по расчету инженерных сооружений и т.п.
С 1907 г., когда в стране начинается развитие воздухоплавания, Рынин принимает самое деятельное участие в пропаганде этой отрасли науки и техники. Он знакомится с особенностями развития этого направления деятельности за границей, организует совместно с другими Всероссийский Аэроклуб. А в 1909 г. Рынин начинает читать курс лекций по воздухоплаванию в Институте инженеров путей сообщения. В том же году он выдерживает экзамен по прикладной и строительной механике для получения ученой степени адъюнкта при С.-Петербургском Политехническом институте и защищает диссертацию на тему «Расчет шарнирных колец из жестких элементов».
Чувствуя настоятельную необходимость при преподавании курса воздухоплавания иметь самому практический опыт полетов, Рынин с 1910 г. сам обучается полетам при Всероссийском Аэроклубе и при Военно-воздухоплавательной школе. Он получает по правилам Международной воздухоплавательной Федерации звание пилота на аэроплане, дирижабле и воздушном шаре, с вручением удостоверения.
Дальнейшая деятельность Н.А. Рынина была связана, в основном, с изучением методов изображения, с одной стороны, и воздухоплавания, с другой. Организация при его непосредственном участии в Институте инженеров путей сообщения Аэромеханической лаборатории (1910 г.), окончательно заставила его оставить службу на Николаевской железной дороге (1913 г.). Рынин полностью переключился на научно-педагогическую деятельность, которая сосредоточена в Институте инженеров путей сообщения, Политехническом институте, а в последствии, Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.
В 1916 г. Н.А. Рынин представляет для защиты в Институт инженеров путей сообщения вторую диссертацию «Давление ветра на здания». Совет Института освобождает Рынина от вторичной защиты и избирает его адъюнктом Института. Диссертационная работа Рынина удостаивается премии имени В.Ф. Голубева.
В 1918 г. Н.А. Рынин принимает участие в организации Народного Аэротехникума и Школы летчиков-наблюдателей в Петрограде. В 1919 г. он получает должность профессора методов изображения в Институте фотографии и фототехники и в Институте инженеров путей сообщения. В 1920 г. в Институте инженеров путей сообщения создается Факультет воздушных сообщений, и Рынин избирается его деканом.
В 1920-х годах, увлекшись идеями К.Э. Циолковского, Рынин принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД).
Наряду с педагогической работой он принимал участие в практической разработке новых проблем авиации, реактивных снарядов и артиллерии, строительной механики, инженерных сооружений, аэрофотографии, кинематографии и др.
Уже в 20-е годы авторитет Рынина становится общепризнанным в области авиации и воздушных сообщений. С 1922 г. он включен в состав Совета по гражданской авиации при Главвоздухофлоте. В 1930 г. назначен по совместительству помощником директора Научно-исследовательского института по аэрофотосъемке. 3 ноября 1932 г. Рынин введен в состав Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присуждению ученых званий, а 23 апреля 1937 г. утвержден членом президиума этой комиссии. С 1936 г. он заведует секцией истории авиации и воздухоплавания Института науки и техники АН СССР. В 1937-1940 гг. Н.А. Рынин - профессор по кафедре эксплуатации дирижаблей в Московском дирижаблестроительном учебном комбинате, член Постоянного Технического совета по спецзаданиям, член Государственной квалификационной комиссии, председатель Испытательной комиссии по начертательной геометрии и графики в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1941 г. - профессор и заведующий кафедрой графики в Ленинградской Военно-воздушной академии Красной Армии и Ленинградском авиационном институте.
Рынин ведет большую пропагандистскую деятельность, выступая популяризатором ракетной техники и авиации, космических кораблей и межпланетных сообщений. Он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолет», «Природа», «Техника - массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета». Кроме того, он выступал как лектор и докладчик перед разными аудиториями. Тематика его докладов была широка и разнообразна: история науки и техники, воздухоплавание и авиация, ракетная техника и космические полеты, популяризация научных трудов и изобретений отечественных ученых, инженеров, техников, и, в первую очередь, основоположника космонавтики К.Э. Циолковского и многое другое. За 40 лет своей научной и публицистической деятельности он издал свыше 250 трудов и статей, прочитал около 300 лекций и докладов. Он автор учебников по начертательной геометрии. В 1928-1932 гг. издал книгу «Межпланетные сообщения» (выпуски 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов.
В августе 1941 г. Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии перебазировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г. в крайне ослабленном состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь в Казань. 28 июля 1942 г. Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Биография взята с сайта Архива РАН.

[ 11 (23) дек. 1877 - 1942] - сов. ученый в области воздухоплавания, авиации и начертательной геометрии. В 1901 окончил Петербург. ин-т инженеров путей сообщения и был оставлен для подготовки к профессорской деятельности; с 1921 - проф. там же. Преподавал, кроме того, в Петербург. политехнич. и др. ин-тах. В 1905-13 работал инженером-строителем на Николаевской ж. д. в Петербурге. В Петербург. ин-те путей сообщения при участии Р. была создана (1909) одна из первых в России аэродинамич. лабораторий и организован (1920) факультет воздушных сообщений. Там же начал читать курс воздухоплавания. Был одним из учредителей Всероссийского аэроклуба, принимал деятельное участие в организации первых в России авиационных состязаний и перелетов (1910-13). Р. - автор монографии "Теория авиации" (1917), получившей высокую оценку H. E. Жуковского, курса "Проектирование воздушных сообщений" (1937), а также ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и завоеванию стратосферы. В начертательной геометрии Р. даны графич. решения различных задач в области перспективы и теории теней, написаны учебники по различным разделам начертательной геометрии ("Ортогональные проекции", "Перспектива на плоскости", "Аксонометрия" и др.). Разрабатывал теорию киноперспективы ("Киноперспектива", 1936). Р. принадлежат работы по истории науки и техники.

Соч.: Межпланетные сообщения, вып. 1-9, Л., 1928-32.

Лит.: Добряков А. И. и Зубарев Н. И., Профессор Н. А. Рынин, "Высшая техническая школа", 1936, № 3; Фортиков И. П., Н. А. Рынин, "Природа", 1937, № 1.

Рынин, Николай Алексеевич

(1877-1942) - писатель-популяризатор, прозаик, инженер; один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики. Родился в Москве, окончил С.-Петербургский ин-т инженеров путей сообщения, там же преподавал инженерное дело. Увлекся воздухоплаванием, читал один из первых в России курсов на эту тему, организовал аэродинамическую лабораторию (сам летал на воздушном шаре, дирижабле, самолете, установил несколько рекордов); в 1920-х гг., увлекшись идеями К. Циолковского, принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Во время войны был эвакуирован в Казань, где и умер.

Художественное творчество Р. ограничено НФ повестью "В воздушном океане" (1924) и оставшейся неизданной фантазией "Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем" (рукоп. 1929). Значительно более известна другая работа Р. - вышедшая в 9 выпусках энциклопедия "Межпланетные сообщения" (Вып. 1-9. 1926-1932); ее 2-й и 3-й т., почти полностью посвященные обзору НФ литературы, содержали богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней НФ и представляют собой, вероятно, одни из ранних образцов отечественного фантастоведения (хотя НФ Р. рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники).

Библиография:

1. Космические корабли: (Межпланетные сообщения в фантазиях романистов). Вып. 1-2. - Л.: П. П. Сойкин, 1928.

Рынин Николаи Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, начертательной геометрии, проф. (1921). Окончил Петербург, ин-т инженеров путей сообщения (1901), где был оставлен для дальнейшей науч. и нрепо-дават. работы. При участии Р. в ин-те была создана одна из первых в России аэродинамич. лабораторий (1909) с аэродинамич. трубой для исследования летат. аппаратов. В 1910 совершил ряд полётов на свободном аэростате, установив рекорд продолжительности и высоты полёта. После Великой Окт. революции активно участвовал в подготовке сов. авиац. кадров (организация авиатехникума, Петрогр. школы лётчиков-наблюдателей). С 1920 Р.- декан фак. возд. сообщений в Ин-те путей сообщения, где читал курс воздухоплавания. В 1928-32 издал в 9 выпусках « Межпланетные сообщения» - первый энциклопедия, труд по истории и теории реакт. движения и космич. полетов; автор неоднократно переиздававшихся учебников по начертат. геометрии. С 1930 в течение 10 лет занимался педагогич. деятельностью в Ин-те Гражд. возд. флота. Был одним из организаторов (1931) Ленингр. группы изучения реакт. движения (ЛенГИРД), сыгравшей важную роль в раз витии исследований в области ракетной техники. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7

Сочинения:

Теория авиации. Изд. 2-е. Пг., 1918;

Межпланетные сообщения. Т. 1-3. Л., 1928-32;

Проектирование воздушных сообщений. М.-Л., 1937;

Материалы к истории начертательной геометрии. Л.. 1938.



error: Контент защищен !!