Работа рубинштейна по волевой сфере теория личности. Основные теории личности в отечественной психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях.

С.Л. Рубинштейн - знаменитый ученый, энциклопедист, исследователь, занимавшийся вопросами философии и психологии. Исследовал психологию мышления, является основоположником методологического фундамента психологии, написал один из самых популярных учебников по психологии, который стал настольной книгой для не одного поколения студентов.

В данной контрольной работе будут рассмотрены основные положения теории С.Л. Рубинштейна о структуре личности. Считаю, что эта тема наиболее актуальна в наши дни, когда на первый план выходят личностные взаимоотношения и общение между людьми.

1. Понятие личности

Что же такое личность? Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия личности:

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих

Личность - многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Также личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

С другой стороны личность - это такая система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности). Под личностью наука психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Сложно выбрать однозначно верное во всех отношениях определение такого сложного и многогранного понятия, как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что из всех определений понятия личности можно выделить нечто общее и свести к одному определению:

Чаще всего под «личностью» понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития - под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное измерение личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников). Таким образом, понятие «личность» характеризует особенности развития человека как социального существа.

2. Психологическая структура личности

психологический личность рубинштейн

«Структура - совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…». (Словарь практического психолога)

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие «личность». В рамках данной работы невозможно охватить все теории о психологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди них что-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным.

В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики крайне актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности.

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов):

I. влечения - одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности;

II. желания - переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой - недостаточной осознанностью причин такого стремления;

III. интересы - одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным;

IV. идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека;

V. мировоззрение - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности;

VI. убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение;

VII. потребности - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности;

2. Опыт личности - обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

I. знания - система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

II. умения - способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

III. навыки - автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности.

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности:

I. ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах - особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при всём этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям;

II. восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов;

III. внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже;

IV. память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования;

V. наблюдательность - качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа;

VI. воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта;

VII. мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.;

VIII. речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения;

IX. эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность;

X. чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

I. антропологические признаки - расовые, половые, возрастные и др.;

II. физические особенности - размеры тела и его структурно-механические свойства;

III. внешняя анатомия тела;

IV. функционально-анатомические особенности;

V. биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

VI. свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер - это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те, или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

Способности - психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Воля и волевые качества личности - форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

3. Концепция личности С.Л. Рубинштейна

Первое на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются - ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности - не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности. Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2. психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3. процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

a. чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

b. что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

c. что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера - целеустремленности, настойчивости и т.п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Принципы методологических основ психологии С.Л. Рубинштейна очень похожи на идеи К. Маркса. В одной из своих статей о принципе творческой самодеятельности Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание. Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии. Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии. Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.

По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности. Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта - представителя отдельных функций.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

· установки и потребности (то, чего хочет человек);

· дарования и способности (то, что может человек);

· закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира. По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности.

Психические свойства личности и сама личность - это одновременно результат и предпосылка деятельности. Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст - в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие «субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни - это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность);

2. Личностный склад (особенности характера и особенности);

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот. Последняя работа С.Л. Рубинштейна была опубликована спустя сорок лет после его ухода из жизни, благодаря ряду авторов, продолжающих дело этого выдающегося человека.

С.Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С.Л. Рубинштейн выступает против:

* идеализации личности;

* функционализации - дробления на отдельные функции;

* отрыва от деятельности;

* сведения личности к сознанию.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

С.Л. Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Воздействие средовых явлений на психику человека рассматривалось им не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор. С.Л. Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде.

Заключение

В заключении можно сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. С.Л. Рубинштейн разделил особенности личности, заложенные в нас при рождении, то есть которые обусловлены биологическим фактором развития личности, другие, вырабатываемые в процессе нашей жизни.

На мой взгляд, стать личностью - это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.

Список литературы

1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2. Агафонов А.В., Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА, 2004 г.

3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

5. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков - М.: «Институт психологии РАН», 2009. - 404 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Понятие личности и ее психологическая структура. Характеристика мотивационной и индивидуальной сфер. Компоненты, включаемые в структуру личности. Профессиографический анализ правоохранительной деятельности. Психологическая структура личности юриста.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2009

    Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2015

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" "индивидуальность". Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии, ее психологическая структура: соотношение биологического и социального. Связь личности с деятельностью, ее активность.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Личность как многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие. Проблема структуры личности в психологии. Построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2009

    Понятие и социально-психологический анализ личности. Психологическая структура личности, характеристика эмоций и психических состояний. Особенности психического состояния и характеристики личности юриста, психологическая структура его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Личность как сложное психическое образование. Взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева. Экспериментальное исследование изучения терминальных и инструментальных ценностей личности. Методика проведения исследования.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Анализ взглядов представителей психологических школ и направлений на структуру личности. Топографическая модель З. Фрейда. Три составные части психологической структуры личности, ее индивидуальные особенности: темперамент, характер, способности.

Первое на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.


* Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются",

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

Чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности",

Что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Свои известные «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейн написал и опубликовал в то время (30-40-е гг. XX в.), когда за рубежом проблематика личности и ее основные теории еще только разрабатывались, а для советской психологии эта тема вообще находилась на втором плане и не привлекала к себе повышенного внимания ученых. Поскольку автор данного известного учебника не мог обойти вниманием проблематику личности (в этом случае учебник по общей психологии оказался бы неполным, односторонним и представлял бы психологию без личности («Гамлета без принца Датского» - повторяя слова Р. Кеттела, высказанные примерно в те же годы), то С. Л. Рубинштейну пришлось буквально но крохам собирать научные сведения о личности, имеющиеся в советской научной психологической литературе, представлять и по-своему дорабатывать их на страницах книги.

Дополнительные и весьма существенные трудности в решении этой задачи заключались в следующем. Во-первых, на зарубежную психологию личности в то время в позитивном ключе нельзя было ссылаться (советские психологи обязаны были только критиковать, но ни в коем случае не поддерживать и не хвались так называемую буржуазную психологию, что большинство из них сделало позднее, во время известной дискуссии на тему о том, что такое личность, состоявшейся в 50-60-е гг. XX в.). Во-вторых, автору надо было тщательно следить за тем, чтобы его высказывания о личности в учебнике соответствовали официальной советской идеологии. С. Л. Рубинштейну это в основном удалось сделать, но ценой значительных потерь в представлении в данном учебнике мировой проблематики психологии личности по сравнению с другими психологическими проблемами .

Из того сложного положения, в котором в то время находился автор наиболее полного и известного учебника по общей психологии, он вышел следующим, на наш взгляд, не вполне удачным способом. Он заявил (как, впрочем, и некоторые отечественные ученые), что советская психология человека якобы является не чем иным, как психологией личности. Данное мнение, на первый взгляд, могло бы показаться правильным, если бы личность в ее широком понимании отождествлялась с человеком, а в качестве субъекта (личности) рассматривалось целостное психологическое образование, включающее в себя и личностные (в узком смысле слова), и другие психологические свойства человека, например его психические процессы и состояния.

Однако введение в научный оборот понятия «личность» как включающего в себя всю психологию человека, ничего нового в знания о личности в ее узком понимании не вносило и, кроме того, не указывало на различия, которые существуют (и с давних пор подчеркиваются многими учеными) между психическими процессами, состояниями и свойствами человека как личности. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что личность - это лишь часть психологии человека, причем наиболее важная и устойчивая, позволяющая отвечать на главный вопрос психологии: чем определяются и как объясняются социально значимые, принципиальные (моральные, нравственные, этические) поступки человека.

Тем не менее в ряде высказываний С. Л. Рубинштейна, содержащихся в учебнике, нашлось немало новых и ценных идей, которые впоследствии были восприняты и разработаны его учениками и последователями, в частности Л. И. Анциферовой и К. А. Абульхановой-Славской. Их концепции личности будут представлены далее, а вначале остановимся на собственных идеях С. Л. Рубинштейна на данную тему.

Тема личности, писал С. Л. Рубинштейн, красной нитыо проходит через всю современную психологию. Она изнутри определяет трактовку психики человека в целом. Все психические явления, характерные для него, составляют психическое содержание жизни личности. Психические процессы и психические свойства личности существуют в тесной связи друг с другом. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятия, с другой стороны, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в процессе деятельности переходит в ее свойства. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Как уже было сказано, при таком чрезмерно широком понимании личности в нее входит все, что находится внутри человека и опосредствует (преломляет) воздействия со стороны окружающей среды на поведение человека. Эго не только вся психология человека, но и вся его анатомия и физиология, все процессы, происходящис в организме. Следовательно, личность в определении С. Л. Рубинштейна становится в конечном счете не психологическим понятием, не говоря уже о том, что такое широкое определение фактически ставит знак равенства между психикой и личностью. Ситуацию еще более запутывает то обстоятельство, что далее, в тексте своего учебника, С. Л. Рубинштейн говорит уже о «внутренних условиях» не как о том, что преломляет внешние воздействия на поведение или деятельность человека, а о том, что опосредствует внешние воздействия на саму личность. В результате получается, что «внутренние условия» и «личность» - это разные вещи. Такой вывод вытекает, например, из следующего высказывания С. Л. Рубинштейна: «Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь, сформировались в зависимости от предшествующих внешних воздействий, положение о преломлении внешних воздействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего... воздействия на личность обусловлен историей ее развития» .

Индивидуальные свойства личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна - это не то же самое, что личностные свойства индивида. Формулируя этот тезис, С. Л. Рубинштейн, правда, не указывает, в чем состоит разница между ними. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия психологических свойств человека выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки и способности человека. Личность также определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, посредством которых они познают природу и общество и изменяют окружающий мир.

С. Л. Рубинштейн, как и А. Н. Леонтьев, различает индивида и личность, хотя чаще говорит об отличии индивидуальности человека от его личности. Соответствующую мысль ученый формулирует следующим образом: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия... по отношению ко всему общественно значимому» 2 .

Кроме того, наряду с понятием «личность» С. Л. Рубинштейн вводит и раскрывает содержание понятия «субъект». Они пишет о том, что субъект в специфическом его понимании - это человек как источник сознательной, произвольной деятельности. Его ядро составляют осознанные побуждения - мотивы. Всякая личность есть субъект в смысле я, однако понятие личности применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом его, узком понимании.

Психологическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосознанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. Я как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо также учитывать ее идеологию, принципы, на основе которых производится оценка своих и чужих поступков. Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Индивидуально-типологические особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, не говоря уже об индивидуальнотипологических особенностях эмоциональной и волевой сферы, - это, но С. Л. Рубинштейну, уже психические свойства и особенности личности. Изучение психологической стороны деятельности также является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности.

Высказав подобную точку зрения на содержание понятия «личность», С. Л. Рубинштейн следующим образом обобщает свои рассуждения на данную тему. Он пишет, что следующие три основных положения приобретают принципиальное значение для понимания психологии личности.

  • 1. Психические свойства личности в ее деятельности, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.
  • 2. В психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности. Но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и проникая друг в друга, смыкаются в единстве личности.
  • 3. Психический облик личности определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности.

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности. Изучение потребностей, идеалов, установок и тенденций, вообще - направленности личности дает ответ на вопрос, чего человек хочет, к чему он стремится.

К. А. Абульханова-Славская в качестве ближайшей ученицы и последовательницы С. Л. Рубинштейна продолжила развитие его общих идей о личности и человеке как субъекте деятельности и сформулировала следующие связанные с этим идеи.

Свой подход к пониманию личности, разработанный на основе идей С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская обозначила как ценностно- гуманистический подход. Его элементы кратко были изложены в первой главе данного тома, где рассматривались различные определения личности, соотношение понятий «личность» и «субъект», а также типы и типологии личностей.

Для К. А. Абульхановой-Славской понятия «личность» и «субъект» - это, по-видимому, не взаимозаменяемые и не рядоположенные понятия. Главным из них является понятие «личность», а термин «субъект» выступает как дополнительная характеристика личности. Такой вывод можно сделать на основе часто употребляемого в ее научных трудах словосочетания «личность как субъект деятельности». Из него следует, что личность может и не быть субъектом деятельности, она не просто является субъектом деятельности, а представляет собой нечто более широкое и емкое по содержанию, чем субъект. Реально далеко не веякая личность самовыражается в деятельности как субъект, и не всякая деятельность соответствует притязаниям личности как субъекта. Для субъекта деятельности в узком, специфическом его понимании характерна такая вовлеченность в деятельность, такая степень ответственности, которая даже при возрастании трудностей не изменяет отношение человека к делу (к выполняемой им деятельности).

Становление личности в качестве субъекта деятельности происходит не только в процессе овладения общественно-историческими формами деятельности, но также в организации деятельности и своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления. Личность как субъект деятельности приспосабливает свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности.

Далее, знакомясь с текстами обсуждаемого автора, мы обнаруживаем, что временами слова «личность» и «субъект деятельности» используются как взаимозаменяемые (синонимы), временами слово «субъект» выступает в том же значении, что и термин «человек». Такой вывод можно сделать из следующего фрагмента, где практически во всех случаях употребления понятия «субъект» без какого бы то ни было ущерба для содержания и смысла соответствующего текста его можно заменить или на слово «человек», или на понятие «личность». «Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. ...В зависимости от опыта субъект обладает большей или меньшей способностью прогнозировать наступление событий. ...Мотивированная деятельность, т.е. представляющая интерес для субъекта, порождает положительные эмоции, вызывает чувство удовлетворения. ...Субъект прогнозирует свою деятельность, соподчиняя и устанавливая последовательность трудовых операций» .

К психологии личности, пишет К. А. Абульханова-Славская, обычно относят совокупность психических свойств человека, особенно свойств характера и способностей. Психологию личности также нельзя отрывать от психологии познавательных процессов (здесь она солидаризируется с широким пониманием личности по С. Л. Рубинштейну).

Продолжая развитие идей С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская на первый план в характеристике личности выводит ответственность личности как субъекта деятельности и определяет ее следующим образом. Ответственность - это «обращенность требований личности к самой себе». Ответственную личность характеризует готовность к преодолению трудностей, независимость от окружающих, их оценок и влияний, способность четко определять свои возможности, достоинства и недостатки. Это, в свою очередь, предполагает высокий уровень развития социального мышления, способности предвидеть последствия своих действий. Современная социально ответственная личность «побуждаема не столько желаемым, сколько необходимым, поэтому вся се мотивация основывается на ответственности» . Ответственная личность гарантирует достижение результата своими силами, невзирая на непредвиденные обстоятельства, трудности.

Развитая ответственность личности связана с осознанием своей независимости, самостоятельности. Ответственный человек в разрешении противоречий и проблем жизни опирается не на других людей, не на обстоятельства, а на себя, на свои ценности, преимущественно духовные. Он удовлетворяется сознанием своей духовной силы, нравственной стойкости, иногда даже нравственной избранности, долга .

Высшей личностной структурой, связанной с жизненным путем , является, по мнению К. А. Абульхановой , семантический интеграл личности , включающий в себя систему ценностей данной личности, объединенной в ее мировоззрении. Самыми общими составляющими так понимаемого семантического интеграла являются притязания личности, характеризующие одновременно уровень ее требований к результату и способу удовлетворения потребностей (ценностному или потребительскому). «Семантический интеграл, - пишет автор, - выражает найденный личностью в ходе своей жизнедеятельности ценностный способ связи внешнего и внутреннего, ее способ соотношения с действительностью, включающий тот или иной способ организации психики...»

В семантическом интеграле неразрывно связаны притязания, саморегуляция и удовлетворенность. Последняя фиксирует ситуативный или стратегический, ценностный или потребительский, гармоничный или противоречивый, иллюзорный или реалистический, компромиссный или принципиальный способ удовлетворения потребностей. Семантический интеграл представляет своеобразную личностную интерпретацию человеком своего способа жизни, включающую представление о своем месте в обществе, своей ценности для себя, для других, представление о своей профессиональной состоятельности, перспективности.

Ценностный подход в психологии личности «...позволяет увидеть личность таковой, какова она сейчас, и такой, какой она могла бы быть и будет. Он позволяет понять, чем она могла бы быть и не стала, какие тенденции в ней оказались тенденциями роста и развития, какие - деградации. Ценностный подход предполагает отношение к личности как к субъекту» .

Подведем итоги.

1. С. Л. Рубинштейн, автор самого известного фундаментального труда (учебника) по общей психологии, опубликованного в 40-е гг. XX в., в свое время не высказал четкой и однозначной позиции по проблематике личности. Это, по-видимому, объясняется тем, что психология его времени была в основном наукой о познавательных процессах, а личностью как таковой занималась мало. Кроме того, эта книга писалась автором во времена самого сильного идеологического и политического давления, оказываемого на ученых, и они не были свободны в высказываниях своих идей, особенно по такой связанной с политикой и идеологией темой, как психология личности.

Тем не менее в трудах С. Л. Рубинштейна было введено и раскрыто имеющее ценное значение для изучения психологии личности понятие субъекта (субъекта деятельности).

  • 2. Ученики и последователи С. Л. Рубинштейна, напротив, оказались относительно свободными от такого давления и, руководствуясь общими, конструктивными идеями своего учителя, непосредственно приступили к разработке проблематики личности. Среди них, в первую очередь, необходимо назвать К. А. Абульханову-Славскую.
  • Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психологияличности. Т. 2. М., 2004. С. 305-307. Там же. С. 101.
  • Там же. С. 103-104.

Основные научные работы С.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).

Основы общей психологии (1940).

Бытие и сознание (1957).

Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: социальность, предметность. Социальность проявляется в том, что деятельность осуществляется только субъектом. Это было обозначено при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой). Субъект в своей деятельности обнаруживает и проявляет себя, в ней он созидается и определяется, по направлениям деятельности можно определить и формировать его самого. То есть в отличие от теории интериоризации Л.С.Выготского, по Рубинштейну исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность, деятельность выводит человека в мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность – один из уровней непрерывного взаимодействия человека с миром. И если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, выступает знак (различие натуральных и высших функций), то Рубинштейн утверждает, что исходным моментом является деятельность, именно практическая деятельность делает возможным овладение речью, а не знаки порождают человеческие формы поведения.

Предметность деятельности обусловлена тем, что деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее внутренние закономерности, т.е. внешние причины действуют через внутренние условия. Это положение легло в основу предложенного Рубинштейном принципа детерминизма . В качестве внутренних условий выступают аналитико-синтетические акты по соотношению каждого элемента условий и требований задачи. В них отражаются внутренняя работа по анализу задачи, показателем степени проанализированности является возможность использования вспомогательной задачи или прямой подсказки для решения. В связи с этим было сформулировано положение о психическом как процессе, звеньями которого выступают анализ, синтез и т.д. Процессуальность психического – его характерная особенность, т.к. взаимосвязь любого субъекта с объектом непрерывна. Все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности, имеющей многоуровневую структуру. В личности имеются компоненты различной устойчивости и общности (зрение, мотивы деятельности и т.д.), через которые преломляются все внешние воздействия. С.Л.Рубинштейн разделяет деятельность и действие в зависимости от характера мотивации: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает ее в поведение, единицей поведения является поступок, а деятельности – действие.

В качестве основных видов деятельности Рубинштейн выделяет: труд, игру, учение. Задачей психологии Рубинштейн считал раскрытие закономерностей психологического процесса, а специфической психологической проблематикой - саму деятельность и действие как единицу деятельности, связанные с вопросом о целях и мотивах человеческого поведения и деятельности, об их внутреннем смысловом содержании и строении.

Психические процессы зависят от личности. Это выражается в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.

Следующее положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения СЛ. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

Чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

Что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Эти аспекты психического облика личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Личность в культурно-исторической теории Льва Семеновича Выготского (1896-1934).

Родился 17 ноября 1896 года в г. Орша. Окончил юридический факультет МГУ и одновременно историко-филологический факультет Народного университета имени А.Л. Шанявского (1917). С 1918 по 1924г. работал в Гомеле. С 1924г. в психологических научных и учебных заведениях г. Москвы (Институт психологии МГУ, Академия Коммунистического Воспитания имени Н.К. Крупской, педагогический факультет 2-ого МГУ и др.)

Основные научные работы Л.С. Выготского: «Сознание как проблема поведения» (1925), «Развитие высших психических функций» (1931), «Мышление и речь» (1934)

Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты).

Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.д. Все ли внутренние процессы - продукт интериоризации . «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание».

На основе этой идеи Выготского было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на одновременные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах », под которыми понимались целостные образования и виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Совместно с учениками Выготский экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе «Мышление и речь», 1934), предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи Выготского используются не только в психологии и ее различных отраслях, но также в других науках о человеке (в дефектологии, языкознании, психиатрии, искусствознании, этнографии).

Рассматривая состояние психологической науки, Л.С.Выготский отмечал, что для отечественной науки характерна закрытость проблемы личности и ее развития. Он выделял четыре основные идеи концепции личности.

Первая идея – идея активности индивида . Трактуя знаки языка как психические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперируемого ими субъекта. Орудие рассматривалось как возможная точка приложения сил индивида, а сам индивид выступал как носитель активности. Выготским было открыто развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития к другой. Прежде чем человек начинает оперировать словами у него уже имеется доречевое психическое содержание (элементарные психические функции), которым психологическое развитие придает качественно новое строение (возникают высшие психические функции) и вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).

Вторая идея – мысль Выготского об основной особенности психических функций человека: их опосредованном характере . Функцию опосредования обеспечивают знаки, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерминация. Применение знаков перестраивает психику, усиливая и расширяя систему психической активности.

Третья идея – положение об интериоризации социальных отношений . Акты интериоризации совершаются в процессах общения. Общение рассматривалось как процесс, основанный на интеллектуальном понимании и сознательной передаче мыслей и переживаний с помощью известной системы средств. Социальные отношения несут отпечаток индивидуальности, происходит перенос индивидуальных характеристик, общающихся людей и формирование идеальной представленности их в чужом «Я». В этом Выготский видит отличие обучения от воспитания, так как первое – это трансляция «значений», а второе – «личностных смыслов» и переживаний. В связи с этим он вводит понятие «зона ближайшего развития » для обучения. Под ней имеется ввиду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, раздавая подобную «зону», и ведет за собой развитие.

И четвертая идея – становление личности заключается в переходах между состояниями «в себе», «для других», «для себя бытия» . По Выготскому личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Личность как система обнаруживает себя дважды: в первый раз – в актах социально ориентированной активности (в действиях и поступках), второй раз – в завершающих поступок актах, основанных на встречной активности другого лица.

Взгляды Выготского подводят к пониманию личности как особой формы организации взаимной активности данного индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида связано с идеальным бытием других индивидов в нем и где в тоже время индивид идеально представлен в реальном бытии других людей (аспекты индивидуальности и персонализации). Таким образом, идеи Выготского, складывавшиеся главным образом в психологии познавательных процессов заложили основу отечественного подхода к пониманию психологии.

Введение
Глава 1. Основные психологические школы
1.1. Понятие личности
1.2. Обзор биографии и сущности теории деятельности Рубинштейна
Глава 2. Суть теории по С.Л. Рубинштейну
Заключение
Список использованных источников

Глава 1. Основные психологические школы

1.1. Понятие личности

Личность – это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов .

1.2. Обзор биографии и сущности теории деятельности Рубинштейна

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.

Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией.

Начавшаяся Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете.

В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во многом благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. - еще и курс «Введение в философию».

В 1921 г. Рубинштейн был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.

В 1922 г. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики .

Сущность теории: Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель; разрешает задачу и выражает отношение человека к окружающему. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания. С другой стороны, осознанность действия зависят от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Определение деятельности невозможно в отрыве от сознания. Разные движения могут означать разные поступки. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту. Действие – сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в плане сознания и превратилось в сознательное отношение. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании – единство сознания и бытия. Осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних появлений. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно – через отношение к объективному миру. Деятельность – взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая(познавательная) деятельность. В результате всякого психического процесса как деятельности мозга формируют чувственный образ. Он не существует вне этого процесса. Всякий психический процесс – отражение, образ вещей и явлений мира, взятые в целостности. Подлинной единицей сознания является целостный акт отражения объекта субъектом .

Глава 2. Суть теории по С.Л. Рубинштейну

С чем человек приходит в этот мир, что он созидает в нем и что оставляет, уходя? Ответы на эти вопросы, по существу, определяют координаты человеческой жизни. Однако они не охватывают своими определениями того, что претерпевает в этой жизни человек, что он преодолевает и что побеждает. Отсюда – координаты возможностей и реальных деяний человека должны быть помещены в другое измерение – целого мира, в котором человек ищет и находит /или не находит/ свое место, в котором он испытывает воздействия ж страдание, в котором он одно теряет, а другое приобретает взамен! Последнее и составляет собственно содержание и смысл человеческой жизни.

Чем больше развито в человеке творческое начало, тем меньше он принимает то место, в которое его забросила жизнь, тем меньше он принимает как данность самого себя, тем больше он испытывает стремлений найти свое место в мире, соизмеримое своей особенности.

Возможна ли свобода в нашем обществе – обществе абсолютного тоталитаризма, обществе социального принуждения и уничтожения всякого достоинства человека? Эта проблема имеет несколько сторон – первая и, вероятно, самая очевидная и трагическая – это физический террор, физическое уничтожение человека, т.е. внешнее, доведенное до абсолюта, принуждение.

Вторая – это несвобода и принуждение, которое идет по линии внутреннего. Это самый сложный аспект несвободы – фактически люди добровольно становятся несвободными, лишают себя свободы индивидуального выбора, ответственности, риска. Это конформизм и добровольное угодничество. Оно само идет навстречу принуждению, придавая ему добровольный характер.

Наконец, люди, лицемерно действующие в условиях несвободы. На первый взгляд они и есть те, кто действует угоднически. Но лицемерие - это одновременно и ложь, неправда. Действуя в соответствии с требованиями режима, они на самом деле не признают этих требований, т.е. их сознание я действие раздваиваются. А люди, казалось бы – свободные внутренне, честные, не согласные с внешним принуждением, но в таком случае они должны либо вступить в борьбу с режимом, либо скрывать свою внутреннюю свободу .

Заключение

Работа с литературными источниками показала, что теория личности С.Л. Рубинштейна была и остаётся актуальной.

Она не теряется среди огромного множества других теорий, а наоборот является одной из ведущих. За основу теории взято влияние человеческой деятельности на каждого индивида.

Теория деятельности С.Л. Рубинштейна основана на предположении о том, что в деятельности наиболее полно проявляется личность человека. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для окружающих людей.

Список использованных источников

1. Суворова Г.А. Психология деятельности. М.: «Когнито-Центр», 2003. – 260 с.
2. Www http://womanadvice.ru/teorii-lichnosti (12.11.2017).
3. Яровицкий В. 100 великих психологов. М.: «ВЕЧЕ», 2004. – 320 с.
4. Рубинштейн С.Л. www http://rubinstein.org.ru/ (14.11.2017).

Реферат на тему “Теория деятельности С.Л. Рубинштейна” обновлено: 14 августа, 2018 автором: Научные Статьи.Ру



error: Контент защищен !!