Античную грецию принято считать родиной демократии. Особенности происхождения греческой цивилизации

Тема 2.2.

Античная цивилизация.

ПЛАН.

  1. Города-государства Греции.
  1. Особенности развития городов-государств Италии.
  2. Борьба за господство над Средиземноморьем:

а) греко-персидские войны;

б) пелопонесские войны;

в) империя Александра Македонского. Причины распада.

-1-

История античного мира издревле привлекала особое внимание европейских учёных. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

В античной Греции не сложилось крупного единого государства. Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины – свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины, точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию; граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю.

Большую роль играло народное собрание, которое имело право окончательного решения всех важнейших вопросов. высокая роль народного собрания и выборность власти – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах, которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введён принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчётности перед советом глав родов (ареопагом). Что значит: холм Арея. Он существовал уже при царях, а во времена республики получил значение высшего судилища для важнейших преступлений; в него назначались те из бывших архонтов, которые с честью занимали эту должность. Заседания ареопага происходили под предводительством архонта-басилевса; они производились под открытым небом, ночью, при свете факелов. Обвинитель и обвиняемый должны были рассказывать просто, под страшными клятвами в истине своих слов. Когда наступало время для решения, каждый ореопагит брал с жертвенника камешек и клал его или в медную урну – Милосердия, или в деревянную урну – смерти. Приговор изрекался на основании подсчёта камешков: в случае равного числа предпочтение отдавалось Милосердию.

В начале VI в. до н.э. архонтом был избран Солон .

Солон происходил из знатнейшего рода Кодридов, некогда царствовавшего в Афинах. Чтобы поддержать благосостояние семьи и повидать чужие страны, активно занимался в молодые годы морской торговлей. На политическую арену Солон выступил, когда Афины уже длительное время терпели неудачи в войне с соседними Мегарами за примыкающий к Аттике остров Саламин. После того как он в стихотворном памфлете «Саламин», призвал к продолжению борьбы до победного конца, большинство граждан поддержало идею возобновления военных действий. Во главе вооруженных сил афиняне поставили Солона, который вскоре сумел отвоевать Саламин.

Афинское государство в тот период было охвачено глубоким внутренним кризисом. Резкое имущественное неравенство граждан полиса привело к тому, что масса бедняков оказалась в долговой кабале у богачей. Не уплатившие вовремя долг вынуждены были продавать своих детей или сами становились рабами. Назревавшее недовольство народа грозило вылиться в открытый мятеж и государственный переворот. В таких условиях власть предержащие решили пойти на проведение необходимых реформ сверху. Эту нелегкую миссию возложили на Солона как на лицо наиболее авторитетное и к тому же нейтральное по отношению к различным политическим группировкам. Он был избран первым архонтом и получил широкие полномочия по установлению новых законов.

Среди проведенных им реформ экономического характера на первом месте стоит так называемое «стряхивание бремени» - снятие с оказавшихся в закладе земельных участков камней, которые символизировали права кредиторов-заимодавцев (как своего рода вексели). Произведена была полная кассация долгов, долговое рабство объявлено вне закона. Все ставшие рабами из-за неуплаты в срок долга получили свободу, а тех из них, кто был продан за пределы Аттики, выкупили за государственный счет.

По инициативе Солона всё население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения.

Деление это ослабило позиции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники уравнялись с нею в правах.

В конце VI в. до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на десять округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами.

Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек.

Согласно утвердившейся традиции в Афинах, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу афинской демократии.

Ежегодно в определённый день народному собранию предоставлялось право осуждать на временное изгнание граждан, которые по своему влиянию оказывались опасными для спокойствия республики. При этом подача голосов была тайная, посредством надписи на черепках (остраконах), которые потом отбирались у граждан и пересчитывались; большинство голосов решало вопрос, но это большинство должно было заключать в себе не менее шести тысяч. Такую форму голосования в Афинах называли остракизм.

Таким образом, к V в. до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия.

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта.

Спартанское государство образовалось приблизительно к IX в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Кроме илотов на спартанцев работали также периэки (жители ахейских городов, завоёванные дорянами), которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введённых легендарным царём Ликургом.

Сами спартанцы были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиваться товарно-денежные отношения.

Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни и запрещалась всякая роскошь. Воспитание детей было очень суровое. Они принадлежали собственно не родителям, а государству.

Новорождённого мальчика отец должен был выставлять в известном месте, где собирались старцы. Если они находили дитя слабым или уродливым, то его бросали в пропасть с вершины Тайгета.

Почти во всех древнегреческих государствах к этому времени прекратилось наследственное царское правление, в Спарте оно удержалось, но с таким ограничением власти, которое не мешало республиканскому образу правления.

Во главе стояли два царя (доряне завоевали Лаконию под предводительством двух братьев и с тех пор в Спарте было всегда два царя), выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет. В отличие от старейшин, царей не избирали – это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который в свою очередь должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали своё одобрение или неодобрение предложенным решениям.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

-2-

В развитии городов Италии и Греции проявилось много сходных черт. В VIII - VI вв. до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования.

На севере Италии господствовали этруски. Они были ближайшими соседями римлян, занимали область, которую называли Этрурией (район современной Тосканы). Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. Этруски оказали сильное влияние на римлян. Это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов – с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти – пучки прутьев с вложенными в них топориками.

В 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан Рим.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом управления был сенат (от лат. sense -«старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединённые в курии по родовому принципу, также могли высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам. Роль верховного правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей сената. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями (patres – «отцы»), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жёсткий принцип патриархата. В то же время земли считалась общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. У патрициев появлялись всё новые крупные земельные владения, когда Рим одерживал военные победы. Это была римская аристократия.

В ином положении находилась другая большая прослойка общества – плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а поэтому и не были членами общины. Скорее всего, население Рима возрастало за счёт поселенцев и жителей покорённых областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. К военной службе привлекались во вспомогательных отрядах.

Родоплеменные традиции ограничивали царскую власть. При Сервии Туллии (578-534 гг. до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанёсшие серьёзный удар по привилегиям родовой знати.

Царствование своё он ознаменовал особым покровительством плебеям, которые при нём получили некоторые гражданские права.

Всё мужское население (патрициев и плебеев) было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и сообразно с этим делением распределены были подати и вооружение. Каждый класс он подразделил на центурии, которые приблизительно были равны между собой не по числу членов, а по сумме их имущества, поэтому число всех центурий в первом классе было гораздо больше, чем в последующих, а членов гораздо меньше. Всего было 193 центурии.

Беднейшие римляне, не способные купить оружие, объединялись, вне зависимости от их числа, в центурию «пролетариев» (от лат. proles -«потомство»). Подразумевалось, что они годны только на его воспроизводство.

Патрициям сильно не нравились эти учреждения Сервия Туллия, они опасались также, чтобы царь не усилил своей власти с помощью благодарных ему плебеев. Поэтому они составили заговор, и Сервий Туллий был убит собственным зятем Тарквинием. Он сделался царём и получил название Гордого. Тарквиний Гордый вёл счастливые войны и докончил построение знаменитого римского Капитолия. Но он хотел сделать свою власть неограниченной и начал казнить патрициев. В 509 г. до н.э. он был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.

Патриции вместо царя стали избирать ежегодно из своей среды двух консулов, которые предводительствовали войском и судили преступников. Право издавать законы принадлежало сенату и народному собранию (впервые были приняты единые для всех законы в 451-450 гг. до н.э.), высший надзор за всем управлением принадлежал также сенату. Государственные должности по-прежнему находились в руках патрициев, следовательно, Рим сделался республикой аристократической. (На время опасности, внешней или внутренней, римляне обыкновенно выбирали диктатора, но не более чем на 6 месяцев).

Патриции с особой суровостью пользовались законами о долгах, обращая несостоятельных должников в рабство или подвергая их истязаниям. Плебеи роптали. Наконец, выведенные из терпения, они отказались идти в поход против неприятелей – сенат согласился приостановить действие долговых обязательств. Но по окончании войны снова придал им прежнюю силу. Тогда плебеи оставили Рим и ушли со своими семействами на один из соседних холмов, названный священной горой, где расположились лагерем и хотели основать собственный город (494 г до н.э.). Испуганные патриции решились на уступки и пошли на переговоры с плебеями. После многих убеждений плебеи согласились возвратиться в Рим, но с условием, чтобы им облегчили долги и чтобы они из своей среды могли выбирать ежегодно двух народных трибунов. Эти трибуны своим вмешательством могли останавливать решение любого сановника против плебея. Особа их считалась неприкосновенной, двери их дома никогда не запирались, чтобы каждый плебей мог требовать у них помощи защиты.

Плебеи также требовали записать законы с целью предупре­дить злоупотребления со стороны патрициев. После долгих обсуж­дений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверж­дали частную собственность на землю и все остальное имущество граждан.

Патриции и плебеи перестали враждовать друг с другом. Их верхушка объединялась в сословие сенаторов - членов сената. Средние земледельцы, торговцы и вообще зажиточные люди на­зывались всадниками. Вес остальные горожане-бедняки составля­ли плебс (в новом значении этого слова). Все граждане Рима неза­висимо от положения считались рапными перед законом.

С 445 г.до н.э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Ещё через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и к консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счёт. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.

В V в. до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.

В VI - V вв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско - легионы, состоявшие из всех граждан - членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в. до н.э. в Италию. Они постепенно завоевывали Италию и к началу III в. до н.э. стали ее полными хозяевами.

Самым тяжелым испытанием для ранней Римской республики стала 2-я Пуническая война с Карфагеном - финикийским государ­ством в Северной Африке. Потерпев поражение в холе долгой 1-й Пунической войны (пунами римляне называли карфагенян), поте­ряв флот и владения на Сицилии и в Сардинии, Карфаген не сми­рился с этим. Карфагеняне захватили часть Иберии (современная Испания). В 218 г, до н.э. карфагенский полководец Ганнибал совер­шил отгула беспримерный поход в Италию, перейдя через Аль­пийские горы. Он нанес поражение римлянам на севере Италии, а весной 217 г. до н.э. на берегу Тразименского озера вновь раз­бил их. Однако силы Ганнибала таяли, а римская армия крепла. В 216 г. до н.э. 87-тысячная римская армия встретилась с 54-тысяч­ной армией Ганнибала близ местечка Канны. Римляне ударили в слабый центр Ганнибала, но были втянуты в мешок между его сильными флангами. Оказавшиеся в западне римляне пытались сопротивляться, по вскоре битва перешла в их избиение.

Казалось. Риму не избежать гибели. Но были приняты чрезвы­чайные меры, и война продолжалась. Римляне стали одерживать победы. Молодой талантливый полководец Рима Публий Кор­нелий Сципион завоевал владения карфагенян в Иберии. В 204 г. до н.э. Сципион высадился в Африке. Ганнибал вынужден был покинуть Италию. В 202 г. до н.э. Сципион в битве при Заме разгро­мил Ганнибала. Карфаген заключил мир с Римом, приняв все условия победителей. В ходе 3-й Пунической войны во 11 в. до н.э. Карфаген был уничтожен, тогда же были захвачены Македония и Греция, ряд других земель.

Римляне превращали завоеванные земли в провинции - «поме­стья римского народа». Во главе их становились наместники из числа должностных лиц Рима. Местное население было обложено налогами, у него отняли часть земли. Стремясь разобщить жителей провинций, римляне применяли метод «разделяй и властвуй». Лояльные им города и общины получали преимущества и льготы, остальные были их лишены.

Последствием долгих войн, обогащавших часть римлян и разо­рявших других, стало ослабление войска: обедневшие граждане уже не могли вооружиться за свой счет, а многие богачи не жела­ли проливать кровь в битвах. Римский полководец консул Гай Марий в конце II в. до н.э. первым стал набирать на службу в легионы добровольцев - римских граждан и союзников Рима. Солдаты получали оружие, плату за службу, а после ее окончания им обе­щали земельные участки. Боеспособность римского войска вновь резко повысилась. Но потеряв непосредственную связь с римской общиной, воины превращались в исполнителей воли своих ко­мандиров-полководцев.

Основой силы Рима счи­талась крепкая семья. Се глава являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользовалась боль­шими правами и уважением.

После Пунических войн (период Поздней Римской республи­ки) стала заметна «порча» добродетельных нравов римлян. Жажда обогащения была главной целью части верхушки римского обще­ства. Новые захваты сулили им новые доходы. Напротив, бедняки были мало заинтересованы л завоеваниях. Ведь пока они служили в войске, их хозяйства разорялись, семьи беднели.

Римляне Поздней республики были образованнее своих пред­ков. Многие из них знали греческий язык, детей воспитывали греческие -учителя. Римляне переняли от греков страсть к роскоши и пирам. «Порча» нравов наблюдалась даже у плебеев. Все большее

Значение приобретал труд рабов.

Важным событием в период Поздней Римской республики стало восстание рабов под предводительством Спартака, выходца из

Фракии. Оно началось с выступления в 74 г. до н.э. гладиаторов и вскоре охватило всю Италию. Войско Спартака, к которому сбежались тысячи рабов, нанесло ряд поражений легионам. С большим трудом римлянам под руководством Лициния Красса удалось разбить в 71 г. до н.э. повстанцев.

Гражданские войны и восстания первой половины I в. до н.э. привели к ослаблению республиканских институтов власти. В 60 г. до н.э. было заключено соглашение триумвират между самыми влиятельными политиками Рима - Гнеем Помпеем, Лицинисм Крассом и Юлием Цезарем. Сенат был оттеснен триумвирами от власти. Вскоре Гай Юлий Цезарь стал наместником провинций в Гал­лии, где прославился как полководец, завоевав в 58 - 51 гг. до н. э. заальпийскую Галлию до реки Рейн. В 53 г. до н. э. Красе погиб на войне, а Помпеи вступил в соглашение с сенатом и выступил против Цезаря. В 49 г. до н.э. началась новая гражданская война. Цезарь разбил Помпея и стал единовластным правителем Рима. Его власть приближалась к царской. Однако в 44 г. до н. э. он был заколот в сенате заговорщиками.

После гибели Цезаря развернулась борьба как между сторонниками и противниками республики, так и между претендентами на верховную власть. Одним из таких пре­тендентов был внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан. Он за­ключил соглашение с Марким Антонием, помощником Юлия Це­заря. Вместе они разгромили в 42 г. до н. э. сторонников республи­ки. Октавиан получил под свою власть запал Римской державы, а Антоний - восток. Столкновение между ними было неизбежным. Октавиан укреплял свою власть в Риме, Антоний женился на ца­рице Египта Клеопатре. Война между Октавианом и Антонием закончилась в 30 г. до н.э. гибелью Антония и Клеопатры и захва­том римлянами Египта. В 29 г. до н. э. Октавиан получил от сената и народного собрания звание императора. Он до конца жизни (14 г. н.э.)возглавлял Римское государство. Император, получивший титул Август (по-латыни священный, возвеличенный), стано­вился главой сената, как народный трибун обладал правом вето на все решения сената, народных собраний и других органов власти. Он же пожизненно командовал армией.

С воцарением Августа в исто­рии Рима начался период принципата (27 г. до н.э.- 193 г. н.э.). Формально сохранялись республиканские учреждения - сенат, народные собрания, другие выборные органы. Фактически власть принадлежат императору и его чиновникам. Преемники Октавиана Августа (Тиберий, Калигула, Нерон, Клавдий) прославились террором против всех недовольных новыми порядками. Сами они также погибли от рук заговорщиков. К концу 1 в. н.э. избрание императоров оказалось фактически в руках войск. Полководцы, опираясь на свои легионы, вели борьбу за власть. В результате рим­ляне начали терпеть поражения в войнах с соседями. Положение нормализовалось при императоре Траяне (98- 117 гг. н.э.), кото­рый правил, считаясь с мнениемсената.

В III и. Римская империя вновь вступила в полосу кризиса.

В 395 г . Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом поло­жении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восста­ния, вторжения варварских племен. Сил для защиты границ не хватало. В 476 г. варвар Одоакр низложил последнего западно-рим­ского императора Ромула Августула, отослав царские регалии во­сточному императору.

-3-

Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли привёл к началу борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Она продолжалась с V по II в. до н.э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.

Первую попытку установления контроля над средиземноморской торговлей предприняла персидская военная деспотия. В VI в. до н. э. на территории Иранского нагорья создается Персидское царство. Цари из династии Ахеменидов, опираясь на боеспособное персидское войско, сумели покорить Мидию, Ассирию, Египет, Лидию, создав на завоеванных территориях огромную державу. В конце VI в. персами были завоеваны греческие города, расположенные на малоазийском побережье Эгейского моря (Иония).

. Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония)

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

Античная Греция

На рубеже III-II тысячелетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы ― сплава меди и олова. В этот период на острове Крит складывается первое в Европе государственное образование. Археологи нашли на острове руины дворцов, доказательства существования развитой системы письменности.

Рисунок 2.4.1.

В 1450 г. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результате извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же время на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тогда в Греции. Они переняли критскую систему письма, стали играть заметную роль в торговле Восточного Средиземноморья. Однако в XII веке до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разрушена союзами греко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионийских племен Балканского полуострова и Малой Азии (они были известны египтянам как «народы моря»). Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их.

После завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко сократилась численность населения. Лишь с VIII века до н.э. началось возвышение греческих городов-государств. Особенности их развития во многом определялись природными условиями, геополитическим положением Греции.

Относительно небольшая, гористая территория была благоприятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь большую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V века до н.э. возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населения, они снабжали Грецию недостающей продукцией. Первая греческая колония, город Кум, была основана в 750 г. до н.э. на побережье Италии.

Города-государства Греции

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Постепенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных государств-полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми признавались права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни. Земля рассматривалась как общая собственность полиса, его достояние. С развитием товарно-денежных отношений стали возможными купля и продажа участков земли (правда, в некоторых полисах она ограничивалась), но только гражданами данного полиса.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах , которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введен принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции и обычая постепенно заменили законы (первые из них, устанавливающие общие нормы поведения для всех граждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г. до н.э.).

В начале VI века до н.э. по инициативе архонта Солона (635-559 гг. до н.э.) все население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило позиции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники уравнялись с нею в правах.

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За ареопагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек.

Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании.

Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия .

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта . Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное население в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели ― подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.

Рисунок 2.4.2.


В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была ограничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, деньги ими не признавались.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

Города-государства Италии. Основание Рима

В развитии городов Италии и Греции проявилось много сходных черт. В VIII-VI вв. до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования. На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.

В 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан город Рим .

Рисунок 2.4.3.

Просмотреть рисунок

Согласно легендам, Рим был построен потомком троянского героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом управления был сенат (от лат. "senex" ― "старик"), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль верховного правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей сената. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями ("patres" ― "отцы"), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жесткий принцип патриархата: глава семьи владел всем имуществом, мог казнить или продать в рабство ее провинившегося члена. В то же время земли считались общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны против соседних племен и городов-государств, количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало.

Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни города, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Они могли просить покровительства у патрициев, становясь их «клиентами», и получать работу в их хозяйствах, быть ремесленниками, торговцами.

Родоплеменные традиции ограничивали царскую власть. При Сервии Туллии (578-534 гг. до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанесшие серьезный удар по привилегиям родовой знати.

Все мужское население, включая плебеев, было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и соответственно способности приобрести легкое или более дорогое тяжелое вооружение. Каждый разряд делился на центурии (сотни), которые в случае войны выступали на поле боя. Всего было 193 центурии, патриции выставляли 19 центурий всадников. (Для оснащения конных воинов требовались наибольшие расходы.) В мирное время члены каждой центурии получали право обсуждать текущие дела города, становясь органом управления.

Беднейшие римляне, неспособные купить оружие, объединялись, вне зависимости от их числа, в центурию "пролетариев" (от лат. "proles" ― "потомство". Подразумевалось, что они годны только на его воспроизводство).

Ущемление интересов родовой знати вызвало сопротивление. Туллий был убит, новый царь Тарквиний Гордый отменил проведенные реформы. Однако тиранический характер его правления также вызвал гнев сената. В 509 г. до н.э. он был изгнан. В Риме установилась республика . Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная р. Буржуазная р. Советская р. (словарь русского языка Ушакова). Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались сенатом из числа патрициев сроком на год. В начавшейся войне с этрусками римлянам удалось отстоять независимость.

«Культура и история Греции» - Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Боги Греции» - Посейдон – бог моря. Арес – бог войны. Аид – Бог в царстве мёртвых. Гефест - бог огня и кузнечного дела. Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Афина -богиня мудрости и справедливой войны. Деметра – богиня земледелия. Артемида -богиней охоты, гор и лесов. Афродита -богиня любви и красоты.

«Урок Греция» - Ход урока. Цели урока. Обобщающий урок в 5 классе раздела «Древняя Греция» по курсу «История Древнего мира». Жюри подводит промежуточные результаты. 4. Игра в лото Учителем раздаются карточки лото с примерами и конвертами с множеством ответов. Предварительный этап. В данном случае карточки направлены на проверку терминологии Правильное соответствие оценивается жюри в 1 балл Вопросы 1. налог А. Рабы в Спарте 2. стратег Б. народ 3. демократия В. Обязательный платеж в пользу государства 4. демос Г. Военачальник в Афинах 5. илоты Д. власть народа.

«Греция и Македония» - 3) Что происходило в Македонии в 4 в. до н.э. МАКЕДОНИЯ - горная страна на севере Балканского полуострова. Исократ. Кто в греции был против царя филиппа? Запомнить: 338 г. до н.э. – битва при Херонее, покорение Греции. Ф. 1. В 5 в.до н.э. персам не удалось подчинить города Эллады. Нужно узнать. Восстания и войны.

«Зарождение демократии в Афинах» - Реформы солона. Требования демоса. «ДЕМОС»+ «КРАТОС»= ДЕМОКРАТИЯ (народ) (власть) (власть народа). СОЛОН - избран архонтом в 594-м г. до н.э. Зарождение демократии в Афинах. Перемены в управлении Афинами. Избираются из знати и из демоса Состоит из знати и демоса Делит власть с демосом Народ участвует в управлении.

«Культура Греции» - Культура Древней Греции. Исторические памятники Древней Греции. Волосы греков были густыми и пышными. Крепиды. Эндромиды. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой. Характерные особенности культуры Древней Греции.

Цивилизации и демократии

С начала I-го тыс. до н.э. древневосточные цивилизации стали утрачивать приоритет в историческом развитии и уступили место новому цивилизационному центру, возникшему в Средиземном море, получившему название «Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима». Она базировалась на качественно иных, демократических основах в экономических, политических и социо-культурных отношениях, была более динамичой по сравнению с древневосточными цивилизациями. На основании достижений Древней Греции и Древнего Рима сформировалась вся современная Западная и Российская цивилизации. Особенности развития современных цивилизаций невозможно понять без знания античной истории и культуры.

Начало античной цивилизации было положено в Греции. Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому сами греки себя именовали эллинами, а свою страну – Элладой. Но поначалу сравнительно слабо населенная Древняя Греция развивалась в общем русле древневосточных цивилизаций. Например, самая древняя в Европе Эгейская цивилизация, обычно именуемая минойской, по имени ее легендарного основателя - царя Миноса. Она существовала в III – первой половине II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря, частично в материковой Греции и Малой Азиии; известна по памятникам Кносского дворца царя Миноса на острове Крит, исследованного в первой половине XX в. английским археологом А.Эвансом. В этом дворце было около 300 помещений, стены которых были украшены многочисленными фресками. Всего на Крите было четыре дворца, в которых жили цари, их приближенные и слуги. Вокруг дворцов располагались поселения земледельцев, скотоводов и ремесленников.

Другие регионы бедной плодородными землями Греции заселяли малочисленные племена данайцев, ионийцев, эолийцев и др., во главе которых стояли цари или базилевсы. Часть эллинских племен в поисках более плодородных земель мигрировали на Север Балканского полуострова. Во Фракии обитали пеласги, раньше всех в Европе освоившие земледелие. Одна часть пеласгов переселилась на земли континентальной Греции, другая, вместе с фракийцами и, возможно, с частью венедов (будущими западными славянами) - в Малую Азию. На берегах Дуная, вплоть до Северного Причерноморья обитали эллинские племена ахейцев и дорийцев, сумевшие в значительной мере сохранить традиции «военной демократии». К исходу III тыс. до н.э. ахейцы и дорийцы вступили в соприкосновение с племенами ариев – потомками гиперборейцев - русами (росами) и венедами с не менее развитыми традициями «военной демократии». С начала II тыс. до н.э. ахейцы и часть ариев стали переселяться на юг. Эта этническая экспансия, захватившая и Крит, получила название «ахейского завоевания» Греции. Минойская цивилизация была серьезно ослаблена. Но погибла она в результате мощного землетрясения и извержения вулкана Санторин в середине XVII в. до н.э. Часть русов (росов) после этого осталась в Греции, но большинство вернулось за Дунай к своим соплеменникам.



С середины II тыс. до н. э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, сложилась новая, микенская цивилизация с центром в городе Микены на Пелопонесском полуострове. Ее создатели - греки-ахей-цы позаимствовали на Крите многие достижения минойцев. Центрами микенской цивилизации были хорошо укрепленные дворцы племенных вождей (царей, базилевсов), к которым тяготели сельские поселения. Гомеровский Одиссей, например, был царем (базилевсом) ахейского племени, жившего на острове Итака. Ахейцы вели между собой частые войны. Но иногда, ради победы над общим врагом, они объединялись в союзы. Именно союз ахейских племен вел Троянскую войну, завершившуюся около 1270 г. до н.э. захватом и разрушением богатого города Троя (Илион) в Малой Азии. Часть переселившихся в Малую Азию эллинских племен, в первую очередь пеласгов, а также фракийцев и венедов воевали на стороне Трои. Подлинной причиной войны было то, что эллинский полис Троя, находившийся близ Дарданелл, запирал своим конкурентам, другим греческим полисам путь к причерноморским колониям, а отнюдь не похищение сыном троянского царя Приама, красавцем Парисом Елены – жены царя Спарты Менелая. Эти события отражены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Ослабленная Троянской войной Микенская цивилизация греков-ахецев, подверглась в начале I тыс. до н.э. новому нашествию с севера. Очередными завоевателями стали дорийские племена, которых снова поддержали племена славяно-русов (росов) и венедов. Начинался железный век и новые завоеватели были уже вооружены железными мечами, против которых было малоэффективно бронзовое оружие ахейцев. Мелкие государства ахейцев были быстро разрушены дорийцами. После этого часть славяно-русов и венедов, поддержавших дорийцев и проявивших себя перед эллинами как отважные и «славные воины», вернулось на север. Оставшиеся венеды и славяно-русы поселились на Крите, Пелопонессе, в Малой Азии, в средней части и на севере Апеннинского полуострова. Ослабленная Троянской войной Греция была отброшена ко временам зарождения цивилизации.



Такой зигзаг в развитии имел серьезные исторические последствия. Ахейцы, дорийцы и оставшиеся в Греции росы (русы) смешались с местным населением, восприняли его мифологию и религию. В свою оч-ередь, местное население приняло название новопоселенцев и стало именоваться эллинами - дорийцами. Древняя Греция на этом этапе своей истории была страной со смешанным в этническом отношении составом населением, в значительной своей части пришедшего с севера. В возрождавшихся после нашествия дорийцев эллинских государствах власть царей со временем исчезла, а там, где сохранилась, была ограничена. Греция превратилась в конгломерат небольших городов-государств (полисов), которые одновременно оставались общинами. Каждый свободный, полноправный житель такого государства-общи-ны или полиса имел право на свой участок земли, обладал гражданскими правами, участвовал в выборах правителей.

В чем же причина уникальной, единственной в истории Древнего мира социальной мутации, происшедшей в Элладе? Во-первых, эллины, восприняли у финикийцев искусство кораблестроения и мореходства, стали отважными мореходами. А моряки уже в древности были людьми особого склада. Вспомним хотя бы гомеровского Одиссея и то, сколько инициативы, изобретательности, самостоятельности, активности, мужества, отчаянной смелости было проявлено им во время своего многолетнего возвращения на Итаку. На берегах и островах Средиземного, Мраморного, Черного и Азовского морей эллины по примеру финикийцев основали свыше сотни колоний, которые снабжали материковую Грецию хлебом, другими продуктами, рабами, которых покупали у местных правителей. Эти колонии вместе с метрополией на юге Балканского полуострова составили Великую Грецию.

Во-вторых, религия и мифология древних греков, утвердившияся после ахейского и дорийского завоеваний, коренным образом отличались от древневосточных мифов и религий. Античные Боги, согласно эллинским мифам, «спустились с небес на землю» и обосновались на горе Олимп. Боги-олимпийцы древнегреческого пантеона постоянно спорили и ссорились между собой, дрались, прелюбодействовали. Это были Боги с «человеческими лицами», а не со звериными головами, как в Египте или в Месопотамии. Они, согласно мифам, непосредственно общались с эллинами, помогали или мешали им, подавали примеры плюрализма, самостоятельности, изобретательности, инициативы, духовной раскованности. Эллины, в свою очередь, стремились подражать Богам-олимпийцам, учиться на их опыте и примерах.

В эллинских мифах упоминается о том, что Гефест – Бог огня и кузнечного ремесла - имел механизмы (промышленные роботы), с помощью которых выковывал оружие и доспехи. Аргонавты Язона во время своего путешествия в Колхиду за золотым руном наблюдали на черноморском побережье Кавказа, созданные «Богами, спустившимися с небес», механизмы (трактора и тракторные плуги), при помощи которых вспахивалась земля и т.п. Но это в мифах. С реальными «Богами-инопланетянами» эллины, в отличие от шумеров и древних египтян не имели общих дел и не встречались, но иногда (как мы увидим позже) пользовались их помощью. А Каллисфен - историк и писатель последней трети IV в. до н.э. сам стал автором дошедшего до наших дней романа об Александре Македонском, выступив в роли создателя популярного в Элладе мифа, назвав своего героя и современника не иначе как сыном самого Зевса - главы пантеона Богов-олимпийев.

Именно в Элладе сформировалось классическое античное общество, опиравшееся на демократию, плюрализм в политических отношениях и частную собственность. Ничего подобного на Древнем Востоке никогда не было. Выход на первый план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного на рынок, способствовали возникновению принципиально иных социально-политических и правовых структур, определявших специфику античного общества. А именно: появление полиса (города-государства) в Древней Греции или «цивитас» - гражданской общины в Древнем Риме как основной формы политической организации общества; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты прав и свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства, система социо-культурных принципов, способствовавших всестороннему развитию личности.

Отличительной чертой древнегреческой жизни был ее агональный характер (от греч. «агон» – борьба, состязание) – неудержимое стремление к состязаниям во всех сферах жизни. Например, спортивные состязания, Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н.э. раз в четыре года. С середины II в. до н.э. по 394 г. н.э. они проходили уже в рамках Римской державы, составной частью которой стала Греция. На время Олимпийских игр прекращались частые войны между древнегреческими полисами. Любимыми в Элладе были также музыкальные и поэтические состязания – дельфийские или пифийские игры в честь Аполлона - бога гармонии, духовной деятельности и искусств. Обычным в повседневной жизни было стремление эллинов сделать что-то лучше, чем сделал сосед по общине, построить храм в честь Богов-олимпийцев красивее, чем в соседнем полисе и т.п. Это способствовало мощному развитию всей сфер жизни эллинского общества. Спортивные и др. состязания были очень распространены и в Древнем Риме, а гладиаторские бои стали любимым зрелищем римлян.

С греческой колонизацией было связано появление оптимальной для того времени формы рабства. В рабов стали превращать не соотечественников – должников, а захваченных в плен чужеземцев. Чаще всего и в больших количествах их покупали в колониях у местных пра-вителей и продавали на рынках греческих полисов. Рабский труд применялся во всех сферах экономики, а у свободных граждан появлялось больше свободного времени для занятий политикой, спортом, литературой, искусством, философией. Грамотные рабы помогали эллинским интеллектуалам, переписывали, «тиражировали» их труды для продажи или для использования в общедоступных библиотеках.

Для эллина полис, а для римлянина его гражданская община – «цивитас» были единственным местом, где свободный человек чувствовал себя членом социума, жизнь которого регулируется законами, защищается от произвола и находится под покровительством Богов. Так Юпитер (римский аналог Зевса) покровительствовал Риму, а Афина Паллада – Афинам и т.п. Экономической основой полиса была античная, двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность гражданина на дом («ойкос»), в котором он жил. Свободный эллин одновременно выступал как хозяин дома – «ойконом», как гражданин – «политес», и как воин-ополченец, готовый с собственным оружием в руках выступить на защиту родного полиса. Формирование античной демократии и гражданского общества проходило в острой борьбе народа – «демоса» с родовой аристократией. В тех полисах, где побеждал демос, устанавливалась демократия – власть народа. Но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии. В Спарте были выборные цари, но их власть касалась лишь армии и военного дела.

Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие эллинские законодатели: афиняне – Солон, Клисфен, Писистрат и спартанец – легендарный Ликург. Наиболее значимой среди реформ Солона в VI в. до н.э. стала реформа долгового права, так называемое «стряхивание бремени» Все долги и проценты по ним объявлялись недействительными, запрещались продажа в рабство членов семьи и сделки самозаклада. Заключенные ранее такие сделки законодательно отменялись. Это спасло значительную часть афинян от порабощения и сделало возможным дальнейшее развитие демократии. Расцвет Афин, самая блистательная эпоха в истории афинского полиса пришлась на период правления Перикла (444-429 гг. до н.э.). Он 15 раз избирался на высшую в Афинах должность стратега, фактического главы полиса. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к управлению полисом и ввел оплату избираемых должностей. Обедневшие граждане наделялись землей. Высшей, законодательной властью в Афинах было народное собрание – ареопаг, на котором избирались все должностные лица, в том числе стратеги. Исполнительная власть находилась в Совете пятисот, который занимался текущими делами и готовил их для обсуждения и утверждения на ареопаге. Афинский полис превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр всего эллинского мира, стал эталоном, примером для других древнегреческих полисов.

В повседневной жизни афинского полиса, естественно, существовали и развивались антагонизмы верхов и низов. Равенство граждан на деле часто было формальным; оно касалось лишь меньшинства населения Афин. Женщины и метеки, к числу которых причислялись все жители Афин не чисто афинского происхождения, гражданскими правами не пользовались. О рабах и вольноотпущенниках говорить вообще не приходиться. На Совете пятисот, например, однажды подняли вопрос о введении знаков отличия для рабов. Но от этой идеи тут же отказались, т.к. могло оказаться, что рабы составляли большинство населения Афин. Так оно в действительности и было. Сходное положение имело место в других полисах. Нередким явлением была подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился самоотверженным служением афинскому полису. Фемистокл - организатор победы греков над персидским флотом в Саламинском сражении 480 г. до н.э. через несколько лет был изгнан из Афин и закончил свою жизнь на службе... у персидского царя. Перикл в последние годы жизни, даже будучи избранным ареопагом на высшую должность стратега, находился под следствием по обвинению в финансовых злоупотреблениях при реконструкции Акрополя. Великий ску-льптор Фидий, активный участник реконструкции Акрополя и создатель гигантской статуи Зевса Олимпийского в Олимпии, считающейся одним из «семи чудес света», закончил свою жизнь в тюрьме. Знаменитого философа Сократа обвинили в антидемократизме, заключили в тюрьму, где заставили принять чашу с ядом.

Серьезным испытанием для Эллады и эллинов стали греко-персид-ские войны первой половины V в. до н.э., начавшиеся с завоевания персами во главе с Ксерксом греческих полисов в Малой Азии Персыдаже заняли часть Греции, в том числе Афины, жители которых покинули город. В итоге победу в войнах с империей Ахменидов одержали греческие полисы, объединившиеся во имя этой цели. Наиболее известными событиями этой эпохи стали сражения: 490 г. до н.э. у селения Марафон в 42 км от Афин, 480 г. до н.э. - разгром персидского флота у острова Саламин в Эгейском море. В памяти греков навсегда остался подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, героически погибших в 480 г. до н.э., но не пропустивших персов в центр Греции через горный проход Фермопилы.

Греки отстояли независимость. Результатом стало усиление Афин, которые возглавили Афинский морской союз. Он объединял демократические полисы. Со временем афиняне стали вмешиваться во внутреннюю жизнь союзников. Их денежные взносы в казну союза фактически превратились в дань в пользу Афин, часть которой использовалась при Перикле для реконструкции Акрополя. Единство Эллады оказалось непрочным и недолгим. В 431 г. до н.э. началась война между Пелопонесским (во главе со Спартой) союзом и Афинским морским союзом. Война завершилась в 404 г. до н.э. поражением Афин и роспуском Афинского морского союза, установлением в Греции господства спартанцев. Победители повсеместно насаждали олигархическое правление. Многие полисы продолжали изнурительные войны со Спартой. Кризис полисного строя проявлялся в усиливавшемся экономическом неравенстве между гражданами. Многие из них разорялись, залезали в долги, теряли средства к существованию.

К северу от Греции находилась Македония, где жило родственное эллинам население. В середине IV в. до н.э. царем Македонии стал Филипп II, поклонник эллинской культуры, выдающийся дипломат и полководец. Многие греки надеялись, что Филипп наведет порядок, прекратит войны между полисами. Часть же греков, во главе с афинянином Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Но в 338 г. в сражении у городка Херонея греки были разбиты. Эллада оказалась под властью Филиппа. Он готовился к войне с Персией, но в 336 г. до н.э. был убит. Царем Македонии стал его сын Александр, прозванный вскоре Великим. Он подавил антимакедонское восстание в Греции, а в 334-31 гг. до н.э. разгромил главного врага Эллады - империю Ахменидов. В хрониках походов Александра Македонского неоднократно упоминается о появлении на небе неизвестных дискообразных объектов (НЛО). Так во время штурма в 332 г. до н.э. финикийского города Тира над городом появились 5 «летающих щитов», из которых сверкнули молнии, образовавшие проломы в стенах крепости. Обрадованные греки бросились на штурм и захватили город. После этого «летающие щиты» поднялись вверх и исчезли.

Завоевания продолжились. Александр Македонский стал основателем и повелителем огромной империи, включавшей в себя помимо Греции территории Египта, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Малой Азии, Персии, Афганистана, части Закавказья, Средней Азии и Индии. Главной целью Александра было объединить Запад и Восток в единую цивилизацию, столицей которой он сделал ВавилонТолько городов с названием «Александрия» появилось на завоеванных территориях около полутора десятков. Они призваны были стать опорными пунктами новой цивилизации и центрами новой эллинистической культуры с театрами, библиотеками, научными центрами. Правда, большинство этих «Александрий» были не вновь построенными городами (типа Александрии в дельте Нила), а переименованными старыми городами. В 327 г. до н.э. Александр повел свою армию в Индию. На восточном берегу Инда он разгромил войско местного царя Пора. Когда же грекам стало ясно, что Индией обитаемый мир на Востоке еще далеко не кончается, а впереди бескрайний Китай, армия взбунтовалась. Александр вернулся в Вавилон. Он планировал новые походы. Но в 323 г. до н.э. «покоритель мира», не знавший ни одного поражения, внезапно умер от тропической лихорадки, не дожив до 33 лет.

После смерти Александра началась борьба за его наследие между диадохами - бывшими соратниками, полководцами великого завоевателя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли, и слишком слаба была система управления ими. На месте империи Александра от Балканского полуострова до нижнего течения Инда возникло несколько эллинистических государств. В Македонии утвердилась династия Антигонидов, в Египте – Птолемеев, в Пергаме – Атталидов, в Месопотамии, Сирии и части Малой Азии – Селевкидов. В них сложилась своеобразная культура, сочетавшая в разной мере греческие и восточные черты. Именно это явилось предпосылкой распространения эллинской цивилизованности и культуры далеко за пределы Эллады и придания им мирового значения.

Наиболее значимым центром эллинистической культуры был Египет со столицей в Александрии, основанной Александром Македонским в дельте Нила. Александрия, отстроенная очень быстро, заняла площадь около 100 кв. км и поражала современников богатством, роскошью и уникальностью своей планировки, архитектуры, многоэтажными общественными зданиями и жилыми домами, выдержанными в лучших традициях античности. Город делился на четыре квартала двумя прямыми магистралями, пересекавшимися в центре и проходящими с севера на юг и с запада на восток. Также прямыми были и второстепенные улицы. Самым известным центром эллинистической культуры был Мусейон (греч. «место пребывания муз») – крупнейшая в Древнем мире Александрийская библиотека, насчитывавшая свыше 700 тыс. книг (папирусных свитков) по различным отраслям знаний. Для приобретения книг в других странах или их переписки Птолемеи не жалели средств. В связи с большим расходом папирусов их вывоз за пределы Египта был запрещен. Ученые другого крупного центра эллинистической культуры - Пергама на севере Малой Азии открыли способ использовния в качастве материала для письма пергамент – специально обработанную телячью кожу. Налаженное во II в. до н.э. производство пергамента удовлетворяло потребности Пергамской библиотеки, успешно конкурировавшей с Александрийской библиотекой.

Александрийский Мусейон был серьезным научным центром эпохи эллинизма. Работавшие в нем ученые изучали проблемы философии, филологии, математики, астрономии, ботаники и зоологии, используя при этом самые современные для того времени научные приборы и оборудование. Одним из выдающихся ученых античности был Клавдий Птолемей – автор трудов по многим отраслям знаний, в т.ч. по истории. Наиболее известно то, что во II в. н.э. он обосновал геоцентрическую систему мира, опровегрнутую гелиоцентрической системой Н. Коперника лишь в 1453 г. В начале III в. до н.э. на острове Фарос близ Александрийского морского порта был построен уникальный по своей конструкции 110-метровый маяк, свет которого был виден более чем за 100 миль. Фаросский маяк – одно из «семи чудес света» - простоял до 1326 г. и разрушился, вероятно, в результате землетрясения. Мусейон с его библиотекой – последняя цитадель античной науки и культуры, был разрушен христианскими фанатиками в конце IV в. ходе ожесточенных религиозных распрей с язычниками.

Важнейшим итогом завоеваний Александра стало дальнейшее ослаб-ление Греции и ее подчинение в середине II в. до н.э. Римской республике в качестве провинции. Что касается эллинистических государств то в большинстве из них за исключением Египта, ставшего Римской провинцией, влияние античности оказалось фрагментарным и формальным. В конечном историческом итоге все вернулось «на круги своя»: Запад остался Западом, а Восток - Востоком. Тем не менее, влияние Греции и обаяние ее высокоразвитой эллинистической культуры было исключительно велико. Римляне даже сами себя называли варварами по сравнению с эллинами. В Рим из Греции были вывезены библиотеки, часть мраморных скульптур, многие из которых сохранились до наших дней в римских бронзовых копиях, образованные рабы. Греческая интеллектуальная элита стала неотъемлемой составной частью интеллектуальной элиты Римской республики, а затем – империи. Римский поэт Гораций писал в конце I в. до н.э.: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Различия между древними Грецией и Римом сохранялись, но можно уверенно говорить об общих чертах в их последующем политическом и социо-культурном развитии. Сама же эпоха политического господства Римской республики, а затем империи в качестве одной из эпох античности часто называется эллинистически-римской.

Древняя Греция.

Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие до-стижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все напра-вления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние уже греческой культуры по-прежнему сильно.

Как появились греки на юге Балкан? Точно это неизвестно, но с большей долей вероятности мы можем предположить, что их пле-мена пришли туда с северных равнин. Государственная организация греков существенно отличалась от общинного строя народов север-ной и равнинной Европы, равно как и от примитивного устройства азиатских племён. Пришедшие на юг Балкан северяне сохранили свои этнические племенные различия, закрепившиеся в языке по на-званиям местностей: образовались народности македонян, фессали-йцев, спартанцев, афинян и др. Все они, однако, составляли еди-ный греческий народ и говорили на общем для них древнегреческом языке.

Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими мыслителями и великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами.

Их лозунг «Никаких излишеств!» , начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфинах, не означал призыва к посредствен-ности. Напротив, aurea mediokritas (т.е. золотая середина) , прослав-ленная много позже в римские времена в лирике и философии Гора-ция, противоречила их беспокойному духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа элли-ноы наложили отпечаток на все – архитектуру, живопись и литера-туру, философию и эстетику, эстетику и мифологию. Венера Мил-осская навечно останется воплощение идеальной женской красоты.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Такого взгляда на человека мы не встречали ни в одной из рассмотренных культур. Лишь греки осмыслили эту категорию и тем самым поста-вили перед человечеством целый ряд важнейших проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и ме-сть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как рав-ный среди богов.

Эллада – родина демократии.

Ещё в одной области культурной и социальной жизни греки высту-пили зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии.

Ни о чём подобном в более ранних обществах не могло быть и речи. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает: «демос» - народ и «кратео» - я управляю. Категория индивида и понятие демократии сущностно и практически связаны так, что возникают одновременно и одно без другого не существуют.



error: Контент защищен !!