Формирование профессиональных умений и навыков. Развитие умений и навыков: этапы и общие правила Навыки выработка навыков закрепление навыков

ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ

Этот раздел окажется наиболее важным для тех людей, которые решили-таки дрессировать своего любимца сами. Запомните!

Вы не профессиональный дрессировщик, поэтому ждать немедленного результата не следует. У вас на дрессировку будет уходить очень много времени, сил и терпения, особенно поначалу.

Итак, навыки – это своеобразные формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни или дрессировки. Навыки могут быть очень разнообразными, различными по своему значению и представляют собой четко закрепленное последовательное проявление нескольких условных рефлексов. Например, навык подноски предметов представляет собой последовательность процессов поиска предмета, взятия его зубами и подноски к дрессировщику.

Навыки, которые хочет привить дрессируемой собаке человек, вырабатывают четырьмя методами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Подражательный метод основан на использовании врожденной способности одной собаки подражать действиям другой. Это заложено самой природой, так как собаки – животные стайные.

Кроме этого, они подчиняются в своем поведении вожаку, а в возрасте до года – матери, которая обучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Чем лучше они подражают, тем большего эффекта достигают. Как тут не стараться! Остается только разбудить дремлющий инстинкт подражания. Как установлено, все врожденные инстинкты дополняются жизненным опытом, основанным на подражании и подчинении силе. Таким методом легко научить собак преодолевать препятствия, производить хватку, задерживать убегающего. Однако нельзя применять его при обучении командам, запрещающим действие.

Вкусопоощрительный метод. При использовании этого метода дрессировки собаку побуждают к выполнению желаемого действия пищевым раздражителем. При этом дача лакомства используется для подкрепления условного рефлекса на голосовую команду или жест.

В случае правильного выполнения команды собака получает лакомство, в случае ошибки – нет. Этот метод очень хорош при работе с собакой с выраженным преобладанием пищевого стимула.

При доминировании других стимулов необходимо применять контрастный метод. Положительной стороной вкусопоощрительного метода является быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов, требующих действия.

Ваш питомец проявляет крайнюю заинтересованность в выполнении этих действий, а также легко сохраняет и укрепляет контакт с дрессировщиком.

Основной недостаток метода в том, что он не обеспечивает безотказного выполнения команд, особенно при наличии отвлекающих раздражителей. Кроме того, этим методом невозможно отработать команды, запрещающие действие. Тем не менее вкусопоощрительный метод является основным при дрессировке щенков. Действительно, у кого, как ни у них, наиболее сильна пищевая мотивация.

Контрастный метод является основным. Он применяется во время дрессировки как взрослых собак, так и подрастающего поколения. В принципе, это тот же вкусопоощрительный метод, только с усиленным воздействием в случае неверного выполнения команды. Его суть состоит в сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах.

В качестве поощрения могут применяться не только лакомство, но и поглаживание или какие-то другие приемы. При этом механические раздражители используют как побуждающие собаку к выполнению желательных действий, а поощрительные – для закрепления этих действий.

Например, при отработке команды «Сидеть» она подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным «Хорошо, молодец».

При использовании этого метода условные рефлексы на определенные команды закрепляются очень быстро и долго не затухают. При этом собака, безусловно, заинтересована в выполнении команды (существует ведь подкрепление лакомством). Происходит также сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком. Подобным способом можно достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (например, при наличии сильных отвлекающих раздражителей). Метод в целом наиболее прост для собаки: ей легче всего осознать, что нужно делать (через механическое воздействие), и понятно, что за это будет (поощрение лакомством).

Механический метод состоит в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механического воздействия. Например, рефлекс посадки отрабатывается нажатием рукой на поясницу собаки (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, но и подкрепляет условный раздражитель, т. е. команду или жест). Положительные стороны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у собаки максимально прочно, надежно и выполняются безотказно.

Метод применяется при дрессировке взрослых собак с хорошо уравновешенной нервной системой. При частом его применении в дрессировке молодых собак наступает угнетенное, заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Собака начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно, без интереса. При использовании этого метода ни в коем случае нельзя допускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные особенности, помня, что угнетенное состояние, пассивность и трусость собаки делают невозможными отработку необходимых навыков.

Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. При этом временная связь в коре больших полушарий закрепляется и обычно становится постоянной. Разрушить ее практически невозможно, и для этого требуются часто запредельные стимулы. Закрепление нежелательных временных связей часто обусловливает наличие так называемой избалованности собаки. Например, пришел пес на кухню, состроил гримасу отощавшей, грустной собачки, которая не ела 2 две, получил кусочек – вот вам и подкрепление.

После 10 – 15 таких подкреплений собака позволит себе влезть на стол и самостоятельно взять кусок, который ей понравится. Характерной особенностей бульдогов и бультерьеров является то, что отучить их от этого НЕВОЗМОЖНО. Остается только НЕ ПРИУЧАТЬ.

Выработка навыка проходит несколько стадий.

1. Необходимо вызвать у собаки первоначальную реакцию (т. е. какое-то требуемое действие) в ответ на определенный условный раздражитель (звуковую команду или жест).

Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечетко различает команды, путается в их исполнении).

Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.

2. Постепенное усложнение первоначально выработанного действия до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие его.

Например, подход к дрессировщику по команде «Ко мне!» дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной посадкой. В этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и легкую его выработку.

3. Это закрепление навыка в сложных условиях окружающей среды (например, при наличии посторонних отвлекающих раздражителей).

Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном – механический метод.

В результате дрессировки, т. е. наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Динамический, т. е. тот, который в зависимости от ситуации по-разному проявляется.

Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную систему.

Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к программированию своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждет, когда он возьмет его).

Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности («Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!» и т. п.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды.

Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак обязательно чередовать различные команды и время занятий.

При выработке навыков дрессировщики обычно пользуются общими и специальными приемами дрессировки. Общие приемы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления ее поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой.

Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определенных целях (например, как розыскной, охранной, охотничьей и т. д.).

Успех дрессировки во многом зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки и т. д. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки – от – 15 до + 20 °С. Тренировки в чересчур холодную или жаркую погоду должны быть нечастыми, но тем не менее необходимы. Основное их достоинство в том, что они повышают служебные качества собаки. Ведь то, что собака может сделать при экстремально низкой температуре или в жару, она легко и с радостью выполнит и в нормальных условиях. Действительно, все познается в сравнении.

При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, т. е. учет поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания.

Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет (при обучении молодняка особенно легко травмировать его нервную систему).

Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений и чаще применяя подражательный метод. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители.

Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения по развитию злобы проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы следует осторожно и постепенно отрабатывать тормозные навыки, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно.

При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.

Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними и т. д. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить ее от этого бывает очень трудно.

Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным ее содержание в квартирных условиях.

Обратите внимание и запомните, что ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют в дальнейшем выработку у собак навыков и приводят к нежелательным рефлексам, снижающим их служебные и другие качества.

Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика.

Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей. Например, сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду «Рядом!» (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой. Собака будет постоянно бояться рывка поводка.

У нее также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время. Часто владелец недоумевает, почему собака, все делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей. Отсюда следует сделать вывод, что данный навык не отработан до автоматизма, и продолжить работу.

Следующие требования должен знать каждый, кто приступает к дрессировке собак.

Первые занятия должны быть направлены лишь на установление взаимопонимания дрессировщика и собаки.

Ни в коем случае не следует начинать дрессировку с первых минут занятия.

Отработку приемов и упражнений нужно проводить в соответствии с принципом «от простого к сложному». Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражителей.

Следует соблюдать строгую последовательность в выработке навыков. Приемы нужно отрабатывать в комплексе, т. е. одновременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны быть в разных стадиях формирования. Не следует стремиться к единовременному формированию динамического стереотипа, лучше создавать его постепенно:

1) лучше начинать отработку нового приема в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена;

2) заниматься нужно в разное время, но обязательно до кормления или спустя 2 – 3 ч после него.

Не следует повторять один и тот же прием более 3 – 4 раз – это утомляет собаку;

3) прежде чем приступить к занятиям, необходимо решить, чего дрессировщик хочет достичь и каким путем будет добиваться поставленной цели.

Из книги Современная дрессировка. Попытка методологического анализа автора Гриценко Владимир Васильевич

Из книги Ваша собака - телохранитель автора Мычко Елена Николаевна

Выработка команд общего курса дрессировки Если вы хотите добиться от собаки безупречного исполнения команд, прежде всего научитесь абсолютно точно управлять ею. Одно из основных условий - правильная работа поводком. Чтобы обучиться этому, лучше всего на прогулках даже

Из книги Как научить собаку танцевать, или Спортивная дрессировка собак автора Афанасьева О

Выработка навыка движения у ноги На первой стадии выработки проводник щенка по команде должен начать двигаться в высоком темпе, чтобы щенок получал удовольствие уже только от темпа, так будет удовлетворен один из основных инстинктов собаки - инстинкт движения. Кроме

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Из книги Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей) автора Прайор Карен

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

Из книги Собака-проводник слепого автора Орехов Николай Егорович

Из книги Все о голубях автора Бондаренко Светлана Петровна

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Основы дрессировки служебных собак автора Синельщиков С

Выработка у собаки условных рефлексов и отработка навыков исполнения основных команд дрессировщика Команда «ко мне!». На команду «ко мне!», а также на соответствующий жест дрессировщика у собаки вырабатывают навык быстро и безотказно при любых условиях подходить к

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Выработка у собаки навыков безразличного отношения к отвлекающим внешним раздражителям Равнодушное отношение к животным. Отработку навыка равнодушно относиться к животным проводят в районе, где имеются различные домашние животные и птицы. Дрессировщик, держа собаку

Из книги автора

ВЫРАБОТКА ХОМИНГА («ЗЛОСТИ») У ГОННЫХ ГОЛУБЕЙ Голубеводы иногда жалуются на резкое снижение «злости» у голубей. В голубятнях можно видеть отловленных голубей-мигрантов, для которых любая голубятня – родной дом. Многие такие голуби обладают изумительным стилем полета,

Из книги автора

Из книги автора

Выработка выдержки и работа по жесту Дрессировщик держит собаку на поводке (поводок в левой руке) и дает команду «сидеть» и одновременно с этим поднимает правую руку вверх.Упражнение повторяется несколько раз, чтобы закрепить связь у собаки на жест. Затем можно

Из книги автора

Выработка правильной хватки у собаки Тактика нападения собаки-загонщика состоит в том, что собака должна нападать на коров не спереди, а сзади. Неопытная собака при нападении наносит укусы прямой хваткой и зачастую получает ответные удары задних ног коровы. Удар задними

Из книги автора

Выработка недоверия к посторонним Злость и недоверие к чужим людям воспитываются по методике дрессировки для защитно-караульной службы. В курсе общей дрессировки дано описание, как заставить собаку лаять. Но в отличие от лая по звуковой команде собака караульной службы

Различают четыре основных этапа формирования навыков.

Первый этап формирования навыка может быть назван предварительным . На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап - аналитический . Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например, между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап - синтетический . Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации . На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется и они превращаются в навык.

Одним из важных этапов профессионального обучения является тренировка, в процессе которой закрепляются правильность, точность и быстрота действий. Процесс овладения профессиональными задачами начинается с приобретения знаний. Затем должны следовать упражнения, так как одно только знание правильных способов выполнения действий не может обеспечить успешного их осуществления.

В психологии и педагогике упражнением называется повторное многократное выполнение действий, организованное определенным образом, с целью развития умений и навыков. Различаются два типа упражнений: учебные и тренировочные. Учебные расширяют связи, помогают уяснить принцип решения поставленной задачи. Тренировочные упражнения направлены на отработку и автоматизацию умственных действий, закрепление их правильности, точности, быстроты.

Основными требованиями к организации упражнений являются определенность задачи упражнений, понимание цели и способов ее достижения.

Необходимым условием успешности выполнения упражнения являются своевременные объективные оценки полученных результатов. Активный самоконтроль и самооценка являются основным условием сознательной регуляции и усовершенствования заучиваемых действий. Многие авторы считают, что правильная организация обратной связи - основное условие эффективности выполняемых упражнений.

Условием успешности тренировок является и активность учащихся в преодолении трудностей при овладении навыком, когда они сами настойчиво ищут правильные способы выполнения заучиваемых действий, преодоления ошибок, закрепления полученного успеха. Только при этом условии упражнение становится не механическим повторением одних и тех же действий, а активным и сознательным процессом их усовершенствования.

Необходимо разнообразить процесс упражнения, так как чрезмерное однообразие отрицательно влияет на поддержание интереса и активности учащихся.

Важным условием успешности упражнений является постепенность усложнения задачи и повышения требований к скорости, точности работы и к одновременному соблюдению ряда требований. Сюда же относится постепенное повышение нагрузки, т.е. интенсивности и длительности работы без перерыва.

Одним из факторов, определяющих эффективность тренировки, является правильное распределение упражнений во времени. Во время перерывов возникает возможность более полного анализа действий в каждом новом упражнении, человек получает возможность как бы заново оценить свои действия и условия работы. Но если перерывы слишком большие, это отрицательно влияет на тренировки.

Все большее значение в обучении и тренировке придается специальным техническим устройствам - тренажерам.

На современном производстве обучение различным трудовым навыкам часто оказывается невозможно в непосредственном режиме работы. В особенности это относится к подготовке по сложным операторским профессиям, для которых характерно то, что работать приходится не столько с реальными объектами, сколько с их моделями. Поэтому использование тренажеров важно не только для формирования конкретных трудовых навыков, но и для моделирования определенных сложных производственных ситуаций с целью выработки готовности к адекватному реагированию на них.

Рассуждая об особенностях обучения специалистов с использованием тренажеров, К.К. Платонов писал:

«Тренажер - это учебное пособие, позволяющее формировать навыки, необходимые в реальных условиях труда».

В этом отличие тренажера от наглядных пособий, которые лишь «облегчают» формирование навыков с помощью знаний.

Главное психологическое правило при проектировании и использовании тренажера:

«Чтобы учебная установка могла быть названа тренажером, она должна использоваться для повторных, систематических упражнений с учетом всех правил, отличающих упражнение от простого повторения».

Заметим, что само повторение не развивает навыков, а упражнение развивает, так как предполагает самоконтроль обучающегося и постепенный переход от простого способа выполнения действия к более сложному.

Второе важное правило при разработке тренажеров:

«Неверно стремление упражнять на тренажере обязательно целостный, сложный трудовой навык. Если тренажер хорошо автоматизирует какой-либо частный, но необходимый в труде навык, то он полезен и поможет дальнейшему развитию более сложных навыков. Некоторая схематизация и упрощение условий тренировки иногда даже полезны».

Сама идея профессионального обучения в специально смоделированных ситуациях достаточно продуктивна. Тренажеры могут разрабатываться и использоваться в разных формах:

  1. технические тренажеры;
  2. моделирование ситуаций профессионального взаимодействия в различных группах и тренингах;
  3. моделирование и обсуждение сложных производственных ситуаций в ходе деловых игр и дискуссий;
  4. моделирование в воображении сложных ситуаций в ходе специально организованных групповых или индивидуальных занятий;
  5. смешанные варианты проигрывания производственных ситуаций, где задействованы и технические тренажеры, и игровые взаимодействия обучающихся, и их воображение.

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Навык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

— 4 основных этапа формирования навыка.

Первый этап формирования навыка можно назвать предварительным. На этом этапе происходит формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия (если подаются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение лишних движений и лишнего мышечного напряжения. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, возникает определенный ритм движений.

В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, но затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, их выполнение автоматизируется и они превращаются в навык.

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу .

— Как эффективно использовать методы развития.

1) Самообучение - самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

2) Поиск обратной связи - получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

3) Обучение на опыте других и ментворкинг - выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

4) Специальные задания (фоновые тренинги) - самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

5) Развитие в процессе работы - поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

— Как быстро развить любой навык?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.

2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.

3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.

4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:

Навык это выработанное путем многократного повторения умение, сформированная способность, которая позволяет достигать результатов в определенном виде деятельности. Навыки человека являются исключительно приобретенными, любой деятельности необходимо учиться. Не существует людей, обладающих какими-либо навыками от рождения , но определенно, у каждого из нас есть больше склонностей к развитию одних навыков, и меньше к развитию других. Кому-то легче научиться рисовать или танцевать, кому-то программировать, а для кого-то быстрее всего окажется освоение языков или игра на музыкальном инструменте.

Личностные навыки представляют собой набор индивидуальных умений, необходимых для жизни в современном обществе. Они помогают нам справляться с любыми повседневными задачами, взаимодействовать с окружающими и жить продуктивной, и насыщенной жизнью.

Большую ценность для человека представляют также его профессиональные навыки, которые делают его экспертом в какой-либо области, и помогают овладев определенной профессией, найти хорошую работу, зарабатывать деньги, и приносить пользу обществу.

Помимо личностных навыков каждый человек обладает набором индивидуальных личностных качеств. Совокупность личностных навыков и качеств личности создают человеческий характер , который в определенной мере заложен в нас от рождения, но также формируется и меняется под воздействием внешней среды и жизненных обстоятельств. Во многом это определяет наши будущие приоритеты и создает фундамент того, какой скорее всего будет наша жизнь. Человек может следовать своему предначертанному жизненному сценарию, либо проявив силу воли, и развивая необходимые личностные навыки и качества, менять его на свое усмотрение, в соответствии со своими целями или мечтой!

Многие специалисты убеждены, что характер человека формируется в первые пять лет его жизни. В дальнейшем, характер подвергается лишь незначительным корректировкам под воздействием внешних обстоятельств. Но в пять лет вряд ли кто-то уже начинает в серьез задумываться о том, какие личностные навыки помогут ему или ей в жизни. Хотя есть и исключения. Например, маленький Вольфганг Амадей Моцарт уже в 4-х летнем возрасте садился за клавесин, и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Как оказалось позднее, именно эти навыки, а также развитие феноменального музыкального слуха, памяти и умения импровизировать, позволило Моцарту стать одним из самых известных композиторов в мире.

Как навыки развития личности помогают в жизни?

Современное общество является настолько сложным и многогранным, что для его функционирования необходимы сотни тысяч навыков различных людей. Вы только представьте любую профессиональную сферу деятельности, например строительство или медицину, и подумайте сколькими навыками должны обладать эксперты этих областей для успешного решения повседневных задач. И это только две области. А теперь предположите сколько всего в мире профессиональных областей, и умножте это число на необходимое количество навыков в каждой. Скорее всего вы не сможете этого посчитать, но говорят что ответ представляет собой цифру, состоящую более чем из десяти знаков.

Мир нуждается в огромном количестве личностных навыков, и если бы все люди договорились между собой и каждый занимался бы развитием тех навыков, которые ему ближе, и помогал бы вносить вклад в общее дело, то мы бы давно уже раскрыли многие загадки мироздания и освоили бы жизнь в соседних галактиках.

Но пока мы имеем огромное социальное неравенство в разных странах и растущую безработицу. Поэтому ваш выбор относительно того, какие свои личностные и профессиональные навыки развивать, является очень важным. Это либо может сделать вас востребованным и нужным специалистом в любой стране мира, либо обеспечит вам минимальную заработную плату и небольшую пенсию. Решать вам!

В течение жизни мы осваиваем новые навыки и умения, в результате чего происходит коррекция характера и жизненных целей. Одним из важнейших качеств, которые принесут невероятную пользу своему обладателю, можно обозначить навык системного планирования собственной жизни . Иными словами, это способность человека придерживаться намеченной цели. Наличие этого навыка позволяет нам придерживаться образа той жизни, которую мы мечтаем построить для себя, и развиваться в тех областях которые мы избрали для себя в качестве приоритетных.

Освоение новых личностных навыков делает человека всесторонне развитым. Он учится правильно реагировать на внешние раздражители и преуспевать в выбранном направлении, не смотря ни на что, а также эффективно использовать внутренние ресурсы. Личностные навыки определяют успешность и уникальность индивида во многих сферах человеческой жизни. Это касается и выбора стиля в одежде, и освоения определенной профессии. Человек, который четко осознает потребность в повышении качества жизни, будет работать в заданном направлении.


В чем отличие между навыками и качествами личности?

Чтобы лучше понимать себя и других следует уделять особое внимание изучению качеств личности. Это позволяет лучше разбираться в характере других людей, и дает больше возможностей для прогнозирования их поведения.

Качества личности – это повторяющиеся реакции человека, т.е. его поведение, которое он демонстрирует в тех или иных ситуациях, в зависимости от воздействия внешней среды и его собственных мотивов.

Личностные качества связаны с особенностями типа нервной системы человека, некоторые из них напрямую зависят от темперамента, другие могут быть развиты посредством восписания, или самостоятельной работы над собой.

Рассмотрим примеры навыков и качеств личности, которые являются наиболее полезными, и которые чаще всего ищут в кандидатах работодатели:

Навыки личности Качества личности
– Навыки чтения и письма

– Навык работы с информацией

– Навык коммуникаций

– Навык управления своими эмоциями

– Навык эмпатии и понимания чужих эмоций

– Навык планирования и постановки целей

– Навык самомотивации

– Навык принятия решений

– Навык активного слушания

– Навык работы в команде

– Навык публичных выступлений

– Навык выстраивания отношений

– Навык оказания первой помощи

– Навык выживания в дикой природе

– Навык обращения с деньгами

– Навыки владения иностранными языками

– Навык вождения автомобиля

– Навык многозадачности

– Навык самоорганизации

– Спокойствие

– Уверенность в себе

– Ответственность

– Пунктуальность

– Доброжелательность

– Вежливость

– Оптимизм

– Трудолюбие

– Внимательность

– Терпение

– Настойчивость

– Целеустремленность

– Стрессоустойчивость

– Инициативность

– Энергичность

– Дипломатичность

– Общительность

– Самостоятельность

Как видите, личностные качества в наибольшей мере показывают то, какие мы есть, а личностные навыки отражают то, что мы умеем делать.

Как происходит формирование личностных навыков?

Чтобы начать развивать в себе нужные навыки, достаточно осознать потребность прожить жизнь по собственному усмотрению, а не по сценарию, продиктованному обществом или родителями.

Формирование навыков личности начинается в раннем детском возрасте в процессе взаимодействия с родными и социумом, а также в процессе саморазвития. В дошкольном возрасте развитие личностных навыков, в большей степени, зависит от семьи и принятых в ней ценностей. В процессе взаимодействия с близкими, ребенок начинает рассматривать себя как индивидуальность, учится принимать ответственные решения и примеряет разнообразные схемы взаимодействия с другими людьми.

Наиболее активно умения и навыки развития личности подвергаются освоению в тот момент, когда ребенок осознает свою уникальность и начинает оценивать свое место в окружающем мире. О старте подобных процессов свидетельствуют:

  • уместное и активное употребление в речи личных местоимений;
  • освоение навыков самоконтроля и самообслуживания (самостоятельной заботы о себе);
  • способность к объяснению своих переживаний и трактовке мотивации совершаемых поступков.

Перечисленные процессы позволяют сделать вывод, что активное развитие личностных навыков ребенка начинается в 3-5 лет. До этого возраста в сознании маленького человека осуществляется подготовка к последующей работе над формированием собственной «Я-концепции».

На начальном этапе навыки для развития личности не нужно подвергать корректировке. Вполне достаточно создать условия для гармоничного развития интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей. Постепенно ребенок, в мягкой и ненавязчивой форме, знакомится с общепринятыми поведенческими нормами. Семью можно рассматривать в качестве воспитательной среды, которая еще долгое время будет основной, в плане формирования характера, для ребенка.

Чтобы успешно развивать личностные качества ребенка и формировать новые, следует постоянно вовлекать его в активную и созидательную деятельность.

При поступлении в школу, навыки маленькой личности продолжают формироваться под влиянием окружения и авторитета взрослых: воспитателей, тренеров, учителей. Если учебный процесс организован правильно, то формирование и развитие личностных качеств ребенка происходит параллельно учебно-познавательной деятельности. Ответственность, креативность и ряд других качеств закладывается в процессе школьного обучения.

Наличие друзей и товарищей неизбежно оказывает влияние на формируемые личностные качества. Если ребенок будет учиться в классе со множеством гениальных и не по годам развитых детей, то его собственное развитие будет на порядок быстрее. В начальной школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, с окружающими людьми, выбирать корректные модели поведения, искать выходы из сложных ситуаций.

Почему лучше развивать профессиональные навыки с юных лет?

Профессиональные навыки личности развиваются параллельно личностным . Их набор определяет будущую сферу деятельности и возможность реализации себя в качестве хорошего специалиста. Чем раньше уделяетя внимание выбранной профессиональной сфере и ее навыкам, тем быстрее в ней можно будет достигнуть успеха. Сейчас уже все чаще, дети, у которых есть такая возможность и стремления, заканчивают школу экстерном, параллельно осваивая выбранные для будущего дисциплины, например такие, как иностранные языки, навыки работы с компьютером и гаджетами, программирование, финансы, маркетинг, и многое другое.

Молодые люди все больше разочаровываются в школьной программе, и все раньше осознают ценность профессиональных навыков, которым уделяют много времени, и делают большие успехи в их развитии!

Если объективно взглянуть на существующую систему образования, то она вообще мало направлена на то, чтобы сфомировать у человека необходимый комплекс профессиональных и личностных навыков, сделать его успешным и конкурентоспособным на рынке труда. Скорее наоборот, образование направлено на усвоение базовых концепций, на внушение удобных обществу догм и правил, и на создание среднестатистического гражданина, который вероятнее всего будет испытывать трудности с поиском работы, и будет иметь невысокую рыночную стоимость. А уж тем более практически нигде не учат как быть лидером, как создать свой бизнес, не дают основы финансовой грамотности , потому что очень многим гораздо выгоднее, чтобы молодая семья залезла в долги и взяла ипотеку! И чем раньше молодые люди осознают, чем они действительно способны и хотят быть полезны, тем успешнее сложится их профессиональная и личная жизнь.

Формирование личностно-профессиональных навыков состоит из следующих этапов:

  • Определение будущей сферы деятельности , основываясь на личных предпочтениях. Индивидуум выбирает не только свой путь в жизни, но и профессию.
  • Адаптация к условиям последующего развития . Эти условия изначально неизвестны человеку, поэтому он получает огромные массивы информации относительно работы, которую предстоит выполнять, и качеств, необходимых для достижения успеха.
  • Стабилизация процесса обучения или развития , получение определенных практических навыков и осознание соответствия себя и выбранной профессии. В дальнейшем, успешность будет определяться не природными данными, а готовностью к постоянной работе над собой и самосовершенствованию.
  • Целенаправленная работа над выбранным спектром личностных и профессиональных навыков , выстроенная на системной основе,и в идеале, осуществляемая при поддержке опытных наставников, менторов или коучей, помогающих в отслеживании динамики развития всего комплекса навыков, и предоставляющих развивающую обратную связь высокого качества.

Эффективным инструментом для помощи молодежи в прохождении указанных этапов являются профессиональные тренинги по планированию своей карьеры, а также межличностные тренинги, которые позволяют провести самоанализ своих талантов, склонностей, имеющихся качеств, и сформировать привлекательное видение своего профессионального будущего!

Многие стремления и надежды человека связаны с его будущей работой, поскольку большую часть жизни мы проводим в трудовой деятельности. По набору профессиональных навыков, оценивают степень соответствия человека занимаемой им должности, а по набору личностных – его потенциал. Чтобы добиться определенного успеха, важно также адекватно воспринимать себя в составе коллектива. Если у человека хорошо развиты коммуникативные и командные навыки, то он сможет легко приживаться в любом коллективе и быстро выстраивать необходимые отношения с другими людьми! Такой сотрудник прекрасно знает, как дальше действовать, и что необходимо для продвижения по карьерной лестнице.

Какие навыки помогали известным людям добиться успеха?

Уверенность в себе и вера в собственный В этом уверены многие известные персоны, которые сумели добиться поставленных целей и с гордостью считают себя успешными людьми.

При этом важно не только развивать навыки личностного роста , но и кардинально изменить свое представление об окружающей действительности. Необходимо избавиться от комплексов, предубеждений и страхов, которые мешают большинству из нас двигаться к поставленной цели. Человек добивается успеха в процессе кропотливой работы, лишь единицы могут похвастаться банальным везением.

Многие люди, которые построили эффективный бизнес с нуля, не выигрывали в лотерею и не получали миллион долларов в наследство. Они делали ставку на собственные: креативность, уникальность, трудолюбие, желание реализоваться в интересующей их сфере и возможность принести максимальную пользу обществу и своим клиентам. Секрет их успеха кроется в умении правильно поставить себе цель, найти нужные ресурсы и выбрать оптимальную стратегию.

Современный бизнес знает немало примеров, когда бизнесменам-женщинам, людям с ограниченными возможностями, людям из небогатых семей удавалось добиться невероятных успехов в своем деле. Одним из таких предпринимателей с мировым именем является Сергей Брин. Он входит в число основателей Google и давно обрел статус миллиардера. Сергей родился в Москве в небогатой семье ученых-математиков, которые решили перебраться в США. Во время обучения в Стэнфордском университете, Брин вместе с товарищем принялся за разработку поисковой системы. Их детище успешно прошло тестирование на уровне университета, появились инвесторы, готовые развивать проект. Прошло семь лет, и имена молодых разработчиков вошли в список Forbes.

Другой пример: успешная телеведущая из США, Опра Уинфри, стала миллиардером благодаря упорному труду. Она родилась в небогатой афроамериканской семье горничной и шахтера, поэтому полагалась лишь на собственный пробивной характер и желание добиться в этой жизни многого.

Свои разносторонние личностные навыки в резюме для поиска достойной работы не раз указывала и Рут Хендлер, но успех американской предпринимательнице после долгой череды неудач принесло воплощение ее детской мечты: создание куклы для детей по имени Барби. Рут потом неоднократно уверяла, что:

Успех приходит к тем, кто способен найти в себе силы подняться после падения и продолжить движение к намеченной цели.

Хендлер появилась на свет в 1916г. В семье эмигрантов в США. Будучи десятым ребенком, с раннего возраста она работала. Трудолюбие и целеустремленность принесли свои плоды. В 1959 году Рут придумала Барби, и с тех пор ее семейный бизнес начал приносить многомиллионные доходы. Этой американской предпринимательнице понадобилась единственная креативная идея и умение находить выход из абсолютно безвыходных ситуаций, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и всей своей семье.

Оглушительный успех Рут не прошел бесследно. В 1970г. У нее выявили рак груди, параллельно ее обвинили в финансовых махинациях и приговорили к условному сроку. Эти обстоятельства не заставили женщину впасть в отчаяние. Потеряв пост в своей прежней компании, Хендлер основала новую - по изготовлению протезов груди - и снова вернулась на вершину успеха.

Каждая компания индивидуальна, имеет сложившуюся корпоративную культуру, и чаще всего ищет в свою команду людей, с наиболее похожим на большинство сотрудников, набором личностных навыков разделяющих при этом схожие корпоративные ценности.

Если рассматривать этот вопрос в целом, то к наиболее важным деловым навыкам и качествам, которые понадобятся человеку для успешного продвижения по карьерной лестнице, можно отнести:

  • профессиональную зрелость (самоанализ и самокритичность, умение прислушиваться к чужому мнению, способность подчинять собственные интересы интересам организации);
  • ответственное отношение к труду и коллегам (трудолюбие, чуткое и внимательное отношение к людям, развитое чувство персональной ответственности, личная дисциплинированность);
  • достойный уровень узкоспециализированных знаний (наличие квалификации в соответствии с занимаемой должностью, наличие минимального набора знаний для успешного выполнения своих трудовых обязанностей, умение использовать передовую технику в своем труде);
  • организаторские способности (умение организовать собственный труд, взаимодействовать с руководителями и подчиненными, корректно излагать мысли в любой деловой беседе и при написании корреспонденции, выстроить взаимоотношения с другими отделами и организавать эффективный обмен информацией).

Для лиц, претендующих на руководящую должность, также особое значение обретают:

  • умение своевременно принимать верные решения;
  • способность проконтролировать исполнение решений надлежащим образом;
  • умение моментально сориентироваться в трудной ситуации и найти выход с наименьшими потерями;
  • самообладание;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение своевременно увидеть новые технологии, оценить их пользу, внедрить их в работу;
  • инициативность и лидерство;
  • умение создать вокруг себя сплоченную команду;
  • готовность идти на обоснованные риски.

Какие личностные навыки помогают людям в семейной жизни?

Основу счастливого и успешного брака составляет ответственное отношение к взятым на себя обязанностям. Это качество в равной степени необходимо развивать и мужчинам, и женщинам, так как семья это сбалансированная система двух любящих энергий, дающая синергию только при взаимном и полном взаимодействии партнеров друг с другом.

Следующий важный навык - стремление к постоянному самосовершенствованию. Если супруги не уделяют время своему развитию, не помогают друг другу стать лучше, то такой брак рано или поздно переходит в стадию стагнации. Проще говоря, он начинает напоминать сломанные костыли, с которыми идти уже менее удобно, чем без них, но при этом бросить жалко!

Не меньшую опасность для дальнейшей семейной жизни представляет мужской гнев и женская обидчивость. По этой причине, важно научиться освобождаться от этих качеств. Совершенные в момент сильной обиды или гнева поступки могут привести к непоправимым последствиям. Не всегда раны, оставленные ими на душе любимого человека, способны затянуться.

Самоотдача и забота друг о друге в отношениях - навык, которым должны овладеть оба супруга. Способность делиться лишь укрепляет семью.

Среди прочих личностных навыков, которые помогут при создании счастливой семьи, можно обозначить: развитый самоконтроль, доверие и открытость, исполнение взятых на себя обязательств и обещаний.

Формирование необходимых навыков - это процесс, включающий в себя несколько стадий. Он предполагает проведение кропотливой работы над собственным сознанием.

Изначально важно поставить перед собой правильную цель, которую вы стремитесь достичь. Формирование личностных навыков является результатом многократного повторения тех или иных действий.

Для формирования личностных навыков существует три способа:

1) Самостоятельная работа над выбранными навыками

2) Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

3) Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа:

Самостоятельная работа над выбранными навыками

– Самый доступный способ

– Бесплатно

– Занимаетесь в любое время суток

– Низкая скорость развития навыков

– Высокая вероятность того, что вы бросите занятия не доведя навыки до нужного уровня

– Отсутствие развивающей обратной связи

– Отсутствие возможности задать вопросы

– Отсутствие компетентной поддержки и помощи от профессионалов

– Самый долгий способ развития навыков

Если вы решили работать над своими навыками самостоятельно, то составьте письменный план действий, установите сроки и приступайте к его реализации как можно скорее!

Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

– Самый адаптированный под ваши нужды и потребности способ

– Максимальный учет ваших особенностей и способностей

– Индивидуальный подход

– Развивающая обратная связь

– Высокая скорость развития навыков

– Снижение риска бросить начатое и возможность довести развитие навыка до нужного уровня

– Коучинг до результата

– Помощь и поддержка после обучения

– Не так просто найти хорошего наставника или коуча

– Необходимость оплачивать занятие либо нужно как-то заинтересовать коуча, чтобы он взял вас в ученики бесплатно

– Занятия по расписанию, которому нужно будет следовать

– Для достижения результатов потребуется регулярность и определенное количество занятий, которое зависит от сложности навыка, и того уровня, на который вы хотите его вывести.

В случае желания заниматься с наставником или коучем, начните с того, чтобы найти экспертов в необходимой вам области.

Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

– Самый быстрый способ развития навыков. Стандартный тренинг обычно рассчитан на 1-3 дня, пройдя которые вы получаете нужные навыки и советы по их развитию

– Вся актуальная и ценная информация по нужным вам темам, которая уже собрана для вас заранее

– Опытный тренер или тренеры, которые будут учить вас тому, что уже умеют сами, и будут демонстрировать применение нужных вам навыков

– Наличие практических заданий, выполняя которые вы сразу получаете результат

– Наличие раздаточных материало, и материалов для самостоятельного изучения после тренинга

– На тренингах человек учится как у тренера, так и у других участников, каждый из которых делится своим бесценным опытом

– Возможность общения с близкими по духу людьми, имеющими схожие цели, и помогающими друг другу

– Получение большого заряда мотивации и энергии от прохождения тренинга, что помогает достигать дальнейших целей

– Возможность найти друзей, которые останутся с Вами после тренинга на всю жизнь

– Послетренинговая поддержка от тренеров и других участников

– Получение сертификата о прохождении тренинга (возможно это пригодится вам при поиске работы)

– Все подобные тренинги являются платными, на бесплатных тренингах вы скорее всего услышите много рекламы, и получите мало пользы

– Придется потратить время чтобы найти и выбрать хороший тренинг

– Возможно, нужного тренинга не окажется в вашем городе, но в этом случае стоит рассмотреть другие города либо узнать проводится ли онлайн обучение развитию нужных вам навыков.

Участие в любом тренинге, это целое событие, которое безусловно способно изменить вашу жизнь к лучшему! Самое главное выбрать эффективный тренинг, который уже реально помог многим другим людям, и отнестись к участию в нем со всей серьезностью! Это большая и интересная работа, способная принести максимальный результат!

Для чего нужны навыки личностного роста?

Овладение навыками личностного роста помогает нам стать успешными в этой жизни. Мы развиваем в себе качества, помогающие улучшить одну или несколько сфер жизни: социальную, культурную или любую другую.

Личностный рост человека нацелен на повышение человеческого потенциала и результативности в выбранной сфере жизни.

Концепция личностного роста, основанная на идеях Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, основывается на том, природа человека изначально позитивна и созидательна, а смысл жизни человека заключается в саморазвитии, исследовании себя и окружающего мира, развитии своих личностных навыков, и раскрытии своих талантов. Такой подход является полной противоположностью классического фрейдизма, и ряда религиозных учений, заявляющих о том, что человек изначально грешен, плох и нуждается не столько в развитии, сколько в ограничениях и коррекции.


Разум. Тело. Душа.

Какую из выбранных концепций принимать на веру каждый решает сам. Для тех людей, кому ближе позитивная природа человека, важным является и развитие навыков личностного роста, к которым относят: изучение своих особенностей, понимание себя и своих эмоций, раскрытие своих талантов, поиск новых интересов, умение понимать и реагировать на эмоции других людей, навыки эмпатии, доверия, прощения, выстраивания отношений, внутренней свободы и независимости, любви к окружающим, к природе, к Мирозданию. Многие навыки личностного роста переплетаются с идеями различных религиозных учений.

И верующие люди, и атеисты сходятся во мнении о том, что навыки личностного роста улучшают, и делают более гармоничной жизнь современных людей.

Особенно это актуально сейчас в эпоху потребления, когда большинство компаний пытается манипулировать покупателями, используя рекламу и пропаганду, для подмены истинных ценностей навязанными желаниями, с целью побуждения к большему приобретению ненужных материальных ценностей, зарабатывая деньги на которые, человек бесцельно тратит время своей жизни!

Какие личностные навыки лучше отражать в резюме?

Чтобы получить работу своей мечты, важно сначала составить список всех значимых навыков, которыми вы владеете. После этого выбрать из них те, которые на ваш взгляд наилучшим образом подходят для этой работы. Например, для соискателей на должность менеджера по продажа особое значение обретают:

  • коммуникабельность;
  • умение склонить к собственной точке зрения;
  • обширный кругозор;
  • способность выстраивать с людьми доброжелательные отношения;
  • стрессоустойчивость;
  • инициативноть;
  • умение эффективно работать в режиме многозадачности.

Тому, кто претендует на роль руководителя важно развивать свои управленческие и аналитические способности, уметь проявлять лояльность, упорство и порядочность. Юрист должен обладать виртуозными навыками трактовки и жонглирования различными статьями законов, и способностью находить решение для непростых задач.

Если вы испытываете сложности в анализе своих личностных качеств, тогда можно сделать еще проще.

Зайдите на любой сайт по поиску работы, посмотрите интересующие вас вакансии, и выпишите оттуда все навыки, которые перечисляют работодатели в своих требованиях.

После этого выберите те из них, которые у вас развиты сильнее всего и укажите их в своем резюме. В таком случае, вы сможете найти нового работодателя максимально быстро. Главное сильно не преувеличивать, и не указывать в резюме наличие тех навыков, которых у вас нет. Ведь в ходе собеседования или в дальнейшей работе вы не сможете их продемонстрировать, и столкнетесь с проблемами.

Как меняются личностные навыки с течением времени?

Каждому возрасту человека необходим свой набор навыков. С течением времени трансформируются наши цели и потребности. Это происходит как под воздействием внешних факторов, так и в соответствии с нашими внутренними изменениями. Актуальность одних навыков утрачивается, а других возрастает. Подобные изменения неизбежны, поскольку жизнь не стоит на месте. Следует также помнить, что в процессе жизни, личность проходит через ряд психологических кризисов, например в подростковом возрасте. Многим знакомо такое понятие как, “кризис среднего возраста”. Причин тому достаточно много, в основном они связаны с тем, что ожидания человека слишком расходятся с окружающей действительностью.

Люди, у которых достаточно хорошо развиты личностные навыки, могут справиться с любым таким кризисом достаточно быстро.

Если определенные навыки личности развиты слабо, то это может привести к временной апатии, депрессии, плохому настроению, отсутствию мотивации. В таком состоянии человек может чувствовать себя несчастным, но его можно избежать, уделяя время работе над собой и собственному развитию. Душевное и личностное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое. Более счастливыми себя чувствуют те люди, которые стремятся к балансу и гармонии в жизни, уделяя внимание и телу, и разуму, и душе.

Таким образом, наличие тех или иных личностных навыков является результатом продолжительной и трудоемкой работы. Поставьте перед собой цель, представьте образ того, каким или какой вы хотите быть, и смело двигайтесь в этом направлении: определите желаемые навыки и приступайте к их тренировке. В этом вопросе важна регулярность, поскольку навык формируется при многократном повторении необходимых действий. Эта работа гораздо приятнее чем та, ради которой многие просыпаются каждое утро, и именно она поможет Вам получить совершенно иное качество жизни и ощутить себя успешным человеком.

Была ли Вам полезна эта статья? Какие возникли вопросы?

Выработка навыков тесно связана с формированием умений. Перво­начально ученик осваивает определенное действие, что и обеспечивает появление умения. Многократность решения одной и той же задачи приводит к тому, что в сознании человека сохраняется последователь­ность реализующих действие операций. В результате возникает опре­деленная целостность в реализации действия - из поля сознания ис­ключается необходимость постоянного подбора способов исполнения. Процесс постоянного перемещения цели с действия в целом на отдель­ные операции «сворачивается». Действие становится более автомати­зированным. Такие образующиеся в процессе последовательного по­вторения и лишенные сознательной регуляции компоненты действия и называются навыками.

Таким образом, навыки, как и умения, возникают в процессе обще­ственной деятельности человека. Неоднократное повторение действия в различных условиях приводит к его закреплению в виде умения. Уметь что-то делать - это значит сознательно достигать результата в любых ситуациях деятельности. При условии постоянной тренировки в рамках некоторых умений школьника могут формироваться навыки.

Появление навыков обусловлено тем, что повторение действия в одних и тех же условиях приводит к выделению в структуре действия некоторых устойчивых элементов - автоматизмов. Это означает, что образ ситуации в силу своей стабильности «уходит» из сознания, остав­ляя сознанию только процесс удержания цели. В итоге первоначальное действие как сознательный процесс решения задачи преобразуется во многом в автоматизированный способ достижения предвосхищаемо­го результата.

Решающим фактором образования навыка выступает определенная стереотипизация условий осуществления действия. Соответственно запуск навыка во многом обусловлен качеством осознания условий, в которых предстоит осуществлять действие. Запуск навыка происхо­дит в том случае, если новая ситуация воспринимается как адекватная предшествующим условиям. Тем самым применение навыка во мно­гом зависит от способности человека к обобщенному и дифференци­рованному восприятию ситуации.

Физиологически появление автоматизма означает передачу коор­динации элементов движения с высших нервных центров на низшие. В начале освоения нового действия человеку приходится осуществ­лять ряд фоновых коррекций, реализуемых, как и само ведущее дей­ствие, на высшем сознательном уровне. По мере освоения движения фоновые коррекции переключаются на свои, более низкие уровни ре­гуляции и в связи с этим уходят из поля сознания.

Такой процесс автоматизации выполняется в несколько раздельных шагов, по числу компонентов, которые приходится подвергать автома-тизационному переключению. При этом каждое очередное переклю­чение всегда совершается не постепенно, а четким скачком. Результа­ты такого скачка обучаемый обнаруживает у себя в виде некоторого новшества при очередном возобновлении движения. В целом процесс автоматизации обеспечивает существенные изменения как в качестве осуществления движения, так и в самой коррекционной структуре дей­ствия. Само движение становится более точным и устойчивым по от­ношению к внешним воздействиям.



Вместе с тем, как подчеркивает Н. А. Бернштейн, было бы ошибкой представлять автоматизмы как стойкие стереотипы . Как и все дру­гие элементы построения движений, они обладают приспособительной вариативностью и пластичностью. Но эта пластичность ограничена воз­можностями того уровня построения, на котором эти автоматизмы реа­лизуются.

Психологическое содержание навыка состоит в том, что в процессе автоматизации соответствующие компоненты регуляции уходят из поля сознания. Происходит освобождение сознания от контроля над перцептивными, моторными и мыслительными операциями. В зависи­мости от степени преобладания данных операций в структуре действия говорят о соответствующих навыках. Перцептивные навыки направле­ны на различение объектов по их внешним признакам. Например, раз­личение формы букв при чтении, определение скорости и расстояния на глаз и др. Моторные навыки связаны с автоматизацией мышечных движений: катание на велосипеде, печатание на клавиатуре и др. Мыс­лительные навыки предполагают свернутость определенных интел- лектуальных операций - вычисления в уме, решение определенного типа задач.

Осуществляя данные операции, человек может использовать два основных способа контроля - динамический (осмысленное внимание к составу и ходу действия) и тонический (слежение за программой действия при минимальной интенсивности сознания). По мере освое­ния операционального состава действия и выработке динамического стереотипа происходит преобразование контроля с динамического на тонический.

В результате процесс исполнения действия во многом становится автоматизированным. Однако цели, условия и результаты действия продолжают оставаться в поле сознания школьника.

Эффективность формирования навыков во многом зависит от реа­лизации определенных психологических и педагогических требова­ний. В качестве основного психологического механизма выработки навыка С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать процесс «перене­сения осознаваемой цели за пределы автоматизируемого действия» . Это означает, что все частные задачи, которые подлежат ав­томатизации, должны рассматриваться субъектом как элементы более крупного процесса, реализуемого действием. Например, при выработ­ке навыков чтения все частные процессы - определение букв, выделе­ние слогов, объединение их в слова и т. д. - должны рассматриваться как элементы более общего действия - устной передачи текста от од­ного человека к другому. В силу этого образование навыков связыва­ется с объединением ряда упражнений в систему, обеспечивающую це­лостное осуществление действия.

Общая логика выработки навыка в чем-то похожа на мыслитель­ный процесс. В мышлении основу обобщения составляет непрерыв­ное взаимодействие анализа и синтеза, что и позволяет рассматривать его как аналитико-синтетический процесс. В результате такого про­цесса из сознания «уходят» чувственные признаки объекта, выводя на первый план его сущностные характеристики.

Выработка навыка - это тоже обобщение, но только способа дей­ствия. В результате из сознания уходят сенсомоторные операции, для того чтобы оставить больше возможностей для сознательного контро­ля его эффективности. Навык также предполагает наличие двух взаи­мосвязанных процессов.

С одной стороны, требуется осуществить анализ действия - разло­жить его на составляющие операции и уделить достаточно внимания качественной отработке каждой из них. С другой стороны, важно постоянно обеспечивать синтез опера­ций - все время удерживать целостность действия, чтобы иметь воз­можность добиться координации и гибкости сочленения всех входя­щих в него частей.

Для формирования навыков в процессе обучения воспроизводится основное условие - многократное повторение специальных упражне­ний. Упражнение - планомерно организованное повторное выполне­ние действия (умственного или практического) с целью его усвоения и совершенствования.

Упражнение и тренировка предполагают не только повторение дей­ствия, но и его совершенствование. Если бы этого не происходило, то в навыке происходило бы закрепление первичных, несовершенных, порой ошибочных способов действия. В силу этого педагогическое руководство процессом выработки навыка предполагает активиза­цию обратной связи с целью своевременной коррекции.

Но при этом нельзя не учитывать и внутренний потенциал самого ученика. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «нахождение нового, изме­нение, качественная перестройка, совершенствование, движение впе­ред, а не только сохранение и закрепление уже имеющегося соверша­ются внутри самого процесса упражнения, а не только вне его» . Это означает, что сознательное отношение школьника к процессу тренировки способно приводить к качественным изменениям в струк­туре осуществляемых им действий.

Возникновение навыка имеет свою динамику, которую принято опи­сывать посредством «кривых обучения». «Кривая обучения» - это график, выражающий зависимость успешности формирования навы­ка от времени обучения. Г. Эбингаузом были выявлены и сформули­рованы первые зависимости подобного рода, которые он назвал «зако­нами упражнений»:

Успех упражнения нарастает сначала очень быстро, а потом крайне медленно;

Иногда прерванная деятельность выполняется лучше непосред­ственно по возобновлении, чем в конечный период до перерыва.

Дальнейшие исследования позволили выявить, как минимум, две ос­новные стратегии формирования навыка.

Первый подход может быть описан с помощью кривой с так называемым «отрицательным ускорением». Это означает, что на на­чальном этапе формирования навыка ученик показывает значитель­ные успехи, однако по мере продолжения тренировки каждый новый временной период дает все уменьшающийся дополнительный эффект. Такая динамика наиболее характерна для процесса выработки сенсомоторных навыков, для процесса механического закрепления действий. Здесь на первый план выходит аналитическая составляющая в освое­нии действия.

Второй подход может быть описан как процесс с «положи­тельным ускорением». В этом случае начальные шаги не дают значи­тельных результатов. Однако впоследствии по мере дальнейшего повторения действий происходит достаточно быстрое накопление по­ложительной динамики в росте учебных успехов. Такая динамика свой­ственна процессам выработки мыслительных навыков, когда по мере осмысления действия происходит изменение его внутренней структу­ры. Здесь ведущую роль играет синтетический подход к построению действия.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, большую роль в выра­ботке навыка играют индивидуальные особенности учащихся. Поэто­му вряд ли возможно говорить о существовании некоей универсаль­ной «кривой успеха».

Появление навыка означает некоторый скачок в процессе накопле­ния тех или иных свойств действия. Этому может предшествовать по­явление так называемого «плато» на «кривой обучения». «Плато» - это временная остановка или даже регресс в реализации освоения дви­жения. Это создает иллюзию того, что упражнения не приносят пользы и не ведут к совершенствованию действия. На самом деле происходит сложный процесс качественной перестройки действия, который затем и проявляется в автоматизации. Более эффективному накоплению изменений в осуществлении действия способствует продуманное варь­ирование теми методами, которые используются для решения задач в процессе выполнения упражнений. Считается, что временное пере­ключение на другие формы упражнения или даже полная приостанов­ка на некоторый срок работы над навыком полезнее, чем попытка пре­одолеть эти трудности «напролом».

В учебном процессе выработка навыков происходит на протяжении достаточно длительного отрезка времени, что создает ситуации одно­временного или последовательного освоения разнородных действий. В связи с этим встает вопрос о механизмах взаимодействия различ­ных навыков в структуре действия школьника. Выделяют два основ­ных момента такого взаимовлияния - интерференцию и перенос.

Перенос навыка предполагает распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на процесс формирования дру- того. С точки зрения теории «построения движений» сущность по­добного явления заключается в возможности использовать ранее вы­работанные автоматизмы для выработки другого навыка. Самым су­щественным при этом является учет того факта, что автоматизмы - это не движения, а коррекции. Поэтому возможность переноса опреде­ляется не подобием самих осваиваемых движений, а совпадением по­строения коррекционных механизмов. В этом плане такие совершен­но несходные движения, как катание на коньках и езда на велосипеде, оказываются близки с точки зрения реализуемых в ходе них коррек­ций, что делает возможным осуществление «переноса упражняемости по навыку».

Проявление эффекта переноса зависит от многих факторов. Так, ком­поненты движения, автоматизированные на самых низовых уровнях, в наименьшей степени приспособлены к переносу. В то же время фоно­вые компоненты уровня пространственного поля более подвержены этому. Поэтому, научившись печатать на пишущей машинке, человек достаточно легко может осваивать любую иную печатную клавиатуру. Общим условием возникновения переноса считается осознание учени­ком наличия некоторой общности между механизмами построения ос­ваиваемых действий и его стремлением к реализации этой общности на практике. Тем самым возможность переноса способна выступить одним из важных показателей качества формирования навыка.

Интерференция выступает оборотной стороной переноса и означа­ет тормозящее влияние сложившегося навыка на процесс выработки нового навыка. Типичным примером подобного явления выступает процесс освоения рулевого управления гребной лодкой. В этом случае движение видимой части руля всегда противоположно той стороне, в которую требуется повернуть лодку. Для человека, имеющего опыт управления велосипедом или автомобилем, такая процедура представ­ляет определенную трудность.

Подобное усложнение процесса приобретения навыка может быть вызвано двумя психологическими причинами:

Может возникнуть ситуация, когда на один и тот же сигнал при­ходится вырабатывать различные навыки. В этом случае сам факт наличия устойчивой связи на данный сигнал препятствует выра­ботке новых зависимостей;

В процессе воспроизведения близких навыков возникает репро­дуктивное торможение, когда взаимодействие двух конкурирую­щих навыков ослабляет их силу.



error: Контент защищен !!