Международно-правовая защита жертв войны и специальных объектов. Жертвы войны К категории жертвы вoйны относятся

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - гражданское население , военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.: I Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; II Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; III Конвенция об обращении с военнопленными и IV Конвенция о защите гражданского населения во время войны. В 1977 г. к этим конвенциям были приняты Дополнительные протоколы I и II, которые защищают Ж.в. в период вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ" в других словарях:

    Casualties of War Жанр драма Режиссёр Брайан Де Пальма В главных ролях Шон Пен … Википедия

    ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется 4 мя Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.: I Конвенция об… … Юридическая энциклопедия

    Человеческие потери на фронте и в тылу воюющих государств, включая людей, полностью или частично утративших трудоспособность вследствие ранения или заболевания, связанного с войной. К Ж.в. относятся также лица, лишившиеся во время войны крова и… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Гражданское население, военнопленныеположение регламентируется 4 мя Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.: I Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; П Конвенция об улучшении участи раненых, больных и… …

    жертвы войны - гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.: I Конвенция об улучшении… … Большой юридический словарь

    Жертвы войны - человеческие потери на фронте и в тылу воюющих государств, включая людей, полностью или частично утративших трудоспособность вследствие ранения или заболевания, связанного с войной. К Ж.в. относятся также лица, лишившиеся во время войны крова… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Жертвы войны Casualties of War Жанр драма … Википедия

    ВОЙНЫ ЖЕРТВЫ - ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Жертвы межнационального противостояния в подмандатной Палестине до Арабо Израильской войны 1948 49 г.г. Жертвы межнационального противостояния в подмандатной Палестине до Арабо Израильской войны 1948 49 г.г. Содержание 1 Исторический фон 1.1 1920 … Википедия

Книги

  • Жертвы Черного Октября 1993-го , Шевченко Валерий Анатольевич. Прошла уже четверть века с момента антиконституционного переворота и расстрела Верховного Совета поддержавшими Бориса Ельцина войсками в сентябре-октябре 1993 года, но эти события остаются…
  • 6.История международного права.
  • 7. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 8. Правосубъектность государств и способы образования государств.
  • 9. Международно-правовое признание
  • 10. Правопреемство государств
  • 15. Международный уголовный трибунал по привлечению к ответственности лиц за преступления на территории Югославии.
  • 22. Генеральная Ассамблея оон.
  • 23. Совет Безопасности оон.
  • 24. Экономический и Социальный Совет оон.
  • 25. Международный Суд оон.
  • 26. Секретариат оон
  • 27. Специализированные учреждения оон
  • 28. Цели и главные органы международной организации снг
  • 29. Состав, цели и задачи Северо-Атлантического блока (нато)
  • 30. Понятие и порядок работы международных конференций
  • 31. Понятие международно-правовой отв-сти.
  • 32. Виды и формы международно-правовой отв-сти.
  • 33. Понятие и классификация международных правонарушений.
  • 34. Понятие и виды агрессии. Особенности отв-сти гос-в.
  • 35. Международная уголовная отв-сть индивидов.
  • 36. Международно-правовая ответственность международных организаций.
  • 38. Характеристика органов внешних сношений государств.
  • 39. Дипломатические представительства. Понятие, виды, функции.
  • 40. Порядок назаначения и основания прекращения функций дипломатического представителя.
  • 41. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Личные привилегии и иммунитеты.
  • 42. Консульские представительства. Понятие, виды, функции.
  • 43. Порядок назначения и основания прекращения функций консульского представителя.
  • 44. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 46. Специальные принципы международной безопасности и проблема разоружения в современном международном праве.
  • 47. Обстоятельства, обуславливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
  • 48. Классификация и анализ уголовных преступлений международного характера
  • 49. Роль международных организаций и конференций в борьбе с преступностью.
  • 51. Понятие экстрадиции. Правовая помощь по уголовным делам.
  • 52. Правовое понятие территории. Виды правовых режимов территории.
  • 53. Правовые основания и способы изменения государственной территории.
  • 54. Правовой режим Антарктики и Арктики
  • 55. Понятие режим и охрана Государственной границы Российской Федерации
  • 56. Понятие и кодификация международного морского права.
  • 57. Специальные принципы международного морского права и морские организации.
  • 58. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа.
  • 59. Международно-правовой режим территориального моря и прилежащей зоны.
  • 61. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 62. Международная организация гражданской авиации (икао).
  • 64 Правовой статус космических объектов и космонавтов
  • Вопрос 71Начало войны и его правовые последствия.
  • Вопрос72 Участники военных действий.
  • Вопрос 73 Международно-правовая защита жертв войны.
  • Вопрос 74 Права человека и междунар.Право
  • Вопрос 75 Понятие населения и гражданство.
  • 76. Международно-правовая защита прав человека и правовое положение иностранных граждан.
  • 77. Право убежища и правовое положение беженцев.
  • 78. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
  • 79. Международное сотрудничество по вопросам прав человека (международно-правовые стандарты).
  • 80 . Верховный комиссар оон по делам беженцев.
  • Вопрос 73 Международно-правовая защита жертв войны.

    К жертвам войны относятся: военнопленные, раненые и больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий лиц находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 года и дополнительных протоколов 1977 года. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания без суда, наказание за несовершенные правонарушения, в том числе коллективные наказания. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

    С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а так же подвергать физическому калечению, научным или медицинским опытам. Они считаются находящимися временно во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже, чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщать только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться в работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление. Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

    Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой. Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года обязывают воюющие стороны обеспечивать медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным. Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных и ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем или красным львом. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны, возможно, скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

    Под международно-правовой защитой от последствий военных действий находятся гражданское население и гражданские (невоенные) объекты. Основной нормой здесь является требование проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов (ст. 48 Дополнительного протокола I 1977 г.). Мирное гражданское население неприкосновенно. Оно не должно быть объектом насилий (ст. 51). При любых обстоятельствах оно имеет право на гуманное обращение и защиту от любых актов насилия, запугивания, террора и оскорблений. Оно не может быть объектом репрессалий. Не должны подвергаться нападению и уничтожению объекты, необходимые для выживания гражданского населения (скот, посевы, продукты питания, запасы воды и т.п.).

    Интернированные гражданские лица должны размещаться отдельно от военнопленных.

    Территория одного из воюющих государств может временно попасть под оккупацию войск противника. На такую территорию распространяется режим военной оккупации. Военная оккупация является одним из видов военных операций, поэтому она не влечет за собой перехода суверенитета к оккупанту и не считается аннексией. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 годов и четвертой Женевской конвенцией 1949 года оккупирующая держава не пользуется неограниченной свободой действий на оккупированной территории, а несет ряд обязанностей. Она должна принять все меры для восстановления и обеспечения общественного порядка и безопасности населения, снабжать его продовольствием и санитарными материалами, обеспечивать сохранность культурных ценностей. Честь и семейные права и убеждения населения должны уважаться. Движимая частная собственность не может быть конфискована. В исключительных случаях оккупант вправе временно использовать только недвижимую частную собственность в военных целях. Общественная собственность (сельских общин, церквей, благотворительных и научных учреждений, сельскохозяйственных кооперативов и т.п.) приравнена в своем режиме к частной собственности. Ее конфискация и разрушение запрещаются. Конфискована может быть только государственная движимая собственность (деньги, валюта, склады оружия, средства передвижения, подвижной состав железных дорог и т.п.), а также трофеи, взятые у неприятеля на поле боя.

    Оккупирующей державе запрещается: угонять и депортировать население оккупированной территории или перемещать на нее свое население, изменять гражданство детей и разлучать их с родителями, принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных силах оккупанта и выполнять работы военного характера, уничтожать или вывозить культурные ценности и т.д.

    Во время второй мировой войны эти нормы международного права грубо нарушались фашистской Германией. Военные преступления имеют место и в наши дни. Российское законодательство предусматривает строгую ответственность за нарушение законов и обычаев войны.

    "

    Основной задачей современного гуманитарного права является защита жертв войны, к которым относят всех лиц, не принимающих участия в вооруженном конфликте или перестали принимать такое участие вследствие ранения, болезни или других причин. К таким лицам относят раненых и больных воинов, жертв кораблекрушений и гражданское население. Однако к 1949 г. международное гуманитарное право не предусматривало практически никакой защиты, который бы касался защиты гражданских лиц. Гаазьке положения 1907 г. содержит лишь несколько основных норм в отношении гражданского населения. В нем указано, что оккупационные силы должны уважать "право и честь семьи, жизни людей, частную собственность".

    Применение этих норм с того времени стало традиционным, они и сегодня сохраняют силу. Что же до других категорий лиц, то такой защите был недостаточным.

    Ситуация существенно изменилась с принятием Женевских конвенций 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших крушение на корабле, из состава вооруженных сил на море и лиц, попавших в плен. Кроме того, было принято конвенцию, посвященную защите гражданского населения во время вооруженного конфликта.

    Эти документы предусматривали, что в отношении всех категорий жертв войны запрещаются умышленные убийства или Ранения, жестокое или бесчеловечное обращение, пытки, биологические или медицинские эксперименты, умышленное причинение телесных повреждений, принуждение к труду на военных объектах в ущерб своему государству, вербовка детей, запрет выполнения любых наказаний без судебного приговора, который выносится беспристрастным и надлежащим судом, запрещаются коллективные наказания и тому подобное.

    Международно-правовая защита раненых и больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, получил дальнейшее развитие в i, II и Ш Женевских конвенциях 1949 г., а также в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

    Сроки "раненые" и "больные" употребляют для обозначения лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Лицами, "потерпели кораблекрушение", надо считать как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, что случилось с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

    Таким образом, защита теперь распространяется и на лицо, и на учреждение, и связывается с их военным или гражданским статусом.

    Статья 10 Дополнительного протокола И констатирует:

    1. Все раненые и лица, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

    2. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которого требует их состояние. Между ними не делается никакой разницы из каких других соображений, кроме медицинских". Почти такие же по содержанию и форме положения закреплены в ст. 7 Дополнительного протокола II.

    Приведенные выше положения касаются таких существенных обязательств государств-участников: относиться с уважением, что означает обращаться с беззащитными людьми так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно; защищать этих лиц от несправедливости и опасности за последствия военных действий, а также от возможных посягательств на их неприкосновенность; оказывать медицинскую помощь и уход этим лицам, нужно не оставлять их на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию). При этом нет никакой необходимости в том, чтобы обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать больше, лучше, чем за собственными комбатантами в такой же ситуации.

    в Отношении Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время вооруженного конфликта, то ее положения применялись до всего гражданского населения государств, участвующих в конфликте, то есть не только до иностранных граждан, находящихся на территории одного из воюющих государств, но и к гражданам этих государств, а также гражданского населения оккупированных территорий. Эти положения предусматривают решение конкретных вопросов, таких, как: создание безопасных зон, защиту раненых и больных, а также больниц и медицинского персонала, доставка медикаментов, специальные меры по защите детей и налаживания связей между членами разлученных семей.

    IV Женевская конвенция предусматривает создание санитарных и безопасных зон (ст. 14) для того, чтобы оградить от нападений с земли или с воздуха раненых и больных, престарелых, детей, беременных женщин и матерей малолетних детей, а также создание нейтральных зон в районах, где происходят бои (ст. 15), для защиты раненых и больных комбатантов или некомбатантов, и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях.

    в то же Время создание таких зон имеет факультативный характер и должно быть предметом переговоров между сторонами в конфликте, которые могут применять с этой целью положения проекта типового положения, прилагаемого к Конвенции.

    В IV Женевской конвенции впервые была предпринята попытка дать определение понятиям "мирное население", "гражданское лицо". Согласно ст. 4, под защиту этой Конвенции попадают лица, которые во время конфликта или оккупации находятся под властью конфликтующей или оккупационной стороны, гражданами которой они не являются.

    Однако нормы ст. 4 Конвенции не распространялись на:

    Граждан, государства которых не были связаны с положениями настоящей Конвенции;

    Граждан нейтральных государств, оказавшихся на территории одного из воюющих государств;

    Граждан любой співвоюючої государства до тех пор, пока их государство имеет нормальное дипломатическое представительство в государстве, под властью которой они находятся;

    Лиц, защищенных тремя другими Женевскими конвенциями, а именно: раненых, больных, подвергшихся корабельной катастрофы на море, а также военнопленных.

    Таким образом, IV Женевская конвенция 1949 г. применялась лишь до тех гражданских лиц, что в какой-то момент и каким-то образом оказались во время конфликта или оккупации во власти противника. Но это ограничение было снято в 1977 г. с принятием Дополнительного протокола.

    ст. 50 Дополнительного протокола И гражданское лицо определяется как любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам. В случае сомнения относительно того, есть ли лицо гражданским, оно считается гражданским лицом. К категории гражданского населения относятся все лица, которые являются гражданскими. Соответственно, сегодня нормы общей защиты касаются всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся ли они к лиц, находящихся под покровительством, или нет. Эти нормы в равной степени распространяются как на граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории конфликтующей стороны, а также граждан государств, не подписавших Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол И, которые оказались на этой территории.

    Согласно п. Ст. 50 Дополнительного протокола i, "присутствие среди гражданского населения лиц, которые не подлежат определению гражданских лиц, не лишает население его гражданского характера". Положения статьи имеет принципиальное значение, учитывая то, чтобы не допускать сплошного смешивания крупных воинских подразделений с гражданским населением, поскольку это в случае военной необходимости может привести к трагическим последствиям. Кроме этого, такое положение является грубым нарушением норм международного гуманитарного права и приводит к потере защиты гражданского населения в соответствии с нормами IV Женевской конвенции.

    Статья 51 Дополнительного протокола и констатирует, что "гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общим защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями". Они не должны быть объектом нападений. В отношении них запрещены акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

    Гражданские лица подлежат защите, за исключением некоторых случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях, под которыми нужно понимать силовые действия, примененные к противника с целью сломить его сопротивление.

    В этом случае критериями непосредственного участия в военных действиях являются:

    Прямая причинно-следственная связь между актами участию и результатам; применение силы со стороны гражданских лиц;

    Враждебные действия без применения оружия (транспортировка оружия, доставка по месту назначения);

    Вербовка лиц для участия в военных действиях.

    С позиции международного гуманитарного права нет особых трудностей при квалификации действий, когда гражданское население находится в составе вооруженных сил (при сопровождении). Несколько более сложной является ситуация, при которой гражданские лица не направляются вместе с комбатантами. Таким образом, непосредственное участие в военных действиях - это ситуация, при которой гражданское лицо не обладает иммунитетом от нападения. Если гражданское лицо перестает принимать непосредственное участие в военных действиях, она остается под защитой международного гуманитарного права. Этот вопрос является проблемой временных границ, и соответствующее лицо само несет риск защиты.

    Государство может задерживать и привлекать к ответственности за непосредственное участие гражданского населения в военных действиях. В международном гуманитарном праве это вопрос не криминализированно. Однако гражданские лица могут совершать военные преступления во время военных дом и отвечать за них. Кроме этого, ответственность может наступить только в том случае, если национальное законодательство предусматривает такую ответственность за участие в военных действиях.

    Дополнительный анализ конкретных норм гуманитарного права свидетельствует, что статус гражданского населения во время войны определяется двумя основными положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и гражданским лицам физическая защита во время военных действий, а с другой - уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта.

    Согласно п. 4 ст. 51 Дополнительного протокола i запрещено в отношении гражданского населения, нападения неизбирательного характера, а также нападения в порядке репрессалий (п. 6).

    Присутствие или передвижение гражданского населения или гражданских лиц не должны использоваться для защиты пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. А поэтому сторонам конфликта запрещено направлять передвижения гражданского населения или гражданских лиц с целью попытаться защитить ноги ни объекты от нападения или прикрыть военные операции.

    При проведении определенных военных операций каждая из воюющих сторон должна постоянно проявлять заботу о том, чтобы оберегать гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты от нападения. Чтобы избежать лишних и неоправданных жертв, они обязаны принимать таких мер предосторожности:

    Делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

    Принимать все практически возможные меры предосторожности, выбирая средства и методы нападения, чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и, в некотором случае, свести их к минимуму;

    Отменять нападение или останавливать, если становится очевидно, что оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанести случайного ущерба гражданским объектам или то и другое вместе, что было бы чрезмерным относительно конкретного и прямого военного преимущества, которое предполагается получить;

    Делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

    Нормы международного гуманитарного права, закрепленные в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в других договорах, предусматривающих предоставление международно-правовой защиты как всему гражданскому населению сторон, участвующих в вооруженном конфликте, так и отдельно гражданским лицам независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Однако нормы международного гуманитарного права предусматривают также предоставление специального режима международно-правовой защиты некоторых категорий гражданских лиц, таких, как: раненые, больные, инвалиды, беременные женщины, дети до 15-летнего возраста, гражданский медицинский персонал, персонал организаций гражданской обороны.

    Предоставление специального режима защиты, как отмечает. Фуркало, "связано или с повышенной уязвимостью этих лиц" в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные, дети), или с их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания во время боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны).

    В дополнение к общему защиты, которым пользуются все гражданские лица, "женщины пользуются особым уважением и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств". Это положение было введено для того, чтобы осудить практику, которая наблюдалась, например, во время Второй мировой войны, когда много женщин разного возраста и даже детей были изнасилованы в неприличных формах. В районах дислокации войск или в местах, через которые они проходили, тысячи женщин против своей воли оказались в публичных домах.

    Во время международного вооруженного конфликта беременные женщины и матери малолетних детей наделены дополнительной защитой. В соответствии с Дополнительным протоколом И, "дела беременных женщин и матерей, от которых такие дети зависят, которые подвергаются аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке" (ст. 76, п. 2). Положения настоящей статьи направлены на обеспечение скорейшего освобождения беременных женщин.

    В IV Женевской конвенции предусмотрено, что "беременные женщины и матери малолетних детей должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями" (ст. 89). Эта статья была введена для того, чтобы избежать любых болезней, обусловленных недостаточным питанием, поскольку это может отразиться на здоровье будущих поколений. Поскольку интернирование не является наказанием, а мерой безопасности со стороны государства, которая держит в половые, нельзя допускать, чтобы интернированным наносили серьезный вред.

    Соответственно, "матерей малолетних детей должны принимать в любом учреждении, способном обеспечить их надлежащее лечение и медицинскую помощь, равноценную той, что получает население" (ст. 91).

    Авторам Дополнительных протоколов, к сожалению, не удалось зафиксировать абсолютный запрет вынесения смертной казни беременным женщинам и матерям, имеющих малолетних детей, в случае международного вооруженного конфликта. Такой запрет противоречил бы некоторым положениям национального законодательства многих стран. Несмотря на это, международное гуманитарное право рекомендует максимально избегать вынесения таких приговоров (ст. 76, п. С, ГП). Относительно ситуации во время вооруженного конфликта немеждународного характера этот пробел более заполнена: "Смертный приговор не выносится лицам, которые на время совершения правонарушения не достигли восемнадцатилетнего возраста, и не выполняют в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей" (ст. 6, п. 4 ДП II).

    Специальный режим защиты предусмотрено нормами международного гуманитарного права в отношении детей. В период международных вооруженных конфликтов дети относятся к категории лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции. Несмотря на то, что Конвенция содержит много положений о защите детей, однако в ней нечетко изложенный принцип, на котором основываются нормы, касающиеся детей. А потому Дополнительный протокол И заполняет этот пробел, констатируя, что "дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любых непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине (ст. 77, п. 1 ГП И)".

    Анализируя содержание норм международного гуманитарного права по этому поводу, нужно отметить, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. вмещают около 25 статей, которые обеспечивают особую защиту детям. Прежде всего дети наделены защитой от последствий военных действий (допуск в санитарные зоны и зоны безопасности детей моложе 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семилетнего возраста - ст. 14 IV Женевской конвенции). им гарантировано право на заботу и получение помощи (ст. 23IV Женевской конвенции). В то же время ст. 38 и ст. 50 этой Конвенции содержат принцип преференциального обращения.

    В случае ареста, задержания или интернирования по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, женщин и детей содержат в обособленных помещениях, кроме тех случаев, когда семьи размещаются по отдельности.

    В международном гуманитарном праве широко используют такой способ защиты, как предоставление особого статуса медицинскому и духовному персоналу, личному составу подразделений гражданской обороны и (косвенно) делегатам государств-заступниц и Международного комитета Красного Креста.

    Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав.

    Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.

    К ним относятся:

    • право на жизнь,
    • на свободу и личную неприкосновенность,
    • на честь и достоинство,
    • на гражданство (а, следовательно, на защиту государства),
    • свобода совести,
    • равенство перед законом и судом,
    • презумпция невиновности,
    • свобода выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища и частной жизни,
    • право на тайну переписки,
    • политические права,
    • экономические права,
    • культурные права,
    • право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,
    • право на достойное существование и право на развитие народа.

    Источники современного международного гуманитарного права

    К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

    • Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
    • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
    • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
    • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
    • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

    Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

    • гуманизация вооруженных конфликтов - всеобщий и основополагающий принцип МГП;
    • защита жертв войны;
    • защита гражданских объектов;
    • охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;
    • защита интересов нейтральных государств;
    • ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;
    • ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

    Принцип гуманизации вооруженных конфликтов , в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

    Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

    Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

    Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

    Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

    Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

    Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

    Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

    Сражающиеся (комбатанты) - лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.

    Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо.

    В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

    • личный состав регулярных вооруженных сил;
    • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
    • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
    • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
    • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
    • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

    Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

    • принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
    • носят отличительные знаки;
    • открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

    При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

    • Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
    • Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
    • Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
    • От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

    Комбатанты обладают особым правовым статусом:

    • за ними признается право применять военное насилие,
    • к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
    • комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.

    Режим военного плена - это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных.

    Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.

    Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.

    Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.

    Пытки - запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным.

    Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.

    Информацию, которую можно требовать у военнопленных:

    • Ф.И.О.;
    • Номер жетона;
    • Адрес родственников.

    Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.

    За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).

    Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений.

    К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанты имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.

    Говоря о защите жертв войны, подразумевают обеспечение сторонами конфликта международно-правовой защиты для таких категорий лиц: раненые, больные, лица с состава вооруженных сил на море, пострадавших от кораблекрушения, военнопленные, гражданское население, то есть предоставление им такого статуса, гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над лицами.

    Основными международно-правовыми актами, которые определяют правовое положение указанных лиц, являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. К раненых и больных относятся как военнослужащие, так и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни, другого физического или психического расстройства, инвалидности нуждаются в медицинской помощи или заботы и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Это и пассажиры корабля, потерпевшего крушение »лица, подвергаются опасности на море и других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, которые следуют за вооруженными силами, но не входящие в их состав, на военных корреспондентов, обслуживающий состав, на членов экипажей торгового флота, населения неоккупированной территории, которое берется за оружие с приближением врага.

    Государства воюют, должны обращаться с жертвами войны при любых обстоятельствах гуманно, предоставлять им максимально возможную медицинскую помощь и уход. Если такие лица оказываются во власти другой стороны конфликта, они считаются военнопленными. Отношении этих лиц запрещаются такие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность; взятие в заложники; коллективные наказания; угрозы совершить вышеизложенные действия, проведение медицинских или научных опытов; лишения права на беспристрастное судопроизводство, применение практики апартеида и других негуманных действий на основании расовой дискриминации. Военные должны позволять гражданскому населению и благотворительным организациям по собственной инициативе подбирать раненых, больных и заботиться о них, и за такие действия никто не должен преследоваться и осуждаться. Стороны конфликта по возможности должны регистрировать пленных, раненых и больных для дальнейшей передачи государству, гражданами которой они являются.

    Международно-правовая охрана гражданского населения. Гражданское население - это лица, которые не относятся ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не участвуют в военных действиях. Правовая защита гражданского населения осуществляется в конфликтах как международного, так и немеждународного характера. Стороны конфликта обязаны принять все меры, чтобы дети до 15 лет, те, что осиротели или разведенные с семьями из-за войны, не были брошены судьбы (ст. 24 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны). Нельзя применять к гражданскому населению никакие меры физического или морального давления с целью получения каких-либо сведений.

    Запрещается наносить физических страданий или принимать любые меры, приведут к гибели гражданского

    населения (убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные эксперименты, голод среди гражданских как метод ведения войны, террор, грабеж, взятие заложников, другое насилие со стороны гражданских или военных представителей сторон конфликта). Гражданское население и отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Запрещается использовать гражданское население для защиты определенных объектов, пунктов или районов нападения.

    Режим военной оккупации. Военная оккупация - это временный захват территории (Части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация любой территории не означает ее переход под суверенитет государства, ее захватила.

    Согласно положениям IV Гаагской конвенции 1907 p., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующая держава обязана принять все меры по обеспечению порядка на захваченной территории. Населения оккупированной территории должно подчиняться распоряжениям властей, но его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующей державой, к участию в боевых действиях, направленных против его государства, к свидетельствам об армии последней. Должны уважаться честь, достоинство, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семьи. Оккупирующее государство, должна обеспечивать гражданское населения необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

    Отношении гражданского населения запрещается: совершать любые акты насилия; применять принуждение физического или морального характера, в частности для получения сведений; применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты, коллективные наказания и т.д., принимать его в заложники; депортировать из оккупированной территории. Иностранцам, которые оказались на оккупированной территории, обеспечивается право оставить ее в кратчайшие сроки.

    Режим военного плена. Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенций 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются лица, попавших под власть врага: личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил; личный состав партизанских отрядов; личный состав вооруженных сил, который подчиняется правительства, это признанному государством, которая удерживает в плену, военные корреспонденты, поставщики, другие лица, которые следуют за вооруженными силами, члены экипажа торгового флота и гражданской авиации, население неоккупированной территории взялось за оружие, если оно открыто носит оружие и выполняет законы и обычаи войны.

    Государство, которая удерживает в плену, несет ответственность за обращение с военнопленными. Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним могут быть применены репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечиваются уважение к личности и достоинства. Государство, захватила в плен, может подвергнуть военнопленных интернированию. им также может быть запрещено выходить за установленный предел лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен быть обеспечен доступ медицинского и духовного персонала. В плену сохраняется ношения наград. Военнопленным обеспечивается возможность работать, принуждение к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных работах (например, для обезвреживания мин) или таких, что унижают достоинство. В процессе работы должны выполняться требования техники безопасности. Военнопленные должны иметь связь с внешним миром. им обеспечивается также право подачи жалобы властям государства, которая удерживает их в плену.

    Военнопленные обязаны выполнять законы государства, их удерживает в плену и которая имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Запрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному взысканию.

    После окончания военных действий военнопленные освобождаются и репатриюються.



    error: Контент защищен !!