Отечественная война 1812 года рабочая тетрадь. Цели и задачи данной работы

Сегодня на Интернет-уроке по окружающему мы узнаем ещё одно значимое событие нашей России. Но сначала временно перенесёмся во Францию…

в начале XIX века во Франции правил император Наполеон , который хотел покорить весь мир.

Он завоевал почти всю Европу. Австрия, Пруссия, Италия и Испания подчинились ему. И на его пути оказалась Россия… К границам России он привёл огромную армию в 600 тысяч человек. Там были не только французы, но и итальянцы, немцы, поляки и голландцы. Армия Наполеона значительна была больше русской армии, это предавало французам уверенности в победе.

В июне 1812 года войска Наполеона перешли границу России и двинулись на Москву.


Наполеон говорил: «Если я захвачу Киев — я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург — я буду держать Россию за голову. Но а если возьму Москву, я буду держать Россию за сердце»

Именно к сердцу России, к Москве, стремились войска неприятеля. Несмотря на упорное сопротивление, русским всё же пришлось отступить.

Война принесла огромные бедствия простому народу. Русские жители уходили из сёл и городов. Уносили с собой продукты, угоняли скот, сжигали за собой поля с пшеницей. Люди жили в лесу. Наполеона встречали пустые улицы и дома. Против завоевателей поднялся весь народ.

В августе командовать русскими войсками был назначен старый опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов .

Его любили солдаты, на него надеялась вся Россия. В одном из боёв он получил тяжёлое ранение и потерял один глаз. С той поры Кутузов носил небольшую повязку на лице.

Главная битва двух армий состоялась в августе 1812 года у села Бородино. Сражение длилось весь день. Непрерывно стреляли пушки.

Великий русский писатель Михаил Лермонтов написал об этой битве позже:

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…


Бородинское сражение стало самым кровопролитным за всю историю того времени. И русские, и французы храбро сражались, не жалея своей жизни.

Фильм проект учащихся 4 б класса прогимназии «Вектор»

Музей-панорама «Бородинское сражение»

Вся Россия поднялась на борьбу с захватчиками. Крестьяне. купцы, дворяне уходили в лес и создавали партизанские отряды. Вооружались кто чем может: топорами, вилами или покупали на собственные деньги орудие. Партизаны устраивали внезапные нападения.

Великая армия Наполеона таяла, как снежный ком. Наполеон разрешил своим солдатам грабить Москву. И солдаты превратились в мародёров (грабителей).

В Москве начались пожары. Почти весь город выгорел. В огне погибли древние сокровища русской культуры: дворцы, храмы, книги и картины.

У французов не осталось продовольствия и они вынуждены были отступать.

Захватчики гибли, попадая в засады или замерзали на дороге. Тысячи французов бросали всё награбленное добро и целыми отрядами сдавались в плен. В декабре 1812 года Наполеон оставил свои войска и бежал во Францию…

Старый мудрый полководец Кутузов (ему уже было 67 лет) победил гениального французского императора, который до этого не проиграл ни одной войны.

Хотя, заслуга не только Кутузова, а всего русского народа, который встал на защиту своего Отечества. Поэтому эту войну назвали Отечественной .

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.
Главный удар Наполеон направил на:

а) Санкт-Петербург;
б) Москву;
в) Киев.

Задание № 2.

Соотнесите правильно.
Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.

Главнокомандующий → Александр 1
Командующий 1-й армией → М. В. Барклай-де-Толли
Командующий 2-й армией → П. И. Багратион
Командующий 3-й армией → А. П. Тормасов

Задание № 3.

Выберите правильный ответ.
Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2 и 3-й армий;
б) основные силы французской армии были разгромлены;
в) русской армии удалось отстоять Смоленск;
г) русская армия перешла в контрнаступление.

Задание № 4.

По карте на с.14 отметьте места сосредоточения русских армий накануне наполеоновского вторжения и действия сторон до Бородинского сражения (даты указаны по новому стилю).


Задание № 5.

Выберите правильный ответ.
Бородинское сражение закончилось:

а) победой русской армии;
б) поражением русской армии;
в) тем, что не принесло победы ни одной из сторон;
г) отступлением французской армии.

Задание № 6.

Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года:
а) Бородинское сражение;
б) назначение Кутузова главнокомандующим;
в) Смоленское сражение;
г) переправа через Березину;
д) сражение под Малоярославцем.

В, Б, А, Д, Г

Задание № 7.

Укажите неверный ответ.
Самыми известными руководителями партизанской войны были:

а) Д. И. Давыдов;
б) А. С. Фигнер;
в) П. И. Багратион;
г) В. Кожина.

Задание № 8.

Выберите правильный ответ.
Главная причина победы над Наполеоном:

а) всенародный, отечественный характер борьбы;
б) поддержка союзных стран;
в) суровая зима;
г) экономическая мощь России.

Задание № 9.

На схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям.

Задание № 10.

Подготовьте доклад на тему «Герои Отечественной войны 1812 года». Составьте развернутый план доклада.

План доклада: 1) Вступление (память о войне), 2) Начало войны, 3) Багратион и Барклай-де-Толли, 4) Смоленск и назначение Кутузова, 5) Кутузов, 6) Бородино и героизм русской армии, 7) Генералы русской армии, 8) Партизанская война, 9) «Дубина народной войны», Курин и Кожина, 10) Лихие гусары (Денисов, Фигнер, Сеславин, Дорохов), 11) Заключение.

Задание № 11.

В чем вы видите причины того, что, в отличии от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

В Европе ни одна из столиц не оставлялась населением, не прекращали работу городские службы, не было хаоса и не было такого ожесточения, проявляемого обеими сторонами.

Примечание. Первые очаги пожара возникли 14 сентября, в день оставления русскими войсками города и вступления в него французов. Очагов было много, потому причинами его возникновения, в обстановке всеобщего хаоса, могли быть организованный поджог при оставлении города, поджог русскими лазутчиками, неконтролируемые действия французов, случайно возникший пожар в брошенном городе. Последующему разграблению способствовали беспорядок во французских частях, мародерство, ожесточение оккупантов, а также, вероятно, действия уголовников, намеренно выпущенных из тюрем губернатором Москвы Ростопчиным перед отступлением русской армии.

Задание № 12.

Дайте определение понятий.

Инфантерия - один из родов войск, пехота;
Ополчение - вспомогательные военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского населения, не состоящего на военной службе;
Фураж - растительный корм, предназначенный для питания лошадей (первостепенное значение имел овес);
Флеши - полевое укрепление в форме угла, вершиной обращенное к противнику и открытое с тыла;
Редут - сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером, предназначенное для круговой обороны;
Партизан - участник вооруженной борьбы на территории, занятой противником, действующий в составе добровольных отрядов, опирающихся на поддержку местного населения.

1. Подпиши под портретами имена военачальников.

2. В задании 1 даны портреты военачальников, судьбы двух из которых связаны. Прочитай текст. Как ты думаешь, о ком пойдёт речь?
Ещё в 1762 году семнадцатилетний Михаил Кутузов в чине капитана командовал ротой Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял Александр Суворов.
После взятия Измаила Суворов писал о Кутузове: "Он шёл на моём левом фланге, но был моей правой рукой".
Впоследствии их боевые пути пересеклись многократно. Генерал-майором в 1784 году Михаил Илларионович стал по личному ходатайству Суворова. Кутузов был одним из лучших учеников самого выдающегося полководца восемнадцатого столетия.

Ответь на вопросы:

  • Как связаны судьбы Кутузова и Суворова? Первым наставником Михаила Кутузова на военной службе стал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
  • Как ты понимаешь слова Суворова о Кутузове? Это значит, что Кутузов был главным помощником Суворова.
  • Что мы можем сказать об ученике Суворова? Кутузов был одним из лучших учеников Суворова

3. Рассмотри изображения памятников, сооружённых в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Запиши их названия и города, в которых они находятся.


4. Заполни сетку крестословицы.

1. Высота, которую обстреливали 400 вражеских пушек у села Бородино. Ответ: Курганная
2. Императрица, продолжательница дел Петра I. Ответ: Екатерина
3. Страна, напавшая на Россию в 1812 году. Ответ: Франция
4. Город на берегах реки Невы. Ответ: Петербург
5. Выдающийся русский полководец XVIII века. Ответ: Суворов
6. Русская флотоводец XVIII века. Ответ: Ушаков
7. Имя военачальника, мечтавшего покорить весь мир. Ответ: Наполеон
8. Турецкая крепость, считавшаяся неприступной. Ответ: Измаил
9. Площадь Петербурга, на которой воздвигли памятник Петру I. Ответ: Сенатская
10. Генерал, участник войны 1812 года. Ответ: Раевский
11. Название поля, на котором произошло крупное сражение войны 1812 года. Ответ: Бородино
12. Дворец Петербурга, возведённый на набережной Невы в XVIII веке. Ответ: Зимний
13. Главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 года. Ответ: Кутузов
14. Название войны, во время которой весь народ встал на защиту Отечества. Ответ: Отечественная.


Прочитай слово в выделенной строчке. Что оно означает?

Генералиссимус - высшее воинское звание. Особенностью является то, что зачастую его дают не просто за выслугу лет или умелое руководство, а за особые достижения перед Родиной.

5. Найди в дополнительной литературе материал о Наполеоне Бонапарте и М.И. Кутузове. Расскажи о них на уроке.

Наполеон Бонапарт

Император французов, один из величайших полководцев мировой истории, Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 г. на острове Корсике, в г. Аяччо. Он был вторым сыном небогатого дворянина.
Свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии. В период Великой французской революции достиг чина бригадного генерала после взятия Тулона 18 декабря 1793 года. 2 марта 1796 года был назначен командующим Итальянской армией. В ноябре 1799 года произвёл государственный переворот и стал первым консулом.
18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806-1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.
Поражение Наполеона I в войне 1812 года против России привело к формированию антифранцузской коалиции европейских держав. Проиграв «битву народов» под Лейпцигом, Наполеон уже не мог противостоять объединённой армии союзников. После вступления войск коалиции в Париж отрёкся от престола 6 апреля 1814 года и отправился в ссылку на остров Эльба.
Свои последние годы прожил на острове Святой Елены в плену у англичан.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Обсуждать, почему война 1812 года называлась отечественной, почему был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: Отечественная война, Бородинская битва,

Кутузов М.И.,

Наполеон. Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?

Уметь работать с исторической картой.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: Отечественная война, Бородинская битва, Кутузов М.И., Наполеон.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году. Осознаем, почему война 1812 года называется Отечественной и в чём значение
этого события в истории России.

Вспомни, почему мы гордимся К. Мининым и

Д. Пожарским.

Изучение нового материала

Отечественная война 1812 года

НАШЕСТВИЕ НАПОЛЕОНА НА РОССИЮ

В Европе с конца XVIII века шли бесконечные войны. Во Франции к власти пришёл полково-дец Наполеон Бонапарт. Сражаться с его войс-ками приходилось и Суворову, и Ушакову. Напо-леон мечтал покорить весь мир. Вскоре ему подчинилось большинство стран Европы. Россия осталась один на один с грозным противником.

В июне 1812 года французская армия вторг-лась в Россию. Удар французов был так силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русские армии начали отступление.

Все, от солдат до генералов, тяжело пережи-вали неудачи первых месяцев войны. Тревога за судьбу Отечества охватила народ. В этот трудный для России час главнокомандующим войсками был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов

БОРОДИНСКАЯ БИТВА

Кутузов начал подготовку к решительному сра-жению. Оно произошло на широком и простор-ном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы, 26 августа 1812 года.

В половине шестого утра на Бородинском по-ле заговорили пушки. Так началось сражение.

Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Во главе её защит-ников стоял генерал Николай Николаевич Раев-ский. В течение нескольких часов высоту об-стреливали 400 французских пушек. Всё же после ожесточённых атак враг занял высоту.

Новые атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически противостоя-ли врагу. Грохот артиллерии был слышен даже в Москве. Наконец с наступлением темноты шум боя начал понемногу затихать.

Из-за больших потерь Кутузов приказал войс-кам отступить к Москве. Трудный выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оста-вить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить.

Осмысление и понимание полученных знаний

С помощью текста и иллюстраций (1,2) расскажи о Бородинской битве.


2

НА ВОЙНУ С НАПОЛЕОНОМ ПОДНЯЛСЯ ВЕСЬ НАРОД

Наполеон вошёл в Москву. Его встретил опус-тевший город. Не так было в других странах Европы, когда ему с почётом подносили ключи от покорённых городов. Вскоре в Москве вспых-нули пожары. Сгорел почти весь город. Спустя месяц Наполеон оставил Москву.

И здесь наступила очередь русской армии преследовать неприятеля.

Большой урон отступающей французской ар-мии наносили партизаны — те, кто воевал на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами, бро-шенным оружием, а также небольшие отряды русской армии. Одним из таких отрядов коман-довал Денис Васильевич Давыдов (1). Он был не только офицером, но и талантливым поэтом и писателем.

В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа

Вторжение Наполеона принесло России неис-числимые бедствия, были разрушены города и сё-ла, погибли многие ценности. Но Россия суме-ла отстоять независимость. В конце XIX века в Москве в память избавления России от захват-чиков был возведён храм Христа Спасителя (2).

Обсудим!

Почему вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года на Красной площади в Москве был сооружён памятник Минину и Пожарскому?

Проверь себя

1. Почему война 1812 года называется Оте-чественной? 2. Какой полководец командовал русскими войсками? 3. Какое значение имела победа России в Отечественной войне 1812 го-да для мировой истории?

Вывод

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Отечественная война.

2.С помощью Интернета подготовь рассказ- биографию одного из героев Отечественной войны 1812 года.

Почему войну 1812 года называют отечественной

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 22.04.2016

Предмет: Окружающий мир

Класс:

Студентка: Синюгина Татьяна

Учитель: Татаренкова Светлана Дмитриевна

Руководитель практики: Медведева Наталья Викторовна

Тема: Отечественная война 1812 года

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года.

Задачи:

образовательная: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважение к истории своей страны.

развивающая : развивать память, внимание, мышление; навыки работы в группе.

Планируемые результаты урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ знать об Отечественной войне 1812 года, основных событиях и героях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

ЛИЧНОСТНЫЕ осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; конверты с деформированными пословицами.

ХОД УРОКА:

- Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

Как вы понимаете выражение М.И. Кутузова «Гордитесь именем русских!»

Что вы должны делать, чтобы могли гордиться тем, что вы граждане своей страны?

Какой можно сделать вывод?

Размышляют.

Рассуждают.

Комментируют.

Объясняют.

Мы должны гордиться именами тех людей, которые защищали нашу Родину. Они отдавали за нас и наше будущее свою жизнь.

    Актуализация знаний

Наблюдение общественной жизни. (слайд 2)

Сегодня, 22 апреля, отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник - Международный день Матери-Земли, проводимый под эгидой ООН, - день нашего общего уютного дома.

Проверка домашнего задания.

Кто хочет рассказать о Петербурге иностранцу или гостю из другого города?

Прослушать сообщения о А.В.Суворове и Ф.Ф. Ушакове.

Словесная оценка проверки знаний. Выставление отметок.

Рассказ ученика.

Рассказ 2 учеников.

    Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

Правильно, это 1812 г. Этот год был непростым для России, а почему – вы узнаете сегодня на уроке. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 3)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Работа со словарем.

Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «Отечество».

Где можем узнать определение этого слова?

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: (слайд 4) «отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Работа в группах.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

Задание для 1 группы.

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «Отечественная война».

Прочитайте текст на с. 112 – 113 учебника. Ответьте на вопросы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для 2 группы.

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.

Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114 – 115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2. Где и когда оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжелым?

5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114 – 115?

Задание для 3 группы.

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Прочитайте текст на с. 116 – 117 учебника. Ответьте на вопросы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

4. В каком году закончилась война?

Проверка.

Решают математическую задачу, чтобы узнать год путешествия.

1812 г.

Формулируют тему.

Отечественная война 1812 года.

Познакомиться с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

Определяют задачи.

Почему эту войну называют Отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне? И т.д.

Ответы детей.

В словаре.

В июне 1812 года.

Между Россией и Францией.

Наполеон, т.к. он мечтал покорить весь мир.

Наполеон Бонапарт.

Бородинская битва.

Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве.

Оборона Курганной высоты.

Высказывания детей.

Те, кто воевал на территории, занятой противником.

Денис Васильевич Давыдов.

В декабре 1812 года.

    Первичное закрепление во внешней речи

Сообщения учащихся.

Наполеоновское нашествие.

В конце 18 века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции власть взял в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

Наполеон был очень грозным противником. Он был умен, хитер и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шел ему навстречу.

К этому времени почти вся Европа была покорена Наполеоном. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений. Наполеон обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался - он привел к границам России огромную армию.

В 1812-ом году французская армия вторглась на территорию России. Удар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Посадите вражеское войско оставляло сожженные деревни и села, разграбление города.

Александр I назначил Михаила Илларионовича Кутузова главнокомандующим русскими войсками. Ум М.И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Вопросы:

    Кто возглавлял французскую армию?

    Как Наполеон готовился к войне с Россией?

    Почему русская армия начала отступать?

    Что оставляло позади себя вражеское войско?

    Кто и кого назначили главнокомандующим русскими войсками?

Бородино.

После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино недалеко от Москвы. Главной задачей Бородинского сражения для Кутузова было перекрыть дороги на Москву.

26 августа 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение. Оно продолжалось 15 часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико как никогда. Узнав о больших потерях (около 60 тыс. убитыми) Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

2-го сентября русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Да, во всех завоеванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нем.

Вопросы:

    Главная задача Бородинского сражения для М.И. Кутузова.

    Когда начался бой?

    Почему Кутузов М.И. решил отступать?

    Когда русские войска оставили Москву?

Изгнание Наполеона из Москвы.

После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошел крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне и помещики, чьи поместья разорили французы, шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами, как и бежавшие из плена русские солдаты. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы.

Наполеон чуть сам не попал в плен.

25 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны.

Вопросы:

    Почему армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг?

    Когда было объявлено об окончании войны?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учащиеся подготовили дополнительные сведения. Зачитывают сообщения. Остальные учащиеся отвечают на вопросы.

Наполеон Бонапарт.

- Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений.

Удар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать.

Посадите вражеское войско оставляло сожженные деревни и села, разграбление города.

Александр I назначил Кутузова М.И.

- Главной задачей Бородинского сражения для Кутузова было перекрыть дороги на Москву.

В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

    Самостоятельная работа с самопроверкой

Открыли рабочую тетрадь с. 42 №5. Выполним самостоятельно.

Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

    М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов – одни из героев Отечественной войны 1812 года.

    Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение.

    Войска неприятеля вторглись в Россию в июне 1812 года, а были изгнаны из страны в декабре 1812 года.

    Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву.

    Заграничные походы российской армии закончились в Париже.

Выполняют самостоятельно №5 в рабочей тетради. Устно дают объяснение неверному утверждению.

Ответы:

1. +

2. +

3. +

4. -

5. +

Сначала была Бородинская битва 26 августа (по старому стилю), потом Наполеон захватил Москву 2 сентября (по старому стилю).

    Включение нового знания в систему знаний и повторение

Блицопрос.

Где произошло решающее сражение?

Какой полководец командовал русскими войсками?

Почему Кутузов решил отступить?

Почему Наполеон оставил Москву?

Кто наносил значительный урон отступающим французам?

Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?

Работа с пословицами.

Для каждого ряда учитель предлагает конверт с деформированными предложениями (пословицами).

Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Родина – мать, умей за нее постоять.

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

О каком историческом событии мы сегодня говорили?

Что произвело на вас самое большое впечатление?

Объясните, почему война 1812 года называется отечественной?

Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.

Отвечают на вопросы.

У села Бородино, в 110 км от Москвы.

Михаил Илларионович Кутузов.

Чтобы сберечь войско.

Из-за пожаров, голода армии в Москве.

Партизаны.

Храм Христа Спасителя.

Выполняют задание по рядам. Собирают пословицы.

Об Отечественной войне 1812 г.

Высказывания детей.

Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту Родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке

Дополните предложения. (слайд 5)

    Я узнал …

    Я научился …

    Мне понравилось …

    Я бы хотел …

    Новые знания мне …

Д/З учебник с. 112 – 119, РТ с. 39 – 41. (слайд 6)

Дополняют предложения.

Записывают домашнее задание.

Подпись руководителя практики _____________________________

Подпись учителя ______________________________________________

Отметка _________________________



error: Контент защищен !!