Анализ произведения облако в штанах. "Облако в штанах": анализ поэмы по частям

Замысел поэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью по­эма была закончена летом 1915 года.

Жанр - поэма .

Композиция

Поэма «Облако в штанах» состоит из вступления и четырех частей. Каждая из них реализу­ет конкретную, так сказать, частную идею. Сущность этих идей определена самим Маяковским в предисловии ко второму изданию поэмы: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «до­лой ваш строй», «долой вашу религию» - «четыре крика четырех частей».

Тематика и проблематика

«Облако в штанах» - многотемное и многопроблемное произведение. Уже во вступлении заявляется тема поэта и толпы. Главный герой поэт противопоставлен толпе: идеальный образ лирического героя («красивый, двадцатидвухлетний») резко контрастирует с миром низменных вещей и образов («мужчины, залеженные, как больница, / и женщины, истрепанные, как по­словица»). Но если толпа неизменна, то лирический герой на глазах меняется. Он то грубый и резкий, «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», расслаблен­ный, ранимый: «не мужчина, а облако в штанах». Так проясняется смысл необычного названия поэмы.

Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвер­того раздела.

Поэма открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией. Ожи­дание так мучительно и напряженно, что герою кажется, будто канделябры «хохочут и ржут» в спину, «ляскают» двери, полночь «режет» ножом, гримасничают дождинки, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери», и т. д. Мучительное ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает развернутая метафора о скончавшемся двенадца­том часе:

Полночь, с ножом мечась,

догнала,

зарезала,-

вон его!

Упал двенадцатый час,

как с плахи голова казненного.

Время, уподобленное упавшей с плахи голове, не просто свежий троп. Он наполнен большим внутренним содержанием: накал страстей в душе героя до такой степени высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его физическая гибель. Герой «стонет, корчит­ся», «скоро криком издерется рот». И вот, наконец, Мария приходит и сообщает, что выходит замуж. Резкость и оглушительность известия поэт сравнивает с собственным стихотворением «На­те». Кражу любимой - с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя - с погибшей Помпеей. Но в то же время поражает почти нечеловеческое хладнокровие и спокой­ствие, с которыми герой встречает сообщение Марии:

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите - спокоен как!

Как пульс

покойника!

«Пульс покойника» - это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное чувство.

Во второй части поэмы тема любви получает новое решение: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Поэзия эта озабочена тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами». Эти темы мелки и пошлы, а поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варево». Они не озабочены страданиями людей. Бо­лее того, поэты сознательно бросаются от улицы, боятся уличной толпы, ее «проказы». А между тем люди города, по мнению героя, «чище венецианского лазорья, морями и солнцем омытого сразу!»:

Я знаю -

солнце померкло б, увидев,

наших душ золотые россыпи.

Поэт противопоставляет нежизнеспособному искусству подлинное, пиликающим «поэти­кам» - самого себя: «Я - где боль, везде».

В одной из своих статей Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия - поэзия борьбы». И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:

Выньте, гулящие, руки из брюк -

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук -

пришел чтоб и бился лбом бы!

развивается и в третьей части. Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество Северянина, потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:

А из сигарного дыма

ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Поэт, по мысли лирического героя, должен быть обеспокоен не изяществом своих стихотворе­ний, а силой их воздействия на читателей:

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

В третьей части поэмы Маяковский поднимается до отрицания всего господствующего строя, бесчеловечного и жестокого. Вся жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Здесь те­ма любви поворачивается новой гранью. Маяковский воспроизводит пародию на любовь, похоть, разврат, извращение. Вся земля предстает женщиной, которая рисуется «обжиревшей, как лю­бовница, которую вылюбил Ротшильд». Похоти «хозяев жизни» противопоставляется настоящая любовь.

Господствующий строй рождает войны, убийства, расстрелы, «бойни». Такое устройство мира сопровождается разбоями, предательствами, опустошениями, «человечьим месивом». Оно созда­ет лепрозории-тюрьмы и палаты сумасшедших домов, где томятся заключенные. Это общество продажно и грязно. Поэтому «долой ваш строй!». Но поэт не только бросает этот лозунг-крик, но и зовет людей города к открытой борьбе, «кастетом кроиться миру в черепе», вздымая «окро­вавленные туши лабазников». Герой противостоит сильным мира сего, «хозяевам жизни, стано­вясь «тринадцатым апостолом».

В четвертой части ведущей становится тема Бога. Эта тема уже подготовлена предшествую­щими частями, где обозначены враждебные отношения с Богом, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями. Поэт вступает в открытую войну с Богом, он отрицает его всесилие и всемогущество, его всеведение. Герой идет даже на оскорбление («крохотный божик») и хвата­ется за сапожный ножик, чтобы раскроить «пропахшего ладаном».

Главное обвинение, брошенное Богу, состоит в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова, как в начале поэмы, лирический герой обращается к своей Марии. Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака... несет перееханную поездом лапу».

Финал поэмы - картина бесконечных пространств, космических высот и масштабов. Сияют зловещие звезды, высится враждебное небо. Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

«Облако в штанах» (1915) — новаторская поэма, революционная прежде всего в художественном смысле, — иллюстрирует поиски Маяковского-футуриста в области поэтики.

Поэт, отказавшись от классической поэзии, разрабатывает жанр лирической поэмы. Поэма служит примером того, как Маяковский превращает лирическую миниатюру в эпопею, «подняв ценность внутреннего мира личности до уровня современной „Илиады"».

Для поэмы как лиро-эпического жанра был необходим повествовательный или драматический сюжет. События «Облака в штанах» представляют собой банальную историю несчастной любви (сюжет складывается из двух свиданий с возлюбленной героя, на которых она отвергла его любовь), подобной ситуации вполне хватило бы для лирического стихотворения.

Маяковский использует устойчивые, традиционные, многократно повторяемые темы-сюжеты.

Ранние произведения поэта однотипны по общей композиции, по типологии лирического героя, по проблематике и развитию сюжета, который можно свести к определенной схеме: сначала герой противопоставляет себя «толпе» и мирозданию, затем он выходит в жизнь, «на улицу», в мир, он пытается обрести свое место и вступает в борьбу с миропорядком (Богом), с земными нормами существования, с толпой, которая его не понимает и не признает за ним право избранности (а он претендует быть пророком, предтечей, апостолом новой веры), с самим собой, в финале он подводит итоги борьбы: он снова одинок и отвергнут. Взяв за основу банальный сюжет, Маяковский наполняет его широким социальным смыслом, внося реалии современной ему жизни, но и герой и сам конфликт сохраняют обобщенный характер, требуя немедленного разрешения в действии.

Маяковский начал работать над поэмой во время футуристического турне в Одессе и закончил ее летом 1915 года в Куоккале.

Поэма «Облако в штанах» состоит из 4 глав с прологом, Маяковский называет ее тетраптих, отсылая к древнегреческому искусству, где ведущим жанром была трагедия, тем самым подчеркивая, что его произведение трагическое.

Лирический герой поэмы несет в себе характерные черты мироощущения поэзии раннего Маяковского: он проклинает, ниспровергает, призывает, умоляет, жалуется, ждет и надеется, что его услышат, поймут, полюбят, он хочет, преодолев отчуждение, равнодушие, сытость, самодовольство окружающей толпы, достичь абсолютного единства с мирозданием, поэтому его жажда любви, лежащей в основе гармонии, становится лейтмотивом поэмы. Маяковский «в рамках любовной темы конструирует целый мир в контрастных проявлениях высокого и низкого». Человек в художественном мире поэта стоит в центре мироздания, меняется привычная мировая иерархия: «Бог... комически снижен до уровня человеческого быта, а человек... заполняет собой весь мир». Особое значение приобретает использование художественных средств, таких как метафора и гипербола, выступающих как модель целого мира, который стягивается к человеку: мир без человека пуст и беспредметен при всем своем разнообразии.

В прологе поэмы «Облако в штанах» Маяковского дается сжатая художественная формула произведения: лирический герой противостоит окружающему миру, в нем намечаются контуры противостояния внутреннего (пространство души) и внешнего (мир толпы) пространства поэмы. Каждое из этих пространств получает емкий метафорический образ: внутреннее — «окровавленный сердца лоскут», внешнее — «мысль, мечтающая на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке». Зримая картина последнего намеренно усилена сниженными, материальными эпитетами (размягченный, выжиревший, засаленный). Лирический герой ощущает мир как огромный гулкий зал, по которому он идет «красивый, двадцатидвухлетний» (ощущение гулкости создается, как отмечает Е. Эткинд, в трехкратном повторе ударного О в хореическом стихе «Мир огрОмив мОщью гОлоса») в ожидании любви. Как уже отмечалось, тема любви — центральная в поэме «Облако в штанах». За внешне нарочитой грубостью, за вызовом, кроющимся в обращении к «нежным» грубого поэта, скрывается хрупкая, ранимая душа, которая может стать «сплошными губами». Антитеза «бешеный от мяса» — «безукоризненно нежный» разрешается в приниженно гротескном образе «облака в штанах», давшем название поэмы. Он усиливает трагизм ожидания взаимной любви и невозможности счастья в мире, где «мужчины залежанные, как больница», и «женщины, истрепанные, как пословица».

Главная мысль поэмы «Облако в штанах» Маяковского заключена в утверждении: «мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал».

Поэтому лирический герой ощущает себя носителем живого, естественного, стихийного начала, которое включает в себя и плотское, вещное, оно противостоит искусственному, надуманному, мертвому, что было выражено, по мнению футуристов, в обывательских понятиях «здравого смысла» и «хорошего вкуса», характеризующих внешний мир, с которым борется герой в последующих четырех частях.

В первой части обманутое ожидание любви разворачивается в фантасмагорическую картину кошмаров, переполняющих внутреннее пространство души героя и отодвигающих внешний мир за стены гостиничного номера, где он безуспешно ждет возлюбленную.

В воображении, измученном ожиданием, рождаются образы, напоминающие химер собора Парижской Богоматери (химеры — скульптурные метафоры зла, ужасов, пороков, греха, отчаяния): «хохочущие канделябры», «полночь, с ножом мечась», «нервы, мечущиеся отчаянной чечеткой», «обгоревший клирос сердца». Маяковский применяет один из своих излюбленных приемов материализации метафоры. Внутреннее состояние героя сопоставляется с «пожаром сердца». Эта метафора разворачивается и гиперболизируется до «горящих рук,Лузитании“». Время, проведенное в ожидании, преходящее, сиюминутное, противопоставляется вечному. Минута объяснения перечеркивает все ожидания героя. В отвергнутой любви герой ощущает не только отчаяние отвергнутого возлюбленного, но и вечное одиночество человека. Его спасти никто и ничто не может. Звук «лязгнувшей двери» — символ ее прихода — озвучивает тему несостоявшейся любви и невозможности воссоздания гармонии между «я» лирического героя и миром. Герой ощущает враждебность окружающего мира в кульминационный момент, когда ожидание постепенно перерастает в безумие и деформирует (гиперболизирует) картины окружающего мира.

Главная мысль второй части поэмы «Облако в штанах» определяется Маяковским как необходимость создания нового поэтического языка, который сумел бы найти адекватные образы тому, что происходит в душе героя. Он — простой земной человек, один из «мы» — «каторжан города-лепрозория». Героя не устраивает состояние современного искусства, оно ложно, мертво, искусственно (его порождение — поэзия И. Северянина), так как оно не может облечь в слово переживания «безъязыкой улицы». Поэт, как и лирический герой, становится выразителем чувств «уличных тыщ» — студентов, проституток, подрядчиков. За их внешней грубостью скрываются «душ золотые россыпи», и он противостоит тем поэтам, кто, «размокшие в плаче и всхлипе», «бросились от улицы». «Я», «обсмеянный у сегодняшнего племени», становлюсь предтечей того, кто грядет «через горы времени», которого еще не видит никто, «я» пророчески вижу будущее в сиюминутный момент: «в терновом венке революции грядет 1916 год».

Вторая часть поэмы содержит эстетическую и этическую программу раннего Маяковского: необходимо отбросить искусственную словесность и заменить ее современной реальностью, заменить традиционную фигуру поэта героем современности, выражающим мироощущение нового городского человечества с такой же полнотой, с какой герои Ветхого и Нового завета выражали чувства своих современников и потомков. «Я» лирического героя — это «я» нового Христа, пророка, предтечи, учителя масс и их воспитателя, святого мученика. Новая эпоха требует новой речи, измененного подхода к Слову. Она нуждается в деятеле, в апостоле (отсюда первоначальное название поэмы «Тринадцатый апостол»).

Третья часть — кульминация поэмы, где лейтмотивом является тема отчаяния и безумия. Действие разворачивается во внутреннем пространстве души героя, которая «укутана в желтую кофту» от осмотра толпы. «Желтая кофта» — защита, маска, за которой прячется лирический герой. Мир воспринимается как арена, на которой разыгрывается трагическая клоунада — карнавал. Лирический герой — клоун, который «весело поигрывает светилами и планетами». Сумасшествие героя заключается не только в отвергнутой любви, но и в неприятии его окружающим миром. Третья часть заканчивается монологом, обращением к Богоматери, чью икону он неожиданно встретил в кабаке, в котором герой пытается успокоить свою боль. Он жалуется Богоматери, что опять предпочли Варраву «голгофнику оплеванному».

В четвертой части Маяковский возвращает читателя к ситуации первой главы. Лирический герой еще раз обращается к возлюбленной, умоляя ее отдаться ему. Он убеждает ее в том, что еще не знал счастья любви, что не может заглушить в себе боль отказа, молит ее, как христиане молят Бога о насущном хлебе, однако она неумолима. От бессмысленных молений лирический герой переходит к проклятиям, угрозам и оскорблениям: «Я думал — ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища достаю сапожный ножик» (Маяковский использует в данном случае суффиксальные неологизмы, выстраивая любимую антитезу, где на противоположных полюсах располагаются гипербола (божище) и литота (божик)). Герой кощунствует, угрожая: «Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда и до Аляски».

Поэма заканчивается прямой угрозой мирозданию: «Эй, вы! небо! Снимите шляпу! Я иду!» Внутреннее пространство души лирического героя достигает космических масштабов. Глухота Вселенной усиливает чувство одиночества, тоски, отвергнутости миром лирического героя, претендующего на роль пророка.

В 1918 году Маяковский дал истолкование поэме как «четырем крикам четырех частей»: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!» Эта формула, по словам литературоведа В. Альфонсова, «заостряла объективную революционную направленность поэмы», она вписывала произведение в реальную совершающуюся революцию, утверждала единство задач нового искусства и революции в решении задач революционного обновления мира. Любовная коллизия поэмы вмещала в себя аспекты остальных криков «долой!» Мотив сердца связывался с идеей новой, желаемой жизни. Герой поэмы был открыт навстречу жизни, но он ее лишь жаждал и ожидал ее окончательного, полного, абсолютного осуществления в будущем.

По мнению критика Е. Эткинда, Маяковский сознательно примитизировал поэму в 1918 году, превратив ее в политический плакат. Четыре «долой!» «Облака в штанах» трактовались с точки зрения «Окон РОСТА», когда поэт захотел стать большевиком.

Открытие Маяковского в поэме — это современный человек, одновременно живущий многими страстями, из которых каждая жизненно необходима.

Противоречивость современной жизни подчеркивает использование в поэме излюбленных приемов: контрастность и гиперболизм, материализация метафоры, использование неологизмов, столкновение высокого и низкого словоупотребления, рифмы (неточные и составные), работа над ритмом произведения (тонический, или акцентный, стих).

Цель урока : показать логику развития идеи произведения.

Методические приемы : аналитическое чтение поэмы.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение выбранных стихотворений.

II. Слово учителя

С самых ранних стихов Маяковскому была присуща чрезмерная лирическая распахнутость, безоглядная внутренняя раскрытость. Между конкретным лирическим «я» поэта и его лирическим героем дистанции практически нет. Лирические переживания столь напряженны, что, о чем бы он ни писал, острая лирическая, индивидуальная интонация пронизывает ткань его поэзии. Такова и первая его поэма с загадочным и эпатирующим названием «Облако в штанах» (1915). Сам Маяковский определил ее как «тетраптих», смысл четырех частей которой - «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

III. Аналитическая беседа

Какие ассоциации, реминисценции вызывает это определение Маяковского?

(Категоричность суждений, заявлений лирического героя напоминает о бескомпромиссности, нигилизме, бунтарстве Базарова . Вспомним предмет споров Базарова и Кирсанова - он практически совпадает с тем, о чем пишет Маяковский.)

Какой образ объединяет части поэмы?

(Части поэмы связывает ведущий образ - лирическое «Я».)

Какими приемами он изображается?

(Основной прием изображения - антитеза . Противопоставление всему обществу в прологе поэмы вырастает до противопоставления всему мирозданию в конце. Это не просто спор, это дерзкий вызов, столь характерный для творчества раннего Маяковского (вспомним стихотворения «Нате!» , «Вам!»):

Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта издеваюсь, нахальный и едкий. ("Облако в штанах", вступление)

Противостоять всему и вся и не сломаться под силу только небывало мощной личности. Отсюда следующий прием - гиперболизация образа: «Мир огромив мощью голоса, / иду - красивый, / двадцатидвухлетний»; гипербола может сочетаться со сравнением: «как небо, меняя тона». Диапазон этой личности - полюса: «бешеный» - «безукоризненно нежный, / не мужчина, а - облако в штанах!» Так проявляется смысл названия поэмы. Это самоирония, но основное чувство, захватившее героя, обозначено: «нежность». Как же она сочетается с бунтарской стихией поэмы?

Как изображается любовь в поэме?

Первая часть - предельно откровенный рассказ о любви. Реальность происходящего сознательно подчеркивается: «Это было, / было в Одессе». Любовь не преображает, а искажает «глыбу»-человека: «Меня сейчас узнать не могли бы: / жилистая громадина / стонет, / корчится». Оказывается, что этой «глыбе» «многое хочется». «Многое» вообще-то очень простое и человеческое:

Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце - холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.

Любовь у этой «громады» должна быть «маленьким, смирным любеночком». Почему? Громада исключительна, второй нет. Ласковый неологизм «любеночек», напоминающий «ребеночка», подчеркивает силу чувства, трогательной нежности. Герой на пределе чувства, каждая минута, час ожидания любимой - мука. И как итог страданий - казнь: «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного». Нервы обнажены, издерганы. Метафора реализуется «Нервы / большие, / маленькие, / многие! - / скачут бешеные, / и уже / у нервов подкашиваются ноги!»

Является, наконец, героиня. Разговор идет не о любви-нелюбви. Действие на лирического героя слов его возлюбленной передается скрежещущей звукописью:

Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете -
Я выхожу замуж».

С помощью каких приемов передано психологическое состояние героя?

Психологическое состояние героя передано очень сильно - через внешнее его спокойствие: «Видите - спокоен как! / Как пульс покойника»; «а самое страшное / видели - лицо мое, / когда / я абсолютно спокоен?» Внутренние страдания, разорванность души подчеркнуты переносом (анжанбеман): надо сдержаться, а потому говорить четко, медленно, размеренно.

«Пожар сердца» сжигает героя: «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! / Рухнули. / Не выскочишь из сердца!» Здесь вывернут наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Катастрофа постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами: «Крик последний, - / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!»

Какова логика развития поэмы во второй части?

Трагедия любви переживается поэтом. Логично, что вторая часть - об отношениях героя и искусства. Начинается часть с решительного заявления героя: «Я над всем, что сделано, / ставлю «nihil» («ничто», лат.). Герой отрицает «вымученное», вялое искусство, которое делается так: «прежде чем начнет петься, / долго ходят, разомлев от брожения, / и тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения». «Выкипячивать» «из любвей и соловьев какое-то варево» - не для него. Эти «любви»-«соловьи» - не для улицы, которая «корчится безъязыкая». Буржуазность, обывательщина заполонили город, задавили своими тушами живые слова. Герой кричит, призывает взбунтоваться против «присосавшихся бесплатным приложением / к каждой двуспальной кровати»: «Мы сами творцы в горящем гимне!» Это гимн живой жизни, которая ставится выше «Я»:

Я,
златоустейший,
чье каждое слово
душу новородит,
именинит тело,
говорю вам:
мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!
(Обратим внимание на неологизмы Маяковского).

Свою роль «крикогубый Заратустра» (ницшеанские мотивы вообще сильны у раннего Маяковского), говоря о грядущем «в терновом венке революций» «шестнадцатом годе», определяет четко:

А я у вас - его предтеча!
я - где боль, везде;
на каждой капле слезовой течи
распял себя на кресте.

Как вы понимаете эти слова?

Здесь герой уже отождествляет себя с самим Богом. Он готов на самопожертвование: «Душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! - / и окровавленную дам, как знамя». Вот цель и назначение поэзии и поэта, достойная «громады» личности героя.

Как эта цель показана в третьей части?

Мысль поэмы логически переходит к тем, кого вести под этим «знаменем», сделанным из «растоптанной души» героя:

От вас,
которые влюбленностью мокли,
от которых
в столетия слеза лилась,
уйду я,
солнце моноклем
вставлю в широко растопыренный глаз.

Кругом пошлость, бездарность, уродство. Герой уверен: «Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!» А где же признанные человечеством «гении»? Им уготована такая участь: «на цепочке Наполеона поведу, как мопса». Этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало:

Выньте, гулящие, руки из брюк -
берите камень, нож или бомбу,
а если у которого нету рук -
пришел чтоб и бился лбом бы!
Идите, голодненькие,

Потненькие,
покорненькие,
закисшие в блохастом грязненьке!
Идите!
Понедельники и вторники
окрасим кровью в праздники!

Сам же лирический герой берет на себя роль «тринадцатого апостола». С Богом он уже запросто: «может быть, Иисус Христос нюхает / моей души незабудки». -

Как лирическая любовная тема проявляется в четвертой части? Как она изменяется?

От глобальных замыслов по переделке мира герой возвращается к мыслям о своей любимой. Впрочем, он от этих мыслей и не уходил, они лишь сублимировались в мощнейшей творческой попытке бросить вызов всему мирозданию. Имя «Мария» выкрикивается многократно. Это мольба о любви. И герой становится покорным, чуть ли не униженным, «просто человеком»: «а я весь из мяса, / человек весь - тело твое просто прошу, / как просят христиане - «хлеб наш насущный /даждь нам днесь». Любимая заменяет все, она необходима, как «хлеб насущный». Поэт говорит о своем «в муках рожденном слове»: оно «величием равное Богу». В этом, конечно, кощунство, постепенно перерастающее в бунт против Бога.

Отказ любимой провоцирует этот бунт страдающего и отчаявшегося героя. Сначала он просто фамильярен:

Послушайте, господин бог!
Как вам не скучно
В облачный кисель
Ежедневно обмакивать раздобревшие глаза?

Затем фамильярность переходит всякие границы: герой с Богом уже на «ты», откровенно хамит ему:

Мотаешь головой, кудластый?
Супишь седую бровь?
Ты думаешь -
этот,
за тобою, крыластый,
знает, что такое любовь?

Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в социальной несправедливости. Несовершенство мира в том, «отчего ты не выдумал, / чтоб было без мук / целовать, целовать, целовать?!» Отчаяние героя доходит до исступления, до бешенства, почти до сумасшествия, он выкрикивает страшные богохульства, стихия захлестывает его:

Я думал - ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
Из-за голенища
Достаю сапожный ножик.
Крылатые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
Отсюда до Аляски!
Пустите!
Меня не остановите.

И вдруг смиряет себя: «Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду!» (он уже снова с небом на «вы», хотя гордость еще не задушена). Ничто не внемлет герою: «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо».

IV. Заключительное слово учителя

Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость героя, соединение в нем предельной «расхристанности» и предельной нежности, обостряют конфликт. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на трагическое одиночество.

V. Практикум по поэме В.В.Маяковского «Облако в штанах»

1. Поэт Николай Асеев писал: «Облако в штанах» - издевательское название, заменившее первоначальное, запрещенное цензурой, и было первым опытом большой темы, построенной на противопоставлении существующих распорядков, институтов, учреждений тому, что идет им на смену, что чувствуется в воздухе, осязается стихе - грядущей революции».

Почему, по мнению Асеева, название поэмы «Облако в штанах» - «издевательское»?

Что имел в виду Асеев под «опытом большой темы»?

В чем заключается «противопоставление существующих распорядков»? Приведите примеры из текста.

2. В.Маяковский рассказывал в марте 1930 г.: «Оно («Облако в штанах») начато письмом в 1913/14 годах и сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили - как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите - буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».

Почему первоначальное название поэмы «Тринадцатый апостол» вызвало у цензуры мысль о каторге?

В чем заключается соединение «лирики и большой грубости» в поэме «Облако в штанах»? Приведите примеры из текста.

В чем смысл нового названия поэмы? Как его объясняет сам поэт? Отражает ли название «Облако в штанах» характер лирического героя произведения?

3. «Стихотворения и поэмы, созданные в 1915 гг. («Облаков штанах», «Флейта и позвоночник»), говорили о том, что в литературу пришел крупный поэт-гуманист и проникновенный лирик. В поэме о любви, ограбленной современной жизнью («Облако в штанах»), громко звучит голос самого автора, факты его биографии обретают здесь высокое поэтическое обобщение...» (К. Д. Муратова).

Назовите «факты… биографии» В. Маяковского, которые можно узнать в его поэме?

По словам Муратовой, в поэме «громко звучит голос самого автора», так ли это? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры из текста.

4. К.Д.Муратова пишет об «Облаке в штанах» : «Большую оригинальность поэме придает ее метафорическая насыщенность, в ней чуть ли не каждая строка метафорична. Примером материализованной метафоры может служить строка «пожар сердца» поэта, который тушат пожарные, или «больные нервы», что «мечутся отчаянной чечеткой», заставляя рухнуть штукатурку в нижнем этаже».

Что дает основание говорить о том, что в поэме «чуть ли не каждая строка метафорична»? Согласны ли вы с высказыванием критика?

Что, по вашему мнению, подразумевается под определением «материализованная метафора»? Приведите примеры такой метафоры в тексте поэмы.

5. «В «Облаке...» видна одна из главных особенностей мышления Маяковского: способность к мощным ассоциативным стяжениям весьма далеки друг от друга тем, образов, сюжетов. Что общего между Северяниным , Бисмарком и «тушами лабазников»? И какое отношение они имеют к страдающему отвергнутому любовнику - «тринадцатому апостолу», то предлагающему Богу завести в раю «девочек», то грозящему ему ножом?» (С. Бовин).

В чем, по мнению Бовина, заключается главная особенность «мышления Маяковского»? Найдите примеры такого мышления в тексте.

Исследователь ставит перед читателем определенные вопросы, касающиеся творчества Маяковского. Попытайтесь сами дать на них ответы. Нет ли ответов на них в самой поэме?

6. А.А.Михайлов пишет об «Облаке в штанах»: «Богохульство, агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм выявляют анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. И хотя Маяковский, богохульствуя, возвышает человека, но стихия захлестывает его: «Выньте, гулящие, руки из брюк, - берите камень, нож или бомбу...»

Что говорит, по мнению критика, об «анархических тенденциях» и «бунтарской стихии поэмы»? Согласны ли вы с этим?

Как, на ваш взгляд, «богохульствуя», Маяковский «возвышает человека»? Приведите примеры из текста.

Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы. Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем. Его и проанализируем.

Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью. Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года. Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.

История создания

Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась. И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова. Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.

Жанр и композиция

В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.

Изучая работу и делая ее , мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.

Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь. К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе. В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.

Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности. Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому. Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.

По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.

Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.

Главные герои

В поэме Маяковского Облако в штанах главным героем является двадцатидвухлетний человек, который был влюблен в девушку. Он получил удар от возлюбленной, которая решила выйти замуж за другого. А между тем, любовь героя была очень сильной. Он романтичен по своей натуре, ранимый и чуткий. Но это не говорит о его слабости. В нем мы видим очень сильного мужчину, который не собирается терпеть несправедливость и ничтожность людей. Это персонаж, который не боится бунта и прокричать слова: Долой любовь, долой ваше искусство, строй, религию.

Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.

Смысл произведения и названия

Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье. Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое. И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.

Творчество представленного поэта в целом очень своеобразно. Не стала исключением и поэма Маяковского «Облако в штанах». Она написана в свойственной автору манере без соблюдения стихотворных размеров и рифм. Также не стоит забывать, что эта поэма относиться к футуристическому направлению. По сохранившимся свидетельствам самого поэта, создавать произведение он начал в 1914 году. Вдохновлённый романтическим настроением, автор довольно быстро окончил поэму. Уже в 1915 году были опубликованы сначала отрывки, а затем и весь текст произведения, но со значительными цензурными правками. Лишь в 1918 году удалось издать авторскую версию поэмы. Подверглось критике и первоначальное название «Тринадцатый апостол», поэтому Маяковский вынужден был переименовать произведение. Как и другие поэмы и стихи автора, «Облако в штанах» литераторы восприняли неоднозначно. Слишком нестандартным, а потому непонятным для многих читателей, было мышление поэта.

Владимир Маяковский привык эпатировать публику, поэтому произведение перенасыщено метафорическими выражениями, грубыми и просторечными фразами, что крайне затрудняет понимание сюжета. В предисловии к полному изданию поэмы автор сам обозначил четыре основные идеи. Их количество соответствует четырём частям произведения, которые предваряет небольшое вступление. Автор последовательно в иронической манере высказывается относительно любви, искусства, общественного строя и религии. Маяковский безоговорочно выдвигает себя на первый план, подчёркивая, что он лучше знает, каким должно быть содержание перечисленных понятий.



error: Контент защищен !!