Фундаментальные исследования. Принципы интенсификации обучения Интенсификация обучения

Шпаргалка по общим основам педагогики Войтина Юлия Михайловна

67. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

67. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Под интенсификацией обучения понимается передача большого объема учебной информации учащимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой информации.

Для успешной интенсификации обучения достаточно внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, развивать творческий потенциал учащихся.

Для повышения темпов обучения необходимо:

– совершенствовать содержание учебного процесса;

– совершенствовать методы обучения. Рассмотрим те параметры, которые способствуют развитию учебных дисциплин. Ниже приведен минимум параметров, которые способствуют совершенствованию содержания:

– рациональный отбор учебного материала: при данном отборе необходимо четко разделять основную базу знаний и дополнительные сведения;

– второстепенная информация, которая соответствующим образом должна быть выделена из основной и дополнительной литературы;

– должно произойти распределение учебного материала таким образом, чтобы учащиеся получали новую информацию в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

– должно происходить накопление материала за счет увеличения аудиторных занятий в начале курса для последующей плодотворной работы;

– так как процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу, то необходимо рационально разделять учебный материал для многоуровневой проработки новой информации;

– обеспечить логический переход от уже известной информации к новому материалу, более активно использовать новый материал для повторения уже изученного, а также более глубокого усвоения пройденного материала;

– необходимо экономное и рациональное использование времени учебного процесса. Совершенствование методов обучения обеспечивается за счет:

– широкого использования коллективных форм познавательной деятельности в учебном процессе, к ним могут относиться парные и групповые работы, ролевые и деловые игры и т. д.;

– у преподавателя должны быть выработаны соответствующие навыки организации управления коллективной учебной деятельностью учащихся;

– должны применяться различные формы и элементы проблемного обучения;

– должны постоянно совершенствоваться навыки педагогического общения, мобилизирующие творческое мышление учащихся;

– должны учитываться личностные характеристики и индивидуализация обучения при работе в группах учащихся при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

– необходимо стремиться к единому результату и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе обучения независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных особенностей;

– знания и использования новейших научных данных в социальной и педагогической психологии;

– совершенствования применения современных аудиовизуальных средств, технических средств обучения и, если необходимо, информационных средств обучения.

Таким образом, интенсификация обучения ведет к получению большого объема информации, при этом не снижая качество знаний учащихся и не увеличивая временной отрезок учебной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ Много лет назад исследователи обнаружили, что эмоциональное состояние, в котором мы находимся в процессе обучения, является неотъемлемой частью самого обучения. Мы называем это особой спецификой обучения. Открытие "молекул эмоции", сделанное Кэндэс

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

Методы обучения Терапевт должен иметь представление о свойствах семей как системах, о процессе их трансформации и роли терапевта в этом процессе. Эти теоретические представления усваиваются дедуктивным путем. В отличие от них, конкретные навыки терапии передаются

автора Клейнман Пол

Цикл обучения По теории Колба, приобретение новых знаний и навыков происходит в течение цикла, состоящего из четырех этапов:1. Конкретный опыт – приобретение нового опыта или новая интерпретация старого.2. Наблюдения и рефлексия – наблюдение за любым новым опытом.

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Стили обучения На основе четырех этапов цикла обучения Колб выделяет четыре разных стиля обучения. По его мнению, разные люди предпочитают разные стили обучения, на выбор которых влияет множество факторов, в том числе опыт образования, особенности познавательной

автора Войтина Юлия Михайловна

55. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Неотъемлемым компонентом педагогической системы любого обучения являются средства обучения. В широком смысле под ними понимаются объекты, компоненты деятельности и условий, обладающие дидактическими свойствами. Это слова, предметы, действия,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

70. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом. Система методов, квалифицированных по

автора Боно Эдвард де

ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Потребности обучения творчеству можно разделить на три четко очерченных области. Для наставника важно ясно понимать тип обучения, необходимый разным категориям слушателей. Тип обучения никак не связан с качеством полученных знаний.1. Общие

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Обучение творческому мышлению - это создание навыка, что означает овладение инструментами, простыми в использовании, но мощными в своей простоте. Необходимо привести достаточно примеров, чтобы показать, как эти инструменты работают. Нужно дать каждому

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Планирование обучения Здесь мы рассмотрим тему, родственную предыдущим методикам. Переход от понимания сути проблемы к действию включает в себя обдуманное планирование получения знаний, которые будут способствовать повышению уровня вашего профессионализма и принесут

Из книги Все о встречах после смерти автора Моуди Рэймонд

СЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ Как профессор психологии я убедился, что СЗ является эффективным средством демонстрации бессознательных умственных процессов моим студентам. Демонстрации не ставили цели воссоединения с умершими

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ХОД ОБУЧЕНИЯ Поскольку обучение навыкам личной безопасности - процесс многоэтапный и длительный, важно отслеживать достижения вашего ребенка, не теряя при этом из вида конечную цель. Описанная ниже система контроля и самоконтроля предназначена для

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Средства обучения Разные подходы и методы в воспитании детей обуславливают использование различных средств. Мама никогда не позволит ребенку дотронуться до сосульки языком. Зачем, если можно объяснить словами. Папа с удовольствием повторит за маленьким сорванцом со

Из книги Мир на взводе: пружина разжимается автора Лукьянов Федор

Из книги Путешествие в поисках себя автора Гроф Станислав

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Стили обучения Исследователи в области обучения утверждают, что академическая успеваемость учеников в большой мере зависит от стиля обучения. Приверженцы этой теории считают, что учащиеся усваивают знания по-разному, и выделяют четыре основных стиля обучения:

Из книги Любовь! Верните ее в свою жизнь. Курс на чудеса автора Уильямсон Марианна

Уровни обучения Божий план включает в себя и чудесные встречи, которые произойдут с каждым исполнителем чудес, с каждым, кто будет учить Божественному. «Курс на чудеса» Любые отношения – это своего рода задание. Они – часть плана, который составил Бог для того, чтобы вы

1

Сегодня производство в нашей стране испытывает серьезные кадровые проблемы. На рынке труда переизбыток специалистов с высшим профессиональным образованием. Предприятия остро нуждаются в людях, имеющих специальности среднего профессионального уровня. Доминирующий в обществе миф о престижности высшего образования привел к тому, что не только большинство выпускников школ, но и их родители и педагоги не ставят своей целью поступление в средние профессиональные учреждения. Безусловно, все это не могло не сказаться на кадровом вопросе производства. Переизбыток специалистов с высшим образованием в стране, потребности производства в специалистах со средним профессиональным образованием определяют необходимость изменить обучение в самой системе среднего профессионального образования таким образом, чтобы сделать его привлекательным для большого количества выпускников общеобразовательных учреждений. Как показывают многочисленные исследования, большинство выпускников школы хотели бы как можно раньше начать зарабатывать себе на жизнь, быть материально более самостоятельными. Средние профессиональные учреждения могли бы предоставить молодым людям именно то, в чем они нуждаются и решить насущные вопросы производства. Интенсификация учебного процесса дает возможность получить глубокие и серьезные знания за более короткий период, чем было раньше.

Однако, существующая в системе среднего профессионального образования нормативно-методическая база явно не соответствует современным требованиям к переходу на интенсификацию учебного процесса. Существующие сроки обучения, лекционно-экзаменационные сессии, недостаточное учебно-методическое обеспечение, традиционные средства и методы обучения не готовы к этому переходу.

На современном этапе наблюдается процесс усложнения педагогической деятельности, который неизбежно влечет за собой усложнения как содержания, так и технологии подготовки высококвалифицированных специалистов управленческой структуры. Существующие временные рамки уже не удовлетворяют качественной подготовке специалистов. Характер развития научно-технического прогресса таков, что эта тенденция будет усиливаться. Отсюда неизбежно возникает противоречие между существующими сроками подготовки кадров и предъявлением повышенных требований и существенными содержательно-структурными изменениями подготовки, продиктованными ускоренными темпами социально-экономического развития общества в целом.

Кроме того, возникла еще одна проблема, связанная с подготовкой специалистов среднего профессионального уровня. Традиционная подготовка специалистов в системе среднего профессиональной школы, как правило, была направлена на получение образования, стандартизированного на "среднего" специалиста, функционально расчлененное на усвоение знания отдельных учебных предметов.

Практика и опыт профессиональной школы показывают, что система образования все активнее переходит на личностно-ориентированную парадигму образования. Построение учебного процесса связано, в данном случае, с учетом способностей и потребностей личности в учебном процессе, ее развития с максимальной опорой на базовый природный потенциал, творческую самореализацию, создание возможности для творчества и нравственного выбора личности в общественной жизни.

Технологизация производства, появление компьютерной техники, автоматизация интеллектуальных процедур, возникновени новых средств связи и обработки информации привели к новым сложным кадровым проблемам: перестройка управленческой деятельности, в процессе которой используется машинная информация, анализ закономерностей порождения и обращения всей информации (устной, книжной, машинной), учет в автоматизированных системах и ЭВМ различных контекстов деятельности и мышления и др. В этой связи, в области профессиональной педагогики важнейшей новой задачей является обучение новым формам мышления и деятельности специалиста.

Основная задача средней профессиональной школы состояла в том, чтобы сообщить будущим специалистам определенную сумму знаний, подкрепленную практической подготовкой, которые впоследствии обеспечили бы деятельность специалиста, трансформируясь в систему профессиональных знаний, умений и навыков. В наши дни положение дел существенно меняется. Время разработки и внедрения новых технологий уже становится соизмеримым с периодом подготовки специалиста. По некоторым данным уже сегодня темп перемен в жизни в 6 раз выше тех, которые наблюдались в конце XIX века. В области техники и технологий этот показатель еще более высок.

Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, объективная потребность общества в дальнейшем развитии системы профессионального непрерывного образования, а с другой стороны, неразработанность ряда проблем, имеющих принципиальное теоретическое значение и большую практическую значимость в сфере среднего профессионального образования.

Решение данной проблемы продиктовано не только необходимостью поиска путей для снятия противоречий между интенсивным решением производственных задач и дефицитом квалифицированных специалистов; между увеличивающимся объемом знаний и неизменными сроками подготовки, но и реализацией одного из главных требований к обучению специалистов в системе непрерывного профессионального образования, производительных сил по отношению к их технологическому элементу, что является непременным условием прогресса промышленности и экономики.

Это не только оправдывает материальные затраты, гарантируя увеличение экономической отдачи, но и создает необходимые предпосылки активного, творческого участия специалистов в интенсификации общественного производства.

В последние десятилетия система образования характеризуется наличием весьма разнообразных и противоречивых тенденций. Традиционно существующий учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы характеризуется:

Линейным направлением в сообщении знаний, когда преподаватель в соответствии с программой ГОСа излагает для всех студентов один вариант содержания учебного материала, что не соответствует индивидуальным потребностям расширения эрудиции и развития способностей студентов;

Слабым использованием инновационных технологий управления;

Преобладанием фактора сообщения. Это приводит к формальному усвоению материала. Большие временные разрывы между актами сообщения и проверкой усвоения приводят к угасанию приобретенных знаний и "штурмовому" их восстановлению в период экзаменов, дублирующему повторению излагаемого материала;

Несогласованностью учебного процесса техникума с моделью будущего профессионала: слабой профессиональной направленностью обучающей деятельности;

Недостаточным вниманием к организации самостоятельной работы, профессиональному самообразованию студента;

Отсутствием целенаправленной профессиональной работы в преподавании содержания и методике любого из изучаемых студентом предметов;

Отсутствием систематической деятельности, нацеленной на развитие профессиональных качеств студента, неполным использованием внутренних личностных возможностей студента в становлении профессионала и т.д.

Выход из создавшегося положения не может быть быстрым и простым: нужно последовательное, эволюционная модернизация системы образования с учетом того, что формирование в стране нового социального, экономического укладов и государственно-политических реалий требует проведения достаточно радикальных преобразований в структуре, содержании, технологии управления.

К настоящему времени имеются концепции интенсификации подготовки в средней профессиональной школе.

Для того, чтобы правильно осуществлять интенсификацию учебного процесса, необходимо знать его психологические, педагогические и физиологические предпосылки. Поэтому проблему интенсификации учебного процесса необходимо рассматривать с точки зрения системного, личностно-деятельностного подходов, то есть с психолого-физиологических, педагогических и кибернетических позиций.

Педагогический подход к интенсификации технологии профессиональной подготовки специалиста рассматривает данную проблему с позиций: а) управленческих, дидактических, воспитательных принципов; б) основных этапов технологии; в) построения содержания, форм и методов обучения. Аспекты технологии включают: моделирование, диагностирование, проектирование, организацию, мотивацию, стимуляцию, контроль, анализ и оценки и т.д.

Психофизиологический подход к интенсификацию учебного процесса позволяет определить потенциальные возможности студентов для усвоения учебно-воспитательной информации, границы управления состоянием студентов в процессе их профессиональной подготовки, а также раскрывает возможности использования потенциальной психической активности. На основе этого подхода возник новый способ организации учебного процесса - суггестопедия.

С акмеологических позиций совершенство обучающего воздействия определяется оптимальностью психофизиологических условий восприятия информации, степенью раскрытия психофизиологических возможностей человека в учебном процессе. Акмеология, как наука о возможностях человека, позволяет всесторонне оценить особенности предъявления полимодальной информации в условиях интенсивного обучения и обобщить их в единую кибернетическую систему.

Кибернетический подход к проблеме интенсификации обучения позволяет обобщить опыт автоматизации отдельных элементов учебного процесса с использованием таких мощных средств как моделирование, обратная связь, формализация и фиксация на физическом носителе сигналов учебной информации и управления психофизиологическим состоянием. Можно выделить три основных класса технических средств обучения (Джугели Э.Б., Вейхвадзе Л.Л.): пассивные (линейные аудиовизуальные обучающие программы и технические средства их предъявления), активные (аудиовизуальные программы и программы ЭВМ разветвленного типа и технические средства их предъявления, включающие обратную связь с обучаемым), интерактивные (автоматизированные системы обучения с гибкой обучающей программой, формируемой адаптивно в процессе обучения). Наиболее совершенные средства обучения - автоматизированные системы на базе современных компьютеров в совокупности с современными средствами и аудиовизуальными обучающими программами.

Основными направлениями совершенствования структуры содержания обучения в условиях интенсификации управления учебного процесса в техникуме (колледже) могут быть: а) усиление направленности обучения на осуществление трех его основных функций - информационной, ориентационно-воспитательной, развивающей; б) повышение информационной емкости содержания при сохранении его доступности; в) подача материала укрупненными блоками, усиление роли обобщения в процессе изучения материала; в) расширение значимости теории в содержании образования; д) расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным; е) усиление межпредметных связей; ж) улучшение отбора педагогических ситуаций, задач и упражнений с тем, чтобы сформировать большой круг профессиональных умений; з) применение технологических указаний в процессе обучения; и) использование замкнутой телевизионной системы, аудиовизуальной техники, ТСО, компьютерных устройств; к) формирование общеучебных умений и навыков: конкретизации внимания на профессионально значимых блоках понятий, формирование умений и навыков, выделяемых в содержании обновленных учебных программ; л) приобщение технологии самостоятельного добывания знаний.

Таким образом, переход на интенсификацию учебного процесса в средней профессиональной школе означает необходимость поиска, создания и применения такой профессиограммы, квалификационных характеристик, содержания, форм, методов, приемов, средств, которые позволят ускорить и интенцифицировать учебный процесс за счет повышения производительности труда преподавателей и студентов.

Библиографическая ссылка

Безбородова С.В., Котляр Л.М. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12-2. – С. 352-354;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4243 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Под интенсификацией педагогического процесса понимается повышение его результативности в каждую единицу времени.

Важнейшими факторами интенсификации , имеющими практическое значение являются:

Усиление целенаправленности педагогического процесса, повышение напряженности задач, выдвигаемых в учебных и воспитательных мероприятиях, до максимально возможного уровня при одновременном соблюдении их доступности для учащихся;

Углубление мотивации учебной, трудовой деятельности, повышение интереса к предстоящей деятельности, долга и ответственности за ее успешное выполнение;

Увеличение информационной емкости каждого занятия и воспитательного мероприятия при сохранении максимума необходимой информации, объема и сложности с доступностью для данного уровня подготовленности учащихся;

Ускорение темпа учебной и трудовой деятельности учащихся, воодушевляющего их на успех, вызывающих подъем сил, что позволяет учащимся сделать за одно и тоже время значительно больше, не испытывая нежелательных перегрузок;

Внедрение методов обучения и воспитания, активизирующих познавательную и общественно полезную деятельность учащихся;

Внедрение форм организации учебной и воспитательной деятельности, развивающих инициативу и самодеятельность каждого;

Всемерное развитие навыков и умений самообразования и самовоспитания учащихся.

Рассмотрим каждый из этих факторов интенсификации педагогического процесса подробнее.

Интенсифицирует педагогический процесс усиление целенаправленности каждого урока и воспитательного мероприятия . Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности. Цель, по словам К.Маркса, как закон определяет характер и способ действия человека. Осознанная цель достигается быстрее – таков непреложный этап психологии. Задача преподавателя – четко продумывать цели образования, воспитания и развития учащихся, реализуемые на каждом конкретном учебном занятии. Если цель увлекает учащегося, он сам выдвигает перед собой задачи, которые могут быть и кратковременными и долговременными. Однако главное в том, чтобы они оказались ему по силам. Многое зависит от того, насколько умело окажет помощь учащемуся педагог. Без нажима и давления на волю учащегося педагог, мобилизуя его интерес, сосредоточивает внимание на том, как лучше решить поставленную задачу.

Для интенсификации важно не просто составить задачи. Надо сделать их достаточно напряженными, хотя и доступными, чтобы не вызывать самоотключения учащихся от усвоения материала или от внеаудиторной самостоятельной работы. В конце занятия или мероприятия должны подводиться итоги выполненных задач. Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности. Воплощение целевых задач в деятельности связано с отношением учащихся к конечному результату. Углубление мотивации учебной и общественно полезной деятельности помогает сформировать заинтересованное отношение к делу.

Выявление актуального содержания в учебной теме, примеры, иллюстрирующие современные достижения науки и техники, сравнение и аналогии, показывающие учащимся связь учебного материала с общественным развитием, повышают значимость обучения и учения. Должна обязательно иллюстрироваться взаимосвязь учебного материала с практикой его использования.

На развитие мотивации общественно полезной деятельности влияет общее состояние воспитательной работы в учебном заведении. Наиболее действенны здесь стимулы, конкретные для каждого учащегося: поощрение, чувство удовлетворенности результатами, возможность более полно проявить свои способности и т.д.

Повышает интенсивность педагогического процесса увеличение информативной емкости каждого урока и воспитательного мероприятия. Желательно давать на учебных занятиях теоретический материал укрупненными блоками, а затем его более тщательно прорабатывать . Чтобы повышение емкости содержания не перегружало учащихся, надо постоянно выделять в содержании самое главное, существенное (основные понятия, ведущие идеи, наиболее важные умения и навыки). Это можно сделать путем выделения главной идеи, которая должна подчеркиваться при объяснении, при закреплении и при опросе (при подведении итогов).

Что касается содержания воспитания, то в целях интенсификации оно должно активно влиять на все сферы личности одновременно – на интеллект, волю, эмоции, а также на характер участия в деятельности и общения. Содержание воспитательного процесса должно быть информативным, доказательным, ярким, эмоциональным, требовать напряжение воли, ориентировать на активные действия и благоприятное общение.

Ускорение темпа деятельности помогает учащемуся активнее и быстрее добиться успехов. Некоторые исследователи считают обучение в быстром темпе важным условием усиления его развивающего влияния. Важнейшими приемами работы в этом направлении являются упражнения по развитию темпа чтения, письма, вычислений, запоминания, памяти и т.д.

Интенсификация обучения и воспитания осуществляется с помощью методов, активизирующих учебную и общественно полезную деятельность учащихся. В роли таких, условно называемых активными методами, выступают методы проблемных бесед, исследовательские опыты, активная самостоятельная работа учащихся с учебниками в процессе учебного занятия

Значительно шире следует применять учебные дискуссии, которые активизируют мышление учащихся. В ходе дискуссий сталкиваются различные мнения, выявляется наиболее рациональное из них, одновременно выявляются ошибки в рассуждениях.

В воспитательной деятельностив ролиметодов, интенсифицирующих ее, выступают методы, развивающие инициативу и самостоятельность учащихся. Многие исследователисчитают, чтоучащихся необходимо привлекать к подведению итогов учебного занятия, формированию обоснованных выводов и рекомендаций, к выбору рациональных решений при наличии нескольких и т.д.

Применение компьютерной техники открывает принципиально новые пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Персональный компьютер превращает учащегося из пассивного слушателя в активного субъекта в процессе усвоения знаний. Уже сама позиция изучающего делает этот процесс более интенсивным, задает темп обучения, включает в обучение игровые и реально-виртуальные ситуации.

В целях интенсификации обучения и внеаудиторной работы необходимо формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, которые позволяют правильно организовать самостоятельную работу, развивают навыки рациональной организации труда, правильного распределения времени на выполнении заданий, выбора наиболее удобной последовательности их выполнения. Для этого следует разрабатывать рекомендации по рациональной организации самостоятельной работы, по составлению планов, тезисов, конспектов, по работе с новыми техническими источниками учебной информации.

Как результат интенсификации обучения и воспитания выступают процессы самообразования и самовоспитания. Когда воспитание и обучение перерастают в самовоспитание и самообразование, происходит как бы сложение сил воспитателей и воспитываемых и за счет этого интенсивность воспитательных влияний существенно возрастает. При самовоспитании и самообразовании учащийся критически оценивает свою воспитанность, свои знания, выявляет имеющиеся у него недостатки, ставит перед собой задачи собственного перевоспитания, углубления знаний. Применение приемов самоанализа, самоприказа, самообязательства, самоотчета повышает результативность воспитания и обучения.

Богатство и разнообразие приемов интенсификации обучения и воспитания ставят перед педагогами проблему выбора из них тех приемов, которые соответствуют их возможностям, могут быть использованы в их конкретной ситуации и позволят наиболее удачно решить поставленные задачи за отведенное время.

Интернет – публикация

_______________________________________________________________________________________________

Технологии интенсификации

процесса обучения

Кривошеина Е.Ю. – кандидат философских наук

Научно-технический прогресс ХХ века вызвал бурный рост общего объема информации. Появились новые отрасли знаний, новые дисциплины обучения. В начале XXI века потребность в образовании продолжает увеличиваться. Необходимость повышения эффективности обучения в разных системах отечественного образования вполне очевидна. Возникла острая необходимость постоянного переучивания и повышения квалификации кадров, оперативного интенсивного освоения новых видов деятельности. Появился социальный заказ на новые высокоэффективные технологии обучения и переподготовки кадров. Все это потребовало повышения общего мастерства преподавания, профессионализации образования на уровне требований времени. К попыткам поисков в этом направлении можно отнести интенсивные методы обучения, сочетающие современные достижения научно-технического прогресса в виде автоматизированных систем и технологий обучения с возможностями акмеологической науки - учения о высшем профессиональном мастерстве.

Противоречия и недостатки существующих средств автоматизированного обучения связаны прежде всего с тем, что они используются как вспомогательный инструмент в руках преподавателя и принципиально не могут превзойти совершенства (профессионализма) преподавателя в системе обучения. Интенсивные методики, основанные на интенсивной преподавательской деятельности, требуют чрезмерно больших затрат психической энергии от преподавателей.

Таким образом, расхождение между требованиями научно-технического прогресса к повышению эффективности обучения и недостатки современных методов усвоения информации ставят проблему разработки таких автоматизированных обучающих систем, которые по своей эффективности были бы соизмеримы с интенсивной работой преподавателя-профессионала, но при этом он не испытывал бы повышенной нагрузки.

Решению этой проблемы посвящен ряд исследований; значительный интерес представляет исследованиеавторского коллектива под руководством В.В. Петрусинского, на основе акмеологического подхода разработавшего систему и технологию автоматизированного аудиовизуального обучения, позволяющие выйти на качественно новый уровень интенсификации обучения - при минимальных затратах времени и психической нагрузки преподавателя получить максимальный эффект обучения.

Общая характеристика проблемы

интенсификации процесса обучения

1. Научные эксперименты по интенсификации процесса обучения

Под интенсификацией процесса обучения понимаетсясистема технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.

Болгарский ученый, доктор наук Г. Лозанов еще в шестидесятые годы ХХ в. провел такой эксперимент. Он давал учащимся в течение одного урока различные объемы информации и исследовал как она усваивается. Если предъявить за одно занятие до 20-30 новых понятий, они, как правило, усваиваются. Если предъявить 50 новых понятий - кривая идет книзу. Если предъявить массив информации вдвое больший, то при некоторых условиях кривая усвоения растет. Затем где-то около 250 новых понятий опять наблюдается спад. А затем при увеличении предъявляемого массива кривая усвоения опять растет. Лозанов изучил и обосновал эти барьеры. Первый из них он назвал “Критически-логический”, а второй он назвал “Интуитивно-аффективный”. Вот эти барьеры благодаря существующей системе воспитания и развития человека предохраняют мозг от перегрузки ненужной ему информации. Но нельзя ли эти барьеры преодолеть, когда это нужно? В учебных целях, например? Лозанов разработал специальную методику, которую назвал “Суггестопедия”, в которую воплотилась возможности преодоления этих барьеров. Суггестия - наука о внушении, об использовании неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Благодаря специально построенному внушению в игровых формах обучаемые у Лозанова преодолевают эти информационные барьеры. Наилучший результат Лозанова - 1000 новых слов (новых понятий) за один урок обучения при использовании методики суггестопедии. Притом суггестия - внушение у Лозанова используется не в медицинском варианте, известным многим как гипноз. Суггестия используется в игровых формах и представляет собой фактически хорошо отрежиссированную актерскую игру преподавателя. В данном случае речь идет о суггестии как форме искусства. Вообще, надо сказать искусство обладает суггестивной силой. Например, мы смотрим кинофильм и знаем, что это все - заранее заснятая игра актеров. Но у нас непроизвольно появляются эмоции: радость, смех, иногда выступают и слезы. Это и есть суггестивное воздействие искусства.

Мы смотрим картину великого мастера кисти - мы проникаемся колоритом эпохи, представляем себя как бы в этой новой среде. У нас тоже появляются новые эмоции. Это - тоже суггестия. Музыка также действует на нашу подсознательную сферу - это тоже вид суггестивного воздействия. Вот на такого рода суггестивном воздействии строится методика преодоления информационных барьеров, притом в суггестивно-игровых формах.

В. В. Петрусинский, разрабатывая суггестокибернетический метод интенсификации обучения, решил повторить эксперимент Лозанова, но на новой технической основе. Функции преподавателя вместе с суггестивным воздействием были переданы автоматизированной системе. Организаторы эксперимента взяли фонограмму учебника английского языка в объеме 1000 слов, записали ее на одну дорожку магнитофона. На вторую дорожку записали синхронный русский перевод. В качестве зрительного ряда на экране на одной стороне экрана был дан английский текст, в правой колонке русский перевод. Под специальную музыку, используя психосаморегуляцию состояния по системе аутогенной тренировки, создав необходимые игровые условия для преодоления информационных барьеров, организаторы эксперимента предъявили обучаемым весь учебный курс в течение одного дня. После трехкратного повторения оказалось, что из 1000 предъявленных слов 980 слов было усвоено.

На следующем этапе обучаемым было предложено изучить не просто тексты учебника, а взяться за совершенно невероятную задачу: выучить наизусть словарь английского языка объемом 10000 слов. Задача практически непосильная для любого студента. Однако в результате эксперимента оказалось, что через три дня они смогли перевести 6300 слов из 10000 предложенных слов.

Самым последним экспериментом из этой серии было изучение трех словарей английского, немецкого и французского языков общим объемом 30000 слов. Оказалось, что через неделю учащиеся могли перевести в среднем 15000 слов из предложенных им 30000 слов. Заметим, что когда предъявляемый массив составлял 1000 слов, процент усвоения составлял 98 %. При росте предъявляемого массива процент усвоения падает - при 30000 слов он составил уже 50 %. И хотя процент усвоения с ростом массива падает, но ведь 50 % от 30000 слов - это 15000 слов. Таким образом выяснилась первая посылка интенсификации обучения: нужно информацию предъявлять не мелкими блоками (как параграф, глава), а большими, даже скорее громадными массивами в объеме сразу целого учебника. Тогда при предъявлении таких массивов усвоение информации носит вероятностный характер. Но если использовать различные модификации учебного материала - предъявлять материал в различных игровых формах при большом количестве повторений, учащиеся и быстрее и лучше усваивают учебный материал.

Второй аспект интенсификации обучения - зависимость эффекта обучения от состояния обучаемого. Если измерить в процессе обучения хотя бы скорость чтения в курсе обучения скорочтению, а параллельно тестом САН оценить самочувствие, активность и настроение обучаемого, то оказывается, что состояние в курсе обучения практически определяет усвоение учебной информации в процессе обучения. Из этого следует, что необходимо уметь управлять состоянием обучаемого в процессе обучения. Тогда получается и управление усвоением информации, в частности, в таких объемах, о которых уже была речь.

Чтобы изучить эффективность управления состоянием в процессе обучения, был поставлен специальный эксперимент. На пленку в случайном порядке были записаны различные суггестивные формулы - фрагменты аутотренинга. Были записаны различные фрагменты тормозного воздействия типа “Вы успокаиваетесь…” и различной силы активизирующего воздействия, например “Чувствуете бодрость, радость, вдохновение!” и т. д. Под специальную музыку диктором - психотерапевтом эти фрагменты были записаны а затем воспроизведены магнитофоном. Во всех случаях была отмечена тенденция: успокоение при релаксирующем воздействии и тонизация на активизирующее воздействие, то есть имело место управление состоянием в процессе обучения.

Такое управление необходимо, чтобы избежать стрессовой реакции при перегрузке информацией при интенсивном обучении. Ведь при обычном традиционном обучении при перегрузке информацией наблюдается неуправляемая стрессовая реакция. А избежать ее можно только за счет управления состоянием, в частности, средствами суггестивного воздействия - тормозного или тонизирующего. Однако эксперимент показал, что каждый субъект, каждая личность обладают разными суггестивными показателями (График 1).

На первом графике на горизонтальной оси показана суггестивность (готовность к психической саморегуляции состояния) разных обучаемых. В зависимости от нее показан эффект обучения скорочтению. Здесь видно, что наибольший эффект обучения скорочтению наблюдается у тех учащихся которые обладают наивысшей суггестивностью - готовностью к психической саморегуляции состояния. На втором графике показана зависимость обучения машинописи от показателя суггестивности учащихся. Оказывается наибольший прирост в курсе машинописи наблюдается у обучаемого с наибольшей суггестивностью. Как явствует из графиков, у слабосуггестивных обучаемых при обучении скорочтению скорость чтения возрастает за курс всего в 1,5 раза, у сильносуггестивных скорость чтения возрастает в 6 раз. При обучении машинописи у слабосуггесивных прирост скорости работы на клавиатуре составляет около 30 ударов в минуту. Для сильносуггестивных этот прирост составляет около 100 ударов в минуту.

Организаторы эксперимонта измерили показатели суггестивности на самом разном контингенте: учащиеся школы, учащиеся ПТУ, студенты, преподаватели, научные и руководящие работники. Оказалось, что примерно 75 % среднего контингента обладает суггестивностью, достаточной для использования интенсивных методов обучения. Получается, что обычный человек в среднем обладает достаточными показателями готовностью к психосаморегуляции состояния - он адекватно (эмоционально) реагирует на произведения искусства. Что касается тех, у кого суггестивность низкая, то благодаря использованию специальных упражнений ее можно повысить, освоив тем самым приемы саморегуляции состояния. Таким образом, психическая саморегуляция состояния является необходимым атрибутом любых форм интенсификации обучения. Без нее невозможно управлять состоянием и, следовательно, избежать дистрессовой реакции на перегрузку учебной информацией.

Следующим аспектом интенсификации обучения является использование неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Если обычные учебные тексты обучаемые усваивают за счет обычного осознаваемого и логического восприятия, и этому виду усвоения свойственны различные барьеры, то для неосознаваемого восприятия таких барьеров не существует. Если информацию предъявлять между порогом осознаваемого восприятия и физиологическим порогом - в так называемой субсенсорной зоне, то эта информация может быть усвоена при некоторых условиях. Всем известны американские эксперименты, когда в фильмы монтировались кадры рекламного зарактера (25-ый кадр), когда после фильма выяснялось, что зрители осознанно прочесть врезку не могли, но в их действиях после просмотра фильма неспоримо проявлялся факт восприятия ими этой рекламной информации, притом превращенная в ощущение. Российский ученый доктор Костандов предъявлял испытуемым с помощью обычного диапроектора и фотозатвора различные по длительности вспышки с надписью, например “Горячо!”. Пока экспозиция составляла несколько миллисекунд, испытуемые никак не реагировали на предъявляемые стимулы. Лишь когда эта экспозиция превзошла физиологический порог, а он составляет примерно 1/25 долю секунды, они стали ощущать, будто “на стуле стало сидеть как-то горячо”. И лишь когда экспозиция превысила порог осознавания, они стали видеть на экране предъявляемое слово. Отсюда следует вывод, что информация усваивается в субсенсорной области, притом не на уровне осознаваемого восприятия или логики, а на уровне чувств. Кстати предъявление информации в субсенсорной области имеет еще одно преимущество - для такого канала не существует информационных барьеров, можно ею загружать подсознание в неограниченных объемах. А всплывет в сознании лишь та информация, которая будет востребована уже в деятельности человека. И создать такую деятельность удается очень эффективно с помощью игровых форм обучения. Таким образом, неосознаваемое восприятие является важнейшим компонентом интенсификации обучения. Загружать подсознание информацией можно практически без ограничения объема. Например, в современных курсах интенсивного обучения в самом начале курса вводится так называемая информационная стимуляция - предъявляется словарь родного (русского) языка в объеме 120000 слов за один урок обучения. Активизация лексического запаса на родном языке стимулирует усвоение лексики и других иностранных языков. Таким образом, непроизвольное запоминание, использование неосознаваемой психической активности обучаемого, является существенным компонентом интенсификации процесса обучения.

2. Подходы к интенсификации процесса обучения

Теоретической базой интенсификации процесса обучения является прежде всего педагогика, кибернетика, физиология высшей нервной деятельности, психология и акмеология - наука о совершенстве человека в личностном и профессиональном планах. В этой связи выделяют дидактический, психофизиологический и кибернетический подходы к интенсификации процесса обучения.

С позиции дидактического подхода наиболее существенным для процесса обучения является подбор дидактических принципов, использование различных методов педагогических систем обучения, а также всех входящих в них аспектов учебной деятельности. Можно выделить ряд наиболее выраженных дидактических систем: традиционные методы обучения; дидактические методы; методы “оптимизации обучения”; методы проблемно-развивающего обучения (Махмутов М. И.); деловые игры (Вербицкий А. А.); программированное обучение (Талызина Н. Ф., Беспалько В. П.); интенсивное обучение (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А.); методы стимуляции творчества (научное, техническое, художественное творчество); методика активизации общеучебных умений и навыков; психическая саморегуляция состояния (Ромен А. С.); обучение приемам ускоренного восприятия информации (Ф. Лезер, А. Чурило); составление опорных конспектов и рациональная работа с текстами (Шаталов В. Ф., Федорова А. А.). Кроме того, можно отметить новые направления в дидактике: активизация учебного процесса (Данилов М. А., Есипов Б. П., Огородников И. Т. Махмутов М. И.); развитие теоретического мышления (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.); формирование духовных потребностей (Шаров Ю. В.); воспитание потребности в знаниях (Ильин В. С.); развитие познавательных интересов (Щукина Г. И., Божович Л. И.); мотивации в учебной деятельности (Маркова А. К.); поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я.); проблемного обучения (Матюшкин А. М., Кудрявцев Т. В., Лернер И. Я.). Имеется также ряд интенсивных методов обучения иностранным языкам (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Шехтер И. Ю., Гегечкори Л. Ш.), методики погружения в языковую среду (Плесневич А. С.)

Из всего многообразия методов и форм учебной деятельности для интенсификации процесса обучения представляют интерес наиболее универсальные, приемлемые для работы с различными видами представления информации и допускающие автоматизацию процесса обучения. За основу такой системы В. В. Петрусинский выбрал последовательную совокупность видов учебной деятельности, обеспечивающую поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации. На первых этапах обучения используются такие виды учебной деятельности, которые обеспечивают высокую пропускную способность в ущерб уровню усвоения. На заключительных этапах используются виды учебной деятельности, обеспечивающие высокий уровень усвоения в ущерб пропускной способности. Такая система позволяет получить не суммарный, а качественно новый эффект, т. к. работа осуществляется на разных уровнях с одной и той же учебной информацией. Система является рациональным обобщением достижений дидактики, т. к. в ней используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности, так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне интериоризации учебной информации.

Проблема подбора дидактических принципов и использования различных педагогических систем обучения тесно смыкается с рассмотрением психофизиологических возможностей человека.

С позиций психофизиологического подхода наиболее существенным для процесса интенсификации обучения является активизация психофизиологических возможностей человека, управление состоянием и использование неосознаваемой сферы обучаемого (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Ромен А. С.)

Психофизиологический подход к проблеме интенсификации обучения позволяет выявить потенциальные возможности человека для усвоения больших объемов информации и создания оптимальных условий для организации процесса обучения. Лозанов Г. К. ссылается на эффект “гипермнезии”, в качестве условия для реализации которого требуется предъявление информации в объемах, превышающих психологические информационные барьеры, что соответствует объемам более 300-500 лексических единиц за один урок при обучении иностранному языку. Форма предъявления учебной информации, по мнению Лозанова Г. К., должна предусматривать использование не только осознаваемых, но и неосознаваемых компонентов психической деятельности. Особая роль при компенсации психологической нагрузки при интенсивном обучении принадлежит суггестии, которая позволяет в неосознаваемых формах управлять состоянием обучаемого и вводить большие объемы информации, минуя критический и логический барьеры обучаемого. Использованию неосознаваемых механизмов для ввода информации, в частности во время сна, посвящены работы Свядоща А. М., Вахмистрова В. В., Близниченко В. А. Некоторые возможности для интенсификации обучения открывают способы восприятия информации в состоянии релаксации (Рейдер Э. Г., Либих С. С.). Значение релаксации как средства интенсификации процесса обучения изучено также Шварцем И. Е. Состояние сниженного уровня сознания используется в гипнопедии (Свядощ А. М., Вахмистров В. В., Зухарь В. П., Близниченко В. П.).

Один из оригинальных методов ввода неосознаваемых сигналов информации путем воздействия на подсознательную сферу разработан в лаборатории субсенсорных раздражителей Тбилисского университета Хачапуридзе Б. И., показавшим, что сочетание предъявления информации в виде кратковременных экспозиций на долю секунды (субсенсорный раздражитель) с обычными сенсорными сигналами позволяет значительно повысить эффект усвоения информации (запоминание лексики).

Особую роль при обучении имеет проблема оптимизации состояния - создание оптимальных психологических условий для использования осознаваемого и неосознаваемого способов усвоения информации. Для создания оптимальных психофизиологических условий при этом используются различные приемы суггестивного воздействия, в том числе в игровых формах занятий (Розанова Е. Г. и др.).

С акмеологических позиций совершенство обучающего воздействия определяется оптимальностью психофизиологических условий восприятия информации, степенью раскрытия психофизиологических возможностей человека в учебном процессе. Акмеология как наука о возможностях человека позволяет всесторонне оценить особенности предъявления полимодальной информации в условиях интенсивного обучения и обобщить их в единую кибернетическую систему.

Кибернетический подход к проблеме интенсификации обучения позволяет обобщить опыт автоматизации отдельных элементов учебного процесса с использованием таких мощных средств как моделирование, обратная связь, формализация и фиксация на физическом носителе сигналов учебной информации и управления психофизиологическим состоянием. Можно выделить три основных класса технических средств обучения (Джугели Э. Б., Вейхвадзе Л. Л.): пассивные (линейные аудиовизуальные обучающие программы и технические средства их предъявления), активные (аудиовизуальные программы и программы ЭВМ разветвленного типа и технические средства их предъявления, включающие обратную связь с обучаемым), интерактивные (автоматизированные системы обучения с гибкой обучающей программой, формируемой адаптивно в процессе обучения). Применение таких средств обучения повышает эффективность, изменяется вид деятельности преподавателя, высвобождается время для творчества. Наиболее совершенные средства обучения - автоматизированные системы на базе современных компьютеров в совокупности с современными средствами и аудиовизуальными обучающими программами. В качестве средств обучения используются диафильмы, слайды, кинофильмы, фонограммы, полиэкранные фильмы, диапозитивы и т. д. (Кочетов С. И., Полат Е. С., Прессман Е. Г., Хейфец Б. Я.). Техническими средствами являются диапроекторы, кинопроекторы, видеомагнитофоны, магнитофоны, персональные компьютеры (Талызина Н. Ф., Габай Т. В., Кушелев Ю. Н., Архангельский С. И.). Новыми средствами являются стереофонограммы, стереослайды, микрофиши, матричные экраны, голограммы, автоматизированные классы, аудиовизуальные видео-компьютерные комплексы (Сергиенко Е. Н., Литвишков Л. А., Валюс Н. А., Невская А. А.). Особую перспективу представляют новейшие мультимедиа в виде автоматизированных аудиовизуальных компьютерных систем интерактивного видео с высоким качеством изображения и звука, использующие базы данных на лазерных дисках, сенсорный ввод команд, синтезаторы речи и модемную компьютерную связь (Новиков С. В., Полат Е. С., Ястребцева Е. С., Шумляев В. С., Пасхин Е. Н., Митин А. И. и др.).

С акмеологических позиций кибернетика как наука об оптимальных способах управления и связи дает возможность создать оптимальные условия для проявления профессионализма и совершенства при взаимодействии человека с технической обучающей системой.

Из рассмотрения данных изучения научной литературы вытекает возможность использования знаний различных наук о человеке, его возможностях и резервах для комплексной стимуляции познавательной деятельности в процессе интенсивного обучения. Только на стыке наук возможно обеспечение высокой эффективности, а, следовательно, и профессионализма обучения.

3. Акмеологические принципы интенсификации процесса обучения

Принцип поэтапной организации учебной деятельности . Система интенсивного обучения на основе акмеологических технологий предполагает последовательное использование различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения информации. Процедура или этапность построения процесса обучения вытекает из теории поэтапного формирования умственных действий, согласно которой процесс усвоения информации должен включать этапы формирования ориентировочной основы действия, действие в материализованной форме, внешнеречевой форме, внешней речи про себя и формирования действия во внутренней речи (Гальперин П. Я.). Согласно деятельностной теории, усвоение информации особенно эффективно в условиях деятельности, а согласно теории общения – в условиях взаимного общения. Из теории педагогических систем (Беспалько В. П.) вытекает, что эта деятельность в процессе обучения должна быть поэтапно направлена последовательно на готовность к процессу обучения, ознакомительное действие, репродукцию, продуктивное действие (применение) и творчество. Соответственно уровни владения информацией на разных этапах: готовность, узнавание, воспроизведение, применение, творчество (рис.1).

Рисунок 1.

Поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации


Уровни


Этапы учебной деятельности


Готовность

товки к обу-чению



Узнавание




Воспроизведение



Акти-виза-ция


Применение



Творчество


Творчество

Аутотренинг

Динамическое чтение

Рациональная

работа с текстом


Тренинг общения


«Генерация идей»



Уровень готовности к обучению интенсивным методом можно обеспечить за счет использования, с одной стороны, психической саморегуляции состояния (в соответствии с теорией внушения и самовнушения), а с другой стороны – информационной перегрузки (в соответствии с теорией суггестивной гипермнезии). Специальную психологическую установку на усвоение информации в условиях больших массивов возможно создать на основе теории установки (Узнадзе Д. Н.). Дальнейший поэтапный процесс усвоения информации может быть охарактеризован с позиции теории функциональных систем (Анохин П. К.), согласно которой поведенческий акт, связанный с усвоением информации, должен содержать элементы доминирующей мотивации, установочной афферентации, пусковой афферентации, механизмов памяти.

Преодоление психологических информационных барьеров. Акмеологические технологии интенсификации процесса обучения основываются, в частности, на создании в учебном процессе психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого. Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психологических барьеров. Однако в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации человек иногда спонтанно преодолевает такие барьеры. Аналогичное явление в спорте известно как “второе дыхание”. Один из барьеров, открытый Г. Лозановым, составляет массив около 50 смысловых единиц за один прием предъявления, другой - около 250 понятий. (Рис.2).

При традиционном обучении предъявление учебной информации в объемах сверх барьера влечет много неприятностей, вызывает почти стрессовую реакцию. Преодолевать барьеры возможно на основе акмеологического подхода к интенсификации процесса обучения. Для этого учебная информация предъявляется в течение одного урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические барьеры усвоения. Поэтому в реальном уроке интенсивного обучения информация может предъявляться сразу в объеме всего учебника. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная информация предъявляется в необычной форме: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности и с использованием акмеологических методик управление состоянием. Все это и обеспечивается в игровых приемах интенсивного обучения, когда на сознательном уровне обеспечиваются условия игры, а на втором плане - условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации. Г. Лозанов назвал это явление гипермнезией - сверхзапоминанием.

интенсификации образовательного процесса и способствуют раскрытию, ...

  • Интенсификация обучения как фактор повышения качества образования киселёвск 2009

    Методические рекомендации

    Хочется выде­лить акмеологические, игровые и информационные технологии интенсификации процесса обучения , которые позволяют значительно повысить эффективность...

  • Образовательные информационные технологии часть 1 обучение

    Учебное пособие

    ... обучения , средствами информационных технологий ; повышение эффективности процесса обучения за счет его интенсификации и индивидуализации; развивающий характер технологий обучения ...

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля условия возникновения опыта

    Документ

    Данного опыта лежит система В.Ф. Шаталова – технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых... цели. При применении системного подхода в процессе изучения учебного материала необходимо придание...

  • Для интенсификации обучения большое значение имеет повышение напряженности целей обучения, что требует от учеников активной работы, влияя на развитие мышления, волевой сферы и других способностей и свойств личности. В этом состоит специфика интенсивного подхода к целеполаганию. При осуществлении его на практике надо иметь в виду разнообразие целей, выделяемых по различным основаниям.

    Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:

    1. Они должны быть достаточно напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать высокую активность.

    2. Одновременно цели должны быть принципиально достижимыми. Нереальные, явно завышенные цели приводят к самоотключению учащихся от решения поставленных задач.

    3. Цели обучения должны осознаваться учащимися; иначе они не становятся руководством к действию.

    4. Цели должны быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного детского коллектива в зоне его ближайшего развития.

    5. Цели должны быть пластичными, меняющимися с изменениями условий, возможностей для их достижения.

    Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения.

    Психологи установили, что сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность учащихся за успехи в учении.

    Интерес к учению значительно возрастает, если учитель обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с актуальными проблемами современности.

    Большие возможности возбуждения интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.

    Мощное средство стимулирования познавательного интереса - учебно-познавательные игры.

    Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.

    Определенные изменения необходимо внести в содержание образования.

    В психолого-педагогических исследованиях последнего времени придается большое значение новым подходам к отбору и структурированию содержания основ наук, чтобы сделать более продуктивным.

    В условиях лавинообразного накопления научной информации целесообразной является тенденция подачи материала не мелкими дозами, а крупными блоками, чтобы вначале ученики усвоили некоторый общий образ содержания, а затем более конкретно рассмотрели его составные части.

    Длительные исследования показали, что обзорное изучение предметов в течении короткого времени - сообщение темы, погружение в нее, а затем двух- трехкратное изучение материала с постоянной ее конкретизацией дает ученикам общее представление о разделе, о связях между отдельными вопросами и позволяет затем более осознанно усваивать конкретный материал, видеть его место в целом предмете. Но эти же эксперименты показали, что такое структурирование учебного материала рационально преимущественно по предметам естественно-математического цикла, причем не по всем темам и только в старших классах.

    Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний.

    Для интенсификации обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. Учителю надо знать не только пробелы в знаниях, но и их причины. Наиболее важно реализовать решительное улучшение психолога, педагогического изучения школьников, выявление причин отставания в учебе. Среди таких причин могут быть недостатки здоровья, дефекты воспитанности личности, плохие домашние условия, изъяны самого процесса обучения, в том числе отсутствие индивидуального подхода и т.д. Ценную информацию о причинах отставания учеников дают уже вошедшие в практику лучших школ «педагогические консилиумы», проводимые классным руководителем с участием всех учителей класса, школьного врача, актива родителей.

    В современной школе применяются разнообразные формы обучения - уроки, практикумы, факультативные занятия, экскурсии, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние задания.

    Характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных учителей складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.



    error: Контент защищен !!