Услуга по постановке на государственный экологический учет. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих нвос: как обстоят дела? Форма заявки о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС

Изменения в природоохранном законодательстве обязывают природопользователей поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, представив соответствующую заявку. Кто должен представлять такие заявки, и есть ли утвержденная форма? Что будет, если заявка на представлена в установленный срок? Отвечает на эти и другие вопросы, которые волнуют организации и предпринимателей М.С. Мухин , президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита» (г. Санкт-Петербург).

С 01.01.2016 в законодательство введена новая обязанность природопользователей - направлять органам государственного экологического надзора информацию об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях их государственного учета (ст. 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон № 7-ФЗ). При этом нельзя не отдать должное изобретательности законодателей, предложивших природопользователям сочетание «кнута и пряника».

Обязанность по постановке объекта на учет и последствия ее неисполнения

Подчеркнем: речь идет о постановке на учет не самих организаций и индивидуальных предпринимателей, а используемых ими объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлены:

а) обязанность природопользователей подавать заявки о постановке объектов на учет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 1).

Показательно, что практически все комментарии по данному вопросу указывают на необходимость подавать заявки в Росприроднадзор. Действительно, пунктом 5.5 (10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 на данное ведомство возложена функция по ведению федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Последнее, крайне важное, обстоятельство нередко упускается из виду.

Между тем, критерии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», позволяют отнести к таким объектам весьма ограниченное их количество.

Подавляющее большинство объектов негативного воздействия, принадлежащих «безвредным» природопользователям (офисы, магазины и т. п.) подлежит региональному экологическому надзору. Соответственно, заявки о постановке объектов на учет должны направляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подчеркнем: обязанность природопользователя подать заявку о постановке на государственный учет объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена самим фактом наличия такого объекта и не зависит от того, обязан ли природопользователь вносить плату за негативное воздействие окружающую среду.

б) срок подачи заявки о постановке объектов на учет (в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта) (п. 2).

Помимо установления указанного срока, законодатель определил и общий срок для постановки на учет объектов негативного воздействия, использовавшихся на момент вступления в силу рассматриваемых поправок в Закон № 7-ФЗ.

Данный срок установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он составляет два года со дня вступления в силу указанного закона (01.01.2015). Подробный комментарий экспертов 1С .

Позволим себе не согласиться с Росприроднадзором и авторами многочисленных комментариев, утверждающими, что объекты негативного воздействия должны быть поставлены на учет не позднее 31.12.2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 1 ст. 191 и ст. 193 ГК РФ). То есть, в данном случае срок для постановки объекта на учет истекает 09.01.2017. Однако необходимо учитывать, что постановке на учет предшествует подача соответствующей заявки, для рассмотрения которой также установлен срок (см. ниже).

в) порядок утверждения формы заявки о постановке на учет (п. 3).

Полномочия по утверждению формы заявки предоставлены уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), которое уже приняло соответствующий нормативный акт - приказ от 23.12.2015 № 554. Важно отметить, что данный приказ вступил в силу только 05.07.2016 (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Введение в действие нормативного акта, утвердившего форму заявки о постановке объекта на учет, создало основу для практического исполнения положений статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, дав природопользователям возможность подавать заявки в уполномоченные государственные органы. В связи с этим озвученное Росприроднадзором в письме от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 предложение о переносе срока окончания учета на 31.12.2017 с соответствующим внесением изменений в действующее законодательство, вероятнее всего, утратило свою актуальность.

г) срок исполнения заявки (постановки объекта на учет) (п. 4).

Уполномоченный орган обязан осуществить постановку объекта на учет и выдать соответствующее свидетельство в течение 10 дней с момента подачи заявки.

Соотнеся срок рассмотрения заявки со сроком исполнения обязанности по постановке на учет объектов, использовавшихся на дату вступления в силу статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, можно сделать вывод, что заявка должна быть получена уполномоченным органом не позднее 30.12.2016.

д) обязанность природопользователей представлять сведения, необходимые для актуализации имеющейся информации (п. 6) и срок для исполнения данной обязанности (п. 7).

Природопользователи обязаны подавать такие сведения в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации соответствующих изменений.

Данная обязанность, не будучи примечательной сама по себе, ставит перед участниками рассматриваемых отношений весьма трудноразрешимую задачу:

Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?

К сожалению, ни Закон № 7-ФЗ, ни подзаконные акты не дают прямого ответа на этот вопрос. Согласно пункту 1 статьи 69 данного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Абсолютно очевидно, что в контексте данной нормы речь идет о реализации правомочия пользования объектом, что позволяет рассматривать в качестве обязанного лица пользователя объекта (арендатора).

Данный вывод, казалось бы, подтверждается положениями пункта 6 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, в котором необходимость актуализации сведений связывается с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. Как видим, о смене собственника объекта речь не идет.

Однако в пункте 7 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ говорится о представлении сведений в течение тридцати дней со дня государственной регистрации изменений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 6 этой статьи. Таким образом, законодатель связывает необходимость актуализации имеющейся информации не просто с «заменой» (термин достаточно сомнительный сам по себе) природопользователя, использующего объект, а с заменой, предполагающей осуществление государственной регистрации данного факта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрации договора аренды здания или сооружения является обязательной лишь в том случае, если такой договор заключен на срок не менее года. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 № 53, данное правило применяется и к договорам аренды нежилых помещений.

Таким образом, смена арендатора нежилого помещения (в частности, офиса в бизнес-центре) не влечет за собой обязанность актуализировать сведения об объекте, ранее поставленном на учет. Соответственно, лишена смысла сама постановка на учет объекта арендатором, пользующимся этим объектом на основании договора краткосрочной аренды (до одного года).

Не претендуя на абсолютную истину, возьмемся предположить, что обязанность подавать заявку о постановке на «экологический учет» объекта, используемого на основании договора аренды, возлагается на:

  • арендодателя (если договор аренды не подлежит государственной регистрации);
  • арендатора (если договор аренды подлежит государственной регистрации)

Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также сведений для актуализации учетной информации, установлена статьей 8.46 КоАП РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 до 100 тыс. руб.

Следует подчеркнуть, что ответственность установлена не за невыполнение обязанности по постановке объекта на учет, а за неподачу в срок соответствующей заявки. То есть, наказуемым является несовершение обязанным лицом начальных действий вне зависимости от их результата.

Экономическое стимулирование «экологического учета»

Как отмечено выше, законодателю удалось совместить административное принуждение природопользователей к постановке объектов на учет с экономическим стимулированием их к выполнению данной обязанности. Это нашло нормативное оформление в пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2016. Согласно данной норме субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Пожалуй, впервые в отечественном законодательстве столь определенно заявлено об отсутствии фискального интереса в сфере природопользования к лицам, не оказывающим сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду.

Такой подход представляется абсолютно правильным - как с точки зрения формирования благоприятной бизнес-среды, так и с позиции сосредоточения усилий контролирующих органов на реальных, а не номинальных загрязнителях. Уместным следует признать и отказ законодателя от использования такого сомнительного критерия, как «субъекты малого и среднего предпринимательства», который оставляет «за бортом» природопользователей, представляющих некоммерческую сферу (школы, медицинские и социальные учреждения, органы власти и управления, общественные и религиозные организации).

Насколько удачен выбранный законодателем критерий освобождения от платы, основанный на категорировании объектов негативного воздействия? Ответ на этот вопрос даст только время. Сейчас очевидно лишь то, что к указанным категориям объектов проявляется весьма значительный интерес со стороны природопользователей.

Категории объектов негативного воздействия описаны в статье 4.2 Закона № 7-ФЗ, а критерии отнесения объекта к той или иной категории - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Большинство специалистов полагает (и эта точка зрения представляется абсолютно верной), что к таким объектам будут относиться так называемые «безвредные природопользователи».

Отрадно, что Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 также акцентировал внимание на том, что «представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т. д.) к IV категории объектов НВОС».

Постановка объекта на учет и присвоение ему той или иной категории оформляется соответствующим свидетельством. Типовая форма свидетельства доведена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № 176-03-00-36/17836.

Обобщая изложенное, сделаем следующий вывод. Законодатель не просто возложил на природопользователей новую обязанность, а сделал крайне важный шаг, избавляющий тех, чья деятельность не причиняет сколько-нибудь существенного вреда окружающей среде, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления соответствующих деклараций.

При всех недостатках процедуры «экологического учета» его результатом должно стать существенное снижение административного давления не только на бизнес, но и на некоммерческий сектор.

От редакции

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 поддерживается возможность формирования Заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по форме, утв. приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Она доступна в рабочем месте «1С-Отчетность» - вкладка «Уведомления».

Мнение экспертов 1С

Объекты негативного воздействия на окружающую среду подлежат постановке на учет (ст. 69-69.2 Закона № 7-ФЗ). Сделать это нужно в срок до 31.12 2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 69. 2 Закона № 7-ФЗ постановка на учет осуществляется на основании заявки, которая подается юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность на подобных объектах (то есть фактически эксплуатирующими такие объекты).

Из совокупности данных норм и из отсутствия в Законе № 7-ФЗ конкретных указаний на то, что представить заявку обязан именно собственник объекта, полагаем, что случае эксплуатации объекта негативного воздействия арендатором, подать заявку в уполномоченный орган должен именно арендатор.

Все юридические лица индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность, начиная с 1 января 2015 в течение 2 лет обязаны поставить на государственный учёт объекты в собственности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Разработана специальная форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС. Регламентирующий закон – п. 3 статья 11, № 219-ФЗ от 21.07.2014

Таким образом, если предприятие содержит на балансе потенциально опасные объекты, то в срок до 1 января 2017 им необходимо .

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).Размер штрафа:

  • 5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
  • 30 000 – 100 000 рублей – для ПБОЮЛ и юридических лиц.

Форма заявки

Свидетельство о постановке на учет

Специалисты ЭкоПромЦентра разобрались и практически отработали процесс постановки на учет. Скажем, далось это нелегко! Но все трудности преодолены и вот теперь первые Свидетельства на постановку на учет для своих клиентов мы получили!

Упрощенный порядок заказа услуги

Для ускорения процесса обмена документами при заказе услуги ЭкоПромЦентр разработал оферту. Нужно просто ознакомиться с ней, запросить и оплатить счёт.

Категории опасности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(В соответствии с пунктом 1, статья 4.2, ФЗ-7)

Порядок постановки на государственный учет

Порядок постановки на государственный учёт устанавливает “Закон об охране окружающей среды” от 21.07.2014 № 219-ФЗ.Для северо-западного региона Органом, ответственным за постановку опасных объектов на государственный учёт, является Департамент Росприроднадзора по СЗФО.23 июня 2016 были утверждены и опубликованы Правила создания и ведения государственного реестра объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Мы приводим документ полностью (источник – Государственный информационный портал):

Форма заявки о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС

Учреждена форма заявки для объектов оказавших негативное воздействие о постановке на государственный учёт законом № 554-ФЗ от 23.12.2013 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201).Данный документ вступает в силу сразу после утверждения порядка создания и ведения госреестра объектов оказывающих НВОС. http://regulation.gov.ru/projects#npa=20507

Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

5. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

11. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

14. Федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

15. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.

НВОС - это один или несколько объектов с единым предназначением, технологически и физически связанные друг с другом и расположенные на одном или нескольких земельных участках. При наличии вредного действия на окружающую среду такие производства ставят на государственный учет. Для этого узнайте порядок подачи заявки и получения свидетельства, какие объекты необходимо поставить на учет, а для каких это не нужно.

Заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие

Внимательно изучите образец заявки. Синим цветом выделен пример заполнения документа.

Впишите свои данные по аналогии с ним. Обратите внимание на жёлтый маркер в форме.

Чтобы открыть картинки в полном размере, нажмите на них мышкой:

Заявка о постановке объекта, стр. 1

Заявка о постановке объекта, стр. 2

Заявка о постановке объекта, стр. 3

Если вы хотите разобраться, как правильно заполнять заявку о постановке на госучет объекта, оказывающего НВОС, прочитайте эту инструкцию. Документ создается через Модуль пользователя, чтобы в будущем было возможно отослать его в Росприроднадзор.

Чтобы посмотреть картинки, нажмите на первое изображение мышкой и листайте либо с её помощью, либо указательными стрелками на клавиатуре:

Постановка на учет объектов НВОС, стр. 1 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 2 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 3 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 4
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 5 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 6 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 7 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 8

Подробнее о НВОС

Хозяйствующие субъекты обязаны подать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на природу, на государственный учет.

По степени губительного влияния на окружающую природу и здоровье человека объекты подразделяют на категории от I до IV.

I класс оказывает наименьшее воздействие на природу, а IV класс опасен больше всех. Классификация утверждена постановлением Правительства №1029 от 29.09.2015 г.

Если объект не подпадает ни под одну из этих категорий, то такие производства на государственный учет не ставят.

В какой именно реестр будет внесен объект - федеральный или региональный, решает руководитель предприятия, следуя постановлению Правительства №903 от 25.08.2015 года.

Если предприятие имеет несколько характеристик по НВОС, то оно оценивается по наиболее значимому фактору.

Согласно присвоенной категории, определяются следующие критерии:

  • нормы предельно допустимой силы воздействия на окружающую природу. На предприятии должен быть составлен перечень мероприятий по охране природы и повышения эффективности экологической работы;
  • размер оплаты за НВОС;
  • хозяйствующим субъектам вменены в обязанность разработка и утверждение перечня работ по производственному контролю за экологией;
  • субъекты, выполняющие свою деятельность на объектах, которые относятся к первой категории НВОС, обязаны использовать для охраны окружающей среды самые передовые технологии.

После постановки объекта НВОС на государственный учет устанавливается график государственных проверок предприятий.

Частота посещений варьируется в зависимости от определенной для объекта категории риска:

  • умеренный риск - 1 раз в 5 лет;
  • средний уровень риска - 1 раз в 4 года;
  • значительный риск - 1 раз в 3 года;
  • высокий риск- 1 раз в 2 года;
  • чрезвычайно высокий риск - ежегодно.

Что касается предприятий государственного надзора, которые отнесены к категории незначительного риска, то здесь проверки не проводятся.

Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 1

");" align="center">

Постановка на госучет объектов, оказывающих негативное воздействие

Все предприятия России, так или иначе влияющие на экологию, должны поставить их на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Сделать это необходимо во исполнение постановления «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 219-ФЗ» от 21.07.2014 г. Постановлением отводился двухлетний срок на выполнение.

Однако в течение этого периода возникло множество вопросов и проблем. Неясен был алгоритм подачи заявок и непонятно, нужно ли это вообще. Поэтому Правительство выпустило несколько разъяснений и дополнений.

Постановка на учет объектов НВОС не подразумевает это в отношении самих ИП или юридических лиц, а лишь эксплуатируемых ими объектов.

Сам факт существования производства, негативно влияющего на природу, обязывает природопользователя решить задачу постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.

Обязанности по ведению государственного федерального перечня объектов, оказывающих НВОС, возложены на Росприроднадзор.

Такие объекты подлежат экологическому государственному контролю и подают заявки в федеральные территориальные органы Росприроднадзора.

Природопользователи, не наносящие вреда природе (офисы и магазины), подлежат региональному экологическому контролю. Заявки о постановке на учет направляют в исполнительные органы власти субъектов РФ.

Заявка о постановке на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет, должна подаваться в течение полугода с момента пуска производственного объекта в эксплуатацию.

Орган, отвечающий за постановку объектов на учет, рассматривает заявки не позже 10 дней после их получения. После этого он выдает соответствующий документ-свидетельство.

Направляют заявку на постановку объекта НВОС на государственный учет объектов в электронном виде или лично. Возможна отправка документов заказным письмом по почте с описью отправляемых бумаг.

Природопользователи обязаны своевременно сообщать об изменениях в работе или названии объектов, оказывающих НВОС. Это делается для актуализации имеющихся данных.

Информация подается не позже, чем через 30 дней после государственной регистрации наступивших изменений.

Статья 8.46 КоАП устанавливает штраф в сумме 30 000-100 000 рублей за невыполнение задачи постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.

По сути, наказание происходит за неподачу заявки в срок.

Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 2

");" align="center">

Субъекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов негативного воздействия

Предприятие не оказывает неблагоприятного воздействия, если оно:

  1. Производит лишь бытовые отходы.
  2. У него нет стационарных источников выброса.
  3. Воздействует на среду, лишь образуя, накапливая и перевозя отходы.
  4. Не содержит признаков, позволяющих отнести его к одной из четырех категорий.

На учет ставятся объекты НВОС по месту нахождения, где и подаются заявки.

Строящиеся объекты на учет не ставят. Это делают лишь после введения в эксплуатацию. Внесение заведомо недостоверных данных карается штрафом.

Если же были допущены незначительные случайные ошибки, то возможно их исправление. Следует внимательно проверять документы перед отправкой.

Личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет

При регистрации объектов НВОС в Росприроднадзоре можно воспользоваться одним из трех вариантов:

  1. Через личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет.
  2. Через специальный модуль природопользователя.
  3. С помощью сторонних ресурсов.

Чтобы работать в онлайн-офисе, нужно:

  • подтвердить учетную запись в ЕСИА на сайте Госуслуг (http://esia.gosuslugi.ru );
  • получить электронную подпись в специальном Удостоверяющем центре, зарегистрированном в Минкомсвязи.

Модуль природопользователя доступен абсолютно всем в распространенном программном обеспечении, которое легко скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost .

Использовать можно стороннее программное обеспечение, если используется открытый формат XML, который находится по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 . Файл называется «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии».

Организации и ИП, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны ставить такие объекты на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Напомним, что объект НВОС - это объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

О порядке постановки на учет объектов НВОС расскажем в нашей консультации.

Что не является объектом НВОС?

В качестве самостоятельных объектов НВС не рассматриваются отдельные единицы оборудования, а также земельные участки. Не являются объектами НВОС и не ставятся на учет объекты, которые не соответствуют критериям отнесения объектов к I, II, III или IV категорий, которые утверждены . Так, например, открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов (Письмо Минприроды от 18.09.2015 № 12-44/22962). Однако в отношении гаражей (даже используемых только для хранения, въезда и выезда автотранспорта), которые оборудованы вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет являться труба вытяжной вентиляции. А потому ставить на учет гараж и иные аналогичные здания, строения или помещения придется (Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839).

В то же время, нужно учитывать, что одно лишь образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к одной из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому если организация или ИП (к примеру, офисы, школы, детские сады и т.д.) образуют отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно) и при этом не оказывают иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Постановлении Правительства от 28.09.2015 № 1029 , то объекты НВОС в таком случае у них не возникают.

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Порядок постановки объекта на учет как НВОС предусмотрен ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ . На каждый объект, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, формируется заявка (п. 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554 .

Скачать бланк заявки о постановке на учет объектов НВОС можно в формате Word .

Заявка может быть представлена в электронном виде, передана лично или направлена посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении.

О способах подготовки заявки о постановке на учет объекта НВОС в электронном виде расскажем ниже.

Модуль природопользователя или личный кабинет: постановка на учет объекта НВОС

Для постановки на учет в Росприроднадзоре объектов НВОС подготовка заявки в электронном виде возможна следующими способами:

  • через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru ;
  • в модуле природопользователя;
  • в стороннем программном обеспечении.

Для работы в личном кабинете необходимы:

  • подтвержденная учетная запись в ЕСИА http://esia.gosuslugi.ru ;
  • сертификат электронной подписи, который может быть получен в Удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи.

Что касается модуля природопользователя, то это свободно распространяемое программное обеспечение, которое можно скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost .

Подготовить заявку для постановки на учет объекта НВОС можно и в стороннем программном обеспечении при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

Куда подавать заявку

Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия подается по месту нахождения объекта (ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору;
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ — по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

Напомним, что федеральному экологическому надзору подлежат объекты НВОС, которые:

  • или соответствуют I категории объектов в соответствии с Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029 (к примеру, деятельность по производству нефтепродуктов);
  • или соответствуют критериям, приведенным в Постановлении Правительства от 28.08.2015 № 903 (например, объект размещается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения).

Плата за подачу заявления и постановку на учет объекта НВОС не взимается (п. 15 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС

На основании заявок объекты НВОС включаются в реестр постановки на учет объектов негативного воздействия.

В течение 10 календарных дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ обязаны поставить объект на государственный учет с присвоением ему кода и категории объекта, а также выдать организации или ИП свидетельство о постановке на государственный учет такого объекта (п. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Актуализация постановки на учет объектов негативного воздействия

Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением организациями или ИП сведений (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • о замене организации или ИП, ведущих деятельность на объекте НВОС, реорганизации организации в форме преобразования, об изменении ее наименования, места нахождения, а также об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • об изменении места нахождения объекта НВОС;
  • об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При актуализации сведений об объекте НВОС организация или ИП в течение не более 10 рабочих дней со дня подачи подтверждающих документов получают свидетельство об актуализации учетных сведений (



error: Контент защищен !!