Закупка обязательного аудита. Особенности подготовки и проведения

Реформирование законодательства в сфере закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»и ужесточение правоприменительной практики контролирующих органов вынуждают организации предпринимать меры предосторожности в части нарушений антимонопольного и «закупочного» законодательства. Одним из инструментов снижения рисков для организаций является проведение аудита (проверки) закупок.

ООО «Аукцион Консалтинг» предлагает услугу Аудит (проверку) закупок : диагностирование и определение проблем, выявление зон риска.

Целью «закупочного аудита» является снижение вероятности нарушений и, как следствие,
риска санкций (штрафы варьируются от 3 000 до 300 000 рублей в соответствии со ст. 7.29 — 7.32.3 КоАП).

Эксперты компании «Аукцион Консалтинг» являются признанными в профессиональном сообществе юристами-практиками в области закупок. У каждого члена экспертного состава имеется подтвержденная квалификация, непрерывный многолетний стаж работы в закупках не менее 10 лет, опыт работы в контрольных и надзорных органах и регулирующих ведомствах. В ходе аудита (проверки) закупок наши специалисты проведут экспертную, аналитическую, информационную и другую работу посредством проверки, анализа и оценки данных о закупках Вашей организации. В своей работе компания «Аукцион Консалтинг» гарантирует качество и конфиденциальность.По итогам проведенного аудита (проверки) закупок предоставляется:

  1. детальный отчёт;
  2. перечень рекомендаций по оптимизации закупочной деятельности, устранению выявленных нарушений, минимизации последствий нарушений (рисков) при их наличии, консультации по принятию мер в целях их недопущения и пресечения в последующей деятельности;
  3. заключение.

Расскажем, какие компании должны проводить обязательный аудит, об обязательном аудите ФГУП, об обязательном аудите закупок по 223-ФЗ и использовании электронной цифровой подписи.

Проблема проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности знакома большинству компаний, которые проводят закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим законом, заказчик должен провести закупку обязательного аудита бухотчетности с помощью открытого конкурса в рамках Федерального закона 44-ФЗ.

Какие компании должны проводить обязательный аудит

Итак, как уже отмечалось выше, выбор аудиторской фирмы, ответственной за проверку бухгалтерии, находится вне рамок закона 223-ФЗ. Выбор компании, осуществляющий аудит, проводится в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ним, обязательную закупку аудита должны проводить организации в случае если:

  • Организационно-правовая форма компании определена как «открытое акционерное общество» (ОАО);
  • Ценные бумаги компании имеют допуск для обращения на торгах;
  • Компания является участником рынка ценных бумаг; страховой, кредитной, клиринговой компанией; организатором торговли; частным пенсионным, паевым или акционерным инвестиционным фондом; управляющей компанией частного пенсионного, паевого или акционерного инвестиционных фондов;
  • Объем выручки организации от реализации своих товаров и услуг превысил за отчетный год 400 млн рублей, а также если сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн рублей по состоянию на конец предыдущего отчетного года;
  • Компания публикует (или предоставляет) сводную бухгалтерскую отчетность;
  • В других случаях, регламентированных федеральным законодательством.

Согласно 307-ФЗ, обязательный аудит должен проводиться ежегодно.

Обязательный аудит ФГУП

В части 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона 307-ФЗ указывается нормативная база для проведения аудита государственных компаний.

  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, аудит должен проводиться исключительно аудиторскими компаниями;
  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, то аудит бухгалтерской отчетности ФГУП, ГУП и МУП по 223-ФЗ может проводиться одной компанией на протяжении 5 лет, по одному договору, заключенному по нормам 44-ФЗ.

Пункт 4 статьи 5 устанавливает следующее требование: закупка обязательного аудита должна быть проведена только с помощью открытого конкурса . Этот же пункт предусматривает возможность заказчику установить финансовое обеспечение контракта. Эта норма обеспечивает заказчика защитой от недобросовестных исполнителей.

Аудит закупок по 223-ФЗ

Отметим, что 223-ФЗ не регулирует только закупки по отбору исполнителя обязательного аудита бухотчетности . Закупку других услуг аудита заказчики проводят по Закону № 223-ФЗ.

Как было сказано выше, в соответствии с законом 44-ФЗ необходимо провести только саму процедуру, а размещение закупки обязательного аудита должно проводиться в рамках 223-ФЗ. То же самое касается и отчета по закупке: если организация работает в правовом поле 223-ФЗ, то и отчет должен быть составлен по 223-ФЗ. В случае, если проводится открытый конкурс по определению исполнителя на проведение обязательного аудита в рамках закона 223-ФЗ, а не 44-ФЗ, заказчику грозит административный штраф от 15 до 30 тыс. на должностных лиц.

Электронная цифровая подпись

Не меньше вопросов по части электронной подписи для работы в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Электронная подпись, предназначенная для работы в рамках 223-ФЗ, не подходит для работы с 44-ФЗ. Поэтому для оформления электронной цифровой подписи необходимо обратиться в Казначейство. Читайте о том, как получить ЭЦП, в статье .

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Дата: 17.04.2018

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности. На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).

Исключение составляют:

  • госорганы, госучреждения;
  • органы местного самоуправления;
  • ГУПы, МУПы;
  • сельхозкооперативы и их союзы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Они не проводят обязательный аудит по общим правилам 307-ФЗ.

А как же автономные организации? Проводят ли они аудит? Многие задаются этим вопросом. В законе 307-ФЗ нет специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами.

Наблюдательный совет автономного учреждения решает вопрос проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности данного учреждения самостоятельно (п. 12 ч. 1 ст. 11, № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, и оно является для руководителя автономного учреждения обязательным.

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик попадает под № 223-ФЗ и должен проводить обязательный аудит, но не входит в перечень случаев, приведенных в ст. 5 307-ФЗ. Чем он должен руководствоваться при проведении закупки?

В этом случае заказчик имеет право организовать открытый конкурс на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем сделать это он может, даже если не обязан проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок.

Извещение о такой закупке следует размещать не в ЕИС, а лучше на собственном корпоративном сайте или на торговых площадках, или в СМИ.

Заказчики, осуществляющие свою деятельность по 223-ФЗ интересуются, нужно ли включать закупку обязательного аудита в план-график закупок по 44-ФЗ? Ведь данную закупку они должны проводить путем открытого конкурса по правилам 44-ФЗ.

В совместном письме Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 отражена позиция госорганов по этому вопросу. В отношении юридических лиц, указанных в 223-ФЗ (за исключением ГУП и МУП) применяются положения 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Не запутаться в особенностях закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков, помогут следующие правила.

Три правила закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков

  1. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, - путем поведения открытого конкурса.
  2. Заказчики, ведущие закупочную деятельность в соответствии с п. 7 ст. 3 44-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе (открытый конкурс по 44-ФЗ), в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок.
  3. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ, но не указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 223-ФЗ и положением заказчика о закупке.

Ответственность заказчика

Напомним об ответственности: если заказчик нарушит законодательство и закупит услуги обязательного аудита по 223-ФЗ, в то время, когда необходимо провести эту закупку по требованиям 44-ФЗ о контрактной системе, то ему грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. - на должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. - на юридических лиц (ч. 3, ст. 7.32.3, КоАП РФ).

Закупки у субъектов МСП

В части 5 ст. 5 307-ФЗ говорится о том, что в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП).

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами МСП. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Договор на проведение обязательного аудита заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, следующими организациями (п. 4, ст. 5, 307-ФЗ):

  • организацией, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет не менее 25 %,
  • госкорпорации, госкомпании,
  • ГУП, МУП.

Такой договор должен заключаться не реже чем один раз в пять лет.

Советом по аудиторской деятельности утверждены «Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, даны рекомендации по следующим вопросам:

  • организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • особенности описания объекта закупки;
  • требования к участникам закупки;
  • порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • особенности содержания заявок участников закупки;
  • правила оценки заявок участников закупки;
  • содержание и проект договора на проведение аудита.

В соответствии с 44-ФЗ в конкурсную документацию должен включаться проект договора (по 44-ФЗ - контракта) на проведение обязательного аудита.

Проект договора на проведение обязательного аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности.

Исходя из 307-ФЗ, проект договора на проведение обязательного аудита не должен содержать какие-либо положения, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на ограничение доступа к информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении.

Обратите внимание, что проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям 307-ФЗ, федеральным стандартам аудиторской деятельности, правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов. Все эти особенности нужно учесть при его подготовке.

В проекте договора на проведение аудита рекомендуется указать, что аудитором должна быть сообщена руководству заказчика и представителям его собственников только та информация, которая представляет интерес для управления, и на которую аудитором будет обращено внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления заказчиком.

Антидемпинговая мера

В Методических рекомендациях упоминается, что в 44-ФЗ о контрактной системе установлена антидемпинговая мера. Она заключается в следующем: если при проведении открытого конкурса по 44-ФЗ НМЦ договора на проведение аудита составляет 15 млн. руб. и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25 % и более ниже НМЦ, то договор на проведение обязательного аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора. Сумма обеспечения устанавливается в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Кто имеет право проводить аудит?

Тендеры проводятся для поддержки бизнеса, в частности, путем создания конкурентной среды, а также для борьбы с коррупцией. Но на деле получается, что победить могут компании, которые просто предлагают низкую цену, но из-за недостатка опыта не могут обеспечить качественного выполнения работы.

  1. сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе должны быть включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов;
  2. аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы;
  3. на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита у аудиторской организации, индивидуального аудитора не должно быть приостановлено членство в СРО;
  4. обязательный аудит должен проводиться только аудиторскими организациями у следующих компаний:
    • банков, МФО и страховых организаций,
    • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
    • организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25 %,
    • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний;
  5. аудиторы должны быть независимы от заказчика, например, не должны быть родственниками заказчика, сотрудниками филиалов и дочерних обществ заказчика, не иметь акций компании заказчика и т.п.;
  6. аудиторы не должны допускать возникновение конфликта интересов.

Мы разобрали основные особенности обязательного аудита, которые важно учитывать заказчику. Выяснили, какие организации должны его проводить. Установили порядок подготовки к открытому конкурсу по выбору аудиторской организации, а также границы применения 44-ФЗ при его проведении.

Аудит закупок - это проверка независимыми экспертами системы организации закупочной деятельности учреждения, проводимой в соответствии с законодательством о контрактной системе, законодательством о закупках отдельными категориями юридических лиц, системы планирования и контроля закупочной деятельности, образовавшейся в результате закупочной деятельности документации, оценка личностного потенциала занятых в процессе закупок сотрудников.

Аудит системы закупок учреждения на соответствие требованиям 44-ФЗ/223-ФЗ

Очный аудит:

  • Проводится в учреждении заказчика.
  • Срок проведения от 5 до 10 рабочих дней.

Изучается документация заказчика и доступные ресурсы: ЕИС (http://zakupki.gov.ru), электронные торговые площадки.

Стоимость

от 90 000,00 рублей

Заочный аудит:

Проводится на основе доступных ресурсов:

Срок проведения 5 рабочих дней.

Стоимость

от 40 000,00 рублей

Отчет по аудиту выдается в течение 5 календарных дней. Отчет содержит информацию о состоянии системы закупок в учреждении, нарушения, если таковые выявляются. В отчете будет представлена максимальная стоимость рисков организации, выраженная в рублях, а также рекомендации по устранению нарушений или минимизации рисков. Кроме того, заказчик получит рекомендации организационного характера, если это потребуется.

В течение 1 месяца с момента проведения диагностики (аудита) будет оказана необходимая методическая помощь по приведению системы закупок в соответствие законодательству Российской Федерации.

(«поправим все что можно»)

В течение 3 месяцев консультации по организации закупочной деятельности по телефону и электронной почте

Федеральный Закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012г.

С 1 января 2014 г. абсолютно все заказчики, указанные в законе, должны работать по 223-ФЗ. Особый статус имеют бюджетные учреждения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона 44-ФЗ бюджетные учреждения для некоторых закупок вправе не применять нормы жестко регламентированного 44-ФЗ , а работать в соответствии с более удобным Федеральным законом от 18.07.2011г.№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из-под действия 44-ФЗ бюджетные учреждения могут вывести закупки:

  • осуществляемые за счет грантов;
  • которые проводятся за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности;
  • в случае, если бюджетное учреждение само выступает в качестве исполнителя по контракту (в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения).
  • Вывести закупки из-под 44-ФЗ бюджетное учреждение может только после принятия и публикации Положения о закупках сроком до 1 апреля 2014г. Всем остальным заказчикам необходимо было разместить Положение на ООС до 31 декабря 2013г.

Для всех остальных организаций 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки, независимо от источника дохода, использования полученных денежных средств за перечнем исключений, которые перечислены непосредственно в 223-ФЗ.

Десять шагов для легких закупок по 223-ФЗ

  1. Получить усиленную электронную подпись в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязью. (Электронная подпись выдается на один год).
  2. Зарегистрировать физическое лицо в ЕСИА http://www.gosuslugi.ru/.
  3. Зарегистрировать юридическое лицо в ЕСИА http://www.gosuslugi.ru/.
  4. Зарегистрироваться на официальном сайте в разделе для закупок по 223-ФЗ: http://zakupki.gov.ru/223/.Это не электронная площадка, это официальный сайт для размещения информации (ООС). Этапы со 2 по 4 подробно описаны в дорожной карте на сайте: http:/ /zakupki.gov.ru/223/ в разделе информация для заказчиков и поставщиков.
  5. Разработать .
    Общего утвержденного для всех Положения о закупках не существует. Могут быть приняты дополнительные региональные акты, которые устанавливают дополнительные требования к положению (для заказчиков Москвы это постановление №441).
  6. Утвердить и опубликовать на официальном сайте Положение о закупках до 1 января 2014 года.
    Что касается бюджетных учреждений, то в законе о контрактной системе 44-ФЗ (94-ФЗ) указано, что Положение должно быть ими опубликовано до 1 апреля 2014 года, если оно не будет опубликовано, то в 2014 году такое учреждение не сможет работать по 223-ФЗ.
  7. Разработать в соответствии с и опубликовать на официальном сайте до 1 января 2014 года. (Эта норма указана в Постановлении Правительства №908.)
  8. .
    Сайт - это доска объявлений, где заказчик публикует информацию о своих закупках, положения, отчеты и т.д.
    Закупки в электронной форме должны проходить непосредственно на электронной площадке.
  9. Пройти .
    Требований в самом законе к профессиональному образованию, к квалификации нет, но с 2014 года в законе будут приняты .
  10. Проводить закупки по собственным правилам.

Положение должно регулировать все закупки по 223-ФЗ, независимо от их стоимости!

Запрос цен и запрос котировок;

Конкурентные переговоры (для крупных компаний).

Кроме указания способов закупки, необходимо регламентировать условия выбора того или иного способа.

  • Порядок подготовки и проведения закупок:

В какие сроки публикуются изменения к закупочной документации;

Разъяснения к процедуре закупки.

  • Порядок заключения и исполнения договоров.
  • В Положении необходимо регламентировать, кто и в какой срок первый подписывает договор.
  • Иные Положения.
  • Заказчик размещает Положение на официальном сайте zakupki.gov.ru
  • На собственном сайте заказчик может его продублировать.

Утверждение положения

Заказчик

Кто утверждает

Государственная корпорация

Высший орган управления государственной корпорации

Государственная компания

Высший орган управления государственной компании

Государственное унитарное предприятие

Муниципальное унитарное предприятие

Руководитель унитарного предприятия

Автономное учреждение

Наблюдательный совет автономного учреждения

Акционерное общество

Совет директоров (наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган акционерного общества, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества

Общество с ограниченной ответственностью

Общее собрание участников общества

Бюджетное учреждение

Учредитель

Если заказчик попадает под 223-ФЗ, но не разместил на ООС Положение, при закупках он должен применять 44-ФЗ.

Штрафы, согласно законопроекту №370370-6.

Неразмещение утвержденного Положения о закупках влечет за собой наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей;

- на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Все заказчики, включая бюджетные учреждения, в уже опубликованное Положение о закупках могут вносить изменения.

Изменения публикуются на официальном сайте.Старая версия Положения остается на ООС и признается утратившей силу, а новая становится доступной.

Публиковать Положение на ООС можно без печатей и подписей.

Порядок публикации документации на ООС установлен в Постановлении Правительства №908 от 10 сентября 2012 г. «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».

Заказчик обязан размещать на официальном сайте:


1. Документы, регламентирующие деятельность заказчика.

Положение о закупке - в течение 15 дней;

Изменение в положение - в течение 15 дней.

2. Планы закупок.

План закупки сроком не менее чем на 1 год.

Если закупок не запланировано на год, либо все закупки не превышают 100 000/500 000 рублей можно публиковать пустой план на официальном сайте.

3. Документы закупки.

Извещение о закупке;

Документация;

Проект договора;

Изменения;

Протоколы.

4. Изменения в договоры.

Существенные условия договора - срок 10 дней.

5. Отчеты.

Ежемесячный (в срок до 10 числа каждого месяца).

Если у заказчика было 0 закупок, то пишется 0 договоров,0 сумма, но отчет публикуется.

В Росстат сдается отчет Форма 1-Закупки,1 раз в полгода.

Форма план закупок

Постановление Правительства №932 от 17.09.12 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

В план не включаются:

  • Закупки, составляющие государственную тайну.
  • Закупки, определенные решением Правительства РФ.

В план можно не включать:

  • Закупки стоимостью до 100 000/500 000 рублей.

В нормативных актах не указано кто утверждает план, поэтому организация самостоятельно на основании локальных актов решает этот вопрос.

План можно изменять так часто, как это необходимо. При изменении плана также формируется новый план и документ, содержащий перечень внесенных изменений.

План не обязательно должен совпадать с отчетом.

Закупки до 100 000 (500 000) рублей:

  • Можно не включать в план.
  • Можно не публиковать на ООС извещения о таких закупках.
  • Нужно включать в ежемесячный отчет.
  • Нужно включать в отчет Росстат.
В ежемесячный отчет о заключенных договорах по 223-ФЗ необходимо включать и те закупки, стоимость которых не превышает 100 000 рублей.

Многие заказчики ошибочно полагают, что вправе не включать в ежемесячный отчет мелкие закупки на основании ч.15 ст.4 Закона 223-ФЗ:

«Заказчик вправе не размещать на официальном сайте СВЕДЕНИЯ О ЗАКУПКЕ товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей».

При этом ч.19 ст.4 Закона 223-ФЗ говорит о том, что:

«Заказчик…размещает на официальном сайте:

1) СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ И ОБ ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ ДОГОВОРОВ, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг»

Сведения о закупке не равны сведениям о количестве стоимости договоров

Утвержденной формы ежемесячного отчета не существует. Отчет заполняется на сайте Zakupki.gov.ru.

Наименование сведений

Что включаем

Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.

2строчка+3строчка+4 строчка+ конкурентные закупки

Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Только закупки у единственного поставщика

(включая закупки до 100 000/500 000 рублей)

Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну.

Только закупки, содержащие государственную тайну

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Только закупки у СМП

В первую строчку заказчик должен включать сведения обо всех договорах, заключенных в рамках 223-ФЗ, а не только о заключенных по результатам конкурентных процедур.

Штрафы по 223-ФЗ

Нарушение заказчиком установленных законодательством сроков размещения на официальном сайте сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки:

  • Не более чем на 10 рабочих дней:

на ДЛ: 3 000 рублей; на ЮЛ: 10 000 рублей.

  • Более чем на 10 рабочих дней:

на ДЛ: 15 000 рублей; на ЮЛ: 50 000 рублей.

  • Не размещение:

на ДЛ: 30 000 рублей; на ЮЛ: 100 000 рублей.

Способы закупки

2. Аукцион - (срок 20 календарных дней ч.2ст.3 223-ФЗ).

3. Конкурс - (срок 20 календарных дней ч.2ст.3 223-ФЗ).

Любой способ закупки может быть проведен в электронной форме.

Рамочный договор

Заключать рамочный договор можно!

При этом, в договоре на закупку должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) - п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

П.1. ст. 432 ГК РФ: Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

П. 2. Ст. 434 ГК РФ: Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Автопролонгация

Информационное письмо президиума ВАС № 59:

При продлении договора аренды здания, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды отношения сторон регулируются новым договором аренды.

Таким образом, фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора.

Старые договоры с автопрологнацией необходимо расторгнуть, либо учитывать как закупки у единственного поставщика!

Электронные закупки. Закупки в электронной форме

"Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Примеры из этого перечня:

  • Бумага
  • Полиграфия
  • Канцелярия
  • Медицинская аппаратура
  • Автомобили
  • Техобслуживание и ремонт оргтехники
  • Уборка

Штрафы за невыполнение закупки в электронной форме

Принятие должностным лицом юридического лица решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществиться путем проведения закупки в электронной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Закупки в электронной форме и единственный поставщик

«П. 2: Установить, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме :

если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствиис положением о закупке, предусмотреннымстатьёй 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".»

Электронная форма ≠ электронный аукцион

Преимущества электронных закупок:

  • Соответствие общей политике государства
  • Выполнение требований 616 Постановления Правительства
  • Экономия времени
  • Квалифицированные подрядчики
  • Удобный инструмент для закупок
  • Экономия бюджета

Закупки через ЭТП сокращают время общения заказчика с официальным сайтом zakupki.gov.ru

Реестр недобросовестных поставщиков

Ведется в соответствии с Постановлением № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Обжалование:


3 случая по 223-ФЗ:

  • Нет положения о закупке.
  • Не работает по 44-ФЗ.
  • Выдвигаются требования, которых не было изначально в документации.
  • Длительный процесс.
  • Договоры расторгаются в судебном порядке.

Вопросы слушателей

Вопрос : Автономные учреждения делают закупки по 223-ФЗ или по 44-ФЗ?

Ответ : По умолчанию все автономные учреждения проводят закупки по 223-ФЗ, но если заказчик - автономное учреждение не разместил Положение о закупках на ООС, то он должен применять при закупках 44-ФЗ.

Вопрос : Изменение к Положению о закупке бюджетных учреждений также утверждается учредителем?

Ответ : Изменение к Положению о закупке утверждается тем же органом, который утверждал это Положение. В бюджетных учреждениях Положение о закупке утверждает учредитель.

Вопрос : Заказчик - бюджетное учреждение - опубликовал Положение о закупке, утвержденное руководителем 25 декабря 2013г., является ли это нарушением?

Ответ : Нарушением не является, но и Положение, утвержденное ненадлежащим образом недействительно. Необходимо утвердить правильно и опубликовать его на ООС повторно.

Вопрос : Заказчик - бюджетное учреждение разместил Положение о закупке до 31 декабря и план, утвержденный руководителем,что делать в данный момент?

Ответ : Необходимо учредителю утвердить Положение, план не обязательно учредителю утверждать,и разместить эти документы повторно на официальном сайте.

До размещения правильно утвержденных документов заказчик работает только по 44-ФЗ.

Вопрос : Действующие договоры с 2013года включать в план?

Ответ : Когда в договоре согласованы все существенные условия, то закупки по такому договору под действие 223-ФЗ не попадают и заказчик их ни в план, ни в отчет не включает. Если же договор с 2013года с открытыми условиями (т.е. не указаны ни общая стоимость договора, ни стоимость единицы работ, услуг, ни даже порядок ее формирования), то он не считается заключенным и закупки по такому договору попадают под действие 223-ФЗ с 1 января 2014года, когда каждая закупка будет считаться отдельным договором и включается в план, в отчет и т.д.

Вопрос : Суммировать только чеки? Договор на 90 000 рублей, в январе оплачено 30 000 рублей. Суммировать 90 000 или 30 000 в отчет за январь?

Ответ : Договор включаем в отчет по дате его подписания. Все 90 000 рублей включатся в январский отчет.

Вопрос : Как быть с приобретением ж/д и авиабилетов для поездки на соревнование общей суммой более 100 000 рублей?

Ответ : Для поездок на соревнование, в командировки имеет смысл предусмотреть возможность не проводить конкурентную процедуру, а закупать у единственного поставщика.

Вопрос : Если сделка по дате в феврале, то отчет в марте?

Ответ : Да, все верно.

Вопрос : Если заказчик принял два ноутбука. Один продал, а один вернул. Разницу выплатил поставщику по возвратной накладной. Каковы действия заказчика?

Ответ : В данной ситуации нужно вносить изменения в отчет.

Вопрос : Что публиковать, при оплате счетов за 2013год в 2014 году, так как не было возможности оплатить в декабре?

Ответ : Если договор в прошлом году заключен и в нем все существенные условия указаны, то данные оплаты никуда не включаются. Так как это отсроченные обязательства.

Вопрос : Авиа и ж/д билеты за проезд нужно включать в план или стоит предусмотреть их закупку без проведения конкурентных процедур?

Ответ : Билеты лучше закупать без конкурентных процедур. Заказчик предусматривает,что это закупка у единственного поставщика, при этом закупки у единственного поставщика превышающие 100 000/500 000 рублей не освобождаются от включения в план. Необходимо включить данную закупку в план, указать способ закупки, закупка у единственного поставщика, опубликовать на сайте извещение, документацию, проект договора, включить ее в отчет.

Вопрос : Если в план-график внесены договоры от 100 000 до 300 000 рублей. Можно ли внести изменения на замену способа закупки. Как это оформить?

Ответ : Можно внести изменения в план закупок . Опубликовать на ООС новый план закупок вместе с документом, где указаны измененные пункты.

Вопрос : Если нет договора, товар приобрели по чеку, включать в отчет?

Ответ : Это также считается закупкой и включается в отчет.

Вопрос : Договор с единственным поставщиком заключен в 2013 году на общую сумму больше 100 000 рублей(но менее 100 000 в месяц), нужно ли это указывать в плане?

Ответ : Общую сумму договора нужно указывать в плане и размещать на ООС(официальном сайте).

(Договор на аренду недвижимого имущества лучше заключать с единственным поставщиком, но также нужно публиковать информацию на ООС.)

Вопрос : Как заключать договор по 223-ФЗ: на бумажном носителе или в электронномвиде?

Ответ : Как заключать договор заказчик решает самостоятельно, в положении о закупках должны быть предусмотрены порядок исполнения и условия заключения договора.

Вопрос : Необходимо ли обоснование цены по 223-ФЗ?

Ответ : По умолчанию обоснование цены не требуется.

Вопрос : Применяем ОКДП или ОКПД при составлении отчета и план -графика?

Ответ : При составлении отчета коды не применяются. При составлении плана закупок по 223-ФЗ применяется ОКДП.

Вопрос : Положение утвердили в новой редакции, внесли изменения,обусловленные396 законом, должны ли публиковать новое положение,извещение об изменении? Будет ли штраф, если положение утверждено 22 ноября, в личном кабинете размещено 25 ноября, но опубликовано 30 декабря?

Ответ : Штрафа не будет. Закон обратной силы не имеет, если иное не указано в законе.Новое положение, извещение должны публиковаться на ООС.

Вопрос : Можно ли указывать фирменное наименование товара в котировках?

Ответ : Лучше товарный знак не писать, либо если писать, то указывать эквивалент. Товарный знак необходимо обосновывать.

Вопрос : Кроме отчета, какие документы нужно публиковать по закупкам у единственного поставщика?

Ответ : Если закупка не превышает 100 000/500 000 рублей, то публикуется информация в отчет. Если закупка у единственного поставщика превышает 100 000/500 000 рублей, то заказчик такую закупку включает в план, публикует извещение, документацию, проект договора и включает ее в отчет.

Вопрос : Форма 1-Торги поквартальная или полугодовая?

Ответ : В 223-ФЗ предусмотрена Форма 1-Закупки,она полугодовая. Форма 1-Торги только для заказчиков, работающих по 44-ФЗ.

Вопрос : Если производится закупка бумаги до 100 000 рублей?

Ответ : Если бумага закупается на сумму более 100 000 рублей, то необходимо зарегистрироваться на электронной площадке и проводить электронную закупку в соответствии с положением.

Если бумага закупается на сумму менее 100 000 рублей, то закупка может быть проведена не в электронной форме. В соответствии с положением такая закупка проводится у единственного поставщика.

Вопрос : Как обосновать выбранный метод закупки непосредственно к договору до 100 000 рублей?

Ответ : В положении о закупке должны быть указаны критерии выбора способа закупки. Конкретно к каждой закупке у единственного поставщика делать обоснование нет необходимости.

Вопрос : Обязательно ли государственным унитарным предприятиям работать по системе ЕИС?

Ответ : Нет, необязательно.

Вопрос : Автономное учреждение получает субсидию на выполнение муниципального задания. По данным расходам необходимо отчитываться ежемесячно?

Ответ : Все учреждения, кроме бюджетных учреждений, полученные субсидии на капитальные вложения, реконструкцию должны использовать по ст.15 44-ФЗ. Такие субсидии ни в план, ни в отчет по 223-ФЗ не включаются. Если субсидия на выполнение государственного, муниципального задания, то по умолчанию она тратится по 223-ФЗ, если иное не указано в условиях предоставления субсидии.

Вопрос : Можно ли узнать подробнее про одноименность товаров?

Ответ : В 223-ФЗ одноименность товаров не рассматривается.

Вопрос : Какая документация готовится для проведения электронных торгов?

Ответ : Аналогично документации при закупке в бумажной форме.

Вопрос : Нужно размещать заявку и документацию при закупке у единственного поставщика?

Ответ : Не важен способ закупки. Если стоимость закупка превышает 100 000/500 000 рублей, то необходимо разместить на ООС извещение, документацию, проект договора и протокол.

Вопрос : Расскажите порядок проведения процедур. Где можно взять типовые формы документации?

Ответ : Типовую документацию можно посмотреть на ООС.

Вопрос : Обязательно ли на каждую закупку к чеку и счету просить договор?

Ответ : Нет, не обязательно. Чек сам является договором в письменной форме. Поэтому на каждую закупку договор не нужен.

Вопрос : Если нет одноименности товара, можно ли по одному лоту закупать одновременно медикаменты и инструменты медицинские, когда они относятся к разным номенклатурным группам?

Ответ : Одноименности нет, но есть закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». И если заказчик будет одним лотом закупать медикаменты и инструменты, и будут жалобы, то потенциально ФАС может это признать ограничением конкуренции.

Вопрос : Договор на ГСМ заключен в 2013 году, счет в январе оплатили на сумму более 100 000 рублей. Извещение о закупке у единственного поставщика не публиковать? Если внесли изменения, что будет?

Ответ : Если заказчик договор на ГСМ заключил в 2013 году и у вас в договоре есть цена договора, то договор надо включать в отчет, независимо от даты оплаты.

Вопрос : В какие сроки нужно размещать план закупок?

Ответ : План закупок нужно разместить до 31 декабря 2013г. Если не размещен план, то можно разместить его сейчас. Ответственности за это сейчас нет.

Вопрос : Могут ли автономные организации проводить совместные торги и как это прописать в положении?

Ответ : В положении нужно указать, что заказчик может проводить совместную закупку и разделить понятия заказчик и организатор процедуры. Заказчик это тот, чьи потребности удовлетворяются, организатор, тот, кто проводит конкурентную закупку.

Вопрос : Сколько процентов от выделенной годовой суммы сможет отводить образовательное учреждение на закупки до 100 000 рублей, т.е. без проведения торгов в электронном виде?

Ответ : Бюджетные учреждения и все другие организации самостоятельно решают сколько они закупают у единственного поставщика. Рекомендуемая цифра - 60%-70% закупок проводить конкурентными способами в электронной форме.

Вопрос : Кто утверждает положение о закупках у автономных учреждений?

Ответ : Наблюдательный совет утверждает.

Вопрос : Если положение бюджетного учреждения размещено в декабре 2013 г. и его утвердил учредитель?

Ответ : Все в порядке, с 1 января 2014 г. можно продолжать работать. У бюджетных организаций срок размещения положения о закупке до 1 апреля 2014 г.

Вопрос : Кто утверждает положение о закупке муниципальных казенных учреждений?

Ответ : Положение утверждает руководитель.

Вопрос : Договор оплачивается ежемесячно. В отчет включать сумму ежемесячную или всего договора?

Ответ: Если общая сумма договора указана, есть количество товара, такой договор включается в отчет один раз, когда он был заключен.

Вопрос : Договор заключен до вступления в силу 223-ФЗ, в январе заключено дополнительное соглашение на сумму более 100 000 рублей. Нужно ли публиковать извещение и документацию? Или нет, так как основной договор старый?

Ответ : Если заказчик заключил договор до вступления в силу закона 223-ФЗ, то дополнительное соглашение будет новой закупкой, если эта закупка подходит под закупку у единственного поставщика, иначе такое дополнительное соглашение не будет возможности заключить.Если заказчик заключил договор во время действия для него 223-ФЗ, т.е. договор новый, и к нему заключил дополнительное соглашение более чем на 100 000 рублей, то такую закупку ни в план, ни в отчет вносить не нужно. Заказчик просто публикует на сайте сведения об изменении договора.



error: Контент защищен !!