Духовно нравственное воспитание студентов. Пути духовно-нравственного становления студентов

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

ДОКЛАД НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

На тему: «Духовно – нравственное воспитание студентов »

Подготовила:

Преподаватель

Игнатенко О.Ю.

р.п. Красные Баки

2014

Доклад

Слайд 1 .

На тему: « Духовно - нравственное воспитание студентов »

Слайд 2.

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла

и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций-знаний и умений, но и общих – понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами, бережное отношение к историческому наследию и культурным ценностям, уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика работника

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Слайд 3.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 4.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что в ажнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Слайд 5.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-

исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Слайд 6.

В Концепции выделены базовые национальные ценности:

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература - красота, гармония, духовный

мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое

развитие, этическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Слайд 7.

Перед педагогами колледжа стоят задачи духовно - нравственного воспитания как процесса содействия духовно-нравственному становлению студентов, формированию у них:

нравственных чувств (совесть, честь, чувство долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

нравственного облика (терпение, милосердие, честность, надежность, правдивость);

нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю).

Для реализации данных задач воспитательной работы в колледже систематически проводятся следующие мероприятия:

тематические мероприятия и классные часы, беседы, конкурсы, дискуссии, акции, соревнования, викторины, выставки, субботники,встречи, экскурсии и т.д. Вот некоторые из них:

Слайд 8.

Воспитание гражданственности, прав и законов -встреча с правоохранительными органами;

Слайд 9.

Воспитание патриотизма, изучение истории Отечества;

Слайд 10

Экологическое воспитание, прививать любовь к природе родного края;

Слайд 11-12.

Воспитание здоровой, физически-развитой молодежи;

Слайд 13.

Изучение истории колледжа, района, родного края;

Слайд14 - 15

Воспитание патриотизма, любови к России, служение Отечеству;

Слайд 16.

Прививать любовь и заботу о младших;

Слайд 17.

Воспитание трудолюбия;

Слайд 18

Уважение старшего поколения-оказание шефской помощи ветеранам труда.

Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире.

Но любовь к избранной профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой.

Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.

Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия.

Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. К личностным качествам, необходимым для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, относят

Слайд 19:

морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

эмоционально-нравственные качества : чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

мировоззренческие качества: любовь к студентам, патриотизм, гуманизм.

Воспитывать в наших студентах духовно-нравственные ценности мы стараемся на уроках, на практических занятиях и во внеклассной деятельности. Таким образом, образовательная и воспитательная деятельность в нашем колледже направлена на воспитание нравственных качеств личности, формирование профессиональных компетенций, и развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика будущего специалиста. Слайд 20

Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни.

Слайд 21

« В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли …» А.П.Чехов

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Литература:

1. Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования

средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - с. 49 - 53.

2. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. с. 14 - 19.

3. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - с. 221 - 226.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ .

1

1 Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

В статье представлен анализ проблем современной студенческой молодежи России. Исследование, проведенное на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что наиболее важными, по мнению студентов, являются социально – психологические проблемы: игромания, уход в виртуальный мир (69 % опрошенных), наркомания (67 % респондентов), алкоголизм (64,5 %), насилие (в разных формах) (61 %), одиночество (53 %), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47 %), проблемы адаптации к новым условиям (44 %), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38 %), незапланированная беременность (24 %), суицид (12 %). Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник», решающий задачи формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных ценностей, формирование навыков самопрезентации, организации общественно и личностно значимых дел.

проблемы личности

саморазвитие

самовоспитание

духовность

нравственность

православие

высшая школа

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 301 с.

2. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

3. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.2001. - СПб., 1995. - 148 с., ил.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М. : Педагогика, 1983. - 391 с.

5. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели современного воспитания: личностно-ориентированное коллективное творческое дело. - Ульяновск: Изд-во ИПК ПРО, 1996. - 90 с.

6. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - М. : МПСИ, 2006. - 424 с.

7. Смысл человеческого бытия / под ред. Ф.В. Цанн-Кай-Си. - Владимир: ВГПУ, 2002. - 276 с.

8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды. Т. 1-2. - М. : МПСИ, 2005. - Т. 1. - 568 с.

9. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 40-47.

Введение

С начала XXI века российское образование, как один из социокультурных, педагогических и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

Поиск новой образовательной парадигмы идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о духовности. Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими как свобода совести, открытость общества, вариативность выбора жизненного пути, широкое информационное поле СМИ и сети Интернет и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Новые политические и социально-экономические реформы в России, начавшиеся в 1990-х годах, обусловили крах советских идеалов, норм и взглядов на мир когда-то огромной страны, оставив целый народ без ориентиров и веры в светлое будущее.

Целью нашего исследования, проведенного на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, необходимых для духовно-нравственного воспитания личности в системе высшего образования. Методическую основу исследования составили: анализ педагогической, психологической, философской, культурологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; диагностические методы: анкетирование, беседы; обсервационные методы: прямое, косвенное, включенное наблюдение; интерпретационные методы: ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности; математические методы анализа данных.

Вопросы, связанные с проблемой духовно-нравственного развития молодого поколения, традиционно находились в центре философской научной рефлексии. Так, философы Античности (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.), Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Просвещения (Ф. Вольтер, Ж. Руссо и др.), Нового времени (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг, И. Фихте и др.) решали вопрос о роли и месте человека в соответствии с мировоззренческими установками современной им исторической эпохи.

С конца ХIХ века эта проблема стала одним из самых востребованных теоретических конструктов. Вопрос о способах связи элементов в системе «человек - мир» не утратил своей актуальности и на текущем этапе культурно-исторического процесса.

В научной литературе советского периода освещались и психологический (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Н.В. Шевандрин), и социально-психологический (И.С. Кон, А.И. Ковалева, Д.А. Леонтьев) аспекты формирования духовно-нравственных установок личности.

В отечественной педагогической теории наших дней разрабатываются системы диспозиций личности, связанные с такими понятиями, как смысловая установка, система личностных ценностей, нравственное развитие (Ю.В. Александрова, Е.Е. Вахромов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.В. Столин и др.).

Ученый Е.Ю. Ястребова отмечает, что в деятельности каждой личности имеют место системообразующие факторы (цель, ценности, средства, потребность, интерес, мотив, предмет деятельности), организационные механизмы (методы, организационные и моральные принципы, механизмы мотивации), организационные формы (регламенты, правила, программы, планы). У каждой личности свое представление о том, какой она хочет быть и почему. Выбор последовательных действий и направление движения зависят от нее самой .

По мнению психолога А.Н. Леонтьева, сущность смысла жизни проецируется в отношении мотива деятельности к непосредственной цели ее. При этом ведущую смысложизненную нагрузку в системе «мотив - цель» несет мотив . Ценностный подход позволяет увидеть личность таковой, какова она есть сейчас, какой могла бы быть и будет. Он предполагает отношение к личности как к субъекту - К.А. Абульханова-Славская, С.Д. Поляков, В.Д. Сайко, Т.Ф. Яркина и др. .

Вместе с тем мы отмечаем, что современная педагогика располагает небольшим арсеналом научных исследований по проблеме данного феномена. С.Л. Беличева, Л.Г. Десфонтейнес, Д.И. Фельдштейн и др. - авторы работ, ориентированных на направленность, потребности и ценностные ориентации личности .

Проведенное нами исследование (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что молодые люди, получившие образование в школе, не обладают положительным мировоззрением (68% опрошенных). Они часто не понимают, что представляют собою, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности (57% респондентов). Все чаще в молодежной среде проявляются явления деструктивного характера, стремительно растет количество суицидов.

Проблемы студенческой молодежи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом. Эти проблемы, с одной стороны, взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны, они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи государственной политикой. Рассмотрим ряд специфических проблем, относящихся к молодежной среде.

Социально-психологические проблемы - это проблемы, возникающие при взаимодействии индивида с социумом. От умения человека контактировать, взаимодействовать, сотрудничать с людьми и находить свое место в обществе зависит его психологическое состояние.

Наше исследование выявило наиболее важные, по мнению студентов, социально-психологические проблемы (по данным проведенного опроса студентов 1-2 курсов): игромания, уход в виртуальный мир (69% опрошенных), наркомания (67% респондентов), алкоголизм (64,5%), насилие (в разных формах) (61%), одиночество (53%), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47%), проблемы адаптации к новым условиям (44%), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38%), незапланированная беременность (24%), суицид (12%).

Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. В силу чего у молодежи несколько размыты такие понятия, как «нравственно» или «безнравственно».

Наработанная в отечественной педагогике и психологии практика формирования у субъекта позитивной цели оправдала себя на протяжении предыдущих десятилетий. Однако на сегодняшний день у ряда студентов 1 и 2 курсов обучения мы отмечаем явление «экзистенциального вакуума» (42% опрошенных). Суть этого явления заключается в том, что человек находится в состоянии некоей пустоты, скуки, не знает, чем себя занять (своего рода «эффект выходного дня»). Так у студентов постепенно теряется смысл существования и опора в жизни. Следовательно, многие из молодежных проблем (наркомания, алкоголизм, преступность) целесообразно начинать рассматривать с причин возникновения «внутренней пустоты».

В этом состоянии каждый молодой человек подвергается огромной психологической нагрузке, требующей адекватной реакции на реальность и сортировки получаемых знаний об окружающем мире. Сознание подростков и молодежи, как губка, впитывает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой будущей личности и влияют на ее мировоззрение и жизненную позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим высшее профессиональное образование, верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие нравственному развитию.

Веками носительницей духовных ценностей русского народа была и остается православная церковь. Принадлежность к православию для большинства представителей российской молодежи является всего лишь национальной идентичностью. Число же реально воцерковленных крайне мало, что обусловлено современной культурой потребления. Интерес к церковному укладу и духовной жизни можно возродить миссионерской работой в студенческой среде нового поколения. Помощь в приобщении молодых людей к родной религии способны оказать группы православной молодежи, организованные на базе высших учебных заведений.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся в последние десятилетия имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь и любовь к Родине, привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди молодежи, бродяжничеству, токсикомании и наркомании, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только в семьях группы риска, но и у вполне «благополучной» категории семей, тех, где родители заняты карьерой и не имеют ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию собственных детей.

Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. В этом ряду одной из инновационных технологий является технология духовно-нравственного воспитания личности студентов в структуре высшего профессионального образования с интегрированными в неё вопросами различного содержания, форм, средств и методов в сложном процессе духовно-нравственного развития личности.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник» в Муромском институте (филиале) Владимирского государственного университета.

Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, мы стимулируем интерес и потребность личность в сопричастности, возникает потребность в познании, самоанализе, признании. Проектируются приемлемые ценностные ориентиры формирования себя как специалиста, происходит выбор вектора духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию через механизмы воздействия на него как субъекта системы воспитания вуза и воспитывающую среду института.

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением в воспитательной работе института. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе учебно-воспитательной деятельности вуза и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего её позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

Основными направлениями духовно-нравственного воспитания мы считаем: формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей, формирование качеств социально-активной личности, имеющей навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.

Управление моделью включает в себя координацию действий различных структур института: руководства вуза, воспитательного и учебного отдела, деканатов, профсоюзной организации работников и студентов, совета студентов и аспирантов института. А также создание на базе института научно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию и региональной группы по экспертизе программ духовно-нравственного содержания.

При институте функционирует первый в области университетский храм, чин освящения которого совершил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий 18 августа 2004 г. Важной составляющей в развитии объединения является участие профессиональных педагогов в организации обучающего процесса и создании благоприятной психологической среды. Работа «Паломника» ведется в тесном взаимодействии с духовенством Спасо-Преображенского мужского монастыря, подворьем которого является университетский храм. Активисты общества принимают участие в крестных ходах и других важных событиях православной жизни города. Деятельность православного объединения постоянно освещается в университетской газете, в которой также существует отдельная колонка для публикаций на тему современного православного служения и проблем религиозности. Для участников клуба православной молодежи работает музыкальная студия, в которой студенты получают возможность творческого развития и приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.

В 2011 году руководитель клуба, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета института Климова Ю.Н. и аспирант Малакаев К.Н выиграли грант фонда преп. Серафима Саровского «Православная инициатива», что позволило провести ряд конференций, круглых столов и обучающих семинаров для учителей общеобразовательных школ округа Муром по вопросу духовно-нравственного развития школьников.

Рецензенты

  • Андрианов Дмитрий Евгеньевич, доктор технических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.
  • Жизняков Аркадий Львович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.

Библиографическая ссылка

Фомина О.Е. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6973 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понятия «нравственность» и «духовность» не статичны. Сменяются столетия, меняется быт, уклад, менталитет у людей. Вместе с этим меняется и представление о нравственности, ее лимиты и приоритеты. Это совершенно нормальный процесс. Им командует эволюция. Но то, что мы наблюдаем сейчас – это не просто эволюция. Это самый настоящий кризис нравственности в нашей, некогда, духовно богатой стране.

Самой большой проблемой воспитания является незаинтересованность общества в духовно-нравственном воспитании детей . Отсутствие интереса к культуре и нравственности в семьях на корню обрывают процесс воспитания морали и духовности в подрастающем поколении. Потеря нравственных ориентиров привела к поиску искусственно созданных фальшивых ценностей. Проблема нравственного воспитания детей лежит в воспитании их родителей.

Как мы к этому пришли

Когда рушится какой-либо политический строй, по цепочке за ним падают идеалы, цели, социальные ориентиры. В нашей стране такое уже случалось. Достаточно вспомнить первое время после революции 1917 года. В одночасье обрушилось все, во что верили. Стране не нужна была духовность – нужны были рабочие руки, сила, работа в команде. Страна переживала тяжелый духовный кризис до тех пор, пока не окрепла, старые ориентиры сменились на новые. Общество стало видеть нового человека – как честного, работящего, доброго, самоотверженного – патриота своей Родины.

Падение СССР, события 90-х годов повело народ по аналогичному сценарию. Но в отличие от постреволюционного времени, на смену павшей идеологии людям не дали ничего. Ничего, кроме рек информационного мусора, хлынувшего к нам из-под поднятого «железного занавеса». Никогда еще наша страна не переживала подобного – молодежь стыдилась своих корней, своей народной культуры. Детские фольклорные коллективы пустовали. С телевизоров сыпалась пропаганда Американской культуры и западного образа жизни. «Американ бой, уеду с тобой» – пела популярная тогда группа «Комбинация», они же пели «Как-то раз, пошла гулять я с иностранцем». Они пели – мы подпевали. «Мама, не стоит плакать, я русского люблю» – такой вот текст у певицы Каролины. Это только малая толика огромной беды , той, что постигала наше общество. Выживание, гонка за наживой, мафиозные столкновения. Главари банд вместо Робин Гуда, джинсы вместо платья, накаченная грудь взамен скромного румянца. На этом росли дети. Это не их вина, но отпечаток эпохи в душе, словно клеймо. Сегодня эти дети – родители тех, кого мы видим в детских садах и школах . Вы еще спрашиваете, где мораль?

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей

Нравственное воспитание детей начинается с семьи , с самого рождения. Как бы ни была велика роль образовательных институтов – фундамент морали и духовности закладывается родителями с самого момента рождения. Семейный менталитет, культурный уровень, религиозная принадлежность и степень глубины ее верований – это то, что понесет с собой по жизни маленький гражданин своей страны.

Стремление ко всему прекрасному заложено в нас природой. Никто не рождается злым – это факт . Каждый малыш изначально добр, открыт и готов обнять весь мир. Он не знает, что такое деньги, его не интересует дорогая одежда вместе с чудесами технологий. Все, что надо ребенку – это еда, тепло, питье, мягкая постель, мама, любящие люди вокруг. Не найти более нравственное и одухотворенное создание, чем ребенок 3 лет. В нем уже есть все: человеколюбие, стремление к прекрасному, здоровая скромность и желание заботиться. Все, что нужно – это не дать ребенку «испортиться» , показать на собственном примере правильные ориентиры. Но что дети видят дома:

  • Озлобленных на жизнь и друг на друга, родителей;
  • Праздники, венец которых – алкоголь в компании изобилия пищи;
  • Нецензурная брань;
  • Телевидение, пропагандирующее насилие, потребительское отношение, неграмотность;
  • Приоритет материального над духовным.

Нравственное воспитание – это внешний процесс. Духовность рождается и развивается внутри. На уже заложенный с рождения стержень человеческих качеств, как клубок, наматывается опыт, переживания от увиденного, услышанного. Несмотря на то, что и младших школьников лежит в основе воспитательной работы, но далеко не все педагоги в полной мере понимают, что же такое «нравственность и духовность». Далеко не все педагоги (если говорить честно) являются наилучшим примером нравственности.

Если говорить о примере, то он может стать как мощным инструментов в нравственном воспитании, так и первым главным его врагом. Кто подает пример ребенку? Родители, педагоги, родственники, старшие школьники, популярные личности, персонажи фильмов и мультфильмов. Не нужно быть психологом, чтобы проанализировать то, что видят и слышат наши дети.

Проблемы нравственности среди молодежи

Потребительский век породил общество потребителей. Все продается и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Молодежь оказалась в эпицентре это потребительского водоворота. Современные проблемы нравственного образования берут свое начало во всем, что окружает подростков:

  1. Телевидение . С экранов телевизора льется нескончаемый поток информации со знаком минус. От простейших мультфильмов и сериалов до полноценных художественных фильмов. Каков бы ни был благородным сюжет – фоном проходит:
  • насилие;
  • секс;
  • агрессия;
  • эгоизм;
  • потребительство;
  • жажда власти.

Супергерои, положительные, казалось бы, персонажи обладают рядом недостатков, дурных привычек, и иногда ругаются нецензурной бранью. Образ женщины в современных (подростковых) фильмах являет собой полностью анти-женственную фигуру. Изображение женщины матери и жены всегда искажено до безобразия. Материнская фигура часто представлена как неухоженная, некрасивая, почти всегда, бесформенная. На место женственности выставлена сексуальность, распущенность. Быть секси, выглядеть секси и сводить с ума – это то, что транслирует кино. Это то, чем девочки хотят стать.

  1. Пресса. Всевозможные женские журналы так мало внимания уделяют истинным женским проблемам, но так много рекламе (доход превыше всего). С каждой страницы, прямо или косвенно, предлагаются товары, без которых, как утверждается, мы не можем быть красивыми, любимыми, желанными, успешными и знаменитыми. Поднимаются интимные секреты звезд, пресса рукоплещет скандалам, разводам, интимным похождениям. Пресса дает то, что люди хотят читать – да, но именно она «подсадила» народ на желтые и грязные сплетни.
  2. Опыт из детства. Сегодняшняя студенческая молодежь – это почти все дети тех, кто в юном возрасте пережил распад СССР. Потеря ориентиров, падение культуры, обрушение ценностей. У людей выбили почву из-под ног. Не было стабильности, уверенности. Создавая семьи, молодые родители уже не знали, чему учить своих маленьких детей. Воспитывать их было некогда – борьба за выживание ставила жесткие условия – дети были предоставлены кому угодно – родители должны были работать. Сегодня это наша студенческая молодежь. Они добрые и хорошие, но в их детском прошлом остался пробел – полноценного воспитания в семье они не видели, поэтому ценность семьи они не могут ощутить.

Проблемы духовно-нравственного воспитания с точки зрения церкви

Атеистические взгляды постреволюционного советского периода изменили духовно-нравственное состояние общества. Будущее России православная церковь видит за детьми и молодежью, а это значит, что проблемы воспитания молодежи следует рассматривать, как глобальные проблемы.

Несмотря на то, что русский народ поколения за поколениями воспитывался в духе нравственности, высокой культуры, чувства чести и милосердия, среди молодых ребят все чаще распространена ориентация на западную культуру. Даже не на саму культуру, а именно на современную атрибутику показушной европейской жизни.

Основными проблемами реализации духовно-нравственного воспитания церковь выделяет:

  1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания и структурированного учебного курса, включающего в себя компоненты православия;
  2. Проблема ограниченной представленности народной культуры и традиции;
  3. Отсутствие методологии православной культуры;
  4. Разрушение традиционного уклада жизни, извращении модели семьи;
  5. Неподготовленность большинства жителей России к принятию духовной части традиционной культуры;
  6. Политическая проблема. Проникновения в духовно-нравственную культуру элементов западной идеологии;
  7. Экономическая проблема. Отсутствие средств на разработку и создание учебной методической продукции по духовному воспитанию детей (подростков).

Развитие нашего общества побуждает к интенсивным поискам новых форм общественно-политической жизни, предполагающих возрождение духовных основ общения в духе гражданственности. В связи с этим одной из актуальных проблем в современной системе образования остается нравственное воспитание студентов.

В нынешних условиях изменения политической ситуации в стране, сознание молодежи подвержено противоречиям и сомнениям. Снижается роль моральных норм и критериев, растет молодежная преступность, наблюдается рост пристрастия учащихся к спиртному, употреблению наркотиков, следовательно, претерпевает изменения содержание сложившихся нравственных ценностей. В этих условиях возрастает роль образования в воспитании личности.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни. Знание и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший нравственный рост. Например, А.С. Макаренко был сторонником активного и действенного воспитания, направленного на формирование человека с высоконравственными качествами и чертами характера, поэтому он не мыслил успеха в педагогической работе без ясного представления об идеале той личности, которую следует воспитать.

Гуманизм - то система воззрений, которая признает особую ценность каждого человека как личности, уважение его права на свободный выбор, развитие и проявление всех своих потенциальных способностей. При таком подходе человек должен рассматриваться как высшая цель развития любого типа общества, и в процессе которого должны обеспечиваться создание условий для полной реализации талантов всех его членов, достижение гармонии в социальной и духовной сфере жизни. Именно такое общество может добиться наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Высшая цель человечества видится философами-гуманистами в достижении осуществления тех общественных принципов, которые ведут к торжеству человеческого духа .

Что представляет; собой «качество воспитания»? Профессор И.А. Зимняя дает формулирование данного определения следующим образом: во-первых, под этим словочетанием может пониматься набор определенных «факторов или условий образовательной среды, которые реализуются в ней, для достижения основного результата воспитательного воздействия образовательной среды, а именно - воспитания обучающегося как культурного человека.» Во-вторых, под качеством воспитания может подразумеваться результат воспитательной деятельности образовательного учреждения как набор определенных характеристик личности выпускника вуза. Такие характеристики взрослого человека (студента) были выделены И.А. Зимней .

Сложившиеся к настоящему времени уровень организации обучения и воспитания в высшей школе ориентированы больше на вооружение студентов знаниями. В этой связи хочется напомнить слова великого педагога К.Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы познаниями...» .

Одна из основных задач образования состоит в подготовке не только профессионала, но и богатой духовно-нравственной личности, патриота и гражданина своей страны, способного к самореализации, самообразованию, самообучению. Именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую для него сферу профессиональной деятельности.

Воспитание, по сути, «вплетено в весь процесс передачи содержания образования, различные методы обучения и формы учебной работы в вузе». Воспитание студентов осуществляется в значительной степени во время учебного процесса. В ходе обучения у будущих специалистов закладываются не только теоретические и практические основы знания, но и формируется определенное отношение к избранной профессии. Ученый И.В. Банова утверждает, что практически все направления воспитательного воздействия осуществляются через содержательные и процессуальные характеристики преподаваемых дисциплин. Блоки дисциплин, по их мнению, достаточно полно представленных в учебных планах специальности, дают возможность получения:

Нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок);

Умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин):

Трудового - во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

Следовательно, именно в вузе происходит формирование направленности личности на большие жизненные цели, студенты включаются в процесс активного поиска мировоззренческих, нравственных, педагогических и психологических решений. И в связи с этим, основными путями повышения эффективного процесса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов в ходе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла должны стать:

Оптимизация содержания и структуры дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в интересах совершенствования такого воспитания;

Усиление государственно-патриотической направленности в преподавании этих дисциплин; совершенствование технологий формирования нравственных, патриотических и гражданских качеств студен-
тов вузов.

Важную роль в воспитании нравственной культуры студентов играет личность преподавателя. Ученый А.А. Калюжный отмечает, что учитель играет решающую роль в осуществлении нравственного воспитания школьников. Ведущими для этого компонентами должны стать личностные качества самого учителя-предметника, его взаимоотношения с учащимися, а также умения использовать организацию и руководство взаимоотношениями и взаимодействиями между учащимися . Ученики любого возраста ценят в учителе высокие нравственные качества (любовь к профессии, знание своего предмета, умение доступно и в интересной форме преподнести даже самый сложный учебный материал), выбирают его в качестве нравственного идеала. И что, учитель должен выражать личное отношение к излагаемым им фактам и событиям, проявлять убежденность, симпатию и искренность в оценке этих событий. Тогда и будет достигнуто единство взглядов, мыслей, чувств, переживаний и идеалов учителя и учащихся, что и считал главной задачей воспитывающегося обучения выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

В формировании нравственного воспитания студентов в вузе играет немаловажную роль и внеучебные мероприятия, такие как: конкурсы, студенческие ток-шоу, встречи с ветеранами, КВН и др. Во многих вузах РС(Я), в том числе и в Якутской государственной сельскохозяйственной академии существует сегодня такая система воспитательной деятельности, которая вводит студента в мир культуры высоких нравственных отношений. Не случайно девиз концепции воспитательной работы нашей академии - «Воспитай культурой!» Одним из приоритетных направлений работы - это духовно-нравственное, патриотическое воспитание, направленная на формирование у студентов любви и уважения к своей академии, к своей Родине, чувства причастности к ее истории, судьбе, гордости за историческое прошлое, а также готовности и способности к социально ответственной деятельности. В качестве примера можно отметить дебаты на темы: «Развитие государственного языка среди молодежи», «Молодежь и выборы», круглые столы по гражданско-патриотическому воспитанию, акции «Мой президент» проводимые в вузе.

Таким образом, создается особый духовно-нравственный климат в академии, обеспечивающий социальную защищенность студентов.

Нравственное воспитание - не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними .

Представленная работа раскрывает ряд актуальных вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием студентов и определением роли преподавателя в процессе формирования и развития нравственных ценностей. В работе обращается внимание на качества нравственной личности. Автор делает выводы, что духовно-нравственное воспитание играет большую роль в современном обществе и профессиональном самоопределении студента; что нравственный человек способен подняться до интересов всего общества, сможет не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные: нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана и государственная программа духовно-нравственного воспитания, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.

Воспитание, в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счёт освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.

Духовно-нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Нравственное воспитание в юношеском коллективе проводится не только фронтально, в отношении всех воспитанников, но принимает также и индивидуальные формы. Ориентируясь в основном на коллектив студентов, на организацию коллективной деятельности, педагоги и воспитатели учитывают особенности характера каждого студента и уровень воспитанности его в нравственном отношении. Индивидуальная воспитательная работа проводится не только с недисциплинированными, нарушающими правила поведения, но и со всеми остальными подростками и юношами. В процессе нравственного воспитания широко применяются поощрения и наказания. Они служат для одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий студентов. При умелом использовании они стимулируют положительные действия студентов и помогают предупреждать и искоренять отрицательные привычки поведения.

В нравственном воспитании применяются различные приемы воспитательного воздействия, к числу которых относятся: требование, просьба, напоминание, поручение, распоряжение, переключение с одного вида деятельности на другой, постановка перед воспитанниками увлекательных перспектив и др.

В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы. Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства воспитуемых, подкрепляется упражнением. Одновременно с формированием положительных качеств воспитывается стойкое сопротивление противоположным отрицательным качествам. Сочетание убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Однако в сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений в силу различных причин не всегда удаётся сразу достигнуть поставленных педагогических целей, и в нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные отклонения от норм и требований общества. Пока эти отклонения не превратились в устойчивую привычку, не стали сложившимися чертами личности, они сравнительно легко поддаются коррекции, где воспитательные воздействия родителей и педагогов, преследующие эту цель, выступают как элементы воспитательной работы.

Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи. Формируя положительные нравственные качества, современная система нравственного воспитания в то же время преодолевает неверные взгляды и представления в области морали, вредные навыки и привычки поведения.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Когда вследствие безнадзорности, ошибок родителей и педагогов в воспитательной работе, влияния нездоровой среды, педагогическая запущенность отдельных подростков и юношей приобретает устойчивый и антиобщественный характер, перевоспитание выступает уже в качестве самостоятельной психолого-педагогической задачи, решение которой требует использования особых
психолого-педагогических мер и создания специальных условий их реализации. Таким образом, все взаимоотношения студентов со взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть организованы так, чтобы в них была воплощена модель нравственных качеств, которыми студенты должны овладевать: гражданственность, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, идейность, взаимопомощь и т.д.

В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям, способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков.

Наибольшее значение для всего нравственного развития приобретают в подростковом возрасте идеалы. Их формирование в этом возрастном периоде непосредственно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом, что особенно характерно для данного возраста. Наличие положительных нравственных идеалов является необходимым, даже решающим условием его осуществления.

С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств: самоуважения, собственного достоинства и др. Возникают эти чувства в связи с развитием самосознания и самооценки как результат потребности подростка быть на уровне своих идеалов. Если ему удается удовлетворить эту потребность, то есть совершить поступок, соответствующий его требованиям к себе, то у него и возникает переживание самоуважения, гордости за себя, чувство собственного достоинства. Кроме того, очень важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека. Воспринятый или созданный идеал человека - это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других людей и себя самого. Тем самым наличие идеала означает и наличие постоянно действующего нравственного мотива.

В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы) с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего специального учебного заведения достаточно велик. Гуманитарные дисциплины: «Литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Отечественная история», «Социология», «Философия», «Культурология», обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов ССУЗа. Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть: наличие у молодого человека научного мировоззрения; наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом; стремление к самореализации; успешность ведущей образовательной деятельности; адекватность самооценки; сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.

Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования
на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. «Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность» - пишет Бердяев. Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним. Поэтому, очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в качестве критериев как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семью, право и др.

В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, Вуз не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только подключается к нравственному формированию личности. Учреждения ВО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.

Гражданин - это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Что есть духовность?

Синтез совершенства, стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто - путь к себе,

Поэт с художником подскажут - вдохновенье,

Певец и композитор - песнь души,

Политик - совесть, физик - убежденье,

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты.

О. Рубежов

В сегодняшней сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость пересмотра педагогических позиций в вопросах воспитания. С одной стороны, воспитание личности есть постоянный необходимый элемент деятельности общества и фактор социального развития, а с другой - в условиях социального кризиса воспитание лишено социальных опор и достойного содержания. Воспитателем духовно-творческого человека в РС(Я) сегодня призвана стать профессиональная школа. Вспомним, что воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова - это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего педагогического коллектива должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды.

Воспитывающая среда в отличие от формирующей - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным профессиональным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т.д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития
человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Очевидно, что это общая цель, которую ставит на современном этапе государство, общество перед отечественным образованием.

Особое место в разработке концептуальных основ воспитательной системы принадлежит определению основных направлений развития воспитания. Принципы государственной политики в области образования дают возможность образовательному учреждению моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе воспитанников, национальным и региональным культурным традициям. Практикой воспитательной деятельности в колледже определены следующие направления воспитательной деятельности:

1. Патриотическое - задачей профессиональной школы становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции, исторические вечера - эти и другие активные формы классных и внеурочных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента.

2. Гражданско-правовое - степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.

3. Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:

Осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;

Развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;

Выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности;

Формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.

4. Валеологическое - приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.

5. Работа по адаптации студентов к требованиям, условиям образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

6. Социальная защита. Студенты, как наиболее чувствительная к переменам группа населения, чутко реагирует на изменения в жизни общества. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране не создает достаточных гарантий для осуществления молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное, физическое развитие. Особое положение занимают студенты из малообеспеченных и других социально-незащищенных категорий, число которых ежегодно растет. Вследствие этого повышаются темпы социального расслоения в студенческой среде. Опыт показывает, что в решении социальных студенческих проблем отсутствует комплексный подход. Доминирующий ситуативный подход, проявляющийся в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической программой, не дает должного эффекта. На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению социальных проблем студентов, в поиске новых методов работы со студенческими проблемами.

7. Работа с родительским коллективом. Роль семьи в формировании личности является определяющей. Семья физически развивает ребенка, обеспечивает первичную специализацию, помогает стать компетентным человеком, нравственно развивает. В условиях демократизации образования семья выступает как социальный заказчик, как источник целеполагания в программах развития образования в целом и деятельности конкретного педагога. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое, психологическое, социальное обследование семьи для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в воспитательном процессе.

8. Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий - столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.

Воспитание студенческой молодежи - сложный процесс, он не дает сиюминутных результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. В свою очередь, хорошо отлажена система управления воспитательным процессом, центром которой является студент академической группы, создает благоприятные предпосылки для осуществления работы по развитию личностных качеств студентов в соответствии с поставленными целями и задачами.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.

Духовно - нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования

Автор : Пластун Наталья Анатольевна, преподаватель математики и информатики.
Место работы: Актюбинский кооперативный колледж.

Описание статьи: данная статья предназначена для педагогов профессионального образования. Элементы данной статьи могут быть использованы для выступления на педагогическом или методическом совете.
Цель : духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

«Воспитание - это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления –
и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»
В. А. Сухомлинский

В сегодняшней сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость пересмотра педагогических позиций в вопросах воспитания. С одной стороны, воспитание личности есть постоянный необходимый элемент деятельности общества и фактор социального развития, а с другой – в условиях социального кризиса воспитание лишено социальных опор и достойного содержания. Воспитателем духовно-творческого человека в Казахстане сегодня призвана стать профессиональная школа.
Вспомним, что воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова – это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего педагогического коллектива должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды.
Воспитывающая среда в отличие от формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным профессиональным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т.д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.
Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Очевидно, что это общая цель, которую ставит на современном этапе государство, общество перед отечественным образованием.
Особое место в разработке концептуальных основ воспитательной системы принадлежит определению основных направлений развития воспитания. Принципы государственной политики в области образования дают возможность образовательному учреждению моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе воспитанников, национальным и региональным культурным традициям. Практикой воспитательной деятельности в колледже определены следующие направления воспитательной деятельности:
1. Патриотическое – задачей профессиональной школы становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции, исторические вечера – эти и другие активные формы классных и внеурочных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента.
2. Гражданско-правовое – степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.
3. Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:
- осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;
- развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;
- выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности;
- формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.
4. Валеологическое – приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.
5. Работа по адаптации студентов к требованиям, условиям образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.
6. Социальная защита. Студенты, как наиболее чувствительная к переменам группа населения, чутко реагирует на изменения в жизни общества. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране не создает достаточных гарантий для осуществления молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное, физическое развитие. Особое положение занимают студенты из малообеспеченных и других социально-незащищенных категорий, число которых ежегодно растет. Вследствие этого повышаются темпы социального расслоения в студенческой среде. Опыт показывает, что в решении социальных студенческих проблем отсутствует комплексный подход. Доминирующий ситуативный подход, проявляющийся в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической программой, не дает должного эффекта. На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению социальных проблем студентов, в поиске новых методов работы со студенческими проблемами.
7. Работа с родительским коллективом. Роль семьи в формировании личности является определяющей. Семья физически развивает ребенка, обеспечивает первичную специализацию, помогает стать компетентным человеком, нравственно развивает. В условиях демократизации образования семья выступает как социальный заказчик, как источник целеполагания в программах развития образования в целом и деятельности конкретного педагога. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое, психологическое, социальное обследование семьи для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в воспитательном процессе.
8. Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий – столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.
Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает сиюминутных результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. В свою очередь, хорошо отлажена система управления воспитательным процессом, центром которой является студент академической группы, создает благоприятные предпосылки для осуществления работы по развитию личностных качеств студентов в соответствии с поставленными целями и задачами.
Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.



error: Контент защищен !!