Политология как научная дисциплина кратко. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность

В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Лишь примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постоянно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические по прения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан, прежде всего, с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель которые наложили основы собственно теоретических исследований политики. В период средних веков и Нового временя проблемы политики, власти, государства были подняты на качественно новый теоретический уровень исследования такими выдающимися представителями политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX века. Именно в это время политическая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX века была основана Лондонская школа экономики и политических паук. В 1857 году в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 году создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются:

  • 1) политическая теория (с включением истории политических идей);
  • 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают);
  • 3) партии, группы, общественное мнение;
  • 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

В России политологии явно не повезло. Так, еще в 1900 году профессор В. Зомбер писал: "Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии находится, может быть, наука о политике" (Зомбер В. Идеалы социальной политики. М.-СПб., 1900. C.1). С тех пор положение политологии в России если и изменилось, то скорее всего в худшую сторону. С 1917 года вплоть до второй половины 80-х годов на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не признавалась, хотя в 1962 году в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.

Только в 1989 году Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, такое положение вовсе не означает, что в России политические проблемы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, политической экономии и других дисциплин. Но они были слабо интегрированы между собой.

Для определения предмета политологии, ее основной проблематики важное методологическое значение имеет уяснение природы и сущности политики как специфической сферы жизни общества, ее структуры и характера взаимодействия основных элементов.

Термин "политика" (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика".

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличиях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Определение ее - предмет многолетних дискуссий в политической науке. Приведем лишь некоторые определения политики:

  • -"Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер).
  • -"Политика - это процесс управления" (О. Ренни).
  • -"Политика - властное распределение ценностей внутри общества" (Д. Истон).
  • -"Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений" (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания (схема 1).

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.
  • 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется руинами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
  • 3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
  • 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают сверенные государства.

Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество (схема 2).

Схема 2 Функции политики


С учетом сказанного важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить к науке о власти, о государстве. Как наука о политике политология "охватывает" весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Центральными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы государственного правления; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; религиозные и национальные аспекты политики; международные политические отношения, геополитика и др. Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки - философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки (схема 3).

Схема 3 Политика как объект изучения


Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использования общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Но философия не подменяет политологию, а может дать только какие-то общеметодологические принципы или критерии научного анализа политики.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение той или иной социальной группы, какова социальная база политической власти - это предмет социологии, политической социологии. Но здесь имеет место и явно выраженная пересекающаяся грань с политологией. Строго говоря, если рассмотреть соотношение гражданского общества и государства, то все то пространство, все отношения, которые вписываются в сферу гражданского общества и его взаимодействия с государством, - это объект исследования социологии, а сфера государственного - предмет политологии. Естественно, такое разграничение носит весьма условный характер, поскольку в реальной политической жизни все взаимосвязано.

Еще больше "точек соприкосновения" в исследовании политики между политологией и правовыми дисциплинами (международным правом, государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право - это дисциплина больше описательного и прикладного порядка, в то время как политология - это дисциплина преимущественно теоретическая. Это в известной мере касается соотношения политологии и истории. Как отмечает испанский политолог Т.А. Гарсиа: "... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуации до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые" (Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С.6.).

Иными словами, политические отношения "пронизывают" различные сферы жизнедеятельности общества, и в этом плане они могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический процесс не могут быть содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, социологов.

Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать политику на макро- и микроуровнях, В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках основных институтов власти и управления, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором - описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. С другой стороны, сложность и многогранность политики позволяет выделить как общественный уровень, так и промежуточные (частные) уровни исследования. Однако важно иметь в виду при этом, что ни один из этих промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.

Только органичное единство, диалектический синтез всех уровней политического знания позволяет иметь тот сплав, который именуется политологией. Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука - она выполняет роль интегрирующего фактора в этой системе, выступая одновременно и как составная часть других областей политического знания, и как относительно самостоятельная наука. Иными словами, в отличие от других областей политического знания политология как наука комплексная имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики (См.: Федосеев Л.А Введение в политологию. СПб., 1994. С.9-10).

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Обе эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т.д.). В последнее время возникла новая отрасль политического знания - политический менеджмент.

Составной частью политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менеджмент - это наука и искусство политического управления. Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: "политика", "политическая власть", "политическая система", "политическая жизнь", "политическое поведение", "политическое участие", "политическая культура" и др. Центральной среди всех перечисленных выше категорий является категория "политическая власть". Именно эта категория наиболее полно выражает сущность и содержание феномена "политика".

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ вв, когда в Западной Европе и в США появились первые кафедры. Начало преподавания этой дисциплины относится к 1857 г., когда в Колумбийском колледже США немецким ученым-эмигрантом Ф. Либером была создана кафедра истории и политической науки. Там же в 1880 г. была открыта Школа политической науки. В 1871 г. в Париже начала работу Свободная школа политических наук. В конце ХIХ в. в Лондонской школе экономики и политической науки была создана кафедра политической теории.

В системе высшего образования политология стала широко преподаваться со второй половины ХХ столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовало курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и некоторые страны Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе.

В конце 80-х годов ХХ в. в вузах нашей страны появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации.

У политологии как науки и политологии как учебной дисциплины немало общего, но есть и различия.

Во-первых, политология как учебная дисциплина полностью базируется на политологии науке. Поэтому чем весомее и масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина. У них один и тот же предмет изучения и преподавания – политические явления общественной жизни.

Во-вторых, у науки и учебной дисциплины различные цели, задачи, субъекты. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний путем использования методологического арсенала, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. Следовательно, в отличие от целей других видов деятельности цель науки – приращение, накопление истинных знаний, расширение научных горизонтов и тем самым стимулирование любой другой деятельности, в том числе педагогической. Цель и задачи учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система политологии как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею социально-политических явлений и максимально к ним приближена. Система же политологии как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучения часов, личных качеств преподавателей.

Значение изучения политологии для формирования личности работника органов внутренних дел, его гражданских качеств и политической культуры

Сотрудник милиции по долгу службы обязан активно проводить в жизнь государственную политику по защите интересов граждан, общества и государства. Вместе с тем он, как и другие граждане, имеет право участвовать в формировании государственной политики (выборы, референдумы и т.д.). Все это предполагает наличие у сотрудников органов внутренних дел высокой профессиональной, нравственной и политической культуры. Защищая жизненно важные интересы граждан, общества и государства, сотрудник милиции должен разбираться в сложных политических явлениях и событиях. В противном случае он может стать марионеткой в руках своекорыстных политических сил.

Опыт цивилизованных стран показывает, что формирование высокоразвитой политической культуры должно осуществляться путем демократического политического образования. Изучение политических наук является важнейшим фактором формирования политически зрелой личности, способной жить в условиях свободы и демократии.

Профессиональные и нравственные качества сотрудника милиции органично взаимосвязаны, тесно переплетаются с гражданскими и политическими качествами. Демократическое политическое образование способствует усвоению сотрудниками органов внутренних дел таких важнейших ценностей гражданской культуры, как права, свободы и достоинство личности, уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к инакомыслию и оппозиции, стремление к согласию, предотвращение и цивилизованное разрешение конфликтов и т.д. Изучение политологии вооружает сотрудника милиции научными знаниями о политической реальности, развивает способность к принятию рациональных решений и осознанному участию в политической жизни.

Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни.

Во всех сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс обновления. Возрастает и внутринаучный статус гуманитарного знания. Политология в нем играет важнейшую роль. Как отрасль науки она изучает политическую жизнь общества, исследует политику как разновидность продуктивной деятельности, посредством которой люди изменяют свою судьбу и окружение, ищут и осуществляют альтернативные проекты будущего. Важнейший аспект современной политологии - выявление причины, а не цели политической деятельности, выяснение “кто есть кто” и “кто где” в политической жизни.

Предмет политологии

Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология?” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Кроме этого весьма важно определить угол зрения относительно концептуального понимания политологии. Речь идет о том, что у всякого социального явления есть политические аспекты. Читателю известно, что проблема нехватки продовольствия, жилья, транспорта из, казалось бы, чисто житейско-экономической превращается в политическую, когда граждане игнорируют избирательную кампанию или голосуют против существующего правительства. Отсюда бытует мнение: “все политика”, “политика и власть безбрежны”.

Разумеется, перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. Может быть такая постановка вопроса не совсем корректна, но истина, однако, совсем рядом.

Прежде всего следует обратить внимание на две парадигмы: первая - Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и вторая - Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

Более того, ряд авторов (Д.Белл, Д.Гэлбрейт, С.Липсет, Р.Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых корректировок. А поэтому серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли и стоит.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется” за статус самостоятельности, несмотря на казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Для этого, необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политологии.

Здесь мы сталкиваемся с непростой ситуацией. И предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.

По всем этим вопросам имеются многочисленные публикации как отечественных, так и зарубежных ученых. В период становления науки все они представляют огромную ценность: это те крупицы необходимого политического знания, вносимые в общую копилку науки, без которых развитие ее вряд ли возможно. Чем больше плюрализма мнений в науке, тем, конечно, труднее в них разобраться “простому смертному”, но тем лучше для специалиста, умеющего добывать из груды руды драгоценные камни. Рассмотрим в качестве примера некоторые позиции авторов относительно понимания предмета политологии, и попытаемся ответить на ранее поставленный вопрос: “что она делает?”

Перед этим, однако, следует взять несколько уроков политической мудрости, чтобы иметь ясное представление о сути рассматриваемых вопросов.

Первый урок - у Платона. Согласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Под “наукой о политике” изначально и понималось усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, самой “архитектонической” считалась подготовка будущих законодателей. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике был вопрос и о том, кто должен управлять государством. Платон считал: править должны лучшие. Но, безусловно, - не многие, не толпа, не демос. В дальнейшем этот вопрос оставался предметом обсуждения всех поколений политических философов.

Платона можно считать “отцом политической науки”. Он впервые намеревался перекроить всю структуру государства сверху, предложив свою модель политической системы. Его государство не является ни утопией, ни описанием конкретной действительности. Оно является парадигмой, т.е. изображением того, что, по мнению Платона, составляет сущность государства. В то же время его государство - это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решает, чему быть и не быть общественным благом. Этика и политика в его системе неразрывно связаны. В платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве. Однако, несмотря на это, а может быть и благодаря этому, платоновская мысль держала в напряжении все последующее развитие политической науки.

Мы подробно остановились на “линии Платона” в развитии науки о политике и убедились в том, “что она делает” и какую играет роль в политической жизни.

Аристотель противоречит Платону, выдвигая аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, а следовательно, платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, которые властвуют, и вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день.

Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, а не из произвольно установленных ценностей. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе - конституция и законы - являются высшей инстанцией; тем самым он хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал как существо политическое и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь. Таков урок политической мудрости Аристотеля.

Отмечая огромный вклад в становление и развитие политической науки Аристотеля и его предшественника, следует подчеркнуть, что они фактически составляют два полюса, между которыми и поныне движется политическая философия и политическая наука: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля.

С выдвижением монархических форм правления и восхождением христианства (от Аристотеля до Макиавелли) политическая мысль импульсировала слабо. В связи с этим обстоятельством третий урок политической мудрости мы вынуждены брать у великого политического мыслителя итальянца Н.Макиавелли (спустя более чем полторы тысячи лет).

Н. Макиавелли - родоначальник третьего традиционного направления политического мышления (оно пришло на смену классическому взгляду на политику), политической теории как учения о государстве. Последнее рассматривается в этом учении не как общество (коммуна, коллектив) в старом смысле, а как организация господства, отличительной чертой которого является суверенитет, т.е. неограниченные правовые полномочия инстанции для поддержания правопорядка и мира внутри определенной области. Подчеркнем, что со времен Н.Макиавелли, который разработал принципы изменения политических структур и тактику этих изменений, политическую теорию можно назвать в некотором смысле одним из методов исследования. Он помогал ответить на вопросы, касающиеся типов человеческих взаимоотношений, основанных на власти, правлении, авторитете. Макиавелли значительно обогатил и понятийный аппарат науки о политике.

Проблемы, поднятые Платоном, Аристотелем, Макиавелли, развивались учеными в новое и новейшее время, при формировании политологии как науки и учебной дисциплины на заре ХХ века. В то время относительно политической науки преобладало мнение как о дисциплине, представляющей собой перекресток многих других дисциплин, включая социологию, государство и право, историю, экономику, социальную психологию и т.д. И называлась она - “политические науки”.

Однако настоятельная потребность в научном познании и рациональной организации политики, а также развитие самого политического знания требовали более конкретного понимания предмета политической науки. К середине ХХ в. сфера, представляющая предмет изысканий политической науки, трактовалась неоднозначно. Вот почему в 1948 г. группа экспертов ЮНЕСКО приняла специальную резолюцию. В ней был дан перечень, изучаемых политической наукой вопросов по четырем основным проблемам: 1) политическая теория и история политических идей; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение, выборы, информация и пропаганда; 4) международные отношения и внешняя политика.

Казалось бы “аcta est fabula”. Однако это только подлило масла в огонь. Ряд ученых уже в начале 50-х гг., пункты второй и третий стали объединять под общим названием “политическая социология”, а часть пункта второго выделять под названием “административные науки” (исследования о центральном и местном правительствах, о правительcтвенных учреждениях и др.). Так появились четыре главные ветви политической науки: политическая теория, политическая социология, административные науки, международные отношения. Все они связаны понятием “политика”, которое в свою очередь различные исследователи трактовали по-разному.

Поэтому в определении предмета политологии и сегодня существует несколько точек зрения. Первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти.

В этом плане в понятие “политология” вкладывается “собирательный” смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П.Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. Причем, политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о предмете собственно политической науки. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин, что по существу является отстаиванием концепции начала нынешнего века, хотя и на ином уровне.

Согласно второй точке зрения политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг прямо говорит, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. И напрасное занятие придумывать другие категории политической науки. Действительно их сходство видно уже из того, что и политические социологи и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности (прежде всего Аристотеля и Платона) как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М.Острогорский, Р. Михельс, А. Бентли, Д. Трумен, Ч. Меррием, Г. Лассуэл - как основателей этих наук.

В настоящее время зарубежные политическая социология и политическая наука (политология) в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане малоразличимы. Это подтверждается и деятельностью совместного исследовательского комитета по политической социологии - Международной социологической ассоциации политической науки. В то же время имеется различие между этими двумя дисциплинами. Политическая социология, имея свой предмет исследования - анализ поведения (взаимодействия) индивидов, социальных общностей, политических институтов по поводу власти, т.е. социальных механизмов власти, - как бы завершает формирование целостного представления о политике как отношениях социальных субъектов, их деятельности и поведения. Политическая социология сама дает конструктивный “снятый” материал для общей теории политики. Безусловно, она имеет свой предмет исследования, свои специфические методы и методики, но все же, как двуликий Янус, в теоретико-методологическом и понятийном аспектах не может разойтись с политологией.

Различие предметов социологии и политологии обнаруживается лишь тогда, когда последняя понимается как наука, имеющая практические применения, когда главной ее задачей, выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения. По крайней мере, в том смысле, что наука должна указывать им на возможности осуществления целей, хотя для нее самой эти цели остаются недостижимыми.

Политическая социология, видимо, все же дисциплина промежуточная между социологией и политологией и поэтому не имеет четких границ. Соединение социологии и политологии - это “брак по расчету, а не по любви”. В этом браке объединены совершенно различные концепции: социологическая, ориентированная на общество, и политологическая, ориентированная на государство.

Третья точка зрения, которой придерживается автор, рассматривает политологию как общую теорию политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти. А социальной организацией, обладающей “конечной” властью над людьми, выступает государство. Оно как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать индивидуальные, групповые воли, цели, интересы и по возможности направлять их на реализацию единой общенациональной политики - эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике. Полнота ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

Еще раз повторим, что есть мнение об отрицании в политической сфере каких-либо законов, правил и норм. Например, известный философ А.Зиновьев в своей книге “Запад. Феномен западнизма” пишет: “Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги... Все знают, что это представление близко к истине, но все делают, вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали.

Никакой моральной политики вообще не существует”.

Не будем дискутировать по вопросу о соотношении политики и морали. Эта важная проблема специально рассматривается в теме “Политика”.

Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки политологии.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”.

Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные.

Политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины. Она исследует, например, такие проблемы: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политико-психологических и политико-культурных характеристик.

Кроме трех рассмотренных позиций относительно предмета политологии существуют и другие. Среди них те, кто определяет ее как а) науку о государстве; б) о политическом господстве; в) о политическом порядке; г) о формировании и разделении власти; д) об авторитетном распределении ценностей в обществе. Среди американских политологов распространено мнение о политологии как теории регуляции конфликтов.

Политическая наука-совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая мысль, знание о политике насчитывают более двух с половиной тысяч лет.

Издавна люди занимаются осмыслением политических процессов и явлений, пытаясь определить пути и методы наилучшего государственного устройства, построения справедливого общества. И сегодня перед человечеством стоят задачи познания сложного, постоянно изменяющегося мира политики, выработки концепции и программ оптимальной политической деятельности, разработки гуманистических проектов политического развития.

Исторически изучение политики эволюционировало от универсализма восточной и античной философской и социально-политической мысли к формированию в Великобритании, Германии, Франции и США в конце XIX в. самостоятельных политологических научных направлений и дисциплин: политической философии, политической науки, теории государства, политической истории и др. Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политической науки, стали созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (ныне - Институт политических исследований Парижского университета), в 1880 г. - Школа политических наук в Колумбийском университете (США), в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политической науки, объединившая политологов США и положившая начало созданию подобных ассоциаций и в других странах мира.

Становление политической науки в императорской России характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный политический курс и характер государственного устройства страны должны были восприниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные традицией и церковью, а также охраняемые законом. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах ведущих российских университетов, например в таких курсах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего «приложения» к праву и обычно с официальной точки зрения. Звание профессора «нравственных и политических наук» существовало в России с начала XIX в. Его имел, в частности, любимец лицеистов и А.С. Пушкина профессор А.П. Куницын, который при открытии Лицея 19 октября 1811 г. заявил будущим воспитанникам: «Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!» В царской России это звание подразумевало обучение и воспитание студентов в русле официальных требований, и здесь многое зависело от личных качеств и убеждений каждого профессора (интересно, что М.Ю. Лермонтов обучался в течение года на просуществовавшем недолгое время политическом отделении Московского университета). К концу XIX в. относится открытие в Императорской академии в Санкт-Петербурге направления «истории и политических’ наук», где координировались исследования в русле «самодержавие - православие - народность». На рубеже XIX-XX вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др.

Важным этапом в развитии мировой политической науки явился период после Второй мировой войны. В 1948 г. изучение политической науки было рекомендовано ЮНЕСКО, что создало необходимые предпосылки для ее постепенного признания и утверждения в университетах и академических институтах подавляющею большинства стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки (МАПН), поддерживающая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг. XX в.

В Советской России, в СССР с конца 20-х до конца 80-х гг. XX в. изучение политики происходило преимущественно в русле официальной парадигмы - «марксистко-ленинского учения». В этот период в вузах и системе партийно-политического просвещения обязательно изучались такие общественно-политические дисциплины, как история Коммунистической партии Советского Союза, исторический материализм, с 1965 г. - научный социализм и др. В конце 1980-х гг. в результате отмены однопартийной системы в России были созданы необходимые условия для развития плюралистической политической науки.

С конца 1980-х гг. политология в Российской Федерации развивается как официально признанная научная дисциплина на основе использования дости-. жений мировой политической науки, принципов плюрализма и учета российской политической, цивилизационной и культурной традиции. Политологические отделения есть во всех крупных российских университетах.

Профессиональное политологическое образование можно получить, обучаясь по направлению «политология»: бакалавр политологии (период учебы длится 4 года), а затем магистр политических наук (еще 2 года) или, учась по специальности «политология», - специалист-политолог (5 лет). Магистры и специалисты получают право продолжить образование в аспирантуре по политическим наукам.

С 1989 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам. За истекший период времени было защищено более полутора тысяч кандидатских и около 500 докторских диссертаций по политическим наукам, что привело к формированию массового высококвалифицированного отряда российских политологов. Ученые степени (кандидата и доктора) и звания (доцента, профессора) политических наук стали нормой в ведущих университетах России. «Внутри» политических наук существует профессиональная специализация. Кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам защищаются по следующим трем направлениям (специализациям), указанным в реестре Высшей аттестационной комиссии РФ.

Политическая наука (политология) традиционно определяется как научное направление, изучающее законы и цели функционирования и развития политических институтов и политической деятельности людей. Она представляет собой научное изучение государства - его природы, компонентов, сущности и развития - и правительств, их функций и целей, других институтов по обеспечению задач достойной жизни граждан общества. Это систематическое изучение политических проблем вчерашнего дня для пользы сегодняшнего и приобретения вдохновения, ясной перспективы для созидания лучшего будущего у всех людей.

Политическая наука (кратко-политология)-отрасль знания о политике, законах функционирования и развития политической жизни общества, отражающих процесс включения социальных общностей и личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Политическая наука представляет собой систематизированное изучение государственного управления и политики. Она имеет дело с областью выработки и воплощения государственной политики посредством решений, рассматриваемых как авторитарно-властные и обязательные для данного общества.

Политология -это наука о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических институтов и систем, о политическом сознании, коммуникации, поведении и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.

Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.

Предметом политологии служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.

В плане предметного содержания развитие политической науки шло в прошлом веке от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах и правовых отношениях к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп и неформальным отношениям. Господствующей парадигмой (основное направление, тенденция, преимущественные методы исследований) политической науки в XVIII и XIX вв. являлось институциональное направление - изучение политических институтов на основе теории разделения властей, политического участия, сравнительный анализ государственного правления. В конце XX - начале XXI вв. ее дополняет парадигма комплексного исследования политических систем, структур, культур, субкультур и комму-, никаций, проявления человеческих качеств в политике в условиях глобализации и перехода к информационному развитию, оптимизации государственного и муниципального управления обществом на основе инновационных стратегий и моделей деятельности.

В методологическом плане ранее преобладавший в политической науке правовой и исторический анализ был дополнен методами современной социологии, культурологии, психологии и кибернетики, системным, функциональным, сравнительным и цивилизационным подходами.

Важное направление изучения политики - рассмотрение ее в качестве целостного явления, через системный подход. С этой целью выделяется и рассматривается вся политическая система общества, включающая взаимосвязь политических институтов, норм, политического сознания, культуры и коммуникации в связи с проблемами политического управления обществом и участия в политике. Переход от изучения отдельных политических институтов (государство, партии) к системному анализу всего комплекса политических явлений, изучение закономерностей политического развития и управления обществом в условиях глобализации - приоритетное направление современной политологии.

Политология является мультипарадигмальной наукой , широко использующей как общелогические, так и специальные теоретические и прикладные методы исследования политики на обширном сравнительном материале развития различных цивилизаций, народов, государств и т.д. Она постоянно совершенствует методы исследования, особое внимание уделяет глобализационным процессам, политическому управлению, принятию политических решений, участию в политике, роли человеческого фактора в политике в различных социокультурных и цивилизационных условиях.

Политическую науку можно условно продифференцировать на ряд основных разделов и (или) направлений:

S теория (методы и научные школы) и история политики;

S политические системы, политические институты (государство, партии), общественно-политические движения, группы давления, политико-правовые нормы, политические отношения, политические процессы, политическое управление и участие, конфликтология, сравнительная политология;

S политическое сознание (идеология и психология), политическая культура, социализация и политическая коммуникация;

S прикладная политология (политический анализ, менеджмент, маркетинг);

S мировая политика и международные отношения, мировой политический процесс, внешняя политика, геополитика.

Существует также дифференциация политической науки и на ряд политологических дисциплин: философию политики, теорию политики, прикладную политологию, политическую социологию, политическую антропологию, политическую психологию, политическую историю, политическое (государственное и муниципальное) управление и др.

При изучении политологии весьма важным является обращение к отечественной традиции, современному политическому развитию России, мировому опыту. В зависимости от возможностей учебного плана и профиля вуза студентам предлагаются различные спецкурсы: по политическому управлению, конфликтологии, политической регионалистике, прикладной политологии, политической социологии и психологии, этнополитологии, политической культуре, истории и теории политической мысли, политическим партиям и движениям России, внешней политике России, геополитике и др.

Среди наиболее важных проблем и вопросов, разрабатываемых и изучаемых современной политической наукой, можно выделить следующие:

S закономерности выражения и реализации интересов социальных групп и индивидов в политике, воздействия политических институтов и организаций на общество;

S динамика политических процессов и систем в различных цивилизационных и социокультурных средах;

S способы достижения и поддержания политической стабильности в обществе, поиск путей мирного и справедливого урегулирования политических, в том числе этноконфессиональных, конфликтов;

S легитимация власти, разработка концепций и методик современного государственного и муниципального управления;

S формирование правового и социального государства;

S диалектика взаимоотношений государства и гражданского общества;

S процесс принятия политических решений на различных уровнях управления; S политическая социализация и участие граждан в политической жизни;

S электоральный процесс, политический менеджмент и маркетинг;

S стратегия и тактика политических партий и движений;

S влияние политической культуры на политические процессы и деятельность людей, тенденции развития политического сознания;

S политическая прогностика, моделирование политических процессов, политологическая экспертиза социально-экономических и иных программ развития, макрополитический анализ трансформации общества;

S роль политики и политологии в формировании конкурентоспособной демократической модели развития российского общества в условиях глобализации;

S прикладная политология, политический анализ;

S глобальные и региональные проблемы мировой политики и геополитики;

S внешняя политика России и др.

  • Дипломы бакалавра и магистра по политологии (политической науке) соответствуют зарубежным аналогам, диплом специалиста «снижается» во Франции и англоязычных странах к зарубежному диплому бакалавра, но в России дает возможность поступления в аспирантуру и имеет завершенный характер, как диплом о полном высшемобразовании.

Политология как отрасль науки изучает политическую жизнь общества. Возникновение политологии обусловлено, с одной стороны, общественной потребностью в научном познании политики, её рациональной организации, эффективном государственном управлении; с другой – развитием самого политического знания. Необходимость теоретического осмысления, систематизации, анализа накопленных человечеством опыта и знаний о политике привела к закономерному формированию самостоятельной науки.

Само название – «политология» сформировано от двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела; logos – слово, учение. Авторство первого понятия принадлежит Аристотелю, второго – Гераклиту. Таким образом, в общем смысле политология – это учение о политике.

Политология это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических систем и институтов, политическом поведении и деятельности людей .

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и предмет познания . Напомним, что в теории познания в качестве объекта выступает та часть объективной реальности, на которую направлена предметно-практическая и познавательная деятельность исследователя (субъекта).

Объектом политологии как науки является политическая сфера общества , то есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, а также процесс взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни:

    производственной или экономико-хозяйственной (сфера производства, обмена, распределения и потреблением материальных ценностей );

    социальной (сфера взаимодействия больших и малых социальных групп, общностей, слоев, классов, наций) ;

    духовной (мораль, религия, искусство, наука, образующие основу духовной культуры).

Политическую сферу общественных отношений прямо или косвенно изучают многие науки (философия, социология, история, теория государства и права и др.), однако политология рассматривает её под своим специфическим углом зрения, или, иначе говоря, имеет свой предмет исследования.

Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности (политики в нашем случае), которая определяется спецификой данной науки. Предметом исследования является выявление наиболее значимых с точки зрения данной науки закономерных связей и отношений объективной реальности.

В качестве предмета исследования политологии выступает феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения); кроме того, политология изучает и саму политику – как особый вид деятельности, связанный с использованием политической власти в процессе реализации индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Структура и функции политологического знания, методы политологии. Сложность и мно гогранность объекта и предмета исследования политической науки нашли отражение в её содержании и структуре. Под структурой политологии понимается совокупность политологического знания и исследовательской проблематики, сгруппированная по отдельным направлениям. При этом отдельные структурные элементы обычно рассматриваются в качестве разделов политологии. В соответствии с номенклатурой, принятой в Международной ассоциации политической науки, к основным структурным элементам, или разделам, политологии относятся:

    Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности.

    Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций.

    Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений.

    История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии.

    Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Кроме того, исходя из решаемых политической наукой задач, принято выделять теоретическую и прикладную политологию .

Политология, как любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Основными из них являются следующие:

    Гносеологическая (познавательная) функция , суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.

    Мировоззренческая функция , практическая значимость которой состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан от обыденного уровня к научно-теоретическому, а также в формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов.

    Идеологическая функция, социальная роль которой заключается в выработке и обосновании государственной идеологии, способствующей устойчивости той или иной политической системы. Суть функции – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества.

    Инструментальная функция (функция рационализации политической жизни), сущность которой состоит в том, что политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, решает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым создается теоретическая основа политического строительства и реформ.

    Прогностическая функция, значение которой состоит в предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов. В рамках данной функции политология стремится дать ответ на вопросы: «Какой будет политическая действительность в будущем и когда наступят определенные ожидаемые, предсказываемые события?»; «Каковы будут возможные последствия предпринимаемых ныне действий?» и др.

В политологии используется широкий спектр методов , т.е. совокупность способов и приемов, которые наука применяет для исследования своего предмета.Метод определяет направление, путь исследования. Умелый выбор методов обеспечивает эффективность познавательной деятельности, достоверность (объективность) полученных результатов и сделанных выводов. В политологии используются как общие, так и частные методы познания:

Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. На протяжении длительного исторического периода знания о политике были включены в систему обыденных политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов . Современное содержание политическая наука приобрела во второй половине ХIX в., когда состоялось ееорганизационное оформление в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины .

До 1989 г. в БССР как и в остальных советских республиках политология не признавалась самостоятельной наукой и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х гг. ХХ в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. С 1989 г. было начато преподавание курса политологии в ряде ВУЗов БССР. В настоящее время в Республике Беларусь официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины, обязательной для изучения во всех высших и средних учебных заведениях. Созданы отечественные институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1993 г. образована и действует Белорусская ассоциация политической науки.

Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает ведущее положение в системе общественных наук и оказывает все более заметное влияние на реальные политические процессы.



error: Контент защищен !!