Регулирование доходов населения социальная политика. Регулирование доходов населения
Государства экономически развитых стран разрабатывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработанные ранее деньги.
С другой стороны, выступают программы государственной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными благотворительными программами.
Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем чтобы они были относительно независимы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.
Большинство цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособности, развода или ухода из семьи.
В ряде стран практикуется реализация программ предоставления продовольственных талонов. Цель этих программ состоит в том, что бы обеспечить лиц, имеющих низкие доходы, минимумом продовольственных товаров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансированием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных субсидий из государственных источников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать на получение не только экономических но и социальных благ. Общество обязано подумать над обеспечением социального равенства людей, в противном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отношении людей к средствам производства, равном положении людей перед законом, равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение, наряду с материальными, духовных ценностей.
Социальное равенство предполагает наличие справедливости. Люди могут быть допущены к получению социальных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь могут действовать стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой - нет. Конечно, социальные блага должны быть дифференцированными относительно прошлого трудового вклада, но целая их совокупность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференцировать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно, никак. А вот пенсионное обеспечение может и должно быть дифференцированным с учетом прежней . Такая реализация социального равенства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.
Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы заработной платы. Причём особый интерес вызывает разработка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился самый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать механизму мотивации и стимулирования труда в такой степени, как это происходит или может происходить в других сферах экономики. При построении мотивационного механизма применительно к переходной экономике особую актуальность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищенности работников важнейшими направлениями этой деятельности выступают:
- выработка принципиально нового подхода к пониманию самой сущности заработной платы
- выявление природы минимальной заработной платы
- разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда
- определение основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений
Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации заработной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Государство участвует в этом процессе, но косвенно, регулируя с помощью налогов доходы работников, устанавливая минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в экономике и падением уровня жизни населения в бывших социалистических странах и республиках СНГ, что не соответствует действительности.
Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австралии в 1886 году. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались Советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого опыта парламент Великобритании в 1909 году принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех наиболее низкооплачиваемых отраслях экономики. Впоследствии законы о минимальной заработной плате появились во Франции (1915), Норвегии (1918), Австрии (1918), Чехословакии (1919) и в других странах Европы. В 1917 году подобные законы были приняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (в 1912 году) законы были приняты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 года «О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли». В 1951 году процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 году Международной конференцией труда были приняты рекомендации «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций, Международная конференция труда была реорганизована в Международную организацию труда. С 1954 года членами этой организации стали СССР, Украина и Белоруссия.
Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом экономического развития, менталитета нации, тем не менее Конвенция МОТ от 1951 года определяет следующие факторы, которые должны закладываться в основу минимальной заработной платы
- потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия
- экономические соображения, включающие требования экономического развития, уровень производительности труда, возможности поддержания должного уровня жизни.
В современных развитых странах регулирование минимальной заработном платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.
Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются люди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве.
Современный механизм peгулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению минимальной заработной платы и индексации ее в зависимости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулирования доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подменять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке первого разряда. Однако по мере стабилизации экономики всем ее секторам целесообразно возвратиться к четкому использованию тарифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регулирования.
Доходы участников рыночной экономики распределяются по степени участия факторов производства (земля, труд, капитал и предпринимательство). Факторная теория доходов не фиксирует размеры доходов отдельных лиц, которые формируются из различных нефакторных источников.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
От уровня доходов прямо зависит уровень потребления населения. По степени воздействия на процесс потребления различают: номинальные, реальные и реально располагаемые доходы населения.
Номинальные доходы населения - это денежное выражение доходов, полученных за определенный период. Они характеризуют уровень доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
В социально ориентированной экономике доля номинальных доходов населения в ВВП колеблется в зависимости от уровня развития страны и составляет в среднем 65-75%.
Располагаемые доходы - это номинальные доходы, уменьшенные на сумму обязательных платежей и налогов, которые представляют собой денежное выражение суммы, присваиваемой непосредственно населением для окончательного потребления. Их величина определяется по формуле:
Др = Дн - Нп,
где Др - располагаемые доходы;
Дн - номинальные доходы;
Hn - сумма налогов и обязательных платежей.
Располагаемые доходы выражают отношение между государством и населением по поводу использования полученных денежных средств. В системе национального счетоводства располагаемые доходы соответствуют той части ВВП, которая поступает населению для потребления. Чем больше величина располагаемых доходов, тем большая часть ВВП расходуется на потребление и тем больший объем необходимых материальных благ поступает для поддержания жизнедеятельности населения.
Реально располагаемые доходы - это доход, скорректированный на уровень цен.
Величина реально располагаемых доходов растет, если рост цен не опережает роста реальных доходов, в противном случае - располагаемые доходы падают, что приводит к снижению платежеспособного спроса и сокращению объемов производства. Снижение располагаемых доходов вызывается следующими причинами:
во-первых, несбалансированными пропорциями между динамикой цен (на продукты питания, непродовольственные товары, транспорт, жилье) и доходами;
во-вторых, ростом тарифов на услуги, которые увеличиваются быстрее, чем цены на потребительском рынке;
в-третьих, ростом доли населения, уровень жизни которого ниже прожиточного минимума; усугублением процессов бедности, увеличением доли той части населения, которая живет ниже черты бедности.
Таким образом, несмотря на рост номинальных доходов, их реальная величина с учетом инфляции и налогов может падать, что приводит к снижению покупательной способности, сужает потребительский рынок, сдерживает рост объемов производства.
Основными видами доходов населения являются: оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), социальные трансферты, доходы от собственности и др. В целом система видов доходов населения представлена на рис. 17.1.1.
Оплата труда - это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами.
Ее источником выступает фонд заработной платы.
Этот вид денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.
Наряду с оплатой труда в условиях формирования рыночной экономики составляющим элементом системы доходов населения стали доходы от предпринимательской деятельности.
Характеризуя предпринимательство и доходы, получаемые от данного вида деятельности, необходимо подчеркнуть, что его социально-экономические типы существенно различаются: предпринимателем может быть мелкий собственник, управляющий акционерным обществом (менеджер), кооператор, арендатор, использующие наемный труд. Предпринимательской деятельностью занимаются как отдельные люди, так и группы людей (коллективное предпринимательство).
Рис. 17.1.1. Виды доходов населения 44
Формирование рыночных отношений внесло существенные коррективы в доходы, получаемые, с одной стороны, в форме заработной платы - с другой, от собственности, предпринимательской деятельности, самозанятости населения. Если в 1990 г. эти доходы в их общем объеме составляли лишь 11,2%, то в 1998 г. - уже 54,4%, а снижение их в 1999 г. до 21% объясняется снижением доли других доходов (из этого показателя выводится скрытая заработная плата). Доходы от предпринимательской деятельности возросли в 3,5 раза, достигнув 12,7%. Быстрыми темпами росли доходы от собственности, хотя удельный вес их остается небольшим - 7,4%.
Важное место в доходах населения занимают общественные или так называемые социальные трансферты.
К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, страховые возмещения, выигрыши по лотереям, возмещение расходов инвалидам, возмещение ущерба репрессированным гражданам, а также бесплатные услуги, составляющие часть доходов граждан.
Фонды общественного потребления, достаточно объемно и доступно функционировавшие при социализме, сегодня практически разрушены. Единственно, что их сегодня еще представляет - это частично бесплатное образование и здравоохранение.
Доходы населения от собственности включают:
■ доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации;
■ проценты по вкладам, причитающиеся вкладчикам кредитных организаций, Сбербанка России и Внешэкономбанка (выплачиваемые в течение года и начисленные на остаток вкладов в конце года);
■ выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам Сбербанком России и кредитными организациями;
■ предварительную компенсацию по вкладам граждан;
■ доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.
Определенная и всевозрастающая часть доходов населения страны приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), коллективное садоводство и огородничество. До 70-х гг. преобладало негативное отношение к ЛПХ, и масштабы их развития были незначительны. Так, в начале реформ доходы от ЛПХ составляли 2,3% в семьях рабочих и служащих, 21,5% в семьях крестьян .
В основном ЛПХ ориентированы на удовлетворение личных потребностей владельцев (на получение доходов в натуральной форме). В 90-е гг. сельское население из ЛПХ удовлетворяло свои потребности в картофеле на 95%, мясе - 79%, молоке - 82%, яйцах - 97%. Приусадебные и садово-огородные участки городских семей и жителей поселков обеспечивают около 50% потребностей в картофеле, овощах, ягодах и фруктах. Около четверти произведенных в JlllX продукции реализуется на рынке, принося доход в денежной форме. Но, по большему счету, реализуется так называемая традиционная или «пролетарская» стратегия модельного поведения домашних хозяйств, основанная на выживании внерыночного сектора эко-
Таким образом, JlllX превратилось для некоторой части населения в основное средство выживания.
Доходы от продажи продуктов личного подсобного хозяйства включают выручку от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции на рынках, заготовительным организациям потребительской кооперации, фермерским и государственным хозяйствам, различным организациям и др.
Доходы от JlllX оказывают положительное воздействие на рост доходов и снижение дифференциации доходов населения, особенно сельского. В совокупных доходах сельских семей доля доходов от них достигает 25-35%, а в городских - 3-5%.
Это связано не только с различиями в уровне доходов этих групп, но и с различиями в обеспечении городского и сельского населения земельными участками. По данным социологов, в среднем четверть городских семей имеют дачи, от 3 до 8% - земельные участки, а среди сельских семей 80% имеют садовые, огородные и приусадебные участки. У сельских семей, как правило, участки большие. Среди городских семей у 64,5% размер участка составляет 0,06 га, а среди сельских семей более чем у половины участок превышает 0,1 га.
Доходы от JlllX могут выступать не только в денежной, но и в натуральной форме.
Натуральные доходы представлены продуктами, которые используются производителями для собственного потребления или бартерного обмена на товары и услуги с другими гражданами. По-
требление продукции JlllX позволяет домашнему хозяйству сэкономить денежные средства, уменьшить долю расходов на питание в структуре денежных расходов. Экономия денежных средств в домашнем хозяйстве может быть рассчитана по формуле:
где j - виды продуктов;
Q - количество продуктов каждого вида, потребленных в домашнем хозяйстве;
р - цены на продукты аналогичного качества. Аналогично можно рассчитать и экономию, полученную в результате бартерного обмена продукции JlllX на товары и услуги, произведенные другими гражданами.
Кроме того, граждане получают и другие виды доходов от самозанятости, оказывая услуги другим гражданам и получая плату за них наличными, не отражаемую в документах. Определить точно размер доходов от самозанятости невозможно. Не могут быть точно отражены в балансе также доходы от теневой экономики. В данном случае возможно применение экспертных оценок и результатов социологических обследований.
Другие поступления включают:
Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда и выплат социального характера;
Поступления из финансовой системы, в том числе изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; изменение задолженности по ссудам, выданным кредитными организациями гражданам на потребительские цели; изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица;
Доходы населения от продажи иностранной валюты (коммерческим банкам и Сбербанку России);
Прочие поступления, в том числе: от продажи утильсырья, металлолома и т. д. (несельскохозяйственные заготовки), другие доходы;
Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм);
Доходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, включая командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выдаваемых бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т. п.;
Изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;
Изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели кредитными организациями;
Изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;
Изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.
В составе прочих поступлений учитываются выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки) и другие доходы.
В этой статье учитываются выплаты из средств, выдаваемых предприятиям и организациям кредитными организациями на хозяйственно-операционные и другие расходы. В ней также отражены доходы населения от индивидуальной предпринимательской деятельности. Отражается здесь часть неучтенной заработной платы (например, денежное и вещевое довольствие военнослужащих Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.), а также заработная плата, укрываемая от налогообложения и выплачиваемая в различных формах - в виде покупки своим работникам автомобилей, квартир, денежной помощи на строительство индивидуального жилья, приобретение садового участка, предметов длительного пользования, беспроцентного кредита, открытия индивидуального счета в банке и т. и.
Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных сумм), увеличивают объем денежных ресурсов населения, предъявляемых в данном регионе (республике, крае, области) на покупку
товаров и оплату услуг, и поэтому учитываются в доходной части баланса. Если сумма денег, переведенных по почте, больше полученных сумм, то разность (сальдо) учитывается в расходной части баланса, поскольку в этих случаях уменьшается объем денежных ресурсов на покупку товаров и оплату услуг в данном регионе (республике, крае, области). Для расчета полученных (отправленных) сумм по переводам используются данные о почтовых и телеграфных переводах через предприятия связи.
Изменение структуры доходов населения за период перехода к рыночной экономике показано в таблице 17.1.1.
Таблица 17.1.1
Структура доходов населения РФ в 1990-2000 гг. (%) 47
Наименование денежных доходов | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Денежные доходы - всего, в т.ч.: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
оплата труда | 74Д | 623 | 73,6 | 61,1 |
Государственное регулирование доходов включает в себя систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющихся общественными организациями и правомочными государственными учреждениями для достижения стабилизации доходов населения и их увеличения в зависимости от социально -- экономических условий в обществе. Целью государственного регулирования является создание необходимый условий для воспроизводства рабочей силы.
По размахам вмешательства государства в экономику страны в современной экономической теории выделяется три наиболее характерных модели государственного вторжения в экономику:
1) Тотальное, жесткое управление экономикой. Характерными чертами такой модели являются: ограничение рыночного механизма, процветание дефицита и черного рынка, распределение ВВП путем талонной (карточной) системы.
2) Либерально -- демократическая модель, которая имеет несколько модификаций, одна из которых берет курс на поддержание рыночной экономики и ведет к увеличению экономической эффективности.
Другая модификация либерально -- демократической модели -- модель «Рейгана -- Тэтчер», предполагающая умеренное государственное вмешательство в экономику посредством приватизации и разрушения монополий, ограничения протекционистской политики, низких налогов, защиты компаний через правительственные постановления и торговые ограничения.
3) Модель, которая характерна для стран с переходной экономикой. Ее характерной чертой является государственное вмешательство в рыночную экономику посредством системы ограничений внутренней конкуренции, которая в свою очередь способствует увеличению количества монополий. Проводимая протекционистская политика выключает страну из системы международной кооперации и закрывает экономику от международной конкуренции. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 12
Вследствие того, что по своей природе рыночное распределение несправедливо, в современных условиях нельзя полностью исключить государственное вмешательство в социально -- экономические процессы. Следовательно существует потребность в государственном вмешательстве. Возможность регулирования государством возникает вследствие достижения определенного уровня экономического роста, концентрации капитала и производства. Необходимость государственного регулирования доходов предполагает борьбу с количеством увеличивающихся трудностей.
В настоящее время регулирование доходов государством является составной частью воспроизводства. Государственное регулирование доходов стимулирует экономический рост, поддерживает экспорт, поощряет прогрессивные сдвиги в региональных и отраслевых структурах, регулирует налогообложение, занятость, цены. Конкретные формы, цели и масштабы регулирования государством доходов определяются в соответствии с остротой социально -- экономических проблем. Роль органов государственной власти состоит в стимулировании становления организационной инфраструктуры инновационной экономики, в создании условий для повышения эффективности существующих производств. Повышение качества жизни населения/Семенова Г. Н.//Вестник.-2010г.-№4, с.138
К основным объектам государственного регулирования доходов относятся условия, ситуации, сферы, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, нерешаемые автоматически либо решаемые, но в далекой перспективе. Устранение данных проблем способствует нормальному функционированию экономики, воспроизводству рабочей силы, поддержке стабильной ситуации.
Объекты государственного регулирования доходов:
1) Минимум оплаты труда, доходов
2) Подготовка и переподготовка кадров, занятость
3) Цены, налоги
4) Социальные отношения, социальные гарантии
5) Правовое обеспечение.
Основная задача государственного регулирования доходов -- перераспределение доходов через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения для разных групп получателей дохода. Вследствие этого значительная часть национального дохода переходит к слоям населения с низким доходом от слоев с высокими доходами. Таким образом, растущие доходы у малоимущих, создают необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, регулируют занятость, способствуют снижению социальной напряженности.
Государственную активность в данной сфере можно измерить объемом социальных расходов из местного и федерального бюджетов. Исходя из этого, получается, что возможности государства в области перераспределения доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. В случае наращивания социальных расходов поверх налоговых поступлений происходит рост инфляции и бюджетного дефицита. Если это случается, то возникает чрезмерный рост налогов и инфляционное повышение номинальных доходов.
Государственная политика доходов осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения, перераспределение доходов через государственный бюджет. Юрьева. Т,В., Марыганова. Макроэкономика., M., 2008г., с. 235
Политика регулирования доходов населения предполагает:
1) Установление минимальной заработной платы, имеющей большое значение для следующих категорий населения: женщины, малоквалифицированные рабочие, иностранные рабочие, молодежь. Также установление такого минимума нередко используется как исходная база для определения заработной платы более высоких категорий работников.
2) Регулирование в некоторых случаях верхнего порога увеличения номинальной заработной платы с целью снижения издержек производства и на этой основе роста инвестиций, сдерживания инфляции и повышения конкурентоспособности национальной продукции
3) Защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения посредством индексации, то есть повышения номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцировано в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов предполагает:
1) Сосредоточение денежных средств в государственных руках для проведения социальной политики через взимание с населения налогов: прямых и косвенных
2) Предоставление населению социальных гарантий через финансирование систем медицинского обслуживания, образования, искусства, учреждений культуры и прочее финансирование систем социальной защиты, которая включает систему социального страхования и систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход. Социальная политика государства ставит задачи поддержания баланса доходов и расходов различных социальных групп и обеспечения через государственные механизмы повышения уровня жизни и, в конечном счете, воспроизводства населения, развития технического уровня страны и поддержания культуры. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 16
Социальная защита основана на выплате государством трансфертных платежей, то есть безвозвратных. Социальными трансфертами называют систему натуральных и денежных выплат населению, которые не связаны с его участием в хозяйственной деятельности в прошлом или в настоящее время. Глубина вмешательства государства в ход перераспределения доходов населения должна осуществляться в оптимальных размерах. Процесс выравнивания доходов, призванный для современного общества необходимым в силу множества причин, может привести в результате чрезмерного роста налогов к сокращению эффективности экономики, уничтожению стимулов к предпринимательству, а также к подрыву стимулов у получателей трансфертных выплат. Проведение такой политики требует немалых средств на содержание бюрократического аппарата. При проведении социальной политики, государство использует следующие инструменты: потребительские бюджеты, социальные стандарты, другие пороговые социальные ограничители.
Социальные стандарты - это средство обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальными государственными социальными стандартами являются государственные услуги, которые предоставляются гражданам на безвозвратной и безвозмездной основах (за счет финансирования из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также из бюджетов государственных внебюджетных фондов) и гарантируются государством на минимально уровне на всей территории Российской Федерации. Они используются для определения финансовых нормативов, которые необходимы для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по здравоохранению, образованию, науке устанавливаются объемы их финансирования.
10.2 Государственное регулирование доходов населения
Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста . В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества. Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
1) регулирование доходов населения;
2) перераспределение доходов через государственный бюджет .
Практика регулирования доходов включает:
Государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;
Индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.
Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:
Законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;
Установление государственных гарантий по оплате труда.
Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. В настоящее время он составляет около 3800 руб. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).
Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC). ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций. Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.
Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:
1) различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);
2) различия в уровне потребительских цен по районам.
Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.
В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8-2,0 в самой некомфортной I зоне.
Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.
Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.
Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.
Политика перераспределения доходов предполагает:
Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;
Предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;
Финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий, систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)
Сущность государственной политики доходов заключается в перераспределении доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению.
Основные средства и методы государственного регулирования доходов:
Определение минимума часовой или тарифной ставки заработной платы;
Социальное партнерство - согласование общественных интересов между правительством, работодателями и профсоюзами;
Индексация доходов в условиях инфляции;
Дифференциация доходов по отраслям и регионам и т.д.
Основные принципы государственной политики регулирования доходов населения:
Стимулирование трудовой и предпринимательской активности, инновационного потенциала работника;
Отказ от принципа всеобщей автоматической индексации и компенсации доходов в связи с ростом цен;
Преодоление несправедливой дифференциации доходов работников в различных отраслях и регионах, доходов различных социальных групп;
Увязка мероприятий по повышению доходов со стабилизацией денежного обращения;
Обеспечение социальной защиты населения.
К основным чертам реформирования можно отнести: установление минимальных гарантий оплаты труда; отказ от ограничений максимальной заработной платы; введение единой тарифной сетки для бюджетных организаций; совершенствование принципов отраслевого и территориального регулирования заработной платы.
Одним из негативных факторов реформирования экономики является значительная дифференциация доходов населения.
За период реформ дифференциация в величине получаемых доходов в России возросла с 4 до 15 раз (около 3,5 процентов населения можно отнести к богатым, а около 20 процентов населения находятся за порогом бедности).
Для промышленно развитых стран соотношение минимальной и средней заработной платы составляет - 1:2; в России же это соотношение значительно выше (лишь в последнее время, после повышения к концу 2008 года МРОТ до 4330 руб. в месяц, оно несколько сократилось). Отличительная черта бедности в России - это наличие значительного слоя населения, которое получает лишь минимальную заработную плату.
Государственная зашита потребителей.
В рыночных экономических условиях возникает проблема неподготовленности значительной части производителей, предпринимателей к добросовестной коммерческой деятельности и, следовательно, возникает проблема обеспечения безопасности и качества товаров.
Наиболее актуальные проблемы защиты прав потребителей в России возникают при продаже товаров; проведении строительных работ; оказании бытовых услуг; оказании жилищно-коммунальных услуг; получении образовательных услуг; получении медицинских услуг; пользовании услугами городского и другого транспорта; защите прав вкладчиков в банках, инвестиционных компаниях, пенсионных фондах.
Основные задачи системы защиты прав потребителей :
Создание действенной системы защиты прав потребителей;
Формирование общественных структур по защите прав потребителей;
Организация правовой защиты потребителей;
Организация пропаганды защиты законных прав потребителей, обязанностей продавцов;
Разработка и реализация комплекса мер по предотвращению доступа на рынок опасных для здоровья и некачественных товаров, работ, услуг;
Создание системы правового обучения населения в связи с защитой прав потребителей;
Обеспечение равной доступности к товарам, услугам для всех категорий населения и обеспечения потребителям права свободного выбора товаров и услуг.
Международно-признаваемые права потребителей:
право на удовлетворение основных нужд; право на безопасность; право на информированность; право выбора; право быть выслушанным; право на возмещение вреда; право на потребительское просвещение; право на здоровую окружающую среду.
Систему защиты прав потребителей можно разделить на систему государственной и систему общественной защиты прав потребителей (последняя в рыночной экономике преобладает). Система государственной защиты прав потребителей представлена следующими государственными органами:
Антимонопольная служба и министерства;
Комитеты по сертификации, метрологии, стандартизации;
Комитеты по охране окружающей среды; санитарно-эпидемиологический надзор;
Таможенный комитет; судебные органы; отраслевые государственные инспекции;
Различные межведомственные комиссии по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных товаров.
Систему общественной защиты прав потребителей составляют: организации потребителей, созданные по отраслевому или территориальному признаку; торгово-промышленные палаты; профсоюзы; трудовые коллективы; коллегии юристов, адвокатов; органы местного самоуправления.
Регулирование рынка труда
Рынок труда - совокупность социально-экономических, общественных отношений, совокупность специальных норм и нормативов, которые складываются по поводу реализации спроса и предложения на рабочую силу и обеспечивают эффективное использование труда при соответствующем вознаграждении.
Цель государственной политики занятости - содействие полной занятости и обеспечение возможностей предприятиям свободно нанимать работников, обеспечивать права гражданам.
Направления деятельности государства в данной сфере:
Развитие правовой базы;
Развитие системы профессионального обучения и переобучения безработных;
Создание служб занятости и бирж труда;
Развитие системы выплаты пособий;
Создание общегосударственной, компьютеризированной информационно-справочной системы для регистрации безработных, для выплаты пособий и т.д.;
Предоставление необходимых трансфертов для регионов;
К мерам косвенного регулирования рынка рабочей силы, которые использует государство, относятся: денежно-кредитная политика, налоговая политика, амортизационная политика; разработка программ по социальному страхованию безработицы, программ содействия найму рабочей силы, программы увеличения числа рабочих мест в государственном секторе; разработка антидискриминационных программ по полу, возрасту, цвету кожи и т.д.
Одним из наиболее необходимых элементов рыночной инфраструктуры является биржа труда.
Биржа труда - организация, которая специализируется на посредничестве между работниками и работодателями с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет гражданам сократить время поиска работы, упорядочить наем предприятиями рабочей силы.
Биржи труда могут быть государственными, частными и общественными. В основном биржи труда существуют в виде центров труда и занятости.
Основной задачей центров труда и занятости является предотвращение длительной безработицы и минимизация время поиска работы.
Частные биржи труда занимаются своей деятельностью на основе договоров с работодателями. Государственные службы занятости работают по утвержденному бюджету, который составляется из средств государственного фонда содействия занятости, самостоятельных отчислений рабочих, дополнительных источников (финансирование проводит какое - либо предприятие и т.д.).
Методы государственного регулирования занятости:
- экономические методы : льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;
- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров;
- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.
Задачи государственных органов по социальной защите населения.
Переход к рыночной экономике требует коренных изменений в системе социальной защиты населения. Основными принципами новой концепции социальной защиты являются:
· Всеобщность социальных прав (социально-экономические и правовые гарантии охватывают всех без исключения граждан и все сферы жизни человека)
· Возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения при устранении уравнительности в распределении трансфертов и субсидий. Переход от модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных благ и услуг, к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения.
· Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления систем научно обоснованных социальных нормативов. Важнейшие из них (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, пенсии и пр.) должны утверждаться в законодательном порядке на общегосударственном уровне.
· Гибкость системы социальных гарантий с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка для профилактики возможной социальной напряженности.
Роль государственных органов разного уровня в соблюдении социальных гарантий для населения различна.
На федеральном уровне устанавливаются минимальные размеры государственных гарантий, осуществляются общие программы, регулируются распределительные отношения через федеральный бюджет и целевые фонды.
Местные органы власти разрабатывают и реализуют собственные программы, обеспечивают выполнение общих государственных программ по защите граждан на своей территории. Они могут повышать уровень гарантий для отдельных групп населения, вводить дополнительные гарантии для своей территории с финансированием из своего бюджета.
Большинство отраслей социальной сферы - здравоохранение, физкультура, дошкольное воспитание, образование, жилищно-коммунальное хозяйство - включаются в сферу частичного самофинансирования. Потребности сверх определенного нормативами уровня, предоставляемого бесплатно, оплачиваются трудоспособным населением из личных средств и коллективных фондов предприятий, которые смогут заключать договора на обслуживание работников, создавать больничные и страховые кассы, направляя на эти цели часть заработанных средств. Для социально слабых слоев соответствующие услуги будут в основном оказываться бесплатно, за счет бюджетов всех уровней (из федерального бюджета будут оплачиваться те услуги, которые гарантированы на федеральном уровне, а из остальных бюджетов - дополнительно гарантированные на соответствующем уровне).