Передача муниципальных помещений общественной организации. Московские нко получат новые помещения от городских властей

Какие документы нужно предоставить социально ориентированной некоммерческой организации для получения нежилого помещения в аренду на льготных условиях?

Предоставление государством социально ориентированным некоммерческим организациям нежилых помещений в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций". Перечень документов и порядок их предоставления указаны в п. 11 -п.14 указанного Постановления, а именно:

"11. Заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду содержит:

а) сведения, соответствующие требованиям подпунктов "а" - "п" пункта 10 настоящих Правил (в случае, если организация осуществляет виды деятельности менее 5 лет до дня подачи заявления, такая организация должна предоставить сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "з", "к", "л" и "н" пункта 10 настоящих Правил, за период фактического осуществления деятельности);

б) обоснование потребности организации в предоставлении нежилого помещения в аренду на льготных условиях;

в) согласие на заключение договора аренды нежилого помещения, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

г) перечень прилагаемых документов.

12. К заявлениям прилагаются:

а) копии учредительных документов организации;

б) документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявлений - также доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности;

в) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлениях, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами организации.

13. Организация вправе по собственной инициативе приложить к заявлениям:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями об организации, выданную не ранее чем за 3 месяца до дня размещения извещения на официальном сайте, или нотариально удостоверенную копию такой выписки;

б) копии документов, представленных организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с подпунктом 3 и (или) подпунктом 3 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" за последние 5 лет;

в) копии годовой бухгалтерской отчетности организации за последние 5 лет;

г) письма органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан и их объединений, содержащие оценку (отзывы, рекомендации) деятельности организации, или их копии;

д) иные документы, содержащие, подтверждающие и (или) поясняющие сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "р" пункта 10 настоящих Правил.

14. Документы, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган в электронном виде."

Полный текст Постановления можете найти по ссылке http://www.rg.ru/2013/01/11/nko-soc-dok.html

Необходимо создать единый открытый реестр помещений для социально ориентированных НКО и создать прозрачный порядок их конкурсного предоставления – к такому выводу пришли участники экспертного совещания, посвященного проблемам доступа социально ориентированных НКО к имущественной господдержке. Решать эти вопросы эксперты предлагают также путем разработки единых критериев работы с некоммерческими организациями и повышения открытости и информативности в диалоге между властью и социально ориентированными организациями.

Эксперт рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог», доцент кафедры управления информационными процессами РАНХиГС Оксана Коротеева, открывая мероприятие, отметила, что поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) является одним из долгосрочных приоритетов социальной политики государства. Согласно «майскому указу» президента, необходимо предусмотреть меры, направленные на увеличение поддержки СО НКО.

«Президент РФ поставил серьезную задачу: по итогам послания Федеральному собранию 2015 г. следует обеспечить доступ СО НКО к 10% средств, выделяемых на предоставление социальных услуг. Это должно быть закреплено в соответствующих программах субъектов и муниципальных образований. Однако наши мониторинги, встречи с экспертами и общественниками показывают, что пока еще задачи, связанные с реальной поддержкой НКО, далеки от решения. Между тем, имущественная поддержка – это необходимое условие для того, чтобы некоммерческие организации могли эффективно работать», – отметила эксперт.

Эксперты рассказали, что имущественная помощь должна заключаться в предоставлении определенного перечня находящихся в федеральной собственности нежилых помещений в пользование СО НКО на долгосрочной основе. Сами перечни, а также порядок предоставления помещений и критерии отбора организаций формируют государственные и местные органы власти, и они должны быть размещены в открытом доступе.

Однако, к сожалению, на практике существует серьезная проблема с открытостью данных и информированием НКО о возможных способах поддержки, препятствующая исполнению поручения президента. Представители ОНФ напомнили, что в сентябре 2016 г. провели опрос 52 НКО, и оказалось, что больше трети опрошенных (37%) считают недостаточным информирование НКО о существующих способах господдержки. Финансовую помощь (в виде грантов или субсидий) получают чуть больше половины опрошенных (52%), а вот с помещением власти помогают лишь 15%, при этом аж 35% респондентов сказали, что нуждаются в помещении.

«В регионах существуют закрытые реестры помещений. Это неправильно, в постановлении правительства №1478 об этом написано. Однако оно касается только федеральной собственности. Каждый субъект Федерации должен был откликнуться на это постановление правительства, но больше половины субъектов так на него и не ответили, в том числе Москва», – рассказал президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов.

По его мнению, регионы должны отчитываться о количестве квадратных метров, отданных СО НКО в пользование, не только о тех, которые уже переданы в пользование, но и о тех, которые только еще планируется предоставить под оказание социальных услуг.

Он напомнил собравшимся данные Росстата, согласно которым примерно 9 тыс. СО НКО сегодня имеют помещения в собственности, 19 тыс. получили их в безвозмездное пользование от государства и около 15 тыс. организаций занимают помещения на условиях льготной аренды. «Получается, что из 145 тыс. у 73 тыс. организаций нет своих помещений, многие «прописаны» в квартирах», – резюмировал эксперт.

О практике предоставления помещений регионами рассказал директор НОУ «Первая школа мюзикла» Дмитрий Томилин. В своем выступлении он подчеркнул, что правила предоставления подачи заявок СО НКО, действующие в Москве, зачастую непрозрачны и действуют избирательно, а департамент городского имущества уклоняется от заключения договоров аренды. Найти помещение для НКО самостоятельно крайне затруднительно.

«Непонятно, где публикуется единый перечень помещений. Кроме этого, во всех новостройках должно быть выделено обязательное количество квадратных метров для социальных организаций, работающих с населением. Застройщикам просто не дадут строить, если они не предоставят такую квоту. Однако на практике помещения выделяются редко: департамент имущества получает такие помещения, однако оформляет их в собственность и отдает совершенно под другие цели. Таким образом, помещение уже не попадает в этот перечень, и на него не могут претендовать НКО», – рассказал Дмитрий Томилин.

Этот факт демонстрирует, что у органов власти отсутствует стратегия развития СО НКО, считает эксперт. Должен существовать перечень помещений, которые предполагается отдать на социальные цели, и в случае «ухода» этих помещений должен существовать порядок их возврата и проведения конкурса для СО НКО, нуждающихся в помещениях.

Эксперты также привели примеры из практики работы НКО в Москве, Смоленске, Перми и других регионах. Общими для всех субъектов является отсутствие единого подхода к системной поддержке СО НКО: нет единого реестра помещений для организаций, критериев рассмотрения заявок и в целом принципов работы и поддержки СО НКО.

Член Центральной ревизионной комиссии ОНФ, президент Смоленской региональной общественной организации «Дарите детям добро» Наталья Аксенова рассказала, что в сельской местности существуют возможность использования помещений школ и других госбюджетных помещений: они бы и сами рады помочь организациям, оказывающим важные для населения социальные услуги. Однако законодательство на сегодняшний день запрещает такую практику.

Еще один пример: в Пермском крае некоммерческая организация «Территория семьи» также лишилась помещения. Пермская городская дума на настоящий момент приостановила передачу помещений НКО в безвозмездное пользование до 1 октября 2017 г., что, по мнению экспертов, противоречит не только исполнению президентского поручения, но и законодательству РФ. Критерии для рассмотрения заявок от СО НКО в регионе также не разработаны.

«Если говорить про Москву, то по сравнению с другими регионами она может гордиться своим опытом по имущественной поддержке НКО, потому что на протяжении многих лет существует более 400 НКО, которые работают в клубных помещениях по месту жительства. Предоставляются эти помещения по договору социального заказа. Однако мы обеспокоены тем, что скорее всего в ближайшее время некоммерческим организациям придется самим платить за коммунальные услуги, и в результате НКО, которые работали с населением безвозмездно, придется подумать над тем, чтобы сделать услуги платными либо искать другие источники финансирования», – поделилась председатель правления Московского областного общества «Знание» Инна Березкина.

В целом, если НКО проявляют активность, то они находят возможности работы, однако нужно оказывать им помощь, которая в том числе должна исходить от управ. В городе, по словам эксперта, исчезла диалоговая площадка с клубными НКО, в управы и префектуры пришли молодые специалисты, незнакомые с сутью и методикой работы клубных НКО. Она также предложила обучать специалистов в управах города работе совместно со специалистами НКО, что поможет ликвидировать пробелы в общении между властью и НКО и выстроить конструктивный диалог.

«По данным Министерства экономического развития РФ, в 2016 г. лидеры по объемам площади нежилых помещений, передаваемых СО НКО, – Московская область, Мурманская область и Республика Калмыкия. По данным на сентябрь 2016 г., конкурсное распределение помещений среди НКО практикуется только в восьми регионах. Совместными усилиями нам нужно разработать комплекс предложений по решению проблем, с которыми сталкиваются СО НКО, и начать с того, чтобы создать единый реестр помещений для таких организаций. Только открытость и прозрачность всех процедур помогут НКО выполнять важные социальные функции, с целью выполнения которых они и создавались», – резюмировала Оксана Коротеева.

В мероприятии, организованном Народным фронтом, приняли участие активисты ОНФ и общественники из 57 регионов, представители общественных организаций и органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 31 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;

Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

2. Реализация настоящего постановления осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным Министерству и Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее - перечень).

2. В перечень могут быть включены только нежилые помещения, находящиеся в федеральной собственности и свободные от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией) (далее - нежилые помещения).

3. Формирование перечня осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - уполномоченный орган).

4. Уполномоченный орган в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, определяет в составе имущества государственной казны Российской Федерации нежилые помещения, которые могут быть предоставлены социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее - организации), и принимает решения о включении нежилых помещений в перечень.

5. Решение уполномоченного органа о включении нежилого помещения в перечень или об исключении нежилого помещения из перечня содержит следующие сведения о нежилом помещении:

а) общая площадь нежилого помещения;

б) адрес здания, в котором расположено нежилое помещение (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания);

в) номер этажа, на котором расположено нежилое помещение, описание местоположения этого нежилого помещения в пределах этажа или здания.

6. Уполномоченный орган исключает из перечня нежилое помещение в случае, если 2 раза подряд после размещения уполномоченным органом в установленном порядке извещения о возможности предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации в течение указанного в таком извещении срока не подано ни одно заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду.

7. Ведение перечня осуществляется в электронном виде уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.

8. В перечень вносятся сведения о нежилом помещении, содержащиеся в решении уполномоченного органа о включении нежилых помещений в перечень, а также следующие сведения:

а) год ввода в эксплуатацию здания, в котором расположено нежилое помещение;

б) информация об ограничениях (обременениях) в отношении нежилого помещения:

вид ограничения (обременения);

срок действия ограничения (обременения);

информация о лицах (если имеются), в пользу которых установлено ограничение (обременение):

полное наименование;

местонахождение;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

в) реестровый номер федерального имущества;

г) день принятия уполномоченным органом решения о включении нежилого помещения в перечень.

9. Включенные в перечень нежилые помещения группируются по субъектам Российской Федерации, на территории которых они расположены.

10. Сведения о нежилом помещении, указанные в пункте 8 настоящих Правил, вносятся в перечень в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о включении этого нежилого помещения в перечень.

В случае изменения сведений, содержащихся в перечне, соответствующие изменения вносятся в перечень в течение 3 рабочих дней со дня, когда уполномоченному органу стало известно об этих изменениях, но не позднее чем через 2 месяца после внесения изменившихся сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости.

Сведения о нежилом помещении, указанные в пункте 8 настоящих Правил, исключаются из перечня в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения об исключении этого нежилого помещения из перечня в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

11. Перечень публикуется на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе федерального имущества, включенного в перечень федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, формируемый в установленном порядке (далее - перечень).

Действие настоящих Правил распространяется только на предоставление нежилых помещений, включенных в перечень (далее - нежилые помещения), во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, за исключением государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций, учрежденных Российской Федерацией (далее - организации).

2. Нежилое помещение предоставляется организации во владение и (или) в пользование на следующих условиях:

а) предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду на 5 лет;

б) предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - виды деятельности), в течение не менее 5 лет до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование;

в) предоставление нежилого помещения в аренду при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности в течение не менее одного года до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду;

г) использование нежилого помещения только по целевому назначению для осуществления одного или нескольких видов деятельности, указываемых в договоре безвозмездного пользования нежилым помещением или договоре аренды нежилого помещения;

д) установление годовой арендной платы по договору аренды нежилого помещения в рублях в размере 50 процентов размера годовой арендной платы за нежилое помещение, определяемой на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, предшествующую размещению в установленном порядке извещения о возможности предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации (далее - извещение) не более чем на 60 дней, которая не подлежит изменению в течение действия договора аренды нежилого помещения;

е) запрещение продажи переданного организациям государственного имущества, переуступки прав пользования им, передачи прав пользования им в залог и внесения прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности;

ж) наличие у организации, которой нежилое помещение предоставлено в безвозмездное пользование или аренду, права в любое время отказаться от договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения, уведомив об этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - уполномоченный орган) за один месяц;

з) отсутствие у организации просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год и задолженности по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества. Это условие считается соблюденным, если организация обжаловала наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения не вступило в законную силу;

и) отсутствие факта нахождения организации в процессе ликвидации, а также отсутствие решения арбитражного суда о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства;

к) отсутствие организации в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, предусмотренном пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет") извещение не позднее чем через 60 дней со дня освобождения организацией нежилого помещения в связи с прекращением права владения и (или) пользования им или принятия уполномоченным органом решения о включении нежилого помещения в перечень, если такое нежилое помещение на момент принятия указанного решения не предоставлено во владение и (или) пользование некоммерческой организации.

4. Извещение может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено на любых сайтах в сети "Интернет" при условии, что такие опубликование и размещение не осуществляются вместо размещения, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил.

5. Извещение должно содержать следующие сведения:

а) наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона уполномоченного органа;

б) общая площадь нежилого помещения;

в) адрес здания, в котором расположено нежилое помещение (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания);

г) номер этажа, на котором расположено нежилое помещение, описание местоположения этого нежилого помещения в пределах этажа или здания;

д) год ввода в эксплуатацию здания, в котором расположено нежилое помещение;

е) информация об ограничениях (обременениях) в отношении нежилого помещения;

ж) состояние нежилого помещения (хорошее, удовлетворительное, требуется текущий ремонт, требуется капитальный ремонт);

з) размер годовой стоимости арендной платы за нежилое помещение на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

и) типовые формы договора безвозмездного пользования нежилым помещением и договора аренды нежилого помещения, заключаемых уполномоченным органом с организациями, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

к) сроки (день и время начала и окончания) приема заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду (далее - заявления);

л) место, день и время вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов;

м) условия предоставления нежилого помещения во владение и (или) в пользование, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил;

н) форма заявлений для подачи их в форме электронного документа.

6. При размещении извещения на официальном сайте днем начала приема заявлений устанавливается 1-й рабочий день после дня размещения извещения на официальном сайте. Днем окончания приема заявлений устанавливается 30-й день после даты размещения извещения на официальном сайте, а если он приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, - ближайший следующий за ним рабочий день.

Днем вскрытия конвертов с заявлениями определяется 1-й рабочий день после окончания срока приема заявлений.

7. Уполномоченный орган вправе внести изменения в извещение, размещенное на официальном сайте, не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявлений. При этом срок приема заявлений должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений в извещение до дня окончания приема заявлений он составлял не менее 20 дней.

Изменения в извещение, размещенное на официальном сайте, можно вносить не более одного раза.

8. В течение срока приема заявлений организация, отвечающая условиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, может подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду, а организация, отвечающая условиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, - заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду.

Одна организация вправе подать в отношении одного нежилого помещения только одно заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или одно заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду.

9. Заявления подаются в письменной форме с текстовой копией на электронном носителе в запечатанном конверте, на котором указываются слова "Заявление социально ориентированной некоммерческой организации о предоставлении нежилого помещения", а также общая площадь испрашиваемого нежилого помещения и адрес здания, в котором оно расположено (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания), или в форме электронного документа.

Заявления в форме электронного документа подаются в уполномоченный орган посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте.

Заявления подписываются лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности (далее - руководитель), или ее представителем, действующим на основании доверенности.

10. Заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование содержит:

а) полное и сокращенное наименование организации, дату ее государственной регистрации (при создании), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение постоянно действующего органа;

б) почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты организации, адрес ее сайта в сети "Интернет";

в) наименование должности, фамилия, имя, отчество руководителя организации;

г) сведения о нежилом помещении, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 5 настоящих Правил;

д) сведения о видах деятельности, которые организация осуществляла в соответствии с учредительными документами в течение последних 5 лет и осуществляет на момент подачи заявления, а также о содержании и результатах такой деятельности (краткое описание содержания и конкретных результатов программ, проектов, мероприятий);

е) сведения о размере денежных средств, использованных организацией по целевому назначению на осуществление в соответствии с учредительными документами видов деятельности в течение последних 5 лет (общий размер денежных средств, размер целевых поступлений от граждан, размер целевых поступлений от российских организаций, размер целевых поступлений от иностранных граждан и лиц без гражданства, размер целевых поступлений от иностранных организаций, размер доходов от целевого капитала некоммерческих организаций, размер внереализационных доходов, размер доходов от реализации товаров, а также объем работ и услуг за каждый год указанного периода);

ж) сведения о грантах, выделенных организации по результатам конкурсов некоммерческими организациями за счет субсидий из федерального бюджета в течение последних 5 лет (наименования указанных организаций, размеры грантов, даты их получения, краткое описание проектов (мероприятий), на реализацию которых они выделены);

з) сведения о субсидиях, полученных организацией из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в течение последних 5 лет (наименования органов, принявших решения о предоставлении субсидий, размеры субсидий, даты их получения, краткое описание мероприятий (программ, проектов), на реализацию которых они предоставлены);

и) сведения о членстве организации в ассоциациях, союзах, некоммерческих партнерствах и иных основанных на членстве некоммерческих организациях, в том числе в иностранных организациях (наименования таких организаций и сроки членства в них);

к) сведения о средней численности работников организации за последние 5 лет (средняя численность работников за каждый год указанного периода);

л) сведения о средней численности добровольцев организации за последние 5 лет (средняя численность добровольцев за каждый год указанного периода);

м) сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих организации на праве собственности (объекты, их площадь, кадастровые номера, адреса, даты государственной регистрации права собственности);

н) сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся и находившихся во владении и (или) в пользовании организации в течение последних 5 лет, за исключением объектов недвижимого имущества, использовавшихся исключительно для проведения отдельных мероприятий (объекты, их площадь, адреса, сроки владения и (или) пользования, вид права, размеры арендной платы (при аренде), указание на принадлежность объектов к государственной и муниципальной собственности);

о) сведения о наличии у организации задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, а также по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества;

п) сведения о видах деятельности, для осуществления которых организация обязуется использовать нежилое помещение;

р) сведения о потребности организации в предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование;

с) согласие на заключение договора безвозмездного пользования нежилым помещением, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

т) перечень прилагаемых документов.

11. Заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду содержит:

а) сведения, соответствующие требованиям подпунктов "а" - "п" пункта 10 настоящих Правил (в случае, если организация осуществляет виды деятельности менее 5 лет до дня подачи заявления, такая организация должна предоставить сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "з", "к", "л" и "н" пункта 10 настоящих Правил, за период фактического осуществления деятельности);

б) обоснование потребности организации в предоставлении нежилого помещения в аренду на льготных условиях;

в) согласие на заключение договора аренды нежилого помещения, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

г) перечень прилагаемых документов.

12. К заявлениям прилагаются:

а) копии учредительных документов организации;

б) документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявлений - также доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности;

в) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлениях, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами организации.

13. Организация вправе по собственной инициативе приложить к заявлениям:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями об организации, выданную не ранее чем за 3 месяца до дня размещения извещения на официальном сайте, или нотариально удостоверенную копию такой выписки;

б) копии документов, представленных организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с подпунктом 3 и (или) подпунктом 3 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" за последние 5 лет;

в) копии годовой бухгалтерской отчетности организации за последние 5 лет;

г) письма органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан и их объединений, содержащие оценку (отзывы, рекомендации) деятельности организации, или их копии;

д) иные документы, содержащие, подтверждающие и (или) поясняющие сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "р" пункта 10 настоящих Правил.

14. Документы, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган в электронном виде.

15. При получении заявлений, поданных в форме электронного документа, уполномоченный орган обязан подтвердить их получение в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного рабочего дня со дня получения.

16. Уполномоченный орган обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в заявлениях, до вскрытия конвертов с заявлениями. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявлениями и заявлений, поданных в форме электронных документов, не вправе допускать повреждение таких конвертов и заявлений до момента вскрытия конвертов.

17. Организация вправе изменить или отозвать заявления и (или) представить дополнительные документы до окончания срока приема заявлений.

18. Конверты с заявлениями и поданные в форме электронного документа заявления, поступившие в течение срока приема заявлений, указанного в размещенном на официальном сайте извещении, регистрируются уполномоченным органом. По требованию лица, подающего конверт, должностное лицо уполномоченного органа в момент его получения выдает расписку в получении конверта с указанием даты и времени его получения.

19. Вскрытие конвертов с заявлениями, рассмотрение поданных в уполномоченный орган заявлений и определение организаций, которым предоставляются нежилые помещения в безвозмездное пользование или аренду (далее - получатели имущественной поддержки), осуществляются комиссией по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - комиссия).

20. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждает состав комиссии и вносит в него изменения, назначает председателя, заместителя председателя и ответственного секретаря комиссии.

В состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, уполномоченного органа, а также могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, члены Общественной палаты Российской Федерации и иные заинтересованные лица.

В комиссии должно быть не менее 9 человек.

Число членов комиссии, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, должно быть менее половины состава комиссии.

21. Председатель комиссии определяет место, дату и время проведения заседаний комиссии, председательствует на заседаниях комиссии и дает поручения ответственному секретарю комиссии по вопросам организационно-технического обеспечения деятельности комиссии.

В отсутствие председателя комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя комиссии.

22. Ответственный секретарь комиссии уведомляет членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседаний комиссии, осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии и ведение протоколов ее заседаний.

Ответственный секретарь комиссии назначается по представлению уполномоченного органа из числа государственных гражданских служащих уполномоченного органа.

В отсутствие ответственного секретаря комиссии его полномочия может осуществлять другой член комиссии по решению комиссии с согласия такого члена комиссии.

23. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, предусмотренные настоящими Правилами, если на заседании комиссии присутствуют более половины ее членов.

Члены комиссии должны быть уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

Члены комиссии лично участвуют в заседаниях комиссии и не вправе передавать право голоса другим лицам.

Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывают члены комиссии, присутствовавшие на заседании комиссии. В протоколе заседания комиссии указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии).

24. В случае если член комиссии лично, прямо или косвенно заинтересован в предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации, он обязан проинформировать об этом комиссию до начала рассмотрения заявлений и не участвовать в заседаниях комиссии в течение такого рассмотрения. При этом голос такого члена комиссии не учитывается при определении правомочности заседаний комиссии и принятии решений.

В настоящих Правилах под личной заинтересованностью члена комиссии понимается возможность получения им доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для члена комиссии, его близких родственников, а также граждан или организаций, с которыми член комиссии связан финансовыми обязательствами.

25. Комиссией публично в месте, день и время, указанные в размещенном на официальном сайте извещении, одновременно вскрываются конверты с заявлениями и осуществляется процедура открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявлениям.

26. В случае установления факта подачи одной организацией 2 и более заявлений в отношении одного и того же нежилого помещения при условии, что поданные ранее заявления такой организацией не отозваны, все ее заявления, поданные в отношении этого нежилого помещения, не рассматриваются.

27. Представители организаций, подавших заявления, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявлениями.

28. При вскрытии конвертов с заявлениями объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявлениями наименование организации, конверт с заявлением которой вскрывается или доступ к поданному в форме электронного документа заявлению которой открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящих Правил.

29. В случае если по окончании срока приема заявлений не подано ни одно из заявлений, в протокол заседания комиссии вносится соответствующая информация.

30. В процессе вскрытия конвертов с заявлениями информация об организациях, подавших заявления, а также наличие сведений и документов, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящих Правил, может размещаться на официальном сайте.

31. Протокол вскрытия конвертов с заявлениями (протокол заседания комиссии) ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими членами комиссии непосредственно после их вскрытия. Указанный протокол размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

32. Заявления размещаются уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов.

33. Комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявлениями. Любой представитель организации, присутствующий при вскрытии конвертов с заявлениями, вправе осуществлять аудио- и (или) видеозапись их вскрытия.

34. В случае если в течение срока приема заявлений не подано ни одно из заявлений, уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней со дня окончания приема заявлений, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

35. Комиссия проверяет заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, и прилагаемые к ним документы на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами, а также следит, чтобы подавшие их лица отвечали условиям, предусмотренным настоящими Правилами. Срок указанной проверки не может превышать 30 дней со дня вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов.

36. Заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, не допускаются к дальнейшему рассмотрению в следующих случаях:

а) заявление подано лицом, которому нежилое помещение не может быть предоставлено на запрошенном праве в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящих Правил;

б) заявление не содержит сведений и (или) согласия на заключение договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил;

в) в заявлении содержатся заведомо ложные сведения;

г) заявление не подписано или подписано лицом, не наделенным соответствующими полномочиями;

д) не представлены документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил;

е) организация не отвечает условиям, предусмотренным подпунктами "з" - "к" пункта 2 настоящих Правил.

37. На основании результатов проверки в соответствии с пунктами 35 и 36 настоящих Правил комиссия принимает решение о допуске к дальнейшему рассмотрению заявлений или об отказе в таком допуске, которое оформляется протоколом. Указанный протокол подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

Указанный протокол должен содержать наименования социально ориентированных некоммерческих организаций, заявления которых допущены к дальнейшему рассмотрению, и наименования организаций, заявления которых не допущены к дальнейшему рассмотрению, с указанием оснований для отказа в допуске, предусмотренных пунктом 36 настоящих Правил.

38. В случае если комиссией принято решение об отказе в допуске к дальнейшему рассмотрению всех заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, уполномоченный орган в срок, не превышающий более 30 дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

39. В случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению только одного из заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в тот же день принимает решение об определении подавшей его организации получателем имущественной поддержки. Указанное решение оформляется протоколом комиссии, который подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

40. В случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению 2 и более заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в срок, не превышающий 30 дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, осуществляет оценку и сопоставление указанных заявлений, в том числе определяет итоговые значения их рейтинга, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

41. На основании результатов оценки и сопоставления заявлений каждому из них присваивается порядковый номер по мере уменьшения итогового значения рейтинга. Заявлению с наибольшим итоговым значением рейтинга присваивается 1-й номер. В случае если несколько заявлений получили одинаковое итоговое значение рейтинга, меньший порядковый номер присваивается заявлению, которое подано организацией, зарегистрированной раньше других.

42. Получателем имущественной поддержки определяется организация, заявлению которой в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 1-й номер.

43. Комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявлений, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления заявлений, об определении итогового значения рейтинга заявлений с указанием наименований подавших их организаций, о присвоении заявлениям порядковых номеров, а также об определении получателя имущественной поддержки. Указанный протокол подписывается в день окончания проведения оценки и сопоставления заявлений и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

44. В ходе рассмотрения заявлений комиссия через уполномоченный орган может запрашивать необходимые документы и информацию у других федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия.

45. Заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, и прилагаемые к ним документы, протоколы заседаний комиссии, а также аудио- и видеозаписи вскрытия конвертов с заявлениями хранятся уполномоченным органом не менее 5 лет.

46. В течение 10 дней со дня подписания протокола, которым оформлено решение комиссии об определении получателя имущественной поддержки, уполномоченный орган передает такому получателю проект договора, который составляется путем заполнения типовой формы договора, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - договор).

47. Договор подписывается получателем имущественной поддержки в 10-дневный срок со дня его получения и представляется в уполномоченный орган.

48. До окончания срока, предусмотренного пунктом 46 настоящих Правил, уполномоченный орган обязан отказаться от заключения договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки в случае, если организация не отвечает условиям, предусмотренным подпунктами "з" - "к" пункта 2 настоящих Правил.

Решение уполномоченного органа об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, и должно содержать сведения о фактах, являющихся основанием для отказа в заключении договора, и реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

49. В случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки либо при уклонении такого получателя от заключения договора комиссия принимает решение об отмене решения об определении получателя имущественной поддержки, принятого в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, и решение об определении получателем имущественной поддержки организации, заявлению которой в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 2-й номер. Указанные решения оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии в день его составления и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

50. В случае принятия уполномоченным органом решения по основаниям, предусмотренным пунктом 48 настоящих Правил, решения об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки, заявлению которого в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 2-й номер, либо при уклонении такого получателя от заключения договора уполномоченный орган в срок, не превышающий 50 дней со дня подписания протокола, которым оформлено решение комиссии об определении указанного получателя имущественной поддержки, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

В настоящее время руководство страны много внимания уделяет развитию гражданского общества, характеризующего всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов путем создания общественных организаций, объединений, фондов. Это внимание заметно и по созданию таких институтов, как Общественные Палаты на территории Российской Федерации.

Ветеранские общественные организации являются одними из наиболее активно работающих общественных организаций, стремящихся решать наиболее актуальные и значимые вопросы социальных проблем ветеранов, инвалидов боевых действий и членов их семей, помогают в создании эффективной социальной инфраструктуры.

Статьей 31.1 Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Правительство Российской Федерации предусмотрело возможность оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям которая в том числе осуществляется и в имущественной форме.

Пунктом 6 вышеуказанной статьи определено, что оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества.

В рамках реализации указанного Закона, общественные ветеранские организации города получили возможность арендовать муниципальную недвижимость, существовать и развиваться. Средства для осуществления уставной деятельности зарабатываются организациями самостоятельно, на созданные рабочие места трудоустраиваются в первую очередь ветераны, жители города и края. При этом абсолютное большинство наших организаций исправно оплачивает арендную плату и выполняет все условия, предусмотренные договорами аренды, то есть являются добросовестными арендаторами.

С целью создания благоприятных условий развития в нашей стране малого предпринимательства принят Закон от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которому, малому и среднему бизнесу России предоставлен ряд преимущественных прав по приоритетному выкупу арендуемого имущества, но к сожалению, это совершенно не коснулось общественных организаций, арендующих недвижимое имущество.

Закон №159-ФЗ основан на другом Законе от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и под его действие так же подпадают только субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.При этом интересы общественных организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, но арендующих государственное и муниципальное имущество для ведения деятельности оказались совершенно не учтены.

Для нас совершенно очевиден тот факт, что ни одна из организаций, входящих в состав Палаты Ветеранов не сможет на открытом аукционе или конкурсе выкупить арендуемые помещения по коммерческой цене. К сожалению, другого варианта нам законодательство не предлагает.

Возможность включения в перечень арендаторов, которые могли бы продолжать арендовать площади, также предусмотрена только для субъектов малого и среднего предпринимательства и для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что прямо указано в части 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Поскольку распоряжение администрации города Красноярска № 74 – ж от 30.01.2009 г., основано на данном федеральном законе, оно также не учитывает интересы общественных организаций, арендаторов нежилого имущества. Таким образом, аналогичная поддержка для общественных организаций полностью отсутствует.

Данный вопрос поднимается нами на разных уровнях власти уже в течение достаточно длительного времени.

В ответе на наше обращение Президенту РФ по существу вопроса разъясняется, что оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности, добровольчеству в соответствии с п. 33 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и в этой связи социально ориентированной некоммерческой организации может быть предоставлено в безвозмездное пользование муниципальное имущество находящееся в собственности городского округа и предназначенное для оказания поддержки организациям осуществляющим такую деятельность на территории городского округа.

Пунктом 2 Правил предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) пользование на долгосрочной основе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2012г. №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» установлено что представление нежилого помещения во владение и (или) пользование некоммерческой организации осуществляется при условии запрета продажи переданного организациям государственного имущества, переуступки прав пользования им, передачи прав пользования им в залог и внесения прав пользования таким имуществом в уставной капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

В части 1 статьи 17.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением: некоммерческих организаций, созданных в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Это одни из немногих условий, реально позволяющих некоммерческим организациям чувствовать свою защищенность и осуществлять уставную деятельность без опасения потери предоставленного нежилого помещения (на практике нас предупреждают о том, что арендуемые нами помещения все равно скоро продадут).

Получается, что предприниматель, зарабатывающий деньги для себя лично, государству социально более значим, чем общественная организация ветеранов, ведущая уставную деятельность и решающая затем за свой счет важные социальные проблемы ветеранов и членов семей погибших военнослужащих.

Согласно вышеуказанных Правил, нежилое помещение предоставляется организации во владение и (или) в пользование на условиях предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду на 5 лет. Однако как правило свободный площадей у муниципалитета не бывает и фактически крайне редки случаи, когда власти предоставляют нежилые помещения некоммерческим организациям в безвозмездное пользование (нам о них не известно), то есть по сути общественные организации в настоящее время являются обычными арендаторами, которые кроме того оказались в худшем положении чем коммерческие и нет уверенности в том, что по истечении указанного срока договора, аренда будет продлена.

Наши организации своими силами производят капитальный ремонт арендуемых помещений, благоустраивают прилегающую к ним территорию, меняют коммуникации и т.д. Некоторые организации инвестировали в арендуемые помещения значительные средства именно потому, что предполагали использовать эти помещения длительный период с учетом продления договора аренды. Как правило, произведенные улучшения не были включены в зачет арендной платы, т.е. явились невозвратными затратами объединений.

Особо заметим, что изложенная проблема касается не только ветеранских общественных организаций, с данной проблемой сталкиваются все общественные и некоммерческие организации арендующие муниципальные площади на территории РФ, в связи с чем считаем, что решение данного вопроса не терпит отлагательства.

Учитывая вышеизложенное просим Вас о внесении, в необходимые законодательные акты, поправок, которые учтут интересы общественных организаций и других добросовестных арендаторов, арендующих недвижимое имущество у муниципалитетов Российской Федерации, и независимо от организационно-правовой формы юридического лица предоставить возможность преимущественного права выкупа по рыночной стоимости добросовестно арендуемого имущества на условиях, аналогичных условиям выкупа добросовестными арендаторами, субъектами малого и среднего предпринимательства.

Обращаем Ваше внимание, что в данном случае речь не идет о предоставлении выкупа нежилых помещений по льготной цене (в ущерб бюджету). Мы готовы выкупать по рыночной стоимости, но при условии наличия преимущественного права выкупа, которое на сегодня предоставлено для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мы надеемся, что Вы оцените важность озвученной проблемы и дальше будете способствовать разрешению насущных вопросов и проявлять активное участие в жизни общественных организаций в целом, а ветеранских в особенности, что позволит максимально оперативно решать задачи, требующие нормативно-правового регулирования, и будет содействовать укреплению взаимодействия органов власти и общества.

Да, может, для коммерческой организации – арендатора такой договор аренды не несет каких-либо рисков.

Однако некоммерческая организация (НКО) вправе осуществлять только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям, для достижения которых она создана (целям, указанным в уставе (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ). Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, НКО ограничена в выборе видов коммерческой деятельности, в отличии от коммерческих организаций, которые вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, достаточно только внести изменения в ЕГРЮЛ и устав (при необходимости), и получить лицензию. Однако прямого запрета или ограничений на передачу в аренду некоммерческой организацией временно не используемых площадей законодательством не установлено. Поэтому если передача имущества в аренду не запрещена уставом и совместима с целевой деятельностью организации, НКО вправе заключить договор аренды. Если запрет в уставе установлен – есть риск признания такого договора недействительным (в суде, по иску заинтересованных лиц).

При этом правила заключения такого соглашения одинаковы для всех хозяйствующих субъектов: договор аренды должен быть заключен в письменной форме, долгосрочный договор аренды – т. е. заключенный на срок от 1 года – подлежит обязательной государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Причем он считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ , п. 3 ст. 433 ГК РФ). Если такой договор не зарегистрирован, то для всех третьих лиц он считается незаключенным и не порождающим правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору.

Регистрация договора аренды производится территориальными органами Росреестра в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме».

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться любая из сторон договора (абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее – Закон о госрегистрации).

Общий перечень документов, представляемых на регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184 . В частности, в него входят устав организации, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор, свидетельство о государственной регистрации юридического лица и т. п.

Государственная пошлина за регистрацию договора аренды взимается в размере 2 тыс. руб. с физических лиц и 22 тыс. руб. с организаций ().

Государственная регистрация по общему правилу осуществляется в течение месяца со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации).

Регистрация договора

Если организация сдает в аренду недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Главбух советует: для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609 , п. 2 ст. 651 ГК РФ). По окончании этого периода продолжите исполнять условия договора (если нет возражений со стороны арендодателя или арендатора). Тогда соглашение будет пролонгировано на неопределенный срок ( , п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Ситуация: нужно ли регистрировать в отделении Росреестра договор аренды нежилого помещения в здании. Договор заключается на год и более

Да, нужно.

Несмотря на то что нежилые помещения в зданиях не относятся к зданиям или сооружениям, они неразрывно с ними связаны. Поэтому данные объекты также являются недвижимостью. В Гражданском кодексе РФ нет особых правил для регистрации договоров аренды нежилых помещений в зданиях. Следовательно, к ним применяются общие правила. Поэтому если срок аренды нежилого помещения в здании превышает или равен году, то его нужно зарегистрировать (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Необходимость госрегистрации договоров аренды нежилых помещений подтверждает информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53 .

Ситуация: нужно ли регистрировать договор аренды в Росреестре, если он был заключен на срок менее года, а затем пролонгирован на неопределенный срок

Нет, не нужно.

Порядок госрегистрации договоров аренды прописан в Законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ . С заявлением о регистрации договора в территориальное отделение Росреестра (по местонахождению недвижимости) имеет право обратиться любая из сторон (как арендодатель, так и арендатор). Форма заявления о регистрации прав на недвижимость законодательством не установлена. Поэтому территориальные отделения Росреестра разрабатывают такие бланки самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Если в аренду сдается земельный участок, то заявитель дополнительно должен приложить кадастровый план участка. Если предметом договора аренды являются здания, сооружения (их части) – представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем следует выделить те помещения, которые передаются арендатору, и указать их площадь.

Такой порядок следует из положений , пункта 4 статьи 2 и статьи 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 .

В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Стороны могут представить иной документ, содержащий графическое и (или) словесное описание передаваемого в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 1000 руб., для организаций – 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Никаких правил относительно того, кто должен оплачивать госпошлину за госрегистрацию договора аренды недвижимости (арендатор или арендодатель), ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит. Поэтому данный вопрос нужно оговорить заранее – в момент заключения договора аренды (например, путем внесения условия об оплате госпошлины в содержание самого договора) ().

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями также могут быть лица, которым право сдавать имущество в аренду предоставлено законом или его собственником. Например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, владеющие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения (). Это предусмотрено в Гражданского кодекса РФ.

Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.

2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.*

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов».



error: Контент защищен !!