Виды нарушений режима налоговой тайны. Правовой режим защиты налоговой тайны

Кирилина Вероника Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия.

В российских нормативных правовых актах можно встретить упоминания различных видов тайн: государственной, служебной, адвокатской, врачебной, военной, профессиональной, коммерческой, нотариальной, личной или семейной, аудиторской, банковской; страхования, завещания, следствия, усыновления, связи, исповеди; конфиденциальности третейского разбирательства, конфиденциальности персональных данных <1> и др. В большинстве случаев законодатель приводит в соответствующем нормативном акте и определение данного вида тайны. Однако при этом отсутствует общее легитимное понятие "тайна", а в юридической науке по этому поводу единого мнения не сформировалось.

Все названные виды тайн объединяет то, что они являются разновидностями информации, доступ к которой ограничен. К данной категории информации надлежит отнести и налоговую тайну. Правовой режим ограничения доступа к информации установлен ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <2> (далее - Закон N 149-ФЗ). Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом. Пунктом 4 ст. 9 Закона N 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие "иная тайна", в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации. Названная статья также содержит бланкетную норму права, согласно которой условия отнесения информации к сведениям, составляющим такую тайну, обязательность соблюдения в отношении ее конфиденциальности, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

До вступления в силу части первой НК РФ понятие "налоговая тайна" в российском законодательстве отсутствовало, а в ст. 16 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <3> было сказано, что налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну.

В настоящее время налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, закрытый перечень которых приведен в п. 1 ст. 102 НК РФ. Таким образом, не являются налоговой тайной сведения: разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН); о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Перечни должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям, отнесенным к налоговой тайне, устанавливают соответственно Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и МВД России (п. 3 ст. 102 НК РФ) <4>.

<4> См., например: Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. N 1033 "Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" // Российская газета. 2004. 27 янв.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности являются обязанностью налоговых органов, а налогоплательщики и плательщики сборов соответственно имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). Пунктом 9 ст. 84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной. Поэтому требования о соблюдении налоговой тайны могут быть заявлены налогоплательщиком в любой момент, а не только по окончании налоговой проверки, в устной или письменной форме.

В соответствии со ст. 102 НК РФ понятие налоговой тайны является более широким по отношению к коммерческой тайне <5>. Как следует из легитимного определения налоговой тайны, к ее разглашению относятся использование или передача другому лицу не только производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей <6>, но и иных сведений, например данных регистров налогового учета (ст. 313 НК РФ).

<5> Понятие коммерческой тайны дано в ст. 3 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
<6> Для свидетелей, понятых и переводчиков - участников налоговых правоотношений обязанность соблюдать налоговую тайну НК РФ прямо не установлена.

В то же время данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), т.е. адрес, сведения о размере уставного капитала, о полученных лицензиях и т.п., не относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абз. 2 ст. 6 ФЗ N 129-ФЗ <7> (сведения о документе, удостоверяющем личность, банковских счетах).

<7> ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Также объектом, на который распространяется режим налоговой тайны, будет являться информация о наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика <8>.

<8> См.: письмо Управления ФНС России по г. Москве от 31 декабря 2008 г. N 09-17/122410 "О предоставлении налоговыми органами сведений о денежных средствах на счетах, по которым приостановлены операции" // Московский бухгалтер. 2009. N 4.

За нарушение правового режима налоговой тайны установлена административная и уголовная ответственность: ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Разглашение информации с ограниченным доступом" - наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.; ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" - лишение свободы на срок до 10 лет; ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни" - лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Кроме того, налоговые и иные вышеназванные органы, обязанные соблюдать налоговую тайну, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ. Должностные лица названных органов могут быть привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 192 - 195 и 238 Трудового кодекса РФ соответственно).

Исключения из режима налоговой тайны должны быть в обязательном порядке предусмотрены федеральным законом. Например , представление источниками формирования кредитной истории информации, определенной ст. 4 ФЗ N 218-ФЗ <9>, в бюро кредитных историй не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

<9> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в ред. от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44; 2007. N 31. Ст. 4011.

Согласно п. 2 ст. 64.1 НК РФ организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ, должна приложить к заявлению письменное согласие на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением этого заявления.

Несмотря на то, что правовой режим налоговой тайны в настоящее время довольно подробно урегулирован НК РФ и другими нормативными правовыми актами, некоторые нормы права все же вызывают вопросы у правоприменителей или требуют дополнительных разъяснений.

В 2004 г. режим налоговой тайны стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) <10>. Суд отметил, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ, исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральное законодательство предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

<10> См.: Определение КС РФ от 30 сентября 2004 г. N 317-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ламбина Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации". Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

Кроме того, КС РФ указал, что в п. 3 ст. 6 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <11> закреплены права адвоката, среди которых - возможность собирать необходимые для оказания юридической помощи сведения, в том числе запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций, которые обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии в порядке, установленном законодательством. Однако адвокат не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

<11> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Порядок доступа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен Приказом Министерства по налогам и сборам РФ (далее - МНС России) <12>. Названная информация предоставляется только на основании запроса, оформленного в письменном виде на бланках установленной формы, и направляется фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

<12> Приказ МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" // Российская газета. 2003. 3 апр.

В случае отсутствия в запросе ссылки на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации, печати или неуказания в нем цели, связанной с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, такой запрос по форме и содержанию не отвечает требованиям упомянутого Порядка и исполнению не подлежит <13>. Интересно, что, по мнению налоговых органов, подтверждение гербовой печатью подписи должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы от имени правоохранительного органа, не требуется <14>.

<13> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 29 августа 2007 г. N А14-15673-2006/614/34 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> См.: письмо Управления ФНС по г. Москве от 10 ноября 2008 г. N 09-12/104605 // Московский налоговый курьер. 2008. N 23 - 24.

Следует заметить, что к обоснованию, которое следует в обязательном порядке привести в запросе о предоставлении конфиденциальной информации, утвержденный МНС России Порядок относит, в частности: находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводятся оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации.

При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено возможности предоставления налоговым органом сторонней организации информации, содержащей отнесенные НК РФ к налоговой тайне сведения, с целью доказать в суде тяжелое имущественное положение ответчика.

Налоговый орган также не имеет права выдать исполнительному органу муниципального образования по его запросу информацию о суммах начисленных и уплаченных налогов конкретными налогоплательщиками, зарегистрированными на территории данного муниципального образования, необходимую ему для разработки доходной части бюджета, так как этот орган не указан в ст. 102 НК РФ в числе органов, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну <15>.

<15> Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (постатейный) / Сост. и авт. комментариев Ю.М. Лермонтов. Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс". 2009.

В то же время субъектами отношений, возникающих в рамках правового режима налоговой тайны, могут быть служба судебных приставов и взыскатель, которые вправе запросить конфиденциальную информацию. Согласно ч. 9 ст. 69 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <16> судебный пристав, исходя из размера задолженности, запрашивает сведения о наличии имущества должника у налоговых органов в случае их отсутствия. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению также вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении подобных сведений.

<16> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. Если же должник отсутствует по указанному в исполнительном документе адресу, у налогового органа запрашивается информация о его новом местонахождении. При этом письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания) <17>.

<17> См.: Приказ МНС России N ВГ-3-10/265, Минюста России N 215 от 25 июля 2000 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" // Российская газета. 2000. 30 авг.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <18> для выполнения возложенных обязанностей милиции также предоставляется право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну. Конфиденциальная информация, в том числе копии актов и решений по результатам мероприятий налогового контроля либо выписки из них, сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах и вынесенных санкциях, может быть предоставлена налоговым органом по запросу правоохранительного органа, если в его мотивировочной части даны ссылки на зарегистрированные и рассматриваемые в порядке ст. ст. 144 и 145 УПК РФ материалы <19>.

<18> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
<19> См.: письмо Управления ФНС по г. Москве от 29 сентября 2008 г. N 09-10/091384 // Московский налоговый курьер. 2009. N 1 - 2.

Кроме того, согласно Инструкции о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления <20>, акты и копии решений по выездным налоговым проверкам могут направляться в органы внутренних дел налоговыми органами в случае выявления ими признаков преступления, т.е. по инициативе самого налогового органа.

<20> См.: Приказ МВД России N 495, Приказ ФНС России N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" // Российская газета. 2009. 16 сент.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов предусматривает возможность выемки предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну. Такие процессуальные действия должны производиться в порядке, установленном УПК РФ.

Правоприменительная практика выявила проблему отнесения к объекту налоговой тайны информации о неуплате налогоплательщиком налога, на которой стоит остановиться подробнее. Как уже было сказано, не являются налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Но являются ли эти два понятия идентичными?

По мнению ФАС Центрального округа, законодатель имел в виду только налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в гл. 16 НК РФ, так как за их совершение установлена налоговая ответственность, а неисполнение налогоплательщиком обязанности уплаты налога в бюджет при отсутствии признаков налогового правонарушения не влечет применения к налогоплательщику мер налоговой ответственности и не рассматривается как нарушение законодательства о налогах и сборах. Следовательно, информация о неисполнении обязанности по уплате налога имеет статус налоговой тайны, и ее разглашение налоговым органам прямо запрещено законом <21>.

<21> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 29 августа 2007 г. N А14-15673-2006/614/34.

Однако в решениях ВАС РФ были признаны правильными выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств <22>. Таким образом, в арбитражной практике нет единого мнения по данному вопросу.

<22> См.: Определения ВАС РФ от 31 марта 2008 г. N 4302/08 по делу N А67-1687/07 и N 4251/08 по делу N А67-1463/07. Документы опубликованы не были // СПС "КонсультантПлюс".

Позиция Минфина России и ФНС России заключается в том, что сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней не составляют налоговую тайну, поскольку являются отражением налогового правонарушения, связанного с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов <23>. Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок при отсутствии признаков налогового правонарушения - это нарушение порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, следовательно, сведения об указанном нарушении также не могут составлять налоговую тайну <24>.

<23> См., например: письмо Управления ФНС России по г. Москве от 3 октября 2008 г. N 09-10/093263 // СПС "КонсультантПлюс".
<24> См.: письмо МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252 // Экономика и жизнь. 2002. N 12.

При анализе рассмотренных позиций следует обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего необходимо различать информацию о неисполнении обязанности по уплате налога и сведения об исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, поскольку первое понятие уже предполагает нарушение законодательства о налогах и сборах, а второе - нет. Кроме того, информация о суммах уплачиваемых налогов и сборов, которая может быть составной частью сведений об исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, относится к налоговой тайне, что было подтверждено судебной практикой <25>.

<25> См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2009 г. N 09АП-14702/2009-АК по делу N А40-4098/09-76-12; Постановление ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2009 г. по делу N А65-8173/2008 // СПС "КонсультантПлюс".

Важно также обратить внимание на то, что неисполнение обязанности по уплате налога является налоговым правонарушением, предусмотренным ст. 122 НК РФ, хотя совершившее его лицо не всегда может быть привлечено к ответственности. Статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в его совершении; совершение правонарушения лицом, не достигшим 16-летнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности), а ст. 111 НК РФ - перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии вышеназванных обстоятельств (п. п. 1 - 3 ст. 109, ст. 111 НК РФ) согласно общей теории права будет отсутствовать состав правонарушения, следовательно, данное деяние нельзя будет квалифицировать в качестве правонарушения <26>.

<26> См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002. С. 517.

И последний аргумент: при буквальном толковании пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ не составляют налоговой тайны только те сведения, которые содержат информацию исключительно о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них. Поэтому сведения о неисполнении обязанности по уплате налогов и сборов перестанут составлять налоговую тайну только с момента вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, или решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. При вынесении решения об отказе в привлечении к ответственности факт совершения налогового правонарушения будет считаться неустановленным, кроме случаев, когда лицо не подлежит привлечению к ответственности по истечении срока давности на основании п. 4 ст. 109 НК РФ.

На основании сказанного можно прийти к выводу, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов или информация о неисполнении обязанности по уплате налога (до вынесения вышеназванного решения) являются налоговой тайной и не могут быть предоставлены третьим лицам по их запросу.

Таким образом, в настоящее время режим налоговой тайны, его субъекты и объекты детально урегулированы законодательством Российской Федерации, однако процесс правоприменения все же выявил отдельные пробелы, которые на практике устраняются официальным и неофициальным толкованием и с помощью судебной практики. Также очевидно, что данный режим разработан, прежде всего, для налоговых и иных вышеназванных органов, обязанных соблюдать налоговую тайну, но доскональное его знание просто необходимо налогоплательщику для эффективной защиты конфиденциальной информации и своих прав, связанных с такой защитой.

Библиографический список

  1. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.
  2. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (постатейный) / Сост. и авт. комментариев Ю.М. Лермонтов. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2009.

Термин "экономическая информация" достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности .

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю - нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан , частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия "налоговая тайна" в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

  • от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ";
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях";
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает образования какого-либо перечня защищаемой информации. Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации , а соответствующие государственные органы , их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

В часть первую НК РФ включена ст. 102, содержащая нормы, которые определяют состав информации, составляющей налоговую тайну , и режим ее хранения.

Рассматривая содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, необходимо прежде всего определить, что представляет собой информация в целом.

При этом необходимо отметить, что при охране информации в режиме налоговой тайны материальный носитель значения не имеет. Бумажные носители, на которых осуществляется составление документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности, актов проверок, постановлений, протоколов, требований, решений налоговых органов, являются общепринятыми и наиболее распространенными. На бумажных носителях составляются документы, на которых присутствуют так называемые факсимильные идентификаторы юридического или физического лица, а именно подписи и печати. Магнитные и электронные носители стали использоваться для целей документирования налоговозначимой информации сравнительно недавно.

В соответствии со ст. 102 НК РФ сведениями, информацией, охраняемой в режиме налоговой тайны, могут быть любые сведения, прежде всего по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий. Например, в необходимых случаях при осмотре документов могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, а также снятие копии с документов и другие действия. Содержание таких сведений также может быть любым, т.е. включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

В комментарии к ст. 102 НК РФ С.Д. Шаталов отмечает: "Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (далее - контролирующие органы), а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья "закрывает" все сведения о налогоплательщике, за исключением прямо поименованных".

Отличительным признаком информации, охраняемой в режиме налоговой тайны, служит то, что сведениями, ее составляющими, являются только сведения о лице (налогоплательщике - физическом либо юридическом лице), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу.

Причем данные сведения должны быть получены налоговыми органами исключительно при соблюдении своих служебных обязанностей. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению.

Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете ";
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

В соответствии со ст. 82 НК РФ в качестве гарантии сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, согласно которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике, составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

В соответствии со ст. ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливается обязанность для определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Данная обязанность может быть установлена для налоговых агентов, банковских организаций, свидетелей и просто физических лиц. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Информацию, необходимую для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с использованием этих ресурсов.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

  • о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях - в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;
  • о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, - в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;
  • о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы - частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, - в течение 10 дней;
  • о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц - в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;
  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах - в течение 10 дней после регистрации имущества;
  • о предоставлении прав на пользование природными ресурсами - в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
  • об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности , дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, - не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
  • о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения - не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Основываясь на этимологическом толковании слова "режим", предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну , необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам , органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям , сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность .

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях , отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств . В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим , которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве " исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций , в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

Налоговая тайна - предусмотренный законодательством о налогах и сборах специальный режим доступа и использования совокупности конфиденциальной информации о налогообязанных лицах, ставшей известной органам налогового администрирования и органам внутренних дел.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика ;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Согласно пункту 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо указанных в данной статье сведений.

Как следует из Определения КС РФ от 30 сентября 2004 г. N 317-О , специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен в ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. В решении ВАС РФ от 3 марта 2004 г. N 15527/03 разъяснено, что по своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.


Но нельзя не отметить достаточно спорную норму подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, в соответствии с которой режим налоговой тайны не распространяется на сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения . Соответственно, такие факты, как наличие у налогоплательщика недоимки (п. 2 ст. 11 НК РФ), привлечение его к ответственности за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК РФ), формально не относятся к налоговой тайне. Более того, сведения о мерах ответственности за правонарушения по общему правилу должны быть открытыми для реализации возможности превенции правонарушений. Однако проблема состоит в том, что исходя из известного размера недоимки налогоплательщика по конкретному налогу, общедоступных сведений и правил НК РФ об исчислении данного налога вполне можно исчислить некоторый параметр, уже относящийся к налоговой тайне. Так, недоимка по НДС за определенный налоговый период позволяет ориентировочно оценить размер выручки налогоплательщика, с которой не уплачен данный налог. Возможно, по этой причине на практике крайне затруднительно получить от налоговых органов сведения о задолженности некоторого лица по налогам (пеням, санкциям).

Достаточно неоднозначная позиция приведена в письме Минфина РФ от 4 июня 2012 г. N 03-02-07/1-134: в нем фактически одобрен подход, в соответствии с которым сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной.

Интересно то, что режим налоговой тайны не является обязательным атрибутом налогового законодательства любой страны. Так, А.В. Брызгалин приводит пример Финляндии, в которой налоговая тайна отсутствует: каждый гражданин может, зайдя в налоговую инспекцию, узнать, сколько зарабатывают и платят налогов любые интересующие его люди. Такой подход, по мнению налоговиков, формирует налоговую солидарность, и сами граждане следят за налоговыми обязательствами друг друга <170>. Режим налоговой тайны в России, как и запреты п. 1 ст. 24 и ст. 25 Конституции РФ, по всей видимости, объясняются не только реакцией на криминогенную обстановку в России, но и являются результатом отрицания гипертрофированных и нечетких полномочий государства по контролю за личной жизнью граждан, которые были сформированы в советском периоде. По мнению А. Шайо, конституции рождаются в страхе перед былым деспотизмом. Они закрепляют свободу как отрицание институтов недавней тирании.


48. Выездные налоговые проверки: понятие, принципы и порядок проведения.

Выездная налоговая проверка - проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, проводимой на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Основные положения о порядке определения предмета выездной налоговой проверки .

1 . Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам .

2 . В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

3. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

4. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

5 . При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. При этом решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

Предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Периоды, за которые проводится проверка;

Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (Приказ МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок").

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев . Исчисление срока производится со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Срок проведения проверки может быть продлен до 4 месяцев , а в исключительных случаях - до 6 месяцев .

Приостановление срока проведения проверки возможно для:

1) истребования документов (информации) у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися Дт-ти проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

2) получения информации от иностранныхгосударственныхорганов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз ;

4) перевода на русский язык документов , представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление срока проверки осуществляется на основании решения руководителя налогового органа .

Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев . Исключение составляет случай приостановления проверки по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, если налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию в течение шести месяцев. Срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка - выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за Дт-тью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом , ранеепроводившимпроверку , на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции (если это не результат сговора )

В последний день проведения проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке , в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручает ее налогоплательщику или его представителю.

По результатам проверки вне зависимости от того, были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет, в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки .

Акт налоговой проверки подписывается лицами , проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Налоговая тайна

Понятие налоговой тайны

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст.102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы). Налоговую тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику, которому и предоставляется право требовать соблюдения тайны в отношении этих сведений (ст.21 НК РФ). Другим лицам такое право не предоставляется. Следовательно, «чужие» тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать необходимую информацию (ст.31 НК), а налогоплательщику – обязанность ее предоставить (ст.23 НК РФ). Несоблюдение налогоплательщиком такой обязанности влечет применение к нему мер ответственности, установленных ст.129 НК РФ.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны.

Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст.129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.

Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС.

Кроме того, отказ ИФНС влияет на права организации как налогоплательщика на получение налоговой выгоды, в том числе при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента – согласно сложившейся практике, налоговые органы весьма неохотно возмещают НДС налогоплательщикам, чьи контрагенты, оказавшись недобросовестными, данный налог не уплатили. Как правило, даже в свете Постановления Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 января 2009 года, где Суд указал, что: «Национальный законодатель вправе предусматривать определённые ограничения во избежание налоговых мошенничеств, но такие меры должны касаться должной осмотрительности налогоплательщиков-покупателей в определённых обстоятельствах (special diligence) и не могут сводиться к отказу в вычете при любой налоговой неисполнительности поставщика», российские налоговые органы относятся к возмещению при указанных обстоятельствах весьма скептически.

Исходя из сказанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:

  1. В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено;
  2. Налогоплательщик имеет возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у налоговых органов.

Соотношение банковской и налоговой тайны

Соотношение банковской и налоговой тайны также имеет свои особенности. В соответствии со ст.26 ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» банки обязуются хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Вместе с тем п. 11 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органам право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

В ст. 86 НК РФ предусмотрены обязанности банков в связи с учетом налогоплательщиков. К их числу помимо прочего относится обязанность сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязываются выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Вся эта информация будет охраняться в режиме налоговой тайны.

ТАЙНА НАЛОГОВАЯ - налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

47. Понятие и основание налогово-правовой ответственности. Место налогово-правовой ответственности в системе юридической ответственности

Предупредительные меры и меры пресечения, применяемые к налогоплательщикам в финансовой сфере, как правило, пред­шествуют осуществлению мер финансовой и правовой ответ­ственности за совершение налоговых нарушений, т. е. опережа­ют реализацию финансовых санкций, наложение администра­тивных и дисциплинарных взысканий, применение уголовного наказания.

Проблема юридической ответственности в сфере налогообло­жения (ответственности за нарушения налогового законо­дательства10) является в настоящее время весьма актуальной и привлекает внимание как ученых-юристов", так и экономис-

тов12. Не остается в стороне от анализа и исследования судебной практики по применению мер финансовой ответственности и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации13. Не остав­ляет, разумеется, равнодушными данная тема и самих налого­плательщиков (физических и юридических лиц).

Проблема ответственности за налоговые правонарушения является комплексной и должна разрешаться посредством ана­лиза и совершенствования действующего административного, финансового, уголовного и гражданского законодательства.

^ Основанием правовой ответственности является правонару­шение, характеризующееся всеми свойственными такому пра­вовому явлению признаками (противоправность, виновность, наличие причинной связи между противоправным действием и непосредственно наступившими его отрицательными послед­ствиями, наказуемость действия или бездействия).

В зависимости от вида и характера правонарушения разли­чаются и виды правовой ответственности. Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дис­циплинарную, гражданскую и материальную ответственность.

Весьма важным является вопрос об основании ответственнос­ти в налоговой сфере - в случае налогового правонарушения. Нарушения налогового законодательства могут служить основа­ниями для привлечения физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности. Следовательно, существует система законодательных и других нормативных актов, устанавливающих финансовую, административную, уго­ловную и дисциплинарную ответственность налогоплательщи­ков за совершенные ими налоговые правонарушения:

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г." (с по­следующими изменениями и дополнениями);

Закон Российской Федерации “О Государственной налого­вой службе Российской Федерации” от 21 марта 1991 г.15 (с последующими изменениями и дополнениями);

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс РСФСР;

Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. (содержит более 30 статей, в которых законодателем установлена ответственность за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов, пошлин и сборов).

В данной сфере действуют также и другие законы, посвящен­ные отдельным налогам, указы Президента Российской Федера­

ции, иные подзаконные нормативные акты, содержащие разъ­яснения по применению санкций и процедуре реализации мер правовой ответственности за налоговые правонарушения16.

Согласно Закону Российской Федерации “Об основах налого­вой системы в Российской Федерации” основанием ответствен­ности налогоплательщика и органа Государственной налоговой службы является совершенное ими правонарушение, состоящее в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогопла­тельщиком обязательств перед бюджетом, либо в нарушении органом (должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и интересов налогоплательщика (п. 7 ст. 11).



error: Контент защищен !!